Методическая разработка «Кирилл и Мефодий – просветители земли русской»
методическая разработка по русскому языку (6 класс) на тему

БАЛОБАНОВА СВЕТЛАНА ВЛАДИМИРОВНА

Разработка урока 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tema_uroka.docx27.61 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Кокинская основная общеобразовательная школа»

Методическая разработка

«Кирилл и Мефодий – просветители земли русской»

Балобанова Светлана Владимировна,

учитель русского языка и литературы

Кашира, 2015

Тема урока:  «Кирилл и Мефодий – просветители земли русской»

Цель урока:

1.Сформировать у учащихся представление о возникновении письменности у славянских народов, рассказать о жизни и деяниях равноапостольных Кирилле  и Мефодии – основателях славянской письменности
2. Способствовать осознанию учащимися тесной связи русского языка с другими славянскими языками, знанию истории родного языка.
3.Воспитание  уважительного отношения школьников к трудам христианских проповедников Кирилла и Мефодия, создавших первую славянскую азбуку.

Задачи урока: 

1.Познакомить детей с деятельностью болгарских просветителей  Кирилла и Мефодия, историей праздника.

2.Способствовать воспитанию уважительного отношения к букве, алфавиту, слову.

3.Воспитывать потребность совершать добрые  поступки и сопоставлять их с деяниями святых.

Технологии: проблемное обучение, компьютерные технологии

 Формы: индивидуальная, фронтальная, групповая

Методы: рассказ, беседа, метод иллюстраций, демонстраций, графические упражнения, просмотр

Виды деятельности учащихся: комментируют, обосновывают, выполняют упражнение, отвечают на вопросы, высказывают мнение, слушают,

Предметная область: культурологическая (русский язык, история, литература, мировая художественная культура)

Целевая аудитория: ученики 5-6 классов

Продолжительность: 45 минут

Оборудование:

Выставка книг на тему «Кирилл и Мефодий – учителя словенские»; презентация.

 Ожидаемые результаты: повышение уровня мотивации учащихся 5-6 классов в изучении русского языка и культуры, воспитание интереса к истории, языку и традиции страны и народа.

Именно память помогает человечеству преодолевать время,
 она накапливает то, что называется культурой.

Д. Лихачёв


                                                                                      Ход урока  
1.Организация начала урока. Определение целей и задач урока
- Ребята, посмотрите на эпиграф урока. Как вы понимаете слова Лихачева? Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить?

(О культуре, о прошлом, о памяти…)
- Сегодня мы будем говорить о том, как появилась и развивалась письменная культура Древней Руси.

2. Рассказ учителя с использованием презентации
(Ученик читает стихотворение)
Оглянись на предков наших,

На героев прошлых дней.

Вспоминай их добрым словом-

Слава им борцам суровым!

Слава нашей стороне!

Слава русской старине!

Я рассказывать начну,

Чтобы люди знать могли

О делах родной земли…

В монастырской келье узкой,

В четырех глухих стенах,

О земле о древнерусской

Быль записывал монах.

Он писал зимой и летом,

Озаренный тусклым светом.

Он писал из года в год

Про великий наш народ.

Н.Кончаловская

Каждый год  24 мая на Русскую землю приходит праздник весны – юный и древний – день славянской письменности и культуры. В России впервые этот день отметили в 1992 году. В этот день в Москве на Славянской площади был открыт памятник Кириллу и Мефодию.

У подножия этого памятника установлена Неугасимая Лампада -  знак вечной памяти.

С тех пор каждый год 24 мая мы чествуем Кирилла и Мефодия. Чем же они заслужили  такую честь? Почему же два тысячелетия помнят о них народы?

Сегодня мы совершим путешествие в старину, познакомимся с истоками создания славянской азбуки и её создателями.

Письменность – одна из важнейших составных частей человеческой культуры.

 Мы живем в мире надписей. Что было бы, если бы все надписи вдруг исчезли – сколько трудностей сразу возникло бы  в нашей жизни!

    Попробуем представить себе, какой была бы наша жизнь, если бы когда-то, тысячи лет  назад,  люди не изобрели письмо, не придумали, как записывать свои мысли, закреплять  в документах все, что нужно запомнить. Мы жили бы без книг и газет. Весь накопленный  людьми опыт передавался бы из поколения в поколение только устно.

Возникновение письменности относится к глубокой древности. Путь к ней был  долгим и сложным. Не сразу появились те системы письма, которые существуют ныне. Одно из величайших сокровищ культуры — древнейшие письменные памятники — все, что  записано на камнях и глине, на дереве и бересте, на пергаменте и на бумаге.

Современный алфавит — прямой потомок того, что был создан великими просветителями –   братьями Кириллом и Мефодием.

«В городе Солуне в Македонии жил знатный и богатый вельможа, званием

воин-сотник, по имени Лев. Жену его звали Марией. Жил он благочестиво, исполняя  все заповеди Божий... У него было семь сыновей: старшего звали Мефодием, а младшего Константином, в монашестве Кириллом». Так начинается «Житие Кирилла и Мефодия».

Константин был очень образованным для своего времени человеком. Ещё до поездки в Моравию он составил славянскую азбуку и начал переводить Евангелие на славянский язык. Так ещё в детстве он обручился с мудростью: для него знания, книги стали смыслом всей жизни.

О Мефодии известно, что он рано поступил на военную службу и в возрасте двадцати лет был назначен управителем одной из славяно-болгарских областей, подчиняющихся Византии. 10 лет был управителем одной из населённых славянами областей. Около 852 года он принял монашеский постриг, отказавшись от сана архиепископа, стал игуменом монастыря.  
Кирилл и Мефодий с группой своих учеников создали новую письменность, которая специально пpедназначалась  для записи славянской речи. Ею записаны переведенные ими с греческого на язык средневековых славян тексты христианской  литературы. 
Так появился новый для Европы книжно-литературный язык, называвшийся в ту пору славянским (словенским), а в наше время - старославянским.  Он же и стал прародителем русского литературного языка. 
Кирилл взял за основу греческий алфавит, состоящий из 24 букв, дополнил

его характерными для славянских языков шипящими — «Ж», «Ш», «Щ», «Ч» — и еще  несколькими буквами. Некоторые из них сохранились и в современном алфавите: «Б», «Ь», «Ъ», «Ы». Другие давно вышли из употребления: «ять», «юс малый» и «юс большой», «ижица», «фита». Итак, первоначально славянский алфавит состоял из 43 букв.  

(Показывает таблицу с кириллицей.)

 Каждая имела свое название: «А» — «Аз», «Б» — «Буки», «В» — «Веди», «Г» — «Глаголь»,  «Д» — «Добро» и так далее. Буквы имели не только звуковое, но и цифровое значение:  «А» — «1», «Б» — «2», «Р» — «100».

- А теперь поговорим о жизни славянской азбуки.

Жизнь славянской азбуки

             В разных славянских странах получила распространение изобретенная Кириллом и Мефодием азбука –кириллица, составленная в конце 9 начале 10 века, у каждой буквы свое название  аз”, “буки”, “веди”... “люди” ... “покой”... “ферт”... “ижица”...

Сидит ученик, читает по буквам: “мыслете-аз-мыслете-аз”. Что получилось? Оказывается - “мама”.  Ох, трудно азбуку выучить!          

   При князе Игоре дошла она и до Руси. Славянский алфавит росуществовал на Руси неизменным более семи столетий. Его создатели постарались, чтобы каждая буква первой русской азбуки была простой и четкой, легкой для письма. Они помнили о том, что буквы должны быть и красивыми, чтобы человек, едва увидевший их, сразу захотел овладеть письмом.

      Кириллица –название азбуки восходит  к имени проповедника христианства у славян просветителя Кирилла.

3.Выполнение творческого задания.

- Тема происхождения письма вызывает огромный интерес. Но её нельзя преподать только рассказом: надо и пописать самим.

- Вам даны карточки, на которых изображены буквы древнего славянского алфавита, или древнерусского. Попытайтесь повторить изображение, можно проявить творчество и продемонстрировать свои варианты, близкие к оригиналу, или свой вариант, выражающий смысловое значение буквы.

(учащиеся выполняют задания, потом показывают, что у них получилось)

- Мы с вами сделаем книгу, которую назовем «Буквы древнего славянского алфавита»

- Работа в группах: разделитесь на 3 группы. Попробуйте расшифровать древнее писание.  Сделайте это рядом с жирным шрифтом.

(Это задание можно выполнять так же с использованием карточек, после его выполнения, озвучить свои варианты.)

Аз Буки Веди 

Глаголь

 Добро

 Добро Живите зело земля 

Како люди мыслите – наш он покой. 

Рцы слово твёрдо.

Вариант перевода:

Я знаю буквы.
Письмо – это достояние.
Трудитесь усердно, Земляне!
Как подобает разумным людям.
Постигайте мироздание.
Несите слово убеждённо!
Знание – дар Божий.
Дерзайте, вникайте…
Чтобы Сущего свет постичь!

Другая расшифровка:

Аз Буки Веди – Я Бога ведаю. Аз – основа, начало. Я – с меня начинается мой мир. Основа всему – знание Бога и предков своих, то есть родителей, корней своих.

Глаголь Добро – говори, делай добро. Глаголь – это и слово и дело одновременно. Говорю – значит делаю, и делаю добро.

Добро есть жизнь. Только добро создаёт жизнь.

Живите зело земля – живите землёю – она кормилица наша.

Како люди мыслите – наш он покой. Т.е. как вы, люди думаете, таков и ваш мир.

Рцы слово твёрдо – говори слово твёрдо. Сказал – сделал.

Другие варианты перевода:

Аз Буки Веди – я буквы знаю.

Глаголь Добро – утверждай – добро есть.

Како люди мыслите – как праведные думайте.

Рцы слово твёрдо – исповедуй веру неуклонно.

- А сейчас, дорогие  ребята, проведем с вами небольшую викторину на тему нашей беседы. (фронтальная работа)

1.Кто создал славянскую азбуку?  (Кирилл и Мефодий)

2.Какой год считается годом возникновения славянского письма и книжного дела?   (863)

3.Почему Кирилла и Мефодия называют «Солунскими братьями»?

 (Место рождения братьев-просветителей город Солунь в Македонии)

4.Какое имя в миру до монашеского пострига  носил Кирилл?           (Константин)

5.Кто был старшим братом: Кирилл или Мефодий? (Мефодий)

6.Кто из братьев был библиотекарем, а кто воином? (Кирилл – библиотекарь,

Мефодий – военачальник, как и его отец)

7.Какой язык является древнейшим литературным языком?           (Славянский)

8.Сколько букв стало в современной азбуке после революции? (33 буквы)

9. Вспомните пословицы про  азбуку. («Азбука — к мудрости ступенька», «Азбуку учат — во всю избу кричат».)

10. Прочтите слова и назовите соответствующие буквы: «Глаголь», «Люди», «Покой». («Глаголь» — «Г», «Люди» — «Л», «Покой» — «П».)

11.  Составьте слова из букв «Покой», «Рцы», «Иже», «Ша», «Люди», «Аз»; «Веди»,  «Есть» «Слово», «Наш», «Аз»; «Добро» «У'к», «Есть», «Твердо»; «Веди» ,  «Есть», «Твердо», «Есть», «Рцы».  («Пришла весна, дует ветер».)

4. Подведение итогов.

- На этом позвольте закончить наше путешествие и знакомство со славянской письменностью.

(стихотворение читает ученик)

Молчат гробницы, мумии и кости, –
Лишь слову жизнь дана:
Из древней тьмы, на мировом погосте.
Звучат лишь Письмена.
И нет у нас иного достоянья!
Умейте же беречь
Хоть в меру сил, в дни злобы и страданья,
Наш дар бессмертный – речь.

- Солунские братья Кирилл и Мефодий – гордость всего славянского мира. Они  говорили: «Разве не для всех светит солнце, разве не для всех идет дождь, разве  не всех кормит земля? Все люди равны, все люди – братья, все равны перед  Господом, и всем нужна грамота». Православная церковь братьев Кирилла и Мефодия  причислила к лику святых.

5. Д.З.

- С помощью письма мы можем окунуться в прошлое. Представьте, что у вас есть возможность перемещаться и во времени. Напишите письмо славянским просветителям – обращение от людей XXI века.

- Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока на тему "Сын Земли Русской - Святой благоверный князь Дмитрий Донской"

Урок помогает ребятам лучше узнать историю своего Отечества,  познакомиться с лучшими примерами патриотизма....

Разработка урока "Святые равноапостольные Кирилл и Мефодий - просветители Славянские"

Разработка  рассказывает о жизни и трудах святых братьев Кирилла и Мефодия ...

Интегрированный урок из цикла «Воспитание гражданина и патриота России» Кирилл и Мефодий – просветители - славяне.

Кирилл и Мефодий – просветители-славяне. Цель:1) способствовать воспитанию чувства гордости за великую культуру, уважения к предкам, оставившим великое духовное наследие;2) раскрыть роль Кирилла ...

Методическая разработка интегрированного урока «Наш дом – Земля. Экология Земли – глобальная проблема человечества»

Методическая разработка интегрированного урока по биологии и географии, в рамках темы "Глобальные проблемы человечества". основным элементом структуры и содержания урока является документальный фильм....

Занятие в детском доме "Кирилл и Мефодий - просветители земли русской"

Цель: - Сформировать у воспитанников  представление о возникновении письменности у славянских народов, рассказать о жизни и деяниях равноапостольных Кирилле  и Мефодии – основател...

Методическая разработка "Проверочная работа "Великие просветители Европы"

Проверочная работа "Великие просветители Европы"...