Лексический пасьянс
материал по русскому языку (5 класс) на тему
При изучении раздела "Лексика" на уроке, когда повторяются и закрепляются знания по теме "Лексическое значение слова", "Синонимы", "Антонимы", "Омонимы", можно провести соревнование между лингвистическими экипажами. Один из этапов такого соревнования- лексический пасьянс. Практика показала, ученикам очень нравится такой вид работы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
leksicheskiy_pasyans.doc | 59.11 КБ |
Предварительный просмотр:
Игра «Лексический пасьянс»
Цель: повторить основные понятия лексики: синонимы, антонимы, омонимы, многозначные слова.
Задачи:
Образовательные:
1) научить различать синонимы, антонимы, омонимы;
2) научить различать омонимы и многозначные слова;
3) уметь распределять слова в соответствии с их лексическим значением.
Развивающие:
1) развивать познавательную активность учащихся;
2) способствовать расширению словарного запаса учащихся;
3) совершенствовать навыки коллективной работы.
Воспитательные:
1) вызвать интерес к предмету;
2) формировать потребность в приобретении новых знаний;
3) воспитывать любовь к языку и родному слову.
Учащиеся делятся на 3 команды. Командам раздаются карточки со словами (синонимами, антонимами, омонимами и многозначными словами); слова для каждой команды индивидуальны.
На доске или ватмане изображены колонки, в которые учащиеся будут вписывать слова согласно их наименованию (синонимы, антонимы, омонимы, многозначные слова). Каждая команда имеет свой цвет мелка или маркера в зависимости от того, где изображены колонки (доска/ ватман).
Синонимы | Антонимы | Омонимы | Многозначные слова |
Участник от команды выходит к доске и записывает слово в ту колонку, куда считает нужным. Если он верно справился с заданием, команда получает 1 балл, если неверно, 0 баллов. Затем право хода переходит другой команде.
Когда у всех команд кончились слова, подводится промежуточный итог с подсчитыванием общего количества баллов у каждой команды. После этого команды по очереди начинают исправлять ошибки, допущенные другими командами, за что при правильном ответе получают 2 балла. В конце игры подсчитывается общий результат каждой команды за всю игру, объявляется, кто занял 1, 2 и 3 место.
1 команда Север – юг Маленький – крохотный Ключ (от замка) – ключ (родник) Шляпка (головной убор) – шляпка (гриба) Гласный – согласный Губы – уста Свет (мир) – свет (энергия) Оборонять – нападать Бродить (по лесу) – бродить (быть в сост. брожения) Ручка (письменная) – ручка (дверная) | 2 команда Замок – замОк Сердиться – злиться Красный – алый Глухой (старик) – глухая (стена) Грязный – чистый Град (осадки) – град (город) Жесткий – мягкий Дворник (человек, убирающий двор) – дворник (деталь машины) Спешить – торопиться Кипеть (бурлить) – кипеть (развиваться) | 3 команда Нос (человека) – нос (корабля) Луна – месяц Бледнеть – краснеть Коса (у девушки) – коса (сельскохозяйственное орудие) Надежда – отчаяние Колокольчик (маленький колокол) – колокольчик (цветок) Смелый – храбрый Худой (тощий) – худой (плохой) Красивая (девушка) – красивое (решение) Путь – дорога |
Карточки
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект "Педагогический пасьянс", участие в проекте в составе группы "Интеллект". Тематика проекта - Эффективные педагогические методы и приемы, технологии обучения и воспитания школьников
Проект "Педагогический пасьянс"...
Лексические нормы. Лексические ошибки и их исправление. Ошибки в употреблении фразеологических единиц и их исправление
Открытый урок по теме «Лексические нормы. Лексические ошибки и их исправление. Ошибки в употреблении фразеологических единиц и их исправление» входит в состав темы 1.2. Лексика. Фразеология ООД Русски...
Знакомство со звуком «н» на материале лексической темы «Перелётные птицы» ,« Дифференциация звуков «н» – «нь» на материале лексической темы «Перелётные птицы»
Занятие №1 Цель: Знакомство со звуком «н»; Накопление предметного словаря по теме «Перелётные птицы»Занятие №2(Продолжение) - Учить детей различать звуки «н» - «нь» в слогах, словах; - Формировать нав...
Слово и его лексическое значение. Лексическая норма (точность словоупотребления)
Презентация включает в себя информацию об основном лексическом значении слова, грубых лексических ошибках, нормах сочетаемости слов....
Лексические нормы. Лексические ошибки и их исправление. Ошибки в употреблении фразеологических единиц и их исправление.
Лексические нормы. Лексические ошибки и их исправление. Ошибки в употреблении фразеологических единиц и их исправление....
Конспект занятия по коррекции лексической стороны речи по лексической теме «Овощи» с использованием отечественной мультипликации
Конспект занятия по коррекции лексической стороны речи по лексической теме «Овощи»Цель: Коррекция развития лексико-грамматических средств языка и связного высказывания с использ...
Пасьянс
настольная игра для закрепления частей речи по родному языку...