Рабочая программа по русскому языку для 11 класса
рабочая программа по русскому языку (11 класс) на тему
Рабочая программа по русскому языку для 11 класса
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_russkomu_yazyku_11_klass.doc | 133 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка.
Рабочая программа по русскому языку для 11А класса разработана на основании положения «О составлении рабочих программ учителями-предметниками ГБОУ средняя школа № 376 Московского района Санкт-Петербурга», утвержденного 27.06.2014 приказом директора школы № 376 на основании решения педагогического совета № 6 от 27.06.2014.
Данная программа разработана на основе программы по русскому языку Л.М.Рыбченковой, А.И.Власенкова и др. с использованием УМК «Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи. 10-11 класс». Москва: Просвещение, 2010 г. Авторы А. И. Власенков, Л. М. Рыбченкова. Рабочая программа рассчитана на 68 часов (из расчёта 2 урока в неделю).
Место предмета «Русский язык» в базисном учебном плане ГБОУ средняя школа № 376 Московского района Санкт-Петербурга в Федеральном базисном учебном плане для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает обязательное изучение русского языка в 11 классе в количестве 68 часов.
Не надо доказывать, что владение языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения выпускника школы практически во всех областях жизни. Таким образом, язык не только неразрывно связан со всеми школьными предметами, но и влияет на качество их усвоения, а в перспективе – определяет успешность в овладении навыками самостоятельной учебной деятельности, навыками самообразования, а также в овладении будущей профессией. Вся система обучения направлена на формирование четырёх видов компетенций: коммуникативной, лингвистической, языковой и культуроведческой.
Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции – углубление знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; о лингвистике как науке и ученых-русистах; овладение основными нормами русского литературного языка, обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; совершенствование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, умения пользоваться различными лингвистическими словарями.
Коммуникативная компетенция – совершенствование владения всеми видами речевой деятельности и культурой устной и письменной речи; умений и навыков использования языка в различных сферах и ситуациях общения, соответствующих опыту, интересам, психологическим особенностям учащихся старшей школы.
Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения культуры, национально-культурной специфики русского языка; расширение знаний о взаимосвязи развития языка и истории народа; совершенствование этикетных норм речевого общения, культуры межнационального общения.
В профильных классах русский язык становится объектом научного изучения, поэтому особое внимание уделяется русистике, знакомству с основными направлениями её развития. Заложен исторический аспект в изучении языка, усиливается направленность обучения на установление связей с курсами русской литературы и иностранного языка и на этой основе – формирование способности проводить филологический анализ текста. Профильный уровень нацеливает на применение полученных учащимися знаний и умений в собственной речевой практике.
Цели и задачи
Изучение русского языка в старшей школе на профильном уровне направлено на достижение следующих целей, обеспечивающих реализацию личностно-ориентированного, когнитивно-коммуникативного, деятельностного подходов к обучению родному языку:
· воспитание гражданина и патриота; формирование представления о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание национального своеобразия русского языка; овладение культурой межнационального общения;
· развитие и совершенствование способности к речевому взаимодействию и социальной адаптации; информационных умений и навыков; навыков самоорганизации и саморазвития; готовности к осознанному выбору профессии, к получению высшего гуманитарного образования;
· углубление знаний о лингвистике как науке; языке как многофункциональной развивающейся системе; взаимосвязи основных единиц и уровней языка; языковой норме, ее функциях; функционально-стилистической системе русского языка; нормах речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения;
· овладение умениями опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать языковые явления и факты с учетом их различных интерпретаций; в необходимых случаях давать исторический комментарий к языковым явлениям; оценивать языковые явления и факты с точки зрения нормативности, соответствия сфере и ситуации общения; разграничивать варианты норм и речевые нарушения;
· применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике, в том числе в профессионально ориентированной сфере общения; совершенствование нормативного и целесообразного использования языка в различных сферах и ситуациях общения.
Особенности класса
В классе _14_учащихся: _8_девочки, _6__ мальчиков. На момент окончания предыдущего учебного года __0_ отличников, ___ обучались на «4» и «5», ___ с одной «3», __1__неуспевающий. В целом класс успешно завершил программу предыдущего учебного цикла. Уровень подготовки учащихся позволяет начать освоение курса ____11 класса__ и не требует коррекции в содержании. Однако необходимо отметить, что особое внимание при планировании следует уделять развитию грамматической зоркости учащихся и навыков построения связных текстов.
Содержание курса
Обобщающее повторение (1 час)
Язык как система. Основные уровни языка.
Нормы современного русского литературного языка, их описание и закрепление в словарях, грамматиках, учебных справочниках. Роль мастеров художественного слова в становлении, развитии и совершенствовании языковых норм.
Выдающиеся ученые-русисты.
Синтаксис и пунктуация (23часа)
Обобщающее повторение синтаксиса. Грамматическая основа простого предложения, виды его осложнения, типы сложных предложений, предложения с прямой речью. Способы оформления чужой речи, цитирование.
Нормативное построение словосочетаний и предложений разных типов. Интонационное богатство русской речи.
Принципы и функции русской пунктуации. Смысловая роль знаков препинания. Роль пунктуации в письменном общении. Факультативные и альтернативные знаки препинания. Авторское употребление знаков препинания.
Синтаксическая синонимия как источник богатства и выразительности русской речи.
Синтаксический разбор словосочетания, простого и сложного предложений, предложения с прямой речью.
Публицистический стиль речи (6 часов)
Особенности публицистического стиля. Средства эмоциональной выразительности в публицистическом стиле.
Очерк, эссе.
Устное выступление. Дискуссия.
Использование учащимися средств публицистического стиля в собственной речи.
Художественный стиль (3 часа)
Общая характеристика художественного стиля (языка художественной литературы): образность, широкое использование изобразительно-выразительных средств, использование языковых средств других стилей, выражение в нем эстетической функции национального языка.
Язык как первоэлемент художественной литературы, один из основных элементов структуры художественного произведения.
Источники богатства и выразительности русской речи. Изобразительно-выразительные возможности морфологических форм и синтаксических конструкций. Стилистические функции порядка слов.
Основные виды тропов, их использование мастерами художественного слова. Стилистические фигуры, основанные на возможностях русского синтаксиса.
Анализ художественно-языковой формы произведений русской классической и современной литературы, развитие на этой основе восприимчивости художественной формы, образных средств, эмоционального и эстетического содержания произведения.
Разговорный стиль (2 часа)
Особенности разговорного стиля речи; возможности его использования.
Повторение 17ч.
Орфоэпические нормы. Фонетический анализ слова. Лексические нормы. Морфологические нормы. Словообразовательный анализ слов. Комплексный анализ текста
Резервные уроки (6 часов)
Критерии оценки
Оценка устных ответов учащихся
Устный опрос является одним из основных способов учета знаний учащихся по русскому языку. Развернутый ответ ученика должен представлять собой связное, логически последовательное сообщение на определенную тему, показывать его умение применять определения, правила в конкретных случаях.
При оценке ответа ученика надо руководствоваться следующими критериями:
1) полнота и правильность ответа;
2) степень осознанности, понимания изученного;
3) языковое оформление ответа.
Оценка «5» ставится, если ученик: 1) полно излагает изученный материал, дает правильные определения языковых понятий; 2) обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести необходимые примеры не только по учебнику, но и самостоятельно составленные; 3) излагает материал последовательно и правильно с точки зрения норм литературного языка.
Оценка «4» ставится, если ученик дает ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для оценки «5», но допускает 1—2 ошибки, которые сам же исправляет, и 1 — 2 недочета в последовательности и языковом оформлении излагаемого.
Оценка «3» ставится, если ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но: 1) излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий или формулировке правил; 2) не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и привести свои примеры; 3) излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в языковом оформлении излагаемого.
Оценка «2» ставится, если ученик обнаруживает незнание большей части соответствующего раздела изучаемого материала, допускает ошибки в формулировке определений и правил, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал.
Оценка «2» отмечает такие недостатки в подготовке ученика, которые являются серьезным препятствием к успешному овладению последующим материалом.
Оценка «1» ставится, если ученик обнаруживает полное незнание или непонимание материала.
Оценка («5», «4», «3») может ставиться не только за единовременный ответ (когда на проверку подготовки ученика отводится определенное время), но и за рассредоточенный во времени, т. е. за сумму ответов, данных учеником на протяжении урока (выводится поурочный балл), при условии, если в процессе урока не только заслушивались ответы учащегося, но и осуществлялась проверка его умения применять знания на практике.
П. Оценка диктантов
Диктант — одна из основных форм проверки орфографической и пунктуационной грамотности.
Для диктантов целесообразно использовать связные тексты, которые должны отвечать нормам современного литературного языка, быть доступными по содержанию учащимся данного класса.
Объем диктанта устанавливается: для 10-11 – до 200 слов. (При подсчете слов учитываются как самостоятельные, так и служебные слова.)
Контрольный словарный диктант проверяет усвоение слов с непроверяемыми и труднопроверяемыми орфограммами. Он может состоять из следующего количества слов: для IX -11 классов - 35 - 40.
Диктант, имеющий целью проверку подготовки учащихся по определенной теме, должен включать в себя основные орфограммы или пунктограммы этой темы, а также обеспечивать выявление прочности ранее приобретенных навыков. Итоговые диктанты, проводимые в конце четверти и года, проверяют подготовку учащихся, как правило, по всем изученным темам.
Для контрольных диктантов следует подбирать такие тексты, в которых изучаемые в данной теме орфограммы и пунктограммы были бы представлены не менее чем 2 — 3 случаями. Из изученных ранее орфограмм и пунктограмм включаются основные; они должны быть представлены 1 — 3 случаями. В целом количество проверяемых орфограмм и пунктограмм не должно превышать: в IX – 11 классах — 24 различных орфограммы и 15 пунктограмм.
В тексты контрольных диктантов могут включаться только те вновь изученные орфограммы, которые в достаточной мере закреплялись (не менее чем на двух-трех предыдущих уроках).
До конца первой четверти (а в V классе — до конца первого полугодия) сохраняется объем текста, рекомендованный для предыдущего класса.
При оценке диктанта исправляются, но не учитываются орфографические и пунктуационные ошибки:
1) в переносе слов;
2) на правила, которые не включены в школьную программу;
3) на еще не изученные правила;
4) в словах с непроверяемыми написаниями, над которыми не проводилась специальная работа;
5) в передаче авторской пунктуации.
Исправляются, но не учитываются описки, неправильные написания, искажающие звуковой облик слова, например: «ра-по-тает» (вместо работает), «дулпо» (вместо дупло), «мемля» (вместо земля).
При оценке диктантов важно также учитывать характер ошибки. Среди ошибок следует выделять негрубые, т. е. не имеющие
существенного значения для характеристики грамотности. При
подсчете ошибок две негрубые считаются за одну. К негрубым
относятся ошибки:
1) в исключениях из правил;
2) в написании большой буквы в составных собственных наименованиях;
3) в случаях слитного и раздельного написания приставок в наречиях, образованных от существительных с предлогами, правописание которых не регулируется правилами;
4) в случаях раздельного и слитного написания не с прилагательными и причастиями, выступающими в роли сказуемого;
5) в написании ы и и после приставок;
6) в случаях трудного различения не я ни (Куда он только не обращался! Куда он ни обращался, никто не мог дать ему ответ. Никто иной не...; не кто иной, как; ничто иное не...; не что иное, как и др.);
7) в собственных именах нерусского происхождения;
8) в случаях, когда вместо одного знака препинания поставлен другой;
9) в пропуске одного из сочетающихся знаков препинания или в нарушении их последовательности.
Необходимо учитывать также повторяемость и однотипность ошибок. Если ошибка повторяется в одном и том же слове или в корне однокоренных слов, то она считается за одну ошибку.
Однотипными считаются ошибки на одно правило, если условия выбора правильного написания заключены в грамматических (в армии, вообще; колют, борются) и фонетических (пирожок, сверчок) особенностях данного слова.
Не считаются однотипными ошибки на такое правило, в котором для выяснения правильного написания одного слова требуется подобрать другое (опорное) слово или его форму (вода — воды, рот — ротик, грустный — грустить, резкий — резок).
Первые три однотипные ошибки считаются за одну ошибку, каждая следующая подобная ошибка учитывается самостоятельно.
Примечание. Если в одном непроверяемом слове допущены 2 и более ошибок, то все они считаются за одну ошибку.
При наличии в контрольном диктанте более 5 поправок
(исправление неверного написания на верное) оценка снижается на один балл. Отличная оценка не выставляется при наличии трех и более исправлений. .
Диктант оценивается одной отметкой.
Оценка «5» выставляется за безошибочную работу, а также при наличии в ней 1 негрубой орфографической или 1 негрубой пунктуационной ошибки.
Оценка «4» выставляется при наличии в диктанте 2 орфографических и 2 пунктуационных ошибок, или 1 орфографической и 3 пунктуационных ошибок, или 4 пунктуационных при отсутствии орфографических ошибок. Оценка «4» может выставляться при 3 орфографических ошибках, если среди них есть однотипные.
Оценка «3» выставляется за диктант, в котором допущены 4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки, или 3 орфографические и 5 пунктуационных ошибок, или 7 пунктуационных ошибок при отсутствии орфографических ошибок. Оценка «3» может быть поставлена также при наличии 6 орфографических и 6 пунктуационных ошибках, если среди тех и других имеются однотипные и негрубые ошибки.
Оценка «2» выставляется за диктант, в котором допущено до 7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок, или 6 орфографических и 8 пунктуационных ошибок, 5 орфографических и 9 пунктуационных ошибок, 8 орфографических и 6 пунктуационных ошибок.
При большем количестве ошибок диктант оценивается баллом «1».
При некоторой вариативности количества ошибок, учитываемых при выставлении оценки за диктант, следует принимать во внимание предел, превышение которого не позволяет выставлять данную оценку. Таким пределом является для оценки «4» 2 орфографические ошибки, для оценки «3» — 4 орфографические ошибки, для оценки «2» — 7 орфографических ошибок.
В комплексной контрольной работе, состоящей из диктанта и дополнительного (фонетического, лексического, орфографического, грамматического) задания, выставляются две оценки (за каждый вид работы).
При оценке выполнения дополнительных заданий рекомендуется руководствоваться следующим:
Оценка «5» ставится, если ученик выполнил все задания верно.
Оценка «4» ставится, если ученик выполнил правильно не менее 3/4 заданий.
Оценка «3» ставится за работу, в которой правильно выполнено не менее половины заданий.
Оценка «2» ставится за работу, в которой не выполнено более половины заданий.
Примечание. Орфографические и пунктуационные ошибки, допущенные при выполнении дополнительных заданий, учитываются при выведении оценки за диктант.
При оценке контрольного словарного диктанта рекомендуется руководствоваться следующим:
Оценка «5» ставится за диктант, в котором нет ошибок.
Оценка «4» ставится за диктант, в котором ученик допустил 1 — 2 ошибки.
Оценка «3» ставится за диктант, в котором допущено 3 — 4 ошибки.
Оценка «2» ставится за диктант, в котором допущено до 7 ошибок.
Требования к уровню подготовки учащихся
В результате изучения русского языка на профильном уровне ученик должен
знать/понимать:
- функции языка; основные сведения о лингвистике как науке;
- системное устройство языка, взаимосвязь его уровней и единиц;
- понятие языковой нормы, её функций;
- основные аспекты культуры речи;
уметь:
· проводить различные виды анализа языковых единиц; языковых явлений и фактов, допускающих неоднозначную интерпретацию;
· разграничивать варианты норм, преднамеренные и непреднамеренные нарушения языковой нормы;
· проводить лингвистический анализ учебно-научных, деловых, публицистических, разговорных и художественных текстов;
· оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;
· объяснять взаимосвязь фактов языка и истории, языка и культуры русского и других народов;
аудирование и чтение
· использовать разные виды чтения (ознакомительно-изучающее, ознакомительно-реферативное и др.) в зависимости от коммуникативной задачи;
· извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях;
· владеть основными приемами информационной переработки устного и письменного текста;
говорение и письмо
· создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в социально-культурной, учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), деловой сферах общения; редактировать собственный текст;
· применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка; использовать в собственной речевой практике синонимические ресурсы русского языка;
· применять в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка;
· соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
Контрольно-измерительные материалы
Тест. Фонетика.
А1 Укажите правильное определение понятия фонетика
- Раздел языкознания, который занимается изучением нормативного литературного произношения.
- Раздел языкознания, который изучает звуковую сторону языка.
- Это словарный состав языка
- Раздел грамматики, изучающий части речи, их категории и формы слов.
А2 Укажите правильное определение понятия орфоэпия
- Раздел языкознания, который занимается изучением нормативного литературного
произношения.
- Раздел языкознания, который изучает звуковую сторону языка.
- Это словарный состав языка
- Раздел грамматики, изучающий части речи, их категории и формы слов.
А3 В каком слове при произношении происходит озвончение согласного звука?
1) сзади 3) стричь
2) сопротивляться 4) подгадать
А4 В каком слове при произношении происходит оглушение согласного звука?
1) заводной 3) веточка
2) любезный 4) слегка
А5 В каком слове букв больше, чем звуков?
1) скрипя 3) внять
2) слюда 4) крик
А6 В каком слове звуков больше, чем букв?
1) вьюжит 3) ширь
2) ясный 4) ничья
А7 В каком из иноязычных слов согласный перед Е произносится мягко?
1) кафе 3) кашне
2) академия 4) ателье
А8 В каком из иноязычных слов согласный перед Е произносится мягко?
1) атеист 3) демагог
2) денди 4) партер
А9 В каком из иноязычных слов согласный перед Е произносится твердо?
1) фанера 3) темп
2) газель 4) галантерея
А10 В каком ряду во всех словах не месте сочетания ЧН произносится [ШН]?
1) античный, порочный 3) скворечник, нарочно
2) вечный, подвенечный 4) отлично, скучно
А11 В каком слове все согласные звуки звонкие?
1) просьба 3) гараж
2) вокзал 4) безликий
А12 В каком слове все согласные звуки глухие?
1) бесшовный 3) крутой
2) подкопать 4) прибой
А13 В каком слове все согласные звуки мягкие?
1) щавель 3) возвращение
2) лектор 4) чаша
А14 В каком слове произносится твердый глухой шипящий согласны звук?
1) умножь 3) изящный
2) жирный 4) чаща
А15 В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?
1) баловАть 3) на доскУ
2) взятЫ 4) дАвнишний
А16 В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?
1) свеклА 3) случАй
2) бАрмен 4) зАвидно
Тест. Лексика
А1. В каком ряду все слова близки по своему лексическому значению?
1) карандаш, стол, лампа 2) ученик, школа, портфель
3) сад, лес, береза 4) дом, изба, лачуга
А2. Какие слова не являются синонимами?
1) печально- грустно 2) советовать- рекомендовать
3) эффектный- эффективный 4) отличный- великолепный
А3. Какие слова являются антонимами?
1) высокий- сильный 2) ясный- пасмурный
3) синий- голубой 4) злой- злостный
А4. Какое из перечисленных слов имеет значение «лишенный соразмерности
частей и деталей, сделанный грубо, безвкусно»?
1) хилый 2) громоздкий
3) аляповатый 4) плохой
А5. Какое из перечисленных слов имеет значение «специальное помещение, в
котором для обозрения размещены произведения искусства»?
1) холл 2) вернисаж
3) рекреация 4) галерея
А6. Какое из перечисленных слов имеет значение «доверительный, секретный»?
1) локальный 2) конфиденциальный
3) легитимный 4) легальный
А7. Какое из перечисленных слов имеет значение «возникающий вследствие
внутренних причин, самопроизвольный»?
1) фатальный 2) формальный
3) фанатичный 4) спонтанный
А8. В каком случае значение слова сформулировано неверно?
- бандероль – упакованное в бумагу небольшое почтовое отправление.
- экспрессивный – движущийся со скоростью экспресса.
- эмоция – чувство, переживание
- адресат – лицо, которому отправляется сообщение.
А9. Каково лексическое значение устаревшего слова мансарда?
- матерчатый навес или штора над окном для защиты от солнца
- верхний полуэтаж или надстройка над серединой дома
- жилое помещение на чердаке с косым потолком или косой стеной
- особняк в виде башни
А10. В каком предложении слово гордыня употреблено неправильно?
- Душа его, наполненная гордыней, устала от борьбы и самоутверждения.
- Радость от успеха незаметно для него самого переросла в гордыню.
- Непомерная гордыня обуяла этого человека.
- Новый клуб – гордыня поселка.
А11. В каком предложении вместо слова глиняный нужно употребить глинистый?
- Оба берега реки были высоки и обрывисты, можно было видеть залегающие
пласты серо-черного глиняного сланца.
- Пол почти во всех комнатах был глиняный.
- Наталья с уважением посмотрела на дедовы руки в коричневых, глиняного цвета, старческих веснушках.
- Мне вспоминался Новгород моего детства, глиняные свистульки, которыми торговали на базарах.
А12. Какой фразеологический оборот имеет значение «совершать необдуманные
поступки»?
1) курить фимиам 2) петь дифирамбы
3) терять голову 4) биться головой об лед
Тест. Морфемика
А1 Какое слово состоит из приставки, корня, одного суффикса и окончания?
1) свалка 3) переплывая
2) прослушавший 4) обещание
А2 Какое слово состоит из приставки, корня, одного суффикса и окончания?
1) исцарапанный 3) надолго
2) придумывая 4) выходец
А3 Какое слово состоит из приставки, корня, одного суффикса и окончания?
1) запекая 3) законный
2) орешник 4) взращенный
А4 В каком ряду во всех словах выделяется приставка над- ?
1) надпись, надежность 3) надуманный, надоедать
2) надрез, надомник 4) надрубка, надкусить
А5 В каком ряду во всех словах выделяется приставка за- ?
1) законный, загородный 3) залежь, заземленный
2) заикаться, замша 4) занозить, закадычный
А6 В каком ряду все слова имеют нулевое окончание?
1) босиком, вверх 3) разбросав, другой
2) вдох, взгляд 4) радуга, взмах
А7 В каком слове две приставки?
1) предрасположенный 3) предшественник
2) предусмотреть 4) предпраздничный
А8 Какое слово состоит из двух корней, двух суффиксов и окончания?
1) долгоиграющий 3) ослушаться
2) умиротворенный 4) сверхмощный
А9 Какое слово имеет приставку пра- ?
1) пр..глядеть 3) пр..здник
2) пр..бабушка 4) пр..диктовать
А10 Морфемное строение какого слова соответствует схеме: ар н ый ?
1) базарный 3) словарный
2) фонарный 4) самоварный
А11 В каком слове выделенная буква обозначает твердый согласный?
1) эффект 3) морфема
2) шинель 4) тембр
А12 В каком слове ударение падает на первый слог?
1) квартал 3) портовый
2) искоса 4) ждала
А13 В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?
1) эпигрАф 3) звОнит
2) тОрты 4) джентельмЕн
А14 В каком слове не месте сочетания ЧТ произносится [ШТ]?
1) прочти 3) мачта
2) ничтожный 4) чтобы
А15 В каком случае значение слова сформулировано неверно?
1) абсурд – нелепость, бессмыслица 3) адресант – лицо, которому направляется письмо
2) стерильный – обеззараженный 4) диета – лечебное голодание
А16 В каком предложении вместо слова военный нужно употребить воинский?
- Федоров был военным человеком.
- За храбрость и доблесть он получил очередное военное звание.
- Он много испытал в жизни, но сумел сохранить даже военную выправку.
- Военная промышленность этой страны очень развита.
А17 Какое слово имеет значение «удобный случай для отправки с кем-либо письма, посылки»?
1) экспресс 3) экспедиция
2) факс 4) оказия
Тест. Орфография
А1 В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?
1) абон..мент, б..тон, д..ректор 3) д..зинфекция, д..мократия, пр..ц..дент
2) вел..колепный, вест..бюль, инж..нер 4) кр..терий, л..цензия, с..рвиз
А2 В каком ряду во всех словах на месте пропуска пишется одна и та же буква?
1) осв..тить фонариком, осв..тить проблемы 3) с..деть на стуле, с..деть с горя
2) осл..пительный луч, л..пучий репей 4) чувствовать см..тение, см..тенный мусор
А3 В каком ряду в обоих словах на месте пропуска пишется буква И?
1) пр..тензия, г..потеза 3) св..детель, в..нтилятор
2) св..репый, им..тация 4) инв..нтарь, сент..ментальный
А4 В каком слове на месте пропуска пишется буква И?
1) прит..снять соседа 3) разв..вается по ветру
2) скр..пить подписью 4) красивое т..снение
А5 В каком слове на месте пропуска пишется буква О?
1) щедрое возн..граждение 3) прил..скать котенка
2) угр..жать расправой 4) решение ур..внений
А6 В каком слове на месте пропуска пишется буква А?
1) выр..сший на диком поле 3) упл..тнение под кожей
2) встреча р..весников 4) подр..стающее поколение
А7 В каком слове на месте пропуска пишется буква О?
1) пл..вчиха 3) пл..вник
2) пл..вучий 4) пл..вуны
А8 В каком слове на месте пропуска пишется буква О?
1) ш..рстка 3) ш..пот
2) крыж..вник 4) беч..вка
А9 В каком слове на месте пропуска пишется буква Ё?
1) ш..рох 3) деш..вка
2) трущ..ба 4) бесш..вный
А10 В каком слове на месте пропуска пишется буква Ё?
1) ож..г обеих рук 3) подж..г крышу
2) подж..г дОма 4) сильный ож..г
А11 В каком слове есть орфограмма безударная гласная в корне?
1) прим..рять костюм 3) ум..реть достойно
2) зам..рать от восторга 4) отм..рание тканей
А12 В каком слове нет орфограммы чередующаяся гласная в корне?
1) к..сательная 3) р..сточек
2) оз..ренный 4) п..ровать
А13 В каком ряду в обоих словах нужно вставить букву?
1) сума..шедший, искус..ный 3) уча..ствовать, окрес..ный
2) гиган..ский, я..ства 4) здра..ствовать, аген..ство
А14 В каком ряду в обоих словах нужно вставить букву Т?
1) захолус..ный, бессловес..ный 3) взгрус..нулось, безучас..ный
2) високос..ный, невес..ка 4) вредонос..ный, бескорыс..ный
А15 В каком ряду в обоих словах на месте пропуска пишутся буквы СС?
1) пре..а, а..тероид 3) продю..ер, депре..ия
2) ма..ивный, а..оциация 4) а..кетичный, генерали..имус
А16 В каком ряду в обоих словах на месте пропуска пишутся буквы ЛЛ?
1) ко..екция, во..ейбол 3) и..юстрация, га..ерея
2) криста.., капитул..ция 4) ми..ионер, га..юцинация
А17 В каком слове пишется буква Ы?
1) ц..ферблат 3) по-ц..гански
2) ц..трусовый 4) ц..клевать
А18 В каком ряду в обоих словах пишется одна и та же буква?
1) ж..кей, прол..жить 3) ш..пот, заш..вать
2) ц..рковой, изж..га 4) з..ря, ш..рох
Тест. Орфография
А1 Буква –о- пишется в словах
1) парч..вый 3) добряч..к 5) ож..г руку
2) маж..рный 4) кош..лка
А2 Буква –е- пишется в словах
1) увлеч..нный 3) пер..ферия 5) пр..зрительный
2) поч..тать старших 4) пр..увеличить
А3 Буква –е- пишется в словах
1) пр..открыть дверь 3) пр..верженец 5) пр..ходящие трудности
2) пр..сечь нарушения 4) пр..шить пуговицу
А4 Буква –е- пишется в словах
1) облуч..нный 3) верблюж..нок 5) луж..к
2) над плеч..м 4) молодож..ны
А5 Буква –е- пишется в словах
1) стоять на ступен.. 3) волна плещ..т 5) уроки стенографи..
2) он не терп..т глупости 4) вспоминать о стату..
А6 Буква –е- пишется в словах
1) узнать о катастроф.. 3) это облегча..т жизнь 5) вспомнить об изваяни..
2) снег та..т 4) быть на исповед..
А7 Буква –е- пишется в словах
1) заботл..вый 3) доверч..вый 5) мешоч..к
2) вз..мать 4) гор..вать
А8 -Е- пишется в обоих случаях
1) купаться в проруб..; от стелющ..гося тумана
2) он дразн..тся и ненавид..т
3) над пачкой тетрад..й; об увечь..
4) жить в кочевь..; куц..й хвост
А9 -Е- пишется в обоих случаях
- в обмелевш….й гаван….
- у корчащ…го рожицы мальчика, в санатори…
- выпор…т, колыш…т
- без охотничь…го азарта, в лазур… неба
А10 -Ь- пишется
- замуж… 3) готовиш… 5) плач..те
- детский плач… 4) уж..
А11 -Ь- пишется
- чай горяч.. 3) помощ…ник 5) королевич..
- невтерпеж… 4)еш…те
А12 -И- пишется
- пр…забавный случай 3) ц..ц 5) без..нтересный
- пр…остановиться 4) лисиц…н след
А13 –Ы- пишется
1) пред..нфарктный 3) ц..ганка 5) синиц..н клюв
2) ц..нк 4) птенц..
А14 –Е- пишется
1) заселя..мый дом 3) засе..вший поле 5) взвеш..нное решение
2) ненавид..л врага 4) озвуч..вший фильм актер
А15 Согласная пишется
1) доблес..ный 3)профе..сор 5) гнус..ный
2) искус..ный 4) киргиз..кий
А16 Орфограмма гласная в корне с чередованием есть в словах
1) изл..гать 3) исп..рение 5) п..лисадник
2) з..рница 4) ум..лкать
Тест. Орфография
А1 В каком слове на месте пропуска пишется НН?
1) ветр..ая мельница 3) промасле..ая бумага
2) голуби..ое гнездо 4) глин..ая посуда
А2 В каком прилагательном на месте пропуска пишется Н?
1) подли..ое искусство 3) увере..ая поступь
2) песча..ая отмель 4) подветре..ая сторона
А3 В каком слове на месте пропуска в суффиксе пишется НН?
1) маши..ый 3) дли..ые брюки
2) серебря..ая монета 4) деревя..ый стол
А4 В каком слове на месте пропуска пишется НН?
1) ветре..ый день 3) безветре..ая погода
2) ветря..ой двигатель 4) ветре..ый человек
А5 В каком слове на месте пропуска в суффиксе причастия пишется Н?
1) скоше..ая трава 3) услыша..ый крик
2) мосты сожже..ы 4) платье дли..о
А6 В каком слове на месте пропуска пишется Н?
1) пече..ая в золе картошка 3) скоше..ая утром трава
2) ране..ый в бою солдат 4) вяза..ый оренбургский платок
А7 В каком слове на месте пропуска пишется Н?
1) сборы хорошо организова..ы 3) идти организова..о
2) мы организова..ы и дисциплинирова..ы 4) дорога дли..а
А8 В каком слове на месте пропуска пишется НН?
1) коло..ка 3) коло..ада
2) коло..очный 4) коло..ковый
А9 В каком слове на месте пропуска пишется НН?
1) ю..ый 3) румя..ый
2) лакирова..ый 4) еди..ый
А10 В каком слове на месте пропуска пишется НН?
1) увере..ый 3)лебеди..ый
2) намере..ы 4) беше..о
А11 Укажите, на месте каких цифр пишется НН?
На краше(1)ом деревя(2)ом столе были расставле(3)ы жестя(4)ые кружки, в центре стоял
чугунок с разваре(5)ой картошкой.
1) 2,5 3) 1,3,4
2) 3,5 4) 2,3
А12 Укажите неверное объяснение орфограммы.
1) путаные нитки – в суффиксе отглагольного прилагательного пишется одна Н
2) платье длинно – в наречиях пишется столько Н, сколько в слове, от которого образованы
3) мышиный писк – в суффиксе –ИН- прилагательного пишется одна Н
4) ветреная погода – это исключение из общего правила: в суффиксах прилагательных –
ОНН-,-ЕНН- пишется две буквы Н.
А13 В каком слове произносится звук [С]?
1) сдоба 3) расчет
2) каприз 4) полозья
А14 В каком слове ударение падает на второй слог?
1) положить 3) приняты
2) поднялась 4) красивее
А15 В каком слове ударение падает на первый слог?
1) торты 3) звонят
2) приданое 4) настороже
А16 Какое слово состоит из приставки, корня и двух суффиксов?
1) налево 3) приезжий
2) застолье 4) докрасна
Тест. Сложное предложение
1. Как объяснить постановку двоеточия в данном предложении?
С приближением к воде менялась растительность: показал из воды свою малиновую башенку чистец лесной, выбросила пурпурные стрелы плакун-трава.
а) обобщающее слово стоит перед однородными членами предложения;
б) первая часть БСП указывает на условие того, о чём говорится во второй части;
в) вторая часть БСП указывает на причину того, о чём говорится в первой части;
г) вторая часть БСП поясняет, раскрывает содержание первой части.
1. Как объяснить постановку тире в данном предложении?
На печи лежать – богатства не видать.
а) обобщающее слово стоит после однородных членов предложения;
б) первая часть БСП указывает на условие того, о чём говорится во второй части;
в) вторая часть БСП указывает на причину того, о чём говорится в первой части;
г) вторая часть БСП поясняет, раскрывает содержание первой части.
2. Как объяснить постановку тире в данном предложении?
На городской площади, в центральном парке, в уютных скверах – всюду то же безудержное веселье, та же радуга улыбок.
а) обобщающее слово стоит после однородных членов предложения;
б) первая часть БСП указывает на условие того, о чём говорится во второй части;
в) вторая часть БСП указывает на причину того, о чём говорится в первой части;
г) вторая часть БСП указывает на следствие того, о чём говорится в первой части.
3. Как объяснить постановку двоеточия в данном предложении?
В избе у неё всегда было опрятно: стены чисто побелены, висели на окнах натянутые гармошкой белые шторки.
а) обобщающее слово стоит пред однородными членами предложения;
б) вторая часть БСП указывает на следствие того, о чём говорится в первой части;
в) вторая часть БСП указывает на причину того, о чём говорится в первой части;
г) вторая часть БСП поясняет, раскрывает содержание первой части.
4. Как объяснить постановку двоеточия в данном предложении?
Как две капли воды, походили близнецы друг на друга всем: чертами лица , их выражением, цветом волос, ростом , складом тела
а) первая часть сложного предложения указывает на время того, о чём говорится во второй части;
б) первая часть сложного предложения указывает на условие того, о чём говорится во второй части;
в) вторая часть БСП поясняет, раскрывает содержание первой части;
г) обобщающее слово стоит пред однородными членами предложения.
5. Как объяснить постановку двоеточия в данном предложении?
Глянул дед да так и обмер: все деревенские свиньи на его же огороде картошку копают.
а) первая часть сложного предложения указывает на время того, о чём говорится во второй части;
в) первая часть сложного предложения указывает на условие того, о чём говорится во второй части;
в) вторая часть БСП указывает на причину того, о чём говорится в первой;
г) обобщающее слово стоит пред однородными членами предложения.
6. Как объяснить постановку тире в данном предложении?
Гении, сотворившие шедевры, умирают – произведения остаются жить.
а) вторая часть БСП указывает на следствие того, о чём говорится в первой части;
б) первая часть БСП указывает на условие того, о чём говорится во второй части;
в) содержание второй части БСП противопоставляется содержанию первой части;
г) обобщающее слово стоит после однородных членов предложения.
7. Как объяснить постановку двоеточия в данном предложении?
И взрослые, и школьники любят читать книги, смотреть кинофильмы о знаменитых людях: известных спортсменах, великих учёных, прославленных полководцах.
а) первая часть сложного предложения указывает на время того, о чём говорится во второй части;
б) первая часть сложного предложения указывает на условие того, о чём говорится во второй части;
в) вторая часть БСП поясняет, раскрывает содержание первой части;
г) обобщающее слово стоит пред однородными членами предложения.
8. Как объяснить постановку тире в данном предложении?
Наша борзая погналась за лисой – не тут-то было.
а) гире между подлежащим и сказуемым в простом предложении;
б) после обобщающего слова следуют однородные члены, простое предложение;
в) выделяется обособленное приложение;
г) разделяются части БСП.
9. Какой знак препинания и почему ставится на месте скобок в предложении:
Выгонять перед вечером и пригонять на утренней заре табун ( ) большой праздник для крестьянских мальчиков.
а) ставится двоеточие вторая часть БСП поясняет содержание первой части;
б) ставится двоеточие после обобщающего слова в простом предложении перед однородными членами;
в) ставится тире между подлежащим и сказуемым в простом предложении;
г) ставится тире, вторая часть БСП указывает на следствие того, о чём говорится в первой.
10. Укажите правильное утверждение о постановке тире в данном предложении:
Ехали сюда – рожь начинала желтеть.
а) ставится тире между подлежащим и сказуемым в простом предложении.
б) вторая часть БСП содержит сравнение с тем, о чём говорится в первой части.
в) вторая часть БСП указывает на причину того, о чём говорится в первой.
г) первая часть БСП указывает на время того, о чём говорится во второй.
11. Укажите правильное объяснение пунктуации в данном предложении:
С первым лучом солнца он уже был на ногах: ему предстоял долгий и трудный путь по Гималаям.
а) вторая часть БСП указывает на причину того, о чём говорится в первой;
б) простое предложение с однородными членами, стоящими после обобщающего слова;
в) первая часть БСП обозначает условие совершения действия , о котором говорится во второй части;
г) содержание одной части противопоставляется содержанию другой.
12. В каком предложении правильно расставлены все знаки препинания:
а) Двухмесячное пребывание в деревне, чистый воздух, свобода, ужение – всё это разнилось с нашей городской жизнью.
б) Богатому не спится – богатый вора боится.
в) Художник Коровин был талантлив во всём – он прекрасно пел, играл в любительских спектаклях, писал воспоминания.
г) Будут деньги – поедем на всё лето к Чёрному морю.
13. В каком предложении нужно поставить тире? (Знаки не расставлены)
а) Он чувствовал себя нехорошо ( )тело было слабо а в глазах ощущалась тупая боль.
б) Сорвалось словцо ( ) не схватишь за кольцо.
в) Дети стали большими ( ) им надо серьёзно учиться.
г) Пароход не мог идти дальше ( ) за туманом не было видно ни бакенов, ни перевальных огней.
14. Как объяснить постановку двоеточия в предложении:
Последняя воля капитана Енакиева была выполнена: его похоронили на родной земле.
а) вторая часть БСП указывает на следствие того, о чём говорится в первой части;
б) первая часть БСП указывает на условие того, о чём говорится во второй части;
в) вторая часть БСП поясняет, раскрывает содержание первой части;
г) обобщающее слово стоит после однородных членов предложения
Информационно-методическое обеспечение
- Власенков А. И., Рыбченкова Л. М. Методические рекомендации к учебному пособию «Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи. 10-11 классы». – М.: Просвещение, 2009.
- Власенков А. И., Рыбченкова Л. М. Дидактические материалы к учебнику «Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи. 10-11 классы». – М.: Просвещение, 2004.
- Дейкина А. Д., Пахнова Т. М. Методические рекомендации по использованию учебника «Русский язык: Учебник-практикум для старших классов» при изучении предмета на базовом и профильном уровнях. – М.: Вербум-М, 2004
- Ипполитова Н. А., Князева О. Ю., Саввова М. Р. Русский язык и культура речи: Курс лекций/ Под редакцией Н. А. Ипполитовой. – М.: ТК Вельби, изд-во «Проспект», 2007.
- Колокольцева Т. Н. Практикум по стилистике русского языка: Учебное пособие. – Волгоград: Изд-во ВГПУ «Перемена», 2005.
- Москвин В. П. Стилистика русского языка. Теоретический курс: Учебное пособие. – Волгоград: Изд-во ВГПУ «Перемена», 2005.
- Космарская И. В., Руденко А. К. Русский язык. Тесты и задания по культуре речи. – М.: Аквариум ЛТД, 2001.
- Галлингер И. В. Культура речи. Нормы современного русского литературного языка. – М.: Просвещение, 1994.
- Розенталь Д. Э., Голуб И. Б. Секреты стилистики. – М.: Ральф, 1996.
- Смирнова Л. Г. Культура русской речи: Учебное пособие по развитию речи. – М.: ОО ТИД «Русское слово РС», 2004.
- Введенская Л. А., Павлова Л. Г. Культура искусства речи. Современная риторика. Ростов Н/Д: «Феникс», 1999.
- Горбачевич А. С. Нормы современного русского литературного языка: Пособие для учителей. – М: Просвещение, 1978.
- Русский язык: 10 настоящих вариантов заданий для подготовки к единому государственному экзамену – 2014. – М: Федеральный центр тестирования, 2014.
- ЕГЭ-2013. Русский язык: Актив-тренинг: выполнение заданй А,В,С / под ред. И.П.Цыбулько. М: Национальное образование, 2012.
- Сенина Н.А. Русский язык. Подготовка к ЕГЭ-2014. Ростов на/Д: Легион, 2012
- Сенина Н.А., Нарушевич А.Г. Русский язык. Сочинение на ЕГЭ: курс интенсивной подгтовки. - Ростов на/Д: Легион, 2014
- Егораева Г.Т. ЕГЭ-2013. Русский язык. Коммментарий к основной проблеме текста. Аргументация. М: Экзамен, 2013.
Для информационно-компьютерной поддержки учебного процесса предполагается использование следующих программно-педагогических средств, реализуемых с помощью компьютера:
– Электронный репетитор. Русский язык. 9–11 классы (система обучающих тестов);
– 1С : Репетитор «Весь школьный курс». Русский язык;
– Единый государственный экзамен : Русский язык : 2007–2008 : электронное учебное пособие. – CD-ROM;
– Репетитор по русскому языку Кирилла и Мефодия 2008. – CD-ROM. – М. : Кирилл и Мефодий, 2008.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по русскому языку 6 класс Т А Ладыженская и др. Русский язык. Учебник 6 класс. – М.: Просвещение, 2003 2 ч в неделю
Программа для индивидуального обучения 2 ч в неделю...
Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская
рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...
Рабочая программа по русскому языку 9 класс(на 3 часа) .Программа: Русский язык. 5—9 классы общеобразовательных организаций / Л. О. Савчук ; под ред. Е. Я. Шмелёвой. — М. : Вентана-Граф, 2017. — 154 с.
Предлагаемая рабочая программа для учащихся 9-а класса составлена создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, требований к результата...
Рабочая программа по русскому языку 8 класс на 105 часов. Программа «Русский язык. 5–9 классы общеобразовательных учреждений". Савчук Л.О. / под ред. Е.Я. Шмелёвой. — М. : Вентана-Граф, 2013
Предлагаемая рабочая программа для учащихся 8-в класса составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования, Требований к результатам основного общего образования, пред...
Рабочая программа по русскому языку 7 класс (144 часа). Программа Савчук Л.О. «Русский язык. 5–9 классы общеобразовательных учреждений» под ред. Е.Я. Шмелёвой. — М. : Вентана-Граф, 2013.
Предлагаемая рабочая программа для учащихся 7-б класса составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования, требований к результатам основного общего образования, пред...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку.5 класс.Программа создана на основе ФГОС, программы основного общего образования « Русский язык: 5-9 класс» под. ред. А.Д. Шмелева.М.: Вентана-Граф
Программа создана на основе ФГОС ООО, Требований к результатам ООО и Примерной программы по русскому языку для основной школы. Программа имеет экспертное заключение кафедры филологии,журналистики и ме...
ФГОС. Рабочая программа по русскому языку 6 класс , составленная на основе коплексной программы по русскому языку под редакцией М.М.Разумовской, С.И.Львовой, В.И.Капинос, В.В.Львова
ФГОС. Рабочая программа по русскому языку 6 класс, составленная на основе комплексной программы по русскому языку под редакцией М.М.Разумовской, С.И.Львовой, В.И.Капинос, В.В. Львова...