Урок русского языка в 9 классе. Тема "Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему"
материал для подготовки к егэ (гиа, 9 класс) по теме

Тостоганова Ирина Валерьевна

1.Урок подготовки к ОГЭ по русскому языку .Часть С. 2.  Презентация к выступлению на тему "Обучение русскому языку детей-мигрантов"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 9 классе.

Тема « Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему»

Цель: Обучающая: 1. Совершенствовать навыки написания сочинения-рассуждения на лингвистическую тему.

Развивающая: 1. Актуализировать познавательную деятельность обучающихся, стимулировать и развивать мыслительные процессы: логическое мышление, внимание, память, речь, творческие способности. 2. Развивать навыки критического мышления при усвоения информации.

Ход занятия

  1. Организационный момент.  Приветствие
  2. Объявление темы и постановка целей

Разделяю класс на три группы.

Третья часть экзаменационной работы в 9 классе предполагает творческое задание – сочинение на лингвистическую тему.

- Давайте разберёмся , КАКАЯ ТЕМА ЯВЛЯЕТСЯ ЛИНГВИСТИЧЕСКОЙ ?

Тему можно назвать лингвистической , если она посвящена языкознанию , изучению какого – либо раздела науки о языке.

Сегодня предлагаю вам побыть исследователями  и объяснить высказывание Н.Шанского: ( объяснить постановку знаков препинания)

« В этой фламандской роскоши щепного двора – свой особенный стиль , который Гоголь осуществляет , развёртывая обильные перечни и неожиданные детали....»

  • Выделите ключевые слова .
  • Какие ключевые понятия непонятны вам и требуют дополнительного разъяснения?
  • Послушаем уч-ся , которые подготовили нам сообщения «Фламандская школа живописи» и «Характерные черты творческой манеры Н.В.Гоголя»

( каждая группа получает экземпляр сообщений)

Заполним таблицу

Фламандская живопись

«Словесная» живопись Н.В.Гоголя

роскошь

Богатство языка (синонимы , антонимы , изобразительно – выразительные средства)

хотели вместить в одно произведение все, что попадалось им на глаза.

. Объединение слов разных стилевых пластов ; соединить

несоединимое

Перегруженность деталями

Обильные перечни ( однородные члены, лексические повторы)

тонкости в изображении мимики, жестов, движений .

Обилие однородных членов , особенно выраженных глаголами и глагольными формами ;

 Продолжить работу мне хочется со слов Максима Горького. Он говорил: «Прежде чем написать что-либо, я задаю себе три  вопроса: что  хочу  написать,   как  написать   и   для  чего написать». Следуя совету писателя, постараемся ответить на эти вопросы и мы.  

   III.   Актуализация знаний.

1. Повторение теоретического материала .

          - Итак, первый вопрос, который задает Максим Горький: ЧТО мы хотим написать?                           (Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему)

 - Какова структура сочинения- рассуждения?  

( У доски 2 ученика восстанавливают схему- у каждого набор дидактического материала )

  • Остальные записывают в тетрадях.
  • Взаимопроверка

Следующий вопрос , который задаёт Горький : КАК написать?

Как начать сочинение?  С чего начинается сочинение. Со вступления.

В нашем случае вступление мы связываем с тезисом. Что является тезисом в нашем сочинении?  

Работа  по группам : Пишем вступление.

  1. в виде прямой речи
  2. в виде косвенной речи
  3. с помощью вводного слова

(Один у доски)

Прочитайте свои варианты вступления.

-  Ещё раз обратите внимание на то, какой фразой завершается каждое вступление и тем самым осуществляется переход к основной части сочинения.

Как писать основную часть?
             О чем мы должны написать в основной части?  

      В основной части вы должны  привести рассуждение на лингвистическую тему, назвать одно лексическое и одно грамматическое явление, привести примеры-аргументы из текста.

Итак , его величество – текст .( аудиозапись)

1)И какой же русский не любит быстрой езды? 2)Его ли душе, стремящейся закружиться, загуляться, сказать иногда: "черт побери все!" - его ли душе не любить ее? 3) Ее ли не любить, когда в ней слышится что-то восторженно-чудное? 4)Кажись, неведомая сила подхватила тебя на крыло к себе, и сам летишь, и все летит: летят версты, летят навстречу купцы на облучках своих кибиток, летит с обеих сторон лес с темными строями елей и сосен, с топорным стуком и вороньим криком, летит вся дорога невесть куда в пропадающую даль, и что-то страшное заключено в сем быстром мельканье, где не успевает означиться пропадающий предмет, - только небо над головою, да легкие тучи, да продирающийся месяц одни кажутся недвижны. 5) Эх, тройка! птица тройка, кто тебя выдумал? 6)знать, у бойкого народа ты могла только родиться, в той земле, что не любит шутить, а ровнем-гладнем разметнулась на полсвета, да и ступай считать версты, пока не зарябит тебе в очи. 7) ...Кони вихрем , спицы в колёсах смешались в один гладкий круг , только дрогнула дорога , да вскрикнул в испуге остановившийся пешеход - и вон она понеслась, понеслась, понеслась!.. 8)И вон уже видно вдали, как что-то пылит и сверлит воздух.                              ( по Н.В.Гоголю)

Справка.

Какие языковые средства позволяют автору в данном фрагменте

 выразить свое отношение к Руси и русскому народу ?

С помощью каких средств словесной изобразительности создается образ «живой Руси» ?В финале главы 11 с помощью развернутой метафоры создан образ

Руси - птицы     тройки,    передающий       авторское   видение     родины .

Стремительность движения тройки передает лексика: глаголы (...) ;    

прилагательные (...) ; сравнение, выраженное существительным в

творительном падеже (...) ; многочисленные лексические повторы (повтор однокоренных слов, форм слова)....; контекстуальных синонимов ....

      На уровне синтаксиса  можно отметить многочисленные ряды однородных

членов ; риторические вопросы, выделяющие смысловые центры авторской речи, и восклицания, отмечающие подъем интонации, «накал» эмоций.

У: Перед вами текст Гоголя ( отрывок из «Мёртвых душ»). Мастерство писателя необъятно , неисчерпаемо : говорить о разных сторонах его мастерства на одном уроке просто невозможно , поэтому мы будем работать сейчас лишь над некоторыми : живопись словом ( или использование выразительных средств языка – эпитетов , сравнений , фразеологизмов) и использование однородных членов , выраженных глаголами и глагольными формами ).

Если вы чувствуете , что можете самостоятельно рассмотреть другие стороны мастерства писателя , ДЕРЗАЙТЕ!

Работа с тестом            

             В тексте можно найти множество примеров, иллюстрирующих теоретический материал.

             Конечно же,  мы должны внимательно прочитать текст. Мы читаем текст «с карандашом в руках» и  отмечаем важные для нас, нужные, по нашему мнению, словосочетания и предложения.

Работа по группам:

  1. Найти эпитеты и определить их роль в тексте;
  2. сравнения и определить их роль;
  3. ряды однородных членов.

Используя материалы сообщений запишите РАССУЖДЕНИЕ НА ТЕОРЕТИЧЕСКОМ УРОВНЕ и приведите примеры.

Образцы оформления примеров-аргументов у вас имеются, самостоятельно запишите по одному  примеру лексического и грамматического явлений.

(шаблоны в справочниках ГИА)

  - Как можно оформлять примеры. ?

1) В предложении … (« … ») автор использует  ……

2) Так, например, использование …   («…»)  в предложении …

3) Обратим внимание на предложение …  , в котором автор использует …
4) Чтобы подтвердить сказанное, обратимся к … предложению текста.  В нем автор прибегает к использованию …

5)  Справедливость этого вывода можно доказать на примере … предложения, в котором автор использует … .
6) В подтверждение собственных выводов приведу пример из … предложения прочитанного мною текста.

7) Рассмотрим … предложение. В нем использована … . Это подтверждает наш вывод о том, что … .

.Прочитайте свои работы ( 3 человека)

О чем писать в заключении? ( ответы уч-ся)

       Последняя композиционная часть вашего сочинения – концовка. Она завершает текст и придает вашим рассуждениям законченный вид. Концовка содержит общие выводы, при формулировке которых используются речевые клише, образцы.

 Рассмотрим несколько образцов заключения:

1. Таким образом, можно уверенно сказать, что прав был..., утверждавший, что «....».

2. Итак, мы пришли к выводу, что утверждение  .....является справедливым.

3. Я считаю, что этими примерами мне удалось доказать правоту Г.Степанова.

4. Таким образом, смысл высказывания .....я вижу в том, что ....

5. Примеры из текста стали убедительным доказательством высказывания......

Запишите свой вариант заключения.
Несколько советов в заключение:

1. В сочинении должно быть 4 абзаца. Это очень важно!

 - 1 абзац - тезис,
• 2 абзац - функция или довод №1 с примером или примерами,
• 3 абзац - функция или довод №2 с примером или примерами,
• 4 абзац - вывод.

2. Объем сочинения – не менее 70 слов. Более 150 слов нежелательно.

3.Почерк – разборчивый, аккуратный.

Домашняя работа :

. Используя все материалы, подготовить чистовик сочинение-рассуждение на лингвистическую тему.

 Некоторым предлагается написать сочинение по шаблону.

 ВНИМАНИЕ продолжите , не повторяя ответ товарища

До этого урока я не знал ... , а теперь....

                            Я  не умел ...., а .....

                                  Забыл.......

Шаблон сочинения- рассуждения.

Тезис.

Н. М. Шанский , известный лингвист , утверждал:

« В этой фламандской роскоши щепного двора – свой особенный стиль , который Гоголь осуществляет , развёртывая обильные перечни и неожиданные детали....»

Н. М. Шанский , известный лингвист ,  утверждал , что  « в этой фламандской роскоши щепного двора – свой особенный стиль , который Гоголь осуществляет , развёртывая обильные перечни и неожиданные детали....»

Попробуем разобраться в этом  высказывании . ( или  С  лингвистом трудно не согласиться , так как...)

Рассуждение на теоретическом  уровне

С данным высказыванием нельзя не согласиться, если понимать его шире: « словесная» живопись Гоголя неповторима.  В богатстве языковых средств и заключается  «особенный стиль» писателя.  Разнообразие проявляется в его лексических и грамматических особенностях.                            

Это текст художественного стиля , в котором  слово несёт  не только определённую информацию , но и воздействует на читателя при помощи художественных образов.

  Примеры

1) Так, например, использование …   («…»)  в предложении …

Синтаксический строй текста разнообразен. Благодаря использованию предложений с однородными членами , бессоюзных сложных предложений , сложносочиненные предложения прозаический текст приобретает определенный ритм, что способствует созданию художественного образа.

2) Чтобы подтвердить сказанное, обратимся к … предложению текста.  В нем автор прибегает к использованию …

Заключение-вывод

1. Таким образом, можно уверенно сказать, что прав был..., утверждавший, что «....».

2. Итак, мы пришли к выводу, что утверждение  .....является справедливым.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Обучение русскому языку детей мигрантов» Тостоганова И.В.

Слайд 2

Создание толерантного образовательного пространства

Слайд 3

Выделяют три основные категории детей мигрантов 1- учащиеся , которые в совершенстве владеют русским языком и не владеют родным языком; 2 -те , кто в совершенстве владеют родным и не владеют русским ( инофоны ); 3 - те , кто одновременно владеют родным и русским (билингвы).

Слайд 4

Цель обучения русскому языку детей мигрантов - изучение живой русской речи для успешной социализации учащихся.

Слайд 5

Основными задачами преподавания русского языка являются предупреждение ошибок в русской речи, овладение основными нормами современного русского литературного языка, приоритет поликультурного образования.

Слайд 6

возникла проблема «учитель- учебник- ученик» Возникают вопросы: « Как организовать учебный процесс?», « Как вписать в него работу с этими детьми ?», « С чего начать?», а самое главное – «Как обучить русскому языку нерусских учащихся?».

Слайд 7

Главная задача– целенаправленность обучения на достижение конкретного конечного результата. Ведущими ключевыми идеями будут следующие: Прививать интерес к русскому языку, психологически готовить к дальнейшему изучению его в школе; Приучать слух детей к звукам, словам русской речи; Создавать у детей запас наиболее употребительных русских слов, вырабатывать умение пользоваться этим минимумом в разговорной речи; Научить строить элементарные фразы на русском языке, употребляя слова в правильной грамматической форме.

Слайд 8

Теоретическое обоснование Федеральная целевая программа «Русский язык», принятая Правительством Российской Федерации(29.12.2005,№833) на 2005-2010 годы, содержит целый раздел «Укрепление позиций русского языка как средства межнационального общения народов Российской Федерации».

Слайд 9

Опыт работы с детьми-мигрантами В школе Е.В. Бондаревской были разработаны интегративные курсы : « Поддержка и защита детства на материалах миграционной педагогики», « Подготовка учителя к осуществлению педагогической поддержки детей-мигрантов в поликультурном образовании», « Основы межкультурного общения»

Слайд 10

Уровень подготовки учащихся Для определения уровня языковой подготовки учеников следует использовать Проект образовательного стандарта по русскому языку как государственному языку РФ , где определены требования к уровню подготовки учеников на начальном и основном этапах обучения, предложены способы измерения уровня владения языком.

Слайд 11

В результате выделяют три уровня: слабый, средний и нулевой. С лабым уровень - это ученики, которые с трудом, но понимают русскую речь, могут говорить на определённые темы (о себе, своей семье, общаться в магазине, в транспорте). Лексический запас их очень ограничен. Средний - учащиеся допускают ошибки в ударении и интонационном оформлении, присутствуют акцент, лексическая и грамматическая интерференция. Учащиеся понимают объяснения объяснение учителя , могут ответить на поставленный вопрос. Нулевой - вообще не говорят по-русски, не понимают слов учителя . С такими учащимися приходится общаться через учеников-консультантов.

Слайд 12

У большинства детей в сознании сосуществуют системы двух языков . Главной задачей становится преодоление отрицательного, в данном случае, влияния родного языка, предупреждение интерференционных ошибок в русской речи. Но для этого, прежде всего, нужно «видеть» языковой материал глазами нерусского, реально оценивать те трудности, которые должен преодолеть ученик.

Слайд 13

Эти трудности обусловлены расхождениями в системах родного и русского языков отсутствием некоторых грамматических категорий русского языка в родном языке учащихся, несовпадением их функций в родном и русском языках, расхождениями в способах выражения тех или иных грамматических значений. А кроме того- нерегулярностью языковых явлений в самом русском языке: чем больше в языке исключений из правил, тем труднее он усваивается.

Слайд 14

Методы и формы работы обучения русскому языку как неродному Коллективная форма работы; работа в парах ; индивидуальная работа ; р абота по цепочке.

Слайд 15

Учебник Е.А.Быстровой «Изучаем русский язык» 5-7 класс. подготовлен в рамках и на средства Федеральной целевой программы «Дети семей беженцев и вынужденных переселенцев» Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации.

Слайд 16

Учебник Е.А.Быстровой «Изучаем русский язык» 5-7 класс Следует обратить внимание учащихся на рубрики, которые помещены на страницах учебника: «Обратите внимание!», «Запомните!», «Различайте!», «Поиграем!», «Немного юмора».

Слайд 17

Учебно - методическое пособие под редакцией С.И.Львовой. Её схемы – таблицы по пунктуации и орфографии позволяют одновременно воздействовать на зрительную, логическую, эмоциональную память ребёнка, что даёт возможность более полно использовать разные каналы получения и закрепления учебной информации и, конечно, способствует повышению качества обучения.

Слайд 18

Методика Т.Я.Фроловой компактное изучение «Орфографии» и «Пунктуации » объединения правил с общим опознавательным признаком в одну информационную единицу, в одно доступное обобщенно - сопоставительное правило.

Слайд 19

Только в целенаправленной, последовательной совместной деятельности можно достичь результатов Все это поможет сплотить нас и сделать одной большой многонациональной семьей, где каждый важен и необходим для здорового, благоприятного развития нашего государства.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка. 5 класс. УМК В.В. Бабайцевой. Тема: «Фразеологизмы»

МАРШРУТНЫЙ ЛИСТ 1.       Подобрать слова синонимы к фразеологизмам: на краю света, намылить шею, пешком ходить под стол, зуб на зуб не попадает, зарубить на носу, ка...

Методическая разработка урока русского языка 5 класс Учитель: Шерстнева Любовь Иннокентьевна Тема: Обобщение знаний об имени существительном.

Тема:   Обобщение знаний об имени  существительном.Цель урока:Образовательная:·         обобщить и систематизировать знания детей по теме “Имя су...

Технологическая карта урока русского языка 5 класс. Тема: "Роль языка в жизни общества. Язык и человек"

Тип урока: Урок объяснения нового материалаЦель: Формировать представление об изучаемом предмете; сообщить учащимся, что язык – это средство человеческого общения; познакомить с учебником, опред...

Урок русского языка, 5 класс по теме "Обобщение изученного по теме "Синтаксис"

Урок проводился в общеобразовательном классе, где обучается ребенок с умственной отсталостью. Построен с использованием обучающих структур....

Урок русского языка 3 класс УМК "Школа России" на тему "Главные и второстепенные члены предложения"

Конспект урок русского языка 3 класс УМК "Школа России" на тему "Главные и  второстепенные члены предложения"...