Лингвистический КВН
материал по русскому языку (7, 8 класс) по теме
Эти занимательные задания могут использоваться на Неделе русского языка и литературы для учащихся 7-8 классов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Лингвистический КВН | 24.45 КБ |
Предварительный просмотр:
Лингвистический КВН.(7-8 классы)
Составитель учитель русского языка и литературы Козлова Л.А.
Цель игры: привить любовь к великому русскому языку, повысить общую
языковую культуру, развить интерес к русскому языку как учебному предмету.
Учащиеся делятся на две команды (название, девиз).
Ведущий – учитель.
Вступительное слово учителя. С самого раннего детства и до глубокой старости вся наша жизнь неразрывно связана с языком. Ребёнок ещё не научился как следует говорить, а его слух уже ловит мамины песенки, прибаутки, бабушкины сказки. А сказки и прибаутки – это язык. Мы вырастаем, идём учиться в школу, в институт, целое море слов, целый океан речи подхватывает нас. Через слова мы впервые узнаём о том, чего ещё не видели (и, возможно, никогда не увидим). Через слова мы узнаём о том, какие мысли были у наших предков. Через слова мы имеем возможность обратиться к нашим правнукам, которые будут жить спустя века после нас. И всё это благодаря словам. А слова составляют язык. Ребята, а как бы вы ответили на вопрос: что же такое слово?
Слово – это единица речи, служащая для выражения отдельного понятия (Словарь С.И.Ожегова.)
А по определению В.И.Даля, удивительного человека, посвятившего всю жизнь составлению своего знаменитого словаря: «Слово – исключительная возможность человека выражать гласно мысли и чувства свои: дар говорить, сообщаться разумно сочетаемыми звуками, словесная речь».
И сегодня мы будем разумно общаться и познавать богатство русского языка. Для начала предлагаю разминку.
Разминка
Кто быстрее.
Добавьте названия животных.
Голоден как … труслив как …
упрям как нем как…
хитёр как … болтлив как …
надут как … здоров как …
мокрый как … грязный как …
изворотлив как … колючий как …
Теоретическая станция
- Что такое основа слова?
- Дать определение причастию.
- Что такое простое предложение?
- Что изучает синтаксис?
- Что такое причастный оборот?
- Какую роль в предложении играют союзы?
- Какие части речи не являются членами предложения?
- Назовите части речи?
Практическая станция
- Разберите по составу слово благородный.
- Назовите однокоренные слова к слову вода.
- Назовите слова с корнем -раст- - -рос-. Объясните правописание.
- Образуйте страдательные причастия в полной и краткой форме от глаголов приколоть, поместить, создать, не закончить.
- Придумайте предложение с причастным оборотом, объясните знаки препинания.
- Объясните правописание слов загоревший, загар.
- Придумайте три слова с приставкой при-, обозначающей неполное действие.
Сообразительная станция
- Задача-шутка.
Шёл по дороге старик, а навстречу ему боец. «Здравствуй, отец», - говорит боец. А старик ему отвечает: «Здорово, служивый! Только зовут меня не отец, а так, что с любого конца читай – всё значение одинаковое. И живу я в таком домике, что можно как угодно читать. А имя у моей бабки с тем же свойством». Задумался боец. Помогите ему отгадать эти слова. (Дед, шалаш, Анна.)
- Почему по-разному пишутся близкие по звучанию слова:
Деревенский старожил
Сад колхозный сторожил.
- Всегда ли сырое бывает мокрым, а мокрое сырым? (Слово сырой имеет ещё и другие значения: «невареный», «нежареный», «недоработанный».)
- Как большой дом превратить в маленький? (Прибавьте к слову дом уменьшительно-ласкательный суффикс -ик: домик.)
- Какое слово задумано?
В нём приставка такая же, как в слове подруга. Корень – как в слове игрушка. Суффиксы такие же, как в слове читал. (Поиграл.)
- В каком глаголе нет корня? (Вынуть.)
- Назовите самый сердитый город и самый сладкий. (Грозный, Изюм)
- Какая река находится у вас во рту? (Десна)
- Какую строчку нельзя прочитать? (Швейную)
- Как большой дом превратить в маленький? (домище – дом – домик, т.е. поменять суффикс)
- Как топор превратить в рукоятку? (топор – топорище)
- Как можно склонять голову, не поднимая и не опуская её? ( По падежам)
Станция «Творчество»
1. Рассказ на одну букву
Например:
«Павел Петрович привёз потрясающего попугая Петьку. Петька пожелал полакомиться пломбиром папы».
Составь слово
Слово лекарство один мастер игры в превращения превратил в 180 слов, т.е. составил из букв 180 слов. Сколько слов составите вы за 1 минуту?
Станция «Зритель»
- Угадайте слово.
Из писка птиц мой первый слог возьмёте,
Второй – с бараньей головы.
Откройте печь и там найдёте
То, что не раз едали вы. (Пирог.)
- Назовите пословицы, связанные с трудом или работой. (Называют болельщики команд).
- Назовите слова-перевёртыши. (Болельщики команд.)
- Игорь написал на доске прописью: «Сто сорок и сто сорок будет двести». Допустил ли он ошибку в вычислении? (Нет, если он правильно расставил ударения.)
- Для чего понадобилось выучить четверостишие?
Смотреть, слышать, видеть,
Зависеть, ненавидеть,
Вертеть, держать, дышать,
Терпеть, обидеть, гнать…
- Прочитайте любую скороговорку. Определите, у кого лучше получилось.
(Осип охрип, Архип осип. Кукушка кукушонку сшила капюшон.)
7. Какое слово задумано?
Это однокоренное слово со словом лётчик. Приставка как в глаголе перепрыгнул. Суффиксы те же, что в слове читал. (Перелетал.)
8. Конкурс знатоков пословиц.
К предложенным пословицам разных народов будем подбирать соответствующие по смыслу русские пословицы.
1. Дагестанская: Торопливым людям не хватает мудрости. (Поспешишь – людей насмешишь.)
2. Украинская: И живи до старости, и учись до старости. (Век живи – век учись.)
3. Киргизская: Потихоньку далеко пойдёшь, а пляской устанешь. (Тише едешь – дальше будешь.)
4. Малайская: Кончил шить – оборвал нить. (Сделал дело – гуляй смело.)
5. Киргизская: Чем наполнена посуда, то и выльется оттуда. (Что посеешь, то и пожнёшь. Как аукнется, так и откликнется.)
6. Таджикская: Ещё не знал никто и никогда роз без шипов, удачи без труда. (Без труда не вытянешь и рыбку из пруда.)
7. Каракалпакская: Если кривы дерева, то и тень от них крива. (Яблоко от яблоньки недалеко падает.)
8. Казахская: Щедрый не хвастает подарком, богатырь не отказывается от слова. (Не давши слова – крепись, а давши – держись.)
9. Удмуртская: Слово не стрела, а сердце пронзает. (Слово не воробей, вылетит – не поймаешь. Меткое слово словно пуля снайпера.)
Конкурс капитанов
- Черный ящик.
- Всем нам хорошо известно выражение “мастер на все руки”. Так говорят о человеке, который многое умеет. А чем раньше занимался мастер на все руки, что он изготавливал? Что в черном ящике?
(В ящике – перчатки. Это выражение применялось по отношению к перчаточникам. Так называли мастера, который мог сделать перчатки на любую руку).
2. Как говорить правильно:
- Кто последний или крайний?
- Я извиняюсь или извините, пожалуйста?
- Вы сходите на следующей остановке или вы выходите на следующей остановке?
- Я кладу или я ложу?
3. Знатоки поговорок.
- В какой поговорке утверждается, что можно определить цену и вес горя? (Узнать, по чём фунт лиха.)
- Согласно какой поговорке слова находятся в кармане? (За словом в карман не полезет.)
- Согласно какой поговорке зубы могут находиться не во рту? (Положить зубы на полку.)
- Плеваться вообще некрасиво, но когда из-за плевка можно умереть от жажды? (Не плюй в колодец: пригодится воды напиться.)
4. Закончи поговорки.
- Сам пропадай - …
- По одёжке встречают - …
- Семь раз отмерь - …
- Глаза боятся - …
- С кем поведёшься - ..
- Грамоте учиться - …
- Любишь кататься - …
- Не зная броду - …
- Что посеешь, …
- Старый друг …
- Береги платье снову …
- Не место красит человека …
Ведущий.
Чёткие образные слова и выражения, с которыми мы сегодня встречались – это лишь капля в море. Но, возможно, эта капля приведёт вас к огромному океану слов русского языка, и вы сможете по достоинству оценить его красоту и многообразие. Мы пользуемся фразеологизмами, поговорками и пословицами в нашей повседневной речи, прибегаем к ним, когда хотим высказать свою мысль более красочно, ярче, сослаться на похожую ситуацию, которая сложилась в давние времена и была придумана людьми.
Один умный человек назвал образные выражения « мудростью в портативной форме». Другой заметил: «Мудростью нужно уметь пользоваться». И потому, уж если полез за словом в карман мудрых людей, делай это с умом. Помни, слово ранит, но слово и исцеляет. Словом можно обласкать, можно обидеть. Думайте, прежде чем употреблять эти меткие, ёмкие, двусмысленные, эти мудрёные слова.
Наша игра подошла к концу. Спасибо за участие.
Подведение итогов. Награждение.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Лингвистическое ассорти". Интеллектуальная игра по русскому языку. 5 класс
"Лингвистическое ассорти" - интеллектуально-познавательная игра для пятиклассников по русскому языку. Цель: 1. Развитие творческой и познавательной активности у учащихся. 2. Привитие любви и ин...
Учимся писать сочинение - рассуждение на лингвистическую тему.
Конспект занятия в 9 классе "Зачем гужна пунктуация?"...
Урок - практикум . Элективный курс «Занимательная жизнь русского слова». 9класс Тема урока: «Лингвистический анализ текста В.П.Астафьева «И прахом своим …»» Цель урока: Произвести лингвистический анализ текста на фонетическом, лексическом, морфоло
Цель урока:Произвести лингвистический анализ текста на фонетическом, лексическом, морфологическом и синтаксическом уровнях языка.Задачи урока:применить полученные теоретические знания о ли...
МЕХАНИЗМЫ СОЗДАНИЯ МОДЕЛИ ЛИНГВИСТИЧЕСКОЙ МОДЕЛИ ЛИНГВИСТИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ОДАРЕННОГО РЕБЕНКА (из опыта работа)
Описание опыта работы с лингвистически одаренными детьми....
Лингвистические разминки на уроках русского языка как средство формирования лингвистической компетенции учащихся
Лингвистическая разминка на уроках русского языка...
Выступление на Городском семинаре "Лингвистическое развитие участников школьного образовательного процесса" в рамках ГЭП "Лингвистический компонент в обучении и его роль в формировании ключевых компетентностей школьников".
Размещаемый материал является выступлением на Городском семинаре, проходившем в нашей школе в ноябре 2011 года....
Формы организации работы с лингвистическими словарями, обеспечивающие формирование языковой, лингвистической и культуроведческой компетенции.
Собранный материал позволит быстро определить формы работы со словарями на уроках, во внеурочной деятельности....