Конспект урока русского языка в 7 классе " НЕ с наречиями на -о, -е"
план-конспект урока по русскому языку (7 класс) по теме

Урок изучения нового материала. В течение урока предполагается смена видов деятельности : групповая, фронтальная, дифференцированная по уровню сложности и степени самостоятельности, по вариантам

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_office_word_9.docx36.99 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное  учреждение

средняя школа № 10 г. Павлово

Конспект урока русского языка в 7 классе.

Тема : « НЕ с наречиями на –о, -е »

Разработан   учителем русского языка и литературы

первой квалификационной категории

Галиной Светланой Николаевной

г. Павлово 2015 год

Тип урока :    урок освоения систематических знаний

Осваиваемые способы деятельности :   ознакомление , отработка и осознание теоретических моделей и понятий, алгоритмов и процедур

Вид урока: урок открытия нового знания

Цели урока :

Образовательные

- Ученик научится применять на практике правило слитного и раздельного написания НЕ с наречиями

- Подъем общего уровня знаний учащихся в области русского языка

Развивающие

- развитие долгосрочной и оперативной памяти, мышления ( умения сравнивать, анализировать и обобщать языковой материал )

-   развитие орфографической зоркости

-    развитие речи

-  развитие коммуникативных компетенций

Воспитательные

- воспитание интереса к родному языку и изучаемому предмету

-  воспитание личных качеств учащихся ( доброты, чувства товарищества )

Средства, необходимые  для проведения урока.

1. Учебник М.М. Разумовской «Русский язы 7 класс»

2. Доска. Мел

3. Набор букв

4. Проектор, экран

5. Карточки

5. Презентация для контроля и самоконтроля

Ход урока

  1. Организационный момент
  2. Постановка целей

Сегодня на уроке нам предстоит серьёзная работа. Мы будем продолжать работать с наречиями. Ваша деятельность на разных этапах сегодняшнего урока будет разнообразной: вы попробуете оценить себя, друг друга, выступите в роли учителя. Работа будет организована по вариантам и в группах. Мы вспомним и закрепим изученные правила НЕ с разными частями речи, кроме того вы узнаете много нового.

У вас есть возможность получить оценку за отдельный вид задания или по итогам нескольких заданий. Желаю вам успеха! ( записывается число и вид работы )

  1.  Актуализация  знаний, умений , навыков.

- Ребята, сейчас вы будете работать по вариантам с карточкой №1( К-1) Ознакомьтесь с заданием №1. Варианты заполнения могут быть разными  

     

текст карточки

1.Прочитайте  самостоятельно пословицы.

Вспомните, что вы знаете о пословицах как жанре фольклора. На карточке есть небольшая подсказка. Заполните пропуски в определении пословицы.

Пословица - …….  изречение,

содержащее…….мысль.

( дети самостоятельно знакомятся с содержанием задания №1 карточки №1. Читают про себя пословицы.  Учащиеся вспоминают материал, усвоенный в курсе литературы. Вписывают слова, недостающие в определении пословицы ).

Ребята, вы самостоятельно читали пословицы, а теперь я попрошу вас устно раскрыть смысл пословицы №2.

(Дети раскрывают смыл пословицы №2. Говорят, что пословица, предложенная 1 варианту, раскрывает значимость самого человека, его качеств. Пословица 2- го варианта говорит о значимости дружбы и о том, что настоящий друг никогда не оставит в беде)

Мы неплохо поработали устно, а теперь вам предстоит самостоятельно по вариантам работать письменно в тетради. Будьте внимательны! Для выполнения задания вам даётся 5 минут.

(Ученики приступают к письменной части работы. Списывают пословицы, раскрывая скобки. Используют полученные ранее знания ( правила написания НЕ с именами существительными и именами прилагательными)

Текст карточки

2. Спишите пословицы в тетрадь, раскрывая скобки.

   Графически объясните свой выбор.

В-1

1.Лучше умереть, чем (не)правду терпеть.2.(Не)место красит человека, а человек место.3.(Не)счастные дни долго памятны бывают.4.(Не)печь кормит,а руки.5.Легко сказать, (не)легко доказать.

В-2

1.В осеннее (не)настье семь погод на дворе. 2.Друзья в (не)счастье познаются.3.(Не)большой дождишко- лодырям отдышка.4.(Не)котёл варит, а стряпуха.5.Легко сказать, (не)легко доказать.

А теперь проверьте правильность выполненного вами задания . Смотрим на экран(правильный вариант 5-го предложения не указывается)

Оцените работу. Оценку  поставьте в тетради на полях.

-   Критерии оценок вы найдёте в карточке № 2.

Текст карточки №2

Критерии оценок:

Ни одной ошибки- «5»

Одна ошибка- «4»

Две-три ошибки- «3»

Четыре ошибки- «не справились с работой»

При оценивании работы не учитывать предложение № 5, одинаковое в обоих вариантах.

( При этом исключается «ситуация неуспеха». Учащиеся осуществляют самопроверку. Учатся объективной оценке работы. Они чувствуют поддержку учителя, приобретают уверенность в своих силах )

Ребята, поднимите руки те, у кого нет ни одной ошибки. Хорошо.

-А теперь – те, у кого 1 ошибка.

-Поднимите, пожалуйста, руки те, кто допустил 2-3 ошибки.

- Ребята,  допустившие 4 ошибки, для вас приготовлена карточка № 1*.С ней вы будете работать дома. Правильность выполнения мы проверим на следующем уроке.

(Если допустивших 2,3,4 ошибки немного, то я им предлагаю в качестве дополнительного домашнего задания карточку №1*.Проверка предполагается на следующем уроке.

Если допустивших 2,3,4 ошибки много, то задание карточки №1 мы тщательно поверяем  сейчас вместе в классе).

-Правила написания НЕ с какими частями речи вы вспомнили, выполняя задание карточки №1?

(Учащиеся говорят, что они вспомнили правила, изученные ранее, о слитном и раздельном написании НЕ с именами существительными и именами прилагательными).Если было  допущено много ошибок, то предлагаю учащимся сформулировать правило слитного и раздельного написания НЕ с именами прилагательными и именами существительными)Для тех, кому трудно вспомнить правило, предлагается воспользоваться таблицей в словарике, который дети ведут с 5-го класса (карточка №3)

Карточка №3

НЕ с именами существительными и прилагательными

слитно

раздельно

  1. Если слово не употребляется без НЕ.

Например : неряха, небрежный

1.Если НЕ является словом-отрицанием ( отрицательной частицей)

Например : Это был не тигр.

  1. НЕ является приставкой ( можно заменить синонимом )

Например : несчастье (горе ), небольщой (маленький)

2.Если есть противопоставление с союзом а.

Например :  Не правду, а ложь почувствовал я в его ответе. Не интересный, а скучный фильм мы посмотрели.

- Ребята, а во всех ли предложениях вы работали с правилами слитного и раздельного написания НЕ с именами существительными и именами прилагательными? (Ребята отвечают, что в предложениях 1,2,3.4 они решали проблему написания НЕ с именами существительными и именами прилагательными, а в предложении 5 им встретилось наречие с частицей НЕ).

Поднимите, пожалуйста, руки те, кто написал НЕ с наречием слитно.Почему?Кто написал раздельно? Почему?

(Поднявшие руки могут выдвинуть разные версии: кто-то опирался на интуицию, кто-то увидел сходство с предложениями, в которых применялось правило НЕ с именами существительными и именами прилагательными, а кто-то, может быть, затруднится объяснить свой выбор).

- Ребята, вы видите, какие разные версии. Почему, как вы думаете, нет единого мнения?

( Создается проблемная ситуация для осознания учащимися недостаточности имеющихся знаний. Ученики говорят, что трудность вызвана тем, что они не знают правило написания НЕ с наречиями )

- А теперь внимательно послушайте предложения, которые я вам прочитаю. После прочтения вы должны будете ответить на вопрос: что общего у наречий с НЕ, использованных в данных предложениях?

Текст карточки для учителя.

1.Добро неразрывно связано с красотой.(В.Сухомлинский) 2. Если маленький брат падал, они смеялись, но смеялись вовсе не злорадно.(М.Горький). 3.Невдалеке, вдоль берёзовой рощицы, шла дорога, усаженная ракитами.(И.Тургенев)

- Итак, что же общего у наречий, использованных с НЕ, которые встретились в данном предложении?( Если ученики не дают верный ответ, то задаю другой вопрос)

- На что оканчиваются все наречия с НЕ ?

-Верно. Как вы думаете, чем же мы будем заниматься на сегодняшнем уроке? Попробуйте самостоятельно сформулировать тему  урока. (Ученики (так как они это часто делали и раньше) без труда формулируют тему урока : «НЕ с наречиями на –о, -е» )

- Правильно, молодцы! Запишем тему.

-.А теперь я вам предлагаю самостоятельно  сформулировать и цели нашего урока, опираясь на тему. Для вас это ещё непросто, поэтому в качестве небольшой подсказки я вам  даю опорные слова, выведенные на экран проектора :

1.Познакомиться с …

2.Научиться…

( После полученных ответов на экране появляется продолжение предложений: познакомиться с новым правилом и научиться без ошибок писать НЕ с наречиями )

- Вы совершенно правы.

4. Введение новых знаний.

-Ребята, вы работали с предложением №5 карточки №1, с предложениями, которые я вам  читала, и у вас, наверняка, уже сложился определённый взгляд на проблему написания НЕ с наречиями, поэтому вам будет легко сформулиовать новое правило,основываясь  на правилах написания НЕ с именами существительными и именами прилагательными.

Возьмите карточку №4, внимательно прочитайте задание самостоятельно, выполните его.Для этого вам отводится 3 минуты (Дифференцирую работу по степени сложности и степени самостоятельности)

Текст карточки №4( для группы А)

Сформулируйте правило написания НЕ с наречиями на –о,е. Запишите  правило на обратной стороне карточки. Не забудьте о правилах написания НЕ с именами существительными и именами прилагательными!

1….,если :

              1)небрежно,нелепо

2)немного

несмело

2….,если :

1)говорил он не ясно, а путано

Текст карточки №5 (для группы В)

Прочитайте. Сформулируйте правило написания НЕ с наречиями на –о, е.

Запишите правило на обратной стороне карточки.

1.НЕ с наречиями( так же, как с… и …) пишется…, если :

1)небрежно,нелепо

2)немного

несмело

2.НЕ с наречиями пишется…., если:

1)Говорил он не ясно, а путано

Текст карточки №5 (для группы С)

Прочитайте предложения. Попробуйте сделать вывод о слитном и раздельном написании НЕ с наречиями на –о, -е.

В случае затруднения используйте таблицу из словарика(карточка №4).

Сформулируйте правило и запишите его на обратной стороне карточки.

1.  а)Серёжа прыгнул вверх невысоко (низко).

   Щенок несмело (боязливо) подошёл к хозяину.

  б) Работа выполнена небрежно.

    Тени недвижно лежат по полям.

2.Не ласково, а грозно встретил лес ребятишек.

Не далеко, а близко находится школа.

( Для учащихся с низким уровнем обученности учитель выполняет роль консультанта. Прочитав самостоятельно предложения, опираясь на таблицу в словарике (карточка №3), ученики с помошью учителя делают вывод о слитном и раздельном написании Не с наречиями на –о. –е ). На обрпатной стороне карточки № 4 записывают сформулированное правило).

-А теперь посмотрите, пожалуйста, на доску. Текст записан без ошибок. Текст на экране

1. У бабушки нам было ничуть не скучно. 2.Никогда не поздно делать добро. 3.Слушать лекцию было совсем не интересно. 4.Прочитать по-французски вовсе не легко.

- Попробуйте догадаться, почему НЕ с наречиями в этих предложениях пишутся раздельно?

Варианты ответов:

- эти предложения содержат отрицание;

 - рядом с наречиями на –о, -е находятся другие наречия, которые, вероятно, и влияют на раздельное написание НЕ с наречиями

- Поднимите руки, кто согласен с первым вариантом ответа? Со вторым? Я разрешу ваши сомнения: НЕ с наречиями в этих предложениях пишутся раздельно, так как при них есть наречия, усиливающие отрицание. Дополните правило написания Не с наречиями ( на обратной стороне карточки №4 дописывают правило)

5. Первичное обобщение и введение новых знаний в систему знаний учащихся.

- А теперь послушаем правило, которое у нас получилось.

- Правило слитного написания зачитает…. (учащийся  группы В)

- Правило раздельного написания … (учащийся группы С)

- Окончательный вариант зачитывает… (учащийся группы А)

(учащиеся получают  оценки за ответ)

-А теперь сравним составленное вами правило с правилом, данным в учебнике.

-  Ребята, поднимите руки те, у кого совпадают формулировки правил

- Что ж, вы неплохо потрудились, молодцы!

6. Закрепление нового материала.

- Ребята, вы бы хотели закрепить полученные знания? Работать вы будете в группах. У каждой группы будет своё задание.

-Внимание группы А. Вам предлагается задание творческого характера. Вы должны составить текст из 5-6 предложений на тему «Весна», максимально насыщенный наречиями с НЕ. Для этого вам отводится 7 минут. Можете приступать к выполнению.

-Ученики группы В работают с карточкой № 6. Из представленного в карточке набора букв вы должны составить 4 наречия. С одним из них вам необходимо составить 2 предложения так, чтобы в одном НЕ с наречием писалось слитно, в другом- раздельно. Нужно уметь объяснить выбор слитного и раздельного написания НЕ с наречием. Для работы вам отводится 6 минут.

 Текст карточки №6

Из представленного набора букв составьте 4 наречия. Затем с одним из них устно составьте 2 предложения так, чтобы в одном НЕ с наречием писалось слитно, в другом- раздельно.Объясните написание НЕ с наречием.

недолнеяргоко

неянесхороношо

-Задание понятно? Можете приступать к работе.

- Внимание группы С . Вы распределяете слова по графам таблицы, которая предлагается в карточке №7. Кроме того, вы должны уметь объяснить написание НЕ в предложенных словах. Задание понятно? Для выполнения задания вам отводится 5 минут Желаю удачи!

Текст карточки №7

Распределите слова по графам таблицы.Устно объясните написание НЕ с предложенными словами.

Некрасивый; вовсе не красиво; не видит; недолго; нелепо; неправда; негодовать; невежда; не высоко, а низко; не добрый, а злой.

Слитное и раздельное написание НЕ

наречие

Имя

сущест

витель

ное

Имя

прила

гатель

ное

Гла

гол

- А теперь послушаем текст о весне, который должен быть максимально насыщен наречиями с НЕ.Его составляла группа А.

- Ребята, справилась ли группа А с заданием? Думаю, учащимся группы А  можно поставить…

- А теперь слушаем группу В. –

Думаю, что за ответ можно поставить…..Вы со мной согласны?

-А теперь группа С представит нам своё задание. Ребята, есть ли у вас какие-либо замечания?

- А сейчас мы вернёмся к предложению №5 карточки №1. Теперь вы без особых трудностей решите вопрос о слитном или раздельном написании НЕ с наречием.

- Ребята, поднимите руку те, кто ещё в начале урока выбрал правильное написание наречия с НЕ.? Молодцы, у вас хорошая интуиция.

7. Определение домашнего задания и инструктаж по его выполнению

- Ребята, дома вы, как обычно,учите правило, помещённое на странице 99.Группа А к следующему уроку должна составить словарный диктант из 15 слов  на повторение написания НЕ с разными частями речи. Задание понятно?

Ребята из группы В получают карточку № 8. Вы должны будете максимально его наполнить наречиями с НЕ. Вопросы по заданию есть?

Ученики группы С выполняют упражнение № 231 в учебнике. Прочитаем задание упражнения. Что вам непонятно?

Ребята, допустившие 4 ошибки, не забывайте о дополнительном задании карточки №1*.

8. Подведение итогов урока.

- Итак, какую тему мы изучили на уроке?

- Всё ли было понятно?

Если вам было очень трудно,поставьте на полях около темы три вопросительных знака.Если вы всё поняли- три восклицательных знака.Если вы испытали затруднения поставьте вопросительный и восклицательный знаки. 

-Урок окончен.Спасибо за работу.Всего доброго.До свидания.

Приложения.

Карточка №1

Вариант 1

1.Прочитайте самостоятельно пословицы.

Вспомните, что вы знаете о пословицах как жанре фольклора. На карточке есть небольшая подсказка. Заполните пропуски в определении пословицы.

Пословица-……………….изречение, содержащее…………………… мысль.

2. Спишите пословицы в тетрадь, раскрывая скобки. Графически объясните свой выбор.

1) Лучше умереть, чем (не)правду терпеть.2) (Не)место красит человека, а человек место.3)(Не)счастные дни долго памятны бывают.4)(Не)печь варит, а руки.5)Легко сказать, (не)легко сделать.

Вариант 2

1.Прочитайте самостоятельно пословицы.

Вспомните, что вы знаете о пословицах как жанре фольклора. На карточке есть небольшая подсказка. Заполните пропуски в определении пословицы

Пословица-……………….изречение, содержащее…………………… мысль.

2. Спишите пословицы в тетрадь, раскрывая скобки.Графически объясните свой выбор.

1) В осеннее (не)настье семь погод на дворе.2)Друзья в (не)счасье познаются. 3)(Не)большой дождишко- лодырям отдышка. 4)(Не)котёл варит, а стряпуха. 5)Легко сказать, (не)легко сделать.

Карточка №1*

Спишите, раскрывая скобки. Графически объясните свой выбор.

1.(Не)настье приостановило движение отряда. 2.Мы стояли на краю (не)глубокого оврага. 3.Меня тотчас охватила (не)приятная, (не)подвижная сырость.(И.Тургенев.) 4.Это была явная (не)правда. 5.(Не)правду, а явную ложь почувствовал он в его ответе.

Карточка №2.

Вариант 1.

1.Лучше умереть, чем неправду терпеть.2.Не место красит человека, а человек место. 3.Несчастные дни долго памятны бывают. 4.Не котёл варит, а стряпуха.

Вариант 2.

1.В осеннее ненастье семь погод на дворе. 2.Друзья в несчастье познаются. 3.Небольшой дождишко- лодырям отдышка. 4.Не котёл варит, а стряпуха.

Карточка №3

Критерии оценок.

Ни одной ошибки- «5»

Одна ошибка- «4»

Две-три ошибки- «3»

Четыре ошибки- «не справились с работой»

При оценивании работы не учитывать предложение №5, одинаковое в обоих вариантах.

Карточка №4

Не с именами существительными и именами прилагательными

Слитно

Раздельно

1. Если слово не употребляется без НЕ.

Напимер: неряха, небрежный

1.Если НЕ является словом –отрицанием (отрицательной частицей).

Например: Это был не тигр.

2.НЕ является приставкой (можно заменить синонимом).

Например : несчастье (горе), небольшой (маленький). 

2. Если есть противопоставление с союзом а.

Например: Не правду, а ложь почувствовал я в его ответе. Не интересный, а скучный фильм мы посмотрели.

Карточка №5

Для группы А.

Сформулируйте правило написания НЕ с наречиями на –о, -е. Запишите правило на обратной стороне карточки. Не забудьте о правилах написания НЕ с именами существительными и именами прилагательными!

1….., если :

                   1) небрежно, нелепо

                   2) немного

                       несмело

2.      , если :

                   1) Говорил он не ясно, а путано.

Для группы В.

Прочитайте. Сформулируйте правило написания НЕ с наречиями на –о, -е. Запишите правило на обратной стороне карточки.

1.НЕ с наречиями( так же, как и с …и…) пишется….., если :

                    1) небрежно, нелепо

                    2) немного

                        несмело

2. НЕ с наречиями пишется …., если :

                    1) Говорил он не ясно, а путано.

Для группы С.

Прочитайте предложения. Попробуйте сделать вывод о слитном и раздельном написании НЕ с наречиями на –о, -е.В случае затруднения используйте таблицу из словарика (карточка №4). Сформулируйте правило и запишите его на обратной стороне карточки.

1.а) Серёжа прыгнул вверх невысоко (низко).

        Щенок несмело (боязливо) подошёл к хозяину.

   Б) Работа выполнена небрежно.

        Тени недвижно лежат по полям.

2. НЕ ласково, а грозно встретил лес ребятишек.

    Не далеко, а близко находится школа.

Карточка №6

Из представленного набора букв составьте 4 наречия. Затем с одним из них устно составьте 2 предложения так, чтобы в одном НЕ с наречием писалось слитно, в другом- раздельно.

Объясните написание НЕ с наречием.

Недолнеяргоко

неянесхороношо

Карточка №7

Распределите слова по графам таблицы. Устно объясните написание НЕ с предложенными словами.

Некрасивый; вовсе не красиво; не видит; нелепо; неправда; негодовать; невежда; не высоко, а низко; не добрый, а злой; не правда, а ложь.

Слитное и раздельно написание НЕ

наречие

Имя существительное

Имя прилагательное

Глагол

Карточка №8.

Отложив книгу, пианист поднялся и приблизился к роялю. Постоял, о чём-то раздумывая, и открыл крышку. Сел на табурет, попробовал педали. Зажмурившись, положил пальцы на клавиши. С закрытыми глазами впитывал в себя длящийся звук.

Пианист, известный даже за пределами России, играл гаммы, и , кажется, никогда ещё музыка не доставляла ему такого наслаждения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока русского языка 5 класс

Конспект урока русского языка по теме "- тся и - ться в глаголах". Урок проводится с использованием ЭОР....

Конспект урока русского языка, 4 класс коррекционной школы первого вида

Представлен конспект урока по русскому языку для 4 класса коррекционной школы для глухих детей по теме "Связь слов в предложении". В Приложении находятся члены предложения в виде фигурок и тесты....

План-конспект урока русского языка 8 класс "Интонация, логическое ударение"

Разработка урока русского языка для аттестации на соответствие занимаемой должности...

разработка урока русского языка 7 класс "Морфологический разбор наречий"

Разработка урока сопровождается презентацией "Морфологический разбор наречий"....

План – конспект урока (русский язык, 9 класс) по теме: «Сложноподчиненные предложения и их роль в тексте» (на примере комплексной работы с текстом)

Слово учителя.Молчит река, отражая в себе бесконечность звездного неба. Журчит по ка­мушкам беспечный ручеёк, трепещет рябина на осеннем ветру... Всё это бессло­весный язык природы. И только человек м...

Конспект урока русского языка 5 класс. Тема урока "Словосочетание"

Данный урок ориентирован на учебник  "Русского языка" под ред. А.Ю.Купаловой.  Тип урока : комбинированный (изучение нового материала, творческое применение знаний, контроль знаний)...

Конспект урока русского языка 10 класс «Экология слова, или поговорим о «скверном и святом» в русской речи.»

Цель:   определить проблемы современного русского языка и пути их решения.Задачи:закрепить знания по лексике и стилистике;развивать умение вести дискуссию, аргументировать свою точку зрения...