Комплексный анализ текста в 9 классе
методическая разработка по русскому языку (9 класс) на тему
Разработка урока в 9 классе при подготовке к ГИА
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kompleksnyy_analiz_teksta_v_9_klasse.odt | 23.96 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: "Комплексный анализ текста" (подготовка к ГИА)
ЦЕЛИ УРОКА: подготовка к государственной аттестации по русскому языку (повторение вопросов различных разделов языкознания; совершенствование навыков правописания; обобщение и расширение сведений об особенностях текстов, относящихся к публицистическому стилю)
Задачи:
1. Образовательные:
1. работа с текстом, его частичный текстоведческий анализ,
2. подготовка учащихся к написанию сжатого изложения,
3. выполнение заданий к данному тексту, аналогичных тем, что встречаются в сборниках для подготовки к ГИА;
4. подготовка к выполнению творческого задания по написанию сочинения- рассуждения.
2. Развивающие:
1. развития умения выделять главное, сравнивать, обобщать.
2. развитие умения логически излагать свои мысли, используя литературный язык;
3. развитие умения аргументировать, доказывать;
4. развитие умения слушания и распределения внимания во время слушания;
5. развитие умения задавать уточняющие вопросы;
3. Воспитательные:
1. формирование навыков контроля и самоконтроля
2. воспитание любви к русскому языку.
Оборудование урока:
∙ таблицы «Стили языка» и «Типы речи»;
∙ карточки с тестовыми заданиями;
∙ памятки « как писать сжатое изложение»;
∙ словарь С. Ожегова.
План урока:
1. Орг. момент - живое слово учителя.
2. Подготовка к сжатому изложению текста
∙ беседа
∙ устные ответы учащихся на вопросы
∙ работа с таблицами
∙ коллективная форма познавательной деятельности
3. Выполнение учащимися тестовых заданий к тексту.
∙ Фронтальная работа
∙ Индивидуальная работа
4. Подготовка к домашнему заданию.
∙ групповая форма работы
5. Подведение итогов.
∙ живое слово учителя
ХОД УРОКА
Вводное слово учителя:
- Сегодня на уроке мы продолжим работу по подготовке к государственной итоговой аттестации. Проведем анализ текста, подготовив себя к написанию сжатого изложения, а также выполним задания к данному тексту, аналогичные тем, что встречаются в сборниках для подготовки к ГИА, и в конце урока вы получите творческое задание по написанию сочинения - рассуждения.
Разговор пойдет о таком понятии, как неуверенность в себе, в своих силах. Каждый человек в определенные моменты жизни испытывает неуверенность в себе. Неуверенность в себе – проблема древняя, однако она привлекала внимание медиков, педагогов и психологов сравнительно недавно – в середине 20 века. Именно тогда стало понятно: всё усиливающаяся неуверенность в себе может стать причиной массы неприятностей – вплоть до серьезных заболеваний, не говоря уже о житейских проблемах. Например, она вмешивается тогда, когда вы готовитесь поступать в вуз, но внезапно решаете, что этот уровень не для вас. А бывает и так: вы уже написали экзаменационную работу и разочаровываетесь, потому что она никуда не годится, хотя еще несколько часов назад казалась приличной. Итак, мои слова продолжает ваша работа с текстом.
I.1) Выразительное чтение текста.
2) Действуем по алгоритму.
Как писать сжатое изложение
Прослушайте текст.
После первого чтения текста выполните следующие шаги:
1. Определите тему текста (о чем текст?).
2. Сформулируйте основную мысль (чему учит текст?).
3. Определите стиль текста и тип речи, особенности построения текста (Составьте подробный план текста, выделяя микротемы каждой части и озаглавливая их).
4. Пишите названия пунктов плана, оставляя место для записи ключевых слов.
Прослушайте текст во второй раз.
1. Работая с подробным планом текста, отметьте в нем существенное и подробности в каждой части. Определите способ сокращения текста (исключение, обобщение).
2. Составьте сжатый план текста, учитывая смысловые связи между эпизодами (временные, пространственные и т.п.).
3. Напишите сжатое изложение каждой части, свяжите их между собой, чтобы получился текст.
Помните о главном условии: вы должны передать содержание как каждой микротемы, так и всего текста в целом.
Объём изложения – не менее 90 слов
Неуверенность в себе может послужить почвой постоянной зависимости от чужого мнения. Представим себе, как неудобно чувствует себя зависимый человек: чужие оценки кажутся ему гораздо более важными и значимыми, чем собственные; каждый свой поступок он видит, прежде всего, глазами окружающих. А главное, ему хочется, чтобы его одобрили все, начиная с родных и заканчивая пассажирами в трамвае. Такой человек становится нерешительным и не может правильно использовать жизненные ситуации.
Так что же такое неуверенность в себе? Одни ученые определяют её, основываясь на физиологических процессах, другие опираются на психологию. Но все сходятся в одном: если человек не способен правильно ставить цели, соотносить их с внешними обстоятельствами и позитивно оценивать свои результаты, - это и есть неуверенность в себе. (Из Интернета.).
Тема текста – «Неуверенность в себе»
Словарная работа (По словарю Ожегова).
Уверенность – твердая вера в кого-то.
Уверенный – твердый, не колеблющийся, не сомневающийся
Основная мысль – «если человек не способен правильно ставить цели, соотносить их с внешними обстоятельствами и позитивно оценивать свои результаты, - это и есть неуверенность в себе».
Стиль – Публицистический ( см. доказательства) какими способами автор текста донес до нас главную мысль?
Тип речи – рассуждение (тезис- 1 предложение, доказательства, вывод). Зачем мы определяли тип текста и стиль речи? (Чтобы сохранить их особенности в своем тексте).
II. Второе чтение текста. Отмечаем в нем существенное и подробности.
Способ сокращения текста (исключение, обобщение)
Записывать текст изложения вы не будете, на данном этапе достаточно, что определили микротемы.
III. Выполнение заданий к тексту, аналогичные тем, что встречаются в сборниках для подготовки к ГИА
∙ ДИКТАНТ. (Перед записью каждого предложения напишите его номер).
1. Неуверенность в себе может послужить почвой постоянной зависимости от чужого мнения. 2. Представим себе, как неудобно чувствует себя зависимый. 3.Чужие оценки кажутся ему гораздо более важными и значимыми. 4. Каждый свой поступок он видит, прежде всего, глазами окружающих. 5. Ему хочется одобрения всех, начиная с близких и заканчивая пассажирами в трамвае. 6. Такой человек становится нерешительным и не может правильно использовать жизненные ситуации.
∙ Вопросы и задания к диктанту: (задания затрагивают основные разделы русского языка)
В части В (тестовые задания к тексту) за каждый правильный ответ вы получаете балл. Я предоставляю вам возможность заработать баллы, выполняя задания. Наибольшее количество баллов будет оценено.
1. Выпишите слово (-а), в которых все согласные мягкие (себе, себя).
2. Разберите по составу слово “заканчивая”.
3. Выпишите слово с орфограммой “Непроизносимый согласный в корне слова” (чувствует).
Из 5 предложения выпишите все словарные слова ( пассажир, трамвай)
4. Найдите орфографическую ошибку в предложении:
Такой человек становиться нерешительным и не может правильно использовать жизненные ситуации.
5. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется Е? Пр(1)дставим с(2)бе, как н(3)удобно чувству(4)т с(5)бя завис(6)мый.
А) 1,2,6; Б) 2,3,4; В) 1,2,3,4,5; Г) 2, 4,5,6
6. Укажите правильную морфологическую характеристику выделенного слова. Представим себе, как неудобно чувствует себя зависимый.
А) существительное; Б) прилагательное; В) причастие
Как образовалось это существительное? ( Переход из одной части речи в другую)
7. Выпишите слово, обладающее следующими морфологическими признаками: невозвратное действительное причастие настоящего времени, несовершенного вида, множественного числа (Окружающих). 4
8. Объясните расстановку знаков препинания в предложении: Неуверенность в себе – проблема древняя.
9. Определите грамматическую основу 3 предложения. Чужие оценки кажутся ему более важными и значимыми (Составное именное сказуемое).
10. Какой вид связи использован в словосочетании « кажутся ему»? (Управление).
Замените словосочетание жизненные ситуации со связью согласование на синонимичное со связью управление.
11. Чем осложнено 5 предложение (деепричастными оборотами). Сколько их? (2)
12. Какое из предложений соответствует данной характеристике: “Предложение простое, повествовательное, невосклицательное, двусоставное, распространенное, полное?
А)1 Б)2 В)4
13. Укажите верную характеристику предложения:
Представим себе, как неудобно чувствует себя зависимый.
А) простое; Б) сложносочиненное; В) сложное бессоюзное;
Г) сложноподчиненное.
14. Укажите вид придаточного предложения в сложноподчиненном предложении (Изъяснительное).
Подведение итогов на данном этапе:
(учитывается полный и правильный ответ: 11-14 = «5», 7-10+ «4», 3-6= «3»).
IV. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ:
Сочинение-рассуждение на тему «Уверенный ли я человек?» Вы можете рассказать о своем характере или дать советы неуверенным в себе людям. Или же: « Всегда ли вы уверенны в себе?» Тема для размышления свободная.
Текст сочинения-рассуждения состоит из тезиса, доказательств, вывода. Не забывайте о смысловой цельности, речевой связности и последовательности изложения. Объем сочинения должен быть не менее 50 слов.
V. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ:
На сегодняшнем занятии мы работали с текстом, который был представлен на выпускном экзамене по русскому языку, выполнили задания к тексту Мы доказали принадлежность данного текста к публицистическому стилю, выполнили тестовые задания, аналогичные тем, что встречаются в сборниках для подготовки к ГИА.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тема «КОМПЛЕКСНЫЙ АНАЛИЗ ТЕКСТА» 9 класс
Задание части С в 9 классе представляет собой сочинение-рассуждение на основе прочитанного текста. Именно это задание КИМа прверяет реальное состояние практических умений учащегося, а именно:понимать ...
Комплексный анализ текста. 9 класс.
Материал для подготовки к ГИА....
Функциональные стили речи. Комплексный анализ текста. 9 класс.
На уроке отрабатываются навыки работы с текстами разных стилей. Повторяются стили речи: научный, официально-деловой, художественный. Проверяются грамматические умения и навыки...
Комплексный анализ текста 5 класс
Данное задание может быть использовано на уроке русского языка в 5 классе...
Элективный курс "Комплексный анализ текста" 9 класс.
Элективный курс для подготовки к ЕМЭ по русскому языку....
Комплексный анализ текста 9 класс
Материал может использоваться при подготовке к ГИА по русскому языку....
Работа с текстом. Комплексный анализ текста. 9 класс.
Комплексный анализ текста предназначен для подготовки учащихся 9 класса ГИА по русскому языку. В него входит синтаксический материал части В9 - В14. Повторяются простое осложненное предложение, а так ...