ПРОЕКТ ВОСПИТАНИЕ КРАСОТОЙ (КРАСОТА РОЖДАЕТ ДОБРОТУ)
проект по теме
Актуальность проблемы
Прекрасное!.. Оно везде - в окружающей нас природе, наших поступках, в творениях человека, в искусстве. Только всегда ли мы замечаем эту красоту? Особенно сейчас, когда цены на всё постоянно растут, жизнь дорожает. Людям не до красоты, не до эстетического наслаждения.
А что мы видим на экранах своих телевизоров? Иностранные и отечественные сериалы, боевики. Вся эта дешёвая продукция, потоком изливающаяся на наших детей по всем каналам телевидения, извратила их вкус, не дав ему полноценно сформироваться.
Эстетическому воспитанию детей средствами искусства, приобщению их к прекрасному придаётся лишь второстепенное значение. Как понятна в этом плане тревога художника и педагога Б. Неменского, смысл которой заключается в том, чтобы с раннего детства воспитывать у ребят невосприимчивость к художественным суррогатам, привить им против этого иммунитет, выработать художественный вкус, самостоятельность суждений, понимание подлинного искусства.
Д. Кабалевский в своей книге «Прекрасное пробуждает доброе» приводит такой пример. На объявленный в школе субботник несколько человек не явилось, так как учились в музыкальной школе. Завуч возмущалась: «Мы обязаны воспитывать в детях чувство долга, а без музыки-то они проживут». Подобное можно услышать во многих школах. Странные эти слова « без музыки проживут». Проживут без музыки – значит, проживут без литературы, живописи, театра - словом, без искусства. А ведь искусство- часть духовной культуры человека. Именно в общении с искусством, то есть с прекрасным, черпает человек духовную пищу. Формировать личность и эстетическую культуру особенно важно в наиболее благоприятном для этого младшем школьном возрасте. Чувство красоты природы, окружающих людей, вещей создаёт в ребёнке особые эмоциональные состояния, возбуждает интерес к жизни, развивает мышление, память. Таким образом, проблема эстетического воспитания актуальна, и её надо решать.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
krasota_rozhdaet_dobrotu_vospitanie_krasotoy.doc | 91 КБ |
dekorativno-prikladnoe_iskusstvo.pptx | 1.09 МБ |
dymkavskaya_igrushka.ppt | 1.98 МБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное образовательное учреждение
«Звениговская санаторная школа-интернат»
(Республика Марий Эл, г. Звенигово)
ПРОЕКТ
ВОСПИТАНИЕ КРАСОТОЙ
(КРАСОТА РОЖДАЕТ ДОБРОТУ)
Разработчик
Иванова Лидия Васильевна
Проект «Красота рождает доброту» (воспитание красотой)
Цель: сохранение культурного многообразия России, повышение интереса детей к народным промыслам, формирование национальной культуры и нравственно-эстетического развития подрастающего поколения, воспитание нравственно здоровой, культурной личности, содействие всестороннему эстетическому воспитанию учащихся, развитие их общего эстетического кругозора.
Задачи: знакомить детей с народными промыслами,
учить понимать и ценить народное искусство,
воспитывать бережное отношение к народным традициям, уважение к искусству своего народа, своего края,
учить видеть прекрасное вокруг себя, создавать эту красоту своими руками,
раскрывать самобытность народных промыслов.
Актуальность проблемы
Прекрасное!.. Оно везде - в окружающей нас природе, наших поступках, в творениях человека, в искусстве. Только всегда ли мы замечаем эту красоту? Особенно сейчас, когда цены на всё постоянно растут, жизнь дорожает. Людям не до красоты, не до эстетического наслаждения.
А что мы видим на экранах своих телевизоров? Иностранные и отечественные сериалы, боевики. Вся эта дешёвая продукция, потоком изливающаяся на наших детей по всем каналам телевидения, извратила их вкус, не дав ему полноценно сформироваться.
Эстетическому воспитанию детей средствами искусства, приобщению их к прекрасному придаётся лишь второстепенное значение. Как понятна в этом плане тревога художника и педагога Б. Неменского, смысл которой заключается в том, чтобы с раннего детства воспитывать у ребят невосприимчивость к художественным суррогатам, привить им против этого иммунитет, выработать художественный вкус, самостоятельность суждений, понимание подлинного искусства.
Д. Кабалевский в своей книге «Прекрасное пробуждает доброе» приводит такой пример. На объявленный в школе субботник несколько человек не явилось, так как учились в музыкальной школе. Завуч возмущалась: «Мы обязаны воспитывать в детях чувство долга, а без музыки-то они проживут». Подобное можно услышать во многих школах. Странные эти слова « без музыки проживут». Проживут без музыки – значит, проживут без литературы, живописи, театра - словом, без искусства. А ведь искусство- часть духовной культуры человека. Именно в общении с искусством, то есть с прекрасным, черпает человек духовную пищу. Формировать личность и эстетическую культуру особенно важно в наиболее благоприятном для этого младшем школьном возрасте. Чувство красоты природы, окружающих людей, вещей создаёт в ребёнке особые эмоциональные состояния, возбуждает интерес к жизни, развивает мышление, память. Таким образом, проблема эстетического воспитания актуальна, и её надо решать.
Как решается эта проблема в нашей школе
Звениговская школа-интернат санаторная. Здесь учатся тубинфицированные дети со всей Республики Марий Эл, некоторые родители детей больны туберкулёзом. Много неблагополучных, неполных семей. Большинство детей из сельской местности. Ученики младших классов плохо владеют русской речью. Возникает много проблем в эстетическом воспитании учащихся. Среди многих средств воспитания, может быть, самым важным является воспитание красотой. Я провожу эту работу через ознакомление детей с декоративно- прикладным искусством. У нас в школе работает 20 кружков. Я работаю воспитателем и являюсь руководителем кружка «Умелые руки». На занятиях кружка знакомлю детей с корнями народного искусства, с исконно русскими традиционными промыслами и, конечно же, с промыслами нашего марийского народа (традиционная вышивка по счёту нитей холста, изделия из бересты, резьба по дереву).
Именно общение детей с красотой окружающего мира, пониманием ее сути, сопереживание с ней делает ребенка духовно богаче, открывает его разум и сердце для восприятия слова педагога, а значит, и всего процесса воспитания.
Наша задача - научить детей понимать, искать, видеть подлинную красоту и создавать эту красоту своими руками.
- Проект рассчитан на 2 года (для учащихся начальных классов)
Я веду работу по следующим направлениям:
Художественные промыслы:
- Золотая Хохлома
- Гжель (бело- синее чудо)
- Городецкая роспись
- Жостовские подносы
- Палехские шкатулки
- Павловские платки
Традиционные марийские промыслы и ремёсла
- Национальные музыкальные инструменты (шувыр, тумыр), свистульки из глины, камыша.
- Марийская национальная вышивка по счёту нитей основы
- Изделия из бересты
- Плетение (корзин, коробов, лаптей)
- Кружевоплетение, ткачество, вязание
Художники- иллюстраторы детских книг
- Ю.А.Васнецов ( «Сказки вятских лесов»)
- Е.М.Рачёв («Сказка-то с хитринкой, на людей намекает»)
- В.М.Конашевич («Покажите детям сказку»).
Пути реализации
- Посещение тематических выставок в Доме народных умельцев, в краеведческом музее.
- Экскурсии в ДДТ
- Экскурсии на природу с целью наблюдения за природой, сбора природного материала
- Посещение кружков («Умелые руки», «Юный художник»)
- Приглашение народных умельцев и знакомство с их ремеслом
- Цикл бесед по декоративно- прикладному искусству
- Практическая работа:
- лепка глиняных игрушек,
- изготовление подносов, ваз, матрёшек из папье-маше,
- вышивание, вязание, изготовление игрушек в технике оригами
- Познавательно- развлекательные мероприятия: «Короб чудес» (презентация «История народной игрушки»), «Фантазёры и умельцы», «Город мастеров», «Наша хата талантами богата», «Праздник красоты», «В гостях у мастеров глиняной игрушки».
Тематическое планирование (1-ый год обучения).
№ | Тема занятий | Количество часов | |
теор. | практ. | ||
Работа с природным материалом | |||
1-3 4-5 6-7 8-9 10-11 12 | Организационное занятие. Ознакомление с правилами техники безопасности, планом работы. Экскурсия в лес, сбор природного материала. Сушка листьев. Аппликация из засушенных растений «Аквариум». Композиция «Осенний лес». Аппликация из семян ясеня «Ёршики». Аппликация из засушенных листьев «Прогулка в лесу». Композиция «Осенние фантазии» | 1 | 2 2 2 2 2 1 |
Глиняная игрушка | |||
13-15 16-18 19-22 23-26 27-28 29-32 33-36 | Знакомство с глиной, ее свойствами. Выставка глиняных игрушек. Народная глиняная игрушка: дымковская, филимоновская, каргопольская. Лепка по желанию детей. Лепка дымковской игрушки (барыня, индюк, лошадка). Лепка филимоновской игрушки (верхом - не пешком, собрались Иван да Маланья на гулянье). Ошкуривание глиняных игрушек, обжиг. Роспись дымковских игрушек. Роспись филимоновсих игрушек. | 1 1 | 2 2 4 4 2 4 4 |
Матрешка | |||
37 38-39 40-43 44-47 48-51 52 | Презентация «Русская матрёшка». Знакомство с папье-маше. Изготовление матрешки в технике папье-маше. Подготовка материала для оклеивания основы матрёшки. Практическая работа- оклеивание основы. Подготовка основы для раскрашивания. Роспись звениговской матрёшки. Выставка работ. | 1 | 2 4 4 4 1 |
Беседы по декоративно-прикладному искусству | |||
53-55 56-58 59-61 62 63 64 65-66 | Золотая хохлома. Хохломская роспись. Гжель (бело-синее чудо). Элементы росписи. Городецкая роспись. Жостовские подносы. Палехские шкатулки. Павловские платки. Итоговое занятие. Выставка детских работ. | 1 1 1 1 1 1 2 | 3 2 3 |
На кружке «Умелые руки» дети мастерят матрёшек, но делают это в технике папье-маше. В качестве основы берём стеклянную банку- туловище, резиновый мячик – голова. Основу оклеиваем старыми газетами в чередовании с исписанными тетрадными листами, примерно в 10-15 слоёв. Первый слой- бумага, смоченная водой, последний слой оклеиваем чистой бумагой. Когда заготовка высохнет, её разрезаем, вытаскиваем банку с мячом. Место разреза склеиваем. Затем поверхность грунтуем водоэмульсионной краской. Получилась матрёшка, которую дети раскрашивают по- своему. Это и есть наша, звениговская ,матрёшка.
Тематическое планирование (2-ой год обучения)
№ | Тема занятий | Количество часов | |
теор. | практ. | ||
1-2 3-6 7-10 11-14 15-18 19-22 23-24 | Изготовление поделок в технике папье-маше. Оклеивание тарелок. Оклеивание подносов. Оклеивание ваз, стаканов. Обработка заготовок, грунтовка. Роспись тарелок, ваз (городецкая). Роспись подносов (хохломская). Оформление работ, покрытие лаком. | 2 4 4 4 4 4 2 | |
Вышивание | |||
25-26 27-28 29-32 33-36 37-40 41-44 | Инструктаж по технике безопасности. Необходимые инструменты, нитки. Техника выполнения ручных швов. Вышивание стебельчатым швом выбранного узора. Вышивание тамбурным швом выбранного узора. Обучение вышивке крестом по канве. Вышивка крестом выбранного узора. Практическая работа | 2 | 2 4 4 4 4 |
Традиционные марийские промыслы | |||
45-46 47-48 49-52 53-58 59-60 61-62 63-66 | Экскурсия в Дом народных умельцев. Знакомство с изделиями из бересты, ткачеством, плетением корзин, коробов, лаптей. Создание фильма. Фильм.wmv Знакомство с традиционной марийской вышивкой по счету нитей основы. Материалы и инструменты для работы. Инструктаж по технике безопасности. Презентация «Маритур». Ознакомление с орнаментом марийской вышивки (геометрически, растительные ,зооморфные мотивы ). Вышивание по счёту нитей основы закладки для книг. Лепка из глины. Изготовление свистулек. Лепка фигуры человека в марийском костюме. Грунтовка, роспись глиняных поделок. Выставка работ. | 2 | 2 4 6 2 2 4 |
Ожидаемый результат.
- Умение детей создавать красивые предметы, вещи своими руками.
- Самостоятельное изготовление детьми подарков малышам, своим родственникам.
- Использование детских работ в оформлении интерьера школы и общежития.
- Потребность совершать добрые поступки.
Достижения
- Свидетельство участника городского конкурса «Подарок любимому папе».
- Диплом участника районного конкурса «Глиняная игрушка».
- Сертификат участника районного конкурса творческих работ «Художественные промыслы Республики Марий Эл»
- Свидетельство участника районного конкурса «Новый год шагает по планете».
- Свидетельство участника в районном конкурсе новогодних и рождественских композиций «Елочка».
- Сертификат участника районного конкурса «Филимоновское чудо».
В перспективе:
- Праздник русской культуры
- Путешествие в русскую народную сказку (1 – 3 кл.)
- Конкурс рисунков по русским народным сказкам (1 – 3 кл.)
- Девичник (посиделки девушек) – 5-9 кл.
- Братчины (физкультурно-развлекательный праздник) – 5-9 кл.
- Пословица – всем углам помощница (викторина)
- Выставка работ народных умельцев
- Конкурс стенных газет «Наши корни»
- Праздник марийской культуры
- Путешествие в марийскую народную сказку
- Конкурс рисунков по марийским народным сказкам
- Конкурс «Пампалче и Эчук»
- Марий кас (посиделки) – 1-5 классы
- Конкурс стенных газет «Наши корни»
Заключение
Какими мы воспитали наших детей, такими они вырастут, таким и будет наше будущее. Оно в наших руках. И во имя этого будущего мы обязаны в первую очередь активизировать все то, что помогает формированию духовного мира подрастающего поколения. Педагог соединяет в одно неразрывное целое красоту природы, сердечность, доброту человеческих чувств и общественно полезный труд. Именно наличие этих облагораживающих черт в духовном мире ребенка естественно приводит его через красивое - к человечному, рождает цепную реакцию доброты.
«Прекрасное по своему содержанию тождественно с добрым,»- говорил Н.Чернышевский. Эти слова могли бы стать девизом эстетического воспитания детей, юношества, молодёжи.
Список литературы
- Сухомлинский В. А. Том второй. Избранные педагогические сочинения. В трех томах. М. «Педагогика», 1980.
- Сухомлинский В. А. О воспитании. Издание четвертое. М. «Искусство», 1963.
- Эстетическое воспитание в семье. Сборник статей. М. «Искусство». 1963.
- Кабалевский Д. Прекрасное пробуждает доброе. Эстетическое воспитание. Статьи, доклады, выступления. М. «Педагогика». 1973.
- Разин А. В. Воспитание красотой. Эстетическое воспитание в сельской школе. Из опыта работы. М. «Просвещение». 1980.
- Хворостов А. Е. Декоративно-прикладное искусство в школе. М. «Просвещение». 1982.
- Прасолова Е. Л. В союзе с красотой. М. «Просвещение». 1987.
- Пагибина М. И. Природные дары для поделок и игры. Ярославль. «Академия развития». 1997.
- Нагибина М. И. Чудеса для детеиз ненужных вещей. Ярославль. «Академия развития». 1997.
- Горичева В. С., Нагибина. Сказку сделаем из глины, теста, снега, пластилина. Ярославль. «Академия К». 1998.
Художественные промыслы
Художники- иллюстраторы детских книг
Традиционные марийские промыслы и ремёсла
Вышивание, вязание
Работа с разными материалами
Глиняная игрушка
Матрёшка
Воспитание красотой
Семёновская
Загорская
Полховмайданская
Марийская
Звениговская
Матрёшка
Каргопольскаяя
Дымковская
Филимоновская
Глиняная игрушка
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Декоративно-прикладное искусство Золотая хохлома Гжель Городецкая роспись Палехские шкатулки Павловские платки Жостовские подносы
Золотая хохлома на территории нынешнего Коверинского района Горьковской области. Этот промысел был основан в лесном Заволжье,
Гжель Название промысла связано с целым районом Подмосковья, где издавна почти всё население деревень делало гончарную посуду, черепицу, израсцы.
Городецкая роспись Он получил развитие во второй половине 19 века в заволжских деревнях по речке Узоле близ Городца. Городецкая роспись по дереву – Знаменитый народный промысел Нижегородского края.
Жостовские подносы Используются: принести, убрать со стола украшение для стен домов подставка под разные предметы для подношения писем и визиток
Палехские шкатулки Традиционными чертами палехской росписи являются тонкость и изысканность, прорисовка мельчайших деталей. Работы обычно выполняются на черном фоне с обязательным присутствием золота в росписи. Если говорить о шкатулках, то они могут быть разных форм, но обязательно внутри покрываются красным лаком
Павловские платки Павловопосадские платки берут начало от простого куска белого полотнища с вышивкой, которое называлось убрус. В семнадцатом веке убрус, которым русские женщины покрывали голову в повседневной жизни уступает место платку, позже в русском языке появляется позаимствованное в персидском языке слово «шаль» означающее большой узорчатый платок носимый на теле. Платок всегда являлся одним из обязательных атрибутов русского национального традиционного костюма, как повседневного, так и праздничного. Показаться на людях с непокрытой головой считалось верхом неприличия на Руси, этот обычай сохранился до наших времен в православных храмах, посещая которые женщина обязательно должна покрывать голову платком.
Ресурсы: http://ru.wikipedia.org/wik / Декоративно-прикладное_искусство http://artsociety.ru/index.php?topic=216.0
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
История дымковской игрушки Дымковская игрушка – оригинальный глиняный промысел, зародившийся и сохранившийся исключительно на территории Вятского края (Кировской области), в слободе Дымково, где издавна селились печники и гончары.
История дымковской игрушки насчитывает около 400 лет. Первыми дымковскими игрушками были свистульки в виде коней, баранов, козлов и уточек .
В прошлом изготовление дымковской игрушки было семейным промыслом. В летние месяцы заготавливали глину, толкли вручную или растирали в краскотерках комовой мел, в остальное время - лепили, сушили, обжигали изделия, ближе к «Свистунье» белили мелом, разведенным на снятом коровьем молоке, красили яичными красками, украшали ромбиками золотистой потали. А весной на лодках привозили дымковскую игрушку в город на праздник, радуя своим искусством детей и взрослых.
В конце 19 века промысел пришел в упадок. В 30-е годы 20 столетия в рамках возрождения некоторых народных промыслов была оказана поддержка возрождению и промысла дымковской игрушки. Игрушка лепится из местной красной глины по частям (в отличие от других игрушек, которые лепятся из единого куска глины). Перед обжигом игрушки высушивают и только потом обжигают. Раньше игрушки обжигали в настоящей русской печи, теперь обжигаются в муфельных печах.
Обожженная дымковская игрушка имеет красно-коричневый, обыкновенный для глины цвет. Для побелки используется смесь мела и молока, в которую окунают дымковскую игрушку. При этом поверхность покрывается плотным белым слоем. Для раскрашивания использовали сухие краски, растертые на яйце. Сейчас используется гуашь, разведенная на яйце.
Дымковской игрушке чужды полутона и незаметные переходы. Неразбавленные яркие краски создают ощущение радости жизни. Узоры имеют простые геометрические формы: круги, клетку, волны. В целом в каждой игрушке может быть использовано до 10 цветов.
Дымковская лошадка Очень стройный и красивый, С челкой и пушистой гривой. Может плавать и скакать, Ест овес, умеет ржать. Прыгнет в воду и в огонь Верный человеку…
Поэтапное выполнение работы
Ресурсы: http://www.rukukla.ru/article/gigr/vid/ http://www.samoffar.ru/dimkovskaya-igrushka.shtml http://www.traditions.ru/articles/dymigrushka.html http://www.igrushkin.ru/dim.php http://dymkovo-toys.ru/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Классный час "Доброта и красота спасут мир"
Материал расчитан для учащихся 5-7 классов. Основная цель - воспитание толерантности учащихся. Материал может быть использван как на классных часах, так и на внеклассных мероприятиях школы...
Презентация к открытому классному часу "Доброта и красота спасут мир"
Классный час на тему толерантности.Материал использовался на открытом классном часе для параллели 5-7 классов. В мероприятии принимали участие учащиеся 7-И класса, МБОУ СОШ№7 города Когалыма....
Королева красоты, трудолюбия и необычайной доброты
Задумка данного изделия «Королева красоты, трудолюбия и необычайной доброты» возникла на кружке «Умелые руки». ...
Конкурсная работа. Есть такое место – город Конаково, город доброты и красоты.
Вы вышли из поезда, на плечах рюкзак, и больше ничего лишнего – вы настоящий турист. Надеюсь, что у вас в руках распечатанная ка...
Семейная гостиная «Доброта рождает доброту»
Добрый человек всегда вежлив со своим собеседником....
Урок доброты по литературе (7 класс). «Доброта лучше красоты» - по произведениям Л. Андреева «Кусака», А. Платонова «Юшка», Ф. Абрамова «О чем плачут лошади».
воспитание чуткого, доброго отношения людей к животным, друг к другу, ответственности человека за свои поступки, осознания необходимости сострадания и милосердия ко всему живому....
Конспект урока литературы в 6 классе «Единство красоты человека, красоты природы, красоты жизни в стихотворении А.С.Пушкина «Зимнее утро»
Цель урока: знакомство со стихотворением А.С.Пушкина «Зимнее утро», комплексный анализ стихотворения...