Сценарий урока "Над класс рыбы"
план-конспект урока по биологии (7 класс)
Тема урока: «Надкласс рыбы» |
Тип урока: изучение нового материала. |
Форма проведения урока: беседа, работа в группах. |
Цель урока: раскрыть особенности организации рыб как водных позвоночных; углубить знания о частях тела, внешних и внутренних органах и их значении. |
Технология: проблемное обучение, с применением метода учебного проекта. |
Основные понятия, изучаемые на уроке: Ихтиология, ихтиолог, внешний вид, скелет, нервную систему, кровеносную, дыхательную, пищеварительную, выделительную системы класса рыб, и кита, |
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_7_klass.docx | 416.16 КБ |
Предварительный просмотр:
Общая часть | ||||||
Тема урока: «Надкласс рыбы» | ||||||
Тип урока: изучение нового материала. | ||||||
Форма проведения урока: беседа, работа в группах. | ||||||
Цель урока: раскрыть особенности организации рыб как водных позвоночных; углубить знания о частях тела, внешних и внутренних органах и их значении. | ||||||
Технология: проблемное обучение, с применением метода учебного проекта. | ||||||
Основные понятия, изучаемые на уроке: Ихтиология, ихтиолог, внешний вид, скелет, нервную систему, кровеносную, дыхательную, пищеварительную, выделительную системы класса рыб, и кита, | ||||||
Оборудование: Натуральный объект - речной окунь, перчатки, увеличительное стекло, препаровальная игла и микропинцет. Раздаточный материал с текстом по теме. Карточки с название класса и изображением животного, таблицы, рисунки. Ноутбук (на группу), компьютер, проектор, документ-камера, интерактивная доска, презентация. Листы для заметок и ручки (по количеству учащихся), маркеры (на группу), ватман. Бланки самооценивания оценивания. | ||||||
Планируемые образовательные результаты: | ||||||
Личностные | Предметные | Метапредметные | ||||
Умение называть основные характеристик класса рыб. Выраженная устойчивая учебно-познавательная мотивация и интерес к учению, направленному на изучение живой природы. Готовность к самообразованию и самовоспитанию. Адекватное оценивание своих возможностей в достижении цели. Понимание относительности мнений подходов к решению проблем. Основы коммуникации. | Развитие познавательной сферы (знания о строении систем органов класса рыб и кита). Способность к выделению существенных признаков биологических объектов. Способность к объяснению роли биологии в практической деятельности людей. Способность к различению органов представителей различных классов животных. Освоение приёмов работы с инструментами и натуральными объектами. | Способность классифицировать и структурировать материал, объяснять, проводить эксперименты. Умение работать с источником информации, преобразовывать информацию из одной знаковой формы в другую. Умение адекватно использовать речевые средства для аргументации своей позиции. | ||||
Задачи: | ||||||
Воспитывающая | Развивающая | Обучающая | ||||
- формирование познавательного интереса к изучаемой теме и предмету в целом, осуществление биолого-экологического воспитания на основе практической деятельности; - формирование способностей видеть уникальность животного мира и воспитания бережного отношения к нему. | - формирование практических навыков и умение работать с инструктивными карточками и устной инструкцией, выделение и фиксацией ключевых элементов устной речи; - развивать у учащихся способность к работе с различными источниками информации; - формировать умение применять знания, полученные на уроке, в жизни. | - формирование общего представления о строении класса рыб и кита, их системах органов; - углубление знания учащихся о важности каждой из частей живого организма; - формирование понимания роли каждого органа в жизнедеятельности организма. | ||||
Организационная структура урока | ||||||
Этап 1: мотивация к учебной деятельности. | ||||||
Рассадка выполняется таким образом, чтобы в каждой группе был лидер. Всего 7 групп. | ||||||
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД | ||||
Настраивает учащихся на успешную работу. Координирует рассадку учащихся | Рассаживаются в соответствии с инструкцией. Нацеливаются на работу. | - развитие мотивации к учебной деятельности; - развитие способности выполнять инструкции. | ||||
Этап 2: актуализация знаний. | ||||||
Продолжаем изучать тип хордовые. Я приготовила для вас следующее задание, распределите пожалуйста, животных по классам. (1 человек работает с интерактивной доской, остальные на своих местах с индивидуальными карточками (Приложение1) Класс рыбы: окунь (кит) Класс земноводные: лягушка Класс пресмыкающиеся: ящерица Класс птицы: голубь Класс млекопитающие: собака, кит Закончили работу. Все таким образом распределили животных? (обращаемся к интерактивной доске) У кого другой вариант распределения? Почему? Объясните? В классе 2 мнения. Кто прав? | ||||||
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД | ||||
Использует прием работы с недостаточностью информации | Выполняют задание. Взаимопроверка. | -развитие познавательной мотивации к учебной деятельности, стремления к открытию знаний, приобретению умений; | ||||
Этап 3: целеполагание, постановка проблемы. | ||||||
Проблемный вопрос: кит - это представитель класса рыб? Как нам в этом разобраться? (Рассмотреть внутренне и внешнее строение рыб, и кита и сравнить их) Поставьте, пожалуйста, цель урока: изучить внутреннее и внешнее строение рыб. Достигнув цели, мы ответим на вопрос: Кит – это рыба? Запишите тему урока: "Надкласс рыбы". | ||||||
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД | ||||
Подводит учащихся к определению границ знания и незнания, осознанию темы, цели и задач урока, согласно которым, учащимся необходимо будет включиться в учебный проект | В совместной работе выявляются причины затруднения, выясняется проблема. Формулируют цель. Реагируют на недостаточность имеющихся знаний. . | -формирование способности е самостоятельному построению умозаключений, целеполаганию. | ||||
Этап 4: поиск путей решения проблемы. | ||||||
Работая в группах, вы попробуете себя в роли учёных ихтиологов. А вы знаете кто такие ихтиологи? Найдите определение. (Работают с дополнительными источниками информации: словарь, ноутбук с выходом в сеть интернет) Ихтиолог – это ученый биолог, занимающийся изучением строения, эволюционного развития, форм жизнедеятельности, распространения, систематики, поведения и особенностей размножения рыб в природе и при искусственном разведении. Запишите в тетрадь определение Ихтиологии. Ихтиология (др.-греч. ἰχθύς [ихтю́с], [ихти́с] — рыба; λόγος [ло́гос] —учение), учение о рыбах, раздел зоологии позвоночных, изучающий рыб, их строение, функции их органов, образ жизни на всех стадиях развития, распространение рыб во времени и пространстве, их систематику, эволюцию. | ||||||
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД | ||||
Консультирует | Планируют пути достижения намеченной цели. Осуществляют учебные действия по своему плану. Индивидуальная или групповая работа по решению проблемы. | -развитие способности к адекватному использованию речевых средств для решения различных коммуникативных задач; | ||||
Этап 5: решение проблемы. | ||||||
Учебный проект: «Ихтиологическое исследование» Объектом исследования будет речной окунь (натуральный объект) и синий кит (изображение) Для работы каждой группы приготовлены: натуральный объект - речной окунь, перчатки, увеличительное стекло, препаровальная игла и микропинцет. Раздаточный материал с текстом по теме (Приложение 4). Карточки с название класса и изображением животного, таблицы, рисунки. Ноутбук (на группу), компьютер, проектор, документ-камера, интерактивная доска, презентация. Листы для заметок и ручки (по количеству учащихся), маркеры (на группу), ватман. Бланки самооценивания оценивания. Напоминаю в целях техники безопасности, препаровальную иглу после каждого использования следует обязательно закрывать защитным наконечником. На ваше исследование вам отводится 15 минут. Каждая группа самостоятельно определяет форму представления результатов работы, своим коллегам (Таблица, схема, презентация) | ||||||
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД | ||||
Консультирует | Выполняют задания, которые сначала оказались не посильными для решения. Работа в малых группах | -развитие умения вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия; -развитие умения формулировать собственное мнение и позицию. -формирование устойчивого интереса и становления смыслообразующей функции познавательного мотива; -формирование навыка изучающего и поискового чтения; -формирование умения выделять главное и второстепенное -развитие способности преобразования информации из одной знаковой системы в другую; | ||||
Этап 6: предъявление результата, коррекция . | ||||||
Ваше время закончилось, предъявляет результаты исследований первая лаборатория. В презентации проекта участвует каждый член группы. Подводя итог своего выступления, отвечают на главный проблемный вопрос. Подводим итог работы всех лабораторий. А сейчас вы можете ответить на вопрос: кит рыба? Кит это не рыба. Почему? Сходство имеют 2 системы (нервная, выделительная) 5 систем органов имеют отличия: Внешнее строение Скелет Кровеносная Дыхательная Пищеварительная Давайте вспомним цель урока: изучить строение рыб. Назовите мне, пожалуйста, признаки класса рыб? Тело подразделено на голову туловище хвост, покрыто чешуей. Скелет: позвоночник: туловищный, хвостовой отдел. (Рёбра), череп. Нервная система: спинной, головной мозг, нервы. Кровеносная система: замкнутая, один круг кровообращения, двух камерное сердце. Дыхательная система: жабры. Пищеварительная система: ротовая полость, глотка, пищевод, желудок, кишка, заднепроходное отверстие. Выделительная система: длинные почки, мочеточники, у некоторых имеется мочевой пузырь. | ||||||
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД | ||||
Помогает, советует, консультирует. | Презентуют работу по решению проблемы. Отвечают на проблемный вопрос. | - развитие способности к адекватному использованию речевых средств для решения различных коммуникативных задач. | ||||
Этап 7: систематизация знаний. | ||||||
Во время ихтиологического исследования учащиеся изучили: внешний вид, скелет, нервную систему, кровеносную, дыхательную, пищеварительную, выделительную системы класса рыб, пользуясь учебником, и кита, пользуясь дополнительной информацией (Приложение4). Мы сегодня начали изучать очень интересный класс рыб. Рыбы это очень удивительные животные. Поэтому я хочу чтобы вы выразили своё отношение к этому классу в синквейне. Правила написания синквейна. 1 строка – одно существительное, выражающее главную тему cинквейна. 2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль. 3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы. 4 строка – фраза, несущая определенный смысл. 5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом). | ||||||
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД | ||||
Консультирует, направляет, задаёт вопросы | Выявляют связь изученной темы с ранее изученным материалом, связь с жизнью | -развитие способности использования полученных теоретических знаний на практике, -развитие способности к аргументированию собственной точки зрения, отстаиванию своей позиции не враждебным для оппонентов образом. | ||||
Этап 8: объяснение домашнего задания. | ||||||
Запишите, пожалуйста, домашнее задание на выбор: пересказ стр.176 – 179, сделать интерактивный макет (с описанием) «Внутреннее строение рыбы». | ||||||
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД | ||||
Разъясняет, предлагает задание на выбор | Выбирают домашнее задание в соответствии со своими предпочтениями. Разного уровня сложности. | |||||
Этап 9: оценивание. | ||||||
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД | ||||
Консультирует, обосновывает оценки | Самостоятельно оценивают работу над каждым этапом работы в проекте (самооценка, взаимооценивание) | - Развитие способности к критериальному оцениванию. | ||||
Этап 10: рефлексия. | ||||||
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД | ||||
Благодарит учащихся за работу | Делятся мнением о своей работе на уроке. В каком этапе проекта столкнулись с затруднениями. | - Развитие коммуникативных способностей |
Приложение 1 Индивидуальные карточки: «Распределение животным по классам» (по количеству учащихся )
1 2 3 4 5 Класс земноводные: Класс рыбы: Класс пресмыкающиеся: Класс птицы: Класс млекопитающие: 6 |
Приложение 2
Особенности строения | Класс рыбы (речной окунь) | Китообразные (синий кит) |
Внешнее строение | Тело уплощено с боков и подразделено на: голову, туловище и хвост. Снаружи кожа покрыта чешуей. Плавники: (грудные, брюшные, спинной, хвостовой) | Тело обтекаемой формы, подразделено на: голову, туловище, хвостовой плавник. Пара передних конечностей, видоизмененные в плавники. Снаружи кожа гладкая. |
СХОДСТВО: ОТЛИЧИЕ: + | ||
Скелет | Позвоночник: -туловищный, - хвостовой отдел. Рёбра Череп костный мозговая коробка челюстные кости жаберные дуги жаберные крышки | Позвоночник 4 отдела: - шейный -грудной (имеет грудину) -поясничный -хвостовой. Череп: носовые кости (ноздри смещены на темя) теменные кости верхнезатылочная кость лобные кости кости челюстей Зубы конические, однородные, |
СХОДСТВО: ОТЛИЧИЕ: + | ||
Нервная система. | ЦНС: спинной и головной мозг. Нервы. Головной мозг (5 отделов): передний, промежуточный, средний, продолговатый и мозжечок | ЦНС: спинной и головной мозг. Нервы. Головной мозг (…отделов): передний (развита кора больших полушарий), продолговатый мозг, средний мозг, мозжечок. Промежуточный. |
СХОДСТВО: + ОТЛИЧИЕ: | ||
Кровеносная система | Замкнутая кровеносная система. Один круг кровообращения Двух камерное сердце (предсердие и желудочек). | Замкнутая кровеносная система. Два круга кровообращения Четырёх камерное сердце (2 предсердия и 2 желудочка). |
СХОДСТВО: ОТЛИЧИЕ: + | ||
Дыхательная система | Жабры: 4 полные и 1 ряд зачаточных лепестков (на внутренней стороне жаберной крышки) | Наружные ноздри Носовой канал Трахея и бронхи Лёгкие ( с альвеолами) Процесс дыхания китообразных можно подразделить на выдох и глубокий вдох перед погружением. |
СХОДСТВО: ОТЛИЧИЕ: + | ||
Пищеварительная система | Ротовая полость (челюсти с зубами), глотка, пищевод, желудок, кишка, заднепроходное отверстие печень поджелудочная железа (слабо развита) | Ротовая полость (Язык ) Гортань, глотка, пищевод, желудок (железистые клетки, выделяющие пищеварительные соки) Кишечник двенадцатиперстная кишка. |
СХОДСТВО: ОТЛИЧИЕ: + | ||
Выделительная система | Длинные почки. Мочеточники. У некоторых имеется мочевой пузырь. | Почка. Мочеточник. Мочевой пузырь. Мочеполовая щель. |
СХОДСТВО: + ОТЛИЧИЕ: |
Приложение 3 Бланки оценивания (самооценивания, взаимооценивания, экспертами)
Лист самооценки работы своей группы
Отметь вариант ответа знаком плюс (+), с которым ты согласен (согласна).
- Все ли члены группы принимали участие в работе над проектом?
• А. Да, все работали одинаково.
• Б. Нет, работал только один.
• В. Кто-то работал больше, а кто-то меньше.
- Дружно ли вы работали? Были ли ссоры?
• А. Работали дружно, ссор не было.
• Б. Работали дружно, спорили, но не ссорились.
• В. Очень трудно было договариваться, не всегда получалось.
- Тебе нравится результат работы группы?
• А. Да, все получилось хорошо.
• Б. Нравится, но можно было бы сделать лучше.
• В. Нет, не нравится.
- Оцени свой вклад в работу группы. Отметь нужное место в пятизначной шкале знаком X.
1 - Почти все сделали без меня
5 - Я сделал(а) очень много, без меня работа бы не получилась
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Класс "Рыбы"
Презентация предназначена для изучения строения, жизнедеятельности, многообразия и значения животных класса "Рыбы". Состоит из 20 слайдов. Может быть использована на нескольких уроках так как подразде...
Урок "Класс Рыбы".
Ознакомить учащихся с внешним и внутренним строение рыб, основными признаками хрящевых и костных рыб и их классификацией; Изучить полученную информацию через технику «Арабская г...
Тест по теме "Класс Рыбы"
В данной работе предлагается выбор одного правильного ответа и ответы в произвольной форме....
Итоговый урок по теме "Класс Рыбы" 7 класс
Итоговый урок по теме "Класс Рыбы" 7класс...
Урок: "Класс рыбы, общая характеристика."
Разработка урока биологии в 7 классе "Классы рыбы ,общая характеристика"...
Урок: "Класс рыбы, общая характеристика."
Разработка урока "Классы рыб общая характеристика"...
Презентация к уроку на тему: "Класс рыбы: Хрящевые и костные"
Презентация является приложением к уроку в 7 классе по программе И.Н. Пономарёвой....