Интегрированный урок из цикла «Воспитание гражданина и патриота России» Кирилл и Мефодий – просветители - славяне.
план-конспект занятия по литературе (5 класс) на тему
Кирилл и Мефодий – просветители-славяне.
Цель:
1) способствовать воспитанию чувства гордости за великую культуру, уважения к предкам, оставившим великое духовное наследие;
2) раскрыть роль Кирилла и Мефодия в деле просвещения славянских народов.
Оборудование: фотографии памятников Кириллу и Мефодию, азбука «Кириллица», иллюстрация древних книг.
Эпиграф на доске.
Братцы! Двоицу святую
В день сей радостно почтим!
Просветителей честную
Память светло совершим.
Песнью хвальною, велегласною
Да восхвалим их:
Радуйся, Кирилле, радуйся, Мефодие,
Радуйтесь славянских стран апостолы!
«Хвалебная песнь» святым Кириллу и Мефодию
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kirill.docx | 16.62 КБ |
Предварительный просмотр:
Интегрированный урок из цикла «Воспитание гражданина и патриота России»
Кирилл и Мефодий – просветители-славяне.
Цель:
1) способствовать воспитанию чувства гордости за великую культуру, уважения к предкам, оставившим великое духовное наследие;
2) раскрыть роль Кирилла и Мефодия в деле просвещения славянских народов.
Оборудование: фотографии памятников Кириллу и Мефодию, азбука «Кириллица», иллюстрация древних книг.
Эпиграф на доске.
Братцы! Двоицу святую
В день сей радостно почтим!
Просветителей честную
Память светло совершим.
Песнью хвальною, велегласною
Да восхвалим их:
Радуйся, Кирилле, радуйся, Мефодие,
Радуйтесь славянских стран апостолы!
«Хвалебная песнь» святым Кириллу и Мефодию.
Слово учителя:
- Мы говорим сегодня о вашей Родине – России, это страна русичей, русских, россиян. Каждый из вас должен знать и помнить, откуда он родом, кто его предки. Род, родился, родословная, Родина – эти слова однокоренные, слова – родственники. Сегодня мы обратимся к своим истокам, воздадим дань прошлому.
Великий русский писатель и историограф Н.М. Карамзин писал: «История ума представляет две главные эпохи: изобретение букв и типографии, все другие были их следствием. Чтение и письмо открыли людям мир».
Как возникла славянская азбука, кто является её изобретателем – на эти вопросы мы сегодня и ответим.
Новые слова, понятия:
Святители – епископы или архиереи, угодившие Богу своей жизнью.
Подвиг просветительства. Просветительство – это великий подвиг – труд создания славянской азбуки, чтобы сделать язык письменным и перевести на него Библию и богослужение. Надо было не только создать азбуку, но и научить ею пользоваться, открыть школы, создать буквари, подготовить учителей.
Почти за 100 лет до крещения Руси совершилось великое событие: в первый раз раздалось слово Божие на родном для славян языке. Это великое дело совершили два брата, Кирилл и Мефодий, которых стали называть славянскими первоучителями.
День памяти святых Кирилла и Мефодия – 24 мая.
Более 1115 лет назад братья Кирилл и Мефодий принесли на земли славян свет письменности и знаний. Произошло это в 863 году.
Братья родились в многодетной семье военачальника, служившего в Солуни, городке на границе Болгарии и Греции. Мефодий был старше на 6 лет, мальчики с детства знали 2 языка: родной греческий и славянский.
Константин (Кирилл) получил блестящее образование при дворе императора, он отличался от других учеников блестящими способностями, быстрым и живым умом. Оба брата жили духовной жизнью, не придавая значения богатству, карьере, славе. Младший брат переводил, писал, создавал славянскую азбуку, старший – издавал книги, руководил школой, писал гимны и проповеди в стихах.
Константину пришлось нелегко, с появлением славянской письменности стали пустеть храмы, где проповедовали немецкие священники, и полны были те, где звучала славянская речь. Немцы объявили братьев вне закона, и те были вынуждены отправиться в Рим, там сам папа освятил славянские книги. Константину не суждено было вернуться на Родину.
Тяжело заболев, он принял постриг, получил имя Кирилл и через несколько часов скончался. Умирая, он сказал брату: «Вот, брат, были мы с тобой парой в одной упряжке и пахали одну борозду. И я на поле падаю, окончив день свой. Не смей оставлять учительство своё …»
Мефодий, похоронив брата, вернулся к славянам, но по ложному доносу был схвачен и заключён в тюрьму, в которой томился два с половиной года.
С большим трудом ученики добились его освобождения.
До конца своей жизни Мефодий продолжал учительскую и просветительскую деятельность.
Та азбука, которую основали Кирилл и Мефодий, менялась на протяжении веков. Но летописи, которые являются важнейшими историческими памятниками, написаны на старославянском языке. Начертания букв славянского алфавита дают нам возможность увидеть мир глазами наших предков. Начертание буквиц таило в себе чертёж мира, здесь можно увидеть поступь зверя, изгиб крыла, сплетение корней, контуры двойников – солнца и сердца. Эти буквицы поют, щебечут, издают звериный рык, летают, скачут, говорят.
Каждая буквица неповторима, как неповторим каждый лист на дереве жизни.
Первая буква в кириллице Аз. Не случайно пословица гласит: «Сперва аз да буки, потом и науки». Народные пословицы сохранили воспоминания о трудности изучения азбуки. Назовите их. (Например, «Аз, буки, веди страшны как медведи», «Азбуку учат – на всю избу кричат»).
А сейчас проведем викторину по теме занятия.
Викторина
Вопрос (задание)
1. – Каково происхождение слов «азбука» и «алфавит»? («Азбука» - слово исконно русское («аз» и «буки» - первые буквы), «алфавит» - греческое слово («альфа», «вита» - его первые буквы))
2. Являются ли слова «азбука» и «алфавит» - синонимами? (Да. Оба означают «совокупность букв», расположенных в особом порядке)
3. Где в практике люди применяют алфавитный порядок? (Алфавит необходим при составлении словарей, справочников, списков)
4. Какие буквы были устранены из старославянской азбуки? (Зело, н – десятеричное, омега, ять, юс малый, юс большой, кси, пси, фита, ижица)
5. Какие буквы постепенно обновили славянский алфавит? (Сначала введены Э, Я, потом Й, Е)
6. Какая славянская азбука отличалась от кириллицы формой букв, а в остальном совпадала? (Глаголица (от слов «глагол», «глаголить», т.е. «речь», «говорить»))
7. Какое название имел предложный падеж в древнерусском языке? (Местный)
8. Какой падеж упразднён? (Звательный)
9. Как чтят память Кирилла и Мефодия в других странах? (Каждый год 24 мая в России, Болгарии и других славянских государствах отмечается День славянской письменности)
10. Какая награда учреждена в Болгарии? (Орден Кирилла и Мефодия)
11. В каких странах до сих пор используют кириллицу? (в странах СНГ, Болгарии, Югославии, Монголии)
12. Мирское имя Кирилла? (Константин)
13. Кем был отец братьев? (Военачальник)
14. Какую букву назвали буквой – страшилищем? (Буки)
15. Как называется запись событий по годам? (Летопись)
16. Как называется одна из первых летописей? («Повесть временных лет»)
17. Как звали летописца – монаха, создавшего «Повесть временных лет»? (Нестор)
18. Как появилось название «Красная строка»? (Заглавные буквы рисовались красным цветом в виде диковинных зверей, птиц, растений)
19. Дано предложение в орфографии, которая была принята в России до 1918 года.
По дорогhнеслучилосьникакихъсобытiй.
Сколько отличий от того, как пишется это предложение сегодня? (Три)
Подведение итогов викторины.
Благодарственное слово потомков:
1 ученик.
Спасибо вам, буквы, что учите нас мудрости, доброте, красоте. Спасибо братьям Кириллу и Мефодию за то, что подарили нам славянскую азбуку. Они -гордость всего славянского народа.
2 ученик.
По широкой Руси – нашей матушке
Колокольный звон разливается.
Ныне братья святые Кирилл и Мефодий
За труды свои прославляются.
3 ученик.
Вспоминают Кирилла и Мефодия,
Братьев славных, равноапостольских,
В Белоруссии, в Македонии,
В Польше, Чехии, Словакии.
4 ученик.
Хвалят братьев премудрых в Болгарии,
В Украине, Хорватии, Сербии
Все народы, что пишут кириллицей,
Что зовутся издревле славянскими,
Все ученики вместе:
Славят подвиг первоучителей,
Христианских своих просветителей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Воспитание гражданина и патриота в условиях коррекционной школы (выступление на Первом международном слете учителей - Ялта-2012)
Опыт работы по патриотическому воспитанию в коррекционной школе VII вида. Выступление на Первом международном слете учителей - Ялта-2012....
Опыт работы. "Воспитание гражданина и патриота"
Тема опыта отражает направления работы педагогического коллектива школы в рамках подпрограммы «Возрастная воспитательная программа» (блок «Отечество») и подпрограммы «Зна...
"Проблема воспитания гражданина и патриота в дореволюционной России".
Познавательная статья об истоках и проблеме патриотического воспитания до 1917 года....
Интегрированный урок из цикла «Воспитание гражданина и патриота России» Тема: «Школа, образование, письменность в древнерусском государстве»
«Школа, образование, письменность в древнерусском государстве» Цели урока: - знакомство с историей возникновения письменности и алфавита Древней Руси, - расширение представлений учащихся о школе ...
Воспитание гражданина и патриота в современном обществе
Алексеева Наталья ВладимировнаТимчик Юлия ЮрьевнаУчителя ГБОУ школы №497Невского района Санкт-Петербурга...
Воспитание гражданина и патриота
Выступление на родительском собрании...
Роль хореографии в воспитании гражданина и патриота
Истинно патриотическим считается воспитание детей в хореографическом коллективе. Сохранение и изучение народных традиций - это ценнейшее культурное достояние народов, которое педагог дополнительного о...