Лингвистический КВН
материал по русскому языку (7, 8 класс) по теме
Эти занимательные задания могут использоваться на Неделе русского языка и литературы для учащихся 7-8 классов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 24.45 КБ |
Предварительный просмотр:
Лингвистический КВН.(7-8 классы)
Составитель учитель русского языка и литературы Козлова Л.А.
Цель игры: привить любовь к великому русскому языку, повысить общую
языковую культуру, развить интерес к русскому языку как учебному предмету.
Учащиеся делятся на две команды (название, девиз).
Ведущий – учитель.
Вступительное слово учителя. С самого раннего детства и до глубокой старости вся наша жизнь неразрывно связана с языком. Ребёнок ещё не научился как следует говорить, а его слух уже ловит мамины песенки, прибаутки, бабушкины сказки. А сказки и прибаутки – это язык. Мы вырастаем, идём учиться в школу, в институт, целое море слов, целый океан речи подхватывает нас. Через слова мы впервые узнаём о том, чего ещё не видели (и, возможно, никогда не увидим). Через слова мы узнаём о том, какие мысли были у наших предков. Через слова мы имеем возможность обратиться к нашим правнукам, которые будут жить спустя века после нас. И всё это благодаря словам. А слова составляют язык. Ребята, а как бы вы ответили на вопрос: что же такое слово?
Слово – это единица речи, служащая для выражения отдельного понятия (Словарь С.И.Ожегова.)
А по определению В.И.Даля, удивительного человека, посвятившего всю жизнь составлению своего знаменитого словаря: «Слово – исключительная возможность человека выражать гласно мысли и чувства свои: дар говорить, сообщаться разумно сочетаемыми звуками, словесная речь».
И сегодня мы будем разумно общаться и познавать богатство русского языка. Для начала предлагаю разминку.
Разминка
Кто быстрее.
Добавьте названия животных.
Голоден как … труслив как …
упрям как нем как…
хитёр как … болтлив как …
надут как … здоров как …
мокрый как … грязный как …
изворотлив как … колючий как …
Теоретическая станция
- Что такое основа слова?
- Дать определение причастию.
- Что такое простое предложение?
- Что изучает синтаксис?
- Что такое причастный оборот?
- Какую роль в предложении играют союзы?
- Какие части речи не являются членами предложения?
- Назовите части речи?
Практическая станция
- Разберите по составу слово благородный.
- Назовите однокоренные слова к слову вода.
- Назовите слова с корнем -раст- - -рос-. Объясните правописание.
- Образуйте страдательные причастия в полной и краткой форме от глаголов приколоть, поместить, создать, не закончить.
- Придумайте предложение с причастным оборотом, объясните знаки препинания.
- Объясните правописание слов загоревший, загар.
- Придумайте три слова с приставкой при-, обозначающей неполное действие.
Сообразительная станция
- Задача-шутка.
Шёл по дороге старик, а навстречу ему боец. «Здравствуй, отец», - говорит боец. А старик ему отвечает: «Здорово, служивый! Только зовут меня не отец, а так, что с любого конца читай – всё значение одинаковое. И живу я в таком домике, что можно как угодно читать. А имя у моей бабки с тем же свойством». Задумался боец. Помогите ему отгадать эти слова. (Дед, шалаш, Анна.)
- Почему по-разному пишутся близкие по звучанию слова:
Деревенский старожил
Сад колхозный сторожил.
- Всегда ли сырое бывает мокрым, а мокрое сырым? (Слово сырой имеет ещё и другие значения: «невареный», «нежареный», «недоработанный».)
- Как большой дом превратить в маленький? (Прибавьте к слову дом уменьшительно-ласкательный суффикс -ик: домик.)
- Какое слово задумано?
В нём приставка такая же, как в слове подруга. Корень – как в слове игрушка. Суффиксы такие же, как в слове читал. (Поиграл.)
- В каком глаголе нет корня? (Вынуть.)
- Назовите самый сердитый город и самый сладкий. (Грозный, Изюм)
- Какая река находится у вас во рту? (Десна)
- Какую строчку нельзя прочитать? (Швейную)
- Как большой дом превратить в маленький? (домище – дом – домик, т.е. поменять суффикс)
- Как топор превратить в рукоятку? (топор – топорище)
- Как можно склонять голову, не поднимая и не опуская её? ( По падежам)
Станция «Творчество»
1. Рассказ на одну букву
Например:
«Павел Петрович привёз потрясающего попугая Петьку. Петька пожелал полакомиться пломбиром папы».
Составь слово
Слово лекарство один мастер игры в превращения превратил в 180 слов, т.е. составил из букв 180 слов. Сколько слов составите вы за 1 минуту?
Станция «Зритель»
- Угадайте слово.
Из писка птиц мой первый слог возьмёте,
Второй – с бараньей головы.
Откройте печь и там найдёте
То, что не раз едали вы. (Пирог.)
- Назовите пословицы, связанные с трудом или работой. (Называют болельщики команд).
- Назовите слова-перевёртыши. (Болельщики команд.)
- Игорь написал на доске прописью: «Сто сорок и сто сорок будет двести». Допустил ли он ошибку в вычислении? (Нет, если он правильно расставил ударения.)
- Для чего понадобилось выучить четверостишие?
Смотреть, слышать, видеть,
Зависеть, ненавидеть,
Вертеть, держать, дышать,
Терпеть, обидеть, гнать…
- Прочитайте любую скороговорку. Определите, у кого лучше получилось.
(Осип охрип, Архип осип. Кукушка кукушонку сшила капюшон.)
7. Какое слово задумано?
Это однокоренное слово со словом лётчик. Приставка как в глаголе перепрыгнул. Суффиксы те же, что в слове читал. (Перелетал.)
8. Конкурс знатоков пословиц.
К предложенным пословицам разных народов будем подбирать соответствующие по смыслу русские пословицы.
1. Дагестанская: Торопливым людям не хватает мудрости. (Поспешишь – людей насмешишь.)
2. Украинская: И живи до старости, и учись до старости. (Век живи – век учись.)
3. Киргизская: Потихоньку далеко пойдёшь, а пляской устанешь. (Тише едешь – дальше будешь.)
4. Малайская: Кончил шить – оборвал нить. (Сделал дело – гуляй смело.)
5. Киргизская: Чем наполнена посуда, то и выльется оттуда. (Что посеешь, то и пожнёшь. Как аукнется, так и откликнется.)
6. Таджикская: Ещё не знал никто и никогда роз без шипов, удачи без труда. (Без труда не вытянешь и рыбку из пруда.)
7. Каракалпакская: Если кривы дерева, то и тень от них крива. (Яблоко от яблоньки недалеко падает.)
8. Казахская: Щедрый не хвастает подарком, богатырь не отказывается от слова. (Не давши слова – крепись, а давши – держись.)
9. Удмуртская: Слово не стрела, а сердце пронзает. (Слово не воробей, вылетит – не поймаешь. Меткое слово словно пуля снайпера.)
Конкурс капитанов
- Черный ящик.
- Всем нам хорошо известно выражение “мастер на все руки”. Так говорят о человеке, который многое умеет. А чем раньше занимался мастер на все руки, что он изготавливал? Что в черном ящике?
(В ящике – перчатки. Это выражение применялось по отношению к перчаточникам. Так называли мастера, который мог сделать перчатки на любую руку).
2. Как говорить правильно:
- Кто последний или крайний?
- Я извиняюсь или извините, пожалуйста?
- Вы сходите на следующей остановке или вы выходите на следующей остановке?
- Я кладу или я ложу?
3. Знатоки поговорок.
- В какой поговорке утверждается, что можно определить цену и вес горя? (Узнать, по чём фунт лиха.)
- Согласно какой поговорке слова находятся в кармане? (За словом в карман не полезет.)
- Согласно какой поговорке зубы могут находиться не во рту? (Положить зубы на полку.)
- Плеваться вообще некрасиво, но когда из-за плевка можно умереть от жажды? (Не плюй в колодец: пригодится воды напиться.)
4. Закончи поговорки.
- Сам пропадай - …
- По одёжке встречают - …
- Семь раз отмерь - …
- Глаза боятся - …
- С кем поведёшься - ..
- Грамоте учиться - …
- Любишь кататься - …
- Не зная броду - …
- Что посеешь, …
- Старый друг …
- Береги платье снову …
- Не место красит человека …
Ведущий.
Чёткие образные слова и выражения, с которыми мы сегодня встречались – это лишь капля в море. Но, возможно, эта капля приведёт вас к огромному океану слов русского языка, и вы сможете по достоинству оценить его красоту и многообразие. Мы пользуемся фразеологизмами, поговорками и пословицами в нашей повседневной речи, прибегаем к ним, когда хотим высказать свою мысль более красочно, ярче, сослаться на похожую ситуацию, которая сложилась в давние времена и была придумана людьми.
Один умный человек назвал образные выражения « мудростью в портативной форме». Другой заметил: «Мудростью нужно уметь пользоваться». И потому, уж если полез за словом в карман мудрых людей, делай это с умом. Помни, слово ранит, но слово и исцеляет. Словом можно обласкать, можно обидеть. Думайте, прежде чем употреблять эти меткие, ёмкие, двусмысленные, эти мудрёные слова.
Наша игра подошла к концу. Спасибо за участие.
Подведение итогов. Награждение.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Лингвистическое ассорти". Интеллектуальная игра по русскому языку. 5 класс
"Лингвистическое ассорти" - интеллектуально-познавательная игра для пятиклассников по русскому языку. Цель: 1. Развитие творческой и познавательной активности у учащихся. 2. Привитие любви и ин...
![](/sites/default/files/pictures/2011/12/07/picture-39967.jpg)
Урок - практикум . Элективный курс «Занимательная жизнь русского слова». 9класс Тема урока: «Лингвистический анализ текста В.П.Астафьева «И прахом своим …»» Цель урока: Произвести лингвистический анализ текста на фонетическом, лексическом, морфоло
Цель урока:Произвести лингвистический анализ текста на фонетическом, лексическом, морфологическом и синтаксическом уровнях языка.Задачи урока:применить полученные теоретические знания о ли...
МЕХАНИЗМЫ СОЗДАНИЯ МОДЕЛИ ЛИНГВИСТИЧЕСКОЙ МОДЕЛИ ЛИНГВИСТИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ОДАРЕННОГО РЕБЕНКА (из опыта работа)
Описание опыта работы с лингвистически одаренными детьми....
![](/sites/default/files/pictures/2013/10/06/picture-309372-1381053178.jpg)
Лингвистические разминки на уроках русского языка как средство формирования лингвистической компетенции учащихся
Лингвистическая разминка на уроках русского языка...
Выступление на Городском семинаре "Лингвистическое развитие участников школьного образовательного процесса" в рамках ГЭП "Лингвистический компонент в обучении и его роль в формировании ключевых компетентностей школьников".
Размещаемый материал является выступлением на Городском семинаре, проходившем в нашей школе в ноябре 2011 года....
![](/sites/default/files/pictures/2018/09/12/picture-1056835-1536738295.jpg)
Формы организации работы с лингвистическими словарями, обеспечивающие формирование языковой, лингвистической и культуроведческой компетенции.
Собранный материал позволит быстро определить формы работы со словарями на уроках, во внеурочной деятельности....
О лингвистах и лингвистической науке. Знакомство с А.Х. Востоковым (работа с лингвистическим текстом)
Хочу предложить методику, которую можно использовать при работе с любым текстом. Покажу на примере лингвистического текста об ученом-языковеде. Такие тексты есть в каждом учебнике русского языка, но у...