Рабочая программа по русскому языку для 7 класса
рабочая программа по русскому языку (7 класс) на тему
Рабочая программа по русскому языку для 7-го класса составлена на основе
Федерального компонента Государственного стандарта основного общего образования 2004 года, Программы по русскому языку для общеобразовательных учреждений. 5-9 классы. /Автор-составитель С.И. Львова. – М.: Мнемозина, 2009 и учебника: Львова С.И. Русский язык. 7 класс. В 3 частях: учебник для общеобразовательных учреждений / С.И.Львова, В.В.Львов. – М.: Мнемозина, 2012 г.
и обеспечивает реализацию обязательного минимума образования.
На изучение русского языка в 7-ом классе отведено 140 ч. (4 ч. в неделю).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
7_russkiy_yazyk.docx | 38.9 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное образовательное учреждении «Чернятинская средняя школа № 15» г.Ефремов Тульской области
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку для 7 класса Учитель Канеева О.А. Категория I д.Чернятино 2015 Пояснительная записка Рабочая программа по русскому языку для 7-го класса составлена на основе Федерального компонента Государственного стандарта основного общего образования 2004 года, Программы по русскому языку для общеобразовательных учреждений. 5-9 классы. /Автор-составитель С.И. Львова. – М.: Мнемозина, 2009 и учебника: Львова С.И. Русский язык. 7 класс. В 3 частях: учебник для общеобразовательных учреждений / С.И.Львова, В.В.Львов. – М.: Мнемозина, 2012 г. и обеспечивает реализацию обязательного минимума образования. На изучение русского языка в 7-ом классе отведено 140 ч. (4 ч. в неделю). Общая характеристика учебного предмета В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в перспективе способствует овладению будущей профессией. Главная задача, которая должна быть решена при обучении русскому языку, состоит в том, чтобы в процессе обучения органично сочетались, с одной стороны, освоение знаний об устройстве и функционировании родного языка, норм современного русского литературного языка, умение пользоваться его богатейшими стилистическими ресурсами, а с другой стороны – интенсивное развитие речемыслительных, интеллектуальных, творческих способностей, а также духовно-нравственных и эстетических качеств личности школьника. В связи с этим главной особенностью программы является её направленность на достижение в преподавании единства процессов познания окружающего мира через родной язык, осмысления его основных закономерностей, усвоения основ лингвистики и разных видов языкового анализа, развития абстрактного мышления, памяти, воображения, коммуникативных умений, а также навыков самостоятельной учебной деятельности, самообразования, речевого самосовершенствования. Программа реализует деятельностно-системный подход в обучении русскому языку, что предполагает синтез процесса совершенствования речевой деятельности учащихся и формирования системы лингвистических знаний и ведущих умений и навыков, на основе чего происходит развитие врождённого языкового чутья и речемыслительных способностей школьников. Яркой особенностью курса является его нацеленность на успешное овладение основными видами речевой деятельности в их единстве и взаимосвязи: способностью осознанно воспринимать и понимать звучащую речь (умение слушать) и печатное слово (умение читать); грамотно, точно, логически стройно, выразительно передавать в устной и письменной форме собственные мысли, учитывая условия общения (умения говорить и писать). Центральной единицей обучения становится текст как речевое произведение. Он является объектом анализа и результатом речевой деятельности не только на традиционно выделяемых уроках связной речи, к проведению которых привык учитель, но и на каждом уроке, какой бы теме он ни был посвящен. В этом смысле каждый урок русского языка является уроком развития речи, поскольку происходит взаимосвязанное изучение языка и речи на фоне непрерывной работы над навыками чтения-понимания текстов разных стилей (в частности, лингвистических текстов), аудирования, письма и говорения на разнообразные темы. При этом совершенствуются информационно-коммуникативные навыки, обеспечивающие целенаправленный поиск информации в источниках различного типа, развиваются умения осмысленно выбирать вид чтения в зависимости от коммуникативных задач, развернуто обосновывать свою позицию, приводить систему аргументов; оценивать и редактировать текст и т.п. Развивающий характер обучения, направленность его на взаимосвязанное формирование коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой) компетенций определили и характер предъявления грамматического материала. В основу курса положен утвердившийся в современной лингвистике триединый подход к языковому явлению: анализ значения, формы и функции. Эта установка в первую очередь требует повышенного внимания к семантической стороне языка, к выяснению «скрытой от глаз» внутренней сути языкового явления. Знакомство с разными типами языковых значений приводит школьников к убеждению, что определенным смыслом обладает не только слово, семантическое наполнение которого хорошо «просматривается», например, в толковых словарях, но и другие единицы языка. Последовательный подход к языковым явлениям с точки зрения их триединой сущности помогает по-новому решать очень важную методическую проблему, которая заключается в реализации внутрипредметных связей, то есть в стремлении рассматривать каждое изучаемое явление не изолированно, а во всем многообразии его связей с другими языковыми явлениями. Особенно ярко раскрываются подобные связи, когда для анализа предлагаются языковые факты, имеющие частичное или полное внешнее сходство, например, разные виды омонимов. Изучению подобных явлений в курсе отводится особое место. Установление структурно-семантических особенностей языковых фактов предупреждает формализм в изучении грамматико-орфографической теории, развивает языковое чутье ребенка и приучает школьника обращать внимание на смысловое наполнение языковой единицы в процессе проведения языкового анализа, в том числе и орфографического. Свободное и умелое использование средств языка в речевом общении требует от человека не только хорошего знания системы родного языка и владения правилами употребления в речи языковых единиц, но и соблюдения правил речевого поведения. Вот почему в программе большое внимание уделяется развитию навыков использования в речи элементов русского речевого этикета. Коммуникативная направленность курса подразумевает более глубокое внимание к проблеме формирования навыков выразительной речи, воспитания любви к русскому языку, интереса к его изучению. Решению этой задачи, в частности, способствуют систематическая и целенаправленная демонстрация эстетической функции родного языка, знакомство с его изобразительными возможностями, наблюдение за функционированием различных языковых средств в лучших образцах художественной литературы. Многоаспектная языковая работа с литературными текстами позволяет не только совершенствовать важнейшие речевые умения, но и формировать элементарные навыки лингвистического анализа и осмысленного выразительного чтения художественного произведения. Таким образом, уроки русского языка становятся, по сути дела, уроками русской словесности, на которых постигаются истоки выразительности и красоты русской речи, и формируется представление о многофункциональности языкового явления как грамматического, коммуникативного и эстетического феномена, развивается языковое чутье, способность оценивать эстетическую сторону художественного высказывания. Отличительная особенность данного курса – внимание к вопросам истории русского языка, целенаправленное обращение к этимологии, которая раскрывает перед учащимися многие тайны родной речи, знакомит с историко-культурными традициями русского народа, отраженными в слове. Такую работу помогает организовать учебный этимологический словарь, с которым школьники начинают работать с первых уроков в 5-м классе. Программа реализует идею дифференцированного подхода к обучению. Выражается это, прежде всего, в выделении дополнительного материала , расширяющего основное содержание программы и являющегося необязательным для усвоения всеми учащимися. Программа реализует культурологический аспект в обучении родному языку, что проявляется в достаточно широком использовании сведений по истории языка и русистики, информации о русских ученых-лингвистах, материалов по этимологии. Предполагается также выявление единиц языка с национально-культурным компонентом значения в произведениях устного народного творчества и художественных текстах, объединение их значения с помощью разнообразных лингвистических словарей. Таким образом, формируется представление о родном языке как национальном достоянии русского народа, как форме выражения национальной культуры. В целом курс русского языка направлен на всестороннее развитие личности средствами предмета: развитие мышления и речи учащихся, их эмоционально-волевой сферы, логичного мышления; формирование представления о роли языка в жизни людей и богатстве русского языка; формирование потребности в речевом самосовершенствовании; целенаправленное развитие языковой, коммуникативной компетенций, необходимых для успешной учебной и трудовой деятельности. Цели и задачи обучения:
УЧЕБНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ 140ч. Введение (2ч.) Язык как развивающееся явление. Исторические изменения русского языка. Разделы лингвистики (на основе изученного в 5-6 классах) Фонетика. Орфоэпия (2ч. + 1ч.) Звуки русской речи. Омонимы. Виды омонимов: лексические, графические (омографы), фонетические (омофоны), грамматические (омоформы). Словообразование самостоятельных частей речи (9ч.) Основные способы образования слов. Способы образования наречий. Словообразовательная пара и словообразовательная цепочка. Неморфемные способы образования слов (переход слова из одной части речи в другую, сращение частей словосочетания в одно слово). Лексикология и фразеология (4ч. + 1ч.) Особенности лексического значения слова (слова однозначные и многозначные, использование слов в прямом и переносном значениях). Смысловая связь разных слов в русском языке (синонимы, антонимы, омонимы). Особенности употребления слов в речи (общеупотребительная лексика, диалектизмы, профессионализмы; нейтральные, книжные, разговорные слова; устаревшие слова и неологизмы). Происхождение слов (исконно русские слова, заимствованная лексика). Грамматика: морфология и синтаксис Морфология (6ч. + 1ч.) Склоняемы части речи (имя существительное, имя прилагательное, имя числительное, местоимение). Глагол. Постоянные и непостоянные морфологические признаки глагола. Деепричастие. Причастие. Образование причастий и деепричастий. Синтаксис (2ч. + 1ч.) Виды предложений. Простые и сложные предложения. Простое осложненное предложение. Орфография. Правописание морфем (9ч.) Н, нн в суффиксах причастий и отглагольных прилагательных. Слитные, раздельные и дефисные написания. Слитное и раздельное написание не с глаголами, существительными, прилагательными, местоимениями. Пунктуация (7ч. + 1ч.) Постановка знаков препинания в конце предложения, внутри простого предложения, между частями сложного предложения, в предложениях с прямой речью. Культура речи. Правильное употребление слов самостоятельных частей речи (5ч.) Орфоэпические, грамматические, лексические нормы. Текстоведение (10ч. + 2ч.) Текст как произведение речи. Типы речи (описание, повествование, рассуждение). Точность и логичность речи. Структура текста. Виды связи предложений в тексте: последовательная (цепная) и параллельная. Языковы средства выразительности. Выразительная речь. Фонетические средства выразительности. Словообразовательные средства выразительности. Лексические средства выразительности. Морфологические средства выразительности. Синтаксические средства выразительности: попарное соединение однородных членов предложения, одинаковое построение рядом расположенных предложений – параллелизм, риторический вопрос. Рассуждение как тип речи. Структура текста-рассуждения. Сочетание разных типов речи в тексте. Морфология Наречие (22ч. + 2ч.) Общее значение наречий и их употребление в речи. Разряды наречий по значению. Местоименные наречия. Слова категории состояния. Степени сравнения наречий. Правописание наречий. Слитное, раздельное и дефисное правописание наречий. Слитное и раздельное написание не и ни с наречиями. Правописание н, нн в наречиях на -о (-е).Суффиксы –о и –а на конце наречий. О и е (ё) на конце наречий после шипящих. Употребление ь на конце наречий после шипящих. Наречия в словосочетании и предложении. Наречия в тексте. Культура речи. Правильное употребление наречий. Орфоэпические, грамматические, лексические нормы. Служебные части речи и междометия Роль служебных частей речи. Предлог (8ч. + 2ч.) Предлог как служебная часть речи. Разряды предлогов. Производные и непроизводные предлоги. Правописание производных предлогов. Предлог в предложении и тексте. Союз (11ч. + 2ч.) Союз как служебная часть речи. Разряды союзов. Сочинительные и подчинительные союзы. Роль союзаи. Простые и составные союзы. Союзные слова. Правописание союзов. Союз в предложении и тексте. Частица (13ч.) Частица как служебная часть речи. Разряды частиц. Правописание частиц. Частицы не и ни. Частицы в предложении и тексте. Культура речи. Правильное употребление предлогов, союзов и частиц. Орфоэпические и грамматические нормы. Междометие (3ч.) Междометия и звукоподражательные слова.
Трудные случаи разграничения языковых явлений Омонимия слов разных частей речи (2ч.) Омонимия и многозначность. Использование омонимии как средства художественной выразительности. Различение грамматических омонимов. Повторение изученного в 7-ом классе (11ч. + 2ч.) Правописание: орфография и пунктуация. Культура речи. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ Речевая деятельность. Аудирование. Адекватно понимать содержание научно-учебного и художественного текстов, воспринимаемых на слух; осознавать коммуникативную цель аудирования и в соответствии с ней организовывать свою работу; выделять основную и дополнительную информацию текста, определять его принадлежность к типу речи; составлять план текста, полный и сжатый пересказ (устный или письменный); обнаруживать ошибки в содержании и речевом оформлении устного высказывания одноклассника. Чтение. Осознавать коммуникативную цель чтения и в соответствии с ней организовывать свою работу; дифференцировать известную и неизвестную информацию прочитанного текста; выделять информацию иллюстрирующую, аргументирующую; находить в тексте ключевые слова и объяснять их лексическое значение; проводить маркировку текста (подчеркивать основную информацию, выделять непонятные слова и фрагменты текста, делить текст на части и т.п.); составлять тезисный план исходного текста; владеть ознакомительным, изучающим, просмотровым и поисковым видами чтения; прогнозировать содержание текста по данному началу; с помощью интонации передавать авторское отношение к предмету речи при чтении текста вслух. Говорение. Сохранять при устном изложении, близком к тексту, типологическую структуру текста и выразительные языковые и речевые средства; создавать собственные высказывания, соответствующие требованию точности, логичности и выразительности речи; строить небольшое по объему устное высказывание на основе данного плана; формулировать выводы (резюме) по итогам урока, по результатам проведенного языкового анализа, после выполнения упражнения и т.п.; размышлять о содержании прочитанного или прослушанного текста лингвистического содержания, соблюдать основные лексические и грамматические нормы современного русского литературного языка, нормы устной речи (орфоэпические, интонационные); уместно использовать этикетные формулы, жесты, мимику в устном общении с учетом речевой ситуации. Письмо. Сохранять при письменном изложении типологическую структуру исходного текста и его выразительные языковые и речевые средства; создавать собственные высказывания, соответствующие требованию точности, логичности и выразительности речи; писать тексты-размышления на лингвистические, а также на морально-этические темы дискуссионного характера; соблюдать основные лексические и грамматические нормы современного русского литературного языка, а также нормы письменной речи (орфографические, пунктуационные); уместно употреблять пословицы, поговорки, крылатые выражения, фразеологизмы с связном тексте; использовать лингвистические словари при подготовке к сочинению и при редактировании текста; редактировать текст с использованием богатых возможностей лексической, словообразовательной, грамматической синонимии. Текстоведение. Анализировать тексты с точки зрения соответствия их требованию точности и логичности речи; рецензировать чужие тексты и редактировать собственные с учетом требований к построению связного текста; устанавливать в тесте ведущий тип речи, находить в нем фрагменты с иным типовым значением; определять стиль речи, прямой и обратный порядок слов в предложениях текста, способы и средства связи предложений в тексте. Фонетика и орфоэпия. Проводить фонетический и орфоэпический разбор слов; правильно произносить широко употребляемые наречия и служебные части речи; анализировать собственную и чужую речь с точки зрения соблюдения орфоэпических норм. Морфемика и словообразование. По типичным суффиксам и окончанию определять изученные части речи и их формы; объяснять значение слова, его написание и грамматические признаки, опираясь на словообразовательный анализ и морфемные модели слов; определять способы образования слов разных частей речи; анализировать словообразовательные гнезда на основе учебного словообразовательного словаря; составлять словообразовательные гнезда однокоренных слов (простые случаи); с помощью школьного этимологического словарика комментировать исторические изменения в морфемной структуре слов. Лексикология и фразеология. Соблюдать лексические нормы, употребляя слова в соответствии с их лексическим значением, а также с условиями и задачами общения; толковать лексическое значение общеупотребительных слов и фразеологизмов; пользоваться различными видами лексических словарей; находить справку о значении и происхождении фразеологического сочетания во фразеологическом словаре; использовать синонимы как средство связи предложений в тексте и как средство устранения неоправданного повтора; проводить элементарный анализ художественного текста, обнаруживая в нем примеры употребления слова в переносном значении. Морфология. Различать постоянные и непостоянные морфологические признаки частей речи и проводить морфологический разбор слов всех частей речи; правильно, уместно и - выразительно и выразительно употреблять слова изученных частей речи; использовать знания и умения по морфологии в практике правописания и проведения синтаксического анализа предложения. Орфография. Владеть правильным способом применения изученных правил орфографии; учитывать значение, морфемное строение и грамматическую характеристику слова при выборе правильного написания; аргументировать тезис о системном характере русской орфографии. Синтаксис и пунктуация. Составлять схемы именных, глагольных и наречных словосочетаний и конструировать словосочетания по предложенной схеме; определять синтаксическую роль всех самостоятельных частей речи; различать и конструировать сложные предложения с сочинительными и подчинительными союзами; использовать сочинительные союзы как средство связи предложений в речи. Устно объяснять пунктуацию предложений изученных конструкций, использовать на письме специальные графические обозначения, строить пунктуационные схемы предложений; самостоятельно подбирать примеры на изученные пунктуационные правила. ФОРМЫ, МЕТОДЫ, ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ Наиболее приемлемыми для учащихся 7 класса являются следующие приемы и методы работы на уроке:
Достижению целей программы обучения будет способствовать использование элементов современных образовательных технологий:
Формы организации образовательного процесса
УМК УЧИТЕЛЯ И УЧАЩИХСЯ Для учителя 1. Программа по русскому языку для общеобразовательных учреждений. 5-11 классы./Автор-составитель С.И. Львова – М.:Мнемозина, 2009. 2. Русский язык. 7 класс. В 3 ч.: учебник для общеобразовательных учреждений/ С.И. Львова, В.В. Львов. – 10-е изд., испр. – М.:Мнемозина, 2013. 3. Уроки русского языка. 7 класс: пособие для учителя к учебнику С.И. Львовой и В.В. Львова «Русский язык. 7 класс»/И.П. Васильевых; под ред. С.И. Львовой. – М.: Мнемозина, 2011. 4. Русский язык: 5-9 класс Контрольно-измерительные материалы /Сост. Н.В. Егорова. – М.: ВАКО, 2012. 5. Орфографические, орфоэпические, толковые, этимологические, фразеологические словари. 6. Львова С.И. Практикум по русскому языку: 7 класс/ С.И. Львова. – М.: Просвещение, 2010. 7. Бакулина Г.А. Конспекты уроков для учителей русского языка: 7 класс/ Г.А. Бакулина.- М.: Владос, 2010. 8. Безымянная О.М. Диктанты с комплексным анализом текста /О.М. Безымянная, С.А. Лукьянов. – М.:Айрис, 2011. 9. Костяева Т.А. Тесты, проверочные и контрольные работы по русскому языку: 7 класс / Т.А. Костяева. – М.: Просвещение, 2011. 10. Ларионова Л.Г. сборник упражнений по орфографии: 7 класс / Л.Г. Ларионова.- М.: Просвещение, 2010.
Для учащихся
1. Русский язык. 7 класс. В 3 ч.: учебник для общеобразовательных учреждений/ С.И. Львова, В.В. Львов. – 2-е изд., испр. – М.:Мнемозина, 2012. 2. Шклярова Т.В. Найди ошибку! Сборник самостоятельных работ /Т.В.Шклярова.- М.: Грамотей, 2006. 3. Шклярова Т.В. Исправь ошибку! Сборник самостоятельных работ /Т.В.Шклярова.- М.: Грамотей, 2006. 4 Шклярова Т.В.Вставь букву! Сборник самостоятельных работ /Т.В.Шклярова.- М.: Грамотей, 2006. 5. Богданова Г.А. Тестовые задания по русскому языку: 7 класс: Пособие для учащихся / Г.А. Богданова. – Просвещение, 2006. 6. http: // www.gramota.ru (рубрика «Учебник грамоты»). 7. http: // rusgram.narod.ru /2661-2673. html. 8. http: // www.gramma.ru. (Интернет-портал «Культура письменной речи»: рубрика «Ликбез»).
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по русскому языку 6 класс Т А Ладыженская и др. Русский язык. Учебник 6 класс. – М.: Просвещение, 2003 2 ч в неделю
Программа для индивидуального обучения 2 ч в неделю...
Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская
рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...
Рабочая программа по русскому языку 9 класс(на 3 часа) .Программа: Русский язык. 5—9 классы общеобразовательных организаций / Л. О. Савчук ; под ред. Е. Я. Шмелёвой. — М. : Вентана-Граф, 2017. — 154 с.
Предлагаемая рабочая программа для учащихся 9-а класса составлена создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, требований к результата...
Рабочая программа по русскому языку 8 класс на 105 часов. Программа «Русский язык. 5–9 классы общеобразовательных учреждений". Савчук Л.О. / под ред. Е.Я. Шмелёвой. — М. : Вентана-Граф, 2013
Предлагаемая рабочая программа для учащихся 8-в класса составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования, Требований к результатам основного общего образования, пред...
Рабочая программа по русскому языку 7 класс (144 часа). Программа Савчук Л.О. «Русский язык. 5–9 классы общеобразовательных учреждений» под ред. Е.Я. Шмелёвой. — М. : Вентана-Граф, 2013.
Предлагаемая рабочая программа для учащихся 7-б класса составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования, требований к результатам основного общего образования, пред...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку.5 класс.Программа создана на основе ФГОС, программы основного общего образования « Русский язык: 5-9 класс» под. ред. А.Д. Шмелева.М.: Вентана-Граф
Программа создана на основе ФГОС ООО, Требований к результатам ООО и Примерной программы по русскому языку для основной школы. Программа имеет экспертное заключение кафедры филологии,журналистики и ме...
ФГОС. Рабочая программа по русскому языку 6 класс , составленная на основе коплексной программы по русскому языку под редакцией М.М.Разумовской, С.И.Львовой, В.И.Капинос, В.В.Львова
ФГОС. Рабочая программа по русскому языку 6 класс, составленная на основе комплексной программы по русскому языку под редакцией М.М.Разумовской, С.И.Львовой, В.И.Капинос, В.В. Львова...