Конспект урока русского языка в 7 классе " НЕ с наречиями на -о, -е"
план-конспект урока по русскому языку (7 класс) по теме
Урок изучения нового материала. В течение урока предполагается смена видов деятельности : групповая, фронтальная, дифференцированная по уровню сложности и степени самостоятельности, по вариантам
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dokument_microsoft_office_word_9.docx | 36.99 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя школа № 10 г. Павлово
Конспект урока русского языка в 7 классе.
Тема : « НЕ с наречиями на –о, -е »
Разработан учителем русского языка и литературы
первой квалификационной категории
Галиной Светланой Николаевной
г. Павлово 2015 год
Тип урока : урок освоения систематических знаний
Осваиваемые способы деятельности : ознакомление , отработка и осознание теоретических моделей и понятий, алгоритмов и процедур
Вид урока: урок открытия нового знания
Цели урока :
Образовательные
- Ученик научится применять на практике правило слитного и раздельного написания НЕ с наречиями
- Подъем общего уровня знаний учащихся в области русского языка
Развивающие
- развитие долгосрочной и оперативной памяти, мышления ( умения сравнивать, анализировать и обобщать языковой материал )
- развитие орфографической зоркости
- развитие речи
- развитие коммуникативных компетенций
Воспитательные
- воспитание интереса к родному языку и изучаемому предмету
- воспитание личных качеств учащихся ( доброты, чувства товарищества )
Средства, необходимые для проведения урока.
1. Учебник М.М. Разумовской «Русский язы 7 класс»
2. Доска. Мел
3. Набор букв
4. Проектор, экран
5. Карточки
5. Презентация для контроля и самоконтроля
Ход урока
- Организационный момент
- Постановка целей
Сегодня на уроке нам предстоит серьёзная работа. Мы будем продолжать работать с наречиями. Ваша деятельность на разных этапах сегодняшнего урока будет разнообразной: вы попробуете оценить себя, друг друга, выступите в роли учителя. Работа будет организована по вариантам и в группах. Мы вспомним и закрепим изученные правила НЕ с разными частями речи, кроме того вы узнаете много нового.
У вас есть возможность получить оценку за отдельный вид задания или по итогам нескольких заданий. Желаю вам успеха! ( записывается число и вид работы )
- Актуализация знаний, умений , навыков.
- Ребята, сейчас вы будете работать по вариантам с карточкой №1( К-1) Ознакомьтесь с заданием №1. Варианты заполнения могут быть разными
текст карточки
1.Прочитайте самостоятельно пословицы.
Вспомните, что вы знаете о пословицах как жанре фольклора. На карточке есть небольшая подсказка. Заполните пропуски в определении пословицы.
Пословица - ……. изречение,
содержащее…….мысль.
( дети самостоятельно знакомятся с содержанием задания №1 карточки №1. Читают про себя пословицы. Учащиеся вспоминают материал, усвоенный в курсе литературы. Вписывают слова, недостающие в определении пословицы ).
Ребята, вы самостоятельно читали пословицы, а теперь я попрошу вас устно раскрыть смысл пословицы №2.
(Дети раскрывают смыл пословицы №2. Говорят, что пословица, предложенная 1 варианту, раскрывает значимость самого человека, его качеств. Пословица 2- го варианта говорит о значимости дружбы и о том, что настоящий друг никогда не оставит в беде)
Мы неплохо поработали устно, а теперь вам предстоит самостоятельно по вариантам работать письменно в тетради. Будьте внимательны! Для выполнения задания вам даётся 5 минут.
(Ученики приступают к письменной части работы. Списывают пословицы, раскрывая скобки. Используют полученные ранее знания ( правила написания НЕ с именами существительными и именами прилагательными)
Текст карточки
2. Спишите пословицы в тетрадь, раскрывая скобки.
Графически объясните свой выбор.
В-1
1.Лучше умереть, чем (не)правду терпеть.2.(Не)место красит человека, а человек место.3.(Не)счастные дни долго памятны бывают.4.(Не)печь кормит,а руки.5.Легко сказать, (не)легко доказать.
В-2
1.В осеннее (не)настье семь погод на дворе. 2.Друзья в (не)счастье познаются.3.(Не)большой дождишко- лодырям отдышка.4.(Не)котёл варит, а стряпуха.5.Легко сказать, (не)легко доказать.
А теперь проверьте правильность выполненного вами задания . Смотрим на экран(правильный вариант 5-го предложения не указывается)
Оцените работу. Оценку поставьте в тетради на полях.
- Критерии оценок вы найдёте в карточке № 2.
Текст карточки №2
Критерии оценок:
Ни одной ошибки- «5»
Одна ошибка- «4»
Две-три ошибки- «3»
Четыре ошибки- «не справились с работой»
При оценивании работы не учитывать предложение № 5, одинаковое в обоих вариантах.
( При этом исключается «ситуация неуспеха». Учащиеся осуществляют самопроверку. Учатся объективной оценке работы. Они чувствуют поддержку учителя, приобретают уверенность в своих силах )
Ребята, поднимите руки те, у кого нет ни одной ошибки. Хорошо.
-А теперь – те, у кого 1 ошибка.
-Поднимите, пожалуйста, руки те, кто допустил 2-3 ошибки.
- Ребята, допустившие 4 ошибки, для вас приготовлена карточка № 1*.С ней вы будете работать дома. Правильность выполнения мы проверим на следующем уроке.
(Если допустивших 2,3,4 ошибки немного, то я им предлагаю в качестве дополнительного домашнего задания карточку №1*.Проверка предполагается на следующем уроке.
Если допустивших 2,3,4 ошибки много, то задание карточки №1 мы тщательно поверяем сейчас вместе в классе).
-Правила написания НЕ с какими частями речи вы вспомнили, выполняя задание карточки №1?
(Учащиеся говорят, что они вспомнили правила, изученные ранее, о слитном и раздельном написании НЕ с именами существительными и именами прилагательными).Если было допущено много ошибок, то предлагаю учащимся сформулировать правило слитного и раздельного написания НЕ с именами прилагательными и именами существительными)Для тех, кому трудно вспомнить правило, предлагается воспользоваться таблицей в словарике, который дети ведут с 5-го класса (карточка №3)
Карточка №3
НЕ с именами существительными и прилагательными
слитно | раздельно |
Например : неряха, небрежный | 1.Если НЕ является словом-отрицанием ( отрицательной частицей) Например : Это был не тигр. |
Например : несчастье (горе ), небольщой (маленький) | 2.Если есть противопоставление с союзом а. Например : Не правду, а ложь почувствовал я в его ответе. Не интересный, а скучный фильм мы посмотрели. |
- Ребята, а во всех ли предложениях вы работали с правилами слитного и раздельного написания НЕ с именами существительными и именами прилагательными? (Ребята отвечают, что в предложениях 1,2,3.4 они решали проблему написания НЕ с именами существительными и именами прилагательными, а в предложении 5 им встретилось наречие с частицей НЕ).
Поднимите, пожалуйста, руки те, кто написал НЕ с наречием слитно.Почему?Кто написал раздельно? Почему?
(Поднявшие руки могут выдвинуть разные версии: кто-то опирался на интуицию, кто-то увидел сходство с предложениями, в которых применялось правило НЕ с именами существительными и именами прилагательными, а кто-то, может быть, затруднится объяснить свой выбор).
- Ребята, вы видите, какие разные версии. Почему, как вы думаете, нет единого мнения?
( Создается проблемная ситуация для осознания учащимися недостаточности имеющихся знаний. Ученики говорят, что трудность вызвана тем, что они не знают правило написания НЕ с наречиями )
- А теперь внимательно послушайте предложения, которые я вам прочитаю. После прочтения вы должны будете ответить на вопрос: что общего у наречий с НЕ, использованных в данных предложениях?
Текст карточки для учителя.
1.Добро неразрывно связано с красотой.(В.Сухомлинский) 2. Если маленький брат падал, они смеялись, но смеялись вовсе не злорадно.(М.Горький). 3.Невдалеке, вдоль берёзовой рощицы, шла дорога, усаженная ракитами.(И.Тургенев)
- Итак, что же общего у наречий, использованных с НЕ, которые встретились в данном предложении?( Если ученики не дают верный ответ, то задаю другой вопрос)
- На что оканчиваются все наречия с НЕ ?
-Верно. Как вы думаете, чем же мы будем заниматься на сегодняшнем уроке? Попробуйте самостоятельно сформулировать тему урока. (Ученики (так как они это часто делали и раньше) без труда формулируют тему урока : «НЕ с наречиями на –о, -е» )
- Правильно, молодцы! Запишем тему.
-.А теперь я вам предлагаю самостоятельно сформулировать и цели нашего урока, опираясь на тему. Для вас это ещё непросто, поэтому в качестве небольшой подсказки я вам даю опорные слова, выведенные на экран проектора :
1.Познакомиться с …
2.Научиться…
( После полученных ответов на экране появляется продолжение предложений: познакомиться с новым правилом и научиться без ошибок писать НЕ с наречиями )
- Вы совершенно правы.
4. Введение новых знаний.
-Ребята, вы работали с предложением №5 карточки №1, с предложениями, которые я вам читала, и у вас, наверняка, уже сложился определённый взгляд на проблему написания НЕ с наречиями, поэтому вам будет легко сформулиовать новое правило,основываясь на правилах написания НЕ с именами существительными и именами прилагательными.
Возьмите карточку №4, внимательно прочитайте задание самостоятельно, выполните его.Для этого вам отводится 3 минуты (Дифференцирую работу по степени сложности и степени самостоятельности)
Текст карточки №4( для группы А)
Сформулируйте правило написания НЕ с наречиями на –о,е. Запишите правило на обратной стороне карточки. Не забудьте о правилах написания НЕ с именами существительными и именами прилагательными!
1….,если :
1)небрежно,нелепо
2)немного
несмело
2….,если :
1)говорил он не ясно, а путано
Текст карточки №5 (для группы В)
Прочитайте. Сформулируйте правило написания НЕ с наречиями на –о, е.
Запишите правило на обратной стороне карточки.
1.НЕ с наречиями( так же, как с… и …) пишется…, если :
1)небрежно,нелепо
2)немного
несмело
2.НЕ с наречиями пишется…., если:
1)Говорил он не ясно, а путано
Текст карточки №5 (для группы С)
Прочитайте предложения. Попробуйте сделать вывод о слитном и раздельном написании НЕ с наречиями на –о, -е.
В случае затруднения используйте таблицу из словарика(карточка №4).
Сформулируйте правило и запишите его на обратной стороне карточки.
1. а)Серёжа прыгнул вверх невысоко (низко).
Щенок несмело (боязливо) подошёл к хозяину.
б) Работа выполнена небрежно.
Тени недвижно лежат по полям.
2.Не ласково, а грозно встретил лес ребятишек.
Не далеко, а близко находится школа.
( Для учащихся с низким уровнем обученности учитель выполняет роль консультанта. Прочитав самостоятельно предложения, опираясь на таблицу в словарике (карточка №3), ученики с помошью учителя делают вывод о слитном и раздельном написании Не с наречиями на –о. –е ). На обрпатной стороне карточки № 4 записывают сформулированное правило).
-А теперь посмотрите, пожалуйста, на доску. Текст записан без ошибок. Текст на экране
1. У бабушки нам было ничуть не скучно. 2.Никогда не поздно делать добро. 3.Слушать лекцию было совсем не интересно. 4.Прочитать по-французски вовсе не легко.
- Попробуйте догадаться, почему НЕ с наречиями в этих предложениях пишутся раздельно?
Варианты ответов:
- эти предложения содержат отрицание;
- рядом с наречиями на –о, -е находятся другие наречия, которые, вероятно, и влияют на раздельное написание НЕ с наречиями
- Поднимите руки, кто согласен с первым вариантом ответа? Со вторым? Я разрешу ваши сомнения: НЕ с наречиями в этих предложениях пишутся раздельно, так как при них есть наречия, усиливающие отрицание. Дополните правило написания Не с наречиями ( на обратной стороне карточки №4 дописывают правило)
5. Первичное обобщение и введение новых знаний в систему знаний учащихся.
- А теперь послушаем правило, которое у нас получилось.
- Правило слитного написания зачитает…. (учащийся группы В)
- Правило раздельного написания … (учащийся группы С)
- Окончательный вариант зачитывает… (учащийся группы А)
(учащиеся получают оценки за ответ)
-А теперь сравним составленное вами правило с правилом, данным в учебнике.
- Ребята, поднимите руки те, у кого совпадают формулировки правил
- Что ж, вы неплохо потрудились, молодцы!
6. Закрепление нового материала.
- Ребята, вы бы хотели закрепить полученные знания? Работать вы будете в группах. У каждой группы будет своё задание.
-Внимание группы А. Вам предлагается задание творческого характера. Вы должны составить текст из 5-6 предложений на тему «Весна», максимально насыщенный наречиями с НЕ. Для этого вам отводится 7 минут. Можете приступать к выполнению.
-Ученики группы В работают с карточкой № 6. Из представленного в карточке набора букв вы должны составить 4 наречия. С одним из них вам необходимо составить 2 предложения так, чтобы в одном НЕ с наречием писалось слитно, в другом- раздельно. Нужно уметь объяснить выбор слитного и раздельного написания НЕ с наречием. Для работы вам отводится 6 минут.
Текст карточки №6
Из представленного набора букв составьте 4 наречия. Затем с одним из них устно составьте 2 предложения так, чтобы в одном НЕ с наречием писалось слитно, в другом- раздельно.Объясните написание НЕ с наречием.
недолнеяргоко
неянесхороношо
-Задание понятно? Можете приступать к работе.
- Внимание группы С . Вы распределяете слова по графам таблицы, которая предлагается в карточке №7. Кроме того, вы должны уметь объяснить написание НЕ в предложенных словах. Задание понятно? Для выполнения задания вам отводится 5 минут Желаю удачи!
Текст карточки №7
Распределите слова по графам таблицы.Устно объясните написание НЕ с предложенными словами.
Некрасивый; вовсе не красиво; не видит; недолго; нелепо; неправда; негодовать; невежда; не высоко, а низко; не добрый, а злой.
Слитное и раздельное написание НЕ | |||
наречие | Имя сущест витель ное | Имя прила гатель ное | Гла гол |
- А теперь послушаем текст о весне, который должен быть максимально насыщен наречиями с НЕ.Его составляла группа А.
- Ребята, справилась ли группа А с заданием? Думаю, учащимся группы А можно поставить…
- А теперь слушаем группу В. –
Думаю, что за ответ можно поставить…..Вы со мной согласны?
-А теперь группа С представит нам своё задание. Ребята, есть ли у вас какие-либо замечания?
- А сейчас мы вернёмся к предложению №5 карточки №1. Теперь вы без особых трудностей решите вопрос о слитном или раздельном написании НЕ с наречием.
- Ребята, поднимите руку те, кто ещё в начале урока выбрал правильное написание наречия с НЕ.? Молодцы, у вас хорошая интуиция.
7. Определение домашнего задания и инструктаж по его выполнению
- Ребята, дома вы, как обычно,учите правило, помещённое на странице 99.Группа А к следующему уроку должна составить словарный диктант из 15 слов на повторение написания НЕ с разными частями речи. Задание понятно?
Ребята из группы В получают карточку № 8. Вы должны будете максимально его наполнить наречиями с НЕ. Вопросы по заданию есть?
Ученики группы С выполняют упражнение № 231 в учебнике. Прочитаем задание упражнения. Что вам непонятно?
Ребята, допустившие 4 ошибки, не забывайте о дополнительном задании карточки №1*.
8. Подведение итогов урока.
- Итак, какую тему мы изучили на уроке?
- Всё ли было понятно?
Если вам было очень трудно,поставьте на полях около темы три вопросительных знака.Если вы всё поняли- три восклицательных знака.Если вы испытали затруднения поставьте вопросительный и восклицательный знаки.
-Урок окончен.Спасибо за работу.Всего доброго.До свидания.
Приложения.
Карточка №1
Вариант 1
1.Прочитайте самостоятельно пословицы.
Вспомните, что вы знаете о пословицах как жанре фольклора. На карточке есть небольшая подсказка. Заполните пропуски в определении пословицы.
Пословица-……………….изречение, содержащее…………………… мысль.
2. Спишите пословицы в тетрадь, раскрывая скобки. Графически объясните свой выбор.
1) Лучше умереть, чем (не)правду терпеть.2) (Не)место красит человека, а человек место.3)(Не)счастные дни долго памятны бывают.4)(Не)печь варит, а руки.5)Легко сказать, (не)легко сделать.
Вариант 2
1.Прочитайте самостоятельно пословицы.
Вспомните, что вы знаете о пословицах как жанре фольклора. На карточке есть небольшая подсказка. Заполните пропуски в определении пословицы
Пословица-……………….изречение, содержащее…………………… мысль.
2. Спишите пословицы в тетрадь, раскрывая скобки.Графически объясните свой выбор.
1) В осеннее (не)настье семь погод на дворе.2)Друзья в (не)счасье познаются. 3)(Не)большой дождишко- лодырям отдышка. 4)(Не)котёл варит, а стряпуха. 5)Легко сказать, (не)легко сделать.
Карточка №1*
Спишите, раскрывая скобки. Графически объясните свой выбор.
1.(Не)настье приостановило движение отряда. 2.Мы стояли на краю (не)глубокого оврага. 3.Меня тотчас охватила (не)приятная, (не)подвижная сырость.(И.Тургенев.) 4.Это была явная (не)правда. 5.(Не)правду, а явную ложь почувствовал он в его ответе.
Карточка №2.
Вариант 1.
1.Лучше умереть, чем неправду терпеть.2.Не место красит человека, а человек место. 3.Несчастные дни долго памятны бывают. 4.Не котёл варит, а стряпуха.
Вариант 2.
1.В осеннее ненастье семь погод на дворе. 2.Друзья в несчастье познаются. 3.Небольшой дождишко- лодырям отдышка. 4.Не котёл варит, а стряпуха.
Карточка №3
Критерии оценок.
Ни одной ошибки- «5»
Одна ошибка- «4»
Две-три ошибки- «3»
Четыре ошибки- «не справились с работой»
При оценивании работы не учитывать предложение №5, одинаковое в обоих вариантах.
Карточка №4
Не с именами существительными и именами прилагательными
Слитно | Раздельно |
1. Если слово не употребляется без НЕ. Напимер: неряха, небрежный | 1.Если НЕ является словом –отрицанием (отрицательной частицей). Например: Это был не тигр. |
2.НЕ является приставкой (можно заменить синонимом). Например : несчастье (горе), небольшой (маленький). | 2. Если есть противопоставление с союзом а. Например: Не правду, а ложь почувствовал я в его ответе. Не интересный, а скучный фильм мы посмотрели. |
Карточка №5
Для группы А.
Сформулируйте правило написания НЕ с наречиями на –о, -е. Запишите правило на обратной стороне карточки. Не забудьте о правилах написания НЕ с именами существительными и именами прилагательными!
1….., если :
1) небрежно, нелепо
2) немного
несмело
2. , если :
1) Говорил он не ясно, а путано.
Для группы В.
Прочитайте. Сформулируйте правило написания НЕ с наречиями на –о, -е. Запишите правило на обратной стороне карточки.
1.НЕ с наречиями( так же, как и с …и…) пишется….., если :
1) небрежно, нелепо
2) немного
несмело
2. НЕ с наречиями пишется …., если :
1) Говорил он не ясно, а путано.
Для группы С.
Прочитайте предложения. Попробуйте сделать вывод о слитном и раздельном написании НЕ с наречиями на –о, -е.В случае затруднения используйте таблицу из словарика (карточка №4). Сформулируйте правило и запишите его на обратной стороне карточки.
1.а) Серёжа прыгнул вверх невысоко (низко).
Щенок несмело (боязливо) подошёл к хозяину.
Б) Работа выполнена небрежно.
Тени недвижно лежат по полям.
2. НЕ ласково, а грозно встретил лес ребятишек.
Не далеко, а близко находится школа.
Карточка №6
Из представленного набора букв составьте 4 наречия. Затем с одним из них устно составьте 2 предложения так, чтобы в одном НЕ с наречием писалось слитно, в другом- раздельно.
Объясните написание НЕ с наречием.
Недолнеяргоко
неянесхороношо
Карточка №7
Распределите слова по графам таблицы. Устно объясните написание НЕ с предложенными словами.
Некрасивый; вовсе не красиво; не видит; нелепо; неправда; негодовать; невежда; не высоко, а низко; не добрый, а злой; не правда, а ложь.
Слитное и раздельно написание НЕ | |||
наречие | Имя существительное | Имя прилагательное | Глагол |
Карточка №8.
Отложив книгу, пианист поднялся и приблизился к роялю. Постоял, о чём-то раздумывая, и открыл крышку. Сел на табурет, попробовал педали. Зажмурившись, положил пальцы на клавиши. С закрытыми глазами впитывал в себя длящийся звук.
Пианист, известный даже за пределами России, играл гаммы, и , кажется, никогда ещё музыка не доставляла ему такого наслаждения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект урока русского языка 5 класс
Конспект урока русского языка по теме "- тся и - ться в глаголах". Урок проводится с использованием ЭОР....
Конспект урока русского языка, 4 класс коррекционной школы первого вида
Представлен конспект урока по русскому языку для 4 класса коррекционной школы для глухих детей по теме "Связь слов в предложении". В Приложении находятся члены предложения в виде фигурок и тесты....
План-конспект урока русского языка 8 класс "Интонация, логическое ударение"
Разработка урока русского языка для аттестации на соответствие занимаемой должности...
разработка урока русского языка 7 класс "Морфологический разбор наречий"
Разработка урока сопровождается презентацией "Морфологический разбор наречий"....
План – конспект урока (русский язык, 9 класс) по теме: «Сложноподчиненные предложения и их роль в тексте» (на примере комплексной работы с текстом)
Слово учителя.Молчит река, отражая в себе бесконечность звездного неба. Журчит по камушкам беспечный ручеёк, трепещет рябина на осеннем ветру... Всё это бессловесный язык природы. И только человек м...
Конспект урока русского языка 5 класс. Тема урока "Словосочетание"
Данный урок ориентирован на учебник "Русского языка" под ред. А.Ю.Купаловой. Тип урока : комбинированный (изучение нового материала, творческое применение знаний, контроль знаний)...
Конспект урока русского языка 10 класс «Экология слова, или поговорим о «скверном и святом» в русской речи.»
Цель: определить проблемы современного русского языка и пути их решения.Задачи:закрепить знания по лексике и стилистике;развивать умение вести дискуссию, аргументировать свою точку зрения...