рабочая программа по русскому языку 7 класс
рабочая программа по русскому языку (7 класс) на тему

Чичина Ольга Алексеевна

Данная рабочая программа разработа в соответствии с УМК  Ладыженской

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№ п/п

Тема урока

Кол-во

часов

Тип урока

Элементы
содержания

Требования к уровню

подготовки

Вид контроля, измерители

Элементы

дополни-

тельного

содержания

Домашнее

задание

Дата

проведения

план.

факт.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

Повторение изученного в 5–6 классах

1

Русский язык как развива-
ющееся явление

1

Урок сообщения новых знаний, формирование умений и навыков

Беседа по оформлению учебника, группы и подгруппы славянских языков, развитие и совершенствование языка, игра «Лишнее слово» (с устаревшими, заимствованными, исконно русскими словами), чайнворд, самостоятельная работа

Знать особенности развития русского языка; понятия: литературный язык, литературная норма, изменчивость норм языка

Уметь обобщать знания

о языке, полученные

в 5–6 классах; оперировать терминами при анализе языкового явления, находить ключевые слова в предлагаемом тексте.

Вопросы

учителя

Сочинение-миниатюра «Живой, как жизнь» (упр. 6);

упр. 2 (с. 3) – устно

2

Синтаксис. Синтаксический разбор

1

Урок формирования знаний, умений и навыков

Предмет изучения синтаксиса. Отличие словосочетания от предложения, простого предложения от сложного. Практикум (порядок синтаксического разбора)

Знать основные синтаксические понятия: словосочетание, грамматическая основа предложения, члены предложения.

Уметь рецензировать творческие работы одноклассников; составлять словосочетания, распространять предложения

Самостоятельная работа

Используя составленные словосочетания (упр. 7), придумать и записать текст (или несколько предложений) на тему «Любимый уголок природы»


Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

3

Пунктуация. Пунктуационный разбор

1

Урок формирования знаний, умений и навыков

Предмет изучения пунктуации. Функции знаков препинания; знаки завершения

Знать основные синтаксические понятия из раздела «Синтаксис и пунктуация»; строение ПП и СП, правила постановки знаков препинания в ПП и СП.

Уметь конструировать предложения по схемам, ставить знаки препинания при обращениях, однородных членах, обобщающих словах

Тест, схематический диктант.

Работа с карточками (самостоятельная работа), практикум

Ответить на вопросы (с. 6), упр. 12 (домашний диктант)

4

Лексика и фразеология

1

Урок формирования знаний, умений и навыков

Предмет изучения лексики, фразеологии, назначение слова и фразеологизма в языке, беседа по вопросам учебника, практикум: игра «Кто больше» (подбор фразеологизмов)

Знать понятия: лексическое значение слова, прямое и переносное значение слова, синонимы, антонимы, омонимы, фразеологизмы.

Уметь работать со словарями, систематизировать и структурировать самостоятельно найденный материал, оперировать терминами при лексическом анализе слова, различать многозначные слова и омонимы

Лексический диктант, самостоятельная работа

Используя фразеологизмы, рассказать

в мини-сочинении

о своём друге, указав положительные и отрицательные черты его характера


Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

5

Фонетика

и орфография

1

Урок формирования знаний, умений и навыков

Предмет изучения фонетики, орфографии. Порядок фонетического разбора. Беседа, составление таблицы «Употребление мягкого знака на конце слова» (с использованием пословиц), фонетический разбор

Знать основные фонетические понятия (понимать и оперировать терминами сильная и слабая позиция звука), характеристики звуков, орфоэпические нормы и применение этих норм в устной речевой практике.

Уметь производить фонетический разбор, составлять план текста, работать с орфографическими и орфоэпическими словарями

Тестирование, самостоятельная работа

Озаглавить текст

(упр. 22), составить план, выполнить фонетический разбор указанных слов

6

Словообразование и орфография

1

Урок формирования знаний, умений и навыков

Предмет изучения словообразования. Способы образования слов. Связь орфографии и словообразования. Порядок морфемного и словообразовательного разбора

Знать изученное по теме «Однокоренные слова», орфограммы в корнях, суффиксах и окончаниях, порядок морфемного и словообразовательного разбора.

Уметь различать формы одного и того же слова и однокоренные слова; составлять слова по заданной схеме; работать со словообразовательными и морфемными словарями

Тест, распределительный диктант, орфографическая диктовка

Упражнение 27; составить карточку

для соседа по парте на орфограммы,

которые повторили на уроке (карточка должна состоять из 20 слов с пропусками на месте орфограмм)


Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

7

Морфемный

и словообразовательный разборы

1

Урок формирования знаний, умений и навыков

Практикум, анализ текста

Знать особенности морфемного и словообразовательного разбора.

Уметь различать одинаково звучащие морфемы,применять освоенные орфографические навыки

Буквенный диктант, орфографическая диктовка

Упр. 246 (озаглавить текст, выписать слова, образованные с помощью 1) приставок; 2) суффиксов; произвести словообразовательный разбор, обозначив состав слова)

8–9

Морфология

и орфография

2

Урок формирования знаний, умений и навыков

Предмет изучения морфологии. Самостоятельные и служебные части речи, морфологический
и орфографический разборы, беседа, анализ текста, составление таблицы, коррекция предложений

Знать основные грамматические признаки частей речи, основные сведения по морфологии, правописание безударных гласных в окончаниях изменяемых частей речи, понятие паронимы.

Уметь разграничивать различные части речи по морфологическим признакам; различать одинаково звучащие морфемы; уметь работать с орфографическим словарём.

Орфографическая диктовка

Упр. 31; просклонять числительное 628; образовать сложные прилагательные
и существительные:
5 + угол, 12 + этажи,
60 + баллы, 2 + класс, 1000 + лет, 8 + струны (
пятиугольник, двенадцатиэтажный, шестидесятибалльный, второклассник, тысячелетие, восьмиструнный)

10

Морфология

и орфография (урок-практикум)

1

Урок формирования знаний, умений и навыков

Тренировочные упражнения, разборы

Знать о значении открытий М. В. Ломоносова в лингвистике (по текстам упр. 28, 29).

Диктант, тест

Упр. 38, 43


Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

Уметь применять орфографические, пунктуационные правила, приводить свои примеры, читать схемы, строить распространённые предложения, делать выводы о месте ударения в глаголах прошедшего времени

11

Контрольный диктант. Вводный контроль

1

Урок контроля

Проверка знаний,

полученных

в 6 классе

Уметь применять полученные знания, осуществлять самоконтроль, развивать способность к самооценке

Устно ответить на вопросы (с. 20 учебника); подобрать текст по рядам:

1) описание,

2) повествование,

3) рассуждение

Развитие речи

12

Текст. Типы речи. Анализ контрольного диктанта

1

Урок развития речи

Беседа по вопросам (с. 20 учебника), работа с предложенными учителем текстами: составление плана, выделение смысловых частей, сочинение-миниатюра. Анализ контрольного диктанта, работа над ошибками

Знать основные признаки текста, типы речи.

Уметь, работая с художественной литературой,  находить тексты, относящиеся к разным типам речи, анализировать тексты, определять их типовую принадлежность, составлять план текста

Работа над ошибками, беседа по вопросам

Тест в печатной тетради

Списать текст
упр. 47, озаглавить,
разбить на абзацы,
устно охарактеризовать (по плану, написанному в классе)


Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

13–
14

Стили литературного языка

2

Урок развития речи

Работа с текстом: чтение, выделение основных компонентов, анализ, составление таблицы, составление текста по одной теме, но в разных стилях

Знать изученные стили речи.

Уметь работать со справочно-информационной литературой, определять стили предложенных текстов, их стилистические особенности; осуществлять комплексный анализ текста; создавать тексты различной стилистической направленности

Составление таблицы

Напишите сочинение-миниатюру в художественном стиле об осени. По дороге домой понаблюдайте за природой, не забудьте об особенностях художественного стиля речи (эмоциональность, экспрессивность)

15

Подготовка

к домашнему сочинению

по картине

И. Бродского «Летний сад осенью»

1

Урок развития речи.

Описание картины

Рассматривание репродукции, беседа по картине, подбор рабочих материалов, составление плана

Уметь составлять план сочинения по картине, собирать рабочие материалы к сочинению

Вопросы учителя

Дописать сочинение-письмо по картине (упр. 44, с. 19)

Морфология

16

Понятие о причастии

1

Урок сообщения новых знаний, формирование умений

и навыков

Анализ текста, записанного на доске (определение типа, стиля речи), работа с учебником,

Знать формальные признаки причастия.

Уметь опознавать причастия с опорой на формальные признаки причастия, конструировать предложения с причастием

Выборочный диктант, беседа

Выучить правило

(§ 9), упр. 56


Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

игра (к существительному, предложенному учителем, подобрать прилагательные и причастия), практикум

Причастие

17

Публицистический стиль

1

Урок развития речи

Беседа о назначении публицистического стиля, анализ текстов, подобранных учителем; составление таблицы, работа с учебником

Знать основные понятия: стиль, тип речи, тема, абзац, микротема.

Уметь анализировать текст публицистического стиля, отмечать характерные черты публицистического текста

Свободный диктант

Упр. 62 (для сильных учащихся): составить выступление-обращение (устно)

в публицистическом стиле, уточнить тему, записать план, рабочие материалы к нему; для слабых учащихся: из газет или журналов вырезать текст в публицистическом стиле, отметив черты, характерные для данного стиля

18

Морфологические признаки глагола у причастия

1

Урок

сообщения новых знаний, фор-

Закрепление знаний, полученных на предыдущем уроке: работа с учебником,

Знать грамматические признаки причастия, сходные с грамматическими признаками глагола.

Распределительный диктант

Тест в печатной тетради

Упр. 57


Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

мирование умений

и навыков

самостоятельная работа

Уметь находить причастия в тексте; составлять словосочетания и предложения, используя причастия

19

Морфологические признаки прилагательного у глагола.

1

Урок сообщения новых знаний, формирование умений

и навыков

Закрепление знаний, полученных на предыдущем уроке: нахождение главных и зависимых слов в словосочетаниях орфографической диктовки, глагольные признаки причастия, анализ текста

Знать грамматические признаки причастия, сходные с грамматическими признаками прилагательного.

Уметь находить главные и зависимые слова в словосочетаниях с причастиями

Орфографический диктант, тестирование, работа по карточкам, беседа

Свободный диктант (упр. 63): сформулировать основную мысль текста, указать языковые средства публицистического стиля; в записанном тексте подчеркнуть причастия

20

Склонение причастия и правописание гласных в падежных окончаниях причастий

1

Урок сообщения новых знаний, формирование умений и навыков

Работа с учебником, практикум,
конструирование предложений

Знать условия выбора окончаний причастия, сопоставив их с условиями выбора падежных окончаний прилагательных,  

правописание падежных окончаний причастий.

Уметь редактировать текст, в котором используются причастия

Выборочный диктант

Упр. 66, 67: определить вид причастия, выделить окончания, указать падеж, число, род


Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

21

Причастный оборот. Выделение причастного оборота запятыми

1

Урок сообщения новых знаний, формирование умений

и навыков

Выделение окончаний причастий в орфографической диктовке, понятие
о причастном обороте, беседа

Знать понятие о причастном обороте, его место по отношению к определяемому слову, правила выделения его запятыми.

Уметь находить причастный оборот в предложении, определять его границы, графически обозначать причастный оборот в предложении; конструировать предложения с причастным оборотом

Орфографическая диктовка, выборочный диктант, работа по карточкам, вопросы

Задания
в печатной тетради

Упр. 71 (в сочинении обязательно должны быть причастия)

22

Причастный оборот. Знаки препинания при причастном обороте

1

Урок закрепления полученных знаний

Условия выделения причастного оборота на письме

Знать нормы согласования, употребления единообразных синтаксических конструкций.

Уметь выделять причастный оборот в устной и письменной речи, соблюдать нормы согласования причастия с определяемыми словами

Тренировочные упражнения, графический диктант, работа по карточкам, тестирование

Упр. 73, 75; выучить слова в рамках
(с. 26–34)

Развитие речи

23–
24

Описание внешности человека

1

Урок развития речи

Описание как смысловой тип текста. Особенности описания внешности человека

Знать признаки текста, типы речи, особенности текста-описания.

Уметь составлять план, определять его идею и тему; использовать причастия и причастные обороты в тексте-описании

Викторина «Кому принадлежат
эти словесные описания», беседа, тренировочные упражнения,

Упр. 82; рассмотрите репродукцию с картины В. И. Хабарова «Портрет Милы», подберите определения, характеризующие её лицо, позу, одежду


Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

сочинение-миниатюра

25

Сочинение-описание по картине В. И. Хабарова «Портрет

Милы»

1

Урок развития речи

Подготовка учащихся к написанию сочинения по картине. Работа с черновиками

Знать признаки текста-описания, его композиционные особенности.

Уметь составлять план, определять тему и идею текста; составлять таблицу «Описание портрета» с включением средств художественной выразительности

Сочинение-описание

по картине
В. И. Хабарова «Портрет Милы»

Подготовиться к словарному диктанту

(с. 23–34)

Причастие

26

Действительные и страдательные причастия

1

Урок сообщения новых знаний

Виды причастий. Навыки синтаксического разбора

Знать семантику действительных и страдательных причастий,  термины и в соответствии с нормой употреблять их в речи.

Уметь различать действительные и страдательные причастия

Словарный диктант, работа с учебником, распределительный диктант

Упр. 84, 85; выучить правило (с. 38)

27

Действительные причастия настоящего времени

1

Урок сообщения новых знаний

Способы образования действительных причастий настоящего времени. Суффиксы действительных причастий настоящего времени

Знать способы образования действительных причастий настоящего времени, условия выбора гласной в суффиксе этих причастий.

Уметь находить изучаемую орфограмму

Орфографическая диктовка, работа с учебником, распределительный диктант, самостоятельная работа

Выучить правило

(с. 42), упр. 92


Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

28

Гласные в суффиксах действительных причастий настоящего времени

1

Урок закрепления полученных знаний

Гласные в суффиксах действительных причастий настоящего времени, образование действительных причастий настоящего времени, подбор предложений из художественной литературы с действительными причастиями настоящего времени

Знать условия выбора гласной в суффиксах действительных причастий настоящего времени.

Уметь применять изучаемую орфограмму, подбирать предложения из изучаемых художественных произведений по данной теме для орфографической диктовки

Выборочный диктант, тренировочные упражнения, работа по карточкам

Выучить таблицу

на с. 43 учебника,

упр. 94

29

Действительные причастия прошедшего времени

1

Урок сообщения новых знаний, формирование умений и навыков

Способы образования действительных причастий прошедшего времени. Суффиксы действительных причастий прошедшего времени. Анализ таблицы учебника (с. 45)

Знать правило написания гласной перед суффиксом действительного причастия прошедшего времени.

Уметь образовывать действительные причастия прошедшего времени, находить изучаемую орфограмму в тексте, составлять словосочетания с действительными причастиями прошедшего времени

Беседа, диктант с грамматическим заданием, тренировочные упражнения

Выучить § 17 (с. 45–46), упр. 98


Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

30

Изложение

(по тексту

упр. 100)

от 3-го лица

1

Урок развития речи

Анализ текста: определение его идеи, темы, нахождение ключевых слов,
изложение от 3-го лица

Знать признаки текста.

Уметь выделять основную мысль текста, его тему; составлять план, создавать собственный текст от 3-го лица

Изложение
от 3-го лица

31

Страдательные причастия настоящего времени

1

Урок сообщения новых знаний, формирование умений и навыков

Способы образования страдательных причастий насто-
ящего времени

Знать условия выбора гласной в суффиксах страдательных причастий настоящего времени.

Уметь образовывать страдательные причастия настоящего времени, находить общее в орфографии глагола и причастия

Орфографическая диктовка, работа с учебником, беседа, игра «Энтомологический словарь»

(из книги

Л. Петрановской «Игры на уроках русского языка»)

Выучить правило на с. 48–49 учебника,
упр. 102, 107 (диктант), сделать таблички с суффиксами

-енн- и -нн-

32

Страдательные причастия прошедшего времени

1

Урок сообщения новых знаний, формирование умений и навыков

Способы образования страдательных причастий прошедшего времени. Суффиксы страдательных причастий прошедшего времени

Знать правило написания суффиксов -енн-,
-нн-.
 

Уметь образовывать страдательные причастия прошедшего времени, находить страдательные причастия

Тренировочные упражнения, работа с учебником, работа по карточкам

Выучить правило

на с. 52–53 учебника, упр. 109, сделать карточки с буквами Д 
и
С


Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

прошедшего времени в художественных текстах, самостоятельно составлять предложения или связный текст со словосочетаниями, в состав которых входят страдательные причастия прошедшего времени

33

Полные и краткие страдательные причастия

1

Урок сообщения новых знаний, формирование умений и навыков

Формы изменения кратких страдательных причастий, их синтаксическая роль в предложении

Знать о синтаксической роли кратких страдательных причастий.

Уметь находить их в тексте, выполнять синтаксический разбор предложений, в составе которых сказуемое-причастие

Тест, выборочный диктант, работа

с учебником

§ 15, упр. 88

34

Гласные в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени

1

Урок сообщения новых знаний, формирование умений и навыков

Условия выбора гласной перед н в полных и кратких страдательных причастиях

Знать нормы акцентологии в причастиях данного типа и соблюдать их
в речевой практике.
Уметь образовывать страдательные причастия прошедшего времени, правильно писать гласные в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени

Работа с сигнальными карточками, игра, тренировочные упражнения, тест

 § 20 (с. 55); упр. 112, 113


Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

35

Одна и две буквы н в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени. Одна буква н в отглагольных прилагательных

1

Урок сообщения новых знаний, формирование умений и навыков

Правила написания н и нн в страдательных причастиях прошедшего времени и отглагольных прилагательных

Знать способы разграничения страдательных причастий прошедшего времени и прилагательных, образованных от глагола.

Уметь различать прилагательные и причастия, применять изучаемое правило

Комментированное списывание, анализ таблицы, практикум

Упр. 115, 117, выучить правило, записанное в таблице
(в рабочей тетради);
§ 21 (с. 57)

36

Одна и две буквы н в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и отглагольных прилагательных

1

Урок сообщения новых знаний, формирование умений

и навыков

Условия перехода причастий в прилагательные; образования страдательных причастий прошедшего времени: тренировочные упражнения, работа с «Книгой о вкусной и здоровой пище людоеда» Григория Остера

Знать правило написания н и нн в причастиях
и прилагательных, образованных от глагола.

Уметь различать прилагательные и причастия, применяя изученные правила

Работа по карточкам, распределительный диктант

Повторить правила на с. 57, 61, упр. 124: написать продолжение текста в публицистическом стиле, использовать обращения, объяснить, как нужно вести себя в общественных местах, соблюдать порядок

37

Одна и две н 
в суффиксах кратких страдательных причастий и в кратких отглагольных прилагательных (урок-игра)

1

Урок закрепления изученного материала

Образование кратких страдательных причастий прошедшего времени

Знать правило написания н и нн в кратких прилагательных и причастиях.

Уметь отличать причастия от отглагольных прилагательных.

Игра-сорев-нование:

составление рассказа,

выборочный диктант, составление таблицы, работа по карточкам

Упр. 126, 127; подготовиться к контрольному диктанту по теме «Причастие».
Повторить сведения
о типах и стилях речи


Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

38

 Морфологический разбор причастия

1

Урок сообщения новых знаний, формирование умений

и навыков

Порядок морфологического разбора причастия

Знать порядок морфологического разбора причастия.

Уметь анализировать текст: определять тип и стиль текста, способ связи предложений, деление на абзацы

Беседа, тренинг

Выучить порядок морфологического разбора причастия

(§ 23); упр. 131; выяснить по «Толковому словарю» лексическое значение слов
в рамочке (с. 66)

39–

40

Слитное и раздельное написание не с причастием

2

Урок сообщения новых знаний, формирование умений

и навыков

Условия выбора слитного и раздельного написания не с причастиями, прилагательными, существительными

Знать условия выбора слитного и раздельного написания не с причастием.

Уметь применять орфографические правила на практике

Анализ публицистической статьи
А. С. Пушкина «В назидание потомку», беседа, работа с учебником, практикум

Упр. 136, выучить правило на с. 67;
запомнить написание слов из рамочек
(с. 66–68)

41

Выборочное изложение.

Отрывок

из рассказа

М. А. Шолохова «Судьба

человека»

(по упр. 130)

1

Урок развития речи

Отбор материала, составление плана изложения. Приёмы описания предмета

Знать приёмы систематизации материала.

Уметь излагать мысли, своё мнение на заданную тему, работать с текстом

Орфографическая диктовка, работа по карточкам

Подготовиться к словарному диктанту


Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

42

Буквы е и ё

после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени

1

Урок сообщения новых знаний, формирование умений

и навыков

Условия выбора
букв
е и ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени

Знать условия выбора орфограммы после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени.

Уметь сопоставлять с другими случаями выбора о, е, ё после шипящих, применять орфограмму «Буквы о – е после шипящих»

Словарный диктант, выборочный диктант, комментированное письмо, работа по карточкам

Выучить правило

(§ 25, с. 70); упр. 143 (домашний диктант), 146 (мини-сочинение: описание внешности друга)

43

Повторительно-обобщающий урок по теме «Причастие»

1

Урок повторения и закрепления изученного материала

Систематизация знаний: работа по контрольным вопросам учебника

(с. 72),  по карточкам

Знать орфографию причастий.

Уметь обобщать сведения о предложении, сравнивать интонации простого предложения, ничем не осложнённого и осложнённого причастным оборотом; применять изученные орфографические правила

Объяснительный диктант, буквенный диктант (слитно – раздельно не), грамматико-орфографический разбор

Повторить постановку знаков препинания при причастном обороте; упр. 151, 158 (подобрать собственные примеры из прозаических произведений А. С. Пушкина с причастными оборотами)

44

Контрольный диктант

1

Урок контроля

Проверка знаний

о причастии

Знать морфологические признаки причастия, ор-фографию причастий.

Уметь применять правила на практике

Контроль-

ный диктант с грамматическим заданием

Повторить сведения о типах и стилях речи


Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

45

Анализ контрольного диктанта. Работа над ошибками

1

Урок работы над
ошибками

Ликвидация пробелов

Знать орфограммы и пунктограммы в рамках изученных тем.

Уметь анализировать контрольную работу и выполнять работу над ошибками.

Работа с текстом диктанта (работа

над ошибками)

Составить карточку для своего соседа

по парте (словарные слова с пропущенными буквами – 15 слов)

Деепричастие

46

Деепричастие как часть речи

1

Урок сообщения новых знаний, формирование умений

и навыков

Характеристика деепричастия по значению, синтаксическая роль в предложении

Знать о деепричастии как самостоятельной части речи, нормах употребления деепричастий.

Уметь находить деепричастия в предложении, определять их синтаксическую роль

Беседа по вопросам, работа с учебником, запись под диктовку,

составление таблицы

Используя справочную литературу, подготовить сообщение о деепричастии, его истории

в языке

Выучить правило (таблица в тетради,

с. 77 учебника),
упр. 161: исправьте ошибки, допущенные в употреблении деепричастий

47

Морфологические признаки деепричастия. Признаки глагола и наречия у деепричастия

1

Урок сообщения новых знаний, формирование умений

и навыков

Вид деепричастия. Повторение материала предыдущего урока

Знать глагольные и наречные признаки деепричастия.

Уметь находить деепричастия в тексте, определять постоянные и непостоянные признаки деепричастия

Анализ текста, орфографическая диктовка, беседа по вопросам, выборочный диктант

§ 26 (с. 76–77), составить тест «Третий лишний» по нахождению деепричастий и определению их морфологических признаков


Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

48

Деепричастный оборот. Запятые при деепричастном обороте

1

Урок сообщения новых знаний, формирование умений

и навыков

Условия выделения одиночных деепричастий и деепричастных оборотов

на письме

Уметь находить деепричастия, деепричастные обороты, определять их границы, применять пунктуационные правила при деепричастных оборотах; использовать конструкции с деепричастиями и деепричастными оборотами в речевой практике

Конструирование предложений, работа с учебником, комментированное письмо, тест

Работа

в печатных тетрадях

§ 27 (с. 78, 80);
упр. 165, 167

49

Раздельное

написание не

с деепричастиями

1

Урок сообщения новых знаний, формирование умений

и навыков

Условия раздельного написания не с деепричастиями, причастиями, глаголами, прилагательными, существительными

Знать правило написания не с деепричастиями.

Уметь распознавать приставку не- и частицу не при деепричастиях

Пунктуационный анализ предложе-

ния, работа

с учебником, работа с фразеологизмами, комментированное письмо

Работа

в печатных тетрадях

§ 28; упр. 173

50

Деепричастия несовершенного вида

1

Урок сообщения новых знаний, формирование умений

и навыков

Способы образования деепричастий несовершенного вида

Знать способы образования деепричастий несовершенного вида.

Уметь образовывать деепричастия несовершенного вида от глаголов, сохраняя вид; находить и выделять на письме деепричастные обороты; совершенствовать навык употребления деепричастий в речи

Выборочный диктант (выписать слова с не), работа с учебником, цифровой диктант, орфографическая пятиминутка

§ 29 (с. 84); упр. 177


Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

51

Деепричастия совершенного вида

1

Урок сообщения новых знаний, формирование умений

и навыков

Способы образования деепричастий совершенного вида. Стилистическая роль обособленных обстоятельств, выраженных деепричастным оборотом

Знать способы образования деепричастий совершенного вида и совершенствовать навыки употребления деепричастий в речи.

Уметь образовывать деепричастия, сохраняя их вид

Выборочный диктант, работа с учебником, беседа

Анализ предложений из текстов художественной литературы

§ 30 (с. 86); выучить словарные слова;
упр. 185

52–

53

Р/р. Сочинение по картине

С. Григорьева «Вратарь»

(от имени одного из действующих лиц картины)

2

Урок развития речи

Особенности текста-описания действий, повествования; главная мысль

Уметь описывать действия, используя деепричастия; составлять таблицу средств связи между частями текста; составлять текст-повествование

с элементами описания

Игра «Футболист» (по материалам упр. 185,

186, синонимы из рамок на с. 89–90), составление таблицы «Средства связи между частями текста», коллективное составление плана, сочинение

Упр. 186 (домашний диктант)


Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

54

Морфологический разбор деепричастия

1

Урок сообщения новых знаний, формирование умений

и навыков

Порядок морфологического разбора деепричастия

Знать порядок морфологического разбора деепричастия, морфологические признаки, орфографию, нормы употребления деепричастия в речи.

Уметь обобщать и систематизировать знания, выполнять морфологический разбор деепричастий

Тест, работа с учебником, цифровой диктант

Задания

в печатной тетради

§ 31 (выучить план разбора); упр. 188

55

Повторение
по теме «Деепричастие»

1

Урок обобщения и систематизации знаний

Обобщение и систематизация знаний по теме «Деепричастие»

Знать морфологические признаки деепричастия, орфографию, нормы употребления деепричастия в речи.

Уметь применять полученные знания

Объяснительный диктант, синтаксическая пятиминутка, работа с учебником

Самостоятельная работа

Упр. 193

56

Контрольный диктант

1

Урок контроля

Систематизация знаний

Знать морфологические признаки деепричастия, орфографию.

Уметь выполнять различные виды разбора

Диктант

Подготовиться к тестированию по теме «Деепричастие»

(по материалам ЕГЭ)

57

Анализ контрольного диктанта. Работа над ошибками, допущенными в диктанте. Тестирование

1

Урок

обобщения

и систематизации знаний

Работа над ошибками. Тестирование

Уметь анализировать контрольную работу

и выполнять работу

над ошибками

Самостоятельная работа над ошибками, работа по карточкам, тестирование

Найти в текстах художественной литературы образцы текстов-описаний,

Подготовиться к словарному диктанту

(с. 26–88)


Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

в которых используются причастия и деепричастия

Наречие

58

Наречие как часть речи

1

Урок сообщения новых знаний, формирование умений

и навыков

Значение наречий. Синтаксическая роль наречий

в предложении

Знать  о наречии как части речи, синтаксической роли наречий в предложении.

Уметь находить наречия в тексте, самостоятельно анализировать информацию; определять синтаксическую роль наречия в предложении

Словарная диктовка, работа с текстом, орфоэпическая пятиминутка

Грамматическая сказка «О Любознательном Наречии», которое подсказывает действию «где, когда, куда, откуда, почему, зачем и как»

§ 32 (с. 93–94). Придумать грамматическую сказку о Наречии; упр. 199 (расставить знаки препинания, ответить на вопросы)

59–

60

Смысловые группы наречий

2

Урок сообщения новых знаний, формирование умений

и навыков

Лексико-синтаксические значения, выражаемые наречиями

Знать смысловые разряды наречий.

Уметь определять смысловые группы, находить наречия в тексте, составлять словосочетания и предложения с наречиями

Беседа, составление таблицы «Смысловые группы наречий», работа с учебником, выборочный диктант

Составление предложений с указательными, неопределёнными, вопросительными

§ 33, упр. 208; индивидуальное задание – упр. 201; составить
и записать не менее
10 словосочетаний,
используя наречия
(по картине И. Попова «Первый снег» –
см. цветную репродукцию в учебнике)


Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

и отрицательными наречиями на тему «Мы в ответе за тех, кого приручили»

61

Сочинение по картине И. Попова «Первый снег»

1

Урок развития речи

Языковые особенности текста в форме дневниковых записей

Знать  построение связного текста, рассказа.

Уметь подбирать материал на предложенную тему, используя особенности текста (дневниковую запись)

Составление таблицы «Первый снег», плана, написание сочинения

Повторить материал по темам «Смысловые группы наречий» и «Степени сравнения прилагательных»

62–

63

Степени сравнения наречий

2

Урок сообщения новых знаний, формирование умений

и навыков

Способы образования форм степеней сравнения наречий

Знать способы образования степеней сравнения наречий, прилагательных.

Уметь различать наречия и прилагательные

в форме сравнительной степени; определять синтаксическую роль сравнительной и превосходной степени наречий

Тест «Третье лишнее» (на определение смысловых групп наречий), блиц-опрос (степени сравнения прилагательных), работа по карточкам, объяснительный диктант, орфоэпическая пятиминутка

Выучить правило

(§ 33); упр. 215 (диктант); подготовиться к словарному диктанту


Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

64

Морфологический разбор наречия

1

Урок сообщения новых знаний, формирование умений

и навыков

Порядок морфологического разбора

Знать порядок морфологического разбора.

Уметь выполнять устный и письменный морфологический разбор наречий; конструировать предложения, используя наречия

Словарный диктант с последующей взаимопроверкой, творческий диктант, беседа

Упр. 216: согласны ли вы с рассуждением мальчика; напишите своё мнение о том, опасны ли прозвища, нужны ли они; из «Толкового словаря» выписать лексическое значение слова эпидемия; сделать морфологический разбор двух наречий из текста

65

Контрольный диктант по теме «Наречие»

1

Урок контроля

Систематизация знаний

Уметь применять полученные знания, соблюдать орфографические

и пунктуационные нормы современного русского языка

Диктант

66

Слитное и раздельное написание не с наречиями на  и

2

Урок сообщения новых знаний, формирование умений

и навыков

Условия выбора слитного и раздельного написания не с наречиями; слитное и раздельное написание не с прилагательными

Знать правило написания не с наречиями.

Уметь правильно писать не с наречиями на  и ; разграничивать наречия
с
не и краткие прилагательные с не

Обучающий диктант, работа по карточкам, орфографическая диктовка, цифровой диктант, работа с учебником

Тест в печатной тетради

§ 36 (выучить правило на с. 104);
упр. 222, 226


Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

67

Буквы е и и
в приставках
не- и ни- отрицательных наречий

1

Урок сообщения новых знаний, формирование умений

и навыков

Условия выбора букв е и и в приставках не- и ни- отрицательных наречий; составление связного текста
по заданной теме

Знать правило выбора гласных в приставках не- и ни-.

Уметь выбирать и писать буквы е и и в приставках отрицательных наречий

Работа
с учебником, выборочный диктант, восстановление текста

Правило на с. 108 выучить; упр. 229; написать сочинение-миниатюру «Вид из окна», используя наречия

68

Изложение
с элементами
сочинения
«Когда были
открыты драгоценные камни»

1

Урок развития речи

Составление плана по тексту

Уметь рассуждать, выделяя в тексте главное; выстраивать текст-рассуждение

Беседа по вопросам, изложение

с элементами рассуждения

Повторить правила написания н и нн в прилагательных и причастиях; подготовить сигнальные карточки

69

Одна и две буквы н в наречиях на  и

1

Урок

сообщения новых знаний, формирование умений

и навыков

Условия выбора одной и двух н 
в наречиях на
 
и

Знать условия выбора н и нн в наречиях на  
и
, в причастиях и прилагательных.

Уметь конструировать предложения с одинаково звучащими причастиями и наречиями

Сравнительный анализ, выборочный диктант, тренировочные упражнения

Тест в печатной тетради

Выучить правило
(орфограмма 59) § 38; упр. 236 (индивидуальное задание: трое учащихся подготавливают «немой» диктант – описание трудового процесса)

70

Описание действий

1

Урок развития речи

Особенности описания действий как вида текста, его структура, языковые особенности

Знать о роли текстов-описаний действий в речи и роли наречий в этих текстах.

Уметь собирать материалы наблюдений за процессами труда; составлять текст с описанием действий

«Немой» диктант – мини-репортаж, беседа, корректура текста

Упр. 240: написать сочинение о труде в стенгазету, в рубрику «Учимся работать» (репортаж, интервью), используя вопросы и задания упр. 239


Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

71

Буквы о и е после шипящих на конце наречий

1

Урок сообщения новых знаний, формирование умений

и навыков

Условия выбора

о и е после шипящих на конце наречий

Знать условия выбора

о и е после шипящих на конце наречий.

Уметь применять изученное правило на письме, находить изучаемую орфограмму в тексте; рецензировать работу товарища

Рецензирование сочинений, орфографическая диктовка, объяснительный диктант

Тестирование (по  печатной тетради)

Выучить правило (орф. 60) § 40; упр. 243

72

Буквы о и а на конце наречий

1

Урок сообщения новых знаний, формирование умений

и навыков

Условия выбора букв о и а на конце наречий

Знать условия выбора букв о и а на конце наречий.

Уметь применять изученное правило на практике

Заполнение таблицы «О

и Е после шипящих», свободный диктант, тренинг

Выучить правило на
с. 115 (орфограмма 61) § 41; составить тест или карточку с пропусками для соседа по парте по теме
«Наречие» (не менее 20 слов)

73

Сочинение

по картине

Е. М. Широкова «Друзья»

1

Урок развития речи

Особенности описания внешности и действий человека; композиция рассказа по картине

Уметь формулировать свою мысль, выражая отношение к теме; создавать рассказ на основе изображённого на картине с описанием внешности и действий человека от имени персонажа картины

Беседа, сочинение по картине

Составить тест по изученному материалу на тему «Наречие»


Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

74–

75

Дефис между частями слова в наречиях

2

Урок сообщения новых знаний, формирование умений

и навыков

Условия выбора дефиса между частями слова в наречиях

Знать условия выбора слитного, раздельного и дефисного написания наречий.

Уметь правильно писать слова с изучаемой орфограммой; отличать наречия с приставкой по- от прилагательных с предлогом; конструировать предложения по схемам

Игра-инсце-

нировка

(по весёлым урокам «Радионяни»), орфографическая диктовка, цифровой диктант, объяснительный диктант

Задания

в печатной тетради

Выучить таблицу, слова в рамке

(с. 119–122); упр. 254

76

Слитное и раздельное написание приставок в наречиях, образованных от существительных и количественных числительных

1

Урок

сообщения новых знаний, формирование умений

и навыков

Условия выбора слитного и раздельного написания приставок в наречиях

Знать условия слитного и раздельного написания приставок в наречиях.

Уметь правильно писать слова с изученным видом орфограмм, конструировать предложения с наречиями, подбирать синонимы

Работа с таблицей «Отличие наречий с приставками от похожих сочетаний именных частей речи с предлогами», комментированное письмо, работа по карточкам

Тест в печатной тетради

Выписать и выучить наречия в рамках

(с. 120–121);

упр. 261, 262


Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

77

Мягкий знак после шипящих на конце наречий

1

Урок сообщения новых знаний, формирование умений

и навыков

Условия написания мягкого знака
после шипящих
на конце наречий

Знать правило написания Ь после шипящих на конце наречий.

Уметь находить изучаемую орфограмму, правильно писать слова с орфограммой «Мягкий знак после шипящих в существительных, прилагательных, глаголах»

Орфографическая пятиминутка, игра «Поработаем корректорами», работа по карточкам

Упр. 266; ответить

на вопросы (с. 123–124); составить диктант для соседа по парте с непроверя-

емыми орфограммами по теме «Наречия»

78

Повторение

по теме «Наречие»

1

Урок систематизации знаний

Обобщение сведений о наречии как части речи. Повторение орфограмм по теме

Знать основные сведения о наречии как части речи.

Уметь находить наречия в тексте; составлять предложения и тексты, используя наречия; производить морфологический разбор

Работа по контрольным вопросам, орфоэпические упражнения, объяснительный диктант, «диктант для соседа», орфографическая диктовка, чайнворд

Тестиро-

вание

Подготовиться к контрольной работе

79

Контрольный диктант по теме «Наречие»

1

Урок контроля

Проверка ЗУН

 по теме «Наречия»

Уметь осуществлять письменный речевой самоконтроль; развивать способность к самооценке; соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского языка

Диктант с грамматическим заданием

Подготовить «карточку для соседа» из словарных слов (с пропусками орфограмм)


Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

Категория состояния

80–
81

Морфологический разбор категории состояния

2

Урок сообщения новых знаний, формирование умений

и навыков

Порядок морфологического разбора категории состояния

Знать порядок разбора категории состояния.

Уметь производить устный и письменный морфологический разбор категории состояния; анализировать текст со словами категории состояния

Беседа, тестирование, работа с текстом

Упр. 282 (сочинение на лингвистическую тему «Правомерно ли выделять слова категории состояния
в самостоятельную часть речи?»)

82

Сжатое изложение с описанием состояния природы

(К. Г. Паустовский «Обыкновенная земля»)

1

Урок развития речи

Характеристика сжатого изложения. Обобщённая форма передачи исходного текста

Уметь анализировать текст с целью выявления существенных фактов; излагать отобранный материал обобщёнными языковыми средствами; выявлять роль наречий в текстах-описаниях; находить ключевые слова в тексте и определять тему текста

Анализ текста, составление и заполнение таблицы, написание изложения

Подготовить ответы на контрольные вопросы (с. 132), упр. 283; из учебника литературы (художественных текстов) выписать предложения со словами категории состояния

Самостоятельные и служебные части речи

83–
84

Самостоятельные и служебные части речи. Предлог

2

Урок сообщения новых знаний, формирование умений

и навыков

Отличие самостоятельных частей речи от служебных. Значения, выражаемые предлогами.

Знать о предлоге как служебной части речи, об отличиях самостоятельных частей речи от служебных.

 

Беседа, анализ текста, работа с учебником, объяснительный диктант

Используя научно-художественную литературу, подготовить

Проштудировать теоретический материал (с. 133, 134); упр. 288


Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

Синтаксическая роль предлога

Уметь узнавать служебные части речи и определять их значение, конструировать предложения, используя служебные части речи

сообщение на тему «Служебные части речи. Интересные факты»

Предлог

85

Предлог как часть речи

1

Урок сообщения новых знаний, формирование умений

и навыков

Нахождение предлогов среди других частей речи

Знать морфологические признаки предлогов, разряды предлогов по значению; терминологию (отыменные, наречные, отглагольные предлоги).

Уметь находить предлоги среди других частей речи, подбирать предлоги к заданным существительным

Работа с учебником, заполнение таблиц, объяснительный диктант

Используя научно-художественную литературу, подготовить сообщение на тему «Предлоги русского языка. Интересные факты»

Упр. 289

86

Употребление предлогов

1

Урок сообщения новых знаний, формирование

умений

и навыков

Однозначные

и многозначные предлоги

Знать нормы употребления предлогов в речи; однозначные и многозначные предлоги.

Уметь употреблять предлоги в речи в соответствии с нормами языка

Орфографическая диктовка, работа со словарными словами, анализ схемы «Употребление предлогов с падежами», тренировочные упражнения

Составить текст диктанта, позволяющий выявить уровень владения нормами употребления предлогов

Упр. 294; § 49


Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

87–

88

Непроизводные и производные предлоги

2

Урок сообщения новых знаний, формирование умений

и навыков

Отличие производных предлогов от непроизводных. Неморфологический способ образования производных предлогов

Знать производные и непроизводные предлоги. Уметь различать предлоги и синонимичные части речи, подбирать предлоги-синонимы, находить непроизводные и производные предлоги в тексте

Самостоятельная работа, работа по карточкам, беседа, работа с учебником

Тест в печатной тетради

§ 50, упр. 301, 302: исправьте ошибки, которые нередко звучат в современном радио- и телеэфире

89

Простые и составные предлоги

1

Урок сообщения новых знаний, формирование умений и навыков

Употребление предлогов в деловой речи

Знать простые и составные предлоги.

Уметь находить простые и составные предлоги, группировать словосочетания с простыми и составными предлогами; различать предлоги и синонимичные части речи.

Решение кроссворда (из книги Арсирия «Занимательные материалы», тренировочные упражнения

Упр. 304 (задания
к упражнению)

90

Морфологический разбор предлога

1

Урок сообщения новых знаний, формирование умений

и навыков

Порядок морфологического разбора. Конструирование словосочетаний

с предлогами

Знать порядок морфологического разбора; уметь выполнять морфологический разбор предлогов

Игра «Кто больше?», работа с учебником

Выучить порядок морфологического разбора предлога

(§ 52); упр. 305

91–

92

Сочинение

по картине

А. В. Сайкиной «Детская спортивная школа»

2

Урок развития речи

Особенности рассказа-репортажа, его композиция, описание внешности персонажей

Уметь создавать рассказ-репортаж на основе изображённого на картине по данному началу; высказывать свои мысли, составлять план сочинения; оценивать свои собственные работы

Беседа, заполнение таблицы «Получился ли у меня репортаж?», написание сочинений

Повторить словар-

ные слова, материал

о производных предлогах


Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

93

Слитное и раздельное написание производных предлогов

1

Урок сообщения новых знаний, формирование умений и навыков

Условия выбора слитного и раздельного написания производных предлогов

Знать условия слитного и раздельного написания производных предлогов.

Уметь различать на письме омонимичные формы производных предлогов и наречий, предлогов и существительных

Словарный диктант, работа с учебником, орфографическая диктовка, работа по карточкам

Используя научно-ху-дожественную литературу, под-

готовить сообщение о наиболее часто нарушаемых нормах употребления предлогов в речи

§ 53 (с. 144–145); упр. 309, 310; подготовить сигнальные карточки с буквами П 

и Н

94

Повторение

по теме «Предлог»

1

Урок повторения и закрепления изученного

Систематизация знаний по теме «Предлог»

Знать морфологические признаки предлога, классификацию предлогов, орфографию предлога.

Уметь грамотно упо-
треблять предлоги в письменной и устной речи, правильно писать их

Беседа, работа с сигнальными карточками, тренировочные упражнения, составление деловых бумаг

Подготовиться к контрольному диктанту по теме «Предлог»; повторить порядок морфологического разбора предлога, словарные слова. Индивидуальное задание: напишите небольшой рассказ о том, какие орфографические умения и навыки получают учащиеся при изучении темы «Предлог», используя предлоги благодаря, вследствие, ввиду, в течение


Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

95

Контрольный диктант по теме «Предлог»

1

Урок контроля

Проверка ЗУН

по теме «Наречия»

Знать морфологические признаки предлога, орфографию предлога.

Уметь применять изученные орфографические правила

Диктант

Повторить материал «Говори правильно» (с. 216)

Союз

96

Союз как часть речи.

Анализ контрольного диктанта

1

Урок сообщения новых знаний, формирование умений

и навыков

Союз как часть речи. Синтаксическая роль союза. Ликвидация пробелов в знаниях

Знать орфограммы

и пунктограммы в рамках изученных тем; признаки союза как служебной части речи, его роль в предложении.

Уметь анализировать

и выполнять работу над ошибками; находить союзы среди других частей речи, самостоятельно изучать новый материал, создавать блок-схемы; узнавать сочинительные и подчинительные союзы; конструировать ССП и СПП, составлять предложения по заданным схемам

Работа по орфоэпии, по карточкам, самостоятельная работа. Запись под диктовку, беседа, составление блок-схем, тренировочные упражнения

Выучить наизусть стихотворение
Ф. Тютчева (упр. 316); упр. 317 (письменно); выучить блок-схему


Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

97

Простые и составные союзы

1

Урок сообщения новых знаний, формирование умений

и навыков

Классификация союзов по строению; сведения

о Ф. И. Буслаеве

и его книге «О преподавании отечественного языка»

Знать классификацию союзов по строению: простые и составные.

Уметь находить простые и составные союзы, определять их вид по строению; строить предложения на заданную тему, используя предложения с различными союзами

Беседа, тренировочные упражнения, составление плана текста о Ф. И. Буслаеве

Сочинить грамматическую сказку «Союз – служебная часть речи»

Подобрать из художественных текстов и записать 10 сложных предложений
с составными союзами; подчеркнуть
в этих предложениях грамматические основы

98

Союзы сочинительные и подчинительные

1

Урок сообщения новых знаний, формирование умений

и навыков

Классификация союзов по значению; союзы сочинительные и подчинительные

Знать о классификации союзов по значению, группы сочинительных союзов и их роль в речи; группы подчинительных союзов и их значение.

Уметь различать сочинительные и подчинительные союзы; конструировать предложения, используя союзы

Составление схем, таблиц, устный диктант, объяснительный диктант

§ 56; упр. 322: закончить предложения, используя подчинительные союзы, данные в рамках


Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

99

Запятая между простыми предложениями в составе сложного

1

Урок сообщения новых знаний, формирование умений

и навыков

Употребление запятой между частями простого предложения в составе сложного. Составление схем

Уметь находить границу между простыми предложениями в составе союзных сложных; использовать различные синтаксические конструкции

Работа по карточкам, составление схем, тренировочные упражнения, объяснительный диктант

Упр. 325; § 57

100

Сочинительные союзы

1

Урок формирования знаний, умений

и навыков

Группы сочинительных союзов
по значению

Знать о классификации сочинительных союзов
по значению.

Уметь находить и различать сочинительные союзы по значению; определять, какие части в предложении связывают данные союзы; конструировать предложения по заданным схемам

Составление схем, тренировочные упражнения, объяснительный диктант, тест

Упр. 336; § 58, схемы в рамках

101

Подчинительные союзы

1

Урок формирования знаний, умений

и навыков

Группы подчинительных союзов

по значению

Знать группы подчинительных союзов по значению.

Уметь определять значения подчинительных союзов

Орфографическая диктовка, составление таблиц-схем, объяснительный диктант, тестирование, тренинг, работа по карточкам

§ 59, выучить правило; упр. 338


Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

102

Морфологический разбор союза

1

Урок формирования знаний, умений

и навыков

Порядок морфологического разбора

Уметь обобщать и систематизировать знания

о союзе как части речи, выполнять морфологический разбор; конструировать предложения, производить синонимичные замены

Словарный диктант, работа с учебником, запись под диктовку предложений с последующим анализом этих предложений

Подготовить сообщение на тему «Высказывание знаменитых людей о книге»

§ 60; подобрать пословицы, загадки, высказывания писателей о книге

103

Сочинение «Книга – наш друг и советчик»

1

Урок развития речи

Структура текста-рассуждения, его языковые особенности. Особенности публицистического стиля

Знать особенности текста-рассуждения.

Уметь составлять план, строить рассуждения по заданному началу с использованием литературного материала

Беседа, составление схемы, плана сочинения-рассуждения, работа над текстом сочинения

Подготовиться к словарному диктанту

104

Слитное написание союзов тоже, также, чтобы, зато

1

Урок формирования знаний, умений и навыков

Условия различения на письме союзов также, тоже, чтобы, зато и омонимичных форм наречия и местоимения с частицами, местоимения

с предлогами

Знать правила написания союзов также, тоже, зато, чтобы.

Уметь правильно писать и применять союзы в речи, отличать союзы от наречий и местоимений с частицей

Словарный диктант, орфографическая диктовка, беседа, составление таблицы «Отличие союзов от омонимичных сочетаний»

Тест

§ 61 (правило, с. 162); упр. 344


Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

105

Повторение по теме «Союз»

1

Урок повторения, обобщения изученного материала

Систематизация ЗУН по теме «Союз», подготовка

к диктанту

Знать и применять на письме изученные орфографические правила.

Уметь давать развёрнутые ответы на поставленные вопросы

Орфографическая диктовка, тренировочные упражнения, тест, работа

с текстом, объяснительный диктант

Подготовиться к диктанту; упр. 356

106

Контрольный диктант по теме «Союз»

1

Урок контроля

Проверка ЗУН

по теме «Наречия»

Знать морфологические признаки союза, орфографию предлога и союза.

Уметь применять изученные орфографические правила

Диктант
с грамматическим заданием

Прочитать новеллу О’Генри «Дары волхвов» (учебник-хрестоматия литературы для 7 класса, авторы-составители
А. Г. Кутузов,

А. К. Киселёв,

Е. С. Романичева и др.)

Частица

107

Частица как часть речи.

Работа над ошибками,
допущенными

в диктанте

1

Урок сообщения новых знаний, формирование умений

и навыков

Определение частицы как части речи. Ликвидация пробелов по теме «Союз»

Знать особенности частицы как служебной части речи, семантику частиц, их функции в речи
и языке.

Уметь находить частицы, которые вносят дополнительные оттенки значения в предложение,

Работа над ошибками, сжатый пересказ новеллы О’Генри «Дары волхвов», объяснительный диктант

Тест

Выписать из новеллы О’Генри десять предложений с сочинительными и подчинительными союзами, подчеркнуть грамматические основы, обозначить союзы;

§ 62, упр. 357


Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

и частицы, служащие для образования наклонений глагола; доказывать принадлежность слова к частице; анализировать контрольную работу и выполнять работу над ошибками

108

Разряды частиц. Формообразующие частицы

1

Урок сообщения новых знаний, формирование умений

и навыков

Деление частиц

на разряды по значению

Знать роль частиц в предложении и при образовании форм слов; правила речевого этикета (формы вежливости при выражении просьбы).

Уметь применять орфограммы «Дефис между частицей и словом», «Пробел между частицей и словом»; различать на письме союз чтобы и местоимение что с частицей бы

Составление таблицы, устный диктант, тренировочные упражнения

§ 63; таблицу выучить, упр. 362, 363

109–

110

Смысловые частицы

2

Урок сообщения новых знаний, формирование умений

и навыков

Назначение смысловых частиц

в предложении

Знать разряды частиц.

Уметь находить смысловые частицы в предложении, определять группы смысловых частиц, оценивать их выразительную роль, конструировать предложения с различными частицами

Беседа, словарная работа, выборочный диктант, тренировочные упражнения, орфографическая диктовка, тестирование

§ 64, слова в рамках на с. 172–174, 372 (письменно), 374 (устно)


Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

111

Сочинение на тему «Как мне стать чемпионом» (упр. 374)

1

Урок развития речи

Структура сочинения-рассуждения

Знать признаки текста.

Уметь выстраивать структуру сочинения-рассуждения, выражать своё мнение; использовать в речи частицы

Работа с текстом упр. 374, составление таблицы-схемы, написание сочинения

Упр. 374 дописать;
выполнить морфологический разбор указанных слов

112

Раздельное
и дефисное
написание
частиц

1

Урок сообщения новых знаний, формирование умений

и навыков

Условия выбора дефисного и раздельного написания частиц

Уметь правильно писать частицы с изученным видом орфограмм

Работа с учебником, анализ таблицы «Раздельное и дефисное написание частиц», тренировочные упражнения, объяснительный диктант, игра «Закончи слово» (выбор дефиса в словах)

§ 65 (с. 176–177);

упр. 381

113–

114

Сочинение
по картине
К. Ф. Юона
«Конец зимы. Полдень»

2

Урок развития речи

Особенности рассказа по изображённому на картине; роль описаний

в рассказе

Уметь составлять текст-рассказ по изображённому на картине, грамотно строить предложения, осваивать сложные конструкции

Самостоятельное оформление таблицы, написание сочинения

Подготовиться к словарному диктанту


Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

115

Морфологический разбор частицы

1

Урок сообщения новых знаний, формирование умений

и навыков

Порядок морфологического разбора

Знать порядок морфологического разбора.

Уметь выполнять морфологический разбор частицы

Словарный диктант, творческое списывание, тренировочные упражнения

Составить карточку из 20 слов на дефисное и раздельное написание слов разных частей речи

116

Отрицательные частицы не и ни

1

Урок сообщения новых знаний, формирование умений

и навыков

Положительный смысл предложения при наличии в нём двойного отрицания

Знать понятия о двойном отрицании, понимать значение частицы ни в устойчивых сочетаниях.

Уметь определять смысл положительных и отрицательных значений

в предложениях с частицей не

Беседа, работа с учебником, тренинг

§ 67, правило (с. 179, 180); упр. 390, 392 (диктант), 391 (устно); выяснить лексическое значение слов карикатура и сатира

117

Различение приставки

и частицы не

1

Урок формирования знаний, умений

и навыков

Условия слитного
и раздельного написания
не с разными частями речи

Знать разряды частиц

по значению и употреблению, отрицательное значение частицы не. 

Уметь опознавать языковые единицы и явления, проводить различные виды их анализа; правильно писать слова разных частей речи с не, графически объяснять условия выбора правильных написаний

Орфографическая диктовка, объяснительный диктант, орфоэпическая работа, тест

§ 68 (с. 182); упр. 399


Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

118

Сочинение-рассказ по данному сюжету

1

Урок развития речи

Особенности рассказа по данному сюжету; роль описаний в рассказе; роль возможного диалога

Уметь выстраивать схему текста-повествования; определять основную мысль рассказа; составлять текст-рассказ по данному сюжету от лица одного из героев

Беседа, работа по тексту учебника, написание основной части сочинения

Закончить работу

119

Частица ни, приставка ни, союз ни – ни

1

Урок формирования знаний, умений

и навыков

Различение на письме частицы ни, приставки ни-, союза ни – ни

Уметь различать приставку ни-, частицу ни, союз ни – ни; графически обозначать условия выбора правильных написаний

Работа по учебнику, словарный диктант, тест

§ 69 (выучить правило); упр. 406

120

Повторительно-обобщающий урок по теме «Частицы»

1

Урок повторения  обобщения изученного материала

Систематизация знаний по теме «Частицы»

Знать морфологические признаки частиц, орфографию частиц.

Уметь правильно писать частицы и употреблять

их в речи

Объяснительный диктант, игра «Ручеек», тестирование, контрольные вопросы (с. 187 учебника)

Упр. 414 (устно). Выучить отрывок из стихотворения В. Высоцкого, подготовиться писать по памяти

121

Повторение правописания служебных частей речи

1

Урок повторения  обобщения изученного материала

Систематизация знаний по теме Служебные части речи»

Знать основными навыками и умениями по теме.

Уметь составлять план сочинения

Беседа, творческий диктант, работа по учебнику

Упр. 413 (устное выступление на тему «Моя природа»)


Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

122

Контрольный диктант по теме «Частица»

1

Урок контроля

Проверка ЗУН

по теме «Частица»

Знать морфологические признаки частицы, орфографию предлога, союза и частицы.

Уметь применять изученные орфографические правила

Диктант

с грамматическим заданием

Повторить сведения о служебных частях речи; составить «карточку для соседа»

из 20 слов по теме «Служебные части речи»

Междометие

123

Междометие как часть речи.

Работа над ошибками, допущенными

в диктанте

1

Урок формирования знаний, умений

и навыков

Назначение междометий в языке. Отличие междометий от самостоятельных и служебных частей речи. Ликвидация пробелов по теме «Частица»

Знать информацию

о междометии как части речи.

Уметь осознанно и в соответствии с нормами употреблять междометия в речи; составлять связный рассказ с междометиями

Анализ текста, заполнение таблицы, работа с учебником

Сочинить грамматическую сказку о междометии

Выучить правило

на с. 190 (§ 70);

упр. 416

124

Дефис в междометиях. Знаки препинания при междометиях

1

Урок формирования знаний, умений

и навыков

Условия употребления междометий

Уметь правильно писать слова с изученным видом орфограммы, применять пунктуационные правила, конструировать предложения с междометиями

Беседа, работа с учебником

Составить контрольную работу на изученную тему

Выучить правило на с. 191 (§ 71); упр. 419


Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

125–

126

Контрольное изложение

по тексту

В. А. Гиляровского «Москва и москвичи»

2

Урок развития речи

Изложение с элементами сочинения

Знать памятку «Как писать изложения» и соблюдать орфографические, пунктуационные, стилистические нормы, адекватно передавать содержание прослушанного текста с заданной степенью сложности.

Уметь пользоваться памяткой

 Работа с текстом, составление плана, изложение

Повторить разделы науки о языке, ответить на вопросы

на с. 193

127

Роль русского языка, его место в международной жизни. Разделы науки

о языке. Признаки текста; виды текстов. Группировка жанров по стилям

Знать разделы науки

о языке и единицы языка; разные виды разборов; средства художественной выразительности (олицетворение, метафора, эпитет); особенности текстов различных стилей.

Уметь выполнять разные виды разборов; различать тексты разных видов и стилей; создавать тексты разных типов и стилей

Работа с учебником: заполнение таблицы (упр. 422), анализ текста. Беседа, работа над текстами разных стилей, сочинение-мини-атюра «Для меня Родина – это…», рецензирование работ

Подготовить сообщение на тему «Высказывание русских
писателей
о русском языке»

Проанализировать текст (упр. 423) по плану, составленному в классе (орфограммы, пунктограммы, все виды разбора, тема, тип, стиль текста);
упр. 427 (устно);
написать сочинение
в художественном стиле «Удивительное – рядом»


Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

128

Рецензия на текст Н. Соколовой «Рябинка у дороги»

1

Урок развития речи

Составление рецензии

Повторение

Разделы науки о языке.

Текст. Стили речи

1

Урок повторения

и закрепления изученного

129

Фонетика

и графика

1

Урок повторения и закрепления изученного

Фонетический
и графический
разбор

130

Лексика и фразеология

1

Урок повторения и закрепления изученного

Лексическое значение слова. Фразеологизмы. Отличие грамматического значения слова

от лексического

Знать основные сведения по разделу, отличие между грамматическим и лексическим значениями слова.

Владеть большим запасом слов активной лексики.

Уметь использовать фразеологизмы в речи, составлять предложения со словами иноязычного происхождения.

Беседа по вопросам, игра «Кто больше?», тренинг

Отвечать на вопросы (с. 197); упр. 434

131

Морфемика. Словообразование

1

Урок повторения и закрепления изученного

Способы словообразования.

Разбор слов по составу

Знать состав слова, способы словообразования.

Уметь производить морфемный и словообразовательный разборы слов

Беседа, орфографическая диктовка, тестирование

§ 76; упр. 439 (устно), 438 (письменно)


Окончание табл.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

132

Морфология

1

Урок повторения и закрепления изученного

Морфологические признаки частей речи, синтаксическая роль в предложении. Морфологический разбор слов

Знать основные понятия раздела.

Уметь различать части речи, определять их морфологические и синтаксические признаки, соблюдать морфологические нормы

Беседа по вопросам, работа по карточкам

§ 77; упр. 444 (письменно), 446 (устно)

133

Орфография

1

Урок повторения и закрепления изученного

Повторение видов орфограмм, изученных в 7 классе

Знать понятие орфограмма; нормы правописания.

Уметь применять изученные орфограммы

Словарный диктант, тест, карточки, проверочный диктант

§ 78; упр. 453

134

Синтаксис. Пунктуация

1

Урок повторения и закрепления изученного

Синтаксический

и пунктуационный разборы предложений. Конструирование предложений по заданным темам

Знать основные теоретические понятия раздела.

Уметь применять изученные пунктуационные правила

Беседа, схематические

и цифровые диктанты, самостоятельная работа

§ 79, 80; упр. 463

135

Итоговая контрольная работа

1

Урок контроля

Проверка ЗУН

по всем разделам

курса

Знать основные теоретические знания раздела.

Уметь применять изученные правила на письме, выполнять разные виды разбора

Диктант
с грамматическим заданием

136

Урок-игра «Знай и люби русский язык»

1

Урок обобщения изученного

Применение полученных знаний в предложенных игровых условиях.

Подведение итогов года. Анализ контрольной работы

Уметь применять полученные знания по русскому языку в предложенных игровых условиях

Игра


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

пояснительная записка к рабочей программе по русскому языку для 6 класса коррекционной школы 8 вида. Рабочая программа по русскому языку для 6 класса коррекционной школы 8 вида

Программа составлена для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья. Русский язык является одним из основных предметов в специальной школе. В зависимости от года обучения на овл...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 10 Ф (физико-математический профиль)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 10 Ф (физико-математический профиль) ,  Всего часов на учебный год – 34;Количество часов в неделю - 1 час Составлена в соответствии с ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 11 Е (естественнонаучный профиль)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языкуКласс – 11 Е (  естественнонаучный профиль) ,  Всего часов на учебный год – 34;Количество часов в неделю - 1 час;Составлена в соответствии с уч...

Пояснительная записка к рабочей программе. Предмет: русский язык. Класс: 6.УМК: Львова С.И. Пояснительная записка

Пояснительная записка к рабочей программе включает цели и задачи освоения курса, содержание курса, тематическое планирование, ЭОР, методическое обеспечение....

Рабочая программа по русскому языку класс по программе Ладыженской Т.А. и К.Т.П.

класс.Рабочая программа составленана основе программы Т.А, Ладыденской.  и К.Т.П....

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа по русскому языку для 7 класса разработана на основе примерной программы по русскому языку основного общего образования и рабочей программы по русскому языку М.Т.Баранова, Т.А. Ладыженской, Н.М.Шанского и др.

Рабочая программа адаптирована для школы надомного обучения для учащихся с ограниченными возможностями здоровья. И расчитана на 2 часа обучения русскому языку (в неделю)....