Комплексный анализ текста в 9 классе
методическая разработка по русскому языку (9 класс) на тему

Кондратьева Елена Михайловна

Разработка урока в 9 классе при подготовке к ГИА

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kompleksnyy_analiz_teksta_v_9_klasse.odt23.96 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: "Комплексный анализ текста" (подготовка к ГИА)

ЦЕЛИ УРОКА: подготовка к государственной аттестации по русскому языку (повторение вопросов различных разделов языкознания; совершенствование навыков правописания; обобщение и расширение сведений об особенностях текстов, относящихся к публицистическому стилю)

Задачи:

1. Образовательные:

1. работа с текстом, его частичный текстоведческий анализ,

2. подготовка учащихся к написанию сжатого изложения,

3. выполнение заданий к данному тексту, аналогичных тем, что встречаются в сборниках для подготовки к ГИА;

4. подготовка к выполнению творческого задания по написанию сочинения- рассуждения.

2. Развивающие:

1. развития умения выделять главное, сравнивать, обобщать.

2. развитие умения логически излагать свои мысли, используя литературный язык;

3. развитие умения аргументировать, доказывать;

4. развитие умения слушания и распределения внимания во время слушания;

5. развитие умения задавать уточняющие вопросы;

3. Воспитательные:

1. формирование навыков контроля и самоконтроля

2. воспитание любви к русскому языку.

Оборудование урока:

 таблицы «Стили языка» и «Типы речи»;

 карточки с тестовыми заданиями;

 памятки « как писать сжатое изложение»;

 словарь С. Ожегова.

План урока:

1. Орг. момент - живое слово учителя.

2. Подготовка к сжатому изложению текста

 беседа

 устные ответы учащихся на вопросы

 работа с таблицами

 коллективная форма познавательной деятельности

3. Выполнение учащимися тестовых заданий к тексту.

 Фронтальная работа

 Индивидуальная работа

4. Подготовка к домашнему заданию.

 групповая форма работы

5. Подведение итогов.

 живое слово учителя

ХОД УРОКА

Вводное слово учителя:

- Сегодня на уроке мы продолжим работу по подготовке к государственной итоговой аттестации. Проведем анализ текста, подготовив себя к написанию сжатого изложения, а также выполним задания к данному тексту, аналогичные тем, что встречаются в сборниках для подготовки к ГИА, и в конце урока вы получите творческое задание по написанию сочинения - рассуждения.

Разговор пойдет о таком понятии, как неуверенность в себе, в своих силах. Каждый человек в определенные моменты жизни испытывает неуверенность в себе. Неуверенность в себе – проблема древняя, однако она привлекала внимание медиков, педагогов и психологов сравнительно недавно – в середине 20 века. Именно тогда стало понятно: всё усиливающаяся неуверенность в себе может стать причиной массы неприятностей – вплоть до серьезных заболеваний, не говоря уже о житейских проблемах. Например, она вмешивается тогда, когда вы готовитесь поступать в вуз, но внезапно решаете, что этот уровень не для вас. А бывает и так: вы уже написали экзаменационную работу и разочаровываетесь, потому что она никуда не годится, хотя еще несколько часов назад казалась приличной. Итак, мои слова продолжает ваша работа с текстом.

I.1) Выразительное чтение текста.

 2) Действуем по алгоритму.

Как писать сжатое изложение

Прослушайте текст.

После первого чтения текста выполните следующие шаги:

1. Определите тему текста (о чем текст?).

2. Сформулируйте основную мысль (чему учит текст?).

3. Определите стиль текста и тип речи, особенности построения текста (Составьте подробный план текста, выделяя микротемы каждой части и озаглавливая их).

4. Пишите названия пунктов плана, оставляя место для записи ключевых слов.

Прослушайте текст во второй раз.

1. Работая с подробным планом текста, отметьте в нем существенное и подробности в каждой части. Определите способ сокращения текста (исключение, обобщение).

2. Составьте сжатый план текста, учитывая смысловые связи между эпизодами (временные, пространственные и т.п.).

3. Напишите сжатое изложение каждой части, свяжите их между собой, чтобы получился текст.

Помните о главном условии: вы должны передать содержание как каждой микротемы, так и всего текста в целом.

Объём изложения – не менее 90 слов

Неуверенность в себе может послужить почвой постоянной зависимости от чужого мнения. Представим себе, как неудобно чувствует себя зависимый человек: чужие оценки кажутся ему гораздо более важными и значимыми, чем собственные; каждый свой поступок он видит, прежде всего, глазами окружающих. А главное, ему хочется, чтобы его одобрили все, начиная с родных и заканчивая пассажирами в трамвае. Такой человек становится нерешительным и не может правильно использовать жизненные ситуации.

Так что же такое неуверенность в себе? Одни ученые определяют её, основываясь на физиологических процессах, другие опираются на психологию. Но все сходятся в одном: если человек не способен правильно ставить цели, соотносить их с внешними обстоятельствами и позитивно оценивать свои результаты, - это и есть неуверенность в себе. (Из Интернета.).

Тема текста – «Неуверенность в себе»

Словарная работа (По словарю Ожегова).

Уверенность – твердая вера в кого-то.

Уверенный – твердый, не колеблющийся, не сомневающийся

Основная мысль – «если человек не способен правильно ставить цели, соотносить их с внешними обстоятельствами и позитивно оценивать свои результаты, - это и есть неуверенность в себе».

Стиль – Публицистический ( см. доказательства) какими способами автор текста донес до нас главную мысль?

Тип речи – рассуждение (тезис- 1 предложение, доказательства, вывод). Зачем мы определяли тип текста и стиль речи? (Чтобы сохранить их особенности в своем тексте).

II. Второе чтение текста. Отмечаем в нем существенное и подробности.

Способ сокращения текста (исключение, обобщение)

Записывать текст изложения вы не будете, на данном этапе достаточно, что определили микротемы.

III. Выполнение заданий к тексту, аналогичные тем, что встречаются в сборниках для подготовки к ГИА

 ДИКТАНТ. (Перед записью каждого предложения напишите его номер).

1. Неуверенность в себе может послужить почвой постоянной зависимости от чужого мнения. 2. Представим себе, как неудобно чувствует себя зависимый. 3.Чужие оценки кажутся ему гораздо более важными и значимыми. 4. Каждый свой поступок он видит, прежде всего, глазами окружающих. 5. Ему хочется одобрения всех, начиная с близких и заканчивая пассажирами в трамвае. 6. Такой человек становится нерешительным и не может правильно использовать жизненные ситуации.

 Вопросы и задания к диктанту: (задания затрагивают основные разделы русского языка)

В части В (тестовые задания к тексту) за каждый правильный ответ вы получаете балл. Я предоставляю вам возможность заработать баллы, выполняя задания. Наибольшее количество баллов будет оценено.

1. Выпишите слово (-а), в которых все согласные мягкие (себе, себя).

2. Разберите по составу слово “заканчивая”.

3. Выпишите слово с орфограммой “Непроизносимый согласный в корне слова” (чувствует).

Из 5 предложения выпишите все словарные слова ( пассажир, трамвай)

4. Найдите орфографическую ошибку в предложении:

Такой человек становиться нерешительным и не может правильно использовать жизненные ситуации.

5. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется Е? Пр(1)дставим с(2)бе, как н(3)удобно чувству(4)т с(5)бя завис(6)мый.

А) 1,2,6; Б) 2,3,4; В) 1,2,3,4,5; Г) 2, 4,5,6

6. Укажите правильную морфологическую характеристику выделенного слова. Представим себе, как неудобно чувствует себя зависимый.

А) существительное; Б) прилагательное; В) причастие

Как образовалось это существительное? ( Переход из одной части речи в другую)

7. Выпишите слово, обладающее следующими морфологическими признаками: невозвратное действительное причастие настоящего времени, несовершенного вида, множественного числа (Окружающих). 4

8. Объясните расстановку знаков препинания в предложении: Неуверенность в себе – проблема древняя.

9. Определите грамматическую основу 3 предложения. Чужие оценки кажутся ему более важными и значимыми (Составное именное сказуемое).

10. Какой вид связи использован в словосочетании « кажутся ему»? (Управление).

Замените словосочетание жизненные ситуации со связью согласование на синонимичное со связью управление.

11. Чем осложнено 5 предложение (деепричастными оборотами). Сколько их? (2)

12. Какое из предложений соответствует данной характеристике: “Предложение простое, повествовательное, невосклицательное, двусоставное, распространенное, полное?

А)1   Б)2   В)4

13. Укажите верную характеристику предложения:

Представим себе, как неудобно чувствует себя зависимый.

А) простое; Б) сложносочиненное; В) сложное бессоюзное;

            Г) сложноподчиненное.

14. Укажите вид придаточного предложения в сложноподчиненном предложении (Изъяснительное).

                Подведение итогов на данном этапе:

                (учитывается полный и правильный ответ: 11-14 = «5», 7-10+ «4», 3-6= «3»).

IV. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ:

Сочинение-рассуждение на тему «Уверенный ли я человек?» Вы можете рассказать о своем характере или дать советы неуверенным в себе людям. Или же: « Всегда ли вы уверенны в себе?» Тема для размышления свободная.

Текст сочинения-рассуждения состоит из тезиса, доказательств, вывода. Не забывайте о смысловой цельности, речевой связности и последовательности изложения. Объем сочинения должен быть не менее 50 слов.

V. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ:

На сегодняшнем занятии мы работали с текстом, который был представлен на выпускном экзамене по русскому языку, выполнили задания к тексту Мы доказали принадлежность данного текста к публицистическому стилю, выполнили тестовые задания, аналогичные тем, что встречаются в сборниках для подготовки к ГИА.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема «КОМПЛЕКСНЫЙ АНАЛИЗ ТЕКСТА» 9 класс

Задание части С в 9 классе представляет собой сочинение-рассуждение на основе прочитанного текста. Именно это задание КИМа прверяет реальное состояние практических умений учащегося, а именно:понимать ...

Комплексный анализ текста. 9 класс.

Материал для подготовки к ГИА....

Функциональные стили речи. Комплексный анализ текста. 9 класс.

На уроке отрабатываются навыки работы с  текстами разных стилей.  Повторяются  стили речи: научный, официально-деловой, художественный. Проверяются грамматические умения  и навыки...

Комплексный анализ текста 5 класс

Данное задание может быть использовано на уроке русского языка в 5 классе...

Элективный курс "Комплексный анализ текста" 9 класс.

Элективный курс для подготовки к ЕМЭ по русскому языку....

Комплексный анализ текста 9 класс

Материал может использоваться при подготовке к ГИА по русскому языку....

Работа с текстом. Комплексный анализ текста. 9 класс.

Комплексный анализ текста предназначен для подготовки учащихся 9 класса ГИА по русскому языку. В него входит синтаксический материал части В9 - В14. Повторяются простое осложненное предложение, а так ...