Методическая разработка обобщающего урока русского языка "Имя существительное", 5 класс
методическая разработка по русскому языку (5 класс) на тему

Медынцева Мария Валерьевна

Методическая разработка обобщающего урока русского языка "Имя существительное", 5 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon obobshch._urok_imya_sushchestv._5_kl.doc42 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 5 классе
Тема урока: «Обобщающий урок  по теме «Имя существительное»»

Медынцева Мария Валерьевна

Учитель русского языка и литературы

ГБОУ (VII вида)  № 561 г. Санкт-Петербурга

Задачи:

1.Образовательная - повторить и обобщить  знания учащихся по теме «Имя существительное»

2.Развивающая - развивать орфографическую зоркость обучающихся, устную и письменную речь; 
содействовать формированию умений и навыков в процессе учебной деятельности (практической и умственной) с учетом индивидуальных способностей учащихся;
развивать познавательные процессы обучающихся (память, речь, мышление, внимание, восприятие),
умение применять логические операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение).

3.Воспитательная - содействовать положительной мотивации учебной деятельности, осознанию обучающимися ценности изучаемого предмета, темы, привитию у воспитанников чувства любви и интереса к русскому языку, воспитание заботливого, доброго, толерантного отношения к окружающим,
создать благожелательную творческую атмосферу.

Здоровьесберегающая: обеспечить необходимые условия для продуктивной познавательной деятельности учащихся, снятию умственного и физического напряжения. 

Оборудование: мультимедийный проектор, экран, компьютер, презентация к уроку», карточки для самостоятельной работы.

Форма: урок - путешествие

Ход урока

1. Организационный момент

2. Сообщение темы, цели урока.

       Сегодня у нас необычный урок. Мы совершим путешествие по стране «Имя существительное» и вспомним все морфологические признаки существительного, которые изучали на последних уроках.

       Поезд уже ждёт нас, но сначала нужно купить билет, а его предлагают тому, кто справится с заданием. Выполним тест.

3. Тест.
1) Имя существительное – часть речи, которая обозначает
а) действие; б) признак; в) предмет

2) Имя существительное изменяется по
а) числам; б) падежам; в) лицам

3) В предложении имена существительные чаще всего бывают
а) определением; б) подлежащим; в) дополнением; г) обстоятельством; д) сказуемым

4)  На какие вопросы отвечают имена существительные?

5) Как мы называем существительные, отвечающие на вопрос кто? (одушевлёнными) что? (неодушевлёнными)

4. Задание. Я буду читать загадки, а вы отгадки записываете в тетрадь, распределяя их в 2 колонки в зависимости от того, на какой вопрос они отвечают

1)  Что это за девица?

     Не швея, не мастерица,

     Ничего сама не шьёт,

     А в иголках круглый год. (Ёлка) 

2) Скатерть бела, всю землю одела. (Снег)

3) Под кустами, под ёлками лежит клубок с иголками. (Ёж)

4) Хвост с узорами, сапоги со шпорами, песни распевает, время считает. (Петух)

5) Не дерево, а с листочками, не рубашка, а сшита, не человек, а разговаривает. (Книга)

6) По веткам скачет, а не птица. Рыжая, а не лисица. (Белка)

7)
 Я в дом любой тебя впущу, 
   
Стучишь – я рада стуку. 
   
Но одного я не прощу – 
   
Коль не подашь мне руку.  (Дверь)

8) Не говорит, не поёт, а кто к хозяину идёт, она знать даёт. (Собака)

- С заданием вы справились. Билеты куплены, поезд отправляется. На станциях вас будут проверять контролёры, поэтому будьте готовы.

5. Первая остановка – станция «Число»
Задание. Поставьте существительные ед. числа во мн. число, обозначьте окончания.

- Какие окончания могут иметь имена сущ. во множественном числе?
Работа с таблицей.

Друг                                    Адрес

Окно                                   Договор

Книга                                 Шофёр

Машина                            Учитель

6. Вторая остановка – станция «Род»
Задание. Вставьте пропущенные буквы, определите род имён существительных.

Стар... рояль (м.р.)

яблочн... повидло (ср. р.)

известн... фамилия (ж.р.)

свеж... картофель (м.р.).

высок… здание (ср.р.)

- Поезд отправляется дальше.

7. ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Один - подняться, потянуться.

Два - согнуться, разогнуться.

Три - в ладоши три хлопка.

Головою три кивка.

На четыре - руки шире,

Пять - руками помахать.

Шесть -  на место тихо сесть.

8. Следующая остановка – станция Собственников

- Как вы думаете, какие существительные здесь живут?

(Собственные и нарицательные)

- Какие имена существительные мы будем относить к собственным?

(Обозначают названия единичных предметов)

- Как они пишутся?

- Я буду называть нарицательные имена существительные, а вы подберите к ним собственные.

Город – ...    поэт - ...

озеро - ...     страна - ...

река -...       имя - …

9.  А мы подъезжаем к станции «Склонение»

- Какие существительные относятся к 1, 2, 3 склонению?

Работа с таблицей

Задание. Соберите цветы в 3 корзины.

1 скл. 2 скл. 3 скл.
Ландыш, мимоза, ромашка, сирень, тюльпан, роза, подснежник.


10. Поезд отправляется. Следующая станция – «Падеж»

А вот и станция. Здесь контролёр строгий.

- Сколько падежей в русском языке? Назовите их и вопросы, на которые они отвечают.

- Какие окончания имеют существительные 1 склонения в род., дат., предложном падежах?

2 склонения в предложном падеже?

3 склонения в род., дат., предложном падежах?

- Какие окончания имеют существительные, оканчивающиеся на -ий, -ия, -ие? (работа с таблицей).

- Сейчас мы и проверим, как хорошо вы запомнили правило.

Задание. Вставьте пропущенные буквы, определите падеж имени существительного, выделите окончания.

Подойти к полянк..., просил о помощ..., край рощ…, подъехать к станц…, лечился в санатор... .

11. Итоги урока.

  1. Какой части речи был посвящён  урок?
  2. Какие признаки имени существительного повторяли?

- Вот и прибыл наш поезд к месту назначения. Путешествие подошло к концу. Надеюсь, оно было полезным и запоминающимся.

12. Домашнее задание.

Придумать об имени существительном сказку, стихотворение или загадку по выбору.

13. Орг. конец урока.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка обобщающего урока - экскурсии в 8 классе по УМК "Английский в фокусе" «По зеленой тропе в глубины истории».

Данный урок -экскурсия содержит интересный материал по экологии Пушкина и множество интересных фактов из его истории...

Методическая разработка обобщающего урока-исследования для 7 класса "Правописание приставки не- и частицы не с разными частями речи"

Данная разработка поможет учителю совместно с учениками обобщить орфограммы, касающиеся слитного и раздельного написания не с разными частями речи....

Методическая разработка обобщающего урока по георграфии 8 класс "Внутренние воды России"

Тема урок: «Внутренние воды России»Цели урока: - образовательные: закрепить и систематизировать знания, сформированные в процессе изучения темы; повторить  номенклатуру, определить уровень приобр...

Методическая разработка обобщающего урока математики в 6 классе "Арифметические действия с обыкновенными дробями"

Данная методическая разработка предназначена для учащихся 6-го класса в качестве обобщающего урока после прохождения тем: " Сложение и вычитание обыкновенных дробей с одинаковыми знаменателями", " Сра...

Методическая разработка обобщающего урока в 5-м классе

Игровые технологии, уроки-соревнования, работа в команде при работе с младшими школьниками очень эффективны, вызывают интерес у учащихся, способствуют лучшему усвоению материала. В игровой форме легче...

Методическая разработка обобщающего урока алгебры в 8 классе "Квадратные корни"

Презентация и раздаточные материалы для обобщающего урока алгебры 8 класса по теме "Квадратные корни"...

Методическая разработка обобщающих уроков по биологии 8 класс.

Разработка технологических карт к обобщающему уроку по биологии 8 класс "Гигиена дыхания" и "Опора и движение". Уроки разработаны так, чтобы учащиеся после изучения определенной си...