Обобщающий урок по теме «Глагол»
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obobshchayushchiy_urok_po_teme_glagol.docx | 39.95 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Обобщающий урок по теме «Глагол»
Тип урока: Закрепление пройденного материала
Цель урока:
образовательная: обобщить и систематизировать полученные знания по теме: «Глагол»,формировать умения находить глаголы в тексте, определять морфологические признаки глагола, комментировать известные виды орфограмм;
развивающая: работать над связанной речью учащихся на лингвистические темы, способствовать развитию творческих способностей учащихся;
воспитательная: воспитание умения сотрудничать, работать в команде, познавательного интереса к изучению русского языка.
Методы и приемы урока
Эвристическая беседа, структуры сингапурского метода обучения
Формы организации работы детей: коллективная, самостоятельная, наблюдение с использованием технических средств обучения и формулированием соответствующих выводов
Оборудование: проектор, экран, компьютер
Технологии: презентация к уроку (слайды №1 - №12)
Записи на доске: число и тема урока, модель фрейер.
Использованная литература:
Учебник 5 класс. Русский язык Л. 3. Шакирова, Л. Л. Умарова, Казань, изд. Магариф.
Ход урока:
№ п/п | Структура | Действие учителя | Действие ученика | ||
I | Организационный момент (1 мин) | ||||
Мэнедж мэт | Здравствуйте, ребята! Поприветствуйте наших гостей, помашите им руками, и своих партнеров по команде: дайте «пять» партнерам по лицу, прикоснитесь плечами с партнером по плечу. Садитесь. | партнеры по плечу и по лицу приветствуют друг друга | |||
Сообщение темы и цели урока (1мин) | |||||
Слайд №1 | Давайте послушаем музыку и настроимся на плодотворный урок русского языка Что можно делать под эту музыку?
повторим и обобщим изученный материал по этой теме. И это действительно так. С помощью имен существительных можно назвать все, что нас окружает. Имена прилагательные помогают нам уточнить то, что названо именем существительным, но только глаголы могут “оживить” окружающий нас мир. | Танцевать, веселиться, плясать, петь, двигаться (Глаголы) записывают число, классная работа | |||
II | Проверка домашнего задания (3 мин) | ||||
– Каков же портрет глагола? Я вас дома просила нарисовать портрет глагола. Давайте посмотрим на ваши рисунки именно таким? | Демонстрация и защита рисунков на тему «Портрет Глагола» | ||||
III | Актуализация знаний (3мин) | ||||
Слайд № 1 Слайд№2 Слайд 3 | Прочитайте высказывание Н.И.Греча. «Глагол придаёт речи жизнь,- присутствием своим животворит отдельные слова». Как вы понимаете это высказывание? И это действительно так. С помощью имен существительных можно назвать все, что нас окружает. Имена прилагательные помогают нам уточнить то, что названо именем существительным, но только глаголы могут “оживить” окружающий нас мир. Знаете ли вы, что по частоте употребления глагол занимает второе место после имён существительных. На 9 тысяч слов приходится 2,5 тысячи глаголов. Самыми частыми из них являются мочь, сказать, говорить, знать, стать, видеть, хотеть, пойти, дать, есть, стоять, жить, иметь, смотреть, казаться, взять, понимать, сделать, делать, значить | Глагол обозначает движение, без него невозможно передать события, невозможно представить будущее, узнать прошлое.). | |||
IV | Обобщение и систематизация знаний (12 мин) | ||||
Слайд№5 Модель фрейер Конти- ниус релли робин | Сейчас вы должны вспомнить всё, что вам известно о глаголе. Работаем в модели Фрейер. На столах лежат у вас листочки. Сделайте заготовки. Вам нужно на этих листочках составить модель глагола. Написать понятие, обязательные характеристики, необязательные характеристики, примеры, антипримеры. - Кто готов, покажите это. Спасибо А теперь в течение 1 минуты вы заполняете свои листы. -Проведите черту после своих ответов. -Проведем континиус релли робин, т.е сейчас каждый участник команды зачитывает свои ответы, другие участники добавляют после черты новые идеи. -Участники №1 зачитывают обязательные характеристики (записываю на доске) Участники №2 (необязательные характеристики) Участники №3 зачитывают примеры Участники№4 зачитывают антипримеры -Глагол-это часть речи, который отвечает на вопросы что делать? что сделать? Бывает сов. и несов. вида, возвратным и невозвратным, 1 или 2 спряжения Изменяется по лицам и числам, гл. прош. времени изменяются по родам. В предложении - сказуемое. |
делают заготовку
каждый участник команды зачитывает свои ответы, другие участники добавляют после черты новые идеи.
| |||
VI | Закрепление знаний (25 мин) | ||||
Слайд№6 Слайд№7 Слайд№8 ТЭЙК ОФ – ТАЧ ДАУН Слайд№9 Слайд №10 | -Ну, а теперь приступим к практическим упражнениям. Откройте учебники, на станице 212 упражнение 566. Прочитайте выразительно стихотворение. -О - Какова тема этого стихотворения? Ка - Как автор описывает приближение весны? - Какое настроение оно вызывает?
А теперь выпишите выделенные глаголы, поставив в инфинитиве. Какие слова у вас получились?
Образуйте от этих глаголов временные формы во множ.числе Прош. вр. Наст. вр. Будущ. вр. спешить нести прийти Лететь -Чем отличаются данные глаголы? - Почему у глагола прийти не образуется форма настоящего времени? Образование временных форм зависит от вида глагола. А сейчас мы поговорим о видах глагола. Сколько видов у глагола? Найдите в каждом предложении пары глаголов, укажите вид глаголов.
-Ребята, обратите внимание на пары глаголов. Что можно сказать о них? - А что такое видовая пара? - Как образуются видовые пары глагола? А сейчас запишем с вами цифровой диктант. Если вы услышите глаголы совершенного вида напишите цифру 1, если несовершенного—цифру 0. Цифровой диктант Глаголы совершенного вида – 1, несовершенного – 0.
Ключ: 00110001 -Проверьте диктанты -Встаньте, пожалуйста, те, кто написал диктант без ошибок, с одной ошибкой, с двумя ошибками, с тремя и более ошибок Работа с пословицами Спишите, раскрывая скобки и вставляя пропущенные буквы. Подчеркните глаголы. Определите спряжение. Объясните правописание у глаголов, гласных в окончаниях глаголов (Не) ошибает(?)ся тот, кто ничего (не) делает. Кто любит трудит(?)ся, тому без дела (не) сидит(?)ся. Совреш(?) – не помреш(?), а вперед не повер…т. Дружба, что стекло: слома…ш(?) – не почин…ш(?).
- Что нужно знать, чтобы правильно написать глаголы на –тся и –ться? Еще какие орфограммы были в тексте -Давайте проверим, правильно ли мы с вами сделали задание. - Итак, когда в глаголах пишется- тся, а когда -ться? - Когда в глаголах употребляется ь после шипящих ? - Как вы определили спряжение глаголов? Какие окончания имеют глаголы 1 спр., 2 спр.?
| глаголы в первой колонке не изменяются (т.к. находятся в неопределенной форме), а глаголы в третьей, второй, четвертой изменяются. Глаголу одного вида может соответствовать глагол другого вида с близким лексическим значением. Такие глаголы образуют видовые пары Либо добавляется приставка у глаголов совершенного вида; либо идет изменение суффикса В окончаниях глаголов 2-лица ед. ч. наст. и буд.вр. после ш всегда пишется ь если глагол отвечает на вопрос что делать? что сделать? пишется -ться | |||
VII | Итог урока (3мин) | ||||
Слайд №11 | Ребята, пришло время открывать волшебный сундучок, код которого вы угадали написав цифровой диктант. Кто у нас без ошибок написал, тот и открывает А что это может быть? Завещание ?! Что означает это слово? А когда пишут завещание? Слово «завещание» - образовано от слова завет . Завет-это наставление, наказ. А что же завещает нам глагол. Что здесь вы видите? Мы с вами изучали вид, лицо число, спряжение. Еще не изученными остается наклонения, переходность. Значит в в дальнейшем мы будем их изучать. Выставление ошибок |
Не с глаголами; -тся и –ться в глаголах; Определяли вид глаголов; время глаголов, синтаксическую роль глагола
| |||
VIII | Домашнее задание (2 мин) | ||||
Слайд №12 | 1.Подготовиться к контрольной работе. 2.Упражнение 568, стр.213 (Сделать морфологический разбор глаголов первого абзаца) |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обобщающий урок по теме "Глагол"
Урок с использованием национально-регионального компонента...
Обобщающий урок по теме "Глагол" (5 класс)
Урок-обобщение. Имеются игровые моменты, инсценировка. Дети повторяют тему через игровую деятельность....
Обобщающий урок по теме “Глагол“ «Что мы знаем о глаголе?»
Цели: Образовательные: систематизировать и закрепить знания по теме «Глагол»;проверить умения и навыки в выполнении морфологического разбора глагола, в определении спряже...
Обобщающий урок по теме Глагол 6 класс в разрезе требований ФГОС
Методическая разработка урока русского языка в 6 классе по «Глагол» Урок обобщения знаний в разрезе требований ФГОС Цели: Обобщить изученное по теме «Глагол» Развивать УУД Развивать речь ...
Обобщающий урок по теме "Глагол"
Обобщаются и систематизируются знания учащихся о глаголе как части речи....
Тема урока: «Глагол» (обобщающий урок по теме «Глагол»)
Урок русского языка в 6 кл., целью которого является проверка знаний грамматических признаков глагола, его синтаксической роли в предложении и правописания....
Дидактический материал для обобщающего урока по теме «Глагол» (работа в группах, 4 варианта заданий)
Дидактический материал включает задания на повторение морфологических признаков глагола, на правописание безударных окончаний, а также на соблюдение орфоэпических, грамматических и лексических но...