Урок "Рукотворная красота" в 5 классе.
методическая разработка по русскому языку (5 класс) на тему
Это урок развития речи. Описание предмета. Построен и проведен в соответствии с требованиями ФГОС. Была представлена выставка изделий русского и хакасского народных промыслов. Обучающиеся создавали собственные тексты в соответствии с темой урока, целевойустановкойи учебными задачами.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rukotvornaya_krasota.5_klass.doc | 63 КБ |
Предварительный просмотр:
План – конспект урока.
Предмет: русский язык
Класс: 5
Тема урока: Рукотворная красота. Описание предмета.
УМК: М.М.Разумовская.
Планируемые образовательные результаты.
Предметные: определяют тему, идею текста, подбирают однокоренные слова, работают с толковым словарем; знают типы речи и разграничивают их на основе типологического значения, составляют план сочинения-описания, составляют микротекст.
Личностные — анализируют результаты своей деятельности, проявляют положительное отношение к учебной деятельности, познавательный интерес к учебному материалу.
Метапредметные (универсальные учебные действия)
познавательные — общеучебные: формулируют ответы на вопросы по изучаемой теме; внимательно слушают; строят речевые высказывания; логические: совершенствуют мыслительные операции;
регулятивные — правильно восринимают и выполняют учебную задачу; планируют свои действияв соответствии с поставленной задачей; осуществляют взаимоконтроль; адекватно оценивают свою деятельность и деятельность сверстников на уроке; коммуникативные — умеют конструктивно взаимодействовать друг сдругом, учителем.
Решаемые учебные проблемы: осмысление учебного материала, применение его в знакомой и в новой учебной ситуации; формирование навыков написания текста-описания предмета; воспитание интереса учащихся к народным промыслам.
Основные понятия и термины: сочинение-описание, композиция, основная мысль сочинения, декоративно-прикладное искусство, народные промыслы, шпон, войлок, валяние, палехская роспись, Палех. Учебный материал: Учебник «Русский язык. 5 класс» М.М.Разумовской Учебник «Литература. 5 класс» В.Я.Коровина,В.Я.Коровиной и др. Толковые словари С.И. Ожегова и В.И. Даля. Средства обучения: выставка декоративно-прикладного искусства. Изделия из войлока и шпона, шкатулка с палехской росписью, лепестки цветка из цветной бумаги.
Этапы урока | Время | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формы организации | |
Внимательно слушают, рассматривают вещи, отвечают на вопросы, делают выводы. Осуществляют анализ целеполаганияпо изучаемой теме. Исходя из темы, определяют учебные задачи урока, задания и упражнения, направленные на решение поставленных задач, качества, необходимые для выполнения практических упражнений и заданий. Строят речевое высказывание при формулировании ответов на вопросы, осуществляют рефлексорно-оценочные умения. Формулируют, осознают и принимают учебные задачи урока | |||||
Организационный этап. I Целевая установка | 1мин | Создание комфортного психологического климата, ситуации успеха. Обращается внимание на выставку декоративно-прикладного искусства. - Здесь представлены красивые и нужные вещи в жизни и быту. Они сделаны руками народных умельцев. Это предметы народных промыслов. Шкатулка с палехской росписью, корзина, туесочки, розы, органайзер, ободок для волос, цветы, игольница, подцветочник из шпона; коврик, домашние тапочки с хакасским орнаментом из войлока. - Это предметы промыслов каких народов? - Правильно, это предметы русского и хакасского народных промыслов. Вы определили тему нашего урока. Сформулируйте тему урока в виде повествовательного предложения. Запишите в тетрадях. - Чем мы сегодня займёмся на уроке? - Сегодня мы узнаем, как изготавливают предметы народных промыслов, научимся описывать предмет, осознанно используя известные вам тропы. Постановка вопросов, направленных на формирование рефлексорно-оценочных умений по изучаемой теме. Вопросы : - Какие типы речи вы знаете? - Что характерно для описания как типа речи? - Что такое тропы? Какие из них чаще используются при описании? - Определите, какие задачи стоят перед вами сегодня на уроке? - Какие умения и навыки вам необходимы на этом уроке? | Форма - фронтальная; метод — беседа. Индивидуальная: формируют внутреннюю целевую установку на урок | ||
II. Словарно-лексическая работа. | 6мин. Форма - фронтальная; метод - практический | задания: - какие незнакомые или малознакомые слова вы услышали? (промысел, палех, шпон, войлок); - определите лексическое значение данных слов по словарю С.И.Ожегова: войлок – плотный толстый материал из валяной шерсти; промысел – мелкое ремесленное производство; шпон – (нем.Spon, Shan — щепка); древесный материал, представляющий собой тонкие листы древесины; - сделайте морфемный разбор слов «прикладной», «промысел»; подберите однокоренные слова;
| Внимательно слушают, отвечают на вопросы, осуществляют самоанализ приобретенных знаний, умений и навыков по изучаемой теме, делают выводы. Делают морфемный разбор слова, работают со словарями. Подбирают однокоренные слова, составляют синтаксические конструкции. Строят речевое высказывание при формулировании ответов на вопросы, осуществляют рефлексорно-оценочные умения. Отрабатывают умение работать со словарями, правильно строить речевое высказывание, используя данные слова. | Форма - фронтальная; метод -практический Индивидуальная: составляют словосочетания, предложения, правильно используя значения слов. | |
III. Контрольно-подготовительный этап. 1. Опрос опережающего домашнего задания | 30мин. | Формулирует задание: - выслушайте самостоятельно подготовленные дома учащимися рассказы о народных промыслах России и Хакасии; - сформулируйте вопросы, оцените работу выступающих. Сообщение ученика о Палехе и палехской росписи. Формулирует задание: предлагает рассказать о палехской росписи на форзаце учебника литературы. Сообщение ученика об изделиях из войлока из с.Карагай Таштыпского района. Комментирует оценки, даёт рекомендации. Поощряет и поддерживает минимальные успехи учащихся. Физкультминутка Встанем, быстро мы встряхнёмся. И немножко отвлечёмся. Пошагаем мы на месте И нагнёмся все мы вместе. Развороты вправо, влево. На носочках потянулись, все друг к другу повернулись, очень бодро улыбнулись. Головою покачаем, раз и два поприседаем и работу продолжаем! | Слушают рассказы, задают вопросы, оценивают работу одноклассников и свою работу. Выполняют упражнения, следуя инструкции. Принимают и сохраняют учебную задачу; осуществляют поиск средств ее достижения; адекватно воспринимают оценку деятельности учителем и одноклассниками. Осознают задание и выполняют действия чётко и согласованно. | Форма - индивидуальная; метод — практический Индивидуальная: демонстрируют умение самостоятельно строить речевое высказывание по заданной теме. Индивидуальная: выполняют упражнения | |
2. Рассказ учителя об изделиях из шпона. | Формулирует задание: рассмотрите нашу выставку декоративно-прикладного искусства; выслушайте рассказ учителя о русском народном промысле Таштыпского района, ответьте на вопросы и задайте вопросы. | Внимательно слушают, формулируют вопросы, отвечают на вопросы. Принимают и сохраняют учебную задачу; осуществляют поиск средств ее достижения. | Форма-фронтальная; метод-иллюстративно-объяснительный. | ||
3. Выявление основной мысли сочинения. | Формулирует задания: - выберите предмет для описания и расскажите, почему вы выбрали эту вещь; - какие мысли возникают, когда вы рассматриваете эти предметы? - Что можно сказать о народных умельцах, об их мастерстве? - придумайте заголовок к сочинению, чтобы в нём отразилось ваше отношение к изделиям декоративно-прикладного искусства, к мастерам народных промыслов. | Составляют вопросы, отвечают на вопросы, подбирают названия к сочинению. Строят речевое высказывание в соответствии с заданием, формулируют ответы на вопросы, осуществляют рефлексорно-оценочные умения. Составляют план сочинения, редактируют его Принимают и сохраняют учебную задачу; осуществляют поиск средств ее достижения; адекватно воспринимают оценку деятельности учителем и одноклассниками Работают с толковым, орфографическим словарями, объясняют строение, правописание слов. Отрабатывают умение работать со словарями, правильно строить речевое высказывание, используя данные слова. Пишут по созданному плану, анализируют написанное. Принимают и сохраняют учебную задачу; осуществляют поиск средств ее достижения; адекватно воспринимают оценку деятельности учителем и одноклассниками. | Форма-индивидуальная; метод-практический. Беседа | ||
4. Конструирование микро-текста Работа над композицией и планом сочинения | Формулирует задание: - определите структкрные элементы текста; - придумайте название каждой части высказывания; - отредактируйте получившийся план, работая в парах. | Работа в паре. | |||
5. Словарно-орфографическая работа. | Формулирует задание: - составьте словосочетания и предложения со словами «войлок», «шпон», «народные промыслы», «умельцы», «палехская роспись», объясните орфограммы в словах. | Коллективная; Индивидуальная: выполняют поиск и объясняют правописание и строение слов. | |||
6. Моделирование описа-ния изделия по плану, обсуждение двух работ. | Поддерживает активность, интерес, возникший на предыдущих этапах урока, и сводит эти усилия в совокупное знание по изучаемому предмету. Организует и координирует действия учащихся по выполнению задания. | Индивидуальная: демонстрируют умения самостоятельно строить речевое высказывание по заданной теме. | |||
IV. Итог урока. Рефлексия деятельности.Домашнеезадание | 3мин | Постановка вопросов, направленных на формирование рефлексорно-оценочных умений по изучаемой теме. Вопросы: - Над какой темой работали? - Что узнали? Какое задание показалось вам сложным? - Что ещё хотели бы узнать по теме? - Как оцениваете свою деятельность на уроке? - На ваших столах лежат цветные листочки-лепестки. Если вам всё понятно и понравился урок, запишите свои высказывания на обратной стороне листка. А если остались непонятные вопросы, напишите свои пожелания. Закрепите магнитиками на доске. Наш цветок готов. | Отвечают на вопросы, оценивают свою деятельность на уроке. | Осуществляют рефлексорно-оценочные действия: называют основные позиции нового материала и как они их усвоили (что получилось, что не получилось и почему). | Фронтальная. Индивидуальная. Проводят самоанализ учебной деятельности. |
Домашнее задание: дописать сочинение об изделиях народных промыслов по плану, созданному на уроке. | Пишут сочинение, редактируют его. | Принимают и сохраняюь учебную задачу; осуществляют поиск средств ее достижения | Индивидуальная: демонстрируют умения самостоятельно строить речевое высказывание по заданной теме. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Что такое красота? (По произведению Оскара Уайльда «Мальчик – звезда») Что такое красота? (По произведению Оскара Уайльда «Мальчик – звезда»)
разработка урока литературы по произведению Оскара Уайльда "Мальчик - звезда"...
Концепция воспитательной системы. 7 класс . Тема: «От красоты окружающего мира к красоте души»
Методологической основой воспитательной деятельности в классе является парадигма гуманистического личностно-ориентированного обучения...
ПРОЕКТ ВОСПИТАНИЕ КРАСОТОЙ (КРАСОТА РОЖДАЕТ ДОБРОТУ)
Актуальность проблемы Прекрасное!.. Оно везде - в окружающей нас природе, наших поступках, в творениях человека, в искусстве. Только всегда ли мы замечаем эту красоту? Особенно сейчас, когд...
"Красота жизни, красота человеческой души в единении народного и композиторского творчества"
Урок музыки в 6 классе по программе Д.Кабалевского, четвертая четверть ("В чем сила музыки")....
Урок развития речи в 8 классе "Красота истинная и красота ложная"
Урок развития речи (сочинение в жанре эссе)...
Методическая разработка урока по литературе в 6 классе «А.С.Пушкин «Зимнее утро». Мотивы единства красоты природы и красоты человека».
Разработка урока по литературе в 6 классе по программе А.Г.Кутузова. В разработке дается анализ стихотворения А.Пушкина "Зимнее утро", рассматривается отражение красоты природы в литературе, живописи ...
Красота в искусстве ив жизни. Что есть красота?Презентация 8 класс
Красота в искусстве ив жизни. Что есть красота?Презентация 8 класс...