Сценарий урока 5 класс
методическая разработка по музыке (5 класс) по теме
Сценарий урока 5 класс 1 четверть
«Первое путешествие в музыкальный театр. Опера».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
stsenariy_uroka_1_putesh._opera_docx.docx | 20.8 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Сценарий урока 5 класс 1 четверть
«Первое путешествие в музыкальный театр. Опера».
«Познание духовных ценностей оперного произведения
тем глубже и прекраснее, чем больше мы знаем это произведение».
Цель: познакомиться с оперным жанром, с взаимодействием видов искусств в опере.
Задачи: развитие художественного вкуса, устойчивый интерес к оперному музыкальному искусству; постижение самобытности музыкального искусства разных народов; участие в обсуждении и характеристика героев оперы.
*Слайд-шоу: фото Большой театр, М.Врубель «Царевна Волхова», портрет композитора Н.А.Римского-Корсакова, морской пейзаж, Садко – иллюстрация Билибина, Васнецов «Новгородский торг», Рерих «Заморские гости», «Садко и Морской царь» иллюстрация М.Лукьянца.
*Видеофрагменты: опера-былина «Садко», песни «Заморских гостей».
Уроки в этой четверти раскрывают перед нами родственные связи между музыкой и литературой. Мы уже разобрали несколько музыкальных произведений, возникших на основе литературных сочинений (песни, романсы, кантату и т.д.). И, обнаружили такой жанр, в котором объединились в хоровод многие виды искусства?!
Учащиеся называют жанр – опера.
Наша с вами задача – подробно познакомиться с оперным жанром, который возникает на основе сказки, истории, романа, былины, а также с оперными исполнителями. Вспомните пожалуйста, как в опере называется литературное содержание, текст? Либретто.
А какие виды искусства можно встретить в опере?
Театр, музыка, литература, хореография, изобразительное искусство.
Где же мы можем посмотреть, послушать оперу?
В музыкальном театре.
Сегодня мы отправимся в путешествие. Мне хотелось бы, чтобы вы вместе с героями замечательной истории включились в театральное действие.
Итак, мы оказались в музыкальном театре…
-------звучит вступление к «Колыбельной Волховы» из оперы «Садко»-------
В класс входит Волхова с гуслями – поет песню – ребята подпевают.
Волхова: Здравствуйте, ребята. Спасибо, что подхватили песню мою лиричную. Хорошо знаете музыку эту. Вы уже догадались, кто я?... Верно, я – царевна Волхова. Как называется этот музыкальный инструмент?..... Да, гусли сопровождали по жизни русский народ, под их перезвон, мягкий рокот рассказывались былины. А знаете ли вы, кто научил меня петь и играть на гуслях? Садко.
Так и было. Попросила я отца – Царя Морского раздобыть мне этот чудо-инструмент – «гусельки яровчаты». С тех пор с ними и не расстаюсь. Ребята, а отгадайте, сколько струн у моего инструмента?... Правильно, вот тебе сувенир со дна морского. А вот вопрос потруднее: какой музыкальный инструмент может заменить гусли в симфоническом оркестре? … Держи раковину «диковинную» за правильный ответ.
Учитель: А сможешь ли ты, Волхова нас, как Садко, музыкою очаровать? Сыграй-ка нам что-нибудь этакое!
Волхова: Вот послушайте, ребята, былину дивную.
-------------- Волхова исполняет «Былину» на гуслях ----------------
Учитель: Ай. да царевна! Ай, да умница! Спасибо тебе за подарок. Будь же нашей гостьей, присаживайся.
Ребята, а кто написал оперу-былину «Садко»?... Правильно, замечательный музыкальный сказочник Николай Андреевич Римский-Корсаков.
На экране – портрет композитора.
Почему же его так называют, музыкальный сказочник? Много сказочных опер написал.
На экране – море, звучит вступление к опере «Океан-море синее».
Опера начинается с живописнейшего полотна – со вступления «Океан-море синее» - своего рода былинный зачин. Образ моря проходит через все произведение. Откуда у композитора такое теплое отношение к морю? Первоначальная профессия.
А кем был Садко?
На экране – Садко и текст: «Как во славном Нове-городе был Садко, веселый молодец;
Не имел он золотой казны, а имел лишь гусельки яровчаты;
По пирам ходил-играл Садко, потешал купцов, людей посадских».
Волхова: А ведь стал Садко купцом.
Учитель: И не без твоей бескорыстной помощи?
Волхова: (смутившись) Наверное. Посмотрите-ка, сколько гостей к нам, в Великий Новгород пожаловало!
Учитель: Есть в опере сцена новгородского торга. Происходит она на берегу Ильмень – озера. Кстати, там вы и познакомились с Садко? Садко собирается снарядить корабли и отправиться в путь со своей храброй дружиной. Он просит гостей-купцов рассказать о своих странах:
На экране – Великий Новгород и текст:
«Вы пропойте-ка нам песни звонкие, про края расскажите далекие,
Чтоб нам знать, в какую сторону путь держать и где больше чудес повстречается».
Каждый гость расхваливает свою страну на свой лад.
Вот выходит первый гость. Вслушайтесь и скажите, откуда он? Ведь музыка может изобразить портрет человека, выразить его внутренний мир, чувства. Вам поможет словарь ощущений.
-------------------звучит вступление к «Песне Варяжского гостя»---------------------
Дети: Музыка мрачная, холодная, суровая.
Учитель: С помощью цветных карточек выберите цвета, которыми пользовался автор. Раздаю комплекты цветных карточек. Класс разделен на 4-5 групп. Дети работают с карточками. Выбирают синие, черные, серые цвета.
Как вы думаете, какая картина природы изображена?
Дети: Это море, холодное, темное, взволнованное.
Учитель: А как выглядит сам гость? Какое у него выражение лица? Как одет? Может ли об этом рассказать короткое вступление?
Дети: Он суровый, строгий. Одежда теплая. Он в кольчуге и в латах. У него меч на поясе. Наверное, он воин.
Учитель: Теперь, давайте посмотрим и послушаем, что он расскажет о своей стране, как называет себя и людей, живущих в этой стране.
---------- смотрим видеофрагмент - «Песня Варяжского гостя» ---------
Дети: Он называет свой народ «варягами». Они воины. Страна варягов на берегу холодного северного моря. Они умеют защитить себя от врагов.
Учитель: Правильно. А какой голос у исполнителя?
Дети: Это бас.
Учитель: Итак, мы с вами выяснили, откуда прибыл 1-й гость. Он с севера. А точнее, со Скандинавии.
Теперь на сцену выходит второй гость. Откуда он? Куда приглашает Садко?
-------------- звучит вступление «Песни Индийского гостя» ---------------------
Дети: Он из восточной страны. Он одет очень красиво – блестящие ткани, тюрбан. Идет медленно, кланяется.
Учитель: А какие цвета в этой музыке использовал Римский-Корсаков?.. ----- Работа с карточками по группам. -------
Эта музыка тоже изображает море. Какое оно?
Дети: Тихое, спокойное, еле колышется. Музыка покачивается, убаюкивает.
Учитель: Послушайте песню восточного гостя. Он сам назовет свою страну. А вы мне скажите, что же такое есть в этой стране, ради чего стоит там побывать?
--------------------Видеофрагмент «Песни Индийского гостя»----------------------
Дети: Этот гость из Индии! Там есть сокровища.
Учитель: Это главное?
Дети: Нет. Он поет о птице счастья.
Учитель: Так в чем же для Индийского гостя заключается это счастье?
Дети: В покое, тишине.
Учитель: Как Римский-Корсаков рисует музыкой это счастье, этот покой?
Дети: Музыка тихая, похожа на колыбельную. Чуть покачивается.
Предлагаю детям вспомнить упражнение на дыхание «Индиана» . Затем спеть главную мелодию на слог «лю» и со словами.
Учитель: Какой голос исполняет «Песню Индийского гостя»?
Дети: Тенор. Высокий голос. Мягкий и нежный.
Учитель: Волхова, а как же Садко? Поет ли?
Волхова: Разве можно жить без музыки? Без песни?
Учитель: Надо ребятам рассказать о третьем госте и о встрече Садко с Царем Морским.
Волхова: О, эта история интересная.
Учитель: История следующего нашего урока.
Вы, ребята, сегодня хорошо потрудились. Сложно ли вам было путешествовать?... интересно, просто.
---------- на экране Большой театр --------
А это значит, что опера нас ждет не только в стенах кабинета музыки, но и в музыкальном храме, музыкальном театре, где вместе с музыкой живет литература (либретто), ИЗО (декорации и костюмы), театр.
Ваше домашнее задание – создать декорации к опере –былине «Садко». Выберите тот фрагмент, который больше всего понравился и запомнился.
Прежде чем мы попрощаемся с Волховой, хочу спросить у вас, ребята, сможем ли мы сделать подарок Царевне – она так любит музыку. Индийский гость с большой любовью и гордостью пел о своей стране. Мы с вами споем песню о России.
Послушай эту песню, Волхова, и прими приглашение на наши уроки!
----------------- звучит песня о России-------------------
На экране слайд-фильм с изображением нашей Родины.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Применение игровых технологий на уроках французского языка в начальной школе.(Сценарий урока-конкурса по теме"осень"во 2 классе.)
Уроки-конкурсы в начальной школе можно использовать для проверки усвоения пройденного материала, для оптимизации процесса повторения, для осуществления принципа коммуникативной направленности изучения...
Сценарий урока по русскому языку в 6 классе. "Повторение изученного об имени прилагательном в 5 классе".
Урок составлен с учётом требований Нового Стандарта, где применены новые технологии и указаны планируемые результаты....
Методическая разработка (сценарий) урока. Программа: Школа России Тема урока: Повторение. Главные и второстепенные члены предложения. Класс: 4Б* (по программе VII вида)
Второй городской фестиваль учителей общеобразовательных учрежденийСанкт – Петербурга «Петербургский урок» в 2012 году Государственное бюджетное специальное (коррекционное) образ...
Сценарий урока занимательной математики «В мире цифр» для учащихся 1 класса, проводимый учителем математики совместно с учениками 5 класса
Этот урок проводился в рамках недели математики учащимися 5 класса вместе с учителем математики после изучения первоклассниками цифр.Цель урока: повысить интерес у учащихся к изучению математики...
Сценарий урока "Классы неорганических веществ"
"Учение с увлечением"- так можно охарактеризовать урок знакомства с новым классом неорганическихвеществ.Формирование представления о кислотах и их свойствах происходит на примере веществ и явлений окр...
Сценарий урока "Первая мировая война". Создаем учебный фильм. Урок-проект. 9 класс.
Конспект урока в 9 классе по теме "Первая мировая война". Урок выстроен с учетом требований новых стандатртов. Включает 4 этапа:этап актуализации знаний, этап - построение учебной задачи, этап - решен...
Сценарий урока в 10 классе «Щелочность мыла. Валеологический подход к выбору туалетного мыла» Проблемный урок с элементами исследования. 10 класс
Рассмотреть роль химии в повседневной жизни человека; выявить причинно-следственную связь между составом, строением и свойствами синтетических моющих средств (на примере туалетного мыла), действие мы...