Цветок (интегрированный урок - подготовка к сочинению)
план-конспект урока по русскому языку
ИТЕНГРИРОВАННЫЙ УРОК - ПОДГОТОВКА К СОЧИНЕНИЮ « ЦВЕТОК» ( С ЭЛЕМЕНТАМИ ОПИСАНИЯ И РАССУЖДЕНИЯ).
Цель урока:
Образовательные:
закрепление знаний учащихся о разных приёмах
рисования цветов и создания рассказа-впечатления по выполненной
работе;
Развивающая:
развитие речи учащихся через расширение объёма
словарного запаса в процессе выполнения творческой работы по теме
«Цветы» и умения видеть и передать красоту окружающей природы;
Воспитательная:
содействие в ходе урока формированию мировоззренческих понятий:
познаваемость мира и природы, красота и необъятность , любовь и
восхищение природой.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tsvety._integrirovannyy_urok.doc | 53.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ИТЕНГРИРОВАННЫЙ УРОК - ПОДГОТОВКА
К СОЧИНЕНИЮ « ЦВЕТОК» ( С ЭЛЕМЕНТАМИ
ОПИСАНИЯ И РАССУЖДЕНИЯ).
Цель урока:
Образовательные:
закрепление знаний учащихся о разных приёмах
рисования цветов и создания рассказа-впечатления по выполненной
работе;
Развивающая:
развитие речи учащихся через расширение объёма
словарного запаса в процессе выполнения творческой работы по теме
«Цветы» и умения видеть и передать красоту окружающей природы;
Воспитательная:
содействие в ходе урока формированию мировоззренческих понятий:
познаваемость мира и природы, красота и необъятность , любовь и
восхищение природой.
Задачи:
- рефлексировать сознание детей на особенности описание цветов и
разнообразие «цветочной лексики», закрепить учебные нывыки
детей по выполнению пейзажных (цветочных) изображений, испол-
зуя приёмы рисования и поделочных работ;
- способствовать выработке у учащихся умение определять эмоцио-
нальное содержание живописных произведений с сопутствующим
овладением лексики;
Метапредметные результаты:
*Регулятивные: умение осуществлять целеполагание, включая
постановку новых целей, преобразование практической задачи
в познавательную; умение самостоятельно контролировать своё
время и управлять им.
*Коммуникативные: умение учитывать разные мнения и стремиться
к координации различных позиций в сотрудничестве; приходить
к общему решению в совместной деятельности.
*Познавательные: проводить наблюдения под руководством учителя,
давать определение понятиям, стимулировать креативность
учащихся .
Предметные результаты: понимание определяющей роли языка
в развитии ителлектуальных и творческих способностей личности
и самообразования; обогащение активного и потенциального
словарного запаса, расширение объёма грамматических средств для
свободного выражения мыслей и чувств.
Оборудование: листы формата А4,гуашь, кисти , клей, пластилин.
А.П. Чайковский «Вальс цветов». Репродукции цветов.
Ход урока.
Памятка « Как работать в группе».
- Будь уважителен и добр к каждому члену группы.
Выслушивай каждого. Говори по существу.
- Внимательно прочитайте, прослушайте задание.
Уточните, все ли каждому понятно в нём.
- Обсудите поставленный вопрос в группе.
Сформулируйте ответ точно, грамотно и красиво.
- Запишите ответ каждый в своём черновике.
- При необходимости обратитесь за разъяснением к учителю,
словарям.
Вдохновения, терпения, удачи.
-Здравствуйте. Мы рады приветствовать вас, дорогие ребята и
уважаемые взрослые, в нашей мастерской. Творческого вдохновения всем нам!
1. Ты входишь в мир, как в двери мастерской. Ты можешь сделать его лучше, красивее, потому что в каждом человеке заложена
способность к творчеству. А часть радости творца обязательно передаётся его творению. Потом её почувствуют те, кто будет на
это творение смотреть- или читать, слушать.
Выходит, что творчество- это передача по цепочке радости того,
что мир рядом с тобой прекрасен.
2. Давайте и мы сегодня, говоря об одном из самых чудесных творений на земле - цветке, постараемся сделать это вдохновенно,
учась у великих мастеров, по отношению к которым все мы
подмастерья или ученики.
Наш сегодняшний урок - мастерская, где вы можете рисовать,
лепить, сочинять, писать, пробуя свои силы и совершенствуя свои
возможности. Учителя-помощники (или ученики).
( Заранее определяется группа ребят-ваятелей и приступает к лепке).
( На фоне музыки.)
Светлеет грусть, когда цветут цветы
Когда брожу я многоцветным лугом
Один или с хорошим давним другом,
Который сам не терпит суеты.
За нами шум и пыльные хвосты-
Всё улеглось! Одно осталось ясно-
Что мир устроен грозно и прекрасно.
Что легче там, где поле и цветы.
Что для вас связано со словом цветок?
Запишите слово цветок в левом углу своего листка, а под
ним те слова, которые возникают у вас в памяти в связи со
словом цветок; а в правый столбик запишите слова,
созвучные слову цветок, рифмующиеся с ними. На выполнение
задания даётся одна минута.
Вот неполный перечень слов из работ:
левый столбик : лето, радость, природа, пышность, красота, сад, аллея, раздолье, счастье, любовь, улыбка, тепло, солнце, бабочка,
май, неожиданность, волшебный, запах, нежность, ласка, гордость,
прелесть, дружба, радуга, чудесный;
правый столбик: садок, кулачок, лепесток, колобок, денёк, звонок,
кружок, росток, василёк, узелок, поток, белок, пирожок, комок,
снежок, редок.
После чтения некоторыми своих работ и их обсуждения продолжаем:
-Цветок?
-Цветок. ( Демонстрирует макет цветок). Цветок… Что может быть проще? Стебелёчек, лепесточек…
- Но в каждом слове загадка. Вы только вслушайтесь: лепесток,
тычинка, пестик…
- Давайте попытаемся проникнуть в тайну названий.
( Группам раздаются карточки с заданиями. Для работы
каждой группе дано одно слово.)
Карточка.
- Разберите слово по составу ( при необходимости обратитесь
к словообразовательному словарю).
2. Вдумайтесь в значение, сосредоточенное в корне (при необ-
ходимости обратитесь к словарям).
3.Подберите однокоренные слова.
4. Объясните значение слова.
- Послушайте небольшой этюд о слове безуханный:
При чтении стихотворения А.С. Пушкина «Цветок»:
Цветок засохший, безуханный,
Забытый в книге вижу я…-
Может вызвать недоумение слово безуханный..
Тут надо вспомнить хорошо известный нам синоним слова аромат-
благоухание, где «ухание» означает «запах» ,а «благо» указывает на то,
что запах приятный. Таким образом, безуханный означает
«без запаха».
Нелегко познать цветок. Чтобы понять его, попробуем на
минуту сами превратимся в цветы.
Звучит мелодия Скрябина « Этюд. Маргаритки».
Начинается игра-этюд «Из семени в цветок».
Я предлагаю вам превратиться в маленькое сморщенное семечко
( сжаться в комочек на полу, спрятать голову в колени и закрыть
её руками).
Садовник очень бережно относится к семенам, поливает их (гладит
по голове и телу), ухаживает за ними
.
С тёплым весенним солнышком семечко начинает медленно расти.
(дети поднимаются).
У него раскрываются листочки ( руки тянутся кверху), растёт стебелёк
(вытягивается тело), появляются цветоносы с бутонами ( руки в стороны, пальцы сжаты).
Наступает радостный момент, и бутоны лопаются ( резко разжимаются
кулачки), и росток превращается в красивый сильный цветок.
Наступает лето, цветок хорошеет, любуется собой ( осмотреть себя),
Улыбается цвета- соседям ( улыбки соседям), кланяется им, слегка
Дотрагивается до них своими лепестками ( кончиками пальцев дотянуться до соседей)
.
Но вот подул ветер, наступает осень. Цветок качается в разные стороны, борется с непогодой ( раскачивание руками, головой, телом).
Ветер срывает лепестки и листья ( опускаются руки, голова), цветок сгибается, клонится к земле и ложится на неё. Ему грустно
Но вот пошёл зимний снежок. Цветок опять превратился в
маленькое семечко ( свернуться на полу). Снег укутал семечко, ему
тепло и спокойно.
Скоро опять наступит весна и оно оживёт!
Давайте же пристальнее всмотримся в этих знакомых незнакомцев, вместе с мастерами слова приоткроем завесу
над тайнами цветов и облечём их в слова. А вы, ребята,
во время выступления групп запишите наиболее яркие, понравившиеся вам слова и словосочетания, характеризующие цветок.
( На фоне музыки группы представляют заранее подготовленные литературные композиции).
- Попробуем теперь сами подобрать наиболее точные и образные слова для описания цветов.
Каждая группа получает художественную фотографию с изобра-
жением цветка и заданием подобрать за две минуты пять сравнений. Идёт проверка выполнения задания, пополняются материалы к сочинениям.
Вот такие сравнения предложили ребята:
Цветок
- огонь, солнце, оранжево-желтая карусель;
- бабочка, чаша, пышное платье, роскошный бант;
- колобок, кольцо, чаша;
- леденец, печенье с начинкой, причёска королевы;
- бутон- драгоценный камень в зелёной оправе;
- раскалённый металл, красный шёлк.
____ За короткое время вы успели выполнить несколько заданий и, наверное, почувствовали и радость и удовольствие.
Попробуем выполнить ещё одно задание, призвав в помощники свой опыт, фантазию и умение.
Игра « Продолжи строчку».
-Бутонов круглые бубенчики…
-Слуги весны в гости пришли…
-Я верил в чудеса…
-Однажды весной в долине лесной…
-Я коснулся лепестка…
-Кругом царила жизнь и радость…
-У меня секрет свой есть…
(Ребята зачитывают четверостишия).
-Хорошо быть цветком, тебя фотографируют, посвящают тебе стихи и песни, пишут картины, бережно заботятся, ты центре
любого праздника.
- Хорошо… Если к тебе не тянутся жадные руки, чтобы сорвать, смять и выбросить или засунуть в тесную вазу, залить холодной водой и забыть на неделю на сквозняке или у жаркой батареи.
Хорошо…
Игра аромата и цвета,
Но ты на расчёты взгляни.
Что было бы с нашей планетой,
Когда бы исчезли они?
Инсценировка по рассказу Ю. Яковлева «Неизвестный цветок».
- Хорошо, что нас ещё радуют голые озёра незабудок, золотые луга одуванчиков, белые россыпи, ромашек по
угорам. И прекрасно, что остаются они на полотнах художников, в мелодиях музыкантов, в плавных линиях
скульптуры. Давайте посмотрим, что получилось у наших
ваятелей.
(Выставка поделок из пластилина. Авторы рассказывают
о своих замыслах и их воплощении).
2. Посмотри на цветы…Помечтайте...
Есть у моря прекрасный сад. В нём- ароматы и туманы.
Море шумит. Его шуму вторит жужжание пчёл и шмелей.
Живыми лепестками вспархивают бабочки. И среди алых,
белых, голубых, лиловых, жёлтых цветов есть один, твой,
самый любимый…
Расскажите о нём. Итак, тема сочинения :« Мой любимый цветок».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок-подготовка к сочинению в 5 классе "Мой любимый цветок"
Урок-подготовка к сочинению в 5 классе "Мой любимый цветок" Цели: подготовить учащихся к сочинению-рассуждению...
Презентация к уроку "Подготовка к сочинению "Мой любимый цветок"
Презентация к уроку "Подготовка к сочинению "Мой любимый цветок"...
Интегрированный урок - подготовка к сочинению - описанию "Мой любимый цветок"
Сегодняшний урок- мастерская, где вы можете рисовать, лепить, сочинять, писать, пробуя свои силы и совершенствуя свои возможности. ...
Интегрированный урок - подготовка к сочинению - описанию "Мой любимый цветок"
Сегодняшний урок- мастерская, где вы можете рисовать, лепить, сочинять, писать, пробуя свои силы и совершенствуя свои возможности. ...
Интегрированный урок развития речи. Сочинение – описание по картине М.Врубеля «Царевна – Лебедь»
Интегрированный урок развития речи.Сочинение – описание по картине М.Врубеля «Царевна – Лебедь»...
Конспект уроков "Подготовка к сочинению по роману Ф.М. Достоевского. Написание сочинения".
Конспект уроков "Подготовка к сочинению по роману Ф.М. Достоевского. Написание сочинения"....
Технологическая карта интегрированного урока "Подготовка к сочинению-описанию игрушки с элементами росписи"
Интегрированные уроки раскрывают значительные педагогические возможности, обеспечивают формирование целостной научной картины мира. Данный урок помогает развивать у детей интерес к истории т кул...