Урок изучения нового материала в 7 классе по теме: «Одна и две буквы н в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и прилагательных, образованных от глаголов».
материал по русскому языку (7 класс)

Урок изучения нового материала с различными уровнями задания.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок изучения нового материала в 7 классе по теме: «Одна и две буквы н в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и прилагательных, образованных от глаголов».

Цель урока: научиться правилу правописания Н и НН в суффиксах страдательных причастий и отглагольных прилагательных.

Задачи:  

1 Образовательные:

- узнать о причинах возникновения трудностей в написании Н и НН в причастиях;

- определить условия выбора Н и НН в суффиксах причастий и отглагольных прилагательных;

- научиться строить рассуждения для разграничения страдательных причастий прошедшего времени  и отглагольных прилагательных

- знать слова-исключения.

2.Развивающие:

- работать над навыками грамотного письма;

- развивать умения и навыки логического мышления.

3. Воспитательные:

- воспитывать ответственность за результат своего труда  и труда своих товарищей;

- воспитывать умения работать в коллективе.

Ход урока.

1. Организационный этап

Сегодня на уроке мы продолжим знакомство с орфографией причастий и выясним условия выбора ещё одной орфограммы буквенного типа. Запишите в тетрадях число и вид работы, оставьте строчку для названия темы урока.

 2. Объяснение нового материала:

 А) Организация восприятия темы:

       Зрительное восприятие:

 - Прочитайте эти «вкусные» предложения

Пирожки бывают [п’ и ч ’о н ы й’ э ] и  [ж а р’ и н ы й’ э ]. Множество пирожков, [и с п’ и ч’ о н ы х ] и  [п а д ж а р’ и н ы х ],  ждало гостей. Пирожки, [п’ и ч’ о н ы й’ э ] в духовке и [ ж а р’ и н ы й’ э ] на сковородке, лежали на блюдах красивыми горками.

-Молодцы! Вы умеете читать транскрипцию.

Б)  -Что вы можете сказать о затранскрибированных словах?

1. На какой вопрос отвечают? (Отвечают на вопрос какой?).

2. Что обозначают? (Обозначают признак предмета, в том числе по действию).

3. В какой форме употреблены? (Употреблены в полной форме).

4. По каким признакам изменяются? (Изменяются по числам, падежам).

 Это страдательные причастия и прилагательные.

В) - Что ещё можно добавить к сказанному? (Мы должны понять, почему и зачем именно эти слова затранскрибированы; нам необходимо увидеть какую-то закономерность).

 - Итак, нам нужно узнать, как образуются эти слова и как они пишутся. А чтобы не ошибиться, проведём небольшую исследовательскую работу. В фонетической записи просматривается одна -Н-. Но это всего лишь фонетическая запись. Давайте звуковую запись переведём в буквенную.

Пирожки бывают печёные и жареные. Множество пирожков, испечённых и поджаренных, ждало гостей. Пирожки, печённые в духовке и жаренные на сковородке, лежали на блюдах красивыми горками.

Г) Несложно заметить, что в буквенной записи встречаются варианты. Поэтому мы будем искать закономерность. Проведём классификацию, группировку слов.

 Понятийное восприятие:

- Какого типа данная орфограмма? (Буквенная).

- Где в слове находится орфограмма? ( В суффиксе).

 - Сколько вариантов написания имеет?  (Два).

 - В каких частях речи встречается? (В страдательных причастиях и прилагательных).

 - Итак, как же будет звучать тема нашего сегодняшнего урока? (Учащиеся предлагают темы: «Правописание суффиксов прилагательных и причастий», «Правописание -н- и -нн- в суффиксах прилагательных и причастий»).

 Вывод: Значит, нам предстоит познакомиться с условиями выбора орфограммы буквенного типа, которая находится в суффиксе слова, имеет два варианта написания и встречается в причастиях и отглагольных прилагательных. Запишем название орфограммы « Одна и две буквы -Н- в суффиксах полных страдательных причастий и отглагольных прилагательных».

 Д) Осознание сути нового материала:

 - Выясним условия выбора одной и двух букв -Н- в суффиксах причастий и отглагольных прилагательных.

 Распределим слова по вариантам написания. А теперь я буду графически обозначать условия выбора, а вы следите за обозначениями, переносите их в тетрадь и обдумывайте, от каких условий зависит написание сгруппированных слов.

 А поможет вам в работе «Подсказка (и в шутку и всерьёз)».

Перед вами предложение-код, которое поможет понять и легко запомнить правило:

«Подсказка (и в шутку и всерьёз)».

Солёные (образовано от солить - несов. в, прилагательное) хрустящие и

щедро соленные (есть зависимое слово, причастие) огурчики совсем не то, что

недосоленные (есть приставка, причастие) и

несолёные (приставка НЕ не влияет на написание, прилагательное)

Е) Защита работ учениками (работа в группах):

 - Сколько групп слов у вас получилось?

 - От наличия каких особенностей зависит написание слов первой группы?

 (В отглагольных прилагательных на - НЫЙ печёный, жареный нет приставок и зависимых слов, поэтому пишется одна буква -н-).

 - Второй?

 (В полных страдательных причастиях испечённый, поджаренный,  имеющих приставку (кроме НЕ), пишется -нн-).

 - Третьей?

 (Печённые в духовке, жаренные на сковородке– это причастия с зависимыми словами. В них мы тоже пишем две буквы -н-.)

 - Абсолютно верно! Молодцы! Но обратите внимание, стоит убрать зависимое слово или приставку, и они потянут за собой второе - н-.

1. Образуйте от глаголов солить, кипятить, варить, купить прилагательные, а потом причастия. . (Варёный горох – сваренный гороховый суп – варенный в кастрюле суп; солёные грибочки – пересоленная каша – соленные в берёзовой кадушке грибы; топлёное молоко – жарко топленная комната – истопленная печь, купленные в ближайшем гастрономе продукты).

Ж ) А теперь загадка:

 - Почему одинаково пишутся слова маринованный и замаринованный? Здесь нет ни зависимых слов, ни приставки, а пишется -нн-.

Учащиеся разбирают слова по составу и приходят к выводу, что в их составе не один, а два суффикса: суффикс глагола (-ова-/-ева-)и прилагательного (причастия) - нн.

 - Значит, можно сказать: прилагательные и причастия на -ованный, -еванный пишутся с двумя -нн-.

 - А почему же тогда в словах кованый, жеваный пишется одна буква -н-?

 - Найдите корень этих слов. Подберите родственные слова:

 Кованый – ков-а-ть, ков-к-а

 Жёваный – жев-а-ть, жв-ачк-а

 Теперь видно, что -ов-, -ев- входят в состав корня, а не суффикса.

3. Закрепление нового материала

А) Вставить Н или НН, орфограмму обозначить.

1. Крашенный пол

2. Покрашенный пол

3. Некрашеный пол

4. Вязаная кофта

5. Вязанная спицами кофта

6. Развязанный шнурок

7. Сеяная мука

8. Плетеная из веток корзина

9. Скошенный луг   

10. Некошеная трава

11. Нескошенный луг

12. Потушенная свеча

13. Убранная территория

 Б)  Объяснительный диктант.

Задание. Списать, обозначить орфограммы. Какие из слов являются прилагательными, а какие – причастиями?

Мороженая клюква с сахаром, засахаренный миндаль, горох мочёный, изюм кувшинный, пастила рябиновая, сахар лимонный, малиновый… А жаренная с луком гречневая каша, запить кваском! А киселёк клюквенный с ванилью… А мочёные яблоки по воскресеньям, а «грешники» с конопляным маслом, с хрустящей корочкой, с теплой пустотою внутри!

 (И. Шмелёв)

4. Применения знаний и способов действий

Выбрать уровень сложности заданий (основной, продвинутый, повышенной сложности). Оценивается работа по карточке самоконтроля.

ПРОДВИНУТЫЙ УРОВЕНЬ

Крашеный, копченый, вареное, тушеное, квашеная, нежареный, сушеный, топленый.

Задание: составить с данными словами словосочетания так, чтобы  в первом случае писалась одна буква Н, а во втором – НН. Обозначить орфограммы.

ОСНОВНОЙ УРОВЕНЬ

Задание:  вставить пропущенные буквы. Обозначить орфограммы.

Рва..ые края,  жжё..ый сахар, изорва..ая скатерть, писа..ая маслом картина, испуга..ые дети, стриже..ый мальчик, выжже..ая местность,  поздно сея..ые овощи, засея..ое поле, квалифицирова…ый повар, мороже..ые овощи, запута..ые нитки, сея..ая мука, замороже..ые продукты, груже..ая продуктами машина, жаре..ый картофель, нежда…ый гость

УРОВЕНЬ ПОВЫШЕННОЙ СЛОЖНОСТИ

Задание:  составить с предложенными словосочетаниями связный текст, обозначить орфограммы.

Чищен_ая, резан_ая дольками, сорван_ая с дерева, подан_ая с морожен_ым,  с а(п,пп)етитом съеден_ая.

 Прослушать (по возможности) 1-2 текста, составленных учащимися (задание уровня повышенной сложности)

5. Контроль и самоконтроль знаний и способов действий

Задание: запишите слова в 2 столбика:

  1. варен..ый                  НН                    Н                                                                              
  2. сварен..ый
  3. изжарен..ый
  4. газирован..ый                                                           
  5. куплен…ый                                                                                         
  6. рван..ый
  7. разорван..ый
  8. гружен..ая баржа                                                    
  9. гружен..ая кирпичом баржа                          
  10. некошен..ая трава

6. Домашнее задание

Основной уровень:  упражнение 131, выучить правила (Кустов, Савченко, Карауш, Печенина, Варванин, Соколов).

Продвинутый уровень: составьте   диктант по теме «Написание н-нн в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени»; выучить правила (Сысоева, Усейнова, Упатов, Кулагина, Государева, Жданова, Гришина).

Уровень повышенной сложности: составьте кулинарный диктант (100-110 слов) по теме «Написание н-нн в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени»; выучить правила (Шепелькова, Кособокова, Лапин, Цветкова, Шевченко, Свиридова, Ольчев, Мамонтова).

7. Подведение итогов занятия

  1. Какая орфограмма была в центре нашего внимания на уроке?
  2. Когда в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени пишется НН?
  3. Когда в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени пишется Н?

8. Рефлексия

  1. Понравился ли вам сегодняшний урок?
  2. Какие задания показались наиболее интересными?
  3. Довольны ли вы своей работой на уроке?

ПРОДВИНУТЫЙ УРОВЕНЬ

Крашеный, копченый, вареное, тушеное, квашеная, нежареный, сушеный, топленый.

Задание: составить с данными словами словосочетания так, чтобы  в первом случае писалась одна буква Н, а во втором – НН. Обозначить орфограммы.

ОСНОВНОЙ УРОВЕНЬ

Задание:  вставить пропущенные буквы. Обозначить орфограммы.

Рва..ые края,  жжё..ый сахар, изорва..ая скатерть, писа..ая маслом картина, испуга..ые дети, стриже..ый мальчик, выжже..ая местность,  поздно сея..ые овощи, засея..ое поле, квалифицирова…ый повар, мороже..ые овощи, запута..ые нитки, сея..ая мука, замороже..ые продукты, груже..ая продуктами машина, жаре..ый картофель, нежда…ый гость

УРОВЕНЬ ПОВЫШЕННОЙ СЛОЖНОСТИ

Задание:  составить с предложенными словосочетаниями связный текст, обозначить орфограммы.

Чищен_ая, резан_ая дольками, сорван_ая с дерева, подан_ая с морожен_ым,  с а(п,пп)етитом съеден_ая.

ПРОДВИНУТЫЙ УРОВЕНЬ

Крашеный, копченый, вареное, тушеное, квашеная, нежареный, сушеный, топленый.

Задание: составить с данными словами словосочетания так, чтобы  в первом случае писалась одна буква Н, а во втором – НН. Обозначить орфограммы.

ОСНОВНОЙ УРОВЕНЬ

Задание:  вставить пропущенные буквы. Обозначить орфограммы.

Рва..ые края,  жжё..ый сахар, изорва..ая скатерть, писа..ая маслом картина, испуга..ые дети, стриже..ый мальчик, выжже..ая местность,  поздно сея..ые овощи, засея..ое поле, квалифицирова…ый повар, мороже..ые овощи, запута..ые нитки, сея..ая мука, замороже..ые продукты, груже..ая продуктами машина, жаре..ый картофель, нежда…ый гость

УРОВЕНЬ ПОВЫШЕННОЙ СЛОЖНОСТИ

Задание:  составить с предложенными словосочетаниями связный текст, обозначить орфограммы.

Чищен_ая, резан_ая дольками, сорван_ая с дерева, подан_ая с морожен_ым,  с а(п,пп)етитом съеден_ая.

ПРОДВИНУТЫЙ УРОВЕНЬ

Крашеный, копченый, вареное, тушеное, квашеная, нежареный, сушеный, топленый.

Задание: составить с данными словами словосочетания так, чтобы  в первом случае писалась одна буква Н, а во втором – НН. Обозначить орфограммы.

ОСНОВНОЙ УРОВЕНЬ

Задание:  вставить пропущенные буквы. Обозначить орфограммы.

Рва..ые края,  жжё..ый сахар, изорва..ая скатерть, писа..ая маслом картина, испуга..ые дети, стриже..ый мальчик, выжже..ая местность,  поздно сея..ые овощи, засея..ое поле, квалифицирова…ый повар, мороже..ые овощи, запута..ые нитки, сея..ая мука, замороже..ые продукты, груже..ая продуктами машина, жаре..ый картофель, нежда…ый гость

УРОВЕНЬ ПОВЫШЕННОЙ СЛОЖНОСТИ

Задание:  составить с предложенными словосочетаниями связный текст, обозначить орфограммы.

Чищен_ая, резан_ая дольками, сорван_ая с дерева, подан_ая с морожен_ым,  с а(п,пп)етитом съеден_ая.

ПРОДВИНУТЫЙ УРОВЕНЬ

Крашеный, копченый, вареное, тушеное, квашеная, нежареный, сушеный, топленый.

Задание: составить с данными словами словосочетания так, чтобы  в первом случае писалась одна буква Н, а во втором – НН. Обозначить орфограммы.

ОСНОВНОЙ УРОВЕНЬ

Задание:  вставить пропущенные буквы. Обозначить орфограммы.

Рва..ые края,  жжё..ый сахар, изорва..ая скатерть, писа..ая маслом картина, испуга..ые дети, стриже..ый мальчик, выжже..ая местность,  поздно сея..ые овощи, засея..ое поле, квалифицирова…ый повар, мороже..ые овощи, запута..ые нитки, сея..ая мука, замороже..ые продукты, груже..ая продуктами машина, жаре..ый картофель, нежда…ый гость

УРОВЕНЬ ПОВЫШЕННОЙ СЛОЖНОСТИ

Задание:  составить с предложенными словосочетаниями связный текст, обозначить орфограммы.

Чищен_ая, резан_ая дольками, сорван_ая с дерева, подан_ая с морожен_ым,  с а(п,пп)етитом съеден_ая.

ПРОДВИНУТЫЙ УРОВЕНЬ

Крашеный, копченый, вареное, тушеное, квашеная, нежареный, сушеный, топленый.

Задание: составить с данными словами словосочетания так, чтобы  в первом случае писалась одна буква Н, а во втором – НН. Обозначить орфограммы.

ОСНОВНОЙ УРОВЕНЬ

Задание:  вставить пропущенные буквы. Обозначить орфограммы.

Рва..ые края,  жжё..ый сахар, изорва..ая скатерть, писа..ая маслом картина, испуга..ые дети, стриже..ый мальчик, выжже..ая местность,  поздно сея..ые овощи, засея..ое поле, квалифицирова…ый повар, мороже..ые овощи, запута..ые нитки, сея..ая мука, замороже..ые продукты, груже..ая продуктами машина, жаре..ый картофель, нежда…ый гость

УРОВЕНЬ ПОВЫШЕННОЙ СЛОЖНОСТИ

Задание:  составить с предложенными словосочетаниями связный текст, обозначить орфограммы.

Чищен_ая, резан_ая дольками, сорван_ая с дерева, подан_ая с морожен_ым,  с а(п,пп)етитом съеден_ая.

ПРОДВИНУТЫЙ УРОВЕНЬ

Крашеный, копченый, вареное, тушеное, квашеная, нежареный, сушеный, топленый.

Задание: составить с данными словами словосочетания так, чтобы  в первом случае писалась одна буква Н, а во втором – НН. Обозначить орфограммы.

ОСНОВНОЙ УРОВЕНЬ

Задание:  вставить пропущенные буквы. Обозначить орфограммы.

Рва..ые края,  жжё..ый сахар, изорва..ая скатерть, писа..ая маслом картина, испуга..ые дети, стриже..ый мальчик, выжже..ая местность,  поздно сея..ые овощи, засея..ое поле, квалифицирова…ый повар, мороже..ые овощи, запута..ые нитки, сея..ая мука, замороже..ые продукты, груже..ая продуктами машина, жаре..ый картофель, нежда…ый гость

УРОВЕНЬ ПОВЫШЕННОЙ СЛОЖНОСТИ

Задание:  составить с предложенными словосочетаниями связный текст, обозначить орфограммы.

Чищен_ая, резан_ая дольками, сорван_ая с дерева, подан_ая с морожен_ым,  с а(п,пп)етитом съеден_ая.

ПРОДВИНУТЫЙ УРОВЕНЬ

Крашеный, копченый, вареное, тушеное, квашеная, нежареный, сушеный, топленый.

Задание: составить с данными словами словосочетания так, чтобы  в первом случае писалась одна буква Н, а во втором – НН. Обозначить орфограммы.

ОСНОВНОЙ УРОВЕНЬ

Задание:  вставить пропущенные буквы. Обозначить орфограммы.

Рва..ые края,  жжё..ый сахар, изорва..ая скатерть, писа..ая маслом картина, испуга..ые дети, стриже..ый мальчик, выжже..ая местность,  поздно сея..ые овощи, засея..ое поле, квалифицирова…ый повар, мороже..ые овощи, запута..ые нитки, сея..ая мука, замороже..ые продукты, груже..ая продуктами машина, жаре..ый картофель, нежда…ый гость

УРОВЕНЬ ПОВЫШЕННОЙ СЛОЖНОСТИ

Задание:  составить с предложенными словосочетаниями связный текст, обозначить орфограммы.

Чищен_ая, резан_ая дольками, сорван_ая с дерева, подан_ая с морожен_ым,  с а(п,пп)етитом съеден_ая.

ПРОДВИНУТЫЙ УРОВЕНЬ

Крашеный, копченый, вареное, тушеное, квашеная, нежареный, сушеный, топленый.

Задание: составить с данными словами словосочетания так, чтобы  в первом случае писалась одна буква Н, а во втором – НН. Обозначить орфограммы.

ОСНОВНОЙ УРОВЕНЬ

Задание:  вставить пропущенные буквы. Обозначить орфограммы.

Рва..ые края,  жжё..ый сахар, изорва..ая скатерть, писа..ая маслом картина, испуга..ые дети, стриже..ый мальчик, выжже..ая местность,  поздно сея..ые овощи, засея..ое поле, квалифицирова…ый повар, мороже..ые овощи, запута..ые нитки, сея..ая мука, замороже..ые продукты, груже..ая продуктами машина, жаре..ый картофель, нежда…ый гость

УРОВЕНЬ ПОВЫШЕННОЙ СЛОЖНОСТИ

Задание:  составить с предложенными словосочетаниями связный текст, обозначить орфограммы.

Чищен_ая, резан_ая дольками, сорван_ая с дерева, подан_ая с морожен_ым,  с а(п,пп)етитом съеден_ая.

ПРОДВИНУТЫЙ УРОВЕНЬ

Крашеный, копченый, вареное, тушеное, квашеная, нежареный, сушеный, топленый.

Задание: составить с данными словами словосочетания так, чтобы  в первом случае писалась одна буква Н, а во втором – НН. Обозначить орфограммы.

ОСНОВНОЙ УРОВЕНЬ

Задание:  вставить пропущенные буквы. Обозначить орфограммы.

Рва..ые края,  жжё..ый сахар, изорва..ая скатерть, писа..ая маслом картина, испуга..ые дети, стриже..ый мальчик, выжже..ая местность,  поздно сея..ые овощи, засея..ое поле, квалифицирова…ый повар, мороже..ые овощи, запута..ые нитки, сея..ая мука, замороже..ые продукты, груже..ая продуктами машина, жаре..ый картофель, нежда…ый гость

УРОВЕНЬ ПОВЫШЕННОЙ СЛОЖНОСТИ

Задание:  составить с предложенными словосочетаниями связный текст, обозначить орфограммы.

Чищен_ая, резан_ая дольками, сорван_ая с дерева, подан_ая с морожен_ым,  с а(п,пп)етитом съеден_ая.

ПРОДВИНУТЫЙ УРОВЕНЬ

Крашеный, копченый, вареное, тушеное, квашеная, нежареный, сушеный, топленый.

Задание: составить с данными словами словосочетания так, чтобы  в первом случае писалась одна буква Н, а во втором – НН. Обозначить орфограммы.

ОСНОВНОЙ УРОВЕНЬ

Задание:  вставить пропущенные буквы. Обозначить орфограммы.

Рва..ые края,  жжё..ый сахар, изорва..ая скатерть, писа..ая маслом картина, испуга..ые дети, стриже..ый мальчик, выжже..ая местность,  поздно сея..ые овощи, засея..ое поле, квалифицирова…ый повар, мороже..ые овощи, запута..ые нитки, сея..ая мука, замороже..ые продукты, груже..ая продуктами машина, жаре..ый картофель, нежда…ый гость

УРОВЕНЬ ПОВЫШЕННОЙ СЛОЖНОСТИ

Задание:  составить с предложенными словосочетаниями связный текст, обозначить орфограммы.

Чищен_ая, резан_ая дольками, сорван_ая с дерева, подан_ая с морожен_ым,  с а(п,пп)етитом съеден_ая.

ПРОДВИНУТЫЙ УРОВЕНЬ

Крашеный, копченый, вареное, тушеное, квашеная, нежареный, сушеный, топленый.

Задание: составить с данными словами словосочетания так, чтобы  в первом случае писалась одна буква Н, а во втором – НН. Обозначить орфограммы.

ОСНОВНОЙ УРОВЕНЬ

Задание:  вставить пропущенные буквы. Обозначить орфограммы.

Рва..ые края,  жжё..ый сахар, изорва..ая скатерть, писа..ая маслом картина, испуга..ые дети, стриже..ый мальчик, выжже..ая местность,  поздно сея..ые овощи, засея..ое поле, квалифицирова…ый повар, мороже..ые овощи, запута..ые нитки, сея..ая мука, замороже..ые продукты, груже..ая продуктами машина, жаре..ый картофель, нежда…ый гость

УРОВЕНЬ ПОВЫШЕННОЙ СЛОЖНОСТИ

Задание:  составить с предложенными словосочетаниями связный текст, обозначить орфограммы.

Чищен_ая, резан_ая дольками, сорван_ая с дерева, подан_ая с морожен_ым,  с а(п,пп)етитом съеден_ая.

ПРОДВИНУТЫЙ УРОВЕНЬ

Крашеный, копченый, вареное, тушеное, квашеная, нежареный, сушеный, топленый.

Задание: составить с данными словами словосочетания так, чтобы  в первом случае писалась одна буква Н, а во втором – НН. Обозначить орфограммы.

ОСНОВНОЙ УРОВЕНЬ

Задание:  вставить пропущенные буквы. Обозначить орфограммы.

Рва..ые края,  жжё..ый сахар, изорва..ая скатерть, писа..ая маслом картина, испуга..ые дети, стриже..ый мальчик, выжже..ая местность,  поздно сея..ые овощи, засея..ое поле, квалифицирова…ый повар, мороже..ые овощи, запута..ые нитки, сея..ая мука, замороже..ые продукты, груже..ая продуктами машина, жаре..ый картофель, нежда…ый гость

УРОВЕНЬ ПОВЫШЕННОЙ СЛОЖНОСТИ

Задание:  составить с предложенными словосочетаниями связный текст, обозначить орфограммы.

Чищен_ая, резан_ая дольками, сорван_ая с дерева, подан_ая с морожен_ым,  с а(п,пп)етитом съеден_ая.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Одна и две буквы н в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и прилагательных, образованных от глаголов». Урок изучения нового материала в 7 классе

Слайд 2

Цель урока: научиться правилу правописания Н и НН в суффиксах страдательных причастий и отглагольных прилагательных. Задачи: 1 Образовательные: - узнать о причинах возникновения трудностей в написании Н и НН в причастиях; - определить условия выбора Н и НН в суффиксах причастий и отглагольных прилагательных; - научиться строить рассуждения для разграничения страдательных причастий прошедшего времени и отглагольных прилагательных - знать слова-исключения. 2. Развивающие: - работать над навыками грамотного письма; - развивать умения и навыки логического мышления. 3 . Воспитательные : - воспитывать ответственность за результат своего труда и труда своих товарищей; - воспитывать умения работать в коллективе.

Слайд 3

Прочитайте эти «вкусные» предложения Пирожки бывают [п’ и ч ’о н ы й’ э ] и [ж а р’ и н ы й’ э ]. Множество пирожков, [и с п’ и ч’ о н ы х ] и [п а д ж а р’ и н ы х ], ждало гостей. Пирожки, [п’ и ч’ о н ы й’ э ] в духовке и [ ж а р’ и н ы й’ э ] на сковородке, лежали на блюдах красивыми горками.

Слайд 4

Текст Пирожки бывают печёные и жареные. Множество пирожков, испечённых и поджаренных, ждало гостей. Пирожки, печённые в духовке и жаренные на сковородке, лежали на блюдах красивыми горками.

Слайд 5

«Подсказка (и в шутку и всерьёз)». Сол ён ые (образовано от солить - несов. в., прилагательное) хрустящие и щедро сол енн ые (есть зависимое слово, причастие) огурчики совсем не то, что недосол енн ые (есть приставка, причастие) и несол ён ые (приставка НЕ не влияет на написание, прилагательное)

Слайд 6

Образуйте от глаголов солить, кипятить, варить, купить прилагательные, а потом причастия. Грузить (несов.в.) – груж ен ый (прил.); выгруже нн ый ( прич.); груженный (чем?) арбузами (прич.).

Слайд 7

Загадка Почему одинаково пишутся слова маринова нн ый замаринова нн ый

Слайд 8

Объясните кованый, жеваный


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка "ОДНА И ДВЕ БУКВЫ Н В СУФФИКСАХ СТРАДАТЕЛЬНЫХ ПРИЧАСТИЙ ПРОШЕДШЕГО ВРЕМЕНИ И ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ, ОБРАЗОВАННЫХ ОТ ГЛАГОЛОВ"

Если перед вами слово, которое произошло от глагола и отвечает на вопросы КАКОЙ? КАКАЯ? КАКОЕ? КАКИЕ?, то оно может быть или причастием, или отглагольным прилагательным. Очень важно это правильно опре...

: «Одна и две буквы Н в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и прилагательных, образованных от глаголов».

Формирование навыка написания Н, НН в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и отглагольных прилагательных....

Конспект урока по русскому языку в 7 классе по теме "Одна и две буквы н в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и прилагательных, образованных от глаголов"

Конспект урока по русскому языку в 7 классе по теме "Одна и две буквы   н   в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и прилагательных, образованных от глаголов"...

Проект "Интерактивные грамматические таблицы" Выпуск №1 "Две буквы Н в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и прилагательных, образованных от глаголов"

Эффективность интерактивных грамматических таблиц в сравнении со статичными состоит в том, что при работе с ними внимание учеников не рассеивается, а концентрируется на необходимом пункте...

Конспект урока по русскому языку в 7 классе по теме "Одна и две буквы н в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и прилагательных, образованных от глаголов"

Конспект урока по русскому языку в 7 классе по теме "Одна и две буквы н в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и прилагательных, образованных от глаголов"...

Урок русского языка в 7 классе. Раздел "Причастие", тема "Одна и две буквы Н в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и прилагательных, образованных от глаголов".

Презентация к уроку по разделу "Причастие" с разнообразными заданиями, направленными на повторение и закрепление разных тем из данного раздела....