Конспект урока по теме "НЕ с причастиями"
план-конспект урока по русскому языку (7 класс)
Урок изучения нового материала
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Разработка урока | 41.88 КБ |
Презентация | 1.59 МБ |
Предварительный просмотр:
МОУ «Крутовская средняя общеобразовательная школа»
г.о. Серебряные Пруды Московской области
Конспект урока по русскому языку в 7 классе
на тему «Слитное и раздельное НЕ с причастиями»
Учитель: Федорова Ольга Владимировна
Тип урока: изучение нового материала
Цель: создание условий для ознакомления обучающихся с признаками местоимения
Задачи:
Деятельностная: формирование у учащихся умений реализации новых способов действия, связанных с поиском и выделением информации, а также с прогнозированием результатов своей деятельности; формирование ключевых компетенций учащихся: информационной (умение анализировать информацию и переводить ее из одной формы в другую), коммуникативной.
Содержательная: познакомить учащихся с правилами написания НЕ с причастиями, вырабатывать навыки применения полученных знаний на практике ,условиями выбора слитного и раздельного написания НЕ с причастиями; обучить учащихся способам применения изученного правила.
Развивающая: развивать умение детей самостоятельно получать знания; развивать мыслительные операции: анализ, синтез, сопоставление, классификация.
Планируемые образовательные результаты:
Личностные: понимание родного языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования, развитие Я-компетенции и самооценки.
Метапредметные: уметь определять цель учебной деятельности, планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей, перерабатывать и систематизировать информацию, самостоятельно оценивать результаты своей деятельности.
Предметные: сформировать у учащихся представление о правописании НЕ с причастиями; закрепить ранее изученные знания о причастии, правописании НЕ с другими частями речи; опознавать орфограммы и анализ написания не с причастиями; применять алгоритм выбора слитного и раздельного написания.
Базовый уровень: 3,5 часа в неделю
Оборудование и технические средства обучения: презентация, медиапроектор.
Дидактические материалы:
Приложение 1 Стихотворение
Приложение 2 Объяснительный диктант
Приложение 3 Таблица «Правописание НЕ с причастиями»
Приложение 4 Задания для закрепления материала
Приложение 5 Цифровой диктант
Автор учебника: русский язык в 2х частях М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская и др.
Материалы для учащихся к уроку «НЕ с причастиями"
Приложение 1
Стихотворение:
Побывал я однажды в стране,
Где исчезла частица НЕ.
Посмотрел я вокруг с доумением:
Что за лепое положение!
Но кругом было тихо-тихо,
И во всём была разбериха,
И на взрачной клумбе у будки
Голубые цвели забудки.
И погода стояла настная,
И гуляла собака счастная
И, виляя хвостом, уклюже
Пробегала пролазные лужи.
Мне навстречу без всякого страха
Шёл умытый, причёсанный ряха,
А за ряхой по травке свежей
Шли суразные дотёпа и вежа.
А из школы, взявшись за ручки,
Чинным шагом вышли доучки.
И навстречу им утром рано
Улыбалась царевна Смеяна.
Очень жаль, что только во сне
Есть страна без частицы НЕ.
Приложение 2
Объяснительный диктант: правописание не с различными частями речи.
Несколько незнакомцев, ничего не знаешь, ненавидеть лень, невежественный человек, не выполнил задание, ничуть не интересный фильм, некто в чёрном, не с кем поговорить, нелепость, небрежный, негодовал, не широкая, а узкая река; невысокий дом, говорил не правду, а ложь.
Приложение 3
Таблица «Правописание НЕ с причастиями»
Слитно | Раздельно |
1.С полными причастиями, при которых нет пояснительных слов (несделанное задание) 2. Если причастие без не не употребляется (ненавидевший ложь) 3.Если имеются наречия меры и степени – совершенно, очень, весьма, крайне, вполне, в высшей степени (совершенно неподготовленный ответ)
| 1.Если причастие имеет при себе зависимые слова (не сделанное мною задание) 2.С краткими причастиями (не прочитана книга) 3.Когда не входит в состав усилительных отрицаний: далеко не, отнюдь не, вовсе не (отнюдь не решенная задача) 4.Когда есть противопоставление (не написанная, а напечатанная работа)
|
Приложение 4
Задания для закрепления материала.
(Не)собранные грибы; никем (не)собранные грибы; грибы (не)собраны; (не)пойманная рыба; (не)пришитая, а оторванная пуговица; мясо (не)поджарено; (не)пройденный путь; (не)мигающие на небе звёзды; книги (не)сложены; (не)слышимый шорох
Приложение 5
Цифровой диктант
- Я вам читаю выражения, а вы ставите только цифры: 1-раздельно; 2-слитно.
Не сшитый, а связанный костюм; напиток не допит; недостижимая цель, негодующий политик, не рассказанная на ночь сказка; трава не скошена; незакрытое окно; правило не вызубренное, а осознанное.
- Проверьте себя по ключу.
Запись на интерактивной доске
Читаю ключ вслух. 1,1, 2, 2,1, 1,2, 1.
«5» - нет ошибок
«4» - 1-2 ошибки
«3» - 3-4 ошибки
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Познакомить учащихся с правилами написания не с причастиями. Повторить написание не с разными частями речи. Развивать логическое мышление, внимание, орфографические навыки. Закрепить пунктуационные навыки, навыки синтаксического и морфологического разбора
Человек, (не) желающий мыслить, закрывает вход в будущее.
( Повеств., невоскл., прост., распр., осложн. прич. об.) 1. (Не)желающий – причастие (какой?), обозначает признак предмета по действию. 2. Н.Ф. – желающий. Пост.пр.: несов.в., действ., наст.вр.; непост.пр.: Им.п., ед.ч., м.р.. 3. Определение.
Побывал я однажды в стране, Где исчезла частица НЕ. Посмотрел я вокруг с доумением: Что за лепое положение! Но кругом было тихо-тихо, И во всём была разбериха, И на взрачной клумбе у будки Голубые цвели забудки. И погода стояла настная, И гуляла собака счастная И, виляя хвостом, уклюже Пробегала пролазные лужи. Мне навстречу без всякого страха Шёл умытый, причёсанный ряха, А за ряхой по травке свежей Шли суразные дотёпа и вежа. А из школы, взявшись за ручки, Чинным шагом вышли доучки. И навстречу им утром рано Улыбалась царевна Смеяна. Очень жаль, что только во сне Есть страна без частицы НЕ. С.Бондаренко
(Не)сколько (не)знакомцев, (ни)чего (не) знаешь, (не)навидеть лень, (не)вежественный человек, (не) выполнил задание, (ни)чуть не интересный фильм, (не)кто в чёрном, (не) с кем поговорить, (не)лепость.(не)брежный,(не)годовал, (не) широкая, а узкая река; (не)высокий дом, говорил (не) правду, а ложь;
Несколько незнакомцев, ничего не знаешь, ненавидеть лень, невежественный человек, не выполнил задание, ничуть не интересный фильм, некто в чёрном, не с кем поговорить, нелепость. небрежный, негодовал, не широкая, а узкая река; невысокий дом, говорил не правду, а ложь.
Ошибка не замечена; не замеченная, а пропущенная ошибка; не замеченная учеником ошибка. Не годующий взгляд Не замеченная ошибка
1. С полными причастиями, при которых нет пояснительных слов (несделанное задание) 2. Если причастие без не не употребляется (ненавидевший ложь) 3 . Если имеются наречия меры и степени – совершенно, очень, весьма, крайне, вполне, в высшей степени (совершенно неподготовленный ответ) 1. С краткими причастиями (не прочитана книга) 2. Если причастие имеет при себе зависимые слова (не сделанное мною задание) 3. Когда есть (или подразумевается) противопоставление (не написанная, а напечатанная работа) 4 . Когда не входит в состав усилительных отрицаний: далеко не, отнюдь не, вовсе не (отнюдь не решенная задача) Слитно Раздельно
(Не)собранные грибы; никем (не)собранные грибы; грибы (не)собраны; (не)пойманная рыба; (не)пришитая, а оторванная пуговица; мясо (не)поджарено; (не)пройденный путь; (не)мигающие на небе звёзды; книги (не)сложены; (не)слышимый шорох.
Воздух, еще (не) ставший знойным, приятно освежает. Осенью идут (не)прекращающиеся дожди. Молнии, (не)разъяренные, а обессиленные, полыхают за рекой.
Воздух, еще не ставший знойным, приятно освежает. Осенью идут непрекращающиеся дожди. Молнии, не разъяренные, а обессиленные, полыхают за рекой.
Ключ: 1,1, 2, 2,1, 1,2, 1. «5» - нет ошибок, «4» - 1-2 ошибки, «3» - 3-4 ошибки.
Сумели Вы решить поставленную перед собой задачу? Доволен ты своим результатом или нет и почему? Что именно помогло тебе сегодня безошибочно справиться с работой? Что для меня самым полезным было на уроке? Что на уроке для меня было трудным? На что мне надо обратить внимание в домашней работе при подготовке к следующему уроку?
Всем: § 26 стр.68– выучить правило ВЫБИРАЙ: 1. Сочинить лингвистическую сказку о НЕ и частях речи. 2. Упр.133 или упр. 134. 3. Выписать из текстов русской художественной литературы 10 предложений, иллюстрирующих правописание НЕ с причастиями
Спасибо за работу. До свидания!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА «ПОНЯТИЕ О ПРИЧАСТИИ»
план-конспект урока в 7 классе с использованием ЭОР...
Конспект урока по теме "Причастие как часть речи"
Конспект урока по русскому языку с использованием ЭОР....
Конспект урока по теме "Причастие как часть речи" с использованием ЭОР
Материал редставляет собой конспект урока по русскому языку в 7 классе на тему "Причастие как часть речи". С использрванием электронных образовательных ресурсов. Урок является первым урок...
Конспект урокапо теме "Уравнения. Решение задач с помощью уравнений"
В работе представлен конспект интегрированного урока "математика+физика+химия+литература"....
Конспект урока 6 класс. Причастие. Урок обобщения и систематизация изученного материала.
Тема: ПричастиеТип урока: Урок о...
Конспект урокапо чтению и развитию речи "Стихотворение Д.Берестова "Знакомый", стихи об учебных предметах"
Конспект урокапо чтению и развитию речи "Стихотворение Д.Берестова "Знакомый", стихи об учебных предметах"...
конспект урока по теме " Причастие"
урок по теме "Причастие" для 7 класса...