ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА ПО ТЕМЕ « ИМЯ ЧИСЛИТЕЛЬНОЕ» (УРОК)
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) по теме

Капитанова Надежда Фёдоровна

Дидактическая игра – это сложное, многогранное явление. В дидактических играх происходит не только усвоение учебных знаний, умений и навыков, но и развиваются все психические процессы у детей, их эмоционально-волевая сфера, способности и умения. Игра позволяет сделать учебный материал увлекательным, создать радостное рабочее настроение. Умелое использование игры в учебном процессе заметно облегчит его, так как игровая деятельность привычна для ребенка. Через игру быстрее познаются закономерности обучения. Положительные эмоции значительно облегчают процесс познания. Выделяют следующие структурные составляющие дидактической игры:

   1) дидактическая задача;

    2) игровая задача;

    3) игровые действия;

    4) правила игры;
    5) результат (подведение итогов).

Использование игровой технологии:

 -   повысит и углубит интерес детей;

- разовьет творческие способности учащихся путем формирования компетентности в сфере самостоятельной познавательной деятельности (приобщение к чтению, развитие любознательности, расширение кругозора), критического мышления;

 - поможет школьникам приобрести навыки работы с большим объемом информации, исследовательские умения,  коммуникативные умения (работа в группах).
 

Скачать:


Предварительный просмотр:

2013-2014 учебный год

ДИДАКТИЧЕСКАЯ  ИГРА

ПО ТЕМЕ « ИМЯ ЧИСЛИТЕЛЬНОЕ»

Учитель: Капитанова Н.Ф.

Дата проведения:12.02.2014 г.

Класс: 6 а

Русский язык является одним из сложных и отнюдь не самых интересных предметов в школе. Поэтому необходимо развить у учащихся интерес к этому предмету, сделать его как можно более радостным и увлекательным. В этом и могут помочь дидактические игры, их периодическое использование на уроках. Здесь необходимо обратить внимание ещё и на то, что учащиеся совершают переход от игровой деятельности к учебной. В игре на уроке у учащихся развиваются психические процессы, а изучаемый материал усваивается и запоминается лучше, чем на обычных уроках.

Выделяют следующие структурные составляющие дидактической игры:
  1) дидактическая задача;

    2) игровая задача;

    3) игровые действия;

    4) правила игры;
   5) результат (подведение итогов).

Использование игровой технологии:

 -   повысит и углубит интерес детей;

- разовьет творческие способности учащихся путем формирования компетентности в сфере самостоятельной познавательной деятельности (приобщение к чтению, развитие любознательности, расширение кругозора), критического мышления;

 - поможет школьникам приобрести навыки работы с большим объемом информации, исследовательские умения,  коммуникативные умения (работа в группах).
Итак, дидактическая игра – это сложное, многогранное явление. В дидактических играх происходит не только усвоение учебных знаний, умений и навыков, но и развиваются все психические процессы у детей, их эмоционально-волевая сфера, способности и умения. Игра позволяет сделать учебный материал увлекательным, создать радостное рабочее настроение. Умелое использование игры в учебном процессе заметно облегчит его, так как игровая деятельность привычна для ребенка. Через игру быстрее познаются закономерности обучения. Положительные эмоции значительно облегчают процесс познания.

ЗАЧЕТ ПО ТЕМЕ «ИМЯ ЧИСЛИТЕЛЬНОЕ»

В ФОРМЕ ДИДАКТИЧЕСКОЙ ИГРЫ

(заочная экскурсия по городу Тулуну)

     Цели урока:

       1.закрепить и обобщить сведения о числительном и его

правописании;

             2.развивать навыки устной и письменной речи;

               3.воспитывать познавательный интерес.

Задачи:

  • систематизировать изученную и информацию об имени числительном, как части речи, о значении, правописании и синтаксической роли числительного;
  • уметь находить изученную часть речи;
  • обосновывать правильность выбора орфограмм при написании числительного;
  • использовать числительное в речи;
  • правильно писать букву Ь в середине и на конце числительных, безударные гласные в окончаниях числительных;
  • соблюдать нормы литературного языка.

Тип урока: повторительно-обобщающий.

Вид урока: экскурсия.

Технология: игровая технология,  элементы технологии развивающего обучения, ИКТ.

Оборудование: презентация заочной экскурсии по родному городу; тексты,

  спроецированные на экран с компьютера .  карта-схема Тулуна, герб Тулуна,  рисунки детей.

     Приемы работы: а) устный опрос; б) словарный диктант; в) виртуальные экскурсии.

ХОД     УРОКА

     После записи числа ребятам предлагается вместо слов «Классная работа» записать «Путевой лист экскурсовода…» (свою фамилию и имя каждый ученик записывает в родительном падеже).

     О работе с путевым листом рассказываю после небольшого вступительного слова и фронтального опроса - повторения, в которое включается устное описание экскурсионного автобуса «НЕФАЗ».

 - Что такое экскурсия? (Дети пытаются дать определение).

 

     I. Сообщение ученика (по материалу толкового словаря).

     Экскурсия.

     1. Посещение (обычно коллективное) достопримечательного места, поездка куда-либо с целью ознакомления с чем-либо.

     2. Организованный, сопровождаемый объяснением показ чего-либо, проводимый по определенному плану с образовательной или ознакомительной целью.

     Итак, экскурсия - поездка (от латинского ЕХУРСИО), посещение чего - нибудь с образовательной или увеселительной целью.

     II. Вступительное слово учителя.

     - Сегодня мы, ребята, совершим заочную экскурсию по городу Тулуну, экскурсию образовательную. В классе есть все необходимое, в том числе схема города. Мы поговорим о географическом положении города, о его прошлом, пройдем по современным улицам. И вы лишний раз убедитесь, что имя числительное - очень важная часть речи, без которой трудно обойтись, общаясь друг с другом.

     Нашу заочную экскурсию мы совершим на воображаемом автобусе, до посадки в который проверим выполнение домашнего задания девочками и мальчиками.

     Девочки должны были придумать синонимы и эпитеты к слову «НЕФАЗ» и предложить план описания автобуса; мальчики - уточнить технические характеристики этого вида городского транспорта.

     Итог - коллективное устное описание «НЕФАЗА».

     III. Фронтальный опрос - повторение.

   НАШ город! Какой он! Посмотрим презентацию, составленную группой ребят:

Альшевский Илья, Баращенко Надежда, Васильев Алексей, Дударева Амина, Ерёменко Даниил, Хомченко Анжела.

     Компьютер (текст № 1)

     Текст читает учитель.

             Наш город имеет богатую историю. Тулун - слово бурятского происхождения и в переводе на русский язык означает "кожаный мешок" или просто "мешок". Так называлась местность, расположенная в петлеобразной излучине реки Ии. Точную дату основания города Тулуна назвать нельзя. Известно лишь то, что первое поселение существовало уже в начале XVIII века.Расположен город в южной части Средне-Сибирской возвышенности на берегах реки Ия, на Восточно-Сибирской железнодорожной магистрали на расстоянии 390 км на северо-запад от областного центра города Иркутска.

Площадь Тулуна – 8524 га. Население 44,6 тысячи человек (по результатам переписи 2010 года). Первое письменное упоминание о Тулуне принадлежит перу известного исследователя и путешественника Иоганна Георга Гмелина,  прибывшего в Тулун в марте 1735 г., о чем сохранилась запись в его путевых заметках: «3 марта 1735 года ещё до обеда, в 8 часов утра, мы прибыли из Удинска в деревню Тулун, после того, как проехали по редкому, большей частью сосновому, лесу. Эта деревня лежит на реке Ия, в ней около 10 домов и управляется она из Илимска».

Долгое время это было ничем не примечательное, возникшее на месте бурятских кочевий, село Тулуновское. Но выгодное положение на перекрёстке трёх трактов – Московского, Братского и Икейского, благоприятные условия для полеводства и скотоводства определили быстрый рост села. Во второй половине XIX века Тулун становится  видным торговым пунктом, опередив экономически более старый Нижнеудинск.

«Тулун – село Иркутской губернии Нижнеудинского уезда, в 117 верстах от уездного города на большом сибирском тракте, в 4 верстах от станции Сибирской железной дороги. Тулун на левом берегу реки Ия и при речке Тулунчик. До 7 тысяч жителей. Двухклассное мужское и одноклассное женское училища, богодельня, приемный покой и врачебный пункт, вольная аптека, сельская пожарная дружина, волостное правление Тулуновской волости. Более 70 торговых заведений, с оборотом свыше 3 миллионов рублей в год» (Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона, 1902, том XXXIV, стр. 46).

Тулун часто подвергался пожарам и наводнениям. Самые крупные пожары 1906 и 1922 годов почти уничтожили центральную часть села.  Первыми центральными улицами Тулуна были и остаются до сих пор – ул. Большая (ныне ул. Ленина) и ул. Карташевского (ныне ул. Володарского).

К середине XIX века Тулун был довольно крупным посёлком, и в нём была Успенская церковь, построенная в 1734 году. В 1844 году усилиями прихожан рядом с Успенской церковью была построена Покровская. Старое здание Покровской церкви сильно обветшало к концу XIX века и стало недостаточно вместительным для большого количества прихожан. В 1913 году было построено новое каменное здание тоже на средства прихожан и на капитал, скопленный церковью. Освящение храма состоялось 3 ноября 1913 года в присутствии Его Преосвященства епископа Киренского Евгения и настоятелей соседних приходов. Иркутские епархиальные ведомости описывают, что это событие происходило очень торжественно, при таком скоплении народа, что доступ в церковь был прекращён (ГАИО, ф. 50, оп. 1, т. 3, д. 14857, л. 21-23).

     - Пожалуй, все, с чего начал свой рассказ экскурсовод, мы знаем. Вы, конечно, обратили внимание на большое количество числительных в этом тексте. Давайте вспомним и расскажем все об имени числительном как части речи.

 - Какие бывают числительные по значению и составу?

 - Чем отличаются количественные числительные от порядковых?

 - Начнем оформление наших путевых листов. Образец записи, то есть схема листа, на доске. Перенесите таблицу с доски в свои листы, после чего сделайте первую запись. - ----Встречающиеся в тексте словосочетания «существительное + числительное» занесите в нужные графы таблицы, записав каждое числительное прописью.

Числительные

Количественные

Порядковые

Целые

Дробные

Собирательные

Простые

80 километров, в два раза

Второй по длине

Составные

412 лет

В 1589 году, до 1925 года, с 1961 года

     Записывается прописью.

     - Как склоняются порядковые числительные?

     Устно склоняется указанный учителем пример из таблицы.

      Далее следует работа с путевым листом.

     -Где берет свое начало ИЯ?

     С этим вопросом мы обратились к экскурсоводу. И вот что мы услышали.

 Компьютер (текст №2)

Читает один из учеников.

Ия берет начало на северных склонах Восточного Саяна, где носит горный характер; ниже река пересекает Иркутско-Черемховскую равнину, где долина расширяется и течение становится спокойным. Длина Ии составляет 512 км (от истока реки Хиан), площадь бассейна 18,1 тысяч кв.км. В бассейне реки расположено более 700 озер общей площадью 22,2 кв.км. Ия — сплавная река, она судоходна на 138 км от устья.

     - Сделайте вторую запись в путевом листе, внеся в него словосочетания «существительное+числительное» из текста.

     - В каких числительных пишется мягкий знак в середине? Приведите примеры из текста.

     Учитель. Сейчас мы едем по городу со скоростью 40-50 километров в  час, чтобы все успеть разглядеть. Максимальная скорость в городе – 60 км в час. На трассе «НЕФАЗ» идёт со скоростью до 70 и даже 80 км в час.

      - Скажите, какой вопрос «спрятан» в тексте, который я только что прочитала?  склонении числительных от 50 до 80.)

      Третья запись в путевом листе: склонение числительного пятьдесят.

     - Давайте посмотрим на карту-схему города. Большая площадь,  чёткая композиция улиц придают  ему великолепный вид. Город делится на 8 микрорайонов.

      В нём насчитывается более 270 улиц и переулков. Есть улицы, в названиях которых содержатся имена числительные: улица 40 лет Октября, улица 1-я Пионерская,  2-я Комсомольская, 3-я Анганорская и др.

     - Письменно просклоняйте словосочетания: двести семьдесят улиц (Вариант 1), полторы тысячи (Вариант 2).

     

     Компьютер (текст № 3).

     Читает ученик.

В настоящее время Тулун уже не располагает таким мощным промышленным потенциалом, который был у него в советское время. Все же, говоря о социально-экономическом развитии Тулуна необходимо отметить что, несмотря на сохранение некоторых отрицательных тенденций можно с уверенностью отметить общее улучшение состояния экономики и социальной сферы. Об этом свидетельствует и снижение уровня безработицы на 1,2% (3% в 2011 г. против 4,29% в 2010г.), и увеличение среднемесячной заработной платы на 11,6%, и отсутствие задолженности по ней. Среднедушевой денежный доход вырос на 30,9% и составил 7248 руб. (2010г. - 5536 руб.). Доля населения с доходами ниже прожиточного минимума снизилась на 1,8 % (2010г. – 36,0; 2011г. – 34,2%).

Вопросы и задания:

     -Выпишите из текста в таблицу существительные с целыми и дробными числительными.

     -В чем особенности склонения количественных числительных, называющих круглые десятки и сотни?

     -Как склоняются дробные числительные?

     -Наша экскурсия продолжается.

Текст выразительно читает ученик.

Тулун богат углём. Пик добычи на Азее пришёлся на 80-е годы прошлого столетия, рассказал нам и.о. заместителя технического директора производственного участка «Азейский» Павел Садовский. В то время на разрезе добывали более 13 млн. тонн угля ежегодно. По сути дела, снимали «самые сливки» – мощные слои угля, которые лежали ближе всего к поверхности земли. В подтверждение этих слов - буклет 1988 года, посвящённый разрезу «Азейский» «имени 50-летия СССР». Согласно данным, добыча с 1969 года постоянно росла. К 1987 году она достигла 13,75 млн. тонн. Затем объёмы начали падать: вскрыша увеличилась, а запасы сократились. К 2010 году Азей пришёл с планом в 1,5 млн. тонн угля. Для того чтобы извлечь его, шахтёрам придётся перелопатить 8,9 млн. кубов грунта.

     Вопросы и задания:

     - Определите стиль только что прослушанного текста.

     - Куда мы запишем 1,5 миллиона? В какую графу путевого листа? Сколько падежных форм имеет это числительное?

     -Спишите с доски предложения, записывая числительное словами:

     Вариант 1:

Согласно данным, добыча с 1969 года постоянно росла.

     Вариант 2:

К 1987 году она достигла 13,75 млн. тонн.

     -Произведите морфологический разбор имени числительного.    

     -Запишите числительное 500 в именительном падеже.

     -Сформулируйте правило написания мягкого знака в середине и на конце имен числительных.

     -Приведите примеры числительных, которые склоняются, как существительные 3 склонения.

     Учитель. Интересна и история  общественной жизни города. Послушаем экскурсовода.

     Текст читает ученик.

В Тулуне открывались и частные школы. Так была открыта частная школа купца Метелева (ул. Степана Разина, 5 (раньше там находилась музыкальная школа)). По улице Успенской (ныне Красного Октября 7) открыл частную школу предприниматель Мамаев.
В 1913 году при содействии Г.С. Виноградова в Тулуне было открыто отделение «Общества изучения Сибири и улучшения ее быта». В его состав, кроме Виноградова вошли: Зисман А.И., А.М. Кубасов, врач И.М. Бутырин. Селекционер В.Е. Писарев, учитель Попов, крупные предприниматель Миней Ямпольский и др. Всего 270 человек. Общестово существовало на членские взносы и пожертвования. Исключительно путем пожертвования пятерых меценатов была создана богатая библиотека, в ней насчитывалось 900 книг, а к концу 1914 года уже 1209 книг. Читальню в 1913 году посещало 289 человек, в 1914 году- 1294 человека. Был создан музей. Членами этого обществ проводились народные чтения, леции, доклады. Особо ценились лекции агронома В.Е. Писарева – основателя Тулунской селекционной станции.

       Вопросы и задания:

     - Запишите в путевой лист в нужную графу числительное пятеро.

     - С помощью чего образуются собирательные числительные?

     - Приведите примеры словосочетаний с собирательными числительными.

     - Что вы можете рассказать о собирательном числительном оба (обе)?

     - Запишите предложение.

     В 2014 году день города будет праздноваться   21 сентября.

     - Охарактеризуйте числительное.

     - Как склоняются составные количественные числительные?

     - Наше путешествие подошло к концу и заканчивается в современном городе.

     Последняя запись в путевом листе - словарный диктант:

     Пассажиры, секунда, километр, одиннадцать, бассейн, бетон, миллион, миллиард.

     Путевые листы мы сейчас сдадим на проверку диспетчеру экскурсионного бюро.

     - Закончилась наша познавательная экскурсия по городу Тулуну, в ходе которой мы узнали многое не только о нашем городе, но и систематизировали свои знания о сложной части речи- имени числительном. Ребята, перед вами фишбоун.  Технология развития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП) Кто знает, что обозначает слово «фиш» в переводе с английского языка? А означает оно рыба,  «боун» – кость – «рыбная кость». Вам нужно вспомнить всё, что вы сегодня говорили об имени числительном и наполнить скелет  ключевыми словами и  фразами. Голова, как видите,   тема  нашего урока верхние косточки – основные понятия темы, нижние косточки – суть понятий, хвост – вывод урока. Записи должны быть краткими, представлять собой ключевые слова или фразы, отражающие суть.

ИМЯ ЧИСЛИТЕЛЬ-НОЕ

                                __________________________________           что обозначает?                        

 - Ну что, вперёд?

- Давайте начнём с главного! Дайте определение имени числительного.        

 Домашнее задание: наполнить скелет  ключевыми словами и  фразами или  

сочинение по теме  «Если бы исчезли числительные». 

ЛИТЕРАТУРА:

  1. Архипова Е.В. Русский язык и развитие речи. Санкт-Петербург: издательский дом «Литература», 2005 год.
  2. Запрудский, Н.И. Современные школьные технологии /Н.И. Запрудский. – Минск, 2006. – 288 с.
  3. Сабаткоев Р.Б.«Теория и практика обучения русскому языку», Москва, Академия, 1997
  4. Ситникова Л. Н. Дидактический материал по русскому языку (разрезные карточки для индивидуальной работы). 6 класс. - Волгоград: Учитель, 2003. - 142с.
  5. Шклярова Т. В. Сборник упражнений по русскому языку для 6 –го класса (пособие для средней школы) М. Грамотей, 2006. -160 с.
  6. Шмаков С.А. «Игры для учащихся – феномен культуры» Москва, Новая школа 1994
  7. Еженедельник "Русский язык" №46/2002 издательского дома "Первое сентября", статья Н.М.Рухленко.
  8. Методика преподавания русского языка: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. № 2101 "Рус. яз. и лит." / М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, М.Р. Львов и др.; под ред. М.Т. Баранова. - М.: Просвещение,1990.
  9. Э.М. Эведон. Игра, игры и технический прогресс // Импакт, 1984, №2, с.19
  10. Энциклопедический словарь. М.: Сов. энциклопедия, 1990.



Предварительный просмотр:

2013-2014 учебный год

ДИДАКТИЧЕСКАЯ  ИГРА

ПО ТЕМЕ « ИМЯ ЧИСЛИТЕЛЬНОЕ»

Учитель: Капитанова Н.Ф.

Дата проведения:12.02.2014 г.

Класс: 6 а

Русский язык является одним из сложных и отнюдь не самых интересных предметов в школе. Поэтому необходимо развить у учащихся интерес к этому предмету, сделать его как можно более радостным и увлекательным. В этом и могут помочь дидактические игры, их периодическое использование на уроках. Здесь необходимо обратить внимание ещё и на то, что учащиеся совершают переход от игровой деятельности к учебной. В игре на уроке у учащихся развиваются психические процессы, а изучаемый материал усваивается и запоминается лучше, чем на обычных уроках.

Выделяют следующие структурные составляющие дидактической игры:
  1) дидактическая задача;

    2) игровая задача;

    3) игровые действия;

    4) правила игры;
   5) результат (подведение итогов).

Использование игровой технологии:

 -   повысит и углубит интерес детей;

- разовьет творческие способности учащихся путем формирования компетентности в сфере самостоятельной познавательной деятельности (приобщение к чтению, развитие любознательности, расширение кругозора), критического мышления;

 - поможет школьникам приобрести навыки работы с большим объемом информации, исследовательские умения,  коммуникативные умения (работа в группах).
Итак, дидактическая игра – это сложное, многогранное явление. В дидактических играх происходит не только усвоение учебных знаний, умений и навыков, но и развиваются все психические процессы у детей, их эмоционально-волевая сфера, способности и умения. Игра позволяет сделать учебный материал увлекательным, создать радостное рабочее настроение. Умелое использование игры в учебном процессе заметно облегчит его, так как игровая деятельность привычна для ребенка. Через игру быстрее познаются закономерности обучения. Положительные эмоции значительно облегчают процесс познания.

ЗАЧЕТ ПО ТЕМЕ «ИМЯ ЧИСЛИТЕЛЬНОЕ»

В ФОРМЕ ДИДАКТИЧЕСКОЙ ИГРЫ

(заочная экскурсия по городу Тулуну)

     Цели урока:

       1.закрепить и обобщить сведения о числительном и его

правописании;

             2.развивать навыки устной и письменной речи;

               3.воспитывать познавательный интерес.

Задачи:

  • систематизировать изученную и информацию об имени числительном, как части речи, о значении, правописании и синтаксической роли числительного;
  • уметь находить изученную часть речи;
  • обосновывать правильность выбора орфограмм при написании числительного;
  • использовать числительное в речи;
  • правильно писать букву Ь в середине и на конце числительных, безударные гласные в окончаниях числительных;
  • соблюдать нормы литературного языка.

Тип урока: повторительно-обобщающий.

Вид урока: экскурсия.

Технология: игровая технология,  элементы технологии развивающего обучения, ИКТ.

Оборудование: презентация заочной экскурсии по родному городу; тексты,

  спроецированные на экран с компьютера .  карта-схема Тулуна, герб Тулуна,  рисунки детей.

     Приемы работы: а) устный опрос; б) словарный диктант; в) виртуальные экскурсии.

ХОД     УРОКА

     После записи числа ребятам предлагается вместо слов «Классная работа» записать «Путевой лист экскурсовода…» (свою фамилию и имя каждый ученик записывает в родительном падеже).

     О работе с путевым листом рассказываю после небольшого вступительного слова и фронтального опроса - повторения, в которое включается устное описание экскурсионного автобуса «НЕФАЗ».

 - Что такое экскурсия? (Дети пытаются дать определение).

 

     I. Сообщение ученика (по материалу толкового словаря).

     Экскурсия.

     1. Посещение (обычно коллективное) достопримечательного места, поездка куда-либо с целью ознакомления с чем-либо.

     2. Организованный, сопровождаемый объяснением показ чего-либо, проводимый по определенному плану с образовательной или ознакомительной целью.

     Итак, экскурсия - поездка (от латинского ЕХУРСИО), посещение чего - нибудь с образовательной или увеселительной целью.

     II. Вступительное слово учителя.

     - Сегодня мы, ребята, совершим заочную экскурсию по городу Тулуну, экскурсию образовательную. В классе есть все необходимое, в том числе схема города. Мы поговорим о географическом положении города, о его прошлом, пройдем по современным улицам. И вы лишний раз убедитесь, что имя числительное - очень важная часть речи, без которой трудно обойтись, общаясь друг с другом.

     Нашу заочную экскурсию мы совершим на воображаемом автобусе, до посадки в который проверим выполнение домашнего задания девочками и мальчиками.

     Девочки должны были придумать синонимы и эпитеты к слову «НЕФАЗ» и предложить план описания автобуса; мальчики - уточнить технические характеристики этого вида городского транспорта.

     Итог - коллективное устное описание «НЕФАЗА».

     III. Фронтальный опрос - повторение.

   НАШ город! Какой он! Посмотрим презентацию, составленную группой ребят:

Альшевский Илья, Баращенко Надежда, Васильев Алексей, Дударева Амина, Ерёменко Даниил, Хомченко Анжела.

     Компьютер (текст № 1)

     Текст читает учитель.

             Наш город имеет богатую историю. Тулун - слово бурятского происхождения и в переводе на русский язык означает "кожаный мешок" или просто "мешок". Так называлась местность, расположенная в петлеобразной излучине реки Ии. Точную дату основания города Тулуна назвать нельзя. Известно лишь то, что первое поселение существовало уже в начале XVIII века.Расположен город в южной части Средне-Сибирской возвышенности на берегах реки Ия, на Восточно-Сибирской железнодорожной магистрали на расстоянии 390 км на северо-запад от областного центра города Иркутска.

Площадь Тулуна – 8524 га. Население 44,6 тысячи человек (по результатам переписи 2010 года). Первое письменное упоминание о Тулуне принадлежит перу известного исследователя и путешественника Иоганна Георга Гмелина,  прибывшего в Тулун в марте 1735 г., о чем сохранилась запись в его путевых заметках: «3 марта 1735 года ещё до обеда, в 8 часов утра, мы прибыли из Удинска в деревню Тулун, после того, как проехали по редкому, большей частью сосновому, лесу. Эта деревня лежит на реке Ия, в ней около 10 домов и управляется она из Илимска».

Долгое время это было ничем не примечательное, возникшее на месте бурятских кочевий, село Тулуновское. Но выгодное положение на перекрёстке трёх трактов – Московского, Братского и Икейского, благоприятные условия для полеводства и скотоводства определили быстрый рост села. Во второй половине XIX века Тулун становится  видным торговым пунктом, опередив экономически более старый Нижнеудинск.

«Тулун – село Иркутской губернии Нижнеудинского уезда, в 117 верстах от уездного города на большом сибирском тракте, в 4 верстах от станции Сибирской железной дороги. Тулун на левом берегу реки Ия и при речке Тулунчик. До 7 тысяч жителей. Двухклассное мужское и одноклассное женское училища, богодельня, приемный покой и врачебный пункт, вольная аптека, сельская пожарная дружина, волостное правление Тулуновской волости. Более 70 торговых заведений, с оборотом свыше 3 миллионов рублей в год» (Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона, 1902, том XXXIV, стр. 46).

Тулун часто подвергался пожарам и наводнениям. Самые крупные пожары 1906 и 1922 годов почти уничтожили центральную часть села.  Первыми центральными улицами Тулуна были и остаются до сих пор – ул. Большая (ныне ул. Ленина) и ул. Карташевского (ныне ул. Володарского).

К середине XIX века Тулун был довольно крупным посёлком, и в нём была Успенская церковь, построенная в 1734 году. В 1844 году усилиями прихожан рядом с Успенской церковью была построена Покровская. Старое здание Покровской церкви сильно обветшало к концу XIX века и стало недостаточно вместительным для большого количества прихожан. В 1913 году было построено новое каменное здание тоже на средства прихожан и на капитал, скопленный церковью. Освящение храма состоялось 3 ноября 1913 года в присутствии Его Преосвященства епископа Киренского Евгения и настоятелей соседних приходов. Иркутские епархиальные ведомости описывают, что это событие происходило очень торжественно, при таком скоплении народа, что доступ в церковь был прекращён (ГАИО, ф. 50, оп. 1, т. 3, д. 14857, л. 21-23).

     - Пожалуй, все, с чего начал свой рассказ экскурсовод, мы знаем. Вы, конечно, обратили внимание на большое количество числительных в этом тексте. Давайте вспомним и расскажем все об имени числительном как части речи.

 - Какие бывают числительные по значению и составу?

 - Чем отличаются количественные числительные от порядковых?

 - Начнем оформление наших путевых листов. Образец записи, то есть схема листа, на доске. Перенесите таблицу с доски в свои листы, после чего сделайте первую запись. - ----Встречающиеся в тексте словосочетания «существительное + числительное» занесите в нужные графы таблицы, записав каждое числительное прописью.

Числительные

Количественные

Порядковые

Целые

Дробные

Собирательные

Простые

80 километров, в два раза

Второй по длине

Составные

412 лет

В 1589 году, до 1925 года, с 1961 года

     Записывается прописью.

     - Как склоняются порядковые числительные?

     Устно склоняется указанный учителем пример из таблицы.

      Далее следует работа с путевым листом.

     -Где берет свое начало ИЯ?

     С этим вопросом мы обратились к экскурсоводу. И вот что мы услышали.

 Компьютер (текст №2)

Читает один из учеников.

Ия берет начало на северных склонах Восточного Саяна, где носит горный характер; ниже река пересекает Иркутско-Черемховскую равнину, где долина расширяется и течение становится спокойным. Длина Ии составляет 512 км (от истока реки Хиан), площадь бассейна 18,1 тысяч кв.км. В бассейне реки расположено более 700 озер общей площадью 22,2 кв.км. Ия — сплавная река, она судоходна на 138 км от устья.

     - Сделайте вторую запись в путевом листе, внеся в него словосочетания «существительное+числительное» из текста.

     - В каких числительных пишется мягкий знак в середине? Приведите примеры из текста.

     Учитель. Сейчас мы едем по городу со скоростью 40-50 километров в  час, чтобы все успеть разглядеть. Максимальная скорость в городе – 60 км в час. На трассе «НЕФАЗ» идёт со скоростью до 70 и даже 80 км в час.

      - Скажите, какой вопрос «спрятан» в тексте, который я только что прочитала?  склонении числительных от 50 до 80.)

      Третья запись в путевом листе: склонение числительного пятьдесят.

     - Давайте посмотрим на карту-схему города. Большая площадь,  чёткая композиция улиц придают  ему великолепный вид. Город делится на 8 микрорайонов.

      В нём насчитывается более 270 улиц и переулков. Есть улицы, в названиях которых содержатся имена числительные: улица 40 лет Октября, улица 1-я Пионерская,  2-я Комсомольская, 3-я Анганорская и др.

     - Письменно просклоняйте словосочетания: двести семьдесят улиц (Вариант 1), полторы тысячи (Вариант 2).

     

     Компьютер (текст № 3).

     Читает ученик.

В настоящее время Тулун уже не располагает таким мощным промышленным потенциалом, который был у него в советское время. Все же, говоря о социально-экономическом развитии Тулуна необходимо отметить что, несмотря на сохранение некоторых отрицательных тенденций можно с уверенностью отметить общее улучшение состояния экономики и социальной сферы. Об этом свидетельствует и снижение уровня безработицы на 1,2% (3% в 2011 г. против 4,29% в 2010г.), и увеличение среднемесячной заработной платы на 11,6%, и отсутствие задолженности по ней. Среднедушевой денежный доход вырос на 30,9% и составил 7248 руб. (2010г. - 5536 руб.). Доля населения с доходами ниже прожиточного минимума снизилась на 1,8 % (2010г. – 36,0; 2011г. – 34,2%).

Вопросы и задания:

     -Выпишите из текста в таблицу существительные с целыми и дробными числительными.

     -В чем особенности склонения количественных числительных, называющих круглые десятки и сотни?

     -Как склоняются дробные числительные?

     -Наша экскурсия продолжается.

Текст выразительно читает ученик.

Тулун богат углём. Пик добычи на Азее пришёлся на 80-е годы прошлого столетия, рассказал нам и.о. заместителя технического директора производственного участка «Азейский» Павел Садовский. В то время на разрезе добывали более 13 млн. тонн угля ежегодно. По сути дела, снимали «самые сливки» – мощные слои угля, которые лежали ближе всего к поверхности земли. В подтверждение этих слов - буклет 1988 года, посвящённый разрезу «Азейский» «имени 50-летия СССР». Согласно данным, добыча с 1969 года постоянно росла. К 1987 году она достигла 13,75 млн. тонн. Затем объёмы начали падать: вскрыша увеличилась, а запасы сократились. К 2010 году Азей пришёл с планом в 1,5 млн. тонн угля. Для того чтобы извлечь его, шахтёрам придётся перелопатить 8,9 млн. кубов грунта.

     Вопросы и задания:

     - Определите стиль только что прослушанного текста.

     - Куда мы запишем 1,5 миллиона? В какую графу путевого листа? Сколько падежных форм имеет это числительное?

     -Спишите с доски предложения, записывая числительное словами:

     Вариант 1:

Согласно данным, добыча с 1969 года постоянно росла.

     Вариант 2:

К 1987 году она достигла 13,75 млн. тонн.

     -Произведите морфологический разбор имени числительного.    

     -Запишите числительное 500 в именительном падеже.

     -Сформулируйте правило написания мягкого знака в середине и на конце имен числительных.

     -Приведите примеры числительных, которые склоняются, как существительные 3 склонения.

     Учитель. Интересна и история  общественной жизни города. Послушаем экскурсовода.

     Текст читает ученик.

В Тулуне открывались и частные школы. Так была открыта частная школа купца Метелева (ул. Степана Разина, 5 (раньше там находилась музыкальная школа)). По улице Успенской (ныне Красного Октября 7) открыл частную школу предприниматель Мамаев.
В 1913 году при содействии Г.С. Виноградова в Тулуне было открыто отделение «Общества изучения Сибири и улучшения ее быта». В его состав, кроме Виноградова вошли: Зисман А.И., А.М. Кубасов, врач И.М. Бутырин. Селекционер В.Е. Писарев, учитель Попов, крупные предприниматель Миней Ямпольский и др. Всего 270 человек. Общестово существовало на членские взносы и пожертвования. Исключительно путем пожертвования пятерых меценатов была создана богатая библиотека, в ней насчитывалось 900 книг, а к концу 1914 года уже 1209 книг. Читальню в 1913 году посещало 289 человек, в 1914 году- 1294 человека. Был создан музей. Членами этого обществ проводились народные чтения, леции, доклады. Особо ценились лекции агронома В.Е. Писарева – основателя Тулунской селекционной станции.

       Вопросы и задания:

     - Запишите в путевой лист в нужную графу числительное пятеро.

     - С помощью чего образуются собирательные числительные?

     - Приведите примеры словосочетаний с собирательными числительными.

     - Что вы можете рассказать о собирательном числительном оба (обе)?

     - Запишите предложение.

     В 2014 году день города будет праздноваться   21 сентября.

     - Охарактеризуйте числительное.

     - Как склоняются составные количественные числительные?

     - Наше путешествие подошло к концу и заканчивается в современном городе.

     Последняя запись в путевом листе - словарный диктант:

     Пассажиры, секунда, километр, одиннадцать, бассейн, бетон, миллион, миллиард.

     Путевые листы мы сейчас сдадим на проверку диспетчеру экскурсионного бюро.

     - Закончилась наша познавательная экскурсия по городу Тулуну, в ходе которой мы узнали многое не только о нашем городе, но и систематизировали свои знания о сложной части речи- имени числительном. Ребята, перед вами фишбоун.  Технология развития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП) Кто знает, что обозначает слово «фиш» в переводе с английского языка? А означает оно рыба,  «боун» – кость – «рыбная кость». Вам нужно вспомнить всё, что вы сегодня говорили об имени числительном и наполнить скелет  ключевыми словами и  фразами. Голова, как видите,   тема  нашего урока верхние косточки – основные понятия темы, нижние косточки – суть понятий, хвост – вывод урока. Записи должны быть краткими, представлять собой ключевые слова или фразы, отражающие суть.

ИМЯ ЧИСЛИТЕЛЬ-НОЕ

                                __________________________________           что обозначает?                        

 - Ну что, вперёд?

- Давайте начнём с главного! Дайте определение имени числительного.        

 Домашнее задание: наполнить скелет  ключевыми словами и  фразами или  

сочинение по теме  «Если бы исчезли числительные». 

ЛИТЕРАТУРА:

  1. Архипова Е.В. Русский язык и развитие речи. Санкт-Петербург: издательский дом «Литература», 2005 год.
  2. Запрудский, Н.И. Современные школьные технологии /Н.И. Запрудский. – Минск, 2006. – 288 с.
  3. Сабаткоев Р.Б.«Теория и практика обучения русскому языку», Москва, Академия, 1997
  4. Ситникова Л. Н. Дидактический материал по русскому языку (разрезные карточки для индивидуальной работы). 6 класс. - Волгоград: Учитель, 2003. - 142с.
  5. Шклярова Т. В. Сборник упражнений по русскому языку для 6 –го класса (пособие для средней школы) М. Грамотей, 2006. -160 с.
  6. Шмаков С.А. «Игры для учащихся – феномен культуры» Москва, Новая школа 1994
  7. Еженедельник "Русский язык" №46/2002 издательского дома "Первое сентября", статья Н.М.Рухленко.
  8. Методика преподавания русского языка: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. № 2101 "Рус. яз. и лит." / М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, М.Р. Львов и др.; под ред. М.Т. Баранова. - М.: Просвещение,1990.
  9. Э.М. Эведон. Игра, игры и технический прогресс // Импакт, 1984, №2, с.19
  10. Энциклопедический словарь. М.: Сов. энциклопедия, 1990.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема : "Порядковые числительные" Урок посвящён Сталинградской битве( 2 февраля)

Тема : "Порядковые числительные" Урок посвящён Сталинградской битве( 2 февраля)   Технология:  развитие критического мышления через чтение и письмо....

Методическая разработка по русскому языку для учащихся 6 класса Тема: «Количественные числительные. Склонение количественных числительных» (урок-мастерская)

Тема: «Количественные числительные. Склонение количественных числительных» (урок-мастерская).Тип урока: изучение нового учебного материала.ТЦУ:Усвоить понятие «количественные числительные», формироват...

: Повторение и обобщение материала по теме "Имя числительное" (проектная деятельность на уроках русского языка). Создание пособия по русскому языку « Имя числительное».

Данная разработка по теме « Повторение и обобщение материала по теме "Имя числительное" (проектная деятельность на уроках русского языка)». Создание пособия по русскому языку «Имя числительное»....

Конспект урока русского языка: « Обобщающий урок – зачет по теме: «Имя числительное». («Технология КСО при обобщении знаний по теме: «Имя числительное».) (6 класс)

Цели:1)  обобщить и закрепить у учащихся знания по пройденной теме;2)  повторить разряды  числительных;3)  вспомнить особенности склонения числительных;     4) ...

Приложение к уроку "Обобщение по теме: "Имя числительное". (Технология КСО при обобщении знаний по теме: "Имя числительное".)

Приложение к уроку по русскому языку: "Обобщение по теме: "Имя числительное".  Представленный материал служит источником контроля знаний учащихся на уроке....

Конспект урока по теме "Имя числительное как часть речи. Количественные и порядковые числительные"

Конспект открытого урока в 6 классе. Цели урока:1. Введение понятия «количественные» и «порядковые» числительные.2. Формирование, развитие умения находить в тексте и в устной речи имена числительныеНа...

Технологическая карта урока русского языка по теме""Разряды числительных по составу: простые и составные числительные".

Технологическая карта урока по русскому языку для учащихся шестого класса по теме" Разряды числительных по составу: простые и составные числительные"...