Сценарий урока 5 класс
методическая разработка по музыке (5 класс) по теме

Матрос Елена Витальевна

 

       Сценарий урока                          5 класс                               1 четверть

     «Первое путешествие в музыкальный театр. Опера».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stsenariy_uroka_1_putesh._opera_docx.docx20.8 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

       Сценарий урока                          5 класс                               1 четверть

     «Первое путешествие в музыкальный театр. Опера».

                                       «Познание духовных ценностей оперного произведения

                                        тем глубже и прекраснее, чем больше мы знаем это произведение».

Цель: познакомиться с оперным жанром, с взаимодействием видов искусств в опере.

Задачи: развитие художественного вкуса, устойчивый интерес к оперному музыкальному искусству; постижение самобытности музыкального искусства разных народов; участие в обсуждении  и характеристика героев оперы.

*Слайд-шоу:   фото Большой театр, М.Врубель «Царевна Волхова», портрет композитора     Н.А.Римского-Корсакова,  морской пейзаж, Садко – иллюстрация Билибина, Васнецов «Новгородский торг», Рерих  «Заморские гости», «Садко и Морской царь» иллюстрация М.Лукьянца.

*Видеофрагменты:  опера-былина «Садко», песни  «Заморских гостей». 

Уроки  в этой четверти раскрывают перед нами родственные связи между музыкой и литературой. Мы уже разобрали несколько музыкальных произведений, возникших на основе литературных сочинений (песни, романсы, кантату и т.д.). И, обнаружили такой жанр, в котором объединились в хоровод многие виды искусства?!  

                                    Учащиеся называют жанр – опера.

Наша с вами задача – подробно познакомиться с оперным жанром, который возникает на основе сказки, истории, романа, былины, а также с оперными  исполнителями. Вспомните пожалуйста, как в опере называется литературное содержание, текст?   Либретто.

А какие виды искусства можно встретить в опере?

               Театр, музыка, литература, хореография, изобразительное искусство.

Где же мы можем посмотреть, послушать оперу?

                                            В музыкальном театре.

Сегодня мы отправимся в путешествие. Мне хотелось бы, чтобы вы вместе  с героями замечательной истории включились в театральное действие.

     Итак, мы оказались в музыкальном театре…

-------звучит вступление к «Колыбельной Волховы» из оперы «Садко»-------

В класс входит Волхова  с гуслями – поет песню – ребята подпевают.

Волхова:  Здравствуйте, ребята. Спасибо, что подхватили песню мою лиричную. Хорошо знаете музыку эту. Вы уже догадались, кто я?... Верно, я – царевна Волхова. Как называется этот музыкальный инструмент?.....  Да, гусли сопровождали по жизни русский народ, под их перезвон, мягкий рокот рассказывались былины. А знаете ли вы, кто научил меня петь и играть на гуслях?    Садко.

   Так и было. Попросила я отца – Царя Морского раздобыть мне этот чудо-инструмент – «гусельки яровчаты». С тех пор с ними и не расстаюсь. Ребята, а отгадайте, сколько струн у моего инструмента?... Правильно, вот тебе сувенир со дна морского. А вот вопрос потруднее: какой музыкальный инструмент может заменить гусли в симфоническом оркестре? … Держи раковину «диковинную» за правильный ответ.

Учитель: А сможешь ли ты, Волхова нас, как Садко, музыкою очаровать? Сыграй-ка нам что-нибудь этакое!

Волхова: Вот послушайте, ребята, былину дивную.

--------------    Волхова исполняет «Былину» на гуслях         ----------------

Учитель: Ай. да царевна! Ай, да умница! Спасибо тебе за подарок. Будь же нашей гостьей, присаживайся.

       Ребята, а кто написал оперу-былину «Садко»?...   Правильно, замечательный музыкальный сказочник Николай Андреевич Римский-Корсаков.

                            На экране – портрет композитора.

  Почему же его так называют, музыкальный сказочник?     Много сказочных опер написал.

                На экране – море, звучит вступление к опере «Океан-море синее».

Опера начинается с живописнейшего полотна – со вступления «Океан-море синее» - своего рода былинный зачин. Образ моря проходит через все произведение. Откуда у композитора такое теплое отношение к морю?         Первоначальная профессия.

А кем был Садко?

На экране – Садко и текст:  «Как во славном Нове-городе был Садко, веселый молодец;

                                                      Не имел он золотой казны, а имел лишь гусельки яровчаты;

                                                      По пирам ходил-играл Садко, потешал купцов, людей посадских».

Волхова: А ведь стал Садко купцом.

Учитель: И не без твоей бескорыстной  помощи?

Волхова: (смутившись) Наверное. Посмотрите-ка, сколько гостей к нам, в Великий Новгород пожаловало!

Учитель: Есть в опере сцена новгородского торга. Происходит она на берегу Ильмень – озера. Кстати, там вы и познакомились с Садко? Садко собирается снарядить корабли и отправиться в путь со своей храброй дружиной. Он просит гостей-купцов рассказать о своих странах:

 На экране – Великий Новгород и текст:

                            «Вы пропойте-ка нам песни звонкие, про края расскажите далекие,

                               Чтоб нам знать, в какую сторону путь держать и где больше чудес повстречается».

Каждый гость расхваливает свою страну на свой лад.

Вот выходит первый гость. Вслушайтесь и скажите, откуда он? Ведь музыка может изобразить портрет человека, выразить его внутренний мир, чувства. Вам поможет словарь ощущений.

-------------------звучит вступление к «Песне Варяжского гостя»---------------------

Дети:  Музыка мрачная, холодная, суровая.

Учитель: С помощью цветных карточек выберите цвета, которыми пользовался автор.  Раздаю комплекты цветных карточек. Класс разделен на 4-5 групп. Дети работают с карточками. Выбирают синие, черные, серые цвета.

  Как вы думаете, какая картина природы изображена?

Дети: Это море, холодное, темное, взволнованное.

Учитель: А как выглядит сам гость? Какое у него выражение лица? Как одет? Может ли об этом рассказать короткое вступление?

Дети: Он суровый, строгий. Одежда теплая. Он в кольчуге и в латах. У него меч на поясе. Наверное, он воин.

Учитель: Теперь, давайте посмотрим и послушаем, что он расскажет о своей стране, как называет себя и людей, живущих в этой стране.

---------- смотрим видеофрагмент - «Песня Варяжского гостя» ---------

 Дети: Он называет свой народ «варягами». Они воины. Страна варягов на берегу холодного северного моря. Они умеют защитить себя от врагов.

Учитель: Правильно. А какой голос у исполнителя?

Дети: Это бас.

Учитель: Итак, мы с вами выяснили, откуда прибыл 1-й гость. Он с севера. А точнее, со Скандинавии.

Теперь на сцену выходит второй  гость. Откуда он? Куда приглашает Садко?

-------------- звучит вступление «Песни Индийского гостя» ---------------------

Дети: Он из восточной страны. Он одет очень красиво – блестящие ткани, тюрбан. Идет медленно, кланяется.              

Учитель: А какие цвета в этой музыке использовал Римский-Корсаков?..                 -----  Работа с карточками по группам.  -------

   Эта музыка тоже изображает море. Какое оно?

Дети: Тихое, спокойное, еле колышется. Музыка покачивается, убаюкивает.

Учитель: Послушайте песню восточного гостя. Он сам назовет свою страну. А вы мне скажите, что же такое есть в этой стране, ради чего стоит там побывать?

--------------------Видеофрагмент «Песни Индийского гостя»----------------------

Дети: Этот гость из Индии! Там есть сокровища.

Учитель: Это главное?

Дети: Нет. Он поет о птице счастья.

Учитель: Так в чем же для Индийского гостя заключается это счастье?

Дети: В покое, тишине.

Учитель: Как Римский-Корсаков рисует музыкой это счастье, этот покой?

Дети: Музыка тихая, похожа на колыбельную. Чуть покачивается.

Предлагаю детям вспомнить упражнение на дыхание «Индиана» . Затем спеть главную мелодию  на слог «лю» и со словами.

Учитель:  Какой голос  исполняет «Песню Индийского гостя»?

Дети: Тенор. Высокий голос. Мягкий и нежный.

Учитель: Волхова, а как же Садко? Поет ли?

Волхова: Разве можно жить без музыки? Без песни?

Учитель: Надо ребятам рассказать  о  третьем госте и о встрече Садко с Царем Морским.

Волхова: О, эта история интересная.

Учитель: История следующего нашего урока.

                  Вы, ребята, сегодня хорошо потрудились. Сложно ли вам было путешествовать?...                              интересно, просто.

                          ---------- на экране Большой театр  --------

А это значит, что опера нас ждет не только в стенах кабинета музыки, но и в музыкальном храме, музыкальном театре, где вместе с музыкой живет литература (либретто), ИЗО (декорации и костюмы), театр.

   Ваше домашнее задание – создать декорации к опере –былине «Садко». Выберите тот фрагмент, который больше всего понравился и запомнился.

Прежде чем мы попрощаемся с Волховой, хочу спросить у вас, ребята, сможем ли мы сделать подарок Царевне – она так любит музыку. Индийский гость с большой любовью и гордостью пел о своей стране. Мы с вами споем песню о России.

Послушай эту песню, Волхова, и прими приглашение на наши уроки!

                ----------------- звучит песня о России-------------------

                            На экране слайд-фильм с изображением нашей Родины.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение игровых технологий на уроках французского языка в начальной школе.(Сценарий урока-конкурса по теме"осень"во 2 классе.)

Уроки-конкурсы в начальной школе можно использовать для проверки усвоения пройденного материала, для оптимизации процесса повторения, для осуществления принципа коммуникативной направленности изучения...

Сценарий урока по русскому языку в 6 классе. "Повторение изученного об имени прилагательном в 5 классе".

Урок составлен с учётом требований Нового Стандарта, где применены  новые технологии и указаны планируемые результаты....

Методическая разработка (сценарий) урока. Программа: Школа России Тема урока: Повторение. Главные и второстепенные члены предложения. Класс: 4Б* (по программе VII вида)

Второй городской фестиваль учителей общеобразовательных учрежденийСанкт – Петербурга «Петербургский урок» в 2012 году    Государственное бюджетное специальное (коррекционное) образ...

Сценарий урока занимательной математики «В мире цифр» для учащихся 1 класса, проводимый учителем математики совместно с учениками 5 класса

Этот урок проводился в рамках недели математики учащимися 5 класса вместе с учителем математики после изучения первоклассниками цифр.Цель  урока: повысить интерес у учащихся к изучению математики...

Сценарий урока "Классы неорганических веществ"

"Учение с увлечением"- так можно охарактеризовать урок знакомства с новым классом неорганическихвеществ.Формирование представления о кислотах и их свойствах происходит на примере веществ и явлений окр...

Сценарий урока "Первая мировая война". Создаем учебный фильм. Урок-проект. 9 класс.

Конспект урока в 9 классе по теме "Первая мировая война". Урок выстроен с учетом требований новых стандатртов. Включает 4 этапа:этап актуализации знаний, этап - построение учебной задачи, этап - решен...

Сценарий урока в 10 классе «Щелочность мыла. Валеологический подход к выбору туалетного мыла» Проблемный урок с элементами исследования. 10 класс

Рассмотреть роль химии в повседневной жизни человека; выявить причинно-следственную связь между составом, строением и свойствами син­тетических моющих средств (на примере туалетного мыла), действие мы...