Конспект урока по русскому языку в 7 классе по теме "Одна и две буквы н в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и прилагательных, образованных от глаголов"
план-конспект урока по русскому языку (7 класс)
Конспект урока по русскому языку в 7 классе по теме "Одна и две буквы н в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и прилагательных, образованных от глаголов"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
n_i_nn_bukvy_v_suffiksah_stadatelnyh_prichastiy.doc | 44.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ «Аллабердинская СОШ» с. Алабердино Тюльганского района
Оренбургской области
Разработка урока по русскому языку для 7 класс по теме
«Одна и две буквы н в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и прилагательных, образованных от глаголов».
Автор разработки Хисамова Фания Фаузятовна
учитель русского языка и литературы
Цель урока: 1) установить опознавательный признак орфограммы № 53, определить условия выбора нн в словах на -ный, образованных от глаголов; закрепить умение употреблять нн в данном разряде слов, тренировать в различении причастий и прилагательных на –ный по совокупности их отличительных признаков; 2) повторить правила правописания нн в полных страдательных причастиях; н и нн в прилагательных, образованных от существительных; не с полными причастиями; правило обособления причастного оборота; 3) познакомить учащихся с особенностями употреблений причастий в речи.
Ход урока.
I. Повторение необходимых для усвоения новой темы сведений о причастиях и прилагательных.
Проводится словарный диктант с заданием: записать в одну колонку причастия, в другую – прилагательные, установить, от какой части речи образованы данные слова, и графически обосновать употребление в них н и нн. (При затруднении можно обратиться к Школьному словообразовательному словарю.)
Отечественная война, призванный в армию, оккупированный фашистами, кожаная кобура, звериные тропы, окруженный гитлеровцами, преданный Родине, туманное утро, взволнованный встречей, разведанный район.
Установите по Школьному словарю иностранных слов особенности значения и употребления слова оккупация.
1) По каким признакам вы отличаете причастия от прилагательных? (По значению: причастия обозначают признак временной, прилагательные – постоянный; по способу образования: страдательные причастия прошедшего времени образуются от глаголов с суффиксами –нн, -енн, прилагательные – от существительных с суффиксами –н-, -ан-(-ян-), -ин-. –онн-. –енн-.
2) Каков ход рассуждения в применении правила употребления н или нн в словах на –ный? (Сначала необходимо определить, от какой части речи и с каким суффиксом образовано слово на –ный, затем соотнести данную орфограмму с правилом.)
3) В каком сообщении можно использовать рассмотренные в упражнении слова? (Например, в рассказе о подвиге разведчика.)
В индивидуальные задания (эти задания выполняются на доске) включаются следующие предложения:
1) Дорогой героев, дорогой отцов шагают бесстрашныелюди, и в час испытания каждый готов закрыть свою Родину грудью.
2) Ушла война, оставив списки погибших в праведном бою. Застыли скорбно обелиски в недвижном каме..ом строю. А в чистом небе столько сини – такой бездо..ой глубины, как будто здесь, в полях России, и вовсе не было войны.
3) В нашей памяти не померкнет ратный и трудовойподвиг советских людей, не жалевших жизни во имя защиты Родины от гитлеровского нашествия, во имя спасения Европы от фашистского порабощения.
Первый пример даётся для грамматического разбора; во втором – вставляются пропущенные орфограммы в словах и графически обосновывается их употребление (данный ряд слов пополняется прилагательными, иллюстрирующими другие случаи употребления н или нн); в третьем – выделяется причастный оборот, графически обосновывается постановка при нем запятой и обозначается условие выбора слитного или раздельного написания не.
К словам бесстрашный, ратный, порабощениеподбираются синонимы, значение других выделенных слов объясняется.
Итоговый вопрос: Какими частями речи являются слова на –ный? (Прилагательными и причастиями – особой формой глагола.)
II. Проблемное задание.
Известно, что в полных страдательных причастиях прошедшего времени пишется нн. Объясните, есть ли различие в написании слова ране(н,нн)ый, употребленного в словосочетанияране(н,нн)ый в разведке, ране(н,нн)ый разведчик.
III. Вопросы.
1) Какой вид прилагательных указан в заглавии параграфа? (Прилагательные, образованные от глаголов.)
2) Каков опознавательный признак орфограммы № 53? (Нперед окончанием.)
3) От какой части речи образованы слова, данные в рамочке учебника? (От глагола.)
4) Каковы условия выбора нн в словах на –ный, образованных от глагола?
IV. Задание с использованием графопроектора.
Запишите порядковый номер примера в таблицу.
Пиши нн в словах на –ный, образованных от глагола.
если есть приставка |
если есть суф. –ова- (-ева-) |
если есть зависимое слово |
если слово образовано от бесприставочного глагола сов. вида |
1)Рискованный поступок; 2) ограниченные возможности; 3) раненный в ногу; 4) спасенные жители; 5) развеянный пепел; 6) мощенный булыжником; 7) брошенные трофеи; 8) асфальтированное шоссе; 9) рубленный осенью; 10) оккупированный район; 11) кованный из стали.
V. Дифференцированные задания.
1) Из упражнений учебника выпишите словосочетания «причастие +существительное, обозначьте условие выбора изучаемой орфограммы.
2) От данных глаголов образуйте страдательные причастия прошедшего времени. Укажите те причастия, которые употребляются как прилагательные, составьте с одним из них предложение.
Окрылить, сразить, обагрить, подстрелить, рассеять, бетонировать, выкопать, вооружить, проявить, посвятить.
3) От данных глаголов образуйте страдательные причастия прошедшего времени и составьте с ними сочетания слов по образцу: сущ. + прич. + зависимое слово.
Не ходить, не ездить, грузить, ковать, метить, путать, кипятить, плести, морозить, сеять.
Устное творческое задание.
От глаголов, данных в скобках, образуйте в зависимости от смысла причастия. Поставьте недостающие знаки препинания (текст написан на доске).
Над (обнажить) гранитной скалой к самому небу взметнулась 12-метровая мраморная стена… на лицевой стороне памятника (обратить) в сторону (приходить) кораблей строгие изображения моряков-пограничников Заполярья (пасть) в боях с фашистами в годы войны. Это им, беззаветным героям, (сорвать) планы Гитлера по захвату Кольского полуострова народная память.
Определите, к какому стилю речи относится данный текст. (Публицистический стиль: причастия придают тексту краткость и торжественность; замена причастий глаголами в отдельных случаях невозможна или нецелесообразна.)
VI. Итоговый вопрос: Что нового вы узнали на уроке о правописании двух н в словах на -ный?
VII. Домашнее задание.
Составьте рассказ о подвиге разведчика, используя в нем, если нужно, слова, встретившиеся на уроке.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка "ОДНА И ДВЕ БУКВЫ Н В СУФФИКСАХ СТРАДАТЕЛЬНЫХ ПРИЧАСТИЙ ПРОШЕДШЕГО ВРЕМЕНИ И ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ, ОБРАЗОВАННЫХ ОТ ГЛАГОЛОВ"
Если перед вами слово, которое произошло от глагола и отвечает на вопросы КАКОЙ? КАКАЯ? КАКОЕ? КАКИЕ?, то оно может быть или причастием, или отглагольным прилагательным. Очень важно это правильно опре...
Урок русского языка в 6 классе по теме «Н и НН в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и прилагательных, образованных от глаголов»
Урок проводится в разделе «Морфология. Причастие». Он является вторым в ряду уроков по изучению правила «н-нн в причастиях», где дети знакомятся с отличительными признаками причастий и отглагольных пр...
: «Одна и две буквы Н в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и прилагательных, образованных от глаголов».
Формирование навыка написания Н, НН в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и отглагольных прилагательных....
Конспект урока по русскому языку в 7 классе по теме "Одна и две буквы н в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и прилагательных, образованных от глаголов"
Конспект урока по русскому языку в 7 классе по теме "Одна и две буквы н в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и прилагательных, образованных от глаголов"...
Проект "Интерактивные грамматические таблицы" Выпуск №1 "Две буквы Н в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и прилагательных, образованных от глаголов"
Эффективность интерактивных грамматических таблиц в сравнении со статичными состоит в том, что при работе с ними внимание учеников не рассеивается, а концентрируется на необходимом пункте...
Урок изучения нового материала в 7 классе по теме: «Одна и две буквы н в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и прилагательных, образованных от глаголов».
Урок изучения нового материала с различными уровнями задания....
Конспект урока русского языка по теме: «Одна и две буквы нн в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и отглагольных прилагательных» в 7 классе
Конспект урока русского языка по теме: «Одна и две буквы нн в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и отглагольных прилагательных» в 7 классе...