Рабочая программа по учебному предмету "Родная литература (русская) 8-9 классы"
рабочая программа (8, 9 класс)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rp_rodnaya_literatura_russkaya_8-9_klassy.docx | 41.26 КБ |
Предварительный просмотр:
Приложение
к Основной образовательной программе
основного общего образования Муниципального
бюджетного общеобразовательного
учреждения «Основная общеобразовательная школа №15»
(новая редакция)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по учебному предмету
«Родная литература (русская)»
Срок реализации программы: 2 года обучения
Общее количество часов: 34
Составители: Масловская Л.А.
Шепталина О.В.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПРИ ПОЛУЧЕНИИ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ
«РОДНАЯ ЛИТЕРАТУРА (РУССКАЯ)»
Личностные результаты:
- Воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
- формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений с учётом устойчивых познавательных интересов;
- формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
- формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
- освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этно-культурных, социальных и экономических особенностей;
- развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
- формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
- формирование основ экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
- осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
- развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные результаты:
1. Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
- умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
- умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
- умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
- умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
- умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
- смысловое чтение;
- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
- умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью; монологической контекстной речью;
- формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее - ИКТ компетенции); развитие мотивации к овладению культурой активного пользования словарями и другими поисковыми системами;
- формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.
Предметные результаты :
1. Осознание значимости чтения и изучения родной литературы для своего дальнейшего развития; формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, многоаспектного диалога;
2. понимание родной литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни;
3.обеспечение культурной самоидентификации, осознание коммуникативно-эстетических возможностей родного языка на основе изучения выдающихся произведений культуры своего народа, российской и мировой культуры;
4. воспитание квалифицированного читателя со сформированным эстетическим вкусом, способного аргументировать свое мнение и оформлять его словесно в устных и письменных высказываниях разных жанров, создавать развернутые высказывания аналитического и интерпретирующего характера, участвовать в обсуждении прочитанного, сознательно планировать свое досуговое чтение;
5. развитие способности понимать литературные художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции;
6. овладение процедурами смыслового и эстетического анализа текста на основе понимания принципиальных отличий литературного художественного текста от научного, делового, публицистического и т.п., формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отраженную в литературном произведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
- класс
Введение. Своеобразие курса родной литературы в 8классе. Значение художественного произведения в культурном наследии страны.
Из устного народного творчества. Фольклорные традиции в русской литературе.
Народные песни в произведениях русской литературе. Роль народных | песен ( "Как во | ||||
городе было во Казани" и | "Не шуми, | мати | зеленая дубравушка" | и | другие) |
В произведениях Пушкина:«БорисГодунов», | «Дубровский», «Капитанская | дочка», | |||
«Бахчисарайский фонтан» | или Народные песни | как средство раскрытия идейного |
содержания произведений Пушкина и Некрасова (поэма «Кому на Руси жить хорошо».
Фольклор в поэме – это пословицы, сказочные персонажи, загадки).
Древнерусская литература. А.Никитин. «Хождение за три моря» или«Житие протопопа
Аввакума, им самим написанное» -памятник литературы в форме путевых записей, сделанных купцом из Твери Афанасием Никитиным во время его путешествия в индийское государство Бахмани в1468 гг.
Литература XVIII века. Карамзин Н.М.Повесть«Евгений иЮлия». Произведение «Евгений и Юлия» как оригинальная «русская истинная повесть». Система образов. Литература XIX века. А.С.Пушкин «Пиковая дама».Проблема«человек и судьба»в идейном содержании произведения. Система образов-персонажей, сочетание в них реального и символического планов, значение образа Петербурга. Н.П.Вагнер "Христова детка"или Павел Засодимский «В метель и вьюгу». Рождественские рассказы. Мотив "божественного дитя".
Поэзия XIX века. А.Толстой. Слово о поэте. "Князь Михайло Репнин".Исторический рассказ о героическом поступке князя М. Репнина в эпоху Ивана Грозного. Теория литературы: лиро-эпические произведения, их своеобразие и виды.
Литература XX века. А.Т.Аверченко «Специалист»или другое произведение писателя. Сатирические и юмористические рассказы писателя. Тонкий юмор и грустный смех писателя.
Проза о Великой Отечественной войне . Л.Кассиль «Дорогие мои мальчишки» (главы). –Изображение жизни мальчишек во время Великой Отечественной войны, история о трудностях, опасностях и приключениях, о дружбе, смелости и стойкости. Д. Гранин и А. Адамович «Блокадная книга». (По выбору). Героизм жителей осажденного фашистами Ленинграда, переживших тяжелейшие блокадные дни.
Современная литература. Проза о подростках и для подростков последних десятилетий. Нравственная проблематика, гуманистическое звучание произведений. Д.Доцук. Рассказ о писательнице. "Голос"- повесть о том, как побороть страхи. Жизнь
современных подростков в жестоком мире взрослых. Н. Назаркин «Мандариновые острова» (фрагменты)-повесть о мальчишках, которые едва ли не большую часть своей жизни проводят в больнице, но это не мешает им играть, фантазировать, придумывать воображаемые миры.
- класс
Древнерусская литература. Особенности развития древнерусской литературы.
«Задонщина». Тема единения Русской земли.
Из литературы XVIII века. «История государства Российского» (фрагмент). «Уважение к минувшему» в исторической хронике Н.М.Карамзина. Русские баснописцы 18 века. Басня «Ворона и лиса» В.К. Тредиаковского и А.П. Сумарокова.
Из литературы XIX. Образ родной природы в стихах поэтов XIX в. А.Н.Апухтин Стихотворение «День ли царит, тишина ли ночная…». Поэтические традиции XIX века в
творчестве А.Н. Апухтина. А.А. Бестужев-Марлинский «Вечер на бивуаке». Лицемерие и эгоизм светского общества и благородство чувств героя рассказа.
Из литературы XX века. И.А.Бунин. Рассказы из цикла«Темные аллеи». «Холодная осень». А.Толстой. «Русский характер» - своеобразный итог рассуждениям о русском человеке. Солженицын А.И. Цикл «Крохотки» – многолетние раздумья автора о человеке,
- природе, о проблемах современного общества и о судьбе России. Ю. Бондарев. Рассказ «Простите нас!» Безнравственность забвения человека человеком. Тема благодарности воспитавшим нас людям, памяти о них. Психологизм рассказа Юрия Казакова «Запах хлеба». (или К.Г.Паустовский. «Телеграмма». Отношение Насти к матери. Смысл названия рассказа) А.Грин. «Зеленая лампа». Что нужно человеку для счастья. Глубина философского обобщения в рассказе А. Платонова «В прекрасном и яростном мире». Екимов Б.П. «Ночь исцеления». Трагическая судьба человека в годы Великой Отечественной войны. Толстая Т.Н. «Соня». Мотив времени – один из основных мотивов рассказа. Тема нравственного выбора. Образ «вечной Сонечки» Е. Габова. Рассказ «Не пускайте Рыжую на озеро». Проблема отсутствия понимания между людьми. Захар Прилепин. «Белый квадрат». Нравственное взросление героя рассказа. Проблемы памяти, долга, ответственности, непреходящей человеческой жизни в изображении писателя.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
8 класс
№ п/п | Наименование разделов, темы уроков | Количество | |||
часов | |||||
| 1 | ||||
1 | Своеобразие курса родной литературы в 8 классе. Значение | 1 | |||
художественного произведения в культурном наследии страны. | |||||
| 3 | ||||
2 | Фольклорные традиции в русской литературе. Народные песни в | 1 | |||
произведениях русской литературе. Роль народных | песен ("Как | ||||
во городе было во Казани" и "Не шуми, мати зеленая | |||||
дубравушка" и другие) | |||||
3 | Фольклорные традиции в произведениях А.С. Пушкина: «Борис | 1 | |||
Годунов», «Дубровский», «Капитанская дочка», «Бахчисарайский | |||||
фонтан». | |||||
4 | Фольклорные традиции в поэме Н.А.Некрасова «Кому на Руси | 1 | |||
жить хорошо». Фольклор в поэме – это пословицы, | сказочные | ||||
персонажи, загадки). | |||||
| 1 | ||||
5 | А.Никитин. «Хождение за три моря» или «Житие протопопа | 1 | |||
Аввакума, им самим написанное» памятник литературы в форме путевых записей. | |||||
| 1 | ||||
6 | Карамзин Н.М. Повесть «Евгений и Юлия». Система образов | 1 | |||
| 4 | ||||
7 | А.С.Пушкин «Пиковая дама». Проблема «человек и судьба» в | 1 | |||
идейном содержании произведения. | |||||
8 | Система образов-персонажей, сочетание в них реального и | 1 | |||
символического планов, значение образа Петербурга в | |||||
произведении А.С.Пушкина «Пиковая дама». | |||||
9 | Н.П.Вагнер "Христова детка». Рождественские рассказы. | 1 | |||
10 | Павел Засодимский «В метель и вьюгу». Мотив "божественного | 1 | |||
дитя". | |||||
| 1 | ||||
11 | А. Толстой. Слово о поэте. "Князь Михайло Репнин". | 1 | |||
Исторический рассказ о героическом поступке князя М. Репнина в | |||||
эпоху Ивана Грозного. Лиро-эпические произведения, их своеобразие и виды. | |||||
| 1 | ||||
12 | А.Т. Аверченко «Специалист». Тонкий юмор и грустный смех | 1 | |||
писателя. | |||||
| 2 | ||||
13 | Л.Кассиль "Дорогие мои мальчишки» (главы). – Изображение | 1 | |||
жизни мальчишек во время Великой Отечественной войны, | |||||
история о трудностях, опасностях и приключениях, о дружбе, | |||||
смелости и стойкости. | |||||
14 | Д. Гранин и А. Адамович «Блокадная книга». (По выбору). – | 1 | |||
Героизм жителей осажденного фашистами Ленинграда, | |||||
переживших тяжелейшие блокадные дни. | |||||
IX | Современная литература. Проза о подростках и для | 3 | |||
подростков последних десятилетий. | |||||
15 | Д.Доцук. Рассказ о писательнице. "Голос"- повесть о том, как | 1 | |||
побороть страхи. Жизнь современных подростков | в жестоком | ||||
мире взрослых. | |||||
16 | Н. Назаркин «Мандариновые острова» (фрагменты)-повесть о | 1 | |||
мальчишках, которые едва ли не большую часть своей жизни | |||||
проводят в больнице, но это не мешает им играть, фантазировать, | |||||
придумывать воображаемые миры. | |||||
17 | Итоговая контрольная работа. | 1 | |||
9 класс | |||||
№ п/п | Наименование разделов, темы уроков | Количество | |||
часов | |||||
| 1 | ||||
1 | Особенности развития древнерусской литературы. «Задонщина». | 1 | |||
Тема единения Русской земли. | |||||
| 2 | ||||
2 | «История государства Российского» (фрагмент).«Уважение к | 1 | |||
минувшему» в исторической хронике Н.М.Карамзина. | |||||
3 | Русские баснописцы 18 века. Басня «Ворона и лиса» В.К. | 1 | |||
Тредиаковского и А.П. Сумарокова. | |||||
| 1 | ||||
4 | Образ родной природы в стихах поэтов XIX в. А.Н. Апухтин | 1 | |||
Стихотворение «День ли царит, тишина ли ночная…». Поэтические традиции XIX века в творчестве | Бестужев- | ||||
Марлинский «Вечер на бивуаке». Лицемерие и эгоизм светского | |||||
общества и благородство чувств героя рассказа. | |||||
| 13 | ||||
5 | И.А.Бунин. Рассказы из цикла «Темные аллеи». «Холодная | 1 | |||
осень». | |||||
6 | А.Толстой. «Русский характер» - своеобразный итог | 1 | |||
рассуждениям о русском человеке. | |||||
7 | Солженицын А.И. Цикл «Крохотки» – многолетние раздумья | 1 | |||
автора о человеке, о природе, о проблемах современного общества | |||||
и о судьбе России | |||||
8 | Ю. Бондарев. Рассказ «Простите нас!» Безнравственность | 1 | |||
забвения человека человеком. Тема благодарности воспитавшим | |||||
нас людям, памяти о них. | |||||
9 | Психологизм рассказа Юрия Казакова «Запах хлеба». | 1 | |||
10 | К.Г.Паустовский. «Телеграмма». Отношение Насти к матери. | 1 | |||
11 | Смысл названия рассказа А.Грин. «Зеленая лампа». Что нужно | 1 | |||
человеку для счастья. | |||||
12 | Глубина философского обобщения в рассказе А. Платонова «В | 1 | |||
прекрасном и яростном мире». | |||||
13 | Екимов Б.П. «Ночь исцеления». Трагическая судьба человека в | 1 | |||
годы Великой Отечественной войны. | |||||
14 | Толстая Т.Н. «Соня». Мотив времени – один из основных | 1 | |||
мотивов рассказа. Тема нравственного выбора. Образ «вечной | |||||
Сонечки» | |||||
15 | Е. Габова. Рассказ «Не пускайте Рыжую на озеро». Проблема | 1 | |||
отсутствия понимания между людьми. | |||||
16 | Захар Прилепин. «Белый квадрат». Нравственное взросление | 1 | |||
героя рассказа. Проблемы памяти, долга, ответственности, | |||||
непреходящей человеческой жизни в изображении писателя. | |||||
17 | Итоговая контрольная работа. | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по учебному предмету «Литература» для 5-10 классов
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа учебного предмета «Литература» основного общего образования составлена на основе: Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации...
Рабочая программа по учебному предмету "Литература народов России" 5 класс
Введение предмета «Литература народов России» позволяет существенно повысить уровень литературного развития обучающихся, активизировать их интерес к культуре и литературе народов, принадле...
Рабочая программа по учебному предмету «Литература» основного образования 7 класс Отделение индивидуального обучения.
Программа составлена для учащихся индивидуального обучения. Количество часов - 34....
Рабочая программа по учебному предмету «Литература» основного образования 8 класс Отделение индивидуального обучения.
Программа составлена для учащихся индивидуального обучения. Количество часов не совпадаетс количеством часов в массовой школе....
Рабочая программа по учебному предмету «Литература» основного образования 9 класс Отделение индивидуального обучения.
Программа составлена для учащихся индивидуального обучения. Количество часов не совпадаетс количеством часов в массовой школе....
Рабочая программа по учебному предмету «Литература» для 5-9 классов (базовый уровень) (Приложение к основной общеобразовательной программе основного общего образования, реализующей ФГОС 2021 года)
Рабочая программа по учебному предмету «Литература» для 5-9 классов (базовый уровень) (Приложение к основной общеобразовательной программе основного общего образования, реализу...
Рабочая программа по учебному предмету "Литература" для 5-9 классов
Рабочая программа по учебному предмету "Литература" для 5 - 9 классов...