Рабочая программа по русскому языку 7 класс
рабочая программа по русскому языку (7 класс) на тему

7 класс по Львову

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл russkiy_yazyk_7kl.docx53.86 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное

учреждение Солонецкая средняя общеобразовательная школа

 «Согласовано»

Зам.директора по УВР

_________Н.И.Кошенская

«____»________2013г

                               «Утверждено»

 Директор МБОУ Солонецкой СОШ

________Е.В.Григорьева

 Приказ № ____   от «____»_____2013 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА

Саранцевой Валентины Николаевны

Базовый уровень

 Предмет                                              русский язык

 Учебный год                                     2013-2014                          

 Класс                                                        7

 Кол-во часов в неделю                          5

 Кол-во часов в год                                175

Рассмотрено на заседании

педагогического совета школы

протокол № ____ от «__»_______2013г.

                                             

Пояснительная записка.

Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования (2004) и Программы по русскому языку для 5-9 классов (авторы  М.М.Разумовская, В.И.Капинос, С.И.Львова, Г.А.Богданова, В.В.Львов) М., Дрофа, 2010 г.

Программа рассчитана на 175 часов.

           Цели изучения учебного курса:

  1. воспитание гражданственности и патриотизма, любви к русскому языку; сознательного отношения к языку как духовной ценности, средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности;

  1. развитие речевой и мыслительной деятельности; коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях общения; готовности и способности  к речевому взаимодействию и взаимопониманию; потребности в речевом самосовершенствовании;

  1. освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; стилистических ресурсах, основных нормах русского литературного языка и речевого этикета; обогащение словарного запаса и расширение круга используемых грамматических средств;

  1. формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия сфере и ситуации общения; осуществлять информационный поиск; извлекать и преобразовывать необходимую информацию;

  1. применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике.

  Задачи:

1.образовательные: закрепить и углубить знания учащихся по фонетике и графике, лексике и фразеологии, грамматике и правописанию; совершенствовать орфографическую и пунктуационную грамотность учащихся;

2. развивающие :закрепить и расширить знания учащихся о тексте, совершенствуя в то же время навыки конструирования текста; обеспечить дальнейшее овладение функциональными стилями речи с одновременным расширением знаний  о стилях, их признаках, правилах их использования;

3. воспитательные: воспитание у учащихся высоких нравственных чувств гражданина и патриота, имеющего представление о русском языке как духовной и культурной ценности народа и понимающего национальное своеобразие русского языка.

Структура курса.

№ п\п

             Содержательные линии

   Количество часов

О языке

1 час

      2.

Закрепление и углубление изученного в 6 классе

30 ч. +8Р\р

      3.

Язык. Правописание. Культура речи.

Морфология. Орфография.

Наречие.

25 ч. + 13 Р\р

      4.

Служебные части речи.

44ч.

      4.1.

Самостоятельные и служебные части речи.

1ч.

      4.2.

Предлог.

8 ч.+3Р\р

      4.3

Союз

12 ч. + 3 Р\р

      4.4

Частица

24 ч. + 7 Р\р

      5.

Междометия и звукоподражательные слова

4 ч. +2 Р\р

       6.

Трудные случаи разграничения языковых явлений

10 ч. +3 Р\р

        7.

Повторение изученного в 7 классе

18 ч.+3 Р\р

                                               

Особенности содержания и организации учебной деятельности школьников. Программа построена с учётом принципов системности, научности и доступности, а также преемственности и перспективности между различными разделами курса.

Предусмотрен вводный урок о русском языке, раскрывающий роль и значение русского языка в нашей стране и за её пределами. Этот урок даёт учителю большие возможности для решения воспитательных задач и создаёт эмоциональный настрой, способствующий повышению интереса к предмету и успешному его изучению.

Программа предусматривает прочное усвоение материала, для чего значительное место в ней отводится повторению. Для повторения в начале и конце года выделяются специальные часы.

Одно из основных направлений преподавания русского языка - организация работы по овладению учащимися прочными и осознанными знаниями.

Усиление практической направленности обучения  русскому языку в школе требует особого внимания к тем вопросам теории, которые служат базой для формирования орфографических, пунктуационных и речевых умений и навыков: деление слова по составу,  различение частей речи, определение грамматической основы предложения, умение устанавливать связи слов в предложении.

Усвоение теоретических сведений осуществляется в практической деятельности учащихся при анализе, сопоставлении и группировке фактов языка, при проведении фонетического, морфологического, синтаксического, пунктуационного и других видов разбора, которые следует использовать при объяснении условий выбора орфограммы и знаков препинания, а также для выработки навыков самоконтроля.

Важно обеспечить закрепление орфографических и пунктуационных навыков при изучении всех без исключения разделов и тем школьного курса русского языка, тем самым создавая непрерывность в совершенствовании навыков правописания. Для работы по формированию умений и навыков отводится большая часть времени, предназначенная для изучения предмета.

Образовательные технологии

1.Личностно-ориентированная.

3.Уровневой дифференциации.

5.Проблемное обучение.

7.Технология использования в обучении игровых методов.

8.Информационно- коммуникативные технологии.

9.Здоровьеоберегающие технологии.

Формы контроля:

Плановое количество контрольных работ:

диктантов -6

изложений -2

сочинений -2

Содержание курса.

В школе изучается современный русский литературный  язык, поэтому программу составляют основные сведения о нём. Вместе с тем в программу включаются элементы общих сведений о языке, история языка, его современных разновидностей - территориальных, профессиональных.

Программа содержит отобранную в соответствии с задачами обучения систему понятий из разных областей лингвистики, перечень орфографических, пунктуационных и речевых умений и навыков.

Введение. О языке

Язык как развивающееся явление Русский язык и языковые контакты.

Речь(42 ч)

Закрепление и углубление изученного в 6 классе (30ч.) 

Фонетика и орфоэпия Звуковая сторона речи; звуки речи; словесное и логическое ударение; интонация.

Словообразование знаменательных  частей речи. Морфемные и словообразовательные словари русского языка. Правописание: орфография и пунктуация .

 Р/р.№1. Речь. Её стили и типы. (Повторение). Русские ученые - лингвисты. Г. Е. Винокур. Правила употребления букв. Буквы Ъ и Ь. Ь для обозначения мягкости согласных. Ь как показатель грамматической формы. Буквы О - Ё после шипящих и Ц

Р\р.№2,3. Способы и средства связи предложений в тексте.

Обозначение на письме гласных и согласных звуков в составе морфем. Правописание приставок. Орфограммы в корнях слов. Правописание суффиксов глагола и причастия. Р/р.№4,5. Изложение с сохранением стиля и структуры текста. «Лёнька, любимец ребят».

Правописание окончаний. Глагол, его спрягаемые формы. Правописание личных окончаний глагола. Слитно-дефисно-раздельное написание. Слитное и раздельное написание НЕ с разными частями речи. НЕ с глаголами, причастиями и деепричастиями. Р/р№6,7,8. ..Стили речи. Публицистический стиль.

 НЕ-НИ в отрицательных местоимениях. Употребление дефиса в разных частях речи. Причастие и деепричастие. Словарное богатство русского языка. Лексическая система языка. Грамматика: морфология и синтаксис.

 Контрольный диктант №1 по теме «Закрепление и углубление  изученного  в 6 классе». Анализ контрольного диктанта и работа над ошибками по теме «Закрепление и углубление изученного в 6 классе».

Язык. Правописание. Культура речи.

Морфология. Орфография.

Наречие(25ч)

Наречие как часть речи: общее грамматическое значение, морфологические признаки, роль в предложении.

 Р/р.№9,10. . Контрольное изложение №1 «Гончий пёс Арктур».

Степени сравнения наречий. Словообразование наречий. Морфологический разбор наречия.

Р/р№11,12.. Заметка в газету.

Правописание не и ни в наречиях; не с наречиями на –о(-е); о и а в конце наречий;

Р\р№13,14.Публицистическое рассуждение.

 Р/р.№15,16. Сочинение - рассуждение на тему «Хочу и надо» или «Свободное время». . Р/р.№17. Порядок слов в спокойной монологической речи.

 ь после шипящих в конце наречий; употребление дефиса, н  –нн в наречиях; слитное и раздельное написание наречных слов.

Разряды наречий по значению: определительные и обстоятельственные.  Слова категории состояния (знакомство).

Свободное владение орфографическим, толковым, орфоэпическим, этимологическим словарями для получения необходимой справки по наречию.

Наречие в художественном тексте (наблюдение и анализ). Синонимия наречий при характеристике действия, признака.

Культура речи.  Правильное произношение наиболее употребительных наречий. .Использование местоименных наречий как средства связи предложений в тексте.

 Контрольный диктант № 2 по теме «Наречие».

 Р/р.№18,19. Обратный порядок слов, усиливающий эмоциональность речи.

Р/р.№20,21. Контрольное сочинение №1 «Человек и природа в городе».

Служебные части речи (44ч)

Самостоятельные и служебные части речи (1ч)

Предлог(8ч)

Общее понятия о предлогах. Разряды предлогов: простые, сложные и составные; непроизводные и производные.

Правописание предлогов.

Культура речи. Правильное употребление предлогов в составе словосочетаний (отзыв о книге, рецензия на книгу и т.д.) употребление существительных с предлогами благодаря, согласно, вопреки. Правильное произношение предлогов.

 Контрольный диктант №3 по теме «Предлог».

Р/р№22.. Тема. Основная мысль и структура текста.

 Р/р.№23,24. Изложение «Царскосельский лицей».

Союзы(12ч)

 Общее понятие о союзе.

Разряды союзов: сочинительные и подчинительные.

 Р/р.№25,26,27. Типы речи. Описание состояния человека.

Употребление союзов в простом и сложном предложениях.

   Правописание союзов типа зато, чтобы, также, тоже,  соотносимых с формами других частей речи.

Культура речи. Союзы как средство связи предложений. Правильное произношение союзов.

Частица (24ч)

Общее понятие о частице.

Разряды частиц: формообразующие и модальные (отрицательные, вопросительные, выделительные, усилительные и др.)

Р/р№28.. Подготовка к сочинению. Описание состояния человека.

Правописание частиц не и ни с различными частями речи и в составе предложения. Р/р.№29. Описание состояния человека. Сочинение по репродукции картины Ф. П. Решетникова «Опять двойка!».

 Р/р.№30,31. Описание состояния человека. Контрольное сочинение №2 «Как я в первый раз …»..

Р/р№32.. Характеристика человека.

Р/р№33.. Сочинение-характеристика знакомого человека.

 Р\р.№34. Анализ сочинения – характеристики знакомого человека.

Частицы как средство выразительности речи.

Культура речи. Употребление частиц в соответствие со смыслом высказывания и стилем речи.

Правильное произношение частиц.

 Контрольный диктант  № 4 по теме «Частица».

Анализ контрольного диктанта №4 по теме «Частица»  и работа над ошибками

Междометия и звукоподражательные слова (4ч)

Общее понятие о междометиях и звукоподражательных словах.

Р/р.№35,36. Морфологические средства связи. Изложение «Хороший умный песик» с сохранением структуры текста.

Междометия, обслуживающие сферу эмоций, сферу волеизъявления, сферу речевого этикета.

Правописание междометий и звукоподражаний. Знаки препинания в предложениях с междометиями.

Культура речи. Правильное произношение и употребление междометий и звукоподражательных слов в речи.

 Контрольный диктант №5 по теме  «Междометия» - «Бим в лесу»

Трудные случаи разграничения языковых явлений (10ч) 

 Р/р.№37. Контрольное изложение №2. Сжатое изложение с дополнительным заданием. « О Чехове».

Семантико-грамматический анализ внешне сходных явлений языка; по прежнему – по-прежнему, ввиду-в виду, стекло(гл) – стекло (сущ), что (мест.)- что (союз), обежать – обижать и т.п. 

Р/р№38,39.. Использование наречий в речи. Сочинение «Человек, который мне нравится».

Русские учёные-лингвисты. Г.Е.Винокур, Д.Н.Ушаков, А.Н.Гвоздев.

Повторение изученного в 7 классе (20ч.)

 Фонетика. Орфоэпия. 

Состав слова и словообразование.

Р/р.№40. Повторение изученного по теме «Описание внешности человека».

Лексика и фразеология.

Грамматика :  морфология и синтаксис.

 Р/р№41.,42 Повторение. Типы и стили речи.

Орфография. Пунктуация.

Контрольный диктант №6 . Итоговый контрольный диктант в рамках промежуточной аттестации.

Программное и учебно-методическое обеспечение

Реквизиты  программы – Программы для общеобразовательных учреждений. Русский язык.     5 - 9 классы. Составитель Е.И.Харитонова.  Программа по  русскому языку к учебнику для 7 класса. Авторы программы М. М. Разумовская, В. И. Капинос, С. И. Львова, Г.А. Богданов В. В. Львов. – Москва, «Дрофа», 2009 год.

УМК обучающегося:

    Русский язык.7 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. Под редакцией М. М. Разумовской и П.А. Леканта. Издание 12-е, стереотипное. - Москва ,  «Дрофа»,    

    2011 год.

УМК учителя:

1)Русский язык.7класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. Под редакцией М.М.Разумовской и П.А.Леканта. Издание12-е,стереотипное.-Москва, «Дрофа»,20011год.

2).Уроки русского языка в 7 классе. Поурочные планы по программеМ. М. Разумовской. (2ч) Составитель О. А. Финтисова. – Волгоград, «Учитель», 2009 год.

                               Календарно-тематическое планирование

№ п/п

Тема

урока

Дата

Лингвистическая

ком-ть

Речевая

ком-ть

Культуроведческая

ком-ть

Домашнее

задание

1-2

Язык как развивающееся явление

Знать некоторые особенности развития русского языка

Уметь оперировать терминами при анализе языкового явления;работать с учебной и справочной литературой

Необходимость бережного и сознательного отношения к русскому языку

§1,упр5

§2

3

Повторение. Фонетика и орфоэпия

Знать характеристики  звуков,понимать и оперировать терминами:слабая и сильная позиция звука,знать орфоэпические нормы.

Уметь работать с орфографическими и орфоэпическими словарями.

Упр18

4

 Фонетика и орфоэпия

§2,упр29,21 или25

5

          Фонетика и орфоэпия

Упр33(3),34

6

Словообразование самостоятельных   частей речи                    

Знать орфограммы в корнях, суффиксах и окончаниях

Уметь различать формы слова и однокоренные слова, составить слово по заданной схеме; дать хар-ку слова, опираясь на схему; работать со словообразовательным словарём

§3,упр47 или 70

7

Словообразование самостоятельных   частей речи                    

Упр55

8

Словообразование самостоятельных   частей речи                    

§3,упр67 или 68

9

Словообразование самостоятельных   частей речи                    

§3,упр81(устно),83(письменно)

10

Словообразование самостоятельных   частей речи                    

§3,упр89(устно),82(письм.)

11

Лексика и фразеология

Знать понятия лексическое значение слова, прямое и переносное значение, синонимы, антонимы, фразеологизмы

Уметь оперировать понятиями при лексическом анализе слова, различать многозначные слова и амонимы; работать со словарями

§4,упр98

12

Лексика и фразеология

Упр114,115,116(на выбор)

13

Лексика и фразеология

Упр122,124(на выбор)

14

Контрольный диктант

Не задано

15

Анализ результатов диктанта

Не задано

16

Морфология. Имя прилагательное

Знать отличительные особенности прилагательного

Уметь использовать

 прилагательные в речи

§5упр141

17

Морфология. Местоимение и числительное

Знать отличительные особенности местоимения и числительного

Уметь грамотно использовать их в речи

§5

18

Морфологические признаки глагола ,причастия, деепричастия

Знать отличительные особенности глаголов, причастий, деепричастий

Уметь грамотно использовать их в речи

Роль глаголов, причастий и деепричастий в языке

Упр160,161

19

Образование причастий и деепричастий

Способы образования причастий и деепричастий

Работа с текстом

Упр159,167 или 171

20-21

Сочинение по картинам И.И.Шишкина «Зима» и К.Ф.Юона «Русская зима»

Создание текста описания

Привитие любви к живописи

Черновик

Упр174,175(устно)

22

Синтаксис. Повторение видов предложения

Знать виды предложений

Уметь составлять предложения разных видов

Культура речи

Не задано

23

Синтаксис. Простое осложнённое предложение

Знать способы осложнения простого предложения

Уметь составлять различные осложнённые предложения

Культура речи

Упр200

24

Орфография. Правописание проверяемых безударных гласных и сомнительных согласных в корне

Правила правописания безударных гласных и сомнительных согласных в корне

Работа с текстом

Культура речи

Упр210

25

Правописание слов с чередующимися гласными и приставок пре- и при-

Знать правописание корней с чередованием и приставок пре- и при-

Уметь увидеть слова с этими орфограммами

Культура речи

§6,упр220

26

Правописание  приставок пре- и при

Уметь применять эти правила на письме

§6

27

Правописание суффиксов глаголов и прилагательных

Знать правила правописания суффиксов –ова-(-ева-)- -ива-(-ыва-) в глаголах и н/нн в прилагательных

Уметь применять эти правила на письме

Упр229

28

 Правописание Н и НН в причастиях и отглагольных прилагательных

§6

29

Н и НН в причастиях и отглагольных прилагательных

Знать правописание н/нн в причастиях

Уметь использовать знания на письме

§6,упр235

30

Н и НН в причастиях и отглагольных прилагательных

§6,упр239

31

Н и НН в причастиях и отглагольных прилагательных

§6,упр241

32

Слитное ,раздельное и дефисное написание

Знать написание не с разными частями речи

Уметь использовать знания на письме

§6

33

Правописание не с причастиями

Знать правописание не с причастиями

Уметь использовать знания на письме

Роль причастий в речи

Упр246,247,252(на выбор)

34

Правописание не с причастиями

Упр260

35

Объяснительный диктант

Упр261

36

Пунктуация. Знаки препинания в простом осложнённом предложении

Знать условия постановки тире между подлежащим и сказуемым, знаки препинания при однородных членах, обобщающих словах, причастном и деепричастном оборотах

Уметь использовать знания на письме

Роль синтаксических конструкций в предложении

§7,упр272

37

Пунктуация. Знаки препинания в простом и осложнённом предложении

§7,упр273,278(2)

38

Знаки препинания в предложениях со сравнительным оборотом

     Знать условия постановкизапятой при сравнительных оборотах

Уметь применять знания на письме

§7,с108-109

39

Знаки препинания при сравнительных оборотах ивводных словах

Знать условия постановки знаков препинания при вводных словах

Уметь пименять правила на письме

§7

40

Знаки препинания при прямой речи

Знать условия постановки знаков препинания при прямой речи

 Уметь различать слова автора и прямую речь

Культура речи

§7,с111

41

Знаки препинания при прямой речи

Упр284

42

Контрольный диктант

Не задано

43

Анализ результатов диктанта

Не задано

44

Культура речи. Правильное употребление имён существительных

Уметь работать со словарями

Осознание необходимости орфоэпических и грамматических норм

§8,упр301

45

Лексические нормы имени существительного

Уметь находить и исправлять лексические ошибки

Культура речи

§8

46

Правильное употребление имён прилагательных

Уметь избегать типишные ошибки в употреблении прилагательных

Культура речи

§8,упр318

47

Нормы употребления числительных

Знать правила склонения числительных

Уметь правильно употреблять числительные в речи

Культура речи

§8,с125-126

48

Употребление местоимений

Знать рпавила произношения и ударения

Уметь правильно употреблять местоименя в речи

Культура речи

§8,с127-128,упр333

49

Употребление глаголов,причастий и деепричастий

Знать орфоэпические нормы

Уметь работать со словарём

§8,упр342

50

Употребление глаголов,причастий и деепричастий

Знать грамматические нормы

§8,упр351

51

Употребление глаголов,причастий и деепричастий

Знать о паронимах.стилистических синонимах

Уметь видеть разное значение паронимов

§8,упр353(3,4)

52

Тестовая контрольная работа

Не задано

53

Анализ результатов контрольной работы

Работа над ошибками

54

Текстоведение. Текст как произведение речи

Знать этапы создания текста. Типы речи. стили

Уметь проводить текстоведческий анализ

Осознание необходимости правильно выражать свои мысли на письме

§9,упр361

55

Точность и логичность речи

Знать структуру текста

Уметь исправлять логические ошибки

Культура речи

§10,упр380 или 384

56

Виды связей предложений в тексте

Знать о цепной и параллельной связи

Уметь определять средства свяязи предложений в тексте

Культура речи

§10,упр390

57-58

Сочинение по картине А.А.Пластова «Первый снег»

Не задано

Работа над ошибками

59

Языковые средства в выразительной речи

Знать фонетические средства выразительности

Уметь анализировать материал с этой точки зрения

Приобщение к стихотворной речи

§11,упр399,402,404(на выбор)

60

Средства выразительности

Знать  неологизмы, лексический повтор

Уметь анализировать материал с этой точки зрения

Культура речи

§11,упр408

61

Средства выразительности

Знать эпитеты, метафоры,олицетворения

Уметь находить их в речи

Культура речи

§11,упр425

62-63

Морфологические средства выразительности

Знать морфологические средства выразительности

Уметь использовать  их в речи

Культура речи

§11,упр436,437

§11,упр442 или 447

64

Рассуждение как тип речи

Знать типы речи

Уметь использовать рассуждение в речи

§12,упр451,452 или 454

65

Лингвистическое рассуждение

Знать структуру рассуждения

Уметь подбирать аргументы к данному тезису

§12,упр458 или 468

66-67

Контрольное изложение и анализ его результатов

Не задано

68

Сочетание разных типов речи в тексте

Знать типы речи

Уметь составлять разные типы текстов

§14

69

 Общее значение наречий и их употребление

Знать определение наречия, способы образования наречий

Уметь находить наречия в тексте

Осознание роли наречий в тексте

§14,упр486 или 488

70

Разряды наречий по зна чению

Знать  разряды по значению

§15,упр508 или 509

71

Категория состояния

Знать роль категории состояния в речи

Уметь находить слова данной категории в речи

Культура речи

§15

72

Категория состояния

§15,упр 513

73

Степени сравнения наречий

Знать способы образования и различения степеней сравнения прилагательных и наречий

Уметь использовать степени сравнения наречий в тексте

Культура речи

§16.упр523

74

Степени сравнения наречий

§16

75

Изложение

Не задано

76

Правописание наречий. Слитное и раздельное написание наречий

Знать правила слитного и раздельногонаписания наречий

Уметь использовать правила на письме

§17

77

Слитное и раздельное написание наречий

§17,упр550-551

78

Различение наречий с приставками от сходных сочетаний

Знать теоретический м-л по теме урока

Уметь различать наречия и существительные, прилагательные.местоимения с предлогами

§17.упр559-560

79

Различение наречий с приставками от сходных по звучанию сочетаний

Не задано

80

Дефис в наречиях

Знать условия дефисного написания наречий

Уметь использовать знания на письме

Культура речи

§17,с34

81

Дефис в наречиях

§17.упр559 или 560

82

Слитное и раздельное написание не и ни с наречиями

Знать условия слитного и раздельного написания НЕ и НИ с наречиями

Уметь использовать знания на письме

Культура речи

§17,с37-38,упр568

83

Слитное и раздельное написание не и ни с наречиями

§17,с37-38

84

Н и НН в наречиях на

 –о(-е)

Знать условия написания Н и НН в наречиях

Уметь использовать знания на письме

Культура речи

§17,с41-42,упр571

85

Н и НН в наречиях на

-о(-е)

§17,упр573

86

Суффиксы –о и -а на конце наречий

Знать условия написания суффиксов –о,-а наконце наречий

Уметь использовать знания на письме

Культура речи

§17,с43

87

Суффиксы –о и –а на конце наречий

§17.с43.упр577

88

О и Ё на конце наречий после шипящих

Знать условая написания О,Ё после шипя щих на конце наречий

Уметь использовать знания на письме

§17,с45

89

Ь знак на конце наречий

Знать об употредлении Ь на конце наречий и в словах разных частей речи

Уметь использовать знания на письме

§17, с47.упр587(3)

90-91

Наречие в словосочетании и предложении

Знать нормы лексической сочетаемости. Роль наречий в предложении

Уметь использовать наречия в словосочетаниях и предложениях

Культура речи

§18. С54-56,упр606

92

Наречие в тексте

Уметь использовать текстообразующую функцию наречий

§19,упр616 или 617

93

Наречие в тексте

Не задано

94-95

Правильное употребление наречий

Уметь употреблять наречия в соответствии с нормами

§20,упр627

§20,упр640

96-97

Повторение по теме «Наречие»

§14-20повт.

Подгот. К диктанту

98

Диктант

Не задано

99

Сжатое изложение

Уметь составлять сжатое изложение

Упр 640

100

Роль служебных частей речи

Знать основные признаки служебных частей речи

Уметь находить их в тексте

Культура речи

§21,упр645 или 648

101

Предлог как служебная часть речи

Знать предлог как часть речи

Уметь находить их в тексте

Культура речи

§22,упр667

102

Предлог как служебная часть речи

§22.упр680,681

103

Грамматическое значение предлогов

Знать,какие грамматические значения передаются с помощью предлогов

Уметь правильно употреблять предлоги в речи

Не задано

104

Разряды предлогов

Знать теоретические сведения с90

Уметь определять разряды предлогов

§23,упр640

105

Разряды предлогов

§23,упр694

106

Изложение

§23 повтор.

107

Правописание производных предлогов

Знать теоретический м-л с97

Уметь правильно писать предлоги

§24,упр702 или 704

108

Правописание производных предлогов

§24

109

Предлог в предложении и тексте

Уметь правильно употреблять  предлоги в речи

§25.упр713

110

Предлог в предложении и тексте

§,упр 718

111

Контрольная работа

Не задано

112

Анализ контрольной работы

Работа над ошибками

113

Союз как служебная часть речи

Знать определение союза

Уметь находить союзы в тексте

Культура речи

§26

114

Разряды союзов по значению

Знать осочинительных и подчинительных союзах

Уметь находить их в тексте

§27, упр733,734

115

Разряды союзов

§27, упр741 или 742

116

Роль союза и

Знать правила постановки знаков препинания с союзом И

Уметь использовать их на практике

Культура речи

§27, упр750 или 751

117

Виды подчинительных союзов

Знать виды подчинительных союзов

Уметь находить их в предложении

§27

118

Виды подчинительных союзов

§27. Упр751

119

Разряды союзов по составу

Уметь определять разряд по составу

Культура речи

§27, упр754

120

Правописание союзов

Знать все случаи правописания союзов

Уметь использовать знания на письме

Культура речи

§28,  упр767

121

Диктант

Не задано

122

Анализ диктанта

Уметь выполнять работу над ошибками

Не задано

123

Правописание союзов

§28, упр 771 или773

124

Союз в предложении и тексте

Знать о текстообразующей  роли союзов

Уметь использовать союзы в тексте

Культура речи

§29, упр 783 или785

125

Союз в предложении и тексте

Не задано

126

Частица как служебная часть речи

Знать определение частицы

Уметь находить частицы в тексте

Культура речи

§30, упр 807

127

Разряды частиц

Знать виды смысловых частиц

Уметь находить их в тексте, использовать в речи

§30, упр794(4)

128

Смысловые частицы

§30, упр 805 или 808(3)

129

Формообразующие частицы

Знать о формообразующих частицах

Уметь находить их в тексте и использовать в речи

Соблюдение норм написания и произношения

§30

130

Формообразующие частицы

§30, упр 809

131

Правописание частиц

Знать правила раздельного и дефисного написания частиц

Уметь использовать знания на письме

§31, упр. 811

132

Раздельное и дефисное написание частиц

§31

133

Употребление частицы не

Знать случаи употребления частицы НЕ

Уметь использовать знания на письме

Придумать 5 предлож.

134

Употребление частицы не

Знать случаи употребления частицы НЕ

§31,, упр819

135

Частица не в отрицательных и утвердительных предложениях

Знать случаи употребления частицы НЕ

Уметь использовать частицу НЕ для выражения отрицания и утверждения

§31, , упр820,821

136

Частица не в отрицательных и утвердительных предложениях

§31, , упр812

137

Употребление частицы ни

Знать случаи употребления частицы НИ

Уметь использовать  НИ  для усиления отрицания

Культура речи

§31

138

Употребление частицы ни

§31,  упр831

139

Употребление частиц не и ни в сложных предложениях

Знать правило с.153

Уметь использовать НЕ и НИ в сложных предложениях

§31 , упр837,838

140

Повторение изученного о частицах не и ни

Знать все правила употребления частиц НЕ и НИ

Уметь использовать их в речи

§31 , упр828

141

Повторение изученного о частицах не и ни

§31 , упр827(2)

142

Не с существительными, прилагательными, наречиями

Знать правописание НЕ с существительными, прилагательными, наречиями

Уметь использовать знания на письме

Соблюдать нормы проихношения

§33 , упр830

143

Не и ни с отрицательными и неопределёнными местоимениями

Знать правописание оборотов не кто иной,как; нечто иное,как и никто иной; ничто иное

Уметь правильно писать НЕ иНИ с местоимениями и наречиями

§31 , упр838

144

Изложение с элементами сочинения

Не задано

145

Анализ изложения

Работа над ошибками

146

Частица в предложении и тексте

Уметь использовать частицы в предложении и тексте

 Упр845

147

Обобщение изученного о частицах

Знать нормы правописания и употребления частиц

Уметь находить частицы в тексте

Осознание роли частицы

 Упр853 или 854

148

Обобщение изученного о частицах

§30-32,повтор.

149

Контрольный диктант

Не задано

150

Анализ результатов диктанта

Не задано

151

Культура речи

Знать орфоэпические нормы

Уметь использовать их в речи

§33 , упр865

152

Грамматические нормы употребления предлогов, союзов, частиц

Знать грамматические нормы

Уметь использовать их в речи

§33 , упр876,877

153

Изложение (упр879)

Не задано

154

Анализ изложения

Не задано

155

Представление о междометиях

Знать определение междометий, их роли в речи

Уметь выделять междометия запятыми на письие

§34 , упр886 или 887

156

Междометия в предложениях

Знать теоретический м-л с. 183

Уметь правильно расставлять знаки препинания при междометиях

§34 , упр891 или892

157

Звукоподражательные слова

Знать теоретический м-л с. 186

Уметь находить звукоподражательные слова в тесте

§34 , упр900 или903

158

Повторение по теме «Междометия»

§34,подг. к диктанту

159

Контрольный диктант

Не задано

160

Анализ результатов диктанта

Уметь делать работу над ошибками

Не задано

161-162-163

Омонимия слов различных частей речи

Знать, что такое омонимия

Уметь работать со словарём омонимов

 Упр911,914

Упр921,922 или924

164-165

Повторение изученного. Орфография и пунктуация

упр929 или930

упр932,933,934 или 936

166-168

Повторение орфографических правил

Знать изученные орфографические правила

Повтор. правил

169

Пунктуация. Культура речи

Знать изученные пунктуационные правила

Подгот к тестированию

170

Итоговое тестирование

Не задано

171-172

Изложение с элементами сочинения и его анализ

Не задано

173-174

Диктант

 и его анализ

Не задано

175

Заключительный урок

Не задано

Требования к уровню подготовки обучающихся

К концу 7 класса учащиеся должны владеть следующими умениями:

  • по орфоэпии: правильно произносить употребительные слова изученных частей речи;
  • по словообразованию: объяснить значение слова, его написание и грамматические признаки, опираясь на словообразовательный анализ и типичные словообразовательные модели;
  • по морфологии: распознавать части речи; знать морфологические признаки частей речи систему формоизменения;
  • по синтаксису: определять синтаксическую роль частей речи; различать и правильно строить сложные предложения с сочинительными и подчинительными союзами; использовать сочинительные союзы как средство связи предложений в тексте; соблюдать правильную интонацию предложений в речи;
  • по орфографии: характеризовать изученные орфограммы, объяснять их правописание; правильно писать слова с изученными орфограммами;
  • по пунктуации: обосновывать и правильно употреблять знаки препинания на основе изученного в 5-7классах.

                                                 Список литературы:

  • 1.БлиновГ.И.Методика изучения пунктуации в школе. – М.,1990 г.
  • 2. Бучкина Б.З,  Калакуцкая Л.П. Слитно или раздельно? Словарь-справочник. - М.. 1998 г
  • 3. Валгина Н.С.Русская пунктуация. Принципы иназначение. – М, 1979 г
  • .4. Валгина Н.С. Трудные вопросы пунктуации. – М., 1983 г.
  • 5. Валгина Н.С. Современный русский язык. Пунктуация. – М. 1989г.
  • 6.Винокур Т.Г.Закономерности использования языковых единиц. – М.. 1980г.
  • 7. Григорян Л.Г. Обучение пунктуации в средней школе. – М.,1982 г.
  • 8. Иванова В.Ф. Современная русская орфография. – Л.. 1991 г.
  • 9. Иванов В.В, Потиха З.А. Исторический комментарий к занятиям по русскому языку в средней школе. – М..1985 г.
  • 10. Кайдалова А.И.. Калинина И.К.Современная русская орфография. – М..1992 г.
  • 11. Капинос В.И.. Сергеева Н.Н.. Соловейчик М.С.  Развитие речи: Теория и практика обучения.5-7 кл. – М.. 1991 г.
  • 12. Львова С.И.Уроки словесности.5-9 кл. Пособие для учителя. – М.. 1997 г.
  • 13. Львова С.И. Язык в речевом общении. – М..1991 г.
  • 14. Львова С.И. Использование схем при обучении орфографии и пунктуации. – М..1995 г.
  • 15. Озёрская В.П. Изучение морфологии на синтаксической основе. – М..1989 г.
  • 16. Разумовская М.М. Методика обучения орфографии в школе. – М..1989 г.
  • 17. Розенталь Д.Э.Вопросы русского произношения и правописания. – М..1970 г.
  • 18. Розенталь Д.Э.Практическая стилистика русского языка. – М., 1987 г.
  • 19.Скобликова Г.П. Обобщающая работа по орфографии. – М..1994 г.

Контрольные диктанты за год

На реке

  Река шла причудливыми изгибами. Над бегущей водой беспрерывно перелетали с берега на берег сверкающие стрекозы, а в вышине неподвижно парили огромные ястребы. Песчаные косы, перемытые речной водой и перевеянные ветром, поросли цветами. Сосновые сухие леса по берегам перемешивались с вековыми дубовыми рощами, с зарослями ивы и ольхи. Корабельные сосны, поваленные ветром, лежали через реку над прозрачной водой, как будто медные литые мосты. Лес тянулся почти на двести километров, и не было поблизости никакого жилья. Лишь кое-где на берегах стояли шалаши самокуров, и изредка по лесу тянуло сладковатым дымком тлеющего смолья.

  Удивительнее всего в этих местах был воздух. В нём была полная и совершенная чистота. Эта чистота придавала особую резкость всему, что было окружено этим воздухом. Каждая сухая ветка сосны была видна среди тёмной хвои очень далеко.  

(По К.Паустовскому) (126 слов)

Короткое северное лето

  В течение долгой северной ночи люди мечтают о лете.

  Однажды утром, когда отчаявшиеся люди уже потеряли надежду на приход лета, холодный ветер внезапно стих. Из-за свинцовой мути робко и неуверенно проглянул голубой глазок неба. Потом вдали глухо бухнуло. Темные тяжелые тучи поползли к деревне. Они ползли медленно, грозно, клубясь и властно разрастаясь до самого горизонта. И вдруг оглушительный грохот сотряс землю.

  Несмотря на ливень, захлопали двери. Люди выбегали на улицу, ставили ушаты под потоки, под проливным дождем радостно перекликались друг с другом. По вспененным лужам носились босоногие ребятишки, всю весну высидевшие дома.

  Началось короткое северное лето. Оно зашагало по влажным, курящимся легким паром полям с проклюнувшимися всходами, по обочинам дорог, опушенных нежнейшей зеленью, по отжившим перелескам. Играла, ширилась на солнце молодая березовая рощица, вся подернутая зеленой дымкой.

(По Ф.Абрамову) (130 слов)

Дополнительные задания

1. Выпишите три словосочетания "глагол + существительное с предлогом", укажите значение предлогов (из двух первых абзацев — I вариант; из последних абзацев — II вариант).

2. Обозначьте морфемы в словах: поползли, разрастаясь, босоногие (I вариант); опущенных, радостно, бухнуло (II вариант).

3. Подчеркните два причастных оборота: выделяемый запятыми и не выделяемый запятыми.

4. Обозначьте орфограммы в словах: в  течение (лета), робко, свинцовой (I вариант); приход, тяжелые, из-за мути (II вариант).

5. Произведите синтаксический разбор предложения: По весенним лужам носились… (1 вариант), последнего предложения (2 вариант)

Бескорыстные помощники

  Во время первой мировой войны на канадском эскадренном миноносце служил пес по кличке Кубрик, отличавшийся необыкновенным слухом. Заслышав шум вражеской подводной лодки, который не улавливали  судовые приборы, он давал сигнал боевой тревоги.

  Теперь никто не скажет, сколько безвестных отважных собак погибло во время второй мировой, разыскивая мины и спасая из-под обстрела раненых. Они и связистов заменяли, пробираясь в недоступных для человека местах.      

  Человек учит собак разыскивать людей, попавших в беду, погребенных под руинами во время землетрясений и заваленных снежными обвалами в горах, находить полезные ископаемые, пасти домашний скот.

  В мире немало памятников собакам. Жители одного итальянского селения поставили памятник псу по кличке Верный. В течение долгих четырнадцати лет каждый день неизменно ходил он встречать своего хозяина, убитого фашистской бомбой. (По Б.Волынкиной) (120 слов)

Примечание. Эскадра - крупное соединение военных судов. Эскадренный - входящий в эскадру.

Дополнительные  задания                                                          

1. Выпишите словосочетания, в которые входит предлог с пространственным, временным, объектным значением.      

2. Обозначьте морфемы в словах: разыскивать, заваленных, четырнадцать (1 вариант); ископаемые, улавливали, миноносце (2 вариант). 

3. Найдите предложение с деепричастным оборотом, подчеркните оборот как член предложения.        

4.  Произведите синтаксический разбор 1-го предложения (I вариант); последнего предложения  (2 вариант).

Тишина

Хороший выдался день. Над безбрежно белыми степями лежала первозданная тишина. Вокруг простиралась грядами, холмами степь, таинственно укрытая снегом. Небо излучало матовый отсвет и полуденное тепло. Ветерок ластился к уху. А впереди по железной дороге шёл длинный красно-синий состав, и два чёрных паровоза, сцепленных цугом, тащили его дыша в трубы. Дым зависал в воздухе медленно танцующими кольцами. Поезд прошумел через разъезд, не сбавляя скорости, мимо семафоров и полдюжины домиков, неловко прилепившихся почти к самой линии. И снова всё стихло и замерлою Никакого движения. Лишь изредка над крышами домов вились дымки. Все замолчали. Даже разгорячённые ездой ребятишки присмирели в эту минуту.

 В лесной глуши

Я люблю северный лес за торжественную тишину, которая царит в нем. Особенно хорошо в самом густом ельнике, где-нибудь на дне глубокого лога.

Между древесными стволами, обросшими в течение десятилетий седым мхом и узорчатыми лишаями, кое-где проглядывают клочья голубого неба. Свесившиеся лапчатые ветви деревьев кажутся какими-то гигантскими руками. Сказочно фантастический характер придают картине леса громадные папоротники, которые топорщатся перистыми листьями. Мягкий желтоватый мох скрадывает малейший звук, и вы точно идете по ковру. Прибавьте к этому слабое освещение, которое падает косыми полосами сверху.

Как-то даже немного жутко сделается, когда прямо с солнцепека войдешь в густую тень вековых елей.

Несмотря на тишину и покой, птицы не любят такого леса и предпочитают держаться в молодых зарослях.      

В настоящую лесную глушь забираются только белка да пестрый дятел; изредка ухает филин, вдалеке надрывается лесная сирота — кукушка.

(По Д. Мамину-Сибиряку) (132 слова)

Дополнительные задания

1. Обозначьте морфемы в словах: сверху, свесившейся, перистыми (I вариант); изредка, освещение, гигантскими (II вариант).

2. Выпишите 2-3 словосочетания, в которые входит наречие, охарактеризуйте смысловое значение наречий.

3. Выпишите два случая дефисного написания слов, объясните, к какой части речи относятся выписанные слова.

4. Произведите синтаксический разбор 1-го предложения (I вариант); предложения Мягкий желтоватый мох скрадывает... (II вариант).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

пояснительная записка к рабочей программе по русскому языку для 6 класса коррекционной школы 8 вида. Рабочая программа по русскому языку для 6 класса коррекционной школы 8 вида

Программа составлена для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья. Русский язык является одним из основных предметов в специальной школе. В зависимости от года обучения на овл...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 10 Ф (физико-математический профиль)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 10 Ф (физико-математический профиль) ,  Всего часов на учебный год – 34;Количество часов в неделю - 1 час Составлена в соответствии с ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 11 Е (естественнонаучный профиль)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языкуКласс – 11 Е (  естественнонаучный профиль) ,  Всего часов на учебный год – 34;Количество часов в неделю - 1 час;Составлена в соответствии с уч...

Пояснительная записка к рабочей программе. Предмет: русский язык. Класс: 6.УМК: Львова С.И. Пояснительная записка

Пояснительная записка к рабочей программе включает цели и задачи освоения курса, содержание курса, тематическое планирование, ЭОР, методическое обеспечение....

Рабочая программа по русскому языку класс по программе Ладыженской Т.А. и К.Т.П.

класс.Рабочая программа составленана основе программы Т.А, Ладыденской.  и К.Т.П....

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа по русскому языку для 7 класса разработана на основе примерной программы по русскому языку основного общего образования и рабочей программы по русскому языку М.Т.Баранова, Т.А. Ладыженской, Н.М.Шанского и др.

Рабочая программа адаптирована для школы надомного обучения для учащихся с ограниченными возможностями здоровья. И расчитана на 2 часа обучения русскому языку (в неделю)....