Конспект урока в 7 классе "Действительные и страдательные причастия"
план-конспект урока по русскому языку (7 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Класс 7
Тема: Действительные и страдательные причастия
Цели урока:
1. Ввести знания о действительных и страдательных причастиях
2. Научить выявлять разряды причастий в текстовом материале
3. Развивать внимательность, логическое мышление, которое зависит от последовательности действий и суждений
I. Организационный момент:
А) * настроить на учебную работу,
* поприветствовать,
* отметить в классном журнале отсутствующих на уроке,
* записать дату. (слайд №1)
Б) Создание благоприятного психологического микроклимата:
Приветствую:
- Здравствуйте, садитесь! Рад вновь увидеть вас этим осенним утром. Обратите внимание на нашу бесцветную стену. Перед вами разноцветные кружки. Возьмите, пожалуйста, один из них, и прикрепите к нашей стене.
Хорошие результаты ждут тех, кто прикрепил зелёный цвет.
Красный цвет – вам хотелось бы побольше беседовать.
Желтый цвет – это наши самые активные ребята.
Синий цвет – будут стараться из последних сил.
Успех нашей деятельности полностью зависит от вас самих, от того, какие цели вы перед собой поставите и как будете их достигать.
А ещё я думаю о том, что мы не сможем обойтись без нашего друга – учебника. Мы обязательно к нему сегодня обратимся. Давайте приступим!
II. Проверка домашнего задания:
Сбор тетрадей с отзывом о научно-популярной книге
III. Актуализация имеющихся навыков.
Аудиоурок.
Как назовём тему нашего сегодняшнего урока? (Варианты ответа). Давайте запишем её в тетрадь.
Каких целей мы сегодня должны достичь? Варианты ответов:
А) научиться различать действительные и страдательные причастия;
Б) уметь выделять их в текстах, в упражнениях;
В) приводить собственные примеры
Сначала давайте ответим на несколько вопросов:
- Что такое причастие?
- Что оно обозначает?
- На какие части речи похоже причастие?
Нельзя забывать, что причастия обозначают признак предмета по действию.
Но действия различаются. Есть те, которые выполняем мы сами. А есть действия, которые нам не принадлежат.
Например – Мальчик ест кашу. Он сам выполняет это действие.
Детям включили песенку. Разумеется, её включили взрослые, а не сами дети. И естественно, что песенка не сама себя включила.
Каждый из нас или какой-либо предмет, или явление может выполнять действие, а также может стать объектом для действия со стороны другого предмета.
Волк воет и рычит (он сам выполняет это действие).
Волк умело отлавливается (работником зоопарка).
То есть действие может выполнять кто-то или что-то, или его могут выполнять над кем-то или над чем-то.
Пример: Как-то раз маленький воронёнок сломал кормушку в осеннем саду.
Когда собрались старые вороны, ахая и охая о том, кто мог так поступить, воронёнок прокаркал: «Кормушка сломалась сама! Я не виноват!»
РАБОТА С ЭЛЕКТРОННОЙ ДСОКОЙ: Предлагаю вам сопоставить на электронной доске стрелками примеры с разрядом причастий, которые в них использованы:
Сломавшаяся вдруг кормушка и
Сломанная воронёнком кормушка
В первом примере кормушка сломалась самостоятельно. Во втором – ее сломал воронёнок.
Сломавшаяся – это действительное причастие
Сломанная – это страдательное причастие.
III. Изучение нового материала.
Действительное причастие – от слова «действовать» – обозначает признак, который возник в результате действия самого предмета.
Например:
Строящий дом работник (это тот работник, который строит)
Строивший дом работник (работник, который строил дом, но уже завершил это действие).
Ель, выросшая в лесу – «та, которая выросла в лесу». Действительное причастие.
Ёж, сворачивающийся в клубок – то есть, тот, который сворачивается – тоже действительное причастие.
Жуки, летающие в воздухе – те, которые летают – тоже действительное причастие.
А как же определить, что такое страдательное причастие? Страдательное причастие – от слова страдать – обозначает признак предмета, возникший у него под воздействием другого предмета.
Страдательное причастие словно маленький любопытный малыш, который познаёт мир и знает, что всё в нём взаимосвязано: если стоит зонт посреди квартиры, а с него стекает дождевая вода, значит его кто-то раскрыл (раскрытый), если соседский мальчик плачет, а рядом стоит хулиган со швейной иголкой в руках, стало быть этот проказник его уколол (уколотый).
Надо решить вопрос, почему страдательные причастия получили такое название.
Разлитый в бокалы сок
Сок пострадал – его разлили.
Выигранная в конкурсе путёвка
Путёвка тоже пострадала – её выиграли.
Но не стоит, разумеется, думать, что страдательное причастие означает какие-то мучения, страдания.
Ведь существуют и сострадательные причастия.
Обласканный хозяином пёс – пёс, которого обласкали
Вымытые гелем руки – руки, которые вымыли.
Но всё же: есть ли способ, пользуясь которым мы легко отличим действительное причастие от страдательного и наоборот?
Да, можно использовать вопрос: действительные причастия: – КТО совершил действие, о котором говорим, а страдательные причастия – КЕМ совершено данное действие.
отрезавший – кто? – повар, отрезавший кусочек.
отрезанный – кем? – кусочек, отрезанный поваром.
К тому же, можно использовать слово-помощник «сам» во всех родах и числах. Сразу понятно, что страдательные причастия – лентяи и не дружат с этим словом. Им прислуживают существительные в творительном падеже, поэтому легко и сочетаются со страдательными причастиями.
Например:
Укусившая собака укусила сама. Это действительное причастие.
А отпиленная ветка сама себя пилила? Нет, конечно, она была отпилена работником. Это страдательное причастие.
Если у вас хорошо развита фантазия, можете и её воспользоваться.
Например, у нас есть причастие «сваренный». Что может быть сваренным? Ну, хотя бы кукуруза.
Но если сваренная – действительное причастие, то получается, что кукуруза неожиданно сама начала вариться!
А вот если сваренная – страдательное причастие, значит, кукуруза была сварена кем-то, например, мамой.
Потренируемся ещё над разграничением причастий по разрядам.
Вытоптанная слоном тропа
(тропа пострадала: ее вытоптали) – страдательное причастие.
Вытоптавший тропу слон
(слон вытоптал тропу и остался доволен своим поступком) – действительное причастие
Тигр, лежавший под деревом – задаём вопрос КТО? – действительное причастие
Расположенное рядом с тигром дерево – задаём вопрос С КЕМ? – страдательное причастие.
Плавающая по озеру утка (утка плавает сама) – действительное причастие.
Разворачиваемый ветром флаг (флаг не может сам себя развернуть) – страдательное причастие.
Действительные и страдательные причастия
Действительные причастия | Страдательные причастия | |
Обозначают признак предмета, который сам совершает действие | Обозначают признак предмета, который испытывает на себе действие со стороны другого предмета | |
Образуются при помощи следующих суффиксов: | ||
В настоящем времени | -ущ (-ющ) – I спр. -ащ (-ящ) – II спр.
Бегущий, синеющий Красящий, любящий | - ом (-ем) – I спр. -им – II спр.
ведомый, умываемый, видимый |
В прошедшем времени | -вш-, -ш-
Увидевший, промокший | -ен-, -енн-, -нн-, -т-
Прочитанный, рассмотренный, расшитый |
IV. Закрепление и практическое применение знаний
Упр. № 124 страница 49
Вставьте пропущенный суффиксы причастий, используя опорный материал
Проверочная работа (Votum)
I. Найдите словосочетание со страдательным причастием
1) на горящем огне
2) о вылупившемся цыплёнке
3) севшие с боков
4) тронутый рукой
5) разыгравшаяся в воде
II. Найдите словосочетание с действительным причастием
1) вскопанное экскаватором
2) раскрученное рукой
3) бегущая на работу
4) съеденные вчера
5) взбитый миксером
III. Найдите словосочетание с действительным причастием
1) вспененное волнами
2) купавшиеся люди
3) построенный дом
4) озеленённый травой
5) колющим предметом
IV. Найдите словосочетание со страдательным причастием
1) свистящий мальчик
2) расписанные стены
3) от украденной машины
4) играющие в песочнице
ДАВАЙТЕ ПОДВЕДЁМ ИТОГ, А ДЛЯ ЭТОГО ПОСМОТРИМ ВИДЕОФРАГМЕНТ И РАЗБЕРЁМ ЕЩЁ ПРИМЕР.
V. Задание на дом:
Подойдите к заданию творчески, внимательно разглядите иллюстрацию и составьте словосочетания, используя разряды причастий, о которых сегодня узнали. Запишите их в тетрадь.
Повторить параграфы №№ 132-135, 140. Уметь обосновывать свой ответ примерами. Упр.125, на стр.50.
VI. Рефлексия. Оценивание.
- Каждому учащийся проводит самоанализ своей деятельности и оценивает себя:
1. Ты доволен сегодняшним занятием?
2. Вызвало ли оно у тебя интерес?
3. Какую новую информацию ты получил?
4. Считаешь себя полезным на уроке?
5. Ты будешь старательно и с приятными чувствами выполнять домашнее задание?
6. Какую оценку можешь поставить себе за урок?
А пока вы будете заполнять карточку, я хочу поставить оценки за работу на сегодняшнем уроке ….
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока-соревнования в 7 классе "Причастие" (1 часть)
Разработка урока-соревнования по теме "Причастие" (1 часть). Задания подготовлены с дифференцированным учетом способностей учащихся. Данный материал поможет повторить ранее изученные темы и проверить,...
Открытый урок по теме "Образование страдательных причастий прошедшего времени" (6 класс)
познакомить с принципами образования страдательных причастий прошедшего времени...
Презентация к уроку по теме: "Образование страдательных причастий прошедшего времени"
Презентация включает в себя краткую структуру урока, объяснение материала и физминутку...
Конспект урока "Н и НН в причастиях"
Урок комбинированный: изучение нового и первичное закрепление. Имеется раздаточный материал: тест и текст для анализа....
Презентация к уроку "Гласные в суффиксах страдательных причастий настоящего времени"
Цели урока: Познакомить учащихся с особенностями образования страдательных причастий настоящего времени. Формировать умение устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассужде...
Урок в 7 классе "Страдательные причастия настоящего времени"
Данный урок поможет учителю подготовить нужный материал....
Конспект урока по теме "НЕ с причастиями"
Урок изучения нового материала...