Методическая разработка урока по литературе в 6 классе «А.С.Пушкин «Зимнее утро». Мотивы единства красоты природы и красоты человека».
план-конспект урока по литературе (6 класс) по теме

Коломиец Светлана Григорьевна

Разработка урока по литературе в 6 классе по программе А.Г.Кутузова. В разработке дается анализ стихотворения А.Пушкина "Зимнее утро", рассматривается отражение красоты природы в литературе, живописи и музыке. В материале используются пейзажи известных русских художников, музыка Вивальди "Времена года", что помогает прививать любовь к русской природе и чувство прекрасного.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zimnee_utro.docx18.98 КБ
Файл презентация 1.92 МБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное образование Ейский район

Муниципальная бюджетная общеобразовательная организация гимназия № 14 имени первого летчика-космонавта Юрия Алексеевича Гагарина  г. Ейска

муниципального образования Ейский район, Краснодарского края

Методическая разработка урока по литературе в 6 классе

«А.С.Пушкин «Зимнее утро». Мотивы единства красоты природы и красоты человека».

Автор : Коломиец Светлана Григорьевна,

учитель русского языка и литературы

2 квалификационной категории.

2014г.

Тема: «А.С.Пушкин «Зимнее утро». Мотивы единства красоты природы и красоты человека».

Цели: познакомить учащихся с пейзажной лирикой А.Пушкина и его стихотворением «Зимнее утро».

Задачи:

1)формировать умения анализа художественного произведения «вслед за автором»;

2)формировать умения художественного выразительного чтения;

3)развивать речь и мышление в ходе анализа стихотворения; воображение в ходе словесного рисования; память в ходе выразительного чтения;

4)воспитывать любовь и уважение к поэзии А.Пушкина, красоте и величию родной природы. 

Программа: Программа по литературе для общеобразовательных учреждений 5 – 11 классы. ( авторы: А.Г.Кутузов, Е.С.Романичева, А.К.Киселев,под редакцией А.Г.Кутузова. – М.: Дрофа, 2009г.)

Учебник:  «В мире литературы 6 класс». Авторы: А.Г.Кутузов, Е.С.Романичева, А.К.Киселев,под редакцией А.Г.Кутузова. – М.: Дрофа, 2010г.

Оборудование: компьютер 

Ход урока.

  1. Организационный момент.

Слово учителя:

-Ребята, сегодня мы с вами попадем в волшебный мир русской природы, побываем в живописных уголках необъятной нашей Родины и увидим всю их прелесть в разное время года. А поможет нам в этом поэзия А.С.Пушкина, и в частности одно из самых светлых и радостных его стихотворений «Зимнее утро».

  1. Основная часть.

Слово учителя:

-Исключительно велика роль Пушкина как замечательного художника – живописца нашей природы. Во время своих вольных и подневольных скитаний он изъездил вдоль и поперек необъятную нашу Родину. Он первым так полно и , главное, поэтично показал нам мир, в котором мы живем, т.е. окружающую нас природу.

 Природа для поэзии – зеркало, в котором она яснее видит свой облик. Она является не только темой поэзии, но и её идеалом- примером истинной красоты и гармонии. Читая произведения А.С.Пушкина, мы ярко можем представить себе пейзаж того или иного места в разное время года. Поэт для рисования природы использует различные изобразительные средства: олицетворение, эпитеты, сравнения, метафору.

 Живописцы же оживляют картины природы с помощью красок. Вот перед вами репродукции картин  Левитана, Поленова, Юона, Шишкина, и хотя все эти художники жили и творили в разное время, все-таки в их полотнах мы видим, как горячо и преданно они любили красоту своей Родины. (слайд 3  )

Беседа:

-Ребята, что это за время года и какие пушкинские строки можно прочитать к этому пейзажу? (слайд 4 )  (чтение подготовленным учеником отрывка «Я не люблю весну…»

-А вот репродукция картины Поленова «Московский дворик». Посмотрите , какими красками он изобразил летнюю пору (слайд 5): ярко-зеленая трава, солнечные блики на куполах церкви, играющие дети во дворике. Вся картина передает нам радостное, веселое настроение, ощущение солнечного и теплого дня.

  А как Пушкин отзывается об этом времени года? (читает подготовленный ученик «Ох, лето красное!»)

-(слайд 6 ) Самым любимым временем года Пушкина была осень. Сколько великолепных строк он посвятил этой золотой поре, величеству осенней природы. (чтение учеником отрывка «Унылая пора!»)

-Художник Юон на своих полотнах «Конец зимы» и «Русская зима» (слайд 7-8) так рисует красавицу зиму: белоснежным ковром укрыта земля, снег искрится на солнце.

-Какими  строками А.С.Пушкина мы можем оживить эти картины? (чтение учеником стихотворения «Речка льдом одета»)

Слово учителя:

-Поэт любил сам и научил нас любить утреннюю свежесть наших весен, пышное очарование осени, великолепные снежные панорамы зимы.

Представьте, вы проснулись зимним утром (Звучит музыка, слайд 9) Вы увидели, что вся комната залита ослепительным солнечным светом. Вы подбегаете к окну… Попробуйте рассказать, что вы там видите.  Как выглядит снег, соседние дома? Что видно вдали? Пусть в этом вам поможет воображение (ответы детей).

-А вот как видит великолепие седой старушки Зимы в стихотворении «Зимнее утро» А.С.Пушкин. (чтение стихотворения учителем или чтение наизусть подготовленным учеником)

- В «Зимнем утре» Пушкин запечатлел не просто разнообразие мира, а показал связь внутреннего состояния человека с меняющейся природой.

Анализ стихотворения:

-Какие чувства владели поэтом, когда он писал это произведение?

-Сразу ли возникает в нем чувство радости, восторга перед миром?(слайд 10)

-Какие эпитеты, сравнения помогают нам увидеть этот восторг перед красотой зимнего пейзажа? (слайд 11)

-Найдите в первой строфе выражение контраста мотивов сна и пробуждения. Почему Пушкин использует прием контраста?(слайд 12)

- Найдите в тексте 2-ой строфы образ природы как могущественной и грозной силы. Как внутреннее движение в природе влияет на настроение человека? (слайд 13)

- Сопоставьте картину сияющего утра с описанием вечера. Зачем поэт противопоставил их? Прочитайте описание утра и вечера в тексте.

-В каких строках мы видим желание автора покинуть теплый кров и устремиться вдаль? (слайд 14)

    Слово учителя:

-Все  стихотворения поэта наполнено волшебными превращениями. Из ненастного вечера рождается зимнее солнечное утро, из печали прелестной красавицы – восторг, радость. Здесь подчеркивается таинственное единство природы и человека: движение в природе пробудило лирического героя к жизни, радости воспоминаний. Контраст слов «тучи мрачные», «ты печальная» и «великолепными коврами», «красавица» отражает настроение героя вечером и утром. (слайд 15)

  1. Заключение.

Вообще, красота занимает особое место в художественном мире Пушкина. Она царит в нем, озаряя своим светом его творчество. Красота является основой пушкинского идеала, подлинная красота вызывает у человека чувство радости, делает его добрым и открытым миру.

-Итак, ребята, с каким произведением Пушкина мы сегодня познакомились?

-Какова тема этого произведения?

-Какие чувства вызвало в вас это стихотворение?


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

А.С.Пушкин «Зимнее утро».Мотивы единства красоты природы и красоты человека. Учитель русского языка и литературы МБОО гимназии № 14 г.Ейска Коломиец Светлана Григорьевна

Слайд 2

познакомиться с пейзажной лирикой А.С.Пушкина; проанализировать стихотворение «Зимнее утро»; рассмотреть отражение природы в живописи и литературе. Цели урока:

Слайд 4

И.Левитан «Ранняя весна»

Слайд 5

В. Поленов «Московский дворик»

Слайд 6

И. Шишкин «Золотая осень»

Слайд 7

К.Юон «Конец зимы.Полдень »

Слайд 8

К.Юон «Русская зима.Лигачево »

Слайд 9

И.Грабарь «Иней»

Слайд 10

Анализ стихотворения «Зимнее утро»: -Какие чувства владели поэтом, когда он писал это произведение? -Сразу ли возникает в нем чувство радости, восторга перед миром?

Слайд 11

-Какие эпитеты, сравнения помогают нам увидеть этот восторг перед красотой зимнего пейзажа?

Слайд 12

-Найдите в первой строфе выражение контраста мотивов сна и пробуждения. Почему Пушкин использует прием контраста? Мороз и солнце; день чудесный! Еще ты дремлешь, друг прелестный — Пора, красавица, проснись: Открой сомкнуты негой взоры Навстречу северной Авроры, Звездою севера явись!

Слайд 13

- Найдите в тексте 2-ой строфы образ природы как могущественной и грозной силы. Как внутреннее движение в природе влияет на настроение человека? Вечор, ты помнишь, вьюга злилась, На мутном небе мгла носилась; Луна, как бледное пятно, Сквозь тучи мрачные желтела, И ты печальная сидела — А нынче... погляди в окно:

Слайд 14

- Сопоставьте картину сияющего утра с описанием вечера. Зачем поэт противопоставил их? Прочитайте описание утра и вечера в тексте. -В каких строках мы видим желание автора покинуть теплый кров и устремиться вдаль?

Слайд 15

Все стихотворения поэта наполнено волшебными превращениями. Из ненастного вечера рождается зимнее солнечное утро, из печали прелестной красавицы – восторг, радость. Здесь подчеркивается таинственное единство природы и человека: движение в природе пробудило лирического героя к жизни, радости воспоминаний. Контраст слов «тучи мрачные», «ты печальная» и «великолепными коврами», «красавица» отражает настроение героя вечером и утром.

Слайд 17

Источники : 1.Шаблон презентации http://elenaranko.ucoz.ru 2. К.Юон «Конец зимы.Полдень » detskiysad.ru 3 . К.Юон «Русская зима.Лигачево » http:// publik.fotki.com/Vakin/ 4.В.Поленов «Московский дворик» http://www.olgasleeps.ru 5.И.Шишкин «Золотая осень» http://www.artscroll.ru 6.И.Левитан «Ранняя весна» http://dok.opredelim.com 7.И.Грабарь «Иней» http://artcyclopedia.ru 8 . А.Вивальди «Времена года.Зима » vmusice.net 9. «Большое спасибо» http://cliparti.jimdo.com / 10.Портрет И.Шишкина http ://vseportrety.ru/ 11.Портрет И. Левитана http ://www.artcontext.info / 12.Портрет К.Юона http ://www.artcontext.info / 13.Портрет В.Поленова http ://www.artcontext.info /


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по литературе. 5 класс. "И. Бунин. "Первый снег".

Цель методической разработки: совершенствовать технику чтения учащихся. Задачи, решаемые в ходе проведения урока: - образовательные: развивать память, внимание,  образное мышление, воображение,...

Урок литературы по стихотворению А.С.Пушкина «Зимнее утро».

Урок-анализ поэтического текста. Подзаголовок: "Фантазии на темы ЗИМЫ в духе Пушкина". Учащиеся должны представить зиму такой, какой они увидели её сами и какой в стихотворении поэта.  Задача учи...

Урок литературы в 6 классе "А.С.Пушкин "Зимнее утро""

Проект урока содержит  технологическую  карту урока по ФГОС, раздаточный и иллюстративный материал. На данном уроке обучающиеся не только овладевают умением анализировать поэтический т...

Презентация к уроку « Лингво-стилистический анализ стихотворения А.С.Пушкина «Зимнее утро»

На слайдах представлены все этапы урока с выполненными заданиями по  лингвостилистическому анализу стихотворения А.С. Пушкина  "Зимнее утро"на лексическом,фонетическом, морфологическом и син...

Рабочий лист к уроку литературы 6 класс . А.С. Пушкин "Зимнее утро"

Данный рабочий лист содержит разноуровневые задания....

Открытый урок – исследование «Мотивы единства красоты природы и человека. Радостное восприятие окружающего мира А.С. Пушкина в стихотворении «Зимнее утро». (6 класс)

Открытый урок – исследование   «Мотивы единства красоты природы и человека. Радостное восприятие окружающего мира   А.С. Пушкина в стихотворении «Зимнее утро...

методическая разработка урока по литературе 10 класс "Петербургский миф Достоевского"

технологическая карта урока по литературе, 10 класс, УМК Сухих...