Методическая разработка к уроку русского языка в 6 классе по теме "Имя числительное"
методическая разработка по русскому языку (6 класс) по теме
Тема" "Путешествие в страну выученных уроков"
Тип урока: повторительно-обобщающий
Форма: урок-игра
Скачать:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Имя числительное Что изучили по теме? Имя числительное как часть речи Простые и составные числительные Мягкий знак на конце и в середине числительных Разряды количественных числительных Числительные, обозначающие целые числа Дробные числительные Собирательные числительные Порядковые числительные Морфологический разбор имени числительного Цель: Повторить и обобщить
«Верные - неверные утверждения» Утверждения Да Нет Аргументация Все числительные делятся на 2 группы Все числительные изменяются по родам Имена числительные по своему строению делятся на 3 группы: собирательные, количественные и целые К количественным числительным относятся: целые, дробные и собирательные При склонении дробных числительных изменяется только 1 часть + Количественные и порядковые + Цифрами и словами + Числительные, состоящие из одного слова – простые, из двух - составные + + Изменяются обе части: первая часть склоняется как числительное, вторая – как прилагательное во мн.ч.
2. Склонение числительных 1 вариант Количественное числительное 2 вариант Порядковое числительное Русский язык 93 года 93 год В чем отличие?
Перемена Отгадайте ребусы: 7я, 40а, 100л, е2, о5, с3ж. Семья, сорока, стол, едва, опять, стриж
Подсчитайте результат и запишите примеры словами: 47 + 15 = 189 – 33 = 72 : 12 = 18 Х 10 = Образец: 18+15= К восемнадцати прибавить пятнадцать – получится…
Перемена 1 ). У двух матерей по пяти сыновей, а имя одно всем. 2). Четыре брата бегут, друг друга не догонят. 3). Сто одёжек и все без застёжек. 4). Тридцать два молотят, один поворачивает.
Выпишите словосочетания с числительными "И приказал Олег грекам дать дани на две тысячи кораблей, по двенадцати гривен на человека, а было в каждом корабле по сорок мужей". – Все ли слова понятны? Две тысячи кораблей Двенадцать гривен Сорок мужей
Муж – 1) женатый мужчина; 2) деятель на к.-н. общественном поприще (устар.). Гривна – 1) монета достоинством в 10 копеек; 2) медная монета достоинством в 3 копейки (устар.); 3) первоначально – ожерелье или цепь, носившиеся на "гриве", т.е. на шее; основная денежная и весовая единица в Древней Руси, представляющая собой серебряный слиток весом около 200 граммов.
Перемена Назовите фразеологизмы, в составе которых есть числительные.
Угадай мелодию, запиши предложение с числительным. Каким членом предложения оно является? УРОК МУЗЫКИ
ПЕРЕМЕНА ФИЗМИНУТКА
1. Назовите литературные произведения, в заголовке которых есть числительные, и их авторов. Литература Урок литературы
Синквейн 1-я строка - название стихотворения, тема (обычно существительное); 2-я строка - описание темы (два прилагательных); 3-я строка - действие (обычно три глагола, относящихся к теме); 4-я строка - чувство (фраза из четырех слов, выражающих отношение автора к теме); 5-я строка - повторение сути, синоним первой строки (обычно существительное).
Домашнее задание Сочинение-миниатюра "Наш класс" с использованием числительных. Оцените свои знания в виде фразы из одного предложения, употребив числительное
Предварительный просмотр:
- УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА.
Таблица «Верные - неверные утверждения»
Утверждения | Да | Нет | Аргументация |
Все числительные делятся на 2 группы | |||
Числительные можно записать только цифрами | |||
Имена числительные по своему строению делятся на 3 группы: собирательные, количественные и целые | |||
К количественным числительным относятся: целые, дробные и собирательные | |||
При склонении дробных числительных изменяется только 1 часть |
Склонение числительных: I вариант: 93 года; II вариант: 93 год.
И. п. ______________________________________
Р. п. _______________________________________
Д. п. _______________________________________
В. п. _______________________________________
Т. п. _______________________________________
П. п. _______________________________________
В каких предложениях неверно употреблены числительные:
А) Мимо проплыли трое рыб.
Б) Две маленькие рыбешки сопровождали огромную рыбину.
В) У этого воздушного замка трое башен.
Г) Держись подальше от обоих большущих рыб!
Д) На иллюстрации изображено пять рыб.
2. УРОК МАТЕМАТИКИ.
1. Подсчитайте результат и запишите примеры словами:47 + 15 =189 – 33 =72 : 12 =18 Х 10 =
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- УРОК ИСТОРИИ.
– В древних летописях, сказаниях, легендах часто встречаются числительные. Постарайтесь услышать их и выписать вместе с теми существительными, к которым они относятся.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- УРОК МУЗЫКИ.Угадай мелодию, запиши предложение с числительным. Каким членом предложения оно является? __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- УРОК БИОЛОГИИ
1) Количественное целое: ____________
2) Количественное дробное: ____________
3) Количественное собирательное: __________
4) Порядковое: ______________
- РОК ЛИТЕРАТУРЫ.
- Назовите литературные произведения, в заголовке которых есть числительные, и их авторов.
2. Синквейн
2. 1-я строка - название стихотворения, тема (обычно существительное);
2-я строка - описание темы (два прилагательных);
3-я строка - действие (обычно три глагола, относящихся к теме);
4-я строка - чувство (фраза из четырех слов, выражающих отношение автора к теме);
5-я строка - повторение сути, синоним первой строки (обычно существительное).
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Оцените свои знания в виде предложения, употребив числительное
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ (на выбор): 1) составить задачи по иллюстрациям; 2) сочинение-миниатюра "Наш класс" с использованием числительных.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Девяносто три года И. п. девяносто три года Р. п. девяноста трёх лет Д. п. девяноста трём годам В. п. девяносто три года Т. п. девяноста тремя годами П. п. о девяноста трёх годах | Девяносто третий год И. п. девяносто третий год Р. п. девяносто третьего года Д. п. девяносто третьему году В. п. девяносто третий год Т. п. девяносто третьим годом П. п. о девяносто третьем годе |
Девяносто три года И. п. девяносто три года Р. п. девяноста трёх лет Д. п. девяноста трём годам В. п. девяносто три года Т. п. девяноста тремя годами П. п. о девяноста трёх годах | Девяносто третий год И. п. девяносто третий год Р. п. девяносто третьего года Д. п. девяносто третьему году В. п. девяносто третий год Т. п. девяносто третьим годом П. п. о девяносто третьем годе |
Предварительный просмотр:
Урок русского языка в 6-м классе по теме"Имя числительное"
Тема урока: "Путешествие в Страну выученных уроков".
Тип урока: повторительно-обобщающий.
Форма проведения: урок – игра.
Задачи:
- Закрепить знания о числительном как части речи, разрядах, изменении, морфологических особенностях и синтаксических;
- Способствовать формированию умений отличать числительные от других частей речи, производить морфологический и синтаксический разборы, изменять числительные по падежам, использовать их в своей речи (устной и письменной); развивать творческие способности детей;
- Воспитывать интерес к изучению русского языка.
Оборудование: карточки с заданиями, рисунки, иллюстрации к сказкам, детские книги сказок, проектор, компьютер, презентация, рабочие листы.
ХОД УРОКА
I. ВСТУПЛЕНИЕ. Слово учителя.
– Здравствуйте, ребята. Все вы, наверное, читали книгу Л. Гераскиной "В стране невыученных уроков". А наш урок называется "В стране выученных уроков". Что это за страна? Ну, конечно, это школьная страна, в которой мы бываем каждый день, куда приходим рано утром, а уходим нередко уже к вечеру. Но сегодняшний урок – мечта некоторых школьников: за 45 минут мы побываем на 7 уроках. Помогать же нам будет часть речи, которую вы сами сейчас назовёте.
Для этого мы поиграем в "Третий лишний":
1) один, одиночка, одиночество;
2) пятёрка, пятерня, пять;
3) четырёхугольник, четыре, четвёрка.
Ответ: один, пять, четыре.
– Почему вы назвали лишними именно эти слова? (Это числительные.)
– А остальные слова, какой частью речи являются? (Имена существительные.)
– На каких уроках вам помогают числительные? (Русский язык, математика.)
– А я хочу вам показать, что не только на этих уроках вы встречаетесь с числительными, но и на других. Итак, отправляемся на уроки. Числительные идут с нами. А возвещать начало и конец урока будет звонок.
2. УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА.
- Таблица «Верные - неверные утверждения»
Утверждения | Да | Нет | Аргументация |
Все числительные делятся на 2 группы | + | Количественные и порядковые | |
Числительные можно записать только цифрами | __ | Цифрами и словами | |
Имена числительные по своему строению делятся на 3 группы: собирательные, количественные и целые | __ | Числительные, состоящие из одного слова – простые, из 2 и более -составные | |
К количественным числительным относятся: целые, дробные и собирательные | + | ||
При склонении дробных числительных изменяется только 1 часть | __ | Изменяются обе части: первая часть склоняется как числительное, вторая - как прилагательное во мн. числе |
- Склонение числительных (Работа в парах с взаимопроверкой)
I вариант: 93 года; II вариант: 93 год.
И. п. девяносто три года, девяносто третий год
Р. п. девяноста три года, девяносто третьего года
Д. п. девяноста трем годам, девяносто третьему году
В. П. девяносто три года, девяносто третий год
Т. п. девяноста тремя годами, девяносто третьим годом
П. п. о девяноста трёх годах, о девяносто третьем годе
– В чём отличие? (I вариант – количественное числительное, II вариант – порядковое)
У количественных числительных при склонении изменяются все слова, а у порядковых – только последнее.
3. В каких предложениях неверно употреблены числительные:
А) Мимо проплыли трое рыб.
Б) Две маленькие рыбешки сопровождали огромную рыбину.
В) У этого воздушного замка трое башен.
Г) Держись подальше от обоих большущих рыб!
Д) На иллюстрации изображено пять рыб.
4. ПЕРЕМЕНА.– Отгадайте ребусы: 7я, 40а, 100л, е2, о5, с3ж. Ответ: семья, сорока, стол, едва, опять, стриж.
5. УРОК МАТЕМАТИКИ.
1. Подсчитайте результат и запишите примеры словами:47 + 15 =189 – 33 =72 : 12 =18 Х 10 =
Ответ: К сорока семи прибавить пятнадцать – получится шестьдесят два. От ста восьмидесяти девяти отнять тридцать три – получится сто пятьдесят шесть. Семьдесят два разделить на двенадцать – будет шесть. Восемнадцать умножить на десять – будет сто
6. ПЕРЕМЕНА.
– Отгадайте загадки, в которых есть числительные:
1). У двух матерей по пяти сыновей, а имя одно всем. (Руки, пальцы.)
2). Четыре брата бегут, друг друга не догонят. (Колёса.)
3). Сто одёжек и все без застёжек. (Капуста.)
4). Тридцать два молотят, один поворачивает. (Зубы и язык.)
7. УРОК ИСТОРИИ.
– В древних летописях, сказаниях, легендах часто встречаются числительные. Постарайтесь услышать их и выписать вместе с теми существительными, к которым они относятся.
"И приказал Олег грекам дать дани на две тысячи кораблей, по двенадцати гривен на человека, а было в каждом корабле по сорок мужей". (Две тысячи кораблей, двенадцать гривен, сорок мужей.)
– Что вы выписали? Словосочетания. Все ли слова были понятны?
Словарная работа:
Муж – 1) женатый мужчина; 2) деятель на к.-н. общественном поприще (устар.).
Гривна – 1) монета достоинством в 10 копеек; 2) медная монета достоинством в 3 копейки (устар.); 3) первоначально – ожерелье или цепь, носившиеся на "гриве", т.е. на шее; основная денежная и весовая единица в Древней Руси, представляющая собой серебряный слиток весом около 200 граммов.
В каких значениях употреблены эти слова в представленных примерах?
8. ПЕРЕМЕНА.– Назовите фразеологизмы, в составе которых есть числительные.
Ответ: один на один, играть первую скрипку, одного поля ягоды, первый блин комом и т.д.
9. УРОК МУЗЫКИ.Угадай мелодию, запиши предложение с числительным. Каким членом предложения оно является? («Жили у бабуси два весёлых гуся», «Дважды два – четыре».)
10. ПЕРЕМЕНА.
– Сделаем зарядку. Я попрошу вас вспомнить правило правописания числительных – правило о мягком знаке. Встаньте. Я буду называть числительные: если мягкий знак стоит в середине числительного – руки вперёд, в конце – присядьте, если его в слове нет – попрыгайте.
Семьсот, одиннадцать, сорок; шестнадцать, восемьдесят, двести; девятьсот, девятнадцать, девяносто.
XI. УРОК БИОЛОГИИ.
– На уроке биологии вы изучаете растения. Перед вами на столах тоже лежат "растения" – "ромашки" (карточки с рисунками для проведения тестовой работы в занимательной форме. Эти "ромашки" помогут вам проверить, хорошо ли вы знаете разряды числительных. На лепестках написаны числительные; перенесите номер лепестка в одну из групп. (Тест с последующей самопроверкой.)
Проверка: 1) Количественное целое: 1,2,3,10
2) Количественное дробное: 2,8
3) Количественное собирательное: 5,9
4) Порядковое: 6,7,11,12
12. УРОК ЛИТЕРАТУРЫ.
1. Назовите литературные произведения, в заголовке которых есть числительные, и их авторов.
Ответ: А.Дюма "Три мушкетёра", С.Маршак "Двенадцать месяцев", Ж.Верн "Двадцать тысяч лье под водой»
1-я строка - название стихотворения, тема (обычно существительное);
2-я строка - описание темы (два прилагательных);
3-я строка - действие (обычно три глагола, относящихся к теме);
4-я строка - чувство (фраза из четырех слов, выражающих отношение автора к теме);
5-я строка - повторение сути, синоним первой строки (обычно существительное).
XIII. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ (на выбор): 1) составить словарный диктант с числительными; 2) сочинение-миниатюра "Наш класс" с использованием числительных.3) составить задачи по иллюстрациям
XIV. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ. ВЫСТАВЛЕНИЕ ОЦЕНОК.
- Оцените свои знания в виде предложения, употребив числительное. (Я знаю тему на пять баллов)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
урок русского языка 6 класс тема: Имя числительное
Урок изучения нового материала по учебнику Разумовской М. М. Урок построен так, что новый материал дается не в готовом виде, а познается учащимися в процессе исследования теоретического...
урок русского языка 6 класс тема: Имя числительное
Урок изучения нового материала по учебнику Разумовской М. М. Урок построен так, что новый материал дается не в готовом виде, а познается учащимися в процессе исследования теоретического...
Методическая разработка к уроку русского языка. Развитие речи. Работа над частью С в заданиях ЕГЭ (11 класс)
Особенности текста-портрета. Пошаговое написание сочинения-рассуждения....
Методическая разработка обобщающего урока русского языка "Имя существительное", 5 класс
Методическая разработка обобщающего урока русского языка "Имя существительное", 5 класс...
Методическая разработка к уроку русского языка в 5 классе
Данная методическая разработка поможет учителям русского языка при подготовке урока по теме "Безударные гласные в корне слова"....
Методическая разработка. Конспекты уроков русского языка для 10 класса по теме: "Неопределённо-личные предложения". Для глухих обучающихся.
Конспекты уроков, раздаточные материалы, проверочная работа, таблички и презентации РР по теме: "Неопределённо-личные предложения".Серия уроков расчитана на 4 урока + 1 урок контроля знаний....
Методическая разработка нестандартного урока русского языка в 6 классе на тему: Урок - КВН «Богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык».
Данный урок русского языка предназначен для обобщения знаний, усвоенных учащимися в процессе изучения отдельных тем по русскому языку. Урок поможет учащимся с ОВЗ развивать умение применять знан...