Методическая разработка урока русского языка в 5 классе по теме «Синонимы». Авторы УМК: М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Н.М.Шанский.
методическая разработка по русскому языку (5 класс) по теме

Пахунова Наталия Геннадьевна

Это первый урок по теме "Синонимы". Урок разработан в игровой форме, путешествие по острову "Лексика". К методической разработке прилагается электронная презентация.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_russkogo_yazyka_v_5_klasse.docx30.31 КБ

Предварительный просмотр:

                 Муниципальное бюджетное образовательное учреждение                                                                    

            «Полх - Майданская средняя общеобразовательная школа»

                        Методическая разработка  

          урока русского языка в 5 классе

               по теме «Синонимы».

             Авторы  УМК:     М. Т. Баранов,

               Т. А. Ладыженская, Н. М. Шанский.

                                                                                                                                                                                                         

                                                                       Разработала и провела

                                                                      учитель русского языка и литературы

                                                                      первой квалификационной категории

                                                        Пахунова Наталия Геннадьевна.

        2012 год

                 Урок русского языка в 5 классе.

                   Тема  «Синонимы».

Тип урока -  усвоение новых знаний.

Знать:  - определение синонимов;

        - о различии синонимов  оттенками значений, эмоциональной окраской и стилевой неоднородностью;

            - о роли синонимов в речи;

           - о понятии «градация»;

            - о словарях синонимов.

Уметь:  - подбирать синонимы к данному слову;

             - употреблять синонимы в речи в соответствии с оттенками значений и стилистическими особенностями.

Оборудование:           компьютер, мультимедийный проектор.

                               Ход урока:

1.Оргмомент.

- Здравствуйте, ребята! Я  очень рада видеть вас на уроке русского языка! Вижу, что  все готовы к работе.

2. Подготовка к основному этапу усвоения учебного материала. Актуализация опорных знаний и умений.

- Сегодня мы с вами отправляемся на корабле в плавание по морю знаний.

Слайд 1.

- Нас ждёт интересное путешествие в далёкую страну Лексику. Вспомним, что  такое  лексика? (Ответы детей).

Слайд 2.

Зеленый и таинственный

Средь моря остров спит.

И надо нам единственный

Путь выбрать, что лежит

Через моря Познания,

На горы Мастерства,

Минуя очень топкие,

Опасные места.

В стране далекой Лексике

Ищите те пути,

Которые вас к знаниям

Помогут привести.

- На прошлом уроке мы с вами уже познакомились с царством Омонимов. Давайте вспомним, какие слова называются  омонимами? Приведём примеры.

Слайд 3.

- В дальнейшем нам  предстоит познакомиться с царством Антонимов. А сегодня цель нашего путешествия –  как можно лучше изучить царство Синонимов.

Слайд 4.

3. Этап усвоения нового материала.                                                                       Наблюдение.

Слайд 5.

- Посмотрите на слайд. Что вы видите? (Ответы детей).                                            Совершенно одинаковые животные называются разными словами. Какими?  Бегемот и  гиппопотам. Прочитаем в учебнике стихотворение С.Я. Маршака «Про   гиппопотама».


Уговорились я и мама
Дождаться выходного дня
И посмотреть ги-ги-топама...
Нет, ги-попо-тото-попама...
Нет, ги-гото-попо-потама...
Пусть мама скажет за меня!

Вошли в открытые ворота
И побежали мы вдвоем
Взглянуть на ги... на бегемота!
Мы чаще так его зовем.

Я думаю, гиппопотама
Зовут так трудно для того,
Чтоб сторож из глубокой ямы
Пореже вызывал его!..

- Да, ребята, слово гиппопотам  встречается в научных произведениях, а бегемот употребляется в разговорной речи.

-  А теперь посмотрите на прекрасную благоухающую розу. 

Слайд 6.

- Как можно охарактеризовать розу по цвету?    (Ответы детей).                                                Прилагательные: красный, алый, пурпурный - обозначают один и тот же признак – цвет.                                                              

А как можно охарактеризовать розу по запаху? (Ответы детей).                                           И прилагательные: ароматная, благоухающая, душистая -  обозначают один и тот же запах.

Слайд 7.

- Одно и то же действие – быстро двигаться - можно тоже назвать разными глаголами: бежать, мчаться, нестись.

  Сделаем вывод: в русском языке есть разные слова, которые обозначают одно и то же: один и тот же предмет, один и тот же признак, одно и то же действие. Такие  слова называются   синонимами.  Но  синонимы  могут различаться  оттенками лексического значения и употреблением в речи.  Например,  мчаться –  это то же, что и бежать, только с большей скоростью. А  мчаться и  нестись – это одно и то же. Только слово мчаться может употребляться  и в научном, и разговорном стиле, а нестись – только в разговорном.

Слайд 8.  

- Прочитаем определение на слайде. Чем различаются синонимы буран, ураган, шторм?  Ответы детей.  

Слайд 9. - Путешествуя по острову Лексика, мы нашли диковинный сундук. Давайте узнаем, что же в нём? А подскажет нам надпись. Прочитаем и угадаем, что спрятано в сундуке?  «Справочная книга, содержащая перечень слов, расположенных  по алфавиту, с теми или иными объяснениями». Конечно, это словарь, но только не простой, а «Словарь синонимов русского языка»

Слайд10.

В нём вы можете найти синоним к любому слову, что очень полезно для пополнения вашего словарного запаса и развития речи.

4. Первичная проверка понимания.

Слайд 11.                                                                                                                                                            - Прочитайте и назовите синонимы. Ответы детей.                                                                     - А теперь послушайте стихотворение  Дышаленковой Р. А. «Лошади и кони». ( Читает заранее подготовленный ученик).

  А у нас на площади
стоят четыре лошади.
Дед тихонько лошадь тронет,
скажет: «Лошади — не кони!»
Улыбается отец:
«Лошадь — пахарь,
Конь — боец!»
И тихонько взрослые
объясняют мне:
«Груз везут на лошади,
скачут — на коне».

Слайд 12.  

- Как вы понимаете это стихотворение? Ответы детей.                                                   Спишите предложения, вставьте пропущенные буквы и подходящие по смыслу синонимы, учитывая различия оттенков лексического значения и употребления в речи.

5.  Применение  и закрепление полученных знаний.

Слайд 14.

Задание: Послушайте текст «Лесная сказка». Выпишите  все синонимы.

Взаимопроверка. – Поменяйтесь тетрадями с соседом по парте и проверьте друг                                    

                                у друга.

Правильный ответ:  собрались, сбежались, приплелись;  

                                  хихикнули, засмеялись,  улыбнулись.

- Какие из данных синонимов можно употреблять только в разговорном стиле речи? ( Приплелись,  хихикнули).

Слайд 16.

- Очень часто в художественных произведениях авторы для того, чтобы усилить впечатление,  используют приём, который называется – градация. 

Градация - расположение ряда слов (обычно синонимов) по степени нарастания или ослабевания их смыслового и эмоционального значения. Например, холод, стужа, мороз; тепло, жара, зной.

Слайд 17.

Задание:  Прочитайте текст. Найдите синонимы и запишите их в тетради по                  

                  степени  усиления признака.

Самопроверка:  Метель, вьюга, пурга, буран. Холод, мороз , стужа. 

                              Тепло, жара, зной.

Слайд 18. - Вспомним, какие слова называются многозначными? Ответы детей.

Работа по вариантам. Подберите синонимы к значениям многозначного слова «свежий».

Проверка:  Свежая рубашка – чистая, свежий хлеб – только что испечённый,

свежий журнал – новый, свежий ветер – прохладный.

Слайд 19. Устное задание.

-  Синонимы помогают точно и образно выражать мысли, а также избегать в речи неоправданного повтора слов. Перед вами текст. Найдите неоправданно повторяющиеся слова и замените их синонимами.

6.Контроль и  самопроверка знаний, умений.

Слайд 20.

- А сейчас проверим, насколько хорошо вы усвоили материал сегодняшнего урока.

- Озаглавьте текст. Спишите, заменяя неоправданно повторяющиеся слова  синонимами. Используйте слова для справок.                                                                            Вставьте пропущенные буквы, обозначьте орфограммы.

7. Подведение итогов урока. Выставление оценок.

- Путешествие наше подходит к концу.  Мы с вами очень хорошо изучили царство Синонимов. Как вы думаете, смогли бы мы обойтись без синонимов в речи? Почему?  Слайд 21.

 Синонимы – это    волшебные слова, которые помогают преодолевать однообразие речи, неизбежное при повторении слова, сделать «портреты» людей, вещей, природы выразительными, показать наше к ним отношение.

- Цели, поставленные в начале урока, достигнуты. Молодцы!

8.Домашнее задание.  Слайд 22.

1.Составить словарь  синонимов(5 слов).  Тематика словаря может быть   разнообразная:

1)космический словарь, 2) словарь моих любимых слов, 3)словарь самых главных (важных) слов, 4)спортивный словарь,5) школьный словарь 6) словарь добрых слов, 7) словарь вежливых слов  

ИЛИ  

 2. Написать рассказ, используя  синонимы.

Слайд 23.

               Использованная литература.

1.Богданова Г.А. «Уроки русского языка в 5 классе», М., Просвещение, 2003.

2. М. Т. Баранов, Т. А. Ладыженская, Н. М. Шанский  «Программы общеобразовательных учреждений. Русский язык  5- 9 классы», М., Просвещение, 2007.

3. Богданова Г.А. «Опрос на уроках русского языка», М., Просвещение, 1998.

4. Л.А.Введенская, М.Т.Баранов. «Русское слово». М., Просвещение, 1999.

5. Баранов М.Т. «Методика лексики и фразеологии на уроках русского языка», М., Просвещение, 1988.

6.Ладыженская Т.А., Баранов М.Т. , Тростенцова Л.А. «Русский язык. Учебник                                                          для 5 класса общеобразовательных учреждений», М, Просвещение,2010.

7.Интернет-ресурсы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по русскому языку (9 класс) на тему: "Русский язык - национальный язык русского народа".

Приобретение учащимися знаний об особенностях национального языка, его назначении, развитии....

Методическая разработка. Урок русского языка. 7 класс. Описание действия

Цель урока - закрепить изученное о наречиях; показать значение наречий при описании действий; расширить речевую компетентность учеников, совершенствовать навыки монологической речи....

Методическая разработка по русскому языку (10 класс) по теме: Сочинение на ЕГЭ. Упражнения для подготовки к написанию сочинения- рассуждения по предложенному тексту.

Данный материал представляет 10 заданий к предложенному тексту. Задания помогают сформулировать проблему, прокомментировать её, выявить авторскую позицию. Кроме того, необходимо прямую речь перевести ...

Методическая разработка по русскому языку (2 класс) на тему: "Состав слова"

В данной методической разработке представлен конспект урока во втором классе на тему "Состав слова"....

Методическая разработка по русскому языку (5 класс) по теме "Слитное/раздельное написание НЕ с прилагательными".

Комбинированный урок (изучение нового материала с элементами повторения)....

Методическая разработка по русскому языку (8 класс) по теме "Тире между подлежащим и сказуемым".

Комбинированный урок (изучение нового материала с элементами повторения)....

Методическая разработка урока русского языка 5 класс Учитель: Шерстнева Любовь Иннокентьевна Тема: Обобщение знаний об имени существительном.

Тема:   Обобщение знаний об имени  существительном.Цель урока:Образовательная:·         обобщить и систематизировать знания детей по теме “Имя су...