рабочая программа по русскому языку для 7 класса
рабочая программа по русскому языку (7 класс) на тему

         Данная программа разработана на основе Федерального компонента государственного стандарта и на основе авторской программы М Т Баранова, Т А Ладыженской

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rp_po_rya_7_kl.doc342.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Александровская средняя общеобразовательная школа»

Лямбирского муниципального района

Республики Мордовия

Рассмотрена и одобрена

на заседании кафедры гуманитарных дисциплин

Протокол №1 от  25.08.2015 г.

заведующий кафедрой

________/Т. Н. Разумова                             

 

Утверждено

Приказ № 46/3 - Д от 31.08.2015

директор МОУ «Александровская средняя общеобразовательная школа»

 _________/ Сандина Т. В.

                     

                                                                           

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА

учебного курса «Русский язык» для 7 класса

                             

Составитель: И. М. Карпова,

учитель русского языка и литературы

                                               

                                         

                                                                         с. Александровка

2015 – 2016 уч. г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ  ЗАПИСКА

Курс русского языка направлен на достижение следующих целей, обеспечивающих реализацию личностно-ориентированного, когнитивно-коммуникативного, деятельностного подходов к обучению родному языку:

  • воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к русскому языку;
  • совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;
  • освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о русском речевом этикете;
  • формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию.

Общая характеристика учебного предмета

Язык – по своей специфике и социальной значимости – явление уникальное: он является средством общения и формой передачи информации, средством хранения и усвоения знаний, частью духовной культуры русского народа, средством приобщения к богатствам русской культуры и литературы.

Русский язык – государственный язык Российской Федерации, средство межнационального общения и консолидации народов России.

Владение родным языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.

В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.

Содержание обучения русскому языку отобрано и структурировано на основе компетентностного подхода. В соответствии с этим в V классе формируются и развиваются коммуникативная, языковая, лингвистическая (языковедческая) и культуроведческая компетенции.

Коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения.

Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции – освоение необходимых знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; овладение основными нормами русского литературного языка; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке и ученых-русистах; умение пользоваться различными лингвистическими словарями.

Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.

Курс русского языка для 5 класса  направлен на совершенствование речевой деятельности учащихся на основе овладения знаниями об устройстве русского языка и особенностях его употребления в разных условиях общения, на базе усвоения основных норм русского литературного языка, речевого этикета. Учитывая то, что сегодня обучение русскому языку происходит в сложных условиях, когда снижается общая культура населения, расшатываются нормы литературного языка, в программе усилен аспект культуры речи. Содержание обучения ориентировано на развитие личности ученика, воспитание культурного человека, владеющего нормами литературного языка, способного свободно выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, соблюдать этические нормы общения. Рабочая  программа предусматривает формирование таких жизненно важных умений, как различные виды чтения, информационная переработка текстов, поиск информации в различных источниках, а также способность передавать ее в соответствии с условиями общения.

Доминирующей идеей курса является интенсивное речевое и интеллектуальное развитие учащихся. Русский язык представлен в программе перечнем не только тех дидактических единиц, которые отражают устройство языка, но и тех, которые обеспечивают речевую деятельность. Каждый тематический блок программы включает перечень лингвистических понятий, обозначающих языковые и речевые явления, указывает на особенности функционирования этих явлений и называет основные виды учебной деятельности, которые отрабатываются в процессе изучения данных понятий. Таким образом, программа создает условия для реализации деятельностного подхода к изучению русского языка в школе.

Идея взаимосвязи речевого и интеллектуального развития нашла отражение и в структуре программы. Она, как уже отмечено, состоит их трех тематических блоков. В первом представлены дидактические единицы, обеспечивающие формирование навыков речевого общения; во втором – дидактические единицы, которые отражают устройство языка и являются базой для развития речевой компетенции учащихся; в третьем – дидактические единицы, отражающие историю и культуру народа и обеспечивающие культурно-исторический компонент курса русского языка в целом.

Указанные блоки в учебном процессе неразрывно взаимосвязаны или интегрированы. Так, например, при обучении морфологии учащиеся не только получают соответствующие знания и овладевают необходимыми умениями и навыками, но и совершенствуют все виды речевой деятельности, различные коммуникативные навыки, а также углубляют представление о родном языке как национально-культурном феномене. Таким образом, процессы осознания языковой системы и личный опыт использования языка в определенных условиях, ситуациях общения оказываются неразрывно связанными друг с другом

        Данная программа разработана на основе Федерального компонента государственного стандарта (2007) и на основе авторской программы М. Т. Баранова, Т. А. Ладыженской и Н.М.Шанского  « Программы общеобразовательных учреждений. Русский язык 5  -  9 классы», 2007 г..Рекомендованной  Министерством образования и науки Российской Федерации Согласована  с Примерной программой основного общего образования по русскому языку.

Место предмета «Русский язык» в базисном учебном плане

         Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает обязательное изучение русского (родного) языка   на этапе основного общего образования в VII классе – 136 часов. По «Программе для общеобразовательных учреждений» (авторы: М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Н.М.Шанский) на изучение предмета отводится 170 часов, по БУП-2004 предусмотрено  136 часов.  Рабочая учебная  программа общеобразовательной средней школы составлена для 7 класса  и содержит все темы, которые включены в федеральный компонент. Недельная нагрузка : 4 часа в неделю (136 ч.) Авторы  учебника «Русский язык.7  класс»: Т.А. Ладыженская М.Т. Баранов,  Л. А. Тростенцова

 Изучение учебного курса завершается проведением промежуточной аттестации в форме диктанта  по всем темам учебного курса в текущем году.

Общие учебные умения, навыки и способы деятельности

Направленность курса на интенсивное речевое и интеллектуальное развитие создает условия и для реализации надпредметной функции, которую русский язык выполняет в системе школьного образования. В процессе обучения ученик получает возможность совершенствовать общеучебные умения, навыки, способы деятельности, которые базируются на видах речевой деятельности и предполагают развитие речемыслительных способностей. В процессе изучения русского (родного) языка совершенствуются и развиваются следующие общеучебные умения: коммуникативные (владение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для учащихся сферах и ситуациях общения), интеллектуальные (сравнение и сопоставление, соотнесение, синтез, обобщение, абстрагирование, оценивание и классификация), информационные (умение осуществлять библиографический поиск, извлекать информацию из различных источников, умение работать с текстом), организационные (умение формулировать цель деятельности, планировать ее, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию).

Результаты освоения курса

Результаты обучения представлены в Требованиях к уровню подготовки выпускников, которые содержат следующие компоненты: знать/понимать – перечень необходимых для усвоения каждым учащимся знаний; уметь – перечень конкретных умений и навыков по русскому языку, основных видов речевой деятельности; выделена также группа знаний и умений, востребованных в практической деятельности ученика и его повседневной жизни.

ТРЕБОВАНИЯ К ЗНАНИЯМ, УМЕНИЯМ И НАВЫКАМ УЧАЩИХСЯ ПО   РУССКОМУ ЯЗЫКУ ЗА КУРС 7 КЛАССА.

Учащиеся должны знать определения основных изученных в 7 классе языковых явлений, речеведческих понятий, орфографических и пунктуационных правил, обосновывать свои ответы, приводя нужные примеры.

К концу 7 класса учащиеся должны овладеть следующими умениями и навыками:

  • производить морфологический разбор частей речи, изученных в 7 классе, синтаксический разбор предложений с причастным и деепричастным оборотами (в простейших случаях), а также сложных предложений с изученными союзами;
  • составлять предложения с причастными и деепричастными оборотами;
  • соблюдать нормы литературного языка в пределах изученного материала;

По орфографии.  Находить в словах изученные орфограммы, обосновывать их выбор, правильно писать слова с изученными орфограммами, находить и исправлять орфографические ошибки.

Правильно писать изученные в 7 классе слова с непроверяемыми орфограммами.

По пунктуации. Выделять запятыми причастные обороты, (стоящие после существительного), деепричастные обороты.

По связной речи. Адекватно воспринимать и создавать тексты публицистического  стиля на доступные темы. Подробно и сжато излагать повествовательные  тексты с элементами описания (как устно, так и письменно) внешности человека, процессов труда. Описывать человека, процессы труда; писать рассказы на предложенные сюжеты, сочинения рассуждения ( на материале жизненного опыта учащихся). Грамотно и четко рассказывать о происшедших событиях, аргументировать свои выводы.

Учебно-тематический план

Содержание

Общее кол-во часов

Сочинения

Изложения

Контрольные диктанты

Русский язык как развивающееся явление.

1

Повторение изученного в 5-6 классах.

13+2

1

1

Причастие.

22+4

1

1

2

Деепричастие.

9+1

1

Наречие.

20+3

2

2

Категория состояния.

4+1

1

Предлог.

10+1

1

Союз.

14+1

1

1

Частица.

15+2

2

1

Междометие

3+1

1

1

Повторение о обобщение изученного в 5-7 классах.

8+1

1

1

ИТОГО

136

10

3

9

Содержание учебного предмет

Русский язык как развивающееся явление  (1 ч)

ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО В 5—6 КЛАССАХ (14 + 2 ч)

Публицистический стиль, его жанры, языковые особенности.

МОРФОЛОГИЯ. ОРФОГРАФИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ (95 + 15 ч)

Причастие  (21 + 4 ч)

1. Повторение изученного о глаголе в 5 и 6 классах. Причастие. Свойства прилагательных и глаголов у причастия. Синтаксическая роль причастий в предложении. Действительные и страдательные причастия. Полные и краткие страдательные причастия. Причастный оборот; выделение запятыми причастного оборота. Текстообразующая роль причастий.

Склонение полных причастий и правописание гласных в падежных окончаниях причастий. Образование действительных и страдательных причастий настоящего и прошедшего времени (ознакомление). Не с причастиями. Правописание гласных в суффиксах действительных и страдательных причастий. Одна и две буквы н в суффиксах полных причастий и прилагательных, образованных от глаголов. Одна буква н в кратких причастиях.

2. Умение правильно ставить ударение в полных и кратких страдательных причастиях (принесённый, принесён, принесена, принесено, принесены), правильно употреблять причастия с суффиксом -ся, согласовывать причастия с определяемыми существительными, строить предложения с причастным  оборотом.

3. Описание внешности человека: структура текста, языковые особенности (в том числе специальные «портретные» слова). Устный пересказ исходного текста с описанием внешности. Выборочное изложение текста с описанием внешности. Описание внешности знакомого по личным впечатлениям, по фотографии.

Деепричастие (9 + 1 ч)

1.Повторение изученного о глаголе в 5 и 6 классах.

Деепричастие. Глагольные и наречные свойства деепричастия. Синтаксическая роль деепричастий в предложении. Текстообразующая роль деепричастий. Деепричастный оборот; знаки препинания при деепричастном обороте. Выделение одиночного деепричастия запятыми (ознакомление). Деепричастия совершенного и несовершенного вида  и их образование. Не с деепричастиями.

2. Умение правильно строить предложение с деепричастным оборотом.

3. Рассказ по картине.

Наречие  (20 + 3ч)

1.Наречие как часть речи. Синтаксическая роль наречий в предложении. Степени сравнения наречий и их образование. Текстообразующая роль наречий. Словообразование   наречий. Правописание не с наречиями на и -е; не- и ни- в наречиях. Одна и две буквы я в наречиях на и -е. Буквы о я е после шипящих на конце наречий. Суффиксы и на конце наречий. Дефис между частями слова в наречиях. Слитные и раздельные написания наречий. Буква ъ после шипящих на конце наречий.

2. Умение правильно ставить ударение в наречиях. Умение использовать в речи наречия-синонимы и  антонимы.

3. Описание действий как вид текста: структура текста, его языковые особенности. Пересказ исходного текста с описанием действий.

Категория состояния (4 + 1 ч)

1. Категория состояния как часть речи. Ее отличие от наречий. Синтаксическая роль слов категории состояния.

2. Выборочное изложение текста с описанием состояния человека или природы.

СЛУЖЕБНЫЕ ЧАСТИ РЕЧИ. КУЛЬТУРА РЕЧИ

Предлог  (10 + 1 ч)

1. Предлог как служебная часть речи. Синтаксическая роль предлогов в предложении. Непроизводные и производные предлоги. Простые и составные предлоги. Текстообразующая роль предлогов. Слитные и раздельные написания предлогов (в течение, ввиду, вследствие и др.). Дефис в предлогах из-за, из-под.

2. Умение правильно употреблять предлоги в и на, с и из. Умение правильно употреблять существительные с предлогами по, благодаря, согласно, вопреки. Умение пользоваться в речи предлогами-синонимами.

3. Рассказ от своего имени на основе прочитанного. Рассказ на основе увиденного на картине.

Союз  (14 + 1 ч)

1. Союз как служебная часть речи. Синтаксическая роль союзов в предложении. Простые и составе союзы. Союзы сочинительные и подчинительные; сочинительные союзы — соединительные, разделительные и противительные. Употребление сочинительных союзов в простом и сложном предложениях; употребление подчинительных союзов в сложном предложении. Текстообразующая роль союзов.Слитные и раздельные написания союзов. Отличие на письме союзов зато, тоже, чтобы от местоимений с предлогом и частицами и союза также от наречия так с частицей же.

2. Умение пользоваться  в речи союзами-синонимами.

3. Устное рассуждение на дискуссионную тему; его языковые особенности.

Частица  (15 + 1 ч)

1. Частица как служебная часть речи. Синтаксическая роль частиц в предложении. Формообразующие и смысловые частицы. Текстообразующая роль частиц. Различение на письме частиц не и ни. Правописание не и ни с различными частями речи.

2. Умение выразительно читать предложения с модальными частицами.

3. Рассказ по данному сюжету.

Междометие (3 + 1 ч)

1. Междометие как часть речи. Синтаксическая роль междометий в предложении.

Звукоподражательные слова  и  их отличие от  междометий. Дефис в междометиях. Интонационное выделение междометий. Запятая и восклицательный знак при междометиях.

2. Умение выразительно читать предложения с междометиями.

ПОВТОРЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ИЗУЧЕННОГО В 5 – 7 КЛАССАХ (8 + 1 ч)

Требования к уровню подготовки обучающихся на конец учебного года

В результате изучения русского языка обучающийся должен

знать/понимать

  • определение основных языковых единиц, речеведческих понятий, орфографических правил, обосновывать свои ответы, приводя примеры.

Уметь

  • производить словообразовательный разбор слов с ясной структурой; морфологический разбор изученных частей речи; синтаксический разбор предложений с 2 и 1 главными членами; с помощью толкового словаря выяснить нормы употребления слова; соблюдать нормы литературного языка в пределах изученного материала;
  • по орфографии – находить в словах изученные орфограммы, уметь обосновывать их выбор; правильно писать слова с изученными орфограммами; находить и исправлять орфографические ошибки;
  • по пунктуации – находить в предложениях смысловые отрезки, которые необходимо выделить знаками препинания, обосновывать выбор знаков препинания и расставлять их в предложении  в соответствии с изученными правилами;

по связной речи – составлять сложный план, подробно, сжато и выборочно излагать тексты с элементами описания помещения, пейзажа, собирать и систематизировать материал с учётом темы, описывать помещения, составлять рассказ на основе услышанного

      В школе изучается современный русский литературный язык, поэтому программу школьного курса русского языка  составляют основные сведения о нем. Вместе с тем в нее включаются элементы общих сведений о языке, истории языка, его современных разновидностях – территориальных, профессиональных.

Программа содержит:

отобранную в соответствии с задачами обучения систему понятий из области фонетики, лексики и фразеологии, морфемики и словообразования, морфологии, синтаксиса и стилистике русского литературного языка, а также некоторые сведения о роли языка в жизни общества, о языке как развивающемся явлении и т.д., речеведческие понятия, на основе которых строится работа по развитию связной речи учащихся, - формирование коммуникативных умений и навыков; сведения об основных нормах русского литературного языка;

сведения о графике, орфографии и пунктуации; перечень видов орфограмм и названий пунктуационных правил.

     Кроме перечисленных знаний о языке и речи, программа включает перечень орфографических, пунктуационных и речевых умений и навыков, которыми должны овладеть учащиеся.

Календарно-тематическое планирование

темы

урока

Тема урока

Количество часов

Тип урока

Содержание урока

Виды, формы контроля

Дата проведения

по плану

фактически

1

Русский язык как развивающееся явление

1

Беседа

Знакомство с учебником. Развитие языка, его совершенствование. Работа с текстом (ключевые слова в тексте).

Текущий, устный

03.09

03.09

1

Повторение изученного в 5 – 6 классах

13+2

2

Синтаксис. Синтаксический разбор.

1

Урок повторения

Основные синтаксические понятия. Синтаксический разбор предложения. Распространение предложений.

Текущий, устный и письменный

05.09

05.09

3

Пунктуация. Пунктуационный разбор.

1

Урок повторения

Знаки препинания при обращениях, однородных членах предложения, обобщающих словах. Развитие умения конструировать предложения по указанным схемам.

Текущий, устный и письменный

07.09

07.09

4 – 5

Лексика и фразеология

2

Урок повторения

 Основные лексические понятия. Навык работы со словарём. Синтаксический разбор и разбор по составу. Словарная работа.

Текущий, устный и письменный

08.09

08.09

6

Фонетика и орфография. Фонетический разбор слова. Диктант (входной контроль).

1

Урок повторения

Урок проверки ЗУН

Основные фонетические понятия. Отработка навыка фонетического разбора. Составление плана текста

Текущий, устный и письменный

10.09

10.09

7

Фонетика и орфография.

1

Урок повторения

Основные фонетические понятия. Отработка навыка фонетического разбора. Составление плана текста.

Текущий, устный и письменный

12.09

12.09

8

Словообразование и орфография.

1

Урок повторения

Однокоренные слова. Отработка навыка морфемного и словообразовательного разбора. Порядок синтаксического разбора. Различие форм слова и однокоренных слов.

Текущий, устный и письменный

12.09

9

Словообразование и орфография. Морфемный и словообразовательный разбор.

1

Урок повторения

Однокоренные слова. Отработка навыка морфемного и словообразовательного разбора. Порядок синтаксического разбора. Различие форм слова и однокоренных слов.

Текущий, устный и письменный

14.09

10 – 12

Морфология и орфография. Морфологический разбор слова.

3

Урок повторения

Грамматические признаки частей речи. Морфологический разбор. Конструирование предложений. Анализ текста. Совершенствование орфографических умений и навыков.

Текущий, устный и письменный

19.09- 22.09

19.09-22.09

13

Контрольный диктант «Повторение изученного».

1

Урок контроля знаний и умений

Проверка ЗУН.

Итоговый,  письменный

24.09

24.09

14

Р/р. Текст

1

Урок повторения

Основные признаки текста. Анализ текста. Стили, типы, части текста и способ связи в нём.

Текущий, устный и письменный

26.09

26.09

15

Р/р. Подготовка к домашнему сочинению по картине И.И. Бродского «Летний сад осенью».

1

Урок развития речи

Подбор материала для написания домашнего сочинения.

Текущий, письменный

28.09

28.09

16

Стили литературного языка.

1

Урок повторения

Стили русского языка и их особенности. Официальная и неофициальная обстановка общения. Составление текстов определённого стиля.

Текущий, устный и письменный

29.09

29.09

2

Причастие

22+4

17

Причастие как часть речи.

1

Урок изучения нового материала

Причастие как часть речи. Отличие причастие от глагола и прилагательного. Конструирование предложений с причастием.

Текущий, устный и письменный

01.10

01.10

18

Морфологические признаки глагола у причастия.

1

Комбинированный урок

Грамматические признаки глагола у причастия: вид, время, возвратность. Составление предложений и словосочетаний с заданными словами.

Текущий, устный и письменный

03.10

03.10

19

Морфологические признаки прилагательного у причастия.

1

Комбинированный урок

Признаки прилагательного у причастия: род, число, падеж. Определение главного и зависимого слова в словосочетаниях с причастиями.

Текущий, устный и письменный

05.10

05.10

20

Р/р. Публицистический стиль.

1

Комбинированный урок

Закрепление представлений о публицистическом стиле. Отличительные черты текста публицистического стиля. Повторение основных признаков текста (стиль, тип, тема, абзац, микротема).

Текущий, устный и письменный

06.10

06.10

21

Склонение причастий и правописание гласных в падежных окончаниях причастий

1

Комбинированный урок

Особенности склонения причастий. Гласные в окончаниях причастий. Составление предложений с причастиями.

Текущий, устный и письменный

08.10

08.10

22 – 23

Причастный оборот. Знаки препинания при причастном обороте

2

Комбинированный урок

Графическое обозначение причастного оборота в предложении. Определяемое слово при причастном обороте. Границы причастного оборота. Синтаксическая роль причастного оборота в предложении.

Текущий, устный и письменный

10.10

12.10

10.10

12.10

24

Р/р. Описание внешности.

1

Урок развития речи

Повторение типов текстов и видов описаний. Активизация словарного запаса учащихся.

Текущий, устный и письменный

13.10

13.10

25 – 26

Р/р. Описание внешности человека.

Подготовка к сочинению по картине В.И. Хабарова «Портрет Милы»

2

Урок развития речи

Подготовка к написанию сочинения. Подробное рассмотрение деталей репродукции картины «Портрет Милы». Накопление материала для написания сочинения.

Текущий, устный и письменный

15.10

17.10

15.10

27 – 28

Контрольный диктант по итогам первой четверти.

Анализ контрольного диктанта.

2

Урок контроля знаний и умений

Проверка ЗУН по итогам первой четверти.

Итоговый, письменный

19.10

20.10

19.10

20.10

29

Действительные и страдательные причастия.

1

Комбинированный урок

Действительные и страдательные причастия. Их отличие друг от друга. Конструирование предложений, текстов с действительными и страдательными причастиями.

Текущий, устный и письменный

22.10

22.10

30

Краткие и полные страдательные причастия.

1

Комбинированный урок

Синтаксическая роль кратких страдательных причастий в предложении. Преобразование полных страдательных причастий в краткие страдательные причастия.

Текущий, устный и письменный

24.10

24.10

31

Действительные причастия настоящего времени.

1

Комбинированный урок

Способы образования действительных причастий настоящего времени. Гласные в суффиксах действительных причастий настоящего времени. Нахождение изучаемой орфограммы в суффиксах причастий.

Текущий, устный и письменный

26.10

26.10

32

Действительные причастия прошедшего времени.

1

Комбинированный урок

Способы образования действительных причастий прошедшего времени. Гласные в суффиксах действительных причастий прошедшего времени. Нахождение изучаемой орфограммы в суффиксах причастий. Составление словосочетаний с действительными причастиями настоящего и прошедшего времени

Текущий, устный и письменный

27.10

27.10

33

Страдательные причастия настоящего времени.

1

Комбинированный урок

Способы образования страдательных причастий настоящего времени. Выбор гласной a суффиксе страдательных причастий прошедшего  времени. Определение написаний суффиксов -ом- (-ем-), -ым- (-им-). Составление текста по заданным словосочетаниям.

Текущий, устный и письменный

29.10

29.10

34

Страдательные причастия прошедшего времени.

1

Комбинированный урок

Способы образования страдательных причастий прошедшего времени. Выбор гласной a суффиксе страдательных причастий прошедшего  времени

Текущий, устный и письменный

31.10

31.10

35

Гласные перед Н в полных и кратких страдательных причастиях

1

Комбинированный урок

Условия выбора гласной перед Н в полных и кратких страдательных причастиях. Практическое закрепление правила.

Текущий, устный и письменный

10.11

10.11

36

Одна и две буквы Н в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени. Одна Н в отглагольных прилагательных.

1

Урок изучения нового материала

Правила написания Н и НН в страдательных причастиях прошедшего времени и отглагольных прилагательных.

Текущий, устный и письменный

12.11

12.11

37

Одна и две буквы Н в суффиксах кратких страдательных причастий и в кратких отглагольных прилагательных.

1

Комбинированный урок

Правила написания Н и НН в страдательных причастиях прошедшего времени и отглагольных прилагательных.

Текущий, устный и письменный

14.11

14.11

38

Отличие причастий от отглагольных прилагательных.

Морфологический разбор причастия

1

Комбинированный урок

Работа над выявлением отличий причастия от отглагольного прилагательного.

Порядок морфологического разбора. Работа с текстом. Роль причастия в тексте.

Текущий, устный и письменный

16.11

16.11

39

Слитное и раздельное написание НЕ с причастиями.

1

Комбинированный урок

Повторение правил написания частицы НЕ с другими частями речи. НЕ с причастием. Работа со словарными словами.

Текущий, устный и письменный

17.11

17.11

40

Р/р. Выборочное изложение.

1

Урок развития речи

Подготовка к написанию изложения (по упр. 130). Повторение приёмов описания. Обогащение словарного запаса учащихся.

Текущий, письменный

41

Буквы Е и Ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени.

1

Комбинированный урок

Правописание Е и Ё в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени. Практическое применение изученного правила.

Текущий, устный и письменный

42

Повторение темы «Причастие».

1

Урок повторения и систематизации

Нахождение причастий и причастных оборотов в тексте. Графическое обозначение причастных оборотов. Выбор той или иной гласной в суффиксах причастий.

Текущий, устный и письменный

43

Контрольный диктант по теме «Причастие»

1

Урок контроля знаний и умений

Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Причастие».

Итоговый, письменный

3

Деепричастие

9+1

44

Деепричастие как часть речи

1

Урок изучения нового материала

Деепричастие и его грамматическое значение. Синтаксическая роль деепричастия в предложении. Работа с текстом.

Текущий, устный и письменный

45

Морфологические признаки у деепричастия.

Признаки глагола и наречия у деепричастия.

1

Комбинированный урок

Глагольные и наречные признаки у деепричастия. Нахождение деепричастия в тексте. Определение постоянных и непостоянных признаков деепричастия.

Текущий, устный и письменный

46

Деепричастный оборот.

Запятые при деепричастном обороте.

1

Комбинированный урок

Деепричастный оборот и его нахождение в тексте. Выделение запятыми деепричастного оборота. Графическое обозначение деепричастного оборота.

Текущий, устный и письменный

47

Раздельное написание НЕ с деепричастиями.

1

Комбинированный урок

Написание НЕ с деепричастиями. Распознавание приставки и частицы НЕ при деепричастии. Конструирование предложений с использованием деепричастий.

Текущий, устный и письменный

48

Деепричастия несовершенного вида.

1

Комбинированный урок

Деепричастия несовершенного вида. Различение видов деепричастий. Способы образования деепричастий несовершенного видов. Конструирование словосочетаний с деепричастиями несовершенного вида.

Текущий, устный и письменный

49

Деепричастия совершенного вида.

1

Комбинированный урок

Деепричастия совершенного вида. Различение видов деепричастий. Способы образования деепричастий совершенного видов. Конструирование словосочетаний с деепричастиями совершенного вида.

Текущий, устный и письменный

50

Р/р. Сочинение по картине С. Григорьева «Вратарь»

1

Урок развития речи

Подготовка к написанию сочинения. Развитие творческих способностей и образного мышления учащихся.

Текущий, письменный

51

Морфологический разбор деепричастия.

1

Урок изучения нового материала

Морфологический разбор деепричастия. Порядок морфологического разбора деепричастий. Грамматически верное построение предложений.

Текущий, устный и письменный

52

Повторение темы «Деепричастие».

1

Урок повторения и систематизации

Обобщение сведений о деепричастии. Различение причастных оборотов от деепричастных. НЕ с деепричастиями. Объединение двух простых предложений в одно сложное.

Текущий, устный и письменный

4

Наречие

20+3

53

Наречие как часть речи.

1

Урок изучения нового материала

Наречие. Нахождение наречия в тексте. Расширение словарного запаса учащихся.

Текущий, устный и письменный

54 – 55

Смысловые группы наречий

2

Комбинированный урок

Разряды наречий. Определение значений наречий. Конструирование словосочетаний с подбором наречий.

Текущий, устный и письменный

56

Способы образования наречий.

Степени сравнения наречий.

1

Комбинированный урок

Способы образования наречий. Степени сравнения наречий. Способы образования сравнительной и превосходной степени наречий. Определение синтаксической роли в наречиях сравнительной и превосходной степени. Разграничение прилагательных и наречий в сравнительной степени.

Текущий, устный и письменный

57

Сочинение по картине И Попова «Первый снег».

1

Урок развития речи

Подготовка к написанию сочинения. Построение связного рассказа. Отработка материала на предложенную тему.

Текущий, письменный

58

Морфологический разбор наречия

1

Урок изучения нового материала

Порядок морфологического разбора наречия. Определение грамматических признаков наречия. Конструирование предложений.

Текущий, устный и письменный

59 – 60

Слитное и раздельное написание НЕ с наречиями на –О и –Е.

2

Комбинированный урок

Слитное и раздельное написание НЕ с наречиями на –О и –Е. Написание НЕ с прилагательными (повторение). Подбор синонимов с НЕ к наречиям без НЕ

Текущий, устный и письменный

 61

Буквы  Е и И в приставках НЕ- и НИ- отрицательных наречий.

1

Комбинированный урок

Правописание отрицательных наречий. Правильное определение написания приставок НЕ и НИ. НЕ с другими самостоятельными частями речи (повторение).

Текущий, устный и письменный

62

Одна и две буквы Н в наречиях на –О и –Е.

1

Комбинированный урок

Написание Н и НН в наречиях на –О и –Е. Написание  Н и НН в прилагательных и причастиях (повторение).

Текущий, устный и письменный

63

Диктант

1

Урок контроля знаний и умений

Диктант с грамматическим заданием.

Итоговый, письменный

64

Анализ диктанта

1

Урок работы над ошибками

Коррекция знаний и ликвидация пробелов.

Устный и письменный

65

Р/р. Описание действий.

1

Урок развития речи

Роль текстов-описаний в речи и роль наречий в текстах с описанием действия. Составление текстов с описанием действий.

Текущий, устный и письменный

66

Буквы О и Е После шипящих на конце наречий.

1

Урок изучения нового материала

Условия написания букв  О и Е после шипящих на конце наречий. Написание О и Е после шипящих в разных частях слова (повторение). Конструирование словосочетаний.

Текущий, устный и письменный

67 – 68

Буквы О и А на конце наречий.

2

Комбинированный урок

Выбор нужного суффиксов наречиях с приставками из-, до-, с-. Словарная работа. 

Текущий, устный и письменный

69

Р/р. Сочинение по картине Е.Н. Широкова «Друзья».

        

1

Урок развития речи

Подготовка к написанию сочинения. Обогащение словарного запаса учащихся. Подбор средств выразительности к изображённому на картине.

Текущий, письменный

70 – 71

Дефис между частями слова в наречиях.

2

Урок изучения нового материала

Дефисное написание наречий. Дефисное написание в других частях речи (повторение) Отличие наречия с приставкой по- от прилагательного с предлогом. Конструирование предложений по схеме.

Текущий, устный и письменный

72 – 73

Слитное и раздельное написание приставок в наречиях, образованных от существительных и количественных числительных.

2

Комбинированный урок

Слитное и раздельное написание приставок в наречиях. Конструирование предложений и словосочетаний, подбор синонимов.

Текущий, устный и письменный

74

Мягкий знак после шипящих на конце наречий.

1

Комбинированный урок

Правила употребления мягкого знака на конце наречий. Правописание Ь после шипящих в существительных, прилагательных, глаголах (повторить). Подбор синонимов к наречиям.

Текущий, устный и письменный

75

Повторение темы «Наречие».

1

Урок повторения и систематизации

Обобщить и расширить сведения о наречии как части речи. Нахождение наречий в тексте. Составление текстов с использованием наречий. Морфологический разбор наречий.

Текущий, устный и письменный

76

Контрольный диктант.

1

Урок контроля знаний и умений

Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Наречие».

Итоговый, письменный

5

Категория состояния

4+1

77

Категория состояния как часть речи

1

Урок изучения нового материала

Слова категории состояния. Отличие слов категории состояния от наречий. Конструирование предложений и небольших текстов с использованием слов категории состояния.

Текущий, устный и письменный

78

Морфологический разбор категории состояния.

1

Комбинированный урок

Порядок морфологического разбора категории состояния. Работа по анализу текста.

Текущий, устный и письменный

79

Р/р. Изложение (описание действия).

1

Урок развития речи

Развитие речи учащихся. Роль наречий в текстах-описаниях

Текущий, письменный

80

Повторение темы «Категория состояния».

1

Урок систематизации и обобщения знаний

Нахождение слов категории состояния в тексте . Определение лексического значения слов. Отличие слов категории состояния в сравнительной степени от наречий и кратких прилагательных.

Текущий, устный и письменный

СЛУЖЕБНЫЕ ЧАСТИ РЕЧИ

6

Предлог

10+1

81

Служебные части речи

1

Урок изучения нового материала

Таблица служебных частей речи. Их роль в предложении и словосочетании. Конструирование предложений с использованием служебных частей речи.

Текущий, письменный

82

Предлог как часть речи.

1

Комбинированный урок

Предлог как часть речи. Подбор существительных к заданным предлогам. Отличие предлогов друг от друга по значению.

Текущий, устный и письменный

83

Употребление предлогов.

1

Комбинированный урок

Многозначные предлоги. Употребление предлогов в зависимости от его значения. Конструирование словосочетаний с предлогами.

Текущий, устный и письменный

84

Непроизводные и производные предлоги.

1

Комбинированный урок

Непроизводные и производные предлоги. Отличие предлогов от синонимичных им частей речи. Подбор зависимых слов. Подбор предлогов – синонимов.

Текущий, устный и письменный

85

Простые и составные предлоги.

1

Комбинированный урок

Простые и составные предлоги. Проверка знаний по теме «Предлог».

Текущий, устный и письменный

86

Морфологический разбор предлога.

1

Комбинированный урок

Образец морфологического разбора предлога. Конструирование словосочетаний с предлогами.

Текущий, устный и письменный

87

Р/р. Сочинение по картине А.В. Сайкиной «Детская спортивная площадка».

1

Урок развития речи

Подготовка к написанию сочинения. Составление плана сочинения. Работа со словарными словами.

Текущий, письменный

88 – 89

Слитное и раздельное написание предлогов.

2

Урок изучения нового материала

Условия слитного и раздельного написания производных  предлогов. Правильное написание производных предлогов. Конструирование словосочетаний по опорным словам

Текущий, устный и письменный

90

Повторение темы «Предлог»

1

Урок повторения и систематизации

Систематизация знаний о предлоге.

Текущий, устный и письменный

91

Контрольный диктант

1

Урок контроля знаний и умений

Контрольный диктант по теме «Предлог».

Итоговый, письменный

7

Союз

14+1

92

Союз как часть речи.

1

Урок изучения нового материала

Союз как служебная часть речи. Роль союза в тексте. Нахождение союзов в тексте.

Текущий, устный и письменный

93

Простые и составные союзы

1

Комбинированный урок

Деление союзов на простые и составные.

Текущий, устный и письменный

94

Сочинительные и подчинительные союзы.

1

Комбинированный урок

Сочинительные и подчинительные союзы. Их различение в предложении. Конструирование словосочетаний.

Текущий, устный и письменный

95 – 96

Запятая в сложном предложении.

2

Комбинированный урок

Постановка запятой в сложном предложении. Синтаксические конструкции. Знаки между однородными членами (повторить).

Текущий, устный и письменный

97 – 98

Сочинительные союзы.

2

Комбинированный урок

Сочинительные союзы. Их роль в предложении. Конструирование предложений по предложенным схемам.

Текущий, устный и письменный

99 – 100

Подчинительные союзы.

2

Комбинированный урок

Виды подчинительных союзов. Отличие подчинительных союзов от союзных слов. Конструирование предложений по предложенным схемам.

Текущий, устный и письменный

101

Морфологический разбор союза.

1

Комбинированный урок

Порядок морфологического разбора союза. Определение лексического значения слова.

Текущий, устный и письменный

102

Р/р. Сочинение-рассуждение на дискуссионную тему.

1

Урок развития речи

Подготовка к написанию сочинения. План сочинения. Ключевые слова.

Текущий, письменный

103 – 104

Слитное написание союзов ТОЖЕ, ТАКЖЕ, ЧТОБЫ.

2

Урок изучения нового материала

Написание союзов ТОЖЕ, ТАКЖЕ, ЧТОБЫ. Отличие данных союзов от наречий и местоимений с частицами. Подбор однокоренных слов и синонимов.

Текущий, устный и письменный

105

Повторение темы «Союз».

1

Урок повторения и систематизации

Систематизация и обобщение знаний о союзе. Конструирование предложений по заданным моделям. Отличие союзов от омонимичных им частей речи.

Текущий, устный и письменный

106

Контрольный диктант по теме «Союз».

1

Урок контроля знаний и умений

Проверка полученных знаний по теме «Союз».

Итоговый, письменный

8

Частица

15+2

107

Частица как часть речи

1

Урок изучения нового материала

Отличие частицы от других частей речи. Сходство частиц с предлогами и союзами, а также отличие частиц с данными частями речи.

Текущий, устный и письменный

108

Разряды частиц. Формообразующие частицы.

1

Комбинированный урок

Формообразующие частицы. Выявление формообразующих частиц в речи. Написание предложений с использованием частиц.

Текущий, устный и письменный

109 – 110

Смысловые частицы.

2

Комбинированный урок

Оттенки частиц. Практическое закрепление правила. Работа со словарными словами. Конструирование словосочетаний и предложений.

Текущий, устный и письменный

111

Закрепление орфографических умений и навыков.

1

Урок закрепления полученных навыков

Закрепление полученных навыков.

Текущий, устный и письменный

112 – 113

Раздельное и дефисное написание частиц.

2

Комбинированный урок

Дефисное написание Частиц -то, -ка. Дефисное написание слов в местоимениях, прилагательных и наречиях (повторить).

Текущий, устный и письменный

114

Р/р. Сочинение по картине К. Юона «Конец зимы. Полдень».

1

Урок развития речи

Подготовка к написанию сочинения. Составление Связного текста.

Текущий, письменный

115

Морфологический разбор частиц.

1

Урок изучения нового материала

Порядок морфологического разбора частиц. Составление предложений с использованием частиц.

Текущий, устный и письменный

116 – 117

Отрицательные частицы НЕ и НИ.

2

Комбинированный урок

Отрицательные частицы НЕ и НИ. Смысловые значения частиц НЕ и НИ. Правописание  НЕ и НИ с различными частями речи (повторить). Подбор антонимом и синонимов.

Текущий, устный и письменный

118 – 119

Различение приставки НЕ- и частицы НЕ.

2

Комбинированный урок

Написание приставки НЕ- и частицы НЕ. Правописание НЕ с другими частями речи  (повторить). Составление связного текста с приставкой НЕ- и частицей НЕ.

Текущий, устный и письменный

120

Р/р. Сочинение по данному рассказу.

1

Урок развития речи

Построение схемы текста-повествования. Придание тексту выразительности.

Текущий, письменный

121

Частица НИ, приставка НИ-, союз НИ – НИ.

1

Урок изучения нового материала

Различие  частицы НИ, приставки НИ-, союза НИ – НИ. Правильное написание  НИ. Отличие частицы НЕ от частицы.

Текущий, устный и письменный

122

Повторение темы «Частица».

1

Урок повторения и систематизации

Обобщение и систематизация знаний, полученных о частице. Написание выражений не что иное, как…; ничто иное не…. Подбор синонимов.

Текущий, устный и письменный

123

Контрольный диктант по теме «Частица».

1

Урок контроля знаний и умений

Систематизация знаний о частице.

Итоговый, письменный

9

Междометие

3+1

124

Междометие как часть речи.

1

Урок изучения нового материала

Междометие как часть речи. Нахождение междометия в тексте. Работа по различению междометия с другими частями речи. Составление связного рассказа с междометиями.

Текущий, устный и письменный

125

Дефис в междометиях и знаки препинания при междометиях.

1

Комбинированный урок

Дефисное написание междометий. Постановка знаков препинания при междометиях. Составление предложений.

Текущий, устный и письменный

126

Урок-игра по теме «Междометие».

1

Урок-игра

Систематизация знаний по теме «Междометие». Обогащение словарного запаса учащихся. Коллективная работа.

Итоговый, устный и письменный

127

Р/р. Контрольное изложение.

1

Урок развития речи

Изложение по  тексу Ф. Нестерова «У Иваныча». Развитие речи и обогащение словарного запаса учащихся.

Текущий, письменный

10

Повторение

8+1

128

Разделы науки о языке.

1

Урок повторения и систематизации

Повторение разделов науки о языке, порядка различных видов разборов.

Текущий, устный и письменный

129

Текст. Стили речи.

1

Урок повторения и систематизации

Повторение стилей, типов текста. Написание мини-сочинения о Родине.

Текущий, устный и письменный

130

Р/р. Рецензия на текст.

1

Урок развития речи

Подготовка к написанию рецензии. Анализ текста. Знакомство с новым словом рецензия. Создание собственных высказываний на основе предложенного текста.

Текущий, письменный

131

Фонетика и графика.

1

Урок повторения и систематизации

Порядок фонетического разбора. Работа по овладению орфоэпическими нормами.

Текущий, устный и письменный

132

Лексика и фразеология.

1

Урок повторения и систематизации

Лексическое значение слова. Использование фразеологизмов в речи. Отличие грамматического значения от лексического. Составление предложений со словами иноязычного происхождения.

Текущий, устный и письменный

133

Словообразование. Морфология.

1

Урок повторения и систематизации

Способы словообразования. Разбор слов по составу. Правописание приставок. Части речи. Синтаксическая роль частей речи в предложении. Постоянные признаки частей речи. Морфологический разбор.

Текущий, устный и письменный

134

Орфография.

1

Урок повторения и систематизации

Повторение различных видов орфограмм. Конструирование предложений с заданными словами. Орфоэпические нормы.

Текущий, устный и письменный

135

Синтаксис и пунктуация.

1

Урок повторения и систематизации

Знаки препинания при причастном и деепричастном обороте. Постановка знаков препинания в сложном предложении. Конструирование предложений по заданным схемам.

Текущий, устный и письменный

136

Контрольный итоговый диктант.

1

Урок контроля знаний и умений

Итоговый контрольный диктант с грамматическим заданием.

Итоговый, письменный

Материально-техническое обеспечение учебного предмета

Перечень оборудования

Наименования

Технические средства

Дипроектор, магнитофон, проигрыватель, удлинитель

Раздаточный материал

РМ по 5-9 классы

Репродукции картин

Согласно тематики

Диафильмы

 По темам 5-11 классы

Таблицы по русскому языку

Согласно разделам и темам

Библиотека кабинета

Учебники, худ.литература, словари

Медиотека, презентации по темам курса

Указаны на сайте

Учебно-методическое обеспечение предмета

Название документа

Автор

Год

1

Государственный стандарт основного общего образования

2006

2

Учебник

Т.А.Ладыженская, М.Т.Баранов, Л.А.Тростенцова и др. Русский язык.7 класс. М.: «Просвещение»

2011

4

Методические пособия

1. Н.В.Егорова. Поурочные разработки по русскому языку. 7 класс. – М.: «ВАКО».

2. Е.А.Еремина. Виды разбора на уроках русского языка. - . М.: «Просвещение»

2006 - 2009

5

Программа по русскому языку для 5 – 9 классов

М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Н.М.Шанский

2007

Список литературы

  1. Большая Советская Энциклопедия. М. ,1978.
  2. Розенталь Д. Э. , Теленкова , А. Словарь лингвистических терминов. М. , 1985
  3. Аникин А. Е. , Корнилаева И. А. ,и др. Из истории русских слов: Словарь – пособие. М. : Школа-Пресс, 1993.
  4. Журналы «Русский язык в школе» и « Русский язык»

(приложение к газете « Первое сентября»)

             Справочная литература

              Настенные таблицы

             Раздаточный материал, карточки, тесты


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа по русскому языку 9 класс(на 3 часа) .Программа: Русский язык. 5—9 классы общеобразовательных организаций / Л. О. Савчук ; под ред. Е. Я. Шмелёвой. — М. : Вентана-Граф, 2017. — 154 с.

Предлагаемая рабочая программа для учащихся 9-а  класса  составлена создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, требований к результата...

Рабочая программа по русскому языку 8 класс на 105 часов. Программа «Русский язык. 5–9 классы общеобразовательных учреждений". Савчук Л.О. / под ред. Е.Я. Шмелёвой. — М. : Вентана-Граф, 2013

Предлагаемая рабочая программа для учащихся 8-в  класса  составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования, Требований к результатам основного общего образования, пред...

Рабочая программа по русскому языку 7 класс (144 часа). Программа Савчук Л.О. «Русский язык. 5–9 классы общеобразовательных учреждений» под ред. Е.Я. Шмелёвой. — М. : Вентана-Граф, 2013.

Предлагаемая рабочая программа для учащихся 7-б  класса  составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования, требований к результатам основного общего образования, пред...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку.5 класс.Программа создана на основе ФГОС, программы основного общего образования « Русский язык: 5-9 класс» под. ред. А.Д. Шмелева.М.: Вентана-Граф

Программа создана на основе ФГОС ООО, Требований к результатам ООО и Примерной программы по русскому языку для основной школы. Программа имеет экспертное заключение кафедры филологии,журналистики и ме...

ФГОС. Рабочая программа по русскому языку 6 класс , составленная на основе коплексной программы по русскому языку под редакцией М.М.Разумовской, С.И.Львовой, В.И.Капинос, В.В.Львова

ФГОС. Рабочая программа по русскому языку 6 класс, составленная на основе комплексной программы по русскому языку под редакцией М.М.Разумовской, С.И.Львовой, В.И.Капинос, В.В. Львова...