Разработка урока "Синонимы, омонимы, антонимы и паронимы. Их употребление"
методическая разработка по русскому языку (5 класс)

Карабанская Елена Геннадьевна

Синонимы, омонимы, антонимы и паронимы. Их употребление.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok.sinonimy.docx27.78 КБ

Предварительный просмотр:

Разработка открытого урока по русскому языку

Тема: Синонимы, омонимы, антонимы и паронимы. Их употребление.

   Разработчик: Карабанская Е.Г.

Схема урока.

  1. Организационный момент, включающий   оглашение темы и цели урока, постановка задач урока, положительный и благоприятный настрой студентов на предстоящую деятельность.
  2. Опрос обучающихся  по заданному домашнему заданию, включающий  индивидуальные карточки и фронтальный опрос по ранее изученному материалу.
  3. Изучение нового учебного материала, предполагающее  воспроизведение уже имеющихся знаний студентов, запись нового материала в рабочие тетради.
  4. Закрепление нового материала,  предполагающее:  развитие творческих способностей  (составление словосочетаний),  развитие зрительной и слуховой памяти (прослушивание слов, запись их в рабочие тетради),  соотнесение новых знаний с уже имеющимися, расширение словарного запаса обучающихся, развитие любви к русскому языку, закрепление навыка культурного общения.
  5. Обобщение изученного, предполагающий постановку выводов о проведенном уроке.
  6. Задание на дом, включающее  воспроизведение изученного на уроке

Тема урока:   Синимы, омонимы, антонимы, паронимы. Их употребление.

Цель: систематизировать изученное по теме «Лексика», совершенствовать навыки определения лексического значения слова, пополнять словарный запас учащихся, прививать любовь к родному языку.

Задачи: 1. Обучать навыку правильного использования слов в своей речи, используя лексическое значение слов, научить разграничивать синонимы, омонимы, антонимы и паронимы;

2. Развить умение творчески и креативно мыслить, применять различные стилистические фигуры, используя все богатство русского языка;

3. Воспитать любовь к русскому языку, стремление к саморазвитию.

Тип урока: комбинированный

Формы работы: опрос, записи в рабочую тетрадь.

Ход урока

  1. Организационный момент. Сообщение темы и цели урока.

Эпиграф: Заговори, чтобы я тебя увидел.

                                                                       Сократ

Скажите, почему начинаем урок с этих слов?

По словам Н.В. Гоголя, «постижение законов русского языка есть тяжкая обязанность, но и наслаждение». И одной из самых интереснейших страниц языка является его лексическая сторона.

Цель сегодняшнего урока – обогащение словарного запаса. А вы уже знаете, какой раздел языка изучает словарный состав (Лексика).

  1. Проверка домашнего задания. Дома Вам необходимо было подготовить карточки с диалектизмами.  (1-3 студента зачитывают слова по карточкам. Остальные вступают в обсуждение).

Словарная работа.  (задания высвечиваются на доске. На выполнение отводится 3 минуты)

Задание: Записать слово по лексическому

1. Система взглядов на природу и общество

2. Движение вперед.

3. Похвала, приятные слова, лестный отзыв.

4. Музыкальное сопровождение текста.

5. Различный

6.  Участок между домом и дорогой, огороженный забором.

7. Человечный.

8. Исключительное право, предоставляемое кому-либо.

9. Выдающийся, огромный.

10. Опытное исследование.

Ответы:

1. мировоззрение

2. прогресс

3. комплимент

4. аккомпанемент

5.дифференцированный

6.палисадник

7.гуманный

8.привилегия

9.колоссальный

10.эксперимент

(Большая вероятность того, что студенты по каждому лексическому значению запишут разные слова, это позволит плавно перейти к теме «Синонимы»)

  1. Изучение нового материала.

Выступление 1 студента «Синонимы»

Синонимы — это слова, различные по звучанию и написанию, но сходные по лексическому значению:   катастрофа,     крушение, крах. 
Существуют следующие виды синонимов: 
— смысловые (отличающиеся оттенками значения):  
гнев — ярость
— стилистические (отличающиеся экспрессивной окраской, принадлежностью к определенному стилю):
смотреть — зырить; 
— абсолютные (не отличающиеся экспрессивной окраской, оттенками лексического значения и стилевой закрепленностью): бегемот — гиппопотам
        
Функции синонимов в речи: 
— уточнение; 
— замещение; 
— экспрессивно-стилистическая. 

Выступление 2 студента «Антонимы»

Антонимы — это слова, противоположные по лексическому значению: правда — ложь
Антонимы лежат в основе антитезы (противопоставление). 
Виды антонимов: 
— качественные (
плохой — хороший); 
— количественные (
много — мало); 
— временные (
рано — поздно); 
— пространственные (
далеко — близко); 
— отвлеченные понятия (
добро — зло); 
— действия, состояния (
приходить — уходить; заболеть — выздороветь). 

Выступление 3 студента «Омонимы, паронимы»

Омонимы — это слова одной и той же части речи, которые одинаковы по звучанию и написанию, но различны по значению (кок — род прически, кок — повар на судне). Лексические значения омонимов не связаны между собой. 
Омонимы в языке появляются в результате: 
— заимствования слов из других языков (кок); 
— превращения одного из лексических значений многозначного слова в самостоятельное (
коса — «заплетенные волосы»; коса — «сельскохозяйственное орудие»); 
— словообразования (посол — «должность дипломата»; посол — «соление чего-либо»).
Существуют следующие разновидности омонимов: 
— лексические омонимы  (косить траву косой — девичья коса); 
— омоформы  (мой руки — мой пиджак); 
— омофоны  (леса — лиса); 
— омографы  (мука — мука). 
        
Отличайте омонимы от многозначных слов: в многозначных словах значения связаны между собой, омонимы же — разные слова, между которыми нет ничего общего (норка — «животное семейства куньих», норка — жилище животного). 
        К омонимам примыкают
паронимы — слова с различным написанием и схожим звучанием (рассвет — расцвет).

  1. Закрепление нового материала

1. Найдите в синонимических рядах слова книжные, нейтральные, разговорные, просторечные (карточки сзаданиями раздаются преподавателем): 
1. Беседовать, болтать, говорить, калякать, разговаривать, толковать. 
2. Извести, издержать, израсходовать, истратить, промотать, просадить, разбазарить, расточить, растранжирить, растратить, убухать, ухлопать. 
3. Выжить из ума, обезуметь, помешаться, рехнуться, свихнуться, сойти с ума, спятить, тронуться. 
4. Вселенная, космос, мир, свет. 
5. Возмездие, кара, наказание. 

2. К каждому из прилагательных-синонимов подберите определяемое существительное. 
1. Длинный, длительный, долгий, продолжительный. 
2. Беззвучный, безмолвный, бесшумный, тихий. 
3. Грубый, обидный, оскорбительный, резкий. 
4. Заграничный, зарубежный, иностранный. 


С л о в а  д л я  с п р а в о к . 
1) Взгляд, доклад, молчание, одиночество, отсутствие, пауза, переписка, перерыв, песня, разлука. 
2) Беседа, будни, звук, ночь, нрав, переулок, плач, погода, поклон, походка, свидетель, смех, стук, тишина.

 3) Выходка, замечание, критика, намек, насмешка, обращение, окрик, ответ, правда, предложение, равнодушие, слова, смех, сравнение, упрек.

 4) Валюта, делегация, изделия, командировка, оборудование, пароход, паспорт, печать, подданный, поездка, происхождение, страны, языки. 

3. Подберите антонимы к приводимым ниже прилагательным, к которым предварительно добавьте подходящие по смыслу существительные. При выборе антонимов учтите возможность многозначности слова. 
Образец. Низкий дом — высокий дом, низкий поступок — благородный поступок, низкая цель — возвышенная цель.

 
Близкий, богатый, больной, босой, гнилой, дерзкий, детский,добрый,дорогой, дружеский, косой, крутой, лучший, мелкий, молчаливый, мягкий, низший, острый, просторный, ранний, сладкий, слепой, тихий, упрямый, хрупкий. 

4. Выпишите антонимы, определите их стилистическую роль. Выскажите свое согласие или несогласие с мнением одного из авторов. Ответ запишите.

1. Без пользы жизнь – безвременная смерть (И.- В. Гете). 2. Кто не знает чужих языков, не имеет понятия и о своем. 3. Трусливый друг страшнее врага, ибо врага опасаешься, а на друга надеешься (Л. Толстой). 4. Если заводишь новых друзей, не забывай о старых (Эразм Роттердамский). 5. Кто не идет вперед, тот идет назад: стоячего положения нет (В. Белинский). 6. Мир – добродетель цивилизации, война – ее преступление (В. Гюго). 

  1. Из приведенных паронимов выберете нужное слово

1. В нем проснулся (ярый, яростный) рыболов.

2. Он надеялся на (удачный, удачливый) улов.

3. На девочке было (одето, надето) осеннее пальто.

4. (Абонемент, абонент) не отвечает.

5. Все лето стояла (нетерпимая, нестерпимая) жара.

6. (Лесные, лесистые) озера очень красивы.

7. (Хищное, хищническое) истребление лесов края привело к образованию оврагов.

8. На первое подали (черепаший, черепаховый) суп.

  1. Обобщение изученного материала. Тест (письменно)

1. Какое лингвистическое явление иллюстрируют слова грецкий - греческий!

        1) омонимы     2) паронимы     3) синонимы    4) антонимы

2. Какое лингвистическое явление иллюстрируют слова контуры — очертания!

        1) омонимы     2) паронимы     3) антонимы     4) синонимы

3. В каком предложении слово ДОМ употреблено в значении «семья»?

  1.  Мы знакомы домами.                      3) Родина - наш общий дом.

    2)В одном переулке стояли дома.       4) Летом мы были в доме отдыха

4. В каком ряду представлены синонимы?

  1.  жизненный – житейский     2) высокомерие – надменность   3)высокий – низкий  

4) комнату заставили мебелью - меня заставили учиться

5.  В каком ряду не все слова являются синонимами?

      а) чахнуть, угасать, таять

      б)одобрять, хвалить, хвастаться

      в)хитрить, лукавить, лицемерить

      г)устать, измучиться, изнемочь

 6.  Какая пара слов не является антонимами?

     а) густой, редкий

     б)радоваться, горевать

     в)ускорение, замедление

     г)цветок, дерево

7. В каком предложении вместо слова явный нужно употребить слово явственный?

  1. Я увидел явные очертания гор.
  2. Это была явная ложь.
  3. Полковник испытывал ко мне явную неприязнь.
  4. Ребенок этот был явным вундеркиндом.

8. В каком примере вместо слова реальный нужно употребить слово  реалистический?

  1. реальное направление в живописи
  2. реальная действительность
  3. проводить реальную политику
  4. добиться реальных успехов

6.Домашнее задание. Сочинение – миниатюра. Расскажите о вашем любимом писателе, используя данные синонимы.

Крупный – большой; замечательный – известный; изображать – показывать – описывать – воспроизводить – передавать – рисовать; автор – художник слова – писатель.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока русского языка в 6 классе: "Употребление фразеологизмов"

Данный материал содержит разработку урока по теме: " Употребление фразеологизмов", образец рабочего листа для учащихся и дополнительный материал к уроку....

Практическая работа по теме "Синонимы, омонимы, антонимы"

Практическая работа по теме "Синонимы, омонимы, антонимы"...

Методическая разработка урока по русскому языку Происхождение и употребление лексики современного русского языка

Методическая разработка урока по русскому языку предназначена для проведения занятия у студентов первого курса, обучающихся специальностям СПО при повторении раздела «Лексика и фразеология&raqu...

Методическая разработка Изучение омонимов в преподавании английского языка как средство развития интереса учащихся к предмету

Данная разработка содержит пример того, как можно при изучении культорологических реалий использовать такое интересное явление языка как омонимы....

Методическая разработка урока "Использование антонимов в речи"

Урок по теме "Использование антонимов в речи" для 5 класса разработан с учетом возрастных особенностей детей. На этом уроке  учащиеся  находят антонимы в текстах, самостоятельно по...