Урок-подготовка к сочинению в 5 классе "Мой любимый цветок"
методическая разработка по русскому языку (5 класс) на тему
Урок-подготовка к сочинению в 5 классе "Мой любимый цветок"
Цели: подготовить учащихся к сочинению-рассуждению;
повторить разбор слова по составу, типы речи;
развивать монологическую речь учащихся, навык выразительного чтения;
воспитывать чувство прекрасного на лучших образцах поэтического и
музыкального искусства.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
podg._k_soch._cvetok.1.doc | 55.5 КБ |
Предварительный просмотр:
___________________________________________
Урок – подготовка
к сочинению «Мой любимый цветок»
(с элементами описания и рассуждения)
Интегрированный урок в 5 классе с применением
компьютерной презентации
учитель русского языка и
литературы Щербакова Е. А.
Цели: подготовить учащихся к сочинению-рассуждению;
повторить разбор слова по составу, типы речи;
развивать монологическую речь учащихся, навык выразительного чтения;
воспитывать чувство прекрасного на лучших образцах поэтического и
музыкального искусства.
Оборудование:
- Выставка книг и журналов о цветах.
- Стенд с фотографиями цветов, сделанными учениками.
- У каждого ученика на парте картинки, фотографии с изображением цветка, подобранные самими учащимися, памятки о работе в группе.
Ход урока
Слайд № 1
Тема урока
Слайд № 2
Эпиграф: Они прекраснее всего,
Что нам даёт природа на земле:
То – дар её бесценный,
Для всех искусств цветок –
Образчик неизменный.
Жак Делиль.
Учитель
Здравствуйте! Я рада приветствовать вас, дорогие ребята и уважаемые взрослые, в нашей мастерской. Мы входим в мир, как в двери мастерской. Мы можем сделать его лучше, красивее, потому что в каждом человеке заложена способность к творчеству. А часть радости творца обязательно передаётся его творению. Потом её почувствуют те, кто будет на это творение смотреть или – читать, слушать.
Выходит, что творчество – это передача по цепочке радости от того, что мир с тобой рядом прекрасен.
Наш сегодняшний урок – мастерская, где вы можете писать, сочинять, фантазировать, пробуя свои силы и совершенствуя свои возможности.
Уже пришла зима. На улице мороз, снег, однообразные серые, чёрные, белые краски. А мы попробуем перенестись в яркий, тёплый, волшебный мир, где царствует одно из самых чудесных творений на земле – цветок.
Слайд № 3
Видеосюжет «Вальс цветов»
Слайд № 4
Чтение стих. Н. Рубцова на фоне музыки
Светлеет грусть, когда цветут цветы,
Когда брожу я многоцветным лугом
Один или с хорошим другом,
Который сам не терпит суеты.
За нами шум и пыльные хвосты –
Всё улеглось! Одно осталось ясно –
Что мир устроен грозно и прекрасно,
Что легче там, где поле и цветы.
Учитель
- Что для вас связано со словом «цветок»? Запишите в тетрадь слово «цветок», а под ним – те слова, которые возникают у вас в памяти в связи со словом «цветок».
(Лето, радость, природа, пышность, аромат, красота, сад, раздолье, клумбы, счастье, любовь, улыбка, тепло, солнце, бабочка, весна, волшебный, запах, нежность, ласка, гордость, прелесть, дружба, радуга, чудесный и т. д.)
- А теперь попробуйте подобрать и записать слова, созвучные слову «цветок», рифмующиеся с ним.
(Лепесток, садок, кулачок, денёк, добрячок, колобок, звонок, росток, кружок, василёк, узелок, поток, пирожок, комок, снежок и т. д.)
- Проверим, что у нас получилось. Прочитайте записанные слова. Можно добавить к своим те слова, которые вам понравились у других.
Слайд № 5
Демонстрируется макет цветка
Учитель
- Цветок… Что может быть проще? Стебелёчек, лепесточек, тычинка, пестик, листок, соцветие…
Но в каждом – загадка. Так просто и так нелегко познать цветок. Чтобы понять его, попробуем на минутку сами превратиться в цветы.
Слайд № 6
Изображение цветка
Игра-этюд «Из семени в цветок» (1 чтец и 3 учащихся в роли цветка)
Чтец
- В земле лежит маленькое сморщенное семечко.
(Сжаться в комочек на полу, спрятать голову в колени и закрыть её руками)
- С тёплым весенним солнышком семечко начинает медленно расти.
(Медленно приподнять голову, чуть приподняться)
- У него раскрываются листочки.
(Руки вытянуть в стороны и кверху)
- Растёт стебелёчек.
(Встать на ноги)
- Появляются цветоносы с бутонами.
(Руки вытянуты вверх, пальцы сжаты)
- Наступает радостный момент, и бутоны лопаются.
(Резко разжать пальцы)
- Росток превращается в красивый сильный цветок. Наступает лето, цветок хорошеет, любуется собой.
(Осмотреть себя)
- Улыбается цветам-соседям.
(Улыбнуться соседям)
- Кланяется им, слегка дотрагивается до них своими лепестками.
(Кончиками пальцев дотянуться до соседей)
- Но вот подул ветер, наступает осень. Цветок качается в разные стороны, борется с непогодой.
(Раскачиваться из стороны в сторону руками, головой, телом)
- Ветер срывает лепестки и листья.
(Опускаются руки)
- Цветок сгибается, клонится к земле и ложится на неё.
(Опуститься на пол)
- Ему грустно. Но вот пошёл зимний снежок. Цветок опять превратился в маленькое семечко.
(Свернуться на полу)
- Снег укутал семечко, ему тепло и спокойно. Скоро опять наступит весна и оно оживёт!
Учитель
Давайте же пристальнее всмотримся в этих знакомых незнакомцев, вместе с мастерами слова приоткроем завесу над тайнами цветов и облечём их в слова.
Учитель
- Во время выступления чтецов записать наиболее яркие, понравившиеся вам слова и словосочетания, характеризующие цветок.
Слайды № 7-11
На фоне музыки и изображений цветов учащиеся читают стихотворения о цветах
Учитель
Вы все, без сомнения, любите цветы. И у каждого есть среди огромного множества великолепных цветов свои любимцы, те, что дороже и милее других. Кто-то любит весёлое, жизнерадостное многоцветие анютиных глазок, другой восхищается царственным великолепием розы, третьему милее нежная, верная и немного грустная незабудка, а кто-то больше всего ценит гордость и благородство рыцаря-гладиолуса. Множество самых разнообразных цветов, и каждый по-своему прекрасен.
Вы принесли на урок фотографию или картинку с изображением любимого цветка. Положите её перед собой и попробуйте сами вдохновенно, учась у великих мастеров слова, подобрать наиболее точные и образные слова для описания цветов.
(Ребята работают в течение нескольких минут. Затем по очереди читают записанные слова, словосочетания, добавляют к своим записям то, что понравилось у других.)
Учитель
- За короткое время вы успели выполнить несколько нелёгких заданий и, наверное,
почувствовали и радость, и удовольствие. Попробуем выполнить ещё одно задание, призвав в помощники свою фантазию.
Послушаем ещё раз прекрасную музыку «Вальс цветов» П. И. Чайковского. Слушая эту удивительную музыку, попробуйте описать, что вы представляете, видите, чувствуете.
Слайд № 12
Видеосюжет «Вальс цветов»
Выступления учащихся
- Слушая вальс цветов, я представляла луг, на котором много чудесных цветов. Музыка торжественная и в то же время нежная, лёгкая и красивая. Мелодия передаёт таинственность и красоту цветов. Я вижу жёлтые, красные, розовые, голубые лепестки.
- Я представляю фантастическую картину: цветы, подхваченные ветром, взлетают ввысь, в небо, начинают кружиться в чудесном, немного загадочном танце.
- Когда я слушаю «Вальс цветов», я представляю большую поляну, она вся в цветах. Идёт маленький дождик, тихим мелодичным звоном он ложится на землю. Цветы радуются дождику, с удовольствием впитывают влагу.
- Слушая музыку, я закрываю глаза и ясно представляю себе разнообразные цветы: фиалки, розы, незабудки, ромашки. Они потихоньку раскрывают свои лица-бутоны и кружатся в вихре вальса. Так и хочется самому закружиться с ними.
Учитель
- Хорошо быть цветком. Тебя фотографируют, посвящают тебе стихи, песни, пишут картины, бережно заботятся, ты в центре любого праздника.
Хорошо… Если к тебе не тянутся жадные руки, чтобы сорвать, смять и выбросить или засунуть в тесную вазу, залить холодной водой и забыть на неделю на сквозняке или у жаркой батареи.
Цветок – это нежное и хрупкое чудо природы – требует от нас доброго, чуткого, бережного отношения.
Игра аромата и цвета,
Но ты на расчёты взгляни.
Что было бы с нашей планетой,
Когда бы исчезли они?
Инсценировка по сказке-были А. Платонова «Неизвестный цветок»
1-й ведущий
Жил на свете маленький цветок. Никто не знал, что он есть на земле. Он рос
один на пустыре, где лежали одни старые серые камни, и меж ними была
сухая мёртвая глина.
2-й ведущий
Нечем было цветку питаться в камне и глине. Он трудился день и ночь,
чтобы жить и не умереть. Днём цветок сторожил ветер, чтобы собрать
пылинки, а ночью росу. Однако трудно было цветку питаться из одних
пылинок. Но он не хотел жить печально и старался изо всех сил расти.
1-й ведущий
В середине лета цветок распустил венчик сверху. Венчик был составлен из
лепестков простого светлого цвета, ясного и сильного, как у звезды. И как
звезда, он светился живым мерцающим огнём, и его видно было даже в
тёмную ночь.
2-й ведущий
И вот однажды шла поутру девочка Даша мимо того пустыря. На краю
пустыря Даша почувствовала благоухание. Она пошла в пустырь и увидела
около камня тот маленький цветок. Даша никогда ещё не видела такого
цветка – ни в поле, ни в лесу, ни в книге на картинке, ни в ботаническом саду.
Даша
- Отчего ты такой?
Цветок
- Не знаю.
Даша
- А отчего ты на других непохожий?
Цветок
- Оттого, что мне трудно.
Даша
- А как тебя зовут?
Цветок
- Меня никто не зовёт, я один живу.
Даша (осматриваясь)
- Тут камень, тут глина! Как же ты один живёшь, как же ты из глины вырос и не умер, маленький такой?
Цветок
- Не знаю.
Даша наклоняется и целует цветок.
1-й ведущий
На другой день в гости к маленькому цветку пришли все ребята из лагеря.
Даша привела их. Дети долго стояли вокруг маленького цветка и любовались
им, как героем.
2-й ведущий
Дети решили удобрить землю на пустыре. Тогда и маленький цветок,
неизвестный по имени, отдохнёт, а из семян его вырастут и не погибнут
прекрасные дети, самые лучшие, сияющие светом луны, которых нет нигде.
Слайды № 13-36
Фотографии цветов на фоне музыки.
Учитель
Хорошо, что нас ещё радуют голубые озёра незабудок, золотые луга одуванчиков, белые россыпи ромашек. И прекрасно, что остаются цветы в произведениях поэтов и писателей, на полотнах художников, в мелодиях музыкантов, в плавных линиях скульптуры. И среди алых, белых, голубых, лиловых, жёлтых цветов есть один, твой, самый любимый…
Расскажите о нём. Итак, тема домашнего сочинения: «Мой любимый цветок».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку "Подготовка к написанию сочинения по картине Саврасова "Грачи прилетели" с использованием ИКТ (5 класс)
Данная презентация является приложением к уроку"Подготовка к написанию сочинения по картине Саврасова "Грачи прилетели", конспект которого также дан в моём сайте....
Урок "Подготовка к написанию сочинения - рассуждения по данному тексту (Задание С1 ЕГЭ по русскому языку)
Подготовка к написанию сочинения - рассуждения по данному тексту....
Урок подготовки к написанию сочинения части С с использованием интерактивной доски
Урок проведен по тексту Д.С.Лихачева с использованием интерактивной доски....
Конспект открытого урока русского языка в 11 классе Тема урока: Подготовка к написанию сочинения в формате ЕГЭ.
Конспект урока очень удачный. Урок получился очень красивый и трогательный. Носил не только образовательный, развивающий характер, но и воспитательный....
Интегрированный урок - подготовка к сочинению - описанию "Мой любимый цветок"
Сегодняшний урок- мастерская, где вы можете рисовать, лепить, сочинять, писать, пробуя свои силы и совершенствуя свои возможности. ...
Интегрированный урок - подготовка к сочинению - описанию "Мой любимый цветок"
Сегодняшний урок- мастерская, где вы можете рисовать, лепить, сочинять, писать, пробуя свои силы и совершенствуя свои возможности. ...
Конспект урока развития речи в 9 классе.(Урок мужества) ТЕМА УРОКА: «Подготовка к написанию сочинения-рассуждения в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку (выполнение задания 15.3 части 3)».
Конспект урока развития речи в 9 классе.(Урок мужества)ТЕМА УРОКА: «Подготовка к написанию сочинения-рассуждения в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку (выполне...