Текст. Основная мысль.
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

Донцова Ольга Валерьевна

Материал для урока построен на изучении краеведческого материала, помещённого в дневнике ученика Белгородской области

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tekst_osnovnaya_mysl.rar2.07 МБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка 5 класс ФГОС

Тема: «Текст»

Цели урока

Формирование языковой компетенции:

1) Познавательные

- обучить работе с текстом;

- повторить понятия текст, тема, основная мысль текста;

- расширить лексический запас слов.

2) Практические

- учить детей читать и понимать текст

- учить видеть структуру текста;

- учить составлять план текста.

Формирование надмпредметных компетенций:

учебно-организационные:

-определять учебную задачу,

-оценивать свою учебную деятельность

учебно-инормационные:

-работать с текстом

-составлять план текста

учебно-коммуникативные:

- развивать внимание, логическое мышление, умение сопоставлять и делать вывод, кратко формулировать свои мысли.

-умение выслушивать мнение других

Социальные компетенции

- работать в коллективе, прогнозировать свою работу, слушать и слышать учителя,  адекватно реагировать на ошибки, принимать решения.

III. Воспитательные цели:

воспитывать милосердие, любовь к Родине, уважение к людям.

Тип урока

Урок развития речи

Оборудование

Рабочие листы к уроку

Мультимедийный комплекс

Презентация к уроку

Доска

Число

Учимся читать и понимать текст

План урока

Оргмомент

Приветствие, положительная мотивация.

Актуализация знаний

Сегодня, ребята, я предлагаю вам забыть, что вы ученики и представить, что мы с вами группа серьезных, маститых, всемирно известных ученых, работающих над важнейшими проблемами лингвистики. Представили?

-Ребята, а какое качество является самым важным качеством для ученого? (умение мыслить, анализировать, думать)

-Вы обладаете такими качествами? (Да)

-Тогда мы начинаем наш урок, на котором мы будем работать с очень важным не только для ученых материалом? Каким? Угадайте?

Загадка

Это слово заимствовано из немецкого языка, но произошло оно от латинского слова, означает ткань, единство. Обозначает оно словесное единство. О каком языковом понятии идет речь? (о тексте)

-Да, ребята, на уроке мы будем говорить о тексте.  А на каких уроках  помимо уроков русского языка вам приходится работать с текстом? (на любых)

-А всегда ли вы понимаете текст, с которым работает на уроках истории, географии? (не всегда)

-Что нужно определить, чтобы понять смысл текста?

(запись темы урока)

-Итак, господа ученые, тему мы определи, а теперь мне хотелось бы вас попросить определить цель нашего урока. Чему мы сегодня будем учиться?

(будем учиться понимать текст)

-Ребята, а как вы считаете, так уж необходимо нам научиться понимать текст?

- А где вам могут пригодиться полученные на уроках умения? (на других

уроках, на экзамене и просто в жизни)

- с. 58 «Понаблюдаем!» Можно ли данные предложения назвать текстом? Почему?

- Укажите нужную последовательность, чтобы получился текст.

- с. 59 ТЕОРИЯ

- упр.159

Работа с текстом

Подготовка к восприятию текста

Глубока и самобытна история Белгородчины.

(ТЕКСТ НА С.3 Дневника школьника Белгородской области.

-Ребята, давайте вспомним: что такое текст? (несколько предложений, связных по смыслу и грамматически)

-Понимание текста - задача непростая. Часто прочитав текст, человек не может понять, о чем этот текст? Какую информацию он несет? Я вам сегодня отрою секрет понимания текста. Для этого обратимся к рабочим листам урока.

План  работы  читателя  с текстом

Перед вами план работы читателя с текстом. Давайте внимательно изучим его.

До чтения текста

По ходу чтения текста

После чтения текста

1.Автор

2.Название

3. Эпиграф

4.Прогноз (предугадывание того, о чем или о ком будет текст)

1. Скрытые вопросы (выделение в тексте непонятных слов)

2.Выделение ключевых слов

3.Диалог с автором (какую информацию он хочет

донести автор до читателя)

4.Основная мысль

1. Понимание информации

-тема;

-основная мысль

2. Создание вторичных текстов (пересказ, составление плана)

Перед вами текст. Любой текст несет в себе какую-либо информацию. Если вы научитесь «вычитывать» эту информацию, вы правильно поймете текст. Понимание текста начинается еще до его чтения.

-Что должен сделать читатель перед тем, как  начать его читать?(работа с таблицей, графа «До чтения»)

-Кто автор?

-О чем говорит название?

-Прочитайте эпиграф. Почему именно эти слова взяты в качестве эпиграфа? (если есть)

-Какой можно сделать вывод: о чем будет тест, который нам предстоит прочитать? (об истории Белгородского края)

-Что необходимо делать читателю при чтении текста? (графа «При чтении текста:

-Подчеркнуть все непонятные слова

-Выделить ключевые слова (ключевые слова-главные слова, несущие в себе смысл)

-при чтении вести разговор с автором, отвечая на вопрос: что он хочет сказать нам, читателям?

Итак, господа ученые, сформулировали основные  теоретические постулаты и теперь приступаем к серьезному практическому эксперименту- чтении и пониманию текста.

Чтение текста

Чтение текста сопровождается показом рисунков и прослушиванием музыкальных фрагментов, созвучных настроению рисунков.

Осмысление (понимание) текста

Фронтальная беседа

-Мы прочитали текст. Какое впечатление он произвел на вас? Какие чувства вы испытывали вовремя его чтения?

-Как вы считаете, почему чтение текста сопровождалось рисунками и музыкой? ( они помогали понять лучше понять текст, почувствовать его)

-То, что мы читали - это текст? Почему? (это несколько предложений, связных по смыслу и грамматически)

- О чем этот текст? Какова его тема? Какую информацию несет в себе текст?  ( в тексте рассказывается об истории возникновения Белгородчины)

-Какую информацию несут рисунки? (При помощи рисунка создается образ. Только этот образ создается не словами, как в тесте, а красками)

-Что такое рисунок? (Изображение, сделанное карандашом, пером, углем, красками)

-Музыка, вы сказали,  помогала прочувствовать текст, значит музыка, как и текст тоже содержит в себе информацию? (музыка создает музыкальный, звуковой образ, который тоже наполнен смыслом).

-Как вы считает, что общего между текстом, рисунком и музыкой? ( Они содержат информацию, создают образ, только при помощи текста, слов создается словесный образ, при мощи рисунка – образ, созданный при помощи красок, при помощи музыки - звуковой, музыкальный образ)

-На каких уроках вы имеете дело с рисунками, отрывками музыкальных произведений? (на уроках изо, истории, обществознания, музыки)

Вывод: значит, читая текст, рассматривая рисунки, прослушивая музыкальное произведение, важно уловить их содержание и извлечь информацию)

-Какие слова вам не понятны? Ребята, а что делают ученые и все образованные люди, если чего-то не знают? (они пытаются найти информацию в справочниках, словарях)

-Давайте воспользуемся словариком урока и выясним значение непонятных слов)

-Из скольких частей состоит текст?(из 4)

-Давайте выделим ключевые слова в каждой части.

-Для чего авторы дневника рассказали нам об истории возникновения Белгородчины?

-Как вы думаете, почему в наше время важно каждому знать историю родного края, ведь многие события произошли очень давно?

Составление план текста

Понятие рисунок схема

-Вот мы и прочитали текст, поняли его. Итак, господа ученые, нам предстоит выполнить еще одно задание - составить его план. А для чего нам нужен план? (план помогает представить структуру  текста, поделить его на микротемы, опираясь на план, мы можем легко пересказать текст)

-А приходилось ли вам составлять план?

-Сейчас я попрошу вас поделиться на пары (7) и выполнить задания, работая в группе

1 группа – озаглавливает 1 часть и готовит ее пересказ

(каждая группа работает со своей частью)- 5 мин

Составление плана

-Перед нами план текста. Как вы считаете, можно ли его назвать схемой текста? (Можно, потому что одно из значений слова «схема»- совокупность взаимосвязанных частей)

- А на каких уроках вам приходится работать со схемами? (уроки истории, географии, биологии)

-К каждой из частей мы подобрали рисунок. Можем ли мы сказать, что рисунок - это тоже схема) (нет)

-В чем разница? Что позволяет сделать рисунок (рисунок – увидеть образ, а схема – увидеть структуру)

- Что помогает выразить свое отношение к прочитанному, а что - структурировать содержание рисунок или схема?

Итог урока

-Ну что ж дорогие, ученые, наш урок подходит к концу. Узнали вы сегодня на уроке что-то новое, ранее неизвестно?

-Будете ли вы применять полученные на сегодняшнем уроке знания на уроках русского языка, на других уроках?

Я благодарю вас за урок, ребята. Мне было интересно с вами работать. А на память о нашем экскурсе в историческое прошлое нашего края мне бы хотелось прочитать вам отрывок из поэмы белгородского поэта-фронтовика В.Агеева «Город у Белой горы»

Домашнее задание

Упр.160, теория на с. 58-59


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема текста. Основная мысль текста.

В каждом классе изучается определенный объем речеведческой теории, которую необходимо усвоить детям. В 5 классе дети изучают лишь базовые речеведческие понятия. По программе Л. З. Шакировой, Н. Н. Фат...

Урок русского языка в 5 классе "Текст. Основная мысль текста"

Урок русского языка в 5 классе по программе "Алгоритм успеха". Урок ознакомления с новым материалом. Цели: расширение  и обобщение знаний обучающихся о тексте, закрепление умения распознавать тек...

5 класс . ТЕКСТ. ОСНОВНАЯ МЫСЛЬ ТЕКСТА

Презентация составлена к готовому конспекту урока из интернет-источника(без претензии на авторство)...

Текст. Основная мысль текста.

Текст. Основная мысль текста....

3-Текст. Тема текста. Основная мысль текста.

laquo;Разработки конспектов уроков русского языка для учащихся 5 классов в соответствии с требованиями ФГОС по разделу «Вспоминаем. Повторяем. Изучаем»...

Урок-презентация с конспектом по ФГОС Технологическая карта . Урок русского языка в 5 классе. Текст. Основная мысль текст.

Урок русского языка в 5 классе с презентацией, конспектом и технологической картой на тему "Текст. Основная мысль текста"...

«Текст. Основная мысль текста»

laquo;Текст. Основная мысль текста», ...