Рабочая программа по русскому языку. 9 класс
рабочая программа по русскому языку (9 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
1. Рабочая программа по русскому языку для 9 класса разработана на основе программы по русскому языку для 5 – 9 классов Общеобразовательных учреждений под редакцией М. Т. Баранова – М.: Просвещение, 2011 г. Программа определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения русского языка.
Рабочая программа соответствует Программе, утвержденной Министерством образования и науки РФ, под редакцией М, Т, Баранова – М.: Просвещение, 2011 г.
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений РФ предусматривает обязательное изучение русского языка в 9 классе 2 часа в неделю, что составляет 70 часов в год.
2. Общая характеристика предмета
Учебный предмет «русский язык» в современной школе имеет познавательно-практическую направленность, т.е он дает учащимся знания о родном языке и формирует у них языковые и речевые умения.
При изучении данного предмета стимулируется общее речевое развитие школьников, развивается их коммуникативная культура; формируются ценностные ориентиры и закладываются основы нравственного поведения в процессе общения на уроке, чтения и обсуждения текстов; вырабатывается дружелюбное отношение и толерантность к представителям других сторон и их культуре.
3. Изучение русского языка на базовом уровне среднего (полного) общего образования направлено на достижение следующих целей:
- воспитание гражданина и патриота; формирование представления о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание национального своеобразия русского языка; овладения культурой межнационального общения;
- развитие и совершенствование способности к речевому взаимодействию и социальной адаптации; информационных умений и навыков; навыков самоорганизации и саморазвития; готовности к трудовой деятельности, осознанному выбору профессии;
- освоение знаний о русском языке как многофункциональной знаковой системе и общественном явлении; языковой норме и её разновидностях; нормах речевого поведения в различных сферах общения;
- овладение умениями опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности; различать функциональные разновидности языка и моделировать речевое поведение в соответствии с задачами общения;
- применение полученных знаний и умений в собственной речевой культуре, орфографической и пунктуационной грамотности.
Достижение указанных целей осуществляется в процессе совершенствования коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой), культуроведческой компетенции.
4. Описание места учебного предмета русский язык в учебном плане школы:
Курс русского языка рассчитан на 70 часов. В 9 классе на изучение курса отводится 2 часа в неделю, 35 учебных недель.
5.Ценностные ориентиры содержания учебного предмета В основе построения курса лежат следующие принципы: принцип интеграции; принцип поступательности – постепенность, последовательность и перспективность обучения.
При изучении данного предмета стимулируется общее речевое развитие школьников, развивается их коммуникативная культура; формируются ценностные ориентиры и закладываются основы нравственного поведения в процессе общения на уроке, чтения и обсуждения текстов; вырабатывается дружественное отношения и толерантность к представителям других стран и их культуре.
6.Результаты изучения курса
Программа обеспечивает достижение выпускниками (основного общего образования) следующих личностных, метапредметных и предметных результатов:
Личностные результаты:
- Формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России; осознание своей этнической и национальной принадлежности, формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций.
- Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.
- Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.
- Овладение навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.
- Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
- Развитие самостоятельности и личностной ответственности за свои поступки, в том числе и информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
- Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
- Развитие эстетических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей
- Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выход из спорных ситуаций.
- Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, мотивации к творческому труду, к работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты
- Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления.
- Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.
- Использование знаково-символических средств представления информации.
- Активное использование речевых средств и средств для решения коммуникативных и познавательных задач.
- Использование различных способов поиска (в справочных источниках), сбора, обработки, анализа, организации и передачи информации.
- Овладение навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целями и задачами: осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах.
- Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
- Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права иметь свою, излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценки событий.
- Определение общей цели и путей ее достижения; умения договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение6 окружающих.
- Готовность конструктивно разрешать конфликты посредствам учета интересов сторон и сотрудничества.
- Овладение сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык»
- Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
- Умение работать в материальной и информационной среде в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык»
- Формирование умения составлять план, тезисы, конспект художественного, научно-популярного, публицистического текста, устного сообщения, делать необходимые выписки.
Предметные результаты:
Программа направлена на формирование функциональной грамотности, совершенствование речевой деятельности учащихся на основе знаний об устройстве русского языка и об особенностях его употребления в разных условиях общения.
1. Воспитание уважения к родному языку, сознательного отношения к нему как явлению культуры; осмысление родного языка как средства общения, средства получения знаний в разных сферах человеческой деятельности, средства освоения морально-этических норм, принятых в обществе; осознание эстетической ценности родного языка;
2. Овладение русским языком как средством общения в повседневной жизни и учебной деятельности; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности в речевом самосовершенствовании.
3. Овладение видами речевой деятельности, практическими умениями нормативного использования языка в разных ситуациях общения, нормами речевого этикета.
4. Освоение знаний об устройстве языковой системы и закономерностях её функционирования.
5. Развитие способности опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать и оценивать языковые факты.
6. Обогащение активного и потенциального словарного запаса; расширение объёма используемых в речи грамматических средств.
7. Совершенствование орфографической и пунктуационной грамотности.
8. Формирование умений стилистически корректного использования лексики и фразеологии русского языка.
9. Воспитание стремления к речевому самосовершенствованию.
10.Овладение образовательным минимумом знаний о фонетической, лексической и грамматической системах русского языка, о тексте и стилях речи.
11. Овладение читательскими умениями, достаточными для продуктивной самостоятельной работы с литературой разных стилей и жанров.
12.Формирования умения передавать содержание прочитанного близко к тексту, сжато, выборочно, с изменением последовательности содержания, с выделением элементов, отражающих идейный смысл произведения, с выражением собственных суждений о прочитанном, - в устной и письменной формах.
13. Овладение орфографической, пунктуационной, речевой грамотностью.
14. Формирование умения производить фонетический, лексический, словообразовательный, морфологический, синтаксический, речеведческий разбор, анализ художественного текста.
- Содержание тем учебного курса:
Основное содержание курса представлено следующими разделами:
Общие сведения о язык( 3 часа)
Международное значение русского языка. Понятие о литературном языке. Основные требования к уровню подготовки учащихся в 9 классе.
Повторение изученного в 5 – 8 классах( 7 часов)
Устная и письменная речь. Монолог, диалог. Развитие речи. Стили речи. Простое предложение и его грамматическая основа. Предложения с обособленными членами. Предложения с обращениями, вводными словами и вставными конструкциями. Развитие речи. Изложение с продолжением.
Сложное предложение (3часа)
Понятие о сложном предложении. Основные виды сложных предложений. Союзные и бессоюзные предложения.
Разделительные и выделительные знаки препинания между частями сложного предложения. Интонация сложного предложения.
Сложносочиненное предложение (8 часов)
Сложносочиненное предложение с соединительными, разделительными и противительными союзами. Знаки препинания при нем. Разделительные знаки препинания между частями сложносочиненного предложения с общим второстепенным членом. Синтаксический и пунктуационный разборы сложносочиненного предложения. Контрольный диктант. Развитие речи. Сочинение – рецензия на литературное произведение.
Сложноподчиненные предложения (5 часов)
Понятие о сложноподчиненном предложении. Место придаточного предложения по отношению к главному. Знаки препинания в сложноподчиненном предложении. Союзы и союзные слова в сложноподчиненном предложении. Роль указательных слов в сложноподчиненном предложении. Развитие речи. Изложение с элементами сочинения.
Основные группы сложноподчиненных предложений (21 час)
Виды придаточных предложений. Сложноподчиненные предложения с придаточными определительными. Сложноподчиненные предложения с придаточными изъяснительными. Речь. Сжатое изложение с элементами сочинения. Сложноподчиненные предложения с придаточными обстоятельственными. Сложноподчиненные предложения с придаточными времени и места. Сложноподчиненные предложения с придаточными причины, условия, уступки, цели и следствия. Сложноподчиненные предложения с придаточными образа действия, меры, степени и сравнительными Контрольный диктант и его анализ Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными. Знаки препинания при них Повторение и обобщение изученного по теме: «Сложноподчиненные предложения». Синтаксический и пунктуационный разборы сложноподчиненного предложения. Контрольная работа по теме «Сложноподчиненные предложения» Развитие речи. Сочинение «Что такое подвиг» Развитие речи. Подробное изложение текста «Сергей Иванович Ожегов.
Бессоюзное сложное предложение (8 часов)
Понятие о бессоюзном сложном предложении. Интонация в бессоюзных сложных предложениях. Запятая и точка с запятой в БСП.
БСП со значением причины, пояснения, дополнения. Двоеточие в бессоюзном сложном предложении. Бессоюзные сложные предложения со значением противопоставления, времени, условия и следствия. Тире в бессоюзном сложном предложении Развитие речи.
Сочинение по картине Н. М. Ромадина «Село Хмелевка» Синтаксический и пунктуационный разбор бессоюзного сложного предложения.
Синтаксический и пунктуационный разбор бессоюзного сложного предложения. Развитие речи. Изложение с элементами сочинения. СП с различными видами связи. Употребление союзной (сочинительной и подчинительной) и бессоюзной связи в сложных предложениях.
Предложения с различными видами связи( 10 часов)
Знаки препинания в сложных предложениях с различными видами связи.
Синтаксический и пунктуационный разбор сложного предложения с различными видами связи Развитие речи. Подробное изложение текста. Публичная речь Научный и официально – деловой стили речи. Разговорный стиль речи Способы передачи чужой речи: прямая и косвенная. Цитаты. Способы цитирования. Знаки препинания при цитировании.
Повторение изученного в 5 – 9 классах (5 часов)
- Календарно-тематическое планирование
Раздел программы | Программное содержание | Характеристика деятельности учащихся | Тема урока | № урока | Кол-во часов | |||
По плану | ||||||||
Общие сведения о языке. | Роль языка в мировом пространстве. Официальные и рабочие языки ООН. Место русского языка в мире по включению его в клуб мировых языков. Язык – важнейшее средство общения. | Знать: почему русский язык является мировым языком, избираемым для широкого международного общения и сотрудничества. Понимать: общечеловеческую значимость всей культуры, созданной на русском языке | Международное значение русского языка | 1 | 3 1 | |||
Литературный язык как основа национального русского языка, основа русской художественной культуры | Знать: отличия литературного от языка художественной литературы. Понимать: что основой современного языка является литературный язык. | Развитие речи. Выборочное изложение с элементами сочинения « В.И.Даль» | 2 | 1 | ||||
Знать: о роли русского языка как национального русского народа, основные признаки стилей, признаки текста, типов речи, основные единицы языка, нормы русского литературного языка, речевого этикета. Уметь: работать с текстом, писать изложения, сочинения, проводить анализ текста. | Понятие о литературном языке. | 3 | 1 | |||||
Повторение изученного в 5 – 8 классах. | Разновидности речевого общения, их особенности. | Знать: Разновидности речевого общения. Уметь: вести диалог, владеть основными нормами построения устного и письменного высказывания, выразительной интонацией. | Устная и письменная речь. Монолог, диалог. Развитие речи. Сочинение-миниатюра «Роль знаний в жизни человека» | 4 | 1 | |||
Синтаксис и пунктуация простого предложения. Способы выражения главных членов предложения; виды предложений по наличию главных членов: Односоставные, двусоставные. Виды односоставных предложений; предложения с однородными членами и знаки препинания при них. | Знать: Определения простого предложения, двусоставные, односоставные, определенно – личные, неопределенно – личные, безличные, назывные. Уметь: Производить полный синтаксический анализ простого предложения, давать характеристику, строить схему. | Простое предложение и его грамматическая основа. | 5 | 1 | ||||
Контрольный диктант | 6 | 1 | ||||||
Обособленные второстепенные члены предложения. | Знать: определения второстепенных членов предложения. Уметь: опознавать предложения с обособленными членами предложения, устанавливать смысловую и интонационную связь, использовать в речи. | Предложения с обособленными членами. | 7 | 1 | ||||
Языковые средства, характерные для каждого стиля. Жанры стилей. Сфера употребления стилей. | Знать: названия стилей. Уметь: различать стили, определять их жанры, тему, основную мысль текста, тип, создавать собственное высказывание, учитывая выразительные средства каждого стиля речи. | Развитие речи. Стили речи. Комплексный анализ текста. | 8-9 | 2 | ||||
Постановка знаков препинания в предложениях с обращениями, вводными словами, вставными конструкциями. | Знать: определения предложений с обращениями, вводными словами, вставными конструкциями. Уметь: интонационно выразительно читать предложения, объяснять постановку знаков препинания. | Предложения с обращениями, вводными словами и вставными конструкциями. | 10 | 1 | ||||
Сложное предложение | Сложное предложение как единица синтаксиса. Смысловое, структурное и интонационное единство частей сложного предложения. Основные средства связи между частями сложного предложения. | Знать: классификацию сложных предложений, Уметь: отличать простое предложение от сложного, различать ССП, СПП, БСП, определять способы и средства связи. Строить схемы | Понятие о сложном предложении. Основные виды сложных предложений. Союзные и бессоюзные предложения. Разделительные и выделительные знаки препинания между частями сложного предложения. Интонация сложного предложения | 11 | 1 | |||
Пересказать текст, а затем написать свой о том, как вы встречаете осень в вашей местности. Любите ли вы это время года? | Знать: композиционные особенности форм сочинения. Уметь: пересказывать текст, соблюдать нормы на письме. | Развитие речи. Изложение с продолжением | 12-13 | 2 | ||||
Сложносочиненное предложение. Культура речи. | Понятие о сложносочиненном предложении. Строение ССП, средства связи частей ССП, смысловые отношения между частями ССП. | Знать грамматические признаки ССП, его строение. Уметь: интонационно оформлять ССП с разными типами смысловых отношений между частями, выявлять эти отношения, правильно ставить знаки препинания, составлять схемы и конструировать предложения по схемам. | Понятие о сложносочинённом предложении | 14 | 1 | |||
Роль соединительных, разделительных и противительных союзов в сложносочиненном предложении, знаки препинания в нем. | Знать: основные группы ССП по значению и союзам. Уметь: Определять смысловые отношения между частями ССП и способы их выражения | Сложносочиненное предложение с соединительными, разделительными и противительными союзами. Знаки препинания при нем. | 15 | 1 | ||||
Знаки препинания в сложносочиненном предложении с общим второстепенным членом. | Знать: основные группы ССП по значению и союзам; Уметь: опознавать сложносочиненное предложение с общим второстепенным членом, производить синтаксический разбор предложений, объяснять отсутствие запятой, конструировать предложения | Разделительные знаки препинания между частями сложносочиненного предложения с общим второстепенным членом. | 16 | 1 | ||||
План синтаксического разбора сложносочиненного предложения. План пунктуационного разбора ССП | Знать: основные положения синтаксического и пунктуационного разбора ССП. Уметь: производить синтаксический и пунктуационный разборы ССП, конструировать ССП разных видов, различать ССП и простые предложения с однородными членами | Синтаксический и пунктуационный разборы сложносочиненного предложения. | 17 | 1 | ||||
Сложносочиненное предложение и знаки препинания в нем. Комплексный анализ текста. | Уметь: производить синтаксический и пунктуационный разборы ССП, воспроизводить текст, воспринимаемый на слух под диктовку, соблюдая орфографические и пунктуационные нормы. Уметь объяснять ошибки, классифицировать, исправить их, привести примеры. | Контрольный диктант и его анализ. Работа над ошибками. | 18,19 | 2 | ||||
Пересказать текст, а затем написать свой | Знать:композиционные особенности форм сочинения. Уметь: составлять план сочинения, передавать последовательность микротекстов, использовать выразительные средства языка, соблюдая нормы литературного языка. | Развитие речи. Изложение с элементами сочинения | 20,21 | 2 | ||||
Сложноподчиненные предложения | Понятие о сложноподчиненном предложении. Строение ССП, средства связи его частей.
| Знать: структуру СПП, средства связи его частей. Уметь: определять место придаточного по отношению к главному, правильно ставить знаки препинания, составлять схемы, объяснять их с помощью знаков препинания. | Понятие о сложноподчиненном предложении. Место придаточного предложения по отношению к главному. Знаки препинания в сложноподчиненном предложении | 22 | 1 | |||
Подчинительные союзы и союзные слова в сложноподчиненном предложении. | Знать: структуру СПП, средства связи его частей. Уметь: различать союзы и союзные слова, определять границы придаточных предложений, грамотно ставить знаки препинания. | Союзы и союзные слова в сложноподчиненном предложении. | 23 | 1 | ||||
Особенности присоединения придаточных предложений к главному. | Знать: структуру СПП, средства связи его частей. Уметь: опознавать указательные слова главной части СПП, выяснять синтаксическую функцию в главном предложении и роль в СПП с указательными словами от СПП с двойными союзами, правильно ставить знаки препинания. | Роль указательных слов в сложноподчиненном предложении | 24 | 1 | ||||
Изложение с элементами сочинения. Текст, заголовок, тема, основная мысль. План, изобразительно – выразительные средства. | Уметь: воспринимать текст на слух, воспроизводить услышанное. Соблюдать орфографические и пунктуационные нормы, создавать небольшое сочинение, отражая проблему, аргументируя свое отношение к этой проблеме. | Развитие речи. Изложение с элементами сочинения. | 25,26 | 2 | ||||
Основные группы сложноподчиненных предложений | Придаточные определительные содержат характеристику предмета или явления, названного в главном предложении, отвечают на вопрос какой? | Знать: определения понятий. Уметь: находить определительные придаточные по характеру смысловой связи между частями, значению союзных слов, определять синтаксическую функцию союзного слова | Виды придаточных предложений. Сложноподчиненные предложения с придаточными определительными. | 27 | 1 | |||
Придаточные изъяснительные относятся к членам главного предложения со значением речи, мысли, чувства или состояния, требующим обязательного распространения, изъяснения | Знать: определения придаточных изъяснительных. Уметь: находить придаточные изъяснительные в тексте. | Сложноподчиненные предложения с придаточными изъяснительными | 28 | 1 | ||||
Изложение текста (сжато). Заголовок. Тема, основная мысль, средства выразительности | Знать: основные элементы композиции текста. Уметь: выделять интонационно придаточные предложения | Речь. Сжатое изложение с элементами сочинения. Зачёт Контрольный диктант и его анализ | 29 30 31,32 | 1 1 2 | ||||
Обстоятельственные придаточные предложения имеют те же значения, что и обстоятельства в простом предложении, отвечают на те же вопросы и делятся на те же виды. | Знать: виды придаточных обстоятельственных. Уметь: находить их в тексте, определять средства связи, расставлять знаки препинания | Сложноподчиненные предложения с придаточными обстоятельственными. | 33 | 1 | ||||
СПП с придаточными времени указывает на время протекания действия и отвечает на вопросы когда? как долго? С каких пор? До каких пор? СПП с придаточными места указывает на места (пространство), где совершается то, о чем говорится в главном предложении и отвечает на вопросы где? Куда? Откуда? | Знать: определения придаточных времени и места. Уметь: ставить вопросы к придаточным времени и места, определять их вид, расставлять знаки препинания в СПП с придаточными времени и места. | Сложноподчиненные предложения с придаточными времени и места. | 34 | 1 | ||||
СПП с придаточными причины, условия, уступки, цели, следствия имеют общее значение обусловленности. | Знать: определения придаточных причины, условия, уступки, цели, следствия. Уметь: правильно расставлять знаки препинания, конструировать предложения, употреблять в речи. | Сложноподчиненные предложения с придаточными причины, условия, уступки, цели и следствия. | 35,36 | 2 | ||||
Придаточное образа действия | Знать: определения придаточных. Уметь: распознавать придаточные в тексте, грамотно ставить вопросы, знаки препинания. | Сложноподчиненные предложения с придаточными образа действия, меры, степени и сравнительными | 37 | 1 | ||||
СПП с разными придаточными предложениями. | Знать: определения придаточных. Уметь: выделять их в тексте, производить полный синтаксический разбор СПП | СПП с разными придаточными предложениями | 38 | 1 | ||||
СПП с несколькими придаточными, знаки препинания при них | Знать: классификацию СПП с несколькими придаточными. Уметь: составлять схемы СПП с несколькими придаточными. | Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными. Знаки препинания при них. | 39 40 41 | 3 | ||||
Средства связи в СПП, виды придаточных предложений. Знаки препинания в СПП с разными видами придаточных. | Знать: определения ССП и СПП. Уметь: определять значения придаточных, конструировать, грамотно расставлять знаки препинания | Повторение и обобщение изученного по теме: «Сложноподчиненные предложения». Синтаксический и пунктуационный разборы сложноподчиненного предложения. | 42 | 1 | ||||
Строение СПП, средства связи и в СПП, виды придаточных в СПП, знаки препинания в СПП | Знать: определения ССП и СПП. Уметь: различать разные виды предложений, определять значения придаточных в СПП, грамотно расставлять знаки препинания. | Контрольная работа по теме «Сложноподчиненные предложения». | 43 | 1 | ||||
Способен ли современный человек на подвиг? Согласны ли вы, что к подвигу нужно готовиться? Действительно ли прошло время подвигов? | Понимать жанровое своеобразие сочинения – рассуждения. Уметь: определять для себя тему, подбирать эпиграф, отражающий основную мысль сочинения, озаглавливать сочинение | Развитие речи. Сочинение «Что такое подвиг» | 44 | 1 | ||||
Анализ контрольных работ | 45 | |||||||
Знать: структуру изложения. Уметь: на слух понимать содержание текста, определять основную мысль, позицию автора к проблеме, поставленной в тексте, подробно излагать мысли, соблюдая на письме нормы русского языка, выражать собственное отношение к проблеме, приводить свои аргументы, использовать разнообразные синтаксические и грамматические конструкции | Развитие речи. Подробное изложение. | 46-47 | 2 | |||||
Бессоюзные сложные предложения. | Понятие о БСП. Интонация в БСП. Постановка запятой и точки с запятой в БСП. | Знать: синтаксические особенности БСП, правила постановки знаков препинания в БСП. Уметь: опознавать БСП в тексте, расставлять знаки препинания, соблюдать интонацию при чтении. | Понятие о бессоюзном сложном предложении. Интонация в бессоюзных сложных предложениях. Запятая и точка с запятой в БСП | 48 | 1 | |||
Двоеточие в бессоюзном сложном предложении | Знать: условия постановки двоеточия в БСП. Уметь: конструировать предложения со значениями причины, пояснения, дополнения, выразительно читать, выявляя смысловые отношения между частями БСП | БСП со значением причины, пояснения, дополнения. Двоеточие в бессоюзном сложном предложении. | 49 | 1 | ||||
Тире в БСП | Знать: условия постановки тире в БСП. Уметь: выявлять смысловые отношения между частями, конструировать такие предложения, выразительно читать | Бессоюзные сложные предложения со значением противопоставления, времени, условия и следствия. Тире в бессоюзном сложном предложении | 50 | 1 | ||||
Серия «Волга – русская река» написана в 1944г. Неброская спокойная красота. Какое время года изображено на картине? Почему преобладают блеклые краски? | Знать: структуру сочинения: основная мысль, основная часть, заключение. Уметь: свободно выражать собственные мысли, не скупиться в выражении эмоций от восприятия данной картины. | Развитие речи. Сочинение по картине Н. М. Ромадина «Село Хмелевка» | 51 52 | 2 | ||||
Порядок синтаксического и пунктуационного разборов бессоюзного сложного предложения. | Знать, соблюдать последовательность синтаксического и пунктуационного разборов БСП. Уметь: опознавать БСП в тексте, воспринимать их на слух, правильно выбирать знаки препинания. | Синтаксический и пунктуационный разбор бессоюзного сложного предложения. | 53 | 1 | ||||
Текст, тема текста, основная мысль, проблемы, позиция автора. Изобразительно – выразительные средства языка. | Знать: композиционные особенности текста, понимать содержание прочитанного, его тему, главную мысль, определять идейную направленность текста, позицию автора, его отношение к проблеме, подробно излагать текст, комментировать позицию автора, выражать собственное мнение. | Развитие речи. Изложение с элементами сочинения. | 54-55 | 2 | ||||
Сложные предложения с различными видами связи. | Многочленные сложные предложения. Виды связи: союзная и бессоюзная. Употребление сочинительной и подчинительной связи. | Знать основные правила постановки знаков препинания в сложных предложениях с различными видами связи. Уметь: разделять запятой рядом стоящие союзы и союзные слова. | СП с различными видами связи. Употребление союзной (сочинительной и подчинительной) и бессоюзной связи в сложных предложениях. Знаки препинания в сложных предложениях с различными видами связи. Синтаксический и пунктуационный разбор сложного предложения с различными видами связи | 56 57 | 2 | |||
Речь лектора в большой аудитории, митинговая речь на площади, доклад на научной конференции | Знать: что такое публичная речь. Уметь: отличать понятия «публичный» и «публицистический», знать особенности публичной речи. | Публичная речь. | 58 | 1 | ||||
Особенности стилей. Сфера использования стилей речи | Знать: основные признаки стилей. Уметь: различать стили, определять особенности разных стилей, анализировать тексты разных стилей речи, создавать собственные высказывания. | Научный и официально – деловой стили речи. Разговорный стиль речи. | 59 | 1 | ||||
Знаки препинания в предложениях с прямой речью. Строение предложений с прямой речью. Замена прямой речи косвенной. | Знать: основные способы передачи чужой речи, владеть интонацией, используя предложения с прямой и косвенной речью. Уметь: грамотно ставить знаки препинания в предложениях с прямой и косвенной речью. | Способы передачи чужой речи: прямая и косвенная. | 60 | 1 | ||||
Цитаты. Способы цитирования. Знаки препинания при цитировании. | Знать: способы цитирования. Уметь: использовать цитаты в собственной речи, грамотно выделять цитаты на письме. | Цитаты. Способы цитирования. Знаки препинания при цитировании. | 61 | 1 | ||||
Фрагмент легенды о Ларе из рассказа М. Горького «Старуха Изергиль». Употребление сложных предложений с различными видами связи. Тема, основная мысль текста, выразительные средства языка. | Уметь: подробно пересказывать текст художественного стиля, понимать содержание прочитанного, его тему, идею, проблемы и отношение автора к ним. | Развитие речи. Подробное изложение текста. | 62 63 | 2 | ||||
Контрольный диктант и его анализ | 64,65 | 2 | ||||||
Фонетика и графика. Лексикология и фразеология. Морфемика, словообразование. Морфология. Синтаксис. Орфография, пунктуация. | Основные единицы языка, их признаки, основные нормы русского литературного языка, анализировать и оценивать собственную и чужую речь с точки зрения соблюдения орфоэпических норм, проводить анализ художественного текста, опираться на морфологическую характеристику слова при проведении орфографического и пунктуационного анализа. | Повторение изученного в 5 – 9 классах. | 66 67 68 69 70 | 5 |
9. Планируемые результаты в конце изучения курса русского языка в 9 классе
К концу обучения в 9 классе учащиеся научатся:
знать / понимать:
- связь языка и истории, культуры русского и других народов;
- смысл понятий: речевая ситуация и её компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи;
- основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь;
- орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка; нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения;
уметь:
- осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;
- анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;
- проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка;
аудирование и чтение
- использовать основные виды чтения (ознакомительно-изучающие, ознакомительно-реферативное и др.) в зависимости от коммуникативной задачи;
- извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, СМИ, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях;
- воспринимать на слух художественные, научные, публицистические тексты и излагать их в устной и письменной форме
говорение и письмо
- создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения;
- применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;
- соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка;
- соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем;
- использовать основные приёмы информационной переработки устного и письменного текста;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- осознания русского языка как духовной, нравственной и культурной ценности народа; приобщения к ценностям национальной и мировой культуры;
- развития интеллектуальных и творческих способностей, навыков самостоятельной деятельности; самореализации, самовыражения в различных областях человеческой деятельности;
- увеличения словарного запаса; расширения круга используемых языковых и речевых средств; совершенствования способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;
- совершенствования коммуникативных способностей; развития готовности к речевому взаимодействию, межличностному и межкультурному общению, сотрудничеству;
- самообразования и активного участия в производственной, культурной и общественной жизни государства.
10.Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение
Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения | Примечание |
Программа по русскому языку для 5 – 9 классов Общеобразовательных учреждений под редакцией М. Т. Баранова - М.: Просвещение, 2011 г. | В программе определены цели и задачи курса «Русский язык», основное содержание курса, рассмотрены подходы к структурированию материала. |
Учебники
| В учебнике представлен материал, соответствующий программе и позволяющий сформировать систему знаний, необходимых для продолжения изучения математики ( или другого предмета, указать), представлена система учебных задач (заданий) на отработку УУД, на развитие логического мышления, и т. п. |
Рабочие тетради
| Рабочие тетради сориентированы на вычленение и тщательную отработку наиболее существенных элементов содержания учебника. В них содержатся задания, которые обучающиеся должны выполнить в течение учебного года. |
Проверочные работы
в комплекте: 15 шт (один на парту)
| Пособия содержат тесты для самостоятельных и проверочных работ с учетом уровня сложности. Тесты обеспечивают итоговую самопроверку знаний по всем изученным темам. |
Методические пособия
| В методических пособиях представлены поурочные разработки по курсу «Русский язык». В пособии даны разъяснения к трудным темам курса, приведены инструктивные карточки для самостоятельной работы, примерные вопросы для проведения бесед. Определен объем домашней работы с указанием заданий. |
Поурочные разработки
| В пособии представлены разработки уроков и методические рекомендации к ним. Раскрываются методические приемы, обеспечивающие развитие умений принимать учебные цели, следовать им, действовать по плану, контролировать процесс и оцениванвать результаты своей деятельности. |
Демонстрационные материалы
| Таблицы построены в контексте методической системы учебника. Имеют следующие назначения: - информационно-обобщающие; - проблемно-аналитические; - информационно-справочные и другие. |
Компьютерные и информационно-коммуникативные средства
| Электронные приложения дополняют и обогащают материал учебника мультимедийными объектами, видеоматериалами, справочной информацией, проверочными тестами разных уровней сложности. |
Технические средства обучения
|
|
Оборудование класса
| В соответствии с санитарно-гигиеническими нормами. |
Сведения о контроле.
Раздел | Кол-во часов раздела | Кол-во часов на тему | Тема | Вид работы |
Общие сведения о язык | 3 | 1 | Развитие речи. | Выборочное изложение с элементами сочинения « В.И.Даль» |
Повторение изученного в 5 – 8 классах | 9 | 1 2 1 2 | Развитие речи Стили речи. Повторение. Развитие речи. | Сочинение-миниатюра «Роль знаний в жизни человека» Развитие речи. Устная форма. Контрольный диктант с грамматическим заданием. Изложение с продолжением |
Сложное предложение | 1 | - | - | |
Сложносочиненное предложение | 8 | 1 2 | Сложносочиненное предложение Развитие речи. | Контрольный диктант с грамматическим заданием Сочинение – рецензия на литературное произведение. |
Сложноподчиненное предложение | 5 | 2 | Развитие речи | Изложение с элементами сочинения |
Основные группы сложноподчиненных предложений | 21 | 1 1 2 1 2 | Развитие речи. Сложносочиненные и сложноподчиненные предложения Сложноподчиненные предложения и виды придаточных предложений Развитие речи. Развитие речи. | Сжатое изложение с элементами сочинения Контрольный диктант с грамматическим заданием Контрольная работа Сочинение «Что такое подвиг?» Подробное изложение |
Бессоюзное сложное предложение | 8 | 2 2 | Развитие речи. Развитие речи. | Сочинение по картине Н.М.Ромадина «Село Хмелнвка» Изложение с элементами сочинения. |
Предложения с различными видами связи | 10 | 2 1 | Развитие речи. Предложения с различными видами связи | Подробное изложение. Контрольный диктант с грамматическим заданием. |
Повторение изученного в 5-9 классах | 5 | |||
Итого: | Развитие речи: - изложение – 11 часов - сочинения – 5 часов - устная работа- 2 часа Контрольная работа – 2 часа Контрольный диктант – 4 часа |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
пояснительная записка к рабочей программе по русскому языку для 6 класса коррекционной школы 8 вида. Рабочая программа по русскому языку для 6 класса коррекционной школы 8 вида
Программа составлена для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья. Русский язык является одним из основных предметов в специальной школе. В зависимости от года обучения на овл...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 10 Ф (физико-математический профиль)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 10 Ф (физико-математический профиль) , Всего часов на учебный год – 34;Количество часов в неделю - 1 час Составлена в соответствии с ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 11 Е (естественнонаучный профиль)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языкуКласс – 11 Е ( естественнонаучный профиль) , Всего часов на учебный год – 34;Количество часов в неделю - 1 час;Составлена в соответствии с уч...
Пояснительная записка к рабочей программе. Предмет: русский язык. Класс: 6.УМК: Львова С.И. Пояснительная записка
Пояснительная записка к рабочей программе включает цели и задачи освоения курса, содержание курса, тематическое планирование, ЭОР, методическое обеспечение....
Рабочая программа по русскому языку класс по программе Ладыженской Т.А. и К.Т.П.
класс.Рабочая программа составленана основе программы Т.А, Ладыденской. и К.Т.П....
Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская
рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...
Рабочая программа по русскому языку для 7 класса разработана на основе примерной программы по русскому языку основного общего образования и рабочей программы по русскому языку М.Т.Баранова, Т.А. Ладыженской, Н.М.Шанского и др.
Рабочая программа адаптирована для школы надомного обучения для учащихся с ограниченными возможностями здоровья. И расчитана на 2 часа обучения русскому языку (в неделю)....