Самоанализ урока русского языка
методическая разработка по русскому языку (5 класс) на тему
Дан подробный самоанализ урока русского языка в 5 классе по теме "Книжные стили речи. Научный стиль". Прилагается методическая разработка урока.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
samoanaliz_uroka_knizhnye_stili_rechi._nauchnyy_stil_5_klass.docx | 37.19 КБ |
Предварительный просмотр:
Самоанализ урока.
Предмет: русский язык (развитие речи).
Дата проведения урока: 18. 02.2015 г.
Класс: 5 класс.
Тема урока: «Книжные стили речи. Научный стиль».
Оборудование урока: использование компьютерной презентации.
Цели и задачи педагогической деятельности на уроке:
- образовательные цели: расширить и углубить представление о научном стиле речи, его лексических, морфологических и синтаксических особенностях; формировать умение отличать научный стиль речи от других стилей; учить определять стилистическую принадлежность текстов;
- цель педагогической деятельности учителя на уроке определялась с учётом знания особенностей класса и содержания материала; реализовано комплексное планирование задач образования и развития школьников.
Планирование учебных задач:
- задачи развития и образования обсуждались на уроке с учащимися, формировались личные цели учеников.
Пути решения поставленных задач:
- пути решения задач урока обсуждались с учащимися.
Тип и структура урока:
- урок изучения и комплексного применения новых знаний;
- наблюдалась гибкая структура урока, т.е. осознанныйвыбор последовательности его этапов учителем и обсуждение их с учениками.
Технологии:
- использовались элементы личностно ориентированного, проблемного, поисково-исследовательского обучения.
Планирование изучения учебного материала. Содержание урока:
- содержание урока соответствовало программе, задачам;
- с учётом поставленных учебных задач на уроке чётко выделялось главное, существенное; укрупнялись дидактические единицы; повышался уровень обобщения и систематизации материала; расширялись сферы применения конкретного содержания; привлекался личный опыт учащихся;
- обеспечивались целостность и проблемность изучения материала, а также сочетание репродуктивных и творческих заданий;
Методы и средства обучения:
- осознанный выбор оптимального сочетания методов и средств обучения для данного класса;
- внесение необходимых корректив в методы обучения по ходу урока (возрастание роли проблемных, исследовательских, дедуктивных методов); использование поисково-исследовательских заданий; самостоятельная работа становилась источником знания;
- применялись приёмы сопоставительного анализа стилей речи (научный и разговорный);
- развивались умения и навыки анализа текстов научного стиля;
- материал способствовал развитию творческих способностей учащихся;
- осуществлялись внутрипредметные и межпредметные связи
(литература, природоведение, математика, история);
- содержание урока способствовало развитию интереса к учению.
Формы обучения:
- обоснованный выбор и чередование индивидуальных, групповых форм обучения и познавательной деятельности учащихся, что способствовало высокой активности учащихся на уроке.
Права ученика на уроке:
- реализованы права ученика на выбор уровня овладения содержанием, темпа, формы обучения и контроля.
Характер взаимоотношений в ходе учебного процесса:
- общение между участниками учебного процесса – межличностное и носило характер сотрудничества в атмосфере доброжелательности;
- внешняя мотивация не всегда заменялась внутренней, следует продолжать развитие элементов самоконтроля со стороны обучающихся.
Контроль оценивания знаний:
- требовался постоянный контроль со стороны учителя;
- интерес учеников был направлен не только на результат учения, но и на сам процесс познания и развития.
Домашнее задание: сочетало разныеформы работы (устную и письменную), посильно; дано дифференцированное задание по анализу текста, предполагающее свободный выбор объёма, характера и уровня сложности.
Итоги урока:план урока выполнен; цели достигнуты; задачи реализованы; обсуждение с учащимися в конце урока не только успешности реализации каждым поставленных образовательных задач, но и того, что понравилось (не понравилось), почему, что лично для него было полезным на уроке, что хотел бы повторить, изменить в дальнейшей работе (рефлексия).
Класс: 5 класс.
Тема урока: «Книжные стили речи. Научный стиль»
Образовательные цели: расширить и углубить представление о научном стиле речи, его лексических, морфологических и синтаксических особенностях; формировать умение отличать научный стиль речи от других стилей речи; учить определять стилистическую принадлежность текстов.
- Речевая разминка. (слайд презентации)
И вдруг – река.
- Какая?
- Чу.
- Река?
- Да, если захочу,
возьму,
штаны вот засучу,
и эту Чу перескочу,
и даже ног не замочу.
(А. Леднев).
- Прочитайте стихотворение про себя. Какого стиля текст перед вами? Докажите.
- Как оформлен разговор?
- Что помогает автору так живо передать диалог? (Звукопись: частое использование сочетания звуков – чу).
- Обратите внимание на интонацию. Прочитайте по ролям.
- Работа по теме.
- С помощью простой схемы изобразим особенности разговорного стиля речи, с которым вы познакомились на прошлом уроке. (слайд презентации)
РАЗГОВОРНЫЙ СТИЛЬ
Цель – общение
- Послушайте еще один текст:
Чу – река в Киргизской и Казахской республиках, 1067 км, площадь
бассейна 62,5 км². Образуется слиянием рек Кочкор и Джуванарык в Тянь-Шане; теряется во впадине Ащиколь. Средний расход воды около 70 м³/с. Используется для орошения.
(Энциклопедический словарь).
- Чем данный текст похож на текст разминки?
- Что их отличает?
- Какого стиля данный текст?
- Какова его цель?
- Запишите тему нашего урока: «Научный стиль и его языковые средства». (Ученики самостоятельно формулируют цель урока; размышляют о том, чему они должны научиться на уроке)
- Какова цель текстов научного стиля? (Сообщение, точная передача научных знаний, информации).
- Как это можно передать на схеме? (слайд презентации)
Цель – сообщение
- Составим таблицу «Особенности научного стиля речи». (Подобная
таблица составлялась по разговорному стилю). В какой ситуации мы пользуемся научным стилем речи?
А)
- Охарактеризуем основные черты научного стиля речи. Для этого
проанализируем текст из учебника «Природоведение».
Земля вращается вокруг своей оси. Осью обычно называют стержень, вокруг которого вращается тело. Ось Земли – воображаемая линия. Те точки Земного шара, в которых находятся концы этой воображаемой оси, называются полюсами. Один из них Северный полюс, другой – Южный.
- Что является предметом сообщения, информации в тексте научного
стиля?
- Как связаны предложения текста между собой? (Повтор слов «ось», «полюс»).
- Что способствует пониманию смысла текста? (Точность употребления, прямое значение слов).
- Какова интонация текста?
- Итак, отвечая на мои вопросы, вы называли стилевые черты научных текстов (Занесение информации в таблицы на доске и в тетрадях).
Б)
- Понаблюдаем за использованием языковых средств в этом тексте, попутно заполняя третью графу таблицы.
- Термины какой науки употреблены в этом тексте? (Естествознания).
- Посмотрите на текст: какая часть речи чаще всего употребляется в нем? (Можно посчитать количество).
- Правильно. Частое использование имен существительных – еще одна особенность научного стиля.
- Вы знаете, что существительные обозначают не только предметы, но и явления окружающей действительности. Такие слова отвечают на вопрос что?, но не обозначают конкретного предмета. Эти существительные называются отвлеченными. Посмотрите, есть ли отвлеченные существительные в данном тексте? Назовите их. Приведите свои примеры отвлеченных существительных.
- Итак, мы выявили еще одну особенность научного стиля: частое употребление отвлеченных существительных.
- В научной речи для связи предложений чаще всего используются повторы существительных-терминов. Это позволяет выразить мысль наиболее точно. Отметьте повторы терминов в нашем тексте.
- Каковы предложения текста по цели высказывания? (Повествовательные).
- По структуре (Распространенные предложения, повествовательные, сложные).
- Установлено, что средний размер предложения в научных исследованиях – 28 слов, а в художественной прозе – 17 слов.
В)
- Проанализированный нами текст взят из учебника по природоведению. Где еще может использоваться научный стиль в устной речи? В письменной?
- Теперь все основные сведения о научном стиле у нас есть, и вы можете анализировать тексты научного стиля и составлять их.
Общий вид получившейся таблицы (слайд презентации)
«Особенности научного стиля речи»
Ситуация - Сообщение информации, обмен мыслями в
официальной обстановке.
Стилевые черты - Отвлеченность и обобщенность.
- Последовательность изложения.
- Точность, доказательность.
- Неэмоциональность.
Языковые средства - Научные термины.
- Нейтральные и книжные слова с
отвлеченным значением.
- Преобладание имен существительных.
- Распространенные повествовательные
предложения.
- Сложные предложения с союзами «что»,
«так как», «если».
Использование - В научных трудах: энциклопедиях,
учебниках, словарях, научных, научно-
популярных книгах.
- В выступлениях на научные темы: лекциях
на уроках, в докладах и т.п.
- Послушайте несколько текстов и определите, какой из них относится к
научному стилю:
Текст № 1
Гроза – это атмосферное явление, заключающееся в электрических
разрядах между облаками (молния и гром), сопровождаемых дождем, градом и бурными порывами ветра.
(Энциклопедический словарь).
Текст № 2
- Ну и гроза. Страшно к окну подходить.
- Да, такой грозы давно не было.
- Представляешь, в такую грозу очутиться в поле…
(Из разговора).
Текст № 3
Сильный ветер внезапно загудел в вышине, деревья забушевали, крупные капли дождя резко застукали, зашлепали по листьям, сверкнула молния, и гроза разразилась.
(И. Тургенев).
Итак, какое высказывание относится к научному стилю? К каким стилям относятся два других текста? Докажите.
- А теперь поработаем над составлением определений в научном стиле (задание по группам).
Выполним следующеезадание.
Найдите ошибки в определении понятий. Какая часть отсутствует в построении предложения? Исправьте ошибки.
Суффикс – это значимая часть слова.
(Суффикс – это значимая часть слова, которая находится после корня и служит для образования слов).
Квадрат – это когда все стороны и углы равны.
(Квадрат – это геометрическая фигура, стороны и углы которой равны).
6. Задание: в учебниках по математике, истории, литературе найдите научные термины, выпишите их, а затем - выпишите небольшой текст научного стиля, докажите его стилевую принадлежность (индивидуальное задание, учебник по выбору ученика).
7. Сейчас задание посложнее: надо устно отредактировать (исправить)
целый текст – ответ ученика, который я вам сейчас прочитаю.
Ну, существительные – они бывают одушевленными. А еще могут быть неодушевленными, это когда обозначают неодушевленный предмет. Вот такие, например, неодушевленные существительные: забор, дом, стол. А одушевленные обозначают одушевленный предмет, лицо. Например: мужчина, девочка, волк. Падеж могут иметь все существительные, а число, по-моему, не все. Ну, что еще сказать о существительных? Да, о роде. Они имеют род только в единственном числе.
- Итак, найдите все нарушения стиля научной речи и исправьте их. (Зачитываются по 1-2 предложения из данного текста, один учащийся исправляет, остальные ему помогают).
- Я хочу обратить ваше внимание еще на одно правило: никогда не используйте средства научного стиля за его пределами, то есть в других стилях речи. Это будет неуместно, и вы будете выглядеть смешно и нелепо, если, например, в разговорной речи употребите выражение: «введены в строй две новые станции метрополитена» (вместо «открыты две новые станции метро») и т.п.Также недопустимо использовать в научном стиле средства художественного стиля и разговорной речи.
8. Составьте небольшой текст научного стиля, учитывая его особенности (см. таблицу). Объясните письменно, почему в личном окончании глагола поймаешь пишется е.
- Задание на дом.
- Устно составьте небольшое сообщение на тему «Научный стиль и его языковые средства». Планом вам будут служить заголовки итоговой таблицы. В каком стиле вы построите свое сообщение?
- Анализ текстов научного стиля (карточки, 3 группы сложности).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Самоанализ урока русского языка
самоанализ урока...
Самоанализ урока русского языка
Самоанализ урока "Второстепенные члены предложения", проведенного в 5 классе ...
Самоанализ урока русского языка в 7 классе "Употребление причастий в речи"
Самоанализ урока русского языка в 7 классе "Употребление причастий в речи" составлен с целями, задачами в условиях реализации современных подходов обуения....
Самоанализ урока русского языка в 6 классе
Урок на тему «Подготовка к сочинению- рассуждению на дискуссионную тему» продолжает знакомство учащихся с рассуждением как типом речи и знакомит с новым для них понятием «дискуссия». Эта тема по...
Самоанализ урока русского языка в 7 классе "Союзы и омонимичные формы" 7 класс русский язык
Союзы и омонимичные формы...
Самоанализ урока русского языка в 6 классе «Употребление причастий в языке»
Данный урок изучается в разделе «Текст» после изучения разделов «Система языка. Морфология. Причастие» и «Правописание». Его цель – актуализация имеющихся знаний; пробуждение у школьников интере...
Самоанализ урока русского языка в 9 классе «Подготовка к сочинению-рассуждению в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку (выполнение задания 15.3)»
Цели урока: - формирование у школьников навыков написания сочинения - рассуждения в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку в 9 классе (выполнение задания 15.3);- формирование умения учащихся н...