Конспект урока по ФГОС "Гласная перед суффиксом -л в прошедшем времени глагола"
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) по теме
Гласная перед суффиксом -л в прошедшем времени
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект Гласная перед суффиксом -л | 139.48 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока в 6 классе «Правописание гласной перед суффиксом –л- в прошедшем времени глагола».
- Организационный момент:
Звучит музыка из игры «Что? Где? Когда?» Входит учитель, на руке у него яркая салфетка, а на ней закрытая маслёнка.
Учитель: Боже, как прекрасно это блюдо, я восхищён. (Оглядываясь на стоящих учеников). О, друзья, и вы здесь? Что ж, весьма похвально, прошу садиться. (Садятся). Невероятно, но по счастливому стечению обстоятельств я могу поделиться своим чудом с вами. Чудеса вокруг нас, даже в русском языке. Главные чудеса – это знать, уметь….
- Актуализация знаний:
Вот и проверим, какие из вас волшебники. Друзья, помните ли вы какие-нибудь части речи? (Ответы учеников). Что ж, великолепно! Представьте себе, что каждая часть речи – это блюдо. И одно из них мы с вами готовим уже несколько уроков. Кто-нибудь скажет, какая часть речи спрятана в моей маслёнке, какую часть речи мы готовим все эти дни? (Ответ: глагол). Какая наблюдательность, право! (Открывает маслёнку, достаёт оттуда надпись «Глагол»). Вы совершенно правы! Здорово, великолепно. Дарю вам свой жетончик (Даёт жетончик; в дальнейшем за каждый верный полный ответ). Накопите 5 жетончиков за содержательную работу – получите высшую оценку главного лингвистического повара. О, друзья мои, вижу на столах ваших кружочки разноцветные. А посмотрите-ка на мой чудо-экран! На экране слова: оформляешь, спилишь, стоит, спал, летит, залез, снимал. К какому же блюду, к какой части речи относятся все эти слова и почему? (Ответ: глагол, потому что обозначает действие предмета). Начнём же работать на нашей чудо-кухне, продолжим готовить блюда. Но вкус требует труда! Вот я и вчера в поисках нового соуса бегал по красному полю, сегодня бегаю по жёлтому полю, завтра буду бегать тоже, но уже по зелёному полю. Ой, я уже начал подсказывать. А вот вам первое задание, ученики мои: разделите эти глаголы на группы по общему морфологическому признаку и впишите их в нужные цвета-кружочки, не забудьте мою подсказку о том, как я бегал, бегаю и буду бегать. Ой, молчу, молчу… (Дети записывают в красные кружки глаголы прошедшего времени, в кружочки жёлтого цвета – глаголы настоящего времени, в кружочки зелёного цвета – глаголы будущего времени). Что ж, мои хорошие, давайте отложим ручки и посмотрим, что у вас получилось (Дети читают свои ответы). Давайте же ещё раз сделаем вывод: что общего у глаголов в красном кружочке и на какие вопросы отвечают? (Ответ: они все прошедшего времени и отвечают на вопросы что делал? Что сделал?) Браво, браво! Как мы видим, вопросики несколько отличаются. Какой же морфологический признак мы можем узнать по вопросу? (Ответ: вид глагола – совершенный и несовершенный). Похвально, но что обозначают глаголы совершенного и несовершенного вида? (Ответ: глаголы несовершенного вида обозначают незаконченное действие, которое может продолжаться, повторяться, а глаголы совершенного вида обозначают законченное действие, имеющее результат. Поэтому глаголы с вопросом что делал? несовершенного вида, а глаголы с вопросом что сделал? совершенного вида). Я просто обязан дать вам свой жетончик! Что ж, мои юные грамматики, вот вам задачка посложнее, но, чем больше задач вы решаете, тем вкуснее наше блюдо, а сколько удовольствия.... Однако, ближе к делу: перед вами наша электронная доска и уже знакомые вам глаголы. Я предлагаю самому смелому из вас взять свои жёлтые и зелёные кружочки, выйти к доске и написать рядом с глаголами из этих кружочков формы инфинитива. Вот только давайте сначала вспомним, что же это такое? А то я что-то забыл, память моя, память…. (Ответы: инфинитив – неизменяемая форма глагола, не имеет окончания). Спасибо! Теперь мы можем пригласить сюда самого смелого, в то время как вы, ребята, запишите сегодняшнее число, но пропустите строку с названием сегодняшней темы, только на время. И предлагаю вам выполнить это же задание в тетради. (Ученик работает возле доски, записывая: оформляешь - оформлять, спилишь - спилить, стоит – стоять, летит – лететь). Молодец, присаживайся! А кто из вас сможет выйти и выделить окончания в тех глаголах, где они есть? (Ученик выделяет окончания: -ешь, -ишь, -ит, -ит). Скажи нам всем, пожалуйста, а какая гласная появляется в окончаниях каждого из этих глаголов? Подчеркни их. (Ответ: в глаголе «оформляешь» - е, а в остальных – и). А почему же? (Ответ: потому что глагол «оформляешь» 1 спряжения, а остальные – 2 спряжения). Как замечательно, ты получаешь сразу 3 жетончика.
Сейчас вы превратитесь в настоящих сыщиков! Найдите среди этих глаголов тот, в котором есть неизменяемая гласная приставка! (Ответ: оформляешь). Молниеносная сообразительность! Кто назовёт однокоренное существительное от этого глагола? (Ответ: оформление). Отлично! На столах у вас лежат перевёрнутые листочки, на обратной их стороне вы и найдёте только что названное слово и его лексическое значение, которое я предлагаю вам записать в тетрадочку. (Записывают: внешний вид, форма чего-нибудь, например, нарядное оформление книги; праздничное оформление улиц). Посмотрите ещё раз на слово «оформляешь». Написание какой буквы помимо приставки требует осторожности? (Ответ: о в корне, проверочное слово – оформишь или форма). А теперь, юные таланты, придумайте и запишите предложение со словом «оформляешь», использовав его в своём примере в прошедшем времени (Вариант ответа: Дизайнер искусно оформил детскую комнату).
Как замечательно! Теперь посмотрите на документ-камеру: на столе лежат фигурки с глаголами, которые смешались в одну кучу. Побудьте Золушкой, отберите нужный сорт – глаголы прошедшего времени и положите их под документ-камеру, чтобы все увидели: рисуешь, срубишь, молчит, думал, говорит, резал, ставил. (Ученик кладёт под документ-камеру глаголы думал, резал, ставил).
- Постановка проблемы:
Как вы узнали, что это глаголы прошедшего времени? (Наводящие задания: задайте вопрос и посмотрите на морфемы). (Ответ: потому что отвечают на вопрос что делал? и имеют суффикс –л). Потрясающе! Заметили ли вы безударные гласные в этих словах? В какой морфеме находятся безударные гласные в данных глаголах? (Ответ: в суффиксе). Можно ли проверить ударением эти гласные, и перед каким суффиксом они стоят? (Ответ: проверить ударением нельзя, они стоят перед суффиксом –л). Как мило!
Тогда как же мы назовём тему сегодняшнего урока? (Вариант: «Гласная перед суффиксом –л в прошедшем времени глагола»). Замечательно, давайте запишем тему в оставленную пустую строку. (Записывают). А каких целей мы должны достичь до конца нашего занятия? (Варианты ответов: «Научиться определять, какую гласную писать перед суффиксом –л», «Употреблять глаголы прошедшего времени на письме и в речи», «Уметь отличать глаголы прошедшего времени от глаголов настоящего и будущего времени»). Молодцы!
- Открытие нового знания
Слайд с глаголами платил, молчал, сидел.
Прочтите эти слова и скажите, что в них общего? (Ответ: это глаголы). Определите время этих глаголов и докажите своё суждение. (Ответ: это глаголы прошедшего времени, потому что отвечают на вопрос что делал? и имеют суффикс –л). Предлагаю самому смелому знатоку выйти к электронной доске и выполнить морфемный разбор, поставить ударение в каждом слове. (Ученик выполняет, учащиеся выполняют в тетради). В какой части слов находятся безударные гласные? Выделите данную морфему в каждом глаголе. (Ученик выполняет, учащиеся работают в тетради). Вы получаете 3 жетончика.
ГРУППОВАЯ РАБОТА: Сейчас мы разделимся на небольшие группы. 1 группа получит задание, а когда выполнит его, передаст свои результаты следующей группе, чтобы её представители смогли продолжить развивать ваш труд. Итак, 1 группа, образуйте от данных глаголов формы инфинитива и запишите их. (Записывают). Спасибо, передайте свой лист следующей группе. 2 группа, выполните морфемный разбор инфинитивов. (Выполняют, учитель проверяет и корректирует в случае ошибок). Спасибо, передаём следующей группе. 3 группа, подчеркните суффиксы в прошедшем времени перед –л ярким фломастером и суффиксы в инфинитиве перед –ть. (Выполняют). Передаём дальше. 4 группа, у вас ответственная миссия. Сделайте вывод о правописании гласной перед суффиксом –л в прошедшем времени глаголов. (Ответ: чтобы правильно написать гласную перед суффиксом –л в прошедшем времени глагола, нужно образовать форму инфинитива. Какая гласная в инфинитиве перед –ть, такая же гласная перед суффиксом –л в прошедшем времени).
- Работа по теме:
ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО ГРУППАМ: Внимание, группы! Слайд: та…л. Ребята, я предлагаю вам составить схему по данному примеру, следуя по образцу тех глаголов, которые мы уже разобрали.
ПРИМЕРНЫЙ РЕЗУЛЬТАТ РАБОТЫ (ВАРИАНТ):
Физкультминутка для глаз. (Видеофрагмент).
- Первичное закрепление: Выполним упражнение № 231. (Работа в тетради и 2 ученика возле доски).
Работа с программной установкой «Votum»:
Выберите правильный вариант написания: а) кушил; б) кушол; в) кушал; г) кушёл. (Учащиеся регистрируются и при помощи пультов выбирают вариант ответа). Посмотрим отчёт: хвалю…. (фамилии).
- Итог и рефлексия.
Чему сегодня вы научились на уроке, мои юные гении? Как узнать, какая гласная пишется перед суффиксом –л в прошедшем времени глагола? (Ответы).
Поднимите руку, у кого 5 и более жетонов. Вы получаете заслуженные пятёрки. А у кого 4 жетончика? Вы получаете свои заслуженные четвёрки. А вот остальным я советую быть поактивнее на следующих уроках.
Давайте запишем домашнее задание: ознакомьтесь с параграфом № 86, упр. № 232, а ещё попрошу вас вспомнить из литературы понятие «эпиграф» и выписать эпиграф к главе из романа «Дубровский», пояснить его значение, почему он взят именно для этой главы и выяснить, в каком времени использован глагол из эпиграфа, выполнить его морфемный разбор.
Какое задание на уроке показалось наиболее интересным? Что было сложным? (Ответы).
ВСЕМ УДАЧНОГО ДНЯ! ☺
ПРИЛОЖЕНИЯ:
№ 1
ГЛАГОЛ
№ 2
ОФОРМЛЕНИЕ - внешний вид, форма чего-нибудь, например, нарядное оформление книги; праздничное оформление улиц)
ОФОРМЛЕНИЕ - внешний вид, форма чего-нибудь, например, нарядное оформление книги; праздничное оформление улиц)
ОФОРМЛЕНИЕ - внешний вид, форма чего-нибудь, например, нарядное оформление книги; праздничное оформление улиц)
ОФОРМЛЕНИЕ - внешний вид, форма чего-нибудь, например, нарядное оформление книги; праздничное оформление улиц)
ОФОРМЛЕНИЕ - внешний вид, форма чего-нибудь, например, нарядное оформление книги; праздничное оформление улиц)
ОФОРМЛЕНИЕ - внешний вид, форма чего-нибудь, например, нарядное оформление книги; праздничное оформление улиц)
ОФОРМЛЕНИЕ - внешний вид, форма чего-нибудь, например, нарядное оформление книги; праздничное оформление улиц)
ОФОРМЛЕНИЕ - внешний вид, форма чего-нибудь, например, нарядное оформление книги; праздничное оформление улиц)
ОФОРМЛЕНИЕ - внешний вид, форма чего-нибудь, например, нарядное оформление книги; праздничное оформление улиц)
ОФОРМЛЕНИЕ - внешний вид, форма чего-нибудь, например, нарядное оформление книги; праздничное оформление улиц)
№ 3
ставил |
думал |
резал |
говорит |
молчит |
срубишь |
рисуешь |
№ 4
ЭТАПЫ:
- Вход с сервировкой под музыку
- Чудо языка
- Какие помните части речи?
- С какой частью речи работаем уже несколько уроков?
- 1 слайд: к какой части речи отнести и почему?
- Подсказка и первое задание (цвета)
- Что общего у глаголов в красном кружочке?
- Какой морфологический признак можно узнать по вопросам?
- Что обозначает каждый вид?
- Что такое инфинитив?
- Работа ученика со слайдом по записыванию инфинитивов.
- Выделение окончаний и гласных в них, определение спряжения.
- Гласная неизменяемая приставка, образование существительного «оформление»
- Работа со словарной статьёй, орфограмма корня с проверочными словами.
- Составление предложение с использованием прошедшего времени глагола.
- Работа с документ-камерой.
- Как вы узнали глаголы прошедшего времени? Заметили безударные гласные вне корня? В какую морфему они входят?
- Можно ли проверить эти гласные? Перед каким суффиксом они стоят?
- Как назовём тему урока?
- Каких целей должны достичь?
- 2 слайд: что общего в словах как части речи?
- Определите время и докажите.
- Поставить ударение и выполнить морфемный разбор.
- В какой части слов безударные гласные? Выделите эти морфемы.
- Работа по группам (на листе А4): 1 группа – инфинитивы, 2 группа – морфемный разбор инфинитивов, 3 группа – подчеркнуть суффиксы перед л и перед –ть в инфинитивах, 4 группа – вывод.
- Проект по разработке схемы по слову «таял»
- Физкультминутка
- Упражнение 231.
- Votum
- Чему сегодня вы научились на уроке, мои юные гении? Как узнать, какая гласная пишется перед суффиксом –л в прошедшем времени глагола?
- Оценки
- Домашнее задание
- Рефлексия
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка "ОДНА И ДВЕ БУКВЫ Н В СУФФИКСАХ СТРАДАТЕЛЬНЫХ ПРИЧАСТИЙ ПРОШЕДШЕГО ВРЕМЕНИ И ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ, ОБРАЗОВАННЫХ ОТ ГЛАГОЛОВ"
Если перед вами слово, которое произошло от глагола и отвечает на вопросы КАКОЙ? КАКАЯ? КАКОЕ? КАКИЕ?, то оно может быть или причастием, или отглагольным прилагательным. Очень важно это правильно опре...
Урок русского языка в 6 классе по теме «Н и НН в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и прилагательных, образованных от глаголов»
Урок проводится в разделе «Морфология. Причастие». Он является вторым в ряду уроков по изучению правила «н-нн в причастиях», где дети знакомятся с отличительными признаками причастий и отглагольных пр...
: «Одна и две буквы Н в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и прилагательных, образованных от глаголов».
Формирование навыка написания Н, НН в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и отглагольных прилагательных....
Одна и две буквы Н в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и в прилагательных, образованных от глагола.
конспект урока...
Конспект урока по русскому языку в 7 классе по теме "Одна и две буквы н в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и прилагательных, образованных от глаголов"
Конспект урока по русскому языку в 7 классе по теме "Одна и две буквы н в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и прилагательных, образованных от глаголов"...
Урок изучения нового материала в 7 классе по теме: «Одна и две буквы н в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и прилагательных, образованных от глаголов».
Урок изучения нового материала с различными уровнями задания....
Конспект урока по русскому языку в 7 классе по теме "Одна и две буквы н в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и прилагательных, образованных от глаголов"
Конспект урока по русскому языку в 7 классе по теме "Одна и две буквы н в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и прилагательных, образованных от глаголов"...