Концепция воспитательной системы. 7 класс . Тема: «От красоты окружающего мира к красоте души»
рабочая программа (7 класс) по теме
Методологической основой воспитательной деятельности в классе является парадигма гуманистического личностно-ориентированного обучения и воспитания ребенка, основанного на понимании красоты и уникальности каждой личности.
Личностно-ориентированное воспитание – это процесс сохранения и обеспечения здоровья ребенка, развитие его природных способностей - ума, нравственных и этических чувств, потребности в деятельности, овладение опытом общения с людьми, природой, искусством.
Основные педагогические механизмы – это воздействие красотой слова и примером общения, чувственное познание жизни и узнавание ценностей культуры, этическое сопереживание.
Ключевыми понятиями, характеризующими сущность воспитательной системы класса являются: добро, доброта, красота, истина, доверие, уважение, самостоятельность, индивидуальность, коллектив, сила души, взаимопомощь, милосердие, послушание, честность, порядочность, родная природа, родная школа, семья.
Необходимо сделать так, чтобы эти ценности красоты "пронизывали все стороны деятельности, общения и отношений в классном коллективе, стали составляющими его «духа», а затем превратились в ценностные ориентиры личности каждого ребенка".
Главной целью воспитательной работы считаю - создание красоты общения, восприятия, самопознания, самовыражения для здорового морально-психологического климата, атмосферы уважения и доверия, чтобы каждый ребенок чувствовал в себе и окружающем мире прекрасное, доброе, вечное
Упор на развитие 5 потенциалов красоты личности: нравственной, познавательной, коммуникативной, художественной, физической
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
koncepciya.doc | 58.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Концепция воспитательной системы.
5 класс
Классный руководитель: Зеленкова Г.В.
Тема: «От красоты окружающего мира к красоте души»
Содержание:
1. Краткая психолого-педагогическая характеристика класса.
2. Ценностно-смысловое ядро воспитательной системы класса.
3. Механизм функционирования и построения воспитательной системы класса.
4. Критерии и способы изучения эффективности воспитательной системы.
1. КРАТКАЯ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КЛАССА
В 5 классе обучается 20 учащихся, из них 7 девочек и 13 мальчиков.
Возраст детей: 11 лет
Все дети физически развиты.
Первый год работы с данным классом.
За время проделанной работы выяснилось, что классный коллектив слаженный, отношение между детьми хорошее.
Работоспособность класса отличная. Дети очень любознательные и общительные. На контакт с взрослыми идут легко.
Все дети учатся в меру своих возможностей: 9 хорошистов, двое имеют по одной тройки.
Дисциплина в классе хорошая, но порой приходится ее сдерживать на некоторых уроках, так дети бывают не в меру загружены и от безделья начинают шуметь, поэтому надо учителям работающим в классе готовить индивидуальные задания.
Контроль за успеваемостью ведет учебный сектор и классный руководитель, организовывается взаимоконтроль по проверке домашнего задания, своевременно проверяются дневники, выставляются оценки.
Пропуски уроков присутствуют, но они по уважительной причине.
50% ребят ходят на танцевальный в ДК. 50% занимаются в спортивных секциях. А также 3 ч. занимаются дельтопланиризмом, 2ч –в музыкальной школе, 30%- кружок «Умелые руки»
Мероприятия в классе проходят на высоком уровне ,дети с удовольствием готовится к ним.. Во всех общешкольных мероприятиях дети принимали участия.
Актив класса выполняет все что положено и оказывает большую помощь классному руководителю
.Каждый воспитанник этого класса – это личность. Можно отметить,
что в классе не один лидер и это не влияет на сплоченность ребят у них
практически все разногласия решаются путем мирного диалога.
Родители оказывают помощь классному руководителю в едином деле-воспитании детей.
2. ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВОЕ ЯДРО ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ КЛАССА
Методологической основой воспитательной деятельности в классе является парадигма гуманистического личностно-ориентированного обучения и воспитания ребенка, основанного на понимании красоты и уникальности каждой личности.
Личностно-ориентированное воспитание – это процесс сохранения и обеспечения здоровья ребенка, развитие его природных способностей - ума, нравственных и этических чувств, потребности в деятельности, овладение опытом общения с людьми, природой, искусством.
Основные педагогические механизмы – это воздействие красотой слова и примером общения, чувственное познание жизни и узнавание ценностей культуры, этическое сопереживание.
Ключевыми понятиями, характеризующими сущность воспитательной системы класса являются: добро, доброта, красота, истина, доверие, уважение, самостоятельность, индивидуальность, коллектив, сила души, взаимопомощь, милосердие, послушание, честность, порядочность, родная природа, родная школа, семья.
Необходимо сделать так, чтобы эти ценности красоты "пронизывали все стороны деятельности, общения и отношений в классном коллективе, стали составляющими его «духа», а затем превратились в ценностные ориентиры личности каждого ребенка".
Главной целью воспитательной работы считаю - создание красоты общения, восприятия, самопознания, самовыражения для здорового морально-психологического климата, атмосферы уважения и доверия, чтобы каждый ребенок чувствовал в себе и окружающем мире прекрасное, доброе, вечное
Упор на развитие 5 потенциалов красоты личности: нравственной, познавательной, коммуникативной, художественной, физической
Кредо классного руководителя:
- принимать ребенка таким, каков он есть, с его слабостями и недостатками, стремлениями и темпераментом;
- увидеть, разглядеть, не пропустить в ребенке его красоту, и дать импульс к стремлению совершенствовать её и нести прекрасное в окружающий мир.
- для воспитания детей нужен не великий ум, а большое сердце
- главное – идти вместе с детьми по пути познания красоты, именно вместе, а не рядом, именно участвуя, а не наблюдая, и привести их от красоты окружающего мира к красоте души.
Задачи:
- содействовать развитию эмоциональной сферы детей, формированию ценностных отношений к нормам культурной жизни;
- способствовать формированию ценностного отношения к красоте природы, как общему дому человечества;
- приобщать к истории и культуре Отечества, знакомить с обычаями и традициями наших предков, изучать историю родного края, понимая и принимая красоты малой Родины и всей России.
- развивать творческие способности детей, воспитывать трудолюбие через конкретные дела.
- организация единого воспитательного пространства, разумно сочетающего внешние и внутренние условия воспитания школьников, атмосферу школьной жизни, отношения между членами микрогрупп;
- развитие самоуправления школьников, предоставление им реальной возможности участия в управлении образовательным учреждением, в деятельности творческих и общественных объединений различной направленности;
- содействие формированию сознательного отношения учащихся к своей жизни, к красоте здоровья, а также к жизни и здоровью окружающих людей;
- вовлечение учащихся в систему дополнительного образования с целью обеспечения самореализации личности;
- создание условий для участия семей учащихся в воспитательном процессе, развития родительских общественных объединений, повышения активности родительского сообщества; привлечение родительской общественности к участию в соуправлении школой;
- воспитание учеников в духе демократии, личностного достоинства, уважения прав человека, гражданственности, патриотизма.
3. МЕХАНИЗМ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ И ПОСТРОЕНИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ КЛАССА
Главным системообразующим фактором служит совместная и индивидуальная деятельность учащихся, которая носит творческий индивидуально-личностный характер.
Каждая личность уникальна и красива, каждый по- своему воспринимает окружающий мир. Атмосфера доверия и дружеское расположение к ребенку дают возможность раскрыть его внутренний мир, позволяют научить делиться своими проблемами.
Главное – создание атмосферы морально- психологического климата, творческой атмосферы, доброжелательного стиля отношений – всего того, что способствует развитию коллектива в целом.
Годовой круг традиционных дел:
День Знаний, походы, экскурсии «К красоте природы», Новый год,
«Рыцарский турнир», «День матери», «Дни Красоты!», «Поздравление девочек, мам и бабушек с 8 Марта», встреча с защитниками Отечества, участниками Великой Отечественной войны, «Безопасное колесо»;экскурсии: в музеи, посещение выставок ;
конкурсы рисунков, стихов, поделок.
Формирование самоуправленческих начал в жизни класса.
Самоуправление осуществляется посредством создания и работы советов дела при подготовке и проведении классных и общешкольных мероприятий, чередования групповых творческих поручений.
Основные внутренние и внешние связи классного сообщества (ученики – учитель – другие учителя – другие классы) базируются на следующих принципах:
Принципы воспитательной работы:
много знать – красиво;
помогать друг другу – красиво;
жить в уютной обстановке – красиво;
не делать другим того, чего не желаешь себе;
творить для других добро, если для этого есть возможности.
Механизмы формирования образа жизни:
Норм культурной жизни великое множество, но у всех единое основание – истина, добро и красота. Учащиеся 5 класса уже в состоянии понять: если я несу людям своими словами и поступками истину, добро, красоту, значит, я следую нормам культурной жизни.
Формирование образа жизни - пошаговое движение. Способность осознания, оценочной рефлексии, определение и принятие образа жизни требует определенной интеллектуальной, духовной, душевной зрелости, того, что выливается в жизненный опыт.
4. КРИТЕРИИ И СПОСОБЫ ИЗУЧЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ
Вся деятельность по моделированию, построению и развитию воспитательной системы класса направляется на то, чтобы учащийся в течение всего периода обучения в среднем звене смог развить красоту личностных качеств, необходимых в дальнейшем для комфортного пребывания и успешного обучения в старшем звене, освоил нормы культурной жизни.
Для определения эффективности процесса воспитания необходимо сопоставить достигнутые результаты с поставленной целью.
В качестве главного критерия оценки результативности воспитательной системы может выступить воспитанность учащегося, ее изменение из года в год. Если целевым ориентиром воспитания является личность, способная строить жизнь, достойную человека, то следовательно, основание такой жизни – истина, добро, красота - могут выполнить роль показателей воспитанности школьников.
Для более целостного и деятельного анализа и оценки результативности воспитательного процесса можно использовать такие показатели:
- Красота внешнего облика человека;
- Красота физического и психического развития детей;
- Красота поведения;
- качественность разнообразной деятельности учащихся;
- способности и самочувствие детей;
- ценностные предпочтения;
- отношение ребенка к своему «Я»;
- проявление индивидуальности каждого ученика и классного сообщества в целом;
- сформированность классного коллектива;
- сформированность нравственного, познавательного, коммуникативного, художественного и физического потенциала личности школьника.
Предполагаемые результаты деятельности:
- понимание учащимися ценности человеческой жизни, справедливости, бескорыстия;
- уважение человеческого достоинства, милосердие, доброжелательность;
- умение увидеть прекрасное в окружающей жизни, участие в различных кружках, в художественной самодеятельности;
- осознание учеником роли знаний в жизни человека;
- умение пользоваться правами ученика, выполнение роли хозяина в школе, поддерживающего обстановку доброжелательности и радости общения, уважения друг к другу;
- формирование ценностного отношения своей малой и большой Родине, убежденность учащихся в том, что настоящий гражданин гордиться своей Родиной, изучает ее историко-культурное и духовное наследие, верен своему гражданскому долгу и готов к защите Отечества;
- воспитание экологической культуры, учащиеся должны серьезно задуматься над своим существованием на планете Земля и над тем, как ее сохранить,
- получение хорошей базы для самоопределения и профориентации.
5 потенциалов личности школьника:
1. нравственный (ценностный) потенциал: восприятие и понимание учащимися таких ценностей, как «семья», школа, учитель, Родина, природа, дружба со сверстниками, уважение к страшим, потребность выполнять правила для учащихся, умение различать хорошие и плохие поступки людей, правильно оценивать свои действия и поведение одноклассников, соблюдать порядок и дисциплину в школе, общественных местах, правила уличного движения;
2. познавательный потенциал: наблюдательность, активность и прилежание к учебному труду, устойчивый интерес к познанию;
3. коммуникативный потенциал (овладение простейшими коммуникативными навыками): умение говорить и слушать, способность сопереживать, сочувствовать, проявлять внимание к другим людям, животным, природе;
4. художественный потенциал: эстетическая восприимчивость предметов и явлений в окружающей природной и социальной среде, наличие личностного (собственного, индивидуального) эмоционально окрашенного отношения к произведениям искусства, к элементам русской народной культуры;
5. физический потенциал: соблюдение режима дня и правил личной гигиены, стремление стать (быть) сильным, быстрым, ловким, закаленным.
Результативность воспитательной системы – это мера соответствия развития ценностных отношений ребенка и его разносторонних функций, обеспечивающих полноту человеческой жизни, тому уровню культуры, которого достигло человеческое общество на данный момент своего исторического развития. Смысл в том, чтобы уже в школьные годы учащиеся отучались от бездумного существования и точно знали, как строить жизнь, руководствуясь принципам истины, добра и красоты.
Л И Т Е Р А Т У Р А
Гуткина Л.Д. Планирование и организация воспитательной работы в школе. М. Центр «Педагогический поиск»,2002 г.
Кузнецова Л.В. Воспитательная работа в школе. М. «Школьная пресса», 2002
Семенов Г.С. Организация воспитательной работы в школе. М. « Школьная пресса», 2002.
Кульневич С.В. Воспитательная работа в школе. Ростов – на Дону: ТЦ «Учитель», 2001.
Шилина З.М. Классный руководитель: искусство воспитания. М. 1997.
Созонов В.П. Организация воспитательной работы в классе. М. «Педагогический поиск», 2000г.
Сергеева В.П. Классный руководитель в современной школе. М 2001.
Дружинин И.А. Заботы и радости классного руководителя. М. «Просвещение»,1982.
Гордин Л.Ю. Организация классного коллектива. М. «Просвещение», 1984.
Щуркова Н.Е. Классное руководство: рабочие диагностики. М. 2001.
Болдырев Н.И. Классный руководитель. М. «Просвещение», 1978.
Макаренко А.С. О воспитании. М. 1988.
Питюков В.Ю. Основы педагогической технологии. М. 1997.
Журнал «Классный руководитель» (1997 – 2005 гг.)
Дереклеева Н.И. Справочник классного руководителя. (1 – 4 кл.) М. 2003.
Дереклеева НИ. Родительские собрания. (1 – 4 кл.). М. 2004.
Иванов АВ. Современный подход к содержанию деятельности классного руководителя и развитие его педагогической культуры. М. 2005.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Первое направление из концепции воспитательной системы классного руководителя. Пропаганда и организация спортивно-массовой занятости учащихся 9 «В» класса
краткое описание работы по пропаганде здорового образа жизни и организации спортивно-массовой занятости учащихся...
Концепция воспитательной системы класса.
концепция для классного руководителя - это разработка поможет составить план воспитательной работы....
концепция воспитательной системы класса
Название концепции "Становление социально активной личности через самопознание, саморазвитиеи самореализацию личности". В разработке даны ссылки на актуальность темы, описаны условия становления ...
Аннотация конкурсных материалов на тему "Концепция воспитательной системы гимназии "Восхождение к культуре"", сборник статей "Современная школа из опыта инавационной деятельности", научно-методический электронный журнал "Концепт", www.convenok.ru/koncept.
Концепция "Восхождение к культуре" воспитательной системы гимназии определяет ценностные и нормативные основы взаимодействия гимназии в целях совместного обеспечения условий для развития воспитания.Ст...
Интегрированный урок биологии и ОБЖ в 8 классе "С помощью чего мы познаём красоту окружающего мира"
Данная разработка урока поможет учителю сформировать у школьников знания о строении, значении органов чувств человека, а также воспитает необходимость соблюдения правил гигиены для ...
Конкурс «Красота окружающего мира»
Цели: формирование активного эстетического отношения к действительности, навыков общения с искусством через работу с репродукциями, слайдами, навыка осмысления собственных эмоций; развитие умения чутк...
КОНЦЕПЦИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ КЛАССА «КОГДА ТЫ СЧАСТЛИВ САМ, СЧАСТЬЕМ ПОДЕЛИСЬ С ДРУГИМ!»
СОДЕРЖАНИЕhttps://www.youtube.com/watch?v=2-YN5jhgHMw...