Рабочая программа по русскому языку 6 класс.
рабочая программа по русскому языку (6 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
1. Рабочая учебная программа по русскому языку для 6 класса разработана на основе примерной программы, утвержденной Министерством образования и науки РФ, под редакцией М.Т.Баранова, Москва «Просвещение», 2011 г.
Программа определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения русского языка.
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений РФ предусматривает обязательное изучение русского языка в 6 классе 6 часов в неделю, что составляет 210 часов в год.
2. Цели и задачи изучения предмета
• воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к русскому языку;
• совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;
• освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о русском речевом этикете;
• формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск.
3. Общая характеристика учебного предмета «Русский язык».
Учебный предмет «Русский язык» в современной школе имеет познавательно-практическую направленность, т.е он дает учащимся знания о родном языке и формирует у них языковые и речевые умения.
Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами, влияет на качество их усвоения, а в дальнейшем на качество овладения профессиональными навыками.
4.Описание места учебного предмета в учебном плане школы
Согласно учебному плану школы курс русского языка в 6 классе рассчитан на 210 часов. В 6 классе на изучение курса отводится 6 часов в неделю, 35 учебных недель.
5.Ценностные ориентиры содержания учебного предмета В основе построения курса лежат следующие принципы: принцип интеграции; принцип поступательности – постепенность, последовательность и перспективность обучения.
При изучении данного предмета стимулируется общее речевое развитие школьников, развивается их коммуникативная культура; формируются ценностные ориентиры и закладываются основы нравственного поведения в процессе общения на уроке, чтения и обсуждения текстов; вырабатывается дружественное отношения и толерантность к представителям других стран и их культуре
5.Результаты изучения курса
Программа обеспечивает достижение выпускниками основного общего образования следующих личностных, метапредметных и предметных результатов:
Личностные результаты:
- Формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России; осознание своей этнической и национальной принадлежности, формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций.
- Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.
- Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.
- Овладение навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.
- Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
- Развитие самостоятельности и личностной ответственности за свои поступки, в том числе и информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
- Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
- Развитие эстетических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей
Метапредметные результаты
- Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления.
- Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.
- Использование знаково-символических средств представления информации.
- Активное использование речевых средств и средств для решения коммуникативных и познавательных задач.
- Использование различных способов поиска (в справочных источниках), сбора, обработки, анализа, организации и передачи информации.
- Овладение навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целями и задачами: осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах.
- Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
- Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права иметь свою, излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценки событий.
- Определение общей цели и путей ее достижения; умения договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение6 окружающих.
- Готовность конструктивно разрешать конфликты посредствам учета интересов сторон и сотрудничества.
- Овладение сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений в соответствии с содержанием учебного предмета «русский язык».
- Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
- Умение работать в материальной и информационной среде в соответствии с содержанием предмета.
Предметные результаты
- Формирование представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания.
- Понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения; осознание
- значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения.
- Овладение представлениями о нормах русского языка (орфоэпических, лексических, грамматических, орфографических, пунктуационных) и правилах речевого этикета.
- Формирование умения ориентироваться в целях, задачах, средствах в условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач при составлении монологических высказываний и письменных текстов.
- Осознание безошибочного письма как одного из проявлений собственного уровня культуры, применение орфографических правил и правил постановки знаков препинания при записи собственных и предложенных текстов. Владение умением проверять написанное.
- Овладение учебными действиями с языковыми единицами и формирование умения использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.
- Освоение научных представлений о системе и структуре русского языка: фонетике и графике, лексике, словообразовании, морфемике, морфологии и синтаксисе; об основных единицах языка, их признаках и особенностях употребления в речи.
- Формирование умений опознавать и анализировать основные единицы языка, грамматические категории языка, употреблять языковые единицы адекватно ситуации речевого общения.
прозаический и поэтический) текст.
7. Содержание курса
Основное содержание курса представлено следующими разделами.
Русский язык как один из развитых языков мира(1 ч)
ПОВТОРЕНИЕ ПРОЙДЕННОГО В V КЛАССЕ (13 ч + 3 РР)
Текст. Официально-деловой стиль речи
Лексика, Фразеология 12ч.(9 +3РР )
I. Словарное богатство русского языка.
Лексическое значение слова.
Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значение слова. Слова общеупотребительные и ограниченные в употреблении.
Архаизмы. Неологизмы. Заимствованные слова. Старославянизмы.
Фразеологизмы.
II. Умение пользоваться словарями, производить лексический разбор слова; выявлять в контексте смысловые и стилистические различия синонимов. Совершенствовать текст, устраняя неоправданный повтор при помощи синонимов; обогащать речь фразеологизмами, правильно употреблять их.
III. Описание помещения. Систематизация материалов к сочинению. Сложный план. Работа по картине.
Словообразование и орфография 30ч.(24 ч + 6РР)
- Повторение пройденного о составе слова, словообразовании.
Основные способы образования слова. Этимология слов. Правописание корней слов с чередованием гласных а-о. Буква Ы после приставок, оканчивающихся на согласный. Правописание приставок пре- и при-. Правописание сложных и сложносокращённых слов
II. Умение правильно строить словосочетания( с прилагательными и глаголами прошедшего времени) и предложения со сложными и сложносокращёнными словами. Обосновывать выбор орфограммы.
III. Систематизация материалов к сочинению. Сложный план. Выборочное изложение.
Имя существительное 22ч. (20 + 2 РР)
I. Понятие о существительном: общее грамматическое значение, морфологические и синтаксические признаки. Разносклоняемые существительные. Несклоняемые существительные, род несклоняемых существительных. Существительные общего рода. НЕ с существительными. Правописание суффиксов существительных.
II. Умение осознанно выбирать написания: Не с существительными, гласные в суффиксах существительных. Аргументировано использовать в речи существительные с суффиксами оценочного значения. Соблюдать нормы управления существительных в глагольных словосочетаниях. Употреблять одно и то же существительное в роли главных и второстепенных членов, а также в роли обращения. Употреблять синонимичные существительные для связи соседних предложений и частей целого текста.
III. Работать над сочинением-описанием по личным впечатлениям.
Имя прилагательное 32ч. (24+ 8РР)
I. Роль прилагательного в речи. Разряды прилагательных по значению. Полные и краткие прилагательные. Склонение полных прилагательных. Буквы о-е в окончаниях прилагательных после шипящих. Имена прилагательные с суффиксом –ий. Особенности склонения этих прилагательных. Употребление их в роли определений. Прилагательные с суффиксом –ин(ын), -ов(-ев). Степени сравнения прилагательных. Словообразование прилагательных. -Н-,-НН- в прилагательных. НЕ- с прилагательными. Суффиксы –К, -СК- в прилагательных. Слитное и дефисное написание сложных прилагательных.
II. Анализировать составные формы сравнительной и превосходной степени. Согласовывать имена прилагательные в сочетаниях с существительными, употребляемыми для обозначения лиц мужского и женского пола (гений, подросток, двойник). Употреблять в речи прилагательные в переносном значении.
- Работать над описанием природы по личным впечатлениям. Характеризовать предмет с помощью прилагательных. Описывать игрушку и пейзаж по картине, используя прилагательные (метафоры, эпитеты).
Имя числительное 17ч (14 + 3РР)
. Понятие об имени числительном: общее грамматическое значение, морфологические и синтаксические признаки. Роль числительного в речи. Имена числительные простые, сложные и составные. Правописание числительных. Количественные числительные, их значение и изменение. Прописная буква в датах, обозначающих праздники. Собирательные числительные, их значение, склонение и употребление. Дробные числительные, их значение и изменение. Правописание падежных окончаний имён числительных.
II. Употреблять числительные в нужном падеже в составе предложений и словосочетаний. Правильно оформлять числительные в деловой письменной речи.
III. Рассуждение в повествовательном тексте. Работа над выборочным изложением.
Местоимение 27ч. (23 + 4РР)
I. Понятие о местоимении, их роль в речи. Изменяемые и неизменяемые местоимения. Разряды местоимений. Правописание местоимений с предлогами. Прописная буква в формах вежливости. Запятая между частями сложного предложения, соединёнными относительными местоимениями. Правописание местоимений с морфемами кое-, то-, либо-, нибудь-. Правописание не в местоимениях.
II. Владеть навыками уместного использования личных местоимений. Совершенствовать способность выразительного использования в речи имён и местоимений в составе фразеологизмов, поэтических тропов, речевых этикетных формул.
III. Уметь писать сочинение-рассуждение по воображению. Юмористический рассказ по картинкам.
Глагол 37ч (30+7РР)
- Грамматическое значение глагола, морфологические и синтаксические признаки. Совершенный и несовершенный вид, значение, образование. Наклонение глагола. Употребление наклонений Время глагола, его значение. Безличные глаголы, их значение и употребление в предложениях с одним главным членом. Правописание глаголов. Словообразование глаголов.
II. Согласовывать глагол-сказуемое в прошедшем времени с подлежащим, выраженным существительными среднего рода и собирательными существительными.
III. Рассказ на основе услышанного. Составление диалога с употреблением синонимичных глаголов речи.
Повторение и систематизация пройденного в 6 классе (16 часов)
8.Календарно-тематическое планирование
Раздел №1
Повторение изученного в 5 классе
(1 час + (13 + 3)
№ урока | Тема урока | Кол-во часов | Программное содержание | Характеристика деятельности учащихся | Вид контроля | Дата проведения План Факт |
1 | Русский язык – один из развитых языков мира | 1 | Богатство русского языка | Иметь представление о русском языке как об одном из развитых языков мира | Сообщения учащихся | |
2 | Фонетика и графика. Фонетический разбор слова. Орфография. | 1 | Производить звуко-буквенный анализ слова, сопоставляя его произношение и написание | Знать основные принципы русской орфографии | Орфографический диктант | |
3,4 | Морфемы в слове. Морфемный разбор слова. Орфограммы в приставках и в корнях слов. | 2 | Структурные и смысловые отличия слов , включённых в словообразовательную цепочку | Выделять морфемы в слове с учётом их значения и образования | Морфемный разбор, выборочное письмо | |
5,6 | Части речи. Морфологический разбор слов. Орфограммы в окончаниях слов. | 2 | Самостоятельные и служебные части речи | Различать морфологические признаки категории частей речи | Морфологический разбор частей речи | |
7,8 | Сочинение на тему: «Памятный день летних каникул». | 2 | Создание текста по личным впечатлениям | Уметь создавать текст по заданной узкой теме | Творческая работа | |
9 | Словосочетание | 1 | Значение словосочетаний | Уметь составлять словосочетания (именные и глагольные) | Самостоятельная работа | |
10,11 | Простое предложение. Знаки препинания в конце и внутри простого предложения. | 2 | Структура простого предложения, знаки препинания в конце и внутри простого предложения | Знать структуру простого предложения, правильно расставлять знаки препинания в конце и внутри простого предложения | Синтаксический диктант | |
12,13,14 | Сложное предложение. Запятые в сложном предложении. Синтаксический разбор. Прямая речь. Диалог. Знаки препинания при прямой речи. | 3 | Структура сложного предложения; прямая речь и диалог; выделение знаками препинания прямой речи и диалога | Знать структуру сложного предложения. Правильно расставлять знаки препинания при прямой речи и диалоге | Графический диктант, тестовые задания | |
15 | Текст. Официально-деловой стиль речи | 1 | Строение текста. Стили речи, стилистические особенности официально-делового стиля | Знать строение текста. Выделять в речи и в тексте главные особенности официально-делового стиля | Работа с текстами разных стилей, создание текста официально-делового стиля | |
16 17 | Контрольный диктант и его анализ | 2 | Диктант с грамматическим заданием | Производить изученные виды разбора | Контрольная работа |
Раздел №2
Лексика и фразеология
(9 + 3РР)
1 | Повторение изученного по лексике в 5 классе | 1 | Основные виды троп; тематические группы слов; толковые словари | Основные понятия лексикологии; группировать слова по тематическим группам | Редактирование текста | |||
2,3 | РР Сочинение по картине Герасимова «После дождя» | 2 | Описание природы по картине в художественном стиле | Извлекать необходимую информацию, собирать материал к сочинению | Составление словаря собственных наблюдений | |||
4 | Общеупотребительные слова. Профессионализмы | 1 | Лексика русского языка с точки зрения её происхождения | Проводить лексический анализ слова | Лексический диктант | |||
5 | Диалектизмы. РР Сжатое изложение | 1 | Особенности употребления диалектов | Осуществлять выбор лексических средств | Составление словарика | |||
6 | Жаргонизмы. Эмоционально окрашенные слова | 1 | Стилистически нейтральная, высокая и сниженная лексика | Оценивать собственную и чужую речь сточки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления | Взаимодиктант | |||
7 | Устаревшие слова. Новые слова | 1 | Основные причины появления новых и устаревших слов | Характеризовать слова с точки зрения их принадлежности к активному и пассивному запасу | Работа со словарём | |||
8 | Исконно русские и заимствованные слова | 1 | Основные причины заимствованных слов | Знать сферу употребления и стилистическую окраску слова | Лексический диктант | |||
9 | Фразеологизмы. Источники фразеологизмов | 1 | Различие между свободными словосочетаниями и фразеологическими оборотами | Уместно использовать фразеологические обороты в речи | Составление фразеологического словарика | |||
10 | Повторение темы | 1 | Основные выразительные средства лексики и фразеологии | Извлекать необходимую информацию из лингвистических словарей и использовать её в различных видах деятельности | Словарный диктант | |||
11,12 | Контрольная работа (тест) Анализ работ | 2 | Применять знания и умения в работе с тестовыми материалами |
Раздел №3
Словообразование и орфография
(24 + 6РР)
№ урока | Тема урока | Кол-во часов | Программное содержание | Характеристика деятельности учащихся | Вид контроля | Дата проведения План Факт |
1, 2 | Повторение изученного в 5 классе | 2 | Морфемика как раздел лингвистики | Овладеть основными понятиями морфемики и словообразования | Морфемный разбор | |
3 | РР Описание помещения | 1 | Основные этапы описания помещения | |||
4 | Основные способы образования слов в русском языке | 1 | Морфема как значимая единица языка. Основа слова. Способы образования слов. | Осознавать морфему как значимую единицу языка | Комментированное письмо | |
5 | Этимология слов | 1 | Этимология слова и словообразование | Уметь работать с этимологией слова | Работа со словарём | |
6, 7 | РР Систематизация материалов к сочинению. Сложный план | 2 | Собирание и систематизация материалов к сочинению. Составление сложного плана | Умение составлять простой и сложный план | Редактирование текста | |
8, 9 | РР Сочинение по картине | 2 | Работа по картине | Соблюдение композиции в процессе работы | Сочинение | |
10, 11 | Буквы о-а в корнях - кас -кос | 2 | Чередование и безударные проверяемые гласные в корне | Осознавать чередующиеся гласные в корне | Выборочный диктант | |
12, 13 | Буквы о-а в корнях гор-гар | 2 | Чередование и безударные проверяемые гласные в корне | Отличие чередующихся гласных от проверяемых безударных гласных в корне | Комментированное письмо | |
14 | Повторение и закрепление написания чередующихся гласных | 1 | Чередование и безударные проверяемые и непроверяемые гласные в корне | Отличие чередующихся гласных от проверяемых безударных гласных в корне | Тест | |
15 | Контрольный диктант | 1 | Проверяемые и чередующиеся гласные в корне | Применять полученные знания | Диктант | |
16 | Анализ работ, работа над ошибками | 1 | Классификация и анализ допущенных ошибок | Уметь осознанно работать над ошибками | Работа над ошибками | |
17 | Буквы ы-и после приставок | 1 | Разбор слов по составу и словообразовательный анализ | Знать структуру слова, слова-исключения | Словарный диктант | |
18-21 | Гласные в приставках пре-, при | 4 | Основные условия выбора написания пре- при- | Верно писать и уметь объяснять написание приставок, исходя из значения слова | Распределительный диктант | |
22 | РР Выборочное изложение | 1 | Отбор материала, свёртывание текста | Уметь сжимать текст, выделять главное | Работа с текстом | |
23 | Соединительные о-е в сложных словах | 1 | Сложение как способ образования существительных и прилагательных | Иметь представление об особенностях образования сложных слов | Морфемный разбор | |
24 | Сложносокращенные слова | 1 | Способы образования сложносокращённых слов | Знать основные способы образования сложносокращённых слов и уметь определять их род | Словообразовательный разбор | |
25 | Морфемный и словообразовательный разбор | 1 | Словообразовательная цепочка, гнездо однокоренных слов | Владеть навыками морфемного и словообразовательного разбора | Самостоятельная работа | |
26, 27 | Повторение изученного | 2 | Написание морфем, группировка орфограмм по морфемам | Владеть навыками пользования словообразовательным и орфографическим словарём | Тестовые задания, работа по карточкам | |
28, 29 | Тестовые задания | 2 | Повторение изученных орфограмм | Умение выбирать нужный вариант, опираясь на полученные знания | Самостоятельная работа | |
30 | Анализ работ | 1 | Повторение изученного | Знать виды разбора | Предупредительный диктант |
Раздел №4
Имя существительное
(20 + 2РР)
№ урока | Тема урока | Кол-во часов | Программное содержание | Характеристика деятельности учащихся | Вид контроля | Дата проведения План Факт |
1,2 | Повторение изученного в 5 классе | 2 | Морфология как раздел грамматики. Значение имени существительного, морфологические свойства, синтаксические функции. | Понимать особенности грамматического значения слова. Осуществлять морфологический разбор слова, анализировать синтаксическую роль. | Комментированное письмо | |
3 | Разносклоняемые существительные | 1 | Склонение существительных, особенности разносклоняемых С. | Распознавать разносклоняемые С., приводить соответствующие примеры. | Выборочный диктант | |
4 | Разносклоняемые существительные. Существительных на –мя. | 1 | Правописание суффикса –ен в разносклоняемых С. | Определять тип склонения, доказывать правильность написания суффиксов С. | Орографическая работа | |
5-6 | Несклоняемые существительные. Род несклоняемых существительных. | 2 | Несклоняемые С. и их особенности. Определение рода несклоняемых С. | Распознавать склоняемые и несклоняемые С., правильно употреблять несклоняемые С. | Лексические задания | |
7 | Существительные общего рода | 1 | Род С и С. общего рода | Согласовывать прилагательные и глаголы прошедшего времени с С.общего рода | Орфографический диктант | |
8 | Морфологический разбор существительного | 1 | Грамматические признаки С. | Овладеть основными понятиями морфологии | Морфологический разбор | |
9,10 | Не с существительными | 2 | Слитные и раздельные написания не с С. | Знать все случаи написания не с С. и уметь доказывать свою точку зрения | Выборочный диктант | |
11 | Буквы ч и щ в суффиксах –чик- (~щик~). | 1 | Правописание суффиксов –чик, -щик | Различать значение суффиксов –чик, -щик | Орфографический диктант | |
12-13 | РР Сочинение-описание по личным впечатлениям и его анализ | 2 | Описание и личные впечатления | Роль описаний в передаче личных впечатлений | Собирание материалов к сочинению | |
14-15 | Контрольный диктант и его анализ | 2 | Контрольная работа | |||
16-17 | Гласные в суффиксах существительных ек – ик | 2 | Правописание е- и в суффиксах –ек,- ик | Обосновывать написание е, и в суффиксах –ек, -ик | Орфографический диктант | |
18 | Гласные о-е после шипящих в суффиксах существительных | 1 | Написание о- е после шипящих в суффиксах С. | Различать написание о- е в суффиксах и в окончаниях С. | Объяснительный диктант | |
19 | Повторение изученного по теме | 1 | Обобщить изученное по теме | Соблюдать нормы управления С. в глагольных словосочетаниях | Тестовые задания | |
20 | Повторение изученного по теме. Решение тестовых заданий | 1 | Систематизировать материал по теме | Использовать в речи С. с суффиксами оценочного значения; синонимичные С. для связи предложений в тексте и частей речи | Словарный диктант Составление таблицы по теме: С. | |
21 - 22 | Контрольный диктант и его анализ | 2 | Корректировать знания и умения | Осознавать особенности грамматического значения слова в отличие от лексического значения | Составление алгоритма работы с существительным |
Раздел №5
Имя прилагательное
(24 + 8РР)
№ урока | Тема урока | Кол-во часов | Программное содержание | Характеристика деятельности учащихся | Вид контроля | Дата проведения План Факт |
1,2,3,4 | Повторение изученного в 5 классе | 4 | П. как часть речи, его общее грамматическое значение, морфологические свойства, синтаксическая роль | Анализировать и характеризовать общее грамматическое значение, морфологические признаки П. определять его синтаксическую роль | Объяснительный диктант | |
5 | РР Описание природы | 1 | Роль прилагательных в описании природы | Уметь описывать природу, используя личные наблюдения и материалы из художественных текстов | Работа с собранным материалом | |
6, 7, 8 | Степени сравнения имён прилагательных | 3 | Употребление сравнительной и превосходной степени П. | Анализировать составные формы сравнительной и превосходной степени | Творческий диктант | |
9, 10 11 | РР Сочинение по личным впечатлениям о природе Полугодовой контрольный диктант | 2 1 | Редактирование материалов | Уметь описывать природу, используя личные наблюдения и материалы из художественных текстов | Работа над сочинением | |
13 | Разряды прилагательных по значению, Качественные прилагательные | 1 | Признаки качественных П. | Распознавать качественные П., полные и краткие | Работа с текстом, Составление алгоритма работы с П. | |
13 | Относительные прилагательные | 1 | Признаки относительных П., употребление П. в роли определений и сказуемых | Распознавать относительные П., употреблять относительные П. в значении качественных | Распределительный диктант | |
14, 15 | РР Выборочное изложение | 2 | Работа над описанием | Уметь свёртывать текст, отбирать необходимый материал | Изложение | |
16 | Притяжательные прилагательные | 1 | Признаки притяжательных П., суффиксы –ин (-ын), -ов(-ев) | Распознавать притяжательные П. | Тестовые задания | |
17 | Морфологический разбор прилагательных | 1 | Основные признаки П. | Знать порядок разбора П. | Самостоятельная работа | |
18 | Не с прилагательными | 1 | Главные отличия приставки не- от отрицательной частицы | Осознавать главные отличия частицы не и приставки не- | Объяснительное письмо | |
19, 20 | Буквы о – е после шипящих и ц в суффиксах прилагательных | 2 | Написание о-е после шипящих и ц в окончаниях и суффиксах П. | Владеть умениями правильного написания окончаний и суффиксов П. | Контрольное списывание, графический диктант | |
21, 22 | РР Сочинение по картине Крылова «Зимний вечер» | 2 | Творческая работа | Уметь описывать картину | Сочинение | |
23, 24 | Одна и две буквы н в суффиксах прилагательных | 2 | н- и нн- в суффиксах П. | Аргументировать написание н- и нн- в суффиксах П. | Выборочный диктант | |
25 | РР Описание игрушки | 1 | Работа над деталями описания | Характеризовать предмет с помощью П. | Творческая работа | |
26, 27 | Тестовые задания | 2 | Тест | Уметь работать с контрольно-измерительными материалами | Тест, устные соосбщения | |
28 | Различение на письме суффиксов прилагательных –к- и – ск- | 1 | Различие суффиксов к- и ск- | Уметь различать на письме суффиксы к- и ск-, верно объяснять написание слова | Творческий диктант | |
29 | Дефисное и слитное написание сложных прилагательных. | 1 | Слияние как неморфологический способ образования П., дефисное написание П. | Иметь представление об особенностях образования сложных П. | Выборочное письмо | |
30 | Повторение по теме «Имя прилагательное» | 1 | Основные признаки П. | Использовать в речи синонимичные П. в роли эпитетов | Диктант «Проверяю себя» | |
31-32 | Контрольный диктант и его анализ. | 2 | Диктант с грамматическим заданием | Применение знаний и умений на практике | Диктант, анализ работы с ошибками |
Раздел №6
Имя числительное
(14 + 3РР)
№ урока | Тема урока | Кол-во часов | Программное содержание | Характеристика деятельности учащихся | Вид контроля | Дата проведения План Факт |
1 | Имя числительное как часть речи. | 1 | Числительное как часть речи, морфологические и синтаксические функции | Анализировать и характеризовать общее грамматическое значение, морфологические признаки Ч., определять синтаксическую роль | Комментированное письмо | |
2 | Простые и составные числительные | 1 | Состав числительных | Знать и правильно писать простые и составные числительные | Выборочный диктант | |
3 | Ь на конце и в середине числительных | 1 | Правописание ь в Ч. | Знать орфограмму «Ь в числительных» | Орфографический диктант | |
4 | Разряды количественных числительных | 1 | Количественные числительные их значение, склонение | Уметь правильно склонять Ч. и употреблять их в речи | Работа по карточкам | |
5,6 | Числительные, обозначающие целые числа | 2 | особенности употребления Ч. в словосочетании | Правильно употреблять Ч. В нужном падеже в составе словосочетаний и предложений (пять книг, но: пяти книг) | Тестовые задания, цифровой диктант | |
7,8 | РР Выборочное изложение | 2 | Изложение | Уметь отбирать нужный материал | Самостоятельная работа | |
9 | Дробные числительные | 1 | Дробные Ч., их значение и изменение | Группировать Ч. по заданным морфологическим признакам | Творческий диктант | |
10 | Собирательные числительные | 1 | Собирательные Ч., их значение и употребление | Правильно употреблять Ч. двое, трое, оба, обе в сочетании с существительными | Комментированное письмо | |
11,12 | Порядковые числительные | 2 | Порядковые Ч., их значение и употребление | Правильно строить словосочетания, обозначающие праздники (8 Марта, 9 Мая) | Работа по карточкам, графический диктант | |
13 | РР Сочинение-рассуждение (упр.380) | 1 | Рассуждение | Уметь рассуждать, доказывать и делать выводы | Сочинение | |
14,15 | Морфологический разбор. Повторение. | 2 | Правописание падежных окончаний Ч. | Использовать Ч. для обозначения дат, перечней и т.д. в деловой речи | Тестовые задания | |
16,17 | Контрольный диктант и анализ. | 2 | Диктант с грамматическим заданием | Использовать свои знания и умения | Контрольная работа |
Раздел №7
Местоимение
(23 + 4РР)
№ урока | Тема урока | Кол-во часов | Программное содержание | Характеристика деятельности учащихся | Вид контроля | Дата проведения План Факт |
1 | Местоимение как часть речи. | 1 | Морфологические свойства, синтаксические функции | Анализировать и характеризовать значение морфологические признаки М. разных разрядов | Комментированное письмо | |
2 | Личные местоимения | 1 | Личные М., их значение, изменение и роль в предложении | Иметь представление о разрядах М, | Объяснительное письмо | |
3 | Возвратное местоимение себя | 1 | Возвратное М. себя, значение. | Владеть навыками уместного употреб. | Контрольное списывание | |
4 | Вопросительные местоимения. | 1 | Вопросительные М. их значение, изменение и роль в предложении | Правильно использовать вопросительные М. в устной и письменной речи | Творческий диктант | |
5 | Относительные местоимения | 1 | Относительные М., значение и синтаксическая роль | Знать отличие вопросительных и относительных М., постановку запятой в сложноподчинённом предложении | Синтаксический диктант | |
6 | Неопределенные местоимения. | 1 | Правописание неопределённых М. | Правописание неопределённых М. с морфемами кое-, -то, -либо, - нибудь | Орфографический диктант | |
7,8 | Правописание неопределенных местоимений | 2 | Синонимия неопределённых предложений | Уместное употребление неопределённых М. | Тестовые задания | |
9 | Отрицательные местоимения | 1 | Значение, изменение, синтаксическая роль | Правописание отрицательных М. | Объяснительный диктант | |
10,11 | Правописание отрицательных местоимений | 2 | Не, ни в отрицательных М. | Написание е, и в отрицательных М. в зависимости от ударения | Выборочный диктант, графический диктант | |
12,13 | Контрольный диктант и его анализ | 2 | Диктант с грамматическим заданием | Применение знаний, умений, навыков | Диктант | |
14-15 | Притяжательные местоимения. | 2 | Значение, изменение, синтаксическая роль | Уместное употребление притяжательных М., отличие притяжательных и личных М. | Тестовые задания, зрительный диктант | |
16-17 | Сочинение-рассуждение. | 2 | Сочинение-рассуждение | Совершенствовать навыки работы над сочинением-рассуждением | Сочинение | |
18,19 | Указательные местоимения. | 2 | Значение, изменение, синтаксическая роль | Совершенствовать способность выразительного использования в речи имён и местоимений в составе фразеологизмов, поэтических троп | Работа с карточками, предупредительный диктант | |
20,21 | Определительные местоимения | 2 | Значение, изменение, синтаксическая роль | Владеть навыком подбора и различения имён-синонимов, антонимов | Синтаксический диктант, тест | |
22 | Морфологический разбор местоимения | 1 | Морфологические признаки М. | Использовать М. в речи в соответствии с закреплением в языке этическими нормами | Тест | |
23, 24 | РР Сочинение - рассуждение по упражнению 436 | 2 | Работа над сюжетной основой сочинения | Совершенствовать навыки работы с рассуждением | Сочинение | |
25 | Повторение. | 1 | Правописание М. | Верно писать ( в пределах положительных норм оценок) М. | Работа по карточкам | |
26,27 | Контрольный диктант и его анализ | 2 | Диктант с грамматическим заданием | Использовать знания и умения по пройденной теме | Диктант |
Раздел №8
Глагол
(30 + 7РР)
№ урока | Тема урока | Кол-во часов | Программное содержание | Характеристика деятельности учащихся | Вид контроля | Дата проведения План Факт |
1,2,3 | Повторение изученного о глаголе в 5 классе | 3 | Инфинитив, Г. совершенного и несовершенного вида | Анализировать общее грамматическое значение , морфологические признаки, синтаксическая роль | Объяснительный диктант, работа по карточкам | |
4,5 | РР Сочинение-рассказ и его анализ | 2 | Работа над сюжетной основой рассказа | Знать: сюжет, композицию, рассказ | Творческая работа | |
6,7 | Разноспрягаемые глаголы. | 2 | Основные признаки разноспрягаемых глаголов | Знать спряжение глаголов, окончания разноспрягаемых глаголов | Выборочный диктант | |
8,9 | Переходные и непереходные глаголы. | 2 | Переходные и непереходные глаголы | Употреблять при глаголах имена существительные в нужном косвенном падеже | Составление словосочетаний | |
10 | Наклонение глагола. Изъявительное наклонение | 1 | Наклонение глагола, изъявительное наклонение | Различать наклонение глаголов | Проверочный диктант | |
11,12 | РР Изложение по тексту | 2 | Работа с текстом, | Знать и уметь свёртывать материал, излагать в нужном наклонении и времени | Творческая работа | |
13 | Наклонение глагола. Изъявительное наклонение | 2 | Наклонение глагола, изъявительное наклонение | Различать наклонение глаголов | Проверочный диктант | |
14 | Условное наклонение | 1 | Значение, образование, изменение и употребление глаголов в условном наклонении | Различать глаголы изъявительного и условного наклонения | Лексический диктант | |
15,16 | Правописание глаголов условного наклонения | 2 | Правописание бы с глаголами условного наклонения | Правильно выбирать форму глагола для выражения разной степени условности | Составление таблицы | |
17 | Повелительное наклонение | 1 | Значение, образование, изменение и употребление Г. в повелительном наклонении | Правильно выбирать форму глагола для выражения разной степени категоричности при побуждении к действию | Составление алгоритма работы с наклонениями Г. | |
18,19 | Правописание глаголов повелительного наклонения | 2 | Правописание пусть, да, давай с глаголами повелительного наклонения | Знать случаи употребления и написания глаголов в повелительном наклонении | Предупредительный диктант | |
20,21 | Употребление наклонений | 2 | Употребление формы настоящего и будущего времени при сообщении о прошлых событиях | Правильно употреблять формы настоящего и будущего времени при сообщении о прошлых событиях | Устные сообщения, контрольный срез | |
22 | Безличные глаголы | 1 | Значение безличных Г. в предложениях с одним членом предложения | Знать значение безличных глаголов, их употребление, составлять с ними предложения | Синтаксический диктант | |
23 | Безличные глаголы | 1 | Синтаксический разбор безличных предложений | Уметь составлять с безличными глаголами предложения | Синтаксический разбор предложений | |
24 | Морфологический разбор. Повторение. | 1 | Повторение изученного | Знать порядок разбора глагола | Тест | |
25,26 | Контрольный диктант и его анализ | 2 | Диктант с грамматическим заданием по теме | Аргументировано доказывать принадлежность слова к глаголам по совокупности признаков | Диктант | |
27,28,29 | РР Рассказ на основе услышанного | 3 | Употребление глаголов-синонимов для связи предложений и частей целого текста | Соблюдать видовременную соотнесённость глаголов-сказуемых в связном тексте | Творческая работа | |
30,31,32 | Правописание гласных в суффиксах глаголов | 3 | Гласные в суффиксах –ыва-(-ива-),-ова-(ева-) | Строить диалог с употреблением синонимичных глаголов речи | Выборочный диктант | |
33,34,35 | Повторение | 3 | Повторение изученного о глаголе | Соотносить личные формы Г. с инфинитивом, учитывая вид Г., возвратность-невозвратность | Составление алгоритма работы с Г., предупредительный диктант | |
36,37 | Контрольный диктант и его анализ | 2 | Диктант с грамматическим заданием | Знать изученные орфограммы по теме, уметь работать над ошибками | Диктант |
Повторение изученного в 6 классе
( 16)
№ урока | Тема урока | Кол-во часов | Программное содержание | Характеристика деятельности уч-ся | Вид контроля | Дата проведения План Факт |
1-2 | Разделы науки о языке | 2 | Повторение разделов науки о языке | Знать разделы, изученные в 6 кл. | Устные сообщения | |
3-4 | Орфография. Орфографический разбор | 2 | Орфограммы, изученные в 6 кл. | Знать изученные в 6 кл. орфограммы, осознанно объяснять их написание | Орфографический диктант | |
5-6 | Пунктуация. Пунктуационный разбор. | 2 | Пунктограммы, изученные в 6 кл. | Знать и осознанно объяснять изученные орфограммы | Пунктуационный диктант | |
7-8 | Лексика и фразеология | 2 | Лексическое значение слова, фразеология | Уметь работать с толковым и фразеологическим словарём | Лексический диктант | |
9-10 | Словообразование. Разбор по составу и словообразовательный разбор | 2 | Состав слова, производная основа, словообразовательный разбор, | Словообразовательная пара, словообразовательная цепочка, основные способы образования слов | Грамматический диктант | |
11-12 | Морфология. Морфологический разбор слова. | 3 | Морфология как раздел грамматики, морфологический разбор слова | Понимать особенности грамматического значения слова в отличие от лексического | Морфологический разбор, тестовые задания | |
13-14 | Синтаксис. Синтаксический разбор | 3 | Синтаксический разбор простых и сложных предложений | Знать о синтаксической роли , которую выполняют разные части речи | Предупредительный диктант | |
15-16 | Контрольный диктант и его анализ | 2 | Итоговый диктант с грамматическим заданием | Уметь записывать текст, воспринятый на слух в соответствии с орфографическими и пунктуационными правилами, выполнять все виды разбора | Контрольная работа |
9.Планируемые результаты в конце изучения курса русского языка в 6 классе
- Учащиеся будут знать определения основных изучаемых в 6 классе языковых единиц, речевеведческих понятий, обосновывать свои ответы, приводя нужные примеры.
- К концу VI класса учащиеся должны овладеют следующими умениями и навыками:
- производить словообразовательный разбор слов с ясной структурой, морфологический разбор изученных в VI классе частей речи, синтаксический разбор предложений с двумя главными членами и с одним главным членом, выраженным безличным глаголом;
- с помощью толкового словаря выяснять нормы употребления слова;
- соблюдать нормы литературного языка в пределах изученного материала.
По орфографии. Находить в словах изученные орфограммы, уметь обосновывать их выбор, правильно писать слова с изученными орфограммами; находить и исправлять орфографические ошибки.
Правильно писать слова с непроверяемыми орфограммами, изученными в 6 классе.
По пунктуации. Находить в предложениях смысловые отрезки, которые необходимо выделять знаками препинания, обосновывать выбор знаков препинания и расставлять их в предложении в соответствии с изученными правилами.
По связной речи .Составлять сложный план. Подробно, сжато и выборочно излагать повествовательные тексты с элементами описания помещения и пейзажа. Собирать и систематизировать материал к сочинению с учётом темы и основной мысли. Описывать помещение, пейзаж, составлять рассказ на основе услышанного и по воображению. Совершенствовать содержание и языковое оформление своего текста (в соответствии с изученным языковым материалом).
Уметь грамотно и чётко отвечать на вопросы по пройденному материалу; выступать по заданной теме.
Уметь выразительно читать письменный (
10.Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения | Примечание |
Программа Программа, утвержденная Министерством образования и науки РФ, под редакцией М.Т.Баранова, Москва «Просвещение», 2011 г. | В программе определены цели и задачи курса «Русский язык», основное содержание курса, рассмотрены подходы к структурированию материала. |
Учебники Русский язык: учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений, авторы составители: М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова и др.-30-е изд.- М.: Просвещение, 2008. – 254 с. | В учебнике представлен материал, соответствующий программе и позволяющий сформировать систему знаний, необходимых для продолжения изучения русского языка, представлена система учебных задач (заданий) на отработку УУД, на развитие логического мышления, и т. п. |
Рабочие тетради Малюшкин А.Б. Комплексный анализ текста. Рабочая тетрадь. 6 класс. | Рабочая тетрадь сориентирована на вычленение и тщательную отработку наиболее существенных элементов содержания учебника. В ней содержатся задания, которые обучающиеся должны выполнить в течение учебного года. |
Проверочные работы Малюшкин А.Б. Тестовые задания для проверки знаний учащихся по русскому языку: 6 класс | Пособие содержит тесты для самостоятельных и проверочных работ с учетом уровня сложности. Тесты обеспечивают итоговую самопроверку знаний по всем изученным темам. |
Методические пособия | В методических пособиях представлены поурочные разработки по курсу «Русский язык». В пособиях даны разъяснения к трудным темам курса, приведены инструктивные карточки для самостоятельной работы, примерные вопросы для проведения бесед. Определен объем домашней работы с указанием заданий. |
Поурочные разработки Богданова Г.А. Уроки русского языка в 6 классе: Кн. Для учителя.-7-е изд. –М., Просвещение,2002. | В пособиях представлены разработки уроков и методические рекомендации к ним. Раскрываются методические приемы, обеспечивающие развитие умений принимать учебные цели, следовать им, действовать по плану, контролировать процесс и оценивать результаты своей деятельности. |
Демонстрационные материалы | Таблицы построены в контексте методической системы учебника. Имеют следующие назначения: - информационно-обобщающие; - проблемно-аналитические; - информационно-справочные и другие. |
Компьютерные и информационно-коммуникативные средства Мультимедийные тренажёры по русскому языку для 6 класса | Электронные приложения дополняют и обогащают материал учебника мультимедийными объектами, видеоматериалами, справочной информацией, проверочными тестами разных уровней сложности. |
Технические средства обучения Компьютер, медиапроектор, интерактивная доска | |
Экранно-звуковые пособия | |
Оборудование класса
| В соответствии с санитарно-гигиеническими нормами. |
Приложение к программе:
Вид контроля
Раздел | Сочинения | Изложения | Устно | Контрольные диктанты | Тесты |
Повторение пройденного в 5 классе | 2 | - | 1 | 1 | - |
Лексика. Фразеология | 2 | 1 | - | - | 1 |
Словообразование и орфография | 2 | 1 | 3 | 1 | 2 |
Имя существительное | 2 | - | - | 2 | - |
Имя прилагательное | 4 | 2 | 2 | 1 | 2 |
Имя числительное | 1 | 2 | - | 1 | - |
Местоимение | 4 | - | - | 2 | - |
Глагол | 5 | 2 | - | 2 | - |
Повторение | - | - | - | 1 | - |
Итого | 22 | 8 | 6 | 11 | 5 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
пояснительная записка к рабочей программе по русскому языку для 6 класса коррекционной школы 8 вида. Рабочая программа по русскому языку для 6 класса коррекционной школы 8 вида
Программа составлена для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья. Русский язык является одним из основных предметов в специальной школе. В зависимости от года обучения на овл...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 10 Ф (физико-математический профиль)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 10 Ф (физико-математический профиль) , Всего часов на учебный год – 34;Количество часов в неделю - 1 час Составлена в соответствии с ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 11 Е (естественнонаучный профиль)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языкуКласс – 11 Е ( естественнонаучный профиль) , Всего часов на учебный год – 34;Количество часов в неделю - 1 час;Составлена в соответствии с уч...
Пояснительная записка к рабочей программе. Предмет: русский язык. Класс: 6.УМК: Львова С.И. Пояснительная записка
Пояснительная записка к рабочей программе включает цели и задачи освоения курса, содержание курса, тематическое планирование, ЭОР, методическое обеспечение....
Рабочая программа по русскому языку класс по программе Ладыженской Т.А. и К.Т.П.
класс.Рабочая программа составленана основе программы Т.А, Ладыденской. и К.Т.П....
Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская
рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...
Рабочая программа по русскому языку для 7 класса разработана на основе примерной программы по русскому языку основного общего образования и рабочей программы по русскому языку М.Т.Баранова, Т.А. Ладыженской, Н.М.Шанского и др.
Рабочая программа адаптирована для школы надомного обучения для учащихся с ограниченными возможностями здоровья. И расчитана на 2 часа обучения русскому языку (в неделю)....