Рабочая программа по русскому языку 10 класс
рабочая программа по русскому языку (10 класс) на тему
Пояснительная записка к рабочей программе по русскому языку 10 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
poyasnitelnaya_zapiska_moya.docx | 27.24 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Данная программа разработана в соответствии с Программой среднего (полного) общего образования, требованиями федерального компонента государственного стандарта общего (полного) образования по русскому языку на базовом уровне и ориентирована на работу по учебнику В. Ф. Грекова, С. Е. Крючкова, Л. А. Чешко (М.: Просвещение, 2013).
Курс русского языка направлен на совершенствование речевой деятельности учащихся на основе овладения знаниями об устройстве и функционировании русского языка и помогает учащимся углубить представления о стилистике современного русского литературного языка, закрепить орфографические навыки, расширить лексический запас. Содержание обучения ориентировано на развитие личности ученика, воспитание культурного человека, владеющего нормами литературного языка, способного выражать свои чувства и эмоции в устной и письменной форме, соблюдать этические нормы общения.
Целью обучения 10 классе является развитие и совершенствование способностей учащихся к речевому взаимодействию и социальной адаптации. На базовом уровне обучения предусматривается углубление и расширение знаний о языковой норме и её разновидностях.
Задачи обучения:
- воспитание гражданина и патриота; формирование представления о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа;
- освоение знаний о русском языке как многофункциональной знаковой системе и общественном явлении; языковой норме и её разновидностях; нормах речевого поведения в различных сферах общения;
- овладение умениями опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности; различать функциональные разновидности языка и моделировать речевое поведение с задачами общения;
- применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике; повышение уровня речевой культуры, орфографической грамотности.
Методы обучения
Метод сообщений знаний в готовом виде ориентирован на рецептивную деятельность учащихся: знания сообщаются ученику в готовом виде, он должен их воспринять и запомнить.
Метод объяснения нового материала, которыйпредполагает наличие элементов проблемного изложения.
Метод эвристической беседы состоит в том, что от наблюдения специально подобранных примеров, опираясь на вопросы учителя, ученики приходят к нужным выводам.
Метод закрепления введенных знаний основывается на репродуктивной деятельности учащихся.
Общая характеристика курса
Владение русским языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения выпускника школы практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.
Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей старшеклассника, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество их усвоения, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.
Содержание обучения русскому языку на базовом уровне, как и на предшествующем этапе, структурировано на основе компетентстного подхода. В соответствии с этим в старших классах развиваются и совершенствуются коммуникативная, языковая, лингвистическая (языковедеческая) культуроведческая компетенция.
Коммуникативная компетенция – овладение всем видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, умениями и навыками использования языка в различных сферах и ситуациях общения, соответствующих опыту, интересам, психологическим особенностям учащихся старшей школы.
Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции – систематизация знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; общих сведений о лингвистике как науке; овладение основными нормами русского литературного языка, обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; совершенствование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, умения пользоваться различными лингвистическими словарями.
Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.
В основу программы положена идея личностно ориентированного и когнитивно-коммуникативного обучения русскому языку. Курс ориентирован на синтез языкового, речемыслительного и духовного развития учащихся старшей школы. Русский язык представлен в примерной программе перечнем не только тех дидактических единиц, которые отражают устройство языка, но и тех, которые обеспечивают речевую деятельность. Каждый тематический блок примерной программы включает перечень лингвистических понятий, обозначающих языковые и речевые явления, указывает на особенности функционирования этих явлений и называет основные виды учебной деятельности, которые отрабатываются в процессе изучения данных понятий. Таким образом, рабочая программа создает условия для реализации углубления деятельностного подхода кизучению русского языка в старших классах.
На базовом уровне, прежде всего, решаются проблемы, связанные с формированием общей культуры, с развивающими и образовательными задачами образования, с задачами социализации личности. Таким образом, базовая школа обеспечивает общекультурный уровень человека, способного к продолжению обучения в образовательных учреждениях высшей школы.
В содержании примерной программы предусматривается интегрированный подход к совершенствованию личностных и коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное овладение русским языком в разных сферах и ситуациях общения.
В учебном процессе указанные блоки неразрывно взаимосвязаны или интегрированы, посколькупроцессы осознания языковой системы и личный опыт использования языка в определенных условиях, ситуациях общения оказываются неразрывно связаны друг с другом.
Место предмета в учебном плане
Программа «Русский язык» предназначена для изучения русского языка в 10 классе на базовом уровне и составлена из расчета 2 часа в неделю (всего – 68 часов).
Виды контроля: контрольные диктанты, тестовые работы, самостоятельные работы, задания дифференцированного характера, изложение художественного текста и ответ на вопрос о его содержании. Контроль осуществляется согласно выработанным критериям учебной деятельности учащихся.
Общие учебные умения, навыки и способы деятельности
Направленность курса на интенсивное речевое и интеллектуальное развитие создает условия для реализации надпредметной функции, которую русский язык выполняет в системе школьного образования. В процессе обучения старшеклассник получает возможность совершенствовать общеучебные умения, навыки, способы деятельности, которые базируются на видах речевой деятельности и предполагают развитие речемыслительных способностей.
В процессе изучения русского языка на базовом уровне совершенствуются и развиваются следующие общеучебные умения: коммуникативные (владение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для учащихся сферах и ситуациях общения), интеллектуальные (сравнение и сопоставление, соотнесение, синтез, обобщение, абстрагирование, оценивание и классификация), информационные (умение осуществлять библиографический поиск, извлекать информацию из различных источников, умение работать с текстом), организационные (умение формулировать цель деятельности, планировать её, осуществлять самоконтроль, самооценку, коррекцию).
Результаты обучения
В результате изучения русского языка ученик должен
знать/понимать:
- связь языка и истории, культуры русского и других народов;
- смысл понятий: речевая ситуация и её компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи;
- основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь;
- орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические нормы современного русского литературного языка; нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения;
уметь:
- осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;
- анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;
- проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка;
аудирование и чтение:
- использовать основные виды чтения (ознакомительно-изучающее, ознакомительно-реферативное и др.) в зависимости от коммуникативной задачи;
- извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях;
говорение и письмо:
- создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения;
- применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;
- соблюдать в практике письма орфографические нормы современного русского литературного языка;
- использовать основные приемы информационной переработки устного и письменного текста;
- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни: для осознания русского языка как духовной, нравственной и культурной ценности народа, приобщения к ценностям национальной и мировой культуры, развития интеллектуальных и творческих способностей, навыков самостоятельной деятельности, самореализации, самовыражения в различных областях человеческой деятельности, увеличения словарного запаса, расширения круга используемых языковых и речевых средств, самосовершенствования способности к самооценке на основе наблюдений за собственной речью, совершенствования коммуникативных способностей, развития готовности к речевому взаимодействию, межличностному и межкультурному общению, сотрудничеству, самообразования и активного участия в производственной, культурной и общественной жизни государства.
Содержание рабочей программы по русскому языку в 10 классе
Текст. (8+4)
Понятие о тексте. Виды текстов. Абзацное членение текста. Типы речи. Стили речи. Сокращение текста. План. Тезисы. Конспект. Реферат. Аннотация. Рецензия. Понятие о норме литературного языка. Типы норм. Редактирование текстов. К/Р №1 по теме «Текст».
Лексика и фразеология. (9+1)
Слово и его лексическое значение. Однозначность и многозначность слова. Изобразительно-выразительные средства русского языка. Тропы как выразительные средства языка. Р/Р. Практическая работа. Лингвистический анализ поэтического текста. Омонимы и их употребление. Работа со словарями. Синонимы, антонимы и их употребление. Употребление стилистически ограниченной лексики. Заимствованные слова и их употребление. Употребление устаревших слов и неологизмов. Фразеология. Употребление фразеологизмов. Контрольный диктант №1 с грамматическим заданием по теме «Лексика и фразеология»
Морфемика. Словообразование. Орфография. (15)
Принципы русской орфографии. Употребление прописных букв. Употребление Ь для обозначения на письме мягкости и для обозначения грамматических форм. Состав слова. Морфемный анализ слова. Основные способы образования слов. Международные словообразовательные элементы. Словообразовательный разбор слова. Правописание гласных после шипящих и Ц. Правописание звонких и глухих согласных в корне слова. Правописание двойных согласных. Правописание приставок. Гласные Ы-И после приставок. К/Р №2 по теме «Морфемика. Словообразование. Орфография».
Морфология. Орфография. (31)
Систематизация знаний о частях речи.
Морфологический разбор имени существительного. Правописание падежных окончаний имен существительных. Именительный падеж множественного числа некоторых существительных мужского рода. Орфоэпические и морфологические нормы. Гласные в суффиксах имен существительных.К/Р №3 по теме «Имя существительное».
Функционально-смысловые типы речи. Морфологический разбор имени прилагательного. Правописание суффиксов имен прилагательных. Морфологические нормы. Правописание сложных имен существительных и прилагательных.Контрольный диктант №2 с грамматическим заданием по теме «Имя прилагательное».
Морфологический разбор числительных. Морфологические нормы. Морфологический разбор местоимений. Морфологические нормы.
Правописание суффиксов глаголов. Правописание личных окончаний глагола. Морфологические нормы. Правописание суффиксов глагола. Морфологический разбор причастий. Образование причастий. Краткие и полные страдательные причастия. Правописание суффиксов причастий. Правописание Н и НН в прилагательных и причастиях. Значение и употребление деепричастий. Морфологический разбор деепричастий. Образование наречий. Морфемный и словообразовательный разбор наречий. Слова категории состояния. Правописание наречий.К/Р №4 по теме «Самостоятельные части речи»
Предлог как служебная часть речи. Правописание предлогов. Союз как служебная часть речи. Правописание союзов. Частицы. Раздельное и дефисное написание частиц. Правописание частицы НЕ со словами разных частей речи. Частицы НЕ и НИ, их значение и употребление.Итоговый контрольный диктант №3 с грамматическим заданием.
Учебно-тематический план по русскому языку в 10 классе
№ п/п | Наименование темы, раздела | Количество часов | ||
Всего | Развитие речи | Контроль | ||
1 | Текст | 12 | 4 | 1 |
2 | Лексика и фразеология | 10 | 1 | 1 |
3 | Морфемика. Словообразование. Орфография | 15 | 1 | |
Морфология. Орфография | ||||
4 | Самостоятельные части речи | 25 | 3 | |
5 | Служебные части речи | 6 | 1 | |
ИТОГО | 68 | 5 | 7 |
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
- Гольцова Н. Г., И. В. Шамшин, М. А. Мищерина Русский язык. 10-11 классы.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2013
- ГольцоваН. Г., М. А. Мищерина Русский язык. 10-11 классы.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2012
- Греков В. Ф. Пособие для занятий по русскому языку в старших классах / В. Ф. Греков, С. Е. Крючкова, Л. А. Чешко. – М.:, Просвещение, 2002
- Розенталь Д. Э. Русский язык: Сборник упражнений по русскому языку для поступающих в вузы. – М.: Дрофа, 1995
- Г. Т. Егораева, О. Д. Ивашова, Е. В. Ляшенко «Русский язык. Эффективная подготовка к ЕГЭ», издательство «Экзамен», М. 2013
- Т. Ю. Угроватова. «Русский язык. 34 урока подготовки к ЕГЭ», издательство «Эксмо», 2007
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
пояснительная записка к рабочей программе по русскому языку для 6 класса коррекционной школы 8 вида. Рабочая программа по русскому языку для 6 класса коррекционной школы 8 вида
Программа составлена для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья. Русский язык является одним из основных предметов в специальной школе. В зависимости от года обучения на овл...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 10 Ф (физико-математический профиль)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 10 Ф (физико-математический профиль) , Всего часов на учебный год – 34;Количество часов в неделю - 1 час Составлена в соответствии с ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 11 Е (естественнонаучный профиль)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языкуКласс – 11 Е ( естественнонаучный профиль) , Всего часов на учебный год – 34;Количество часов в неделю - 1 час;Составлена в соответствии с уч...
Пояснительная записка к рабочей программе. Предмет: русский язык. Класс: 6.УМК: Львова С.И. Пояснительная записка
Пояснительная записка к рабочей программе включает цели и задачи освоения курса, содержание курса, тематическое планирование, ЭОР, методическое обеспечение....
Рабочая программа по русскому языку класс по программе Ладыженской Т.А. и К.Т.П.
класс.Рабочая программа составленана основе программы Т.А, Ладыденской. и К.Т.П....
Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская
рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...
Рабочая программа по русскому языку для 7 класса разработана на основе примерной программы по русскому языку основного общего образования и рабочей программы по русскому языку М.Т.Баранова, Т.А. Ладыженской, Н.М.Шанского и др.
Рабочая программа адаптирована для школы надомного обучения для учащихся с ограниченными возможностями здоровья. И расчитана на 2 часа обучения русскому языку (в неделю)....