Лексический пасьянс
материал по русскому языку (5 класс) на тему

Самарина Ирина Сергеевна

При изучении раздела "Лексика" на уроке, когда повторяются и закрепляются знания по теме "Лексическое значение слова", "Синонимы", "Антонимы", "Омонимы", можно провести соревнование между лингвистическими экипажами. Один из этапов такого соревнования- лексический пасьянс. Практика показала, ученикам очень нравится такой вид работы. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon leksicheskiy_pasyans.doc59.11 КБ

Предварительный просмотр:

Игра «Лексический пасьянс»

Цель: повторить основные понятия лексики: синонимы, антонимы, омонимы, многозначные слова.

Задачи:

Образовательные:

1) научить различать синонимы, антонимы, омонимы;

2) научить различать омонимы и многозначные слова;

3) уметь распределять слова в соответствии с их лексическим значением.

Развивающие:

1) развивать познавательную активность учащихся;

2) способствовать расширению словарного запаса учащихся;

3) совершенствовать навыки коллективной работы.

Воспитательные:

1) вызвать интерес к предмету;

2) формировать потребность в приобретении новых знаний;

3) воспитывать любовь к языку и родному слову.


Учащиеся делятся на 3 команды. Командам раздаются карточки со словами (синонимами, антонимами, омонимами и многозначными словами); слова для каждой команды индивидуальны.

На доске или ватмане изображены колонки, в которые учащиеся будут вписывать слова согласно их наименованию (синонимы, антонимы, омонимы, многозначные слова). Каждая команда имеет свой цвет мелка или маркера в зависимости от того, где изображены колонки (доска/ ватман).

Синонимы

Антонимы

Омонимы

Многозначные слова

Участник от команды выходит к доске и записывает слово в ту колонку, куда считает нужным. Если он верно справился с заданием, команда получает 1 балл, если неверно, 0 баллов. Затем право хода переходит другой команде.  

Когда у всех команд кончились слова, подводится промежуточный итог с подсчитыванием общего количества баллов у каждой команды. После этого команды по очереди начинают исправлять ошибки, допущенные другими командами, за что при правильном ответе получают 2 балла. В конце игры подсчитывается общий результат каждой команды за всю игру, объявляется, кто занял 1, 2 и 3 место.  

1 команда

    Север – юг

Маленький – крохотный

Ключ (от замка) – ключ (родник)

Шляпка (головной убор) – шляпка (гриба)

Гласный – согласный

Губы – уста

Свет (мир) – свет (энергия)

Оборонять – нападать

Бродить (по лесу) – бродить (быть в сост. брожения)

Ручка (письменная) – ручка (дверная)

2 команда

Замок – замОк

Сердиться – злиться

Красный – алый

Глухой (старик) – глухая (стена)

Грязный – чистый

Град (осадки) – град (город)

Жесткий – мягкий

Дворник (человек, убирающий двор) – дворник (деталь машины)

Спешить – торопиться

Кипеть (бурлить) – кипеть (развиваться)

3 команда

Нос (человека) – нос (корабля)

Луна – месяц

Бледнеть – краснеть

Коса (у девушки) – коса (сельскохозяйственное орудие)

Надежда – отчаяние

Колокольчик (маленький колокол) – колокольчик (цветок)

Смелый – храбрый

Худой (тощий) – худой (плохой)

Красивая (девушка) – красивое (решение)

Путь – дорога

Карточки


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Лексические нормы. Лексические ошибки и их исправление. Ошибки в употреблении фразеологических единиц и их исправление

Открытый урок по теме «Лексические нормы. Лексические ошибки и их исправление. Ошибки в употреблении фразеологических единиц и их исправление» входит в состав темы 1.2. Лексика. Фразеология ООД Русски...

Знакомство со звуком «н» на материале лексической темы «Перелётные птицы» ,« Дифференциация звуков «н» – «нь» на материале лексической темы «Перелётные птицы»

Занятие №1 Цель: Знакомство со звуком «н»; Накопление предметного словаря по теме «Перелётные птицы»Занятие №2(Продолжение) - Учить детей различать звуки «н» - «нь» в слогах, словах; - Формировать нав...

Слово и его лексическое значение. Лексическая норма (точность словоупотребления)

Презентация включает в себя информацию об основном лексическом значении слова, грубых лексических ошибках, нормах сочетаемости слов....

Лексические нормы. Лексические ошибки и их исправление. Ошибки в употреблении фразеологических единиц и их исправление.

Лексические нормы. Лексические ошибки и их исправление. Ошибки в употреблении фразеологических единиц и их исправление....

Конспект занятия по коррекции лексической стороны речи по лексической теме «Овощи» с использованием отечественной мультипликации

Конспект занятия по коррекции лексической стороны речи по лексической  теме «Овощи»Цель: Коррекция развития лексико-грамматических средств языка и связного вы­сказывания с использ...

Пасьянс

настольная игра для закрепления частей речи по родному языку...