Рабочая программа по дисциплине "Русский язык и литература. Русский язык" 1 курс
рабочая программа по русскому языку на тему
Рабочая программа учебной дисциплины «Русский язык и литература. Русский язык» предназначена для изучения русского языка в учреждениях среднего профессионального образования, реализующих основную профессиональную образовательную программу при подготовке квалифицированных специалистов среднего звена
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_rus.yaz_2015_-2016.doc | 228.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
Московской области
«Красногорский колледж» Волоколамский филиал
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
РУССКИЙ ЯЗЫК И ЛИТЕРАТУРА. РУССКИЙ ЯЗЫК
2015г.
Учебная дисциплина «Русский язык и литература. Русский язык» вводится в соответствии с ФГОС третьего поколения в средних специальных учебных заведениях в качестве профильного учебного предмета.
Рабочая программа учебной дисциплины «Русский язык и литература. Русский язык» предназначена для изучения русского языка в учреждениях среднего профессионального образования, реализующих основную профессиональную образовательную программу при подготовке квалифицированных специалистов среднего звена по специальности 40.02.02 «Правоохранительная деятельность».
Организация-разработчик: Государственное бюджетное профессиональ-ное образовательное учреждение Московской области «Красногорский колледж» Волоколамский филиал отделение по подготовке специалистов среднего звена.
Разработчик:
Дягилева Н.И., преподаватель русского языка и литературы ГБПОУ МО «Красногорский колледж» Волоколамский филиал отделение по подготовке специалистов среднего звена
СОДЕРЖАНИЕ
стр. | |
| 4 |
| 7 |
| 16 |
| 18 |
1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«РУССКИЙ ЯЗЫКИ ЛИТЕРАТУРА. РУССКИЙ ЯЗЫК»
1.1. Область применения программы
Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 40.02.02 «Правоохранительная деятельность».
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:
общеобразовательные дисциплины.
1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
Освоение содержания учебной дисциплины «Русский язык и литература. Русский язык» обеспечивает достижение студентами следующих результатов:
• личностных:
− воспитание уважения к русскому (родному) языку, который сохраняет и отражает культурные и нравственные ценности, накопленные народом на протяжении веков, осознание связи языка и истории, культуры русского и других народов;
− понимание роли родного языка как основы успешной социализации личности;
− осознание эстетической ценности, потребности сохранить чистоту русского
языка как явления национальной культуры;
− формирование мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;
− способность к речевому самоконтролю; оцениванию устных и письменных
высказываний с точки зрения языкового оформления, эффективности до-стижения поставленных коммуникативных задач;
− готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной
деятельности;
− способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью, потребность речевого самосовершенствования;
- метапредметных:
− владение всеми видами речевой деятельности: аудированием, чтением (по-ниманием), говорением, письмом;
− владение языковыми средствами — умение ясно, логично и точно излагать
свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства; использо-вание приобретенных знаний и умений для анализа языковых явлений на межпредметном уровне;
− применение навыков сотрудничества со сверстниками, детьми младшего
возраста, взрослыми в процессе речевого общения, образовательной, обще-ственно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности;
− овладение нормами речевого поведения в различных ситуациях межличностного и межкультурного общения;
− готовность и способность к самостоятельной информационно-познава-тельной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;
− умение извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой инфор-мации, информационных и коммуникационных технологий для решения когнитивных, коммуникативных и организационных задач в процессе изуче-ния русского языка;
• предметных:
− сформированность понятий о нормах русского литературного языка и применение знаний о них в речевой практике;
− сформированность умений создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения;
− владение навыками самоанализа и самооценки на основе наблюдений за собственной речью;
− владение умением анализировать текст с точки зрения наличия в нем явной и скрытой, основной и второстепенной информации;
− владение умением представлять тексты в виде тезисов, конспектов, аннота-ций, рефератов, сочинений различных жанров;
− сформированность представлений об изобразительно-выразительных возможностях русского языка;
− сформированность умений учитывать исторический, историко-культурный контекст и контекст творчества писателя в процессе анализа текста;
− способность выявлять в художественных текстах образы, темы и проблемы и выражать свое отношение к теме, проблеме текста в развернутых аргумен-тированных устных и письменных высказываниях;
− владение навыками анализа текста с учетом их стилистической и жанрово-родовой специфики; осознание художественной картины жизни, созданной в литературном произведении, в единстве эмоционального личностного вос-приятия и интеллектуального понимания;
− сформированность представлений о системе стилей языка художественной литературы.
В программе курсивом выделен материал, который при изучении учебной дисциплины «Русский язык и литература. Русский язык» контролю не подлежит.
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 117 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 78 часов;
самостоятельной работы обучающегося 39 часов.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 117 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 78 |
в том числе: | |
практические занятия | 6 |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 39 |
в том числе: | |
работа с учебником, текстом | 18 |
работа с различными видами словарей, справочниками | 8 |
работа над рефератами (сообщениями) | 13 |
Итоговая аттестация в форме экзамена |
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Русский язык и литература. Русский язык»
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся | Объем часов | Уровень освоения |
1 | 2 | 3 | 4 |
Введение | 4 | ||
Роль языка в обществе. Взаимосвязь языка и культуры. | Язык как средство общения и форма существования национальной культуры. Язык и общество. Язык как развивающееся явление. Язык как система. Основные уровни языка. Русский язык в современном мире. Язык и культура. Отражение в русском языке материальной и духовной культуры русского и других народов. Понятие о русском литературном языке и языковой норме. Значение русского языка при освоении специальностей СПО. | 2 | 1 |
Самостоятельная работа: 1. Подготовка сообщений: «Природа и сущность языка»; «Язык и его функции». 2. Работа над рефератом «Русский язык в современном мире». | 2 | 3 | |
Раздел 1. Язык и речь. Функциональные стили речи | 18 | ||
Тема 1.1. Язык и речь. Основные требования к речи. | Язык и речь. Виды речевой деятельности. Речевая ситуация и ее компоненты. Основные требования к речи: правильность, точность, выразительность, уместность употребления языковых средств. | 2 | 2 2 2 2 2 2 1 3 3 2 2 2 3 3 2 2 2 2 3 3 2 2 2 2 3 3 2 2 1 2 2 2 2 3 2 2 2 2 2 2 2 2 3 |
Тема 1.2. Разговорный стиль речи. | Функциональные стили речи и их особенности. Разговорный стиль речи, его основные признаки, сфера использования. | 2 | |
Тема 1.3. Научный стиль речи. | Научный стиль речи. Основные жанры научного стиля: доклад, статья, сообщение и др. | 2 | |
Тема 1.4. Официально-деловой стиль речи. | Официально-деловой стиль речи, его признаки, назначение. Жанры официально-делового стиля: заявление, доверенность, расписка, резюме и др. | 2 | |
Тема 1.5. Публицистический стиль речи. | Публицистический стиль речи, его назначение. Основные жанры публицистического стиля. Основы ораторского искусства. Подготовка публичной речи. Особенности построения публичного выступления. | 2 | |
Тема 1.6. Художественный стиль речи. | Художественный стиль речи, его основные признаки: образность, использование изобразительно-выразительных средств и др. | 1 | |
Тема 1.7. Текст. | Текст как произведение речи. Признаки, структура текста. Сложное синтаксическое целое. Тема, основная мысль текста. Средства и виды связи предложений в тексте. Информационная переработка текста (план, тезисы, конспект, реферат, аннотация). Абзац как средство смыслового членения текста. Функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение). Соединение в тексте различных типов речи. Лингвостилистический анализ текста. | 1 | |
Практическая работа № 1. «Освоение видов переработки текста». | 2 | ||
Самостоятельная работа: 1. Написание статьи в студенческую газету. 2. Подготовка сообщений: «Заговори, чтобы я тебя увидел»; «Как не должен говорить образованный человек». 3. Работа над рефератами: «Язык и культура»; «Экспрессивные средства языка в художественном тексте», «СМИ и культура речи»; «Русское письмо и его эволюция»; «Устная и письменная формы существования русского языка и сферы их применения»; «Текст и его назначение. Типы текстов по смыслу и стилю»; «Молодежный сленг и жаргон». 4. Работа со словарями, справочниками: - работа со справочной литературой при изучении вопроса «Изобразительно-выразительные средства». | 6 | ||
Раздел 2. Фонетика, орфоэпия, графика, орфография | 12 | ||
Тема 2.1. Фонетические средства языка. Орфоэпические нормы | Фонетические единицы. Звук и фонема. Открытый и закрытый слог. Соотношение буквы и звука. Фонетическая фраза. Ударение словесное и логическое. Роль ударения в стихотворной речи. Интонационное богатство русской речи. Фонетический разбор слова. Орфоэпические нормы: произносительные и нормы ударения. Произношение гласных и согласных звуков, заимствованных слов. Использование орфоэпического словаря. Благозвучие речи. Звукопись как изобразительное средство. Ассонанс, аллитерация. | 2 | |
Тема 2.2. Правописание гласных, звонких и глухих согласных. Правописание Ь. | Правописание безударных гласных, звонких и глухих согласных. Употребление буквы Ь. | 2 | |
Тема 2.3. Правописание о-ё(е) после шипящих и ц в разных морфемах. | Правописание О/Е после шипящих и Ц. | 2 | |
Тема 2.4. Правописание приставок на з-(с-). Правописание ы-и после приставок. | Правописание приставок на З-/С- . Правописание И/Ы после приставок. | 2 | |
Самостоятельная работа: 1. Работа с учебником: выполнение упражнений на орфографические нормы. 2. Работа над рефератом: «Функционирование звуков языка в тексте: звукопись, анафора, аллитерация». 3. Работа со словарями, справочниками: - работа со справочной литературой при изучении вопроса «Орфографический и орфоэпический словари русского языка и сфера их использования»; «Правила произношения безударных гласных, звонких и глухих согласных, отдельных грамматических форм, произношение иноязычных слов». | 4 | ||
Раздел 3. Лексика и фразеология | 15 | ||
Тема 3.1. Слово в лексической системе языка. | Слово в лексической системе языка. Лексическое и грамматическое значения слова. Многозначность слова. Прямое и переносное значение слова. Метафора, метонимия как выразительные средства языка. Омонимы, синонимы, антонимы, паронимы и их употребление. Изобразительные возможности синонимов, антонимов, омонимов, паронимов. Контекстуальные синонимы и антонимы. Градация. Антитеза. | 2 | |
Тема 3.2. Русская лексика с точки зрения её происхождения и употребления. | Русская лексика с точки зрения ее происхождения (исконно русская лексика, заимствованная лексика, старославянизмы). Лексика с точки зрения ее употребления: нейтральная, книжная, лексика устной речи (жаргонизмы, арготизмы, диалектизмы). Профессионализмы. Терминологическая лексика. | 2 | |
Тема 3.3. Активный и пассивный словарный запас. | Активный и пассивный словарный запас: архаизмы, историзмы, неологизмы. Особенности русского речевого этикета. Лексика, обозначающая предметы и явления традиционного русского быта. Фольклорная лексика и фразеология. Русские пословицы и поговорки. | 2 | |
Тема 3.4. Фразеологизмы и афоризмы. Лексические нормы. | Фразеологизмы. Отличие фразеологизма от слова. Употребление фразеологизмов в речи. Афоризмы. Лексические и фразеологические словари. Лексико-фразеологический разбор. Лексические нормы. Лексические ошибки и их исправление. Ошибки в употреблении фразеологических единиц и их исправление. Практическая работа № 2. «Нахождение лексических ошибок и их исправление». | 2 2 | |
Самостоятельная работа: 1. Работа над рефератом «Стилистическое использование профессиональной и терминологической лексики в произведениях художественной литературы»; «Старославянизмы и их роль в развитии русского языка», «Русская фразеология как средство экспрессивности в русском языке»; «В.И.Даль как создатель «Словаря живого великорусского языка». 2. Работа с учебником, текстом: - выполнение упражнений на исправление ошибок в употреблении слов и фразеологизмов; - подбор текстов с изучаемым языковым явлением. 3. Работа со словарями, справочниками: - работа со справочной литературой при изучении вопроса «Русская лексика с точки зрения ее происхождения»; «Профессионализмы». | 5 | ||
Раздел 4. Морфемика, словообразование, орфография | 16 | ||
Тема 4.1. Понятие морфемы как значимой части слова. | Понятие морфемы как значимой части слова. Многозначность морфем. Синонимия и антонимия морфем. Морфемный разбор слова. | 2 | |
Тема 4.2. Способы словообразования. | Способы словообразования. Словообразование знаменательных частей речи. Особенности словообразования профессиональной лексики и терминов. Понятие об этимологии. Словообразовательный анализ. | 2 | |
Тема 4.3. Речевые ошибки | Употребление приставок в разных стилях речи. Употребление суффиксов в разных стилях речи. Речевые ошибки, связанные с неоправданным повтором однокоренных слов. | 2 | |
Тема 4.4. Правописание чередующихся гласных в корнях слов | Правописание чередующихся гласных в корнях слов. | 2 | |
Тема 4.5. Правописание приставок пре-(при-). Правописание сложных слов | Правописание приставок ПРИ-/ ПРЕ-. Правописание сложных слов. | 2 | |
Самостоятельная работа: 1. Работа с учебником, текстом: - выполнение упражнений на закрепление орфограмм; - составление словарного диктанта; - наблюдение над значением морфем и их функциями в тексте. 2. Работа над рефератом: «Строение русского слова. Способы образования слов в русском языке»; «Ненормативное словообразование как выразительное средство». | 6 | ||
Раздел 5. Морфология и орфография | 21 | ||
Тема 5.1. Классификация частей речи. Имя существительное. | Грамматические признаки слова (грамматическое значение, грамматическая форма и синтаксическая функция). Знаменательные и незнаменательные части речи и их роль в построении текста. Основные выразительные средства морфологии. Имя существительное. Лексико-грамматические разряды имен существительных. Род, число, падеж существительных. Склонение. Правописание окончаний имен существительных. Правописание сложных существительных. Морфологический разбор. Употребление форм имен существительных в речи. | 2 | |
Тема 5.2. Имя прилагательное. | Имя прилагательное. Лексико-грамматические разряды имен прилагательных. Степени сравнения. Правописание суффиксов и окончаний имен прилагательных. Правописание сложных прилагательных. Морфологический разбор имени прилагательного. Употребление форм имен прилагательных в речи. | 2 | |
Тема 5.3. Имя числительное. Местоимение. | Имя числительное. Лексико-грамматические разряды имен числительных. Правописание числительных. Морфологический разбор имени числительного. Употребление числительных в речи. Сочетание числительных оба, обе, двое, трое и др. с существительными разного рода. Местоимение. Значение местоимения. Лексико-грамматические разряды местоимений. Правописание местоимений. Морфологический разбор местоимения. Употребление местоимений в речи. Местоимение как средство связи предложений в тексте. Синонимия местоименных форм. | 2 | |
Тема 5.4. Глагол и глагольные формы. | Глагол. Грамматические признаки глагола. Правописание суффиксов и личных окончаний глагола. Правописание НЕ с глаголами. Морфологический разбор глагола. Употребление форм глагола в речи. Употребление в художественном тексте одного времени вместо другого, одного наклонения вместо другого с целью повышения образности и эмоциональности. Синонимия глагольных форм в художественном тексте. Причастие как особая форма глагола. Образование действительных и страдательных причастий. Правописание суффиксов и окончаний причастий. Правописание НЕ с причастиями. Причастный оборот и знаки препинания в предложении с причастным оборотом. Морфологический разбор причастия. Употребление причастий в текстах разных стилей. Синонимия причастий. Деепричастие как особая форма глагола. Образование деепричастий совершенного и несовершенного вида. Правописание НЕ с деепричастиями. Деепричастный оборот и знаки препинания в предложениях с деепричастным оборотом. Морфологический разбор деепричастия. Употребление деепричастий в текстах разных стилей. Особенности построения предложений с деепричастиями. Синонимия деепричастий. | 2 | |
Тема 5.5. Правописание -Н- и -НН- во всех частях речи. | Правописание -Н- и -НН- во всех частях речи. | 2 | |
Тема 5.6. Наречие и слова категории состояния. | Наречие. Грамматические признаки наречия. Степени сравнения наречий. Правописание наречий. Отличие наречий от слов-омонимов. Морфологический разбор наречия. Употребление наречия в речи. Синонимия наречий при характеристике признака действия. Использование местоименных наречий для связи предложений в тексте. Слова категории состояния (безлично-предикативные слова). Отличие слов категории состояния от слов-омонимов. Группы слов категории состояния. Их функции в речи. | 2 | |
Тема 5.7. Служебные части речи | Предлог как часть речи. Правописание предлогов. Отличие производных предлогов (в течение, в продолжение, вследствие и др.) от слов-омонимов. Употребление предлогов в составе словосочетаний. Употребление существительных с предлогами благодаря, вопреки, согласно и др. Союз как часть речи. Правописание союзов. Отличие союзов тоже, также, чтобы, зато от слов-омонимов. Употребление союзов в простом и сложном предложении. Союзы как средство связи предложений в тексте. Частица как часть речи. Правописание частиц. Правописание частиц не и ни с разными частями речи. Частицы как средство выразительности речи. Употребление частиц в речи. Междометия и звукоподражательные слова. Правописание междометий и звукоподражаний. Знаки препинания в предложениях с междометиями. Употребление междометий в речи. | 2 | |
Самостоятельная работа: 1. Работа с учебником: - выполнение упражнений на закрепление орфограмм. 2. Работа над рефератом: «Вопрос о причастии и деепричастии в русской грамматике», «Наречия и слова категории состояния: семантика, синтаксические функции, употребление». 3. Работа со словарями, справочниками: - работа со справочной литературой при изучении вопроса «Основные виды морфологических ошибок: ошибки в выборе форм рода и числа существительных; ошибки в склонении существительных, прилагательных, местоимениях, числительных; ошибки в образовании степеней сравнения прилагательных и наречий, в употреблении местоимений; ошибки в образовании и употреблении форм глаголов, причастий и деепричастий». | 7 | ||
Раздел 6. Синтаксис и пунктуация | 29 | ||
Тема 6.1. Основные единицы синтаксиса. Словосочетание. | Основные единицы синтаксиса. Словосочетание, предложение, сложное синтаксическое целое. Основные выразительные средства синтаксиса. Словосочетание. Строение словосочетания. Виды связи слов в словосочетании. Нормы построения словосочетаний. Синтаксический разбор словосочетаний. Значение словосочетания в построении предложения. Синонимия словосочетаний. | 2 | |
Тема 6.2. Простое двусоставное предложение. | Простое предложение. Виды предложений по цели высказывания; восклицательные предложения. Интонационное богатство русской речи. Логическое ударение. Прямой и обратный порядок слов. Стилистические функции и роль порядка слов в предложении. Грамматическая основа простого двусоставного предложения. Тире между подлежащим и сказуемым. Согласование сказуемого с подлежащим. Синонимия составных сказуемых. Единство видовременных форм глаголов-сказуемых как средство связи предложений в тексте. Второстепенные члены предложения (определение, приложение, обстоятельство, дополнение). Роль второстепенных членов предложения в построении текста. Синонимия согласованных и несогласованных определений. Обстоятельства времени и места как средство связи предложений в тексте. | 2 | |
Тема 6.3. Односоставные предложения. | Односоставное и неполное предложение. Односоставные предложения с главным членом в форме подлежащего. Односоставные предложения с главным членом в форме сказуемого. Синонимия односоставных предложений. Предложения односоставные и двусоставные как синтаксические синонимы; использование их в разных типах и стилях речи. Использование неполных предложений в речи. | 2 | |
Тема 6.4. Предложения с однородными членами и знаки препинания в них. | Односложное простое предложение. Предложения с однородными членами и знаки препинания в них. Однородные и неоднородные определения. Употребление однородных членов предложения в разных стилях речи. Синонимика ряда однородных членов предложения с союзами и без союзов. | 2 | |
Тема 6.5. Синтаксис простого осложнённого предложения. | Предложения с обособленными и уточняющими членами. Обособление определений. Синонимия обособленных и необособленных определений. Обособление приложений. Обособление дополнений. Обособление обстоятельств. Роль сравнительного оборота как изобразительного средства языка. Уточняющие члены предложения. Стилистическая роль обособленных и необособленных членов предложения. Знаки препинания при словах, грамматически не связанных с членами предложения. Вводные слова и предложения. Отличие вводных слов от знаменательных слов-омонимов. Употребление вводных слов в речи; стилистическое различие между ними. Использование вводных слов как средства связи предложений в тексте. Знаки препинания при обращении. Использование обращений в разных стилях речи как средства характеристики адресата и передачи авторского отношения к нему. | 2 | |
Тема 6.6. Структура сложного предложения. Знаки препинания в связном тексте. | Сложное предложение. Сложносочиненное предложение. Знаки препинания в сложносочиненном предложении. Синонимика сложносочиненных предложений с различными союзами. Употребление сложносочиненных предложений в речи. Сложноподчиненное предложение. Знаки препинания в сложноподчиненном предложении. Использование сложноподчиненных предложений в разных типах и стилях речи. | 2 | |
Тема 6.7. Бессоюзное сложное предложение. | Бессоюзное сложное предложение. Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении. Использование бессоюзных сложных предложений в речи. Знаки препинания в сложном предложении с разными видами связи. Синонимика простых и сложных предложений (простые и сложноподчиненные предложения, сложные союзные и бессоюзные предложения). | 2 | |
Тема 6.8. Прямая и косвенная речь. | Способы передачи чужой речи. Знаки препинания при прямой речи. Замена прямой речи косвенной. Знаки препинания при цитатах. Оформление диалога. Знаки препинания при диалоге. | 2 | |
Практическая работа №3. «Синтаксический разбор предложения и расстановка знаков препинания в тексте» | 2 | ||
Самостоятельная работа: 1. Работа над рефератами: «Роль словосочетания в построении предложения»; «Синонимия простых предложений»; «Синонимия сложных предложений»; «Использование сложных предложений в речи»; «Вклад М.В.Ломоносова (Ф.Ф.Фортунатова, Д.Н.Ушакова, Л.В.Щербы, А.А. Реформатского, В.В. Виноградова и др., по выбору) в изучение русского языка». 2. Работа с учебником: - выполнение упражнений на закрепление пунктограмм: тире в простом предложении; тире между подлежащим и сказуемым; знаки препинания в предложениях с однородными членами; знаки препинания в предложениях с обособленными членами; обособление определений; обособление обстоятельств; знаки препинания при вводных и вставных конструкциях; знаки препинания в предложениях с союзом (или с союзным словом) как. Пунктуация в сложном предложении; знаки препинания в сложносочиненных предложениях, в сложноподчиненных предложениях, в бессоюзных сложных предложениях. | 9 | ||
Всего: | 117 |
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета «Русский язык и литература».
Оборудование учебного кабинета:
- посадочные места по количеству обучающихся;
- рабочее место преподавателя.
комплекты:
- тестов;
- раздаточных материалов;
- учебников.
Технические средства обучения:
- ноутбук;
- мультимедийный проектор.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники
Герасименко Н.А., Леденева В.В., Т.Е.Шаповалова и др. Русский язык: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования. – М: Издательский центр «Академия», 2014.
Дополнительные источники
Греков В.Ф., Крючков С.Е., Чешко Л.А. Пособие для занятий по русскому языку в старших классах. − 45-е издание. − М., 2005.
Дейкина А.Д., Пахнова Т.М. Русский язык: учебник-практикум для старших классов. – М., 2001.
Дудников А.В., Арбузова А.И., Ворожбицкая И.И. Русский язык: учеб. Пособие для сред. Спец. Учеб. Заведений. − 7-е изд., испр. − М.: Высшая школа, 2001.
Львова С.И. Таблицы по русскому языку. – М., 2003.
Розенталь Д.Э. Лексика и стилистика. Правила и упражнения. – М., 2010.
Розенталь Д.Э. Русский язык: Учебное пособие для школьников старших классов и поступающих в вузы. – М, 2003.
Соловьёва Н.Н. Как составить текст? Стилистические нормы русского литературного языка. – М., 2011.
Шклярова Т.В. Справочник по русскому языку для школьников и абитуриентов. – М., 2002.
Словари
Горбачевич К.С. Словарь трудностей современного русского языка. – СПб. 2003.
Граудина Л.К., Ицкович В.А., Катлинская Л.П. Грамматическая правильность русской речи. Стилистический словарь вариантов. – 2-е изд., испр. и доп. – М., 2001.
Львов В.В. Школьный орфоэпический словарь русского языка. – М., 2004.
Новый орфографический словарь-справочник русского языка / Отв. Ред. В.В. Бурцева. – 3-е изд., стереотипн. – М., 2002.
Ожегов С.И. Словарь русского языка. Около 60 000 слов и фразеологических выражений. – 25-е изд., испр. и доп. /Под общей ред. Л.И. Скворцова. – М., 2006.
Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. – М., 1992.
Ушаков Д.Н., Крючков С.Е. Орфографический словарь. – М., 2006.
Через дефис, слитно или раздельно? Словарь-справочник русского языка / Сост. В.В. Бурцева. – М., 2006.
Чеснокова Л.Д., Чесноков С.П. Школьный словарь строения и изменения слов русского языка. – М., 2005.
Шанский Н.М. и др. Школьный фразеологический словарь русского языка: значение и происхождение словосочетаний. – М., 2000.
Шанский Н.М., Боброва Т.А. Школьный этимологический словарь русского языка: Происхождение слов. – М., 2000.
Школьный словарь иностранных слов / Под ред. В.В. Иванова – М., 2000.
Интернет-ресурсы:
1. Электронный ресурс «ГРАМОТА.РУ». Форма доступа: www.gramota.ru
2. Электронный ресурс «Электронная версия газеты « Русский язык». Форма доступа: rus.1september.ru
3. Электронный ресурс «Русский язык». Форма доступа: www.alleng.ru
4. Электронный ресурс «Кабинет русского языка». Форма доступа: ruslit.ioso.ru
5.Электронный ресурс «Русский язык». Форма доступа: www.gramma.ru
6.Электронный ресурс «Русские словари». Форма доступа: www.slovari.ru
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
знать/понимать
уметь
аудирование и чтение
говорение и письмо
| -устное сообщение; - устный опрос; - тестирование; - устный опрос; - чтение вслух; - словарный диктант; - объяснительный диктант; - конструирование предложений; - редактирование; - контрольный диктант с грамматическим заданием; - лингвистический анализ текста; - защита реферата; - редактирование; - редактирование текстов; - анализ текстов; - составление документов; - изложение с элементами сочинения на основе данного текста; - подготовка рефератов; - подготовка сообщений; - подготовка рефератов; - подготовка сообщений; - чтение вслух; - устное монологическое выступление; - составление диалога; - устное выступление; - диктант; - тестирование; - практическая работа; - устное выступление; - ведение дискуссии; - написание конспекта; - написание реферата; - наблюдение |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по башкирскому языку и литературе по учебнику "Башкирский язык и литература", 5 класс
Рабочая программа создана по учебнику "Башкирсикй язык и литература" для 5 класса. Авторы учебника: В. И. Хажин, А. Х. Вильданов, Уфа-2012.По программе дается и календарно-тематическое планирование...
Рабочая программа по башкирскому языку и литературе по учебнику "Башкирский язык и литература", 6 класс
Рабочая программа по предмету "Башкирский язык и литература" для 6 класса, авторы: А. Х.Вильданов, В. И. Хажин, Уфа-2012. Прилагается календарно-тематическое планирование...
Рабочая программа по башкирскому языку и литературе по учебнику "Башкирский язык и литература", 7класс
Рабочая программа составлена для 7 класса по учебнику "Башкирский язык и литература" (авторы: Ф. А. Хуснутдинова, Д. С. Тикеев, Б. Б. Гафаров, Г. Г. Кагарманов), Уфа - 2010.Прилагается календарно-тема...
Рабочая программа по английскому языку для 6 класса. Новый курс английского языка для российских школ. Базовый учебник - О.В. Афанасьева, И.В. Михеева Английский язык 6 класс.
Рабочая программа по английскому языку для 6 класса.Новый курс английского языка для российских школ. Базовый учебник - О.В. Афанасьева, И.В. Михеева Английский язык 6 класс....
Рабочая программа по английскому языку для 9 класса .( Новый курс английского языка для российских школ. 5-й год обучения”. Базовый учебник - О.В. Афанасьева, И.В. Михеева Английский язык 9 класс)
Рабочая программа по английскому языку для 9 класса. Новый курс английского языка для российских школ. 5-й год обучения”. Базовый учебник - О.В. Афанасьева, И.В. Михеева Английский язык 9 ...
Рабочая программа по английскому языку для 7 класса.Новый курс английского языка для российских школ. Базовый учебник - О.В. Афанасьева, И.В. Михеева Английский язык 7 класс.
Рабочая программа по английскому языку для 7 класса. Новый курс английского языка для российских школ. Базовый учебник - О.В. Афанасьева, И.В. Михеева Английский язык 7 класс....
Рабочая программа по учебному предмету "Родная литература (русская) 8-9 классы"
Рабочая программа по учебному предмету "Родная литература (русская) 8-9 классы". Структура: планируемые результаты, содержание , тематическое планирование...