Рабочая программа по русскому языку. 11 класс
рабочая программа по русскому языку (11 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
1. Рабочая программа по русскому языку для 11 класса создана на основе программы по русскому языку для 10-11 классов Общеобразовательных учреждений под редакцией А.И.Власенкова, Л.М. Рыбченковой. Программа определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения русского языка.
Рабочая программа соответствует Программе, утвержденной Министерством образования и науки РФ, под редакцией А.И.Власенкова, Л.М. Рыбченковой – М.: Просвещение, 2013 г.
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений РФ предусматривает обязательное изучение русского языка в11 классе 1 час в неделю, что составляет 35 часов в год.
2. Общая характеристика предмета
Учебный предмет «русский язык» в современной школе имеет познавательно-практическую направленность, т.е он дает учащимся знания о родном языке и формирует у них языковые и речевые умения.
При изучении данного предмета стимулируется общее речевое развитие школьников, развивается их коммуникативная культура; формируются ценностные ориентиры и закладываются основы нравственного поведения в процессе общения на уроке, чтения и обсуждения текстов; вырабатывается дружелюбное отношение и толерантность к представителям других сторон и их культуре.
3. Цели и задачи изучения предмета
Изучение русского языка на базовом уровне среднего образования направлено на достижение следующих целей:
- воспитание гражданина и патриота; формирование представления о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание национального своеобразия русского языка; овладения культурой межнационального общения;
- развитие и совершенствование способности к речевому взаимодействию и социальной адаптации; информационных умений и навыков; навыков самоорганизации и саморазвития; готовности к трудовой деятельности, осознанному выбору профессии;
- освоение знаний о русском языке как многофункциональной знаковой системе и общественном явлении; языковой норме и её разновидностях; нормах речевого поведения в различных сферах общения;
- овладение умениями опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности; различать функциональные разновидности языка и моделировать речевое поведение в соответствии с задачами общения;
- применение полученных знаний и умений в собственной речевой культуре, орфографической и пунктуационной грамотности.
Достижение указанных целей осуществляется в процессе совершенствования коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой), культуроведческой компетенции.
4. Согласно учебному плану школы Из компонента образовательного учреждения дополнительно выделяется 1 час на изучение русского языка, на изучение русского языка в 11 классе отводится 2 часа в неделю, 70 часов в год.
Курс русского языка рассчитан на 70 часов. В 11 классе на изучение курса отводится 2 часа в неделю, 35 учебных недель. Из них на проведение
Контрольных диктантов - 4
Развитие речи - 11
5.Ценностные ориентиры содержания учебного предмета В основе построения курса лежат следующие принципы: принцип интеграции; принцип поступательности – постепенность, последовательность и перспективность обучения.При изучении данного предмета стимулируется общее речевое развитие школьников, развивается их коммуникативная культура; формируются ценностные ориентиры и закладываются основы нравственного поведения в процессе общения на уроке, чтения и обсуждения текстов; вырабатывается дружественное отношения и толерантность к представителям других стран и их культуре.
6.Результаты изучения курса
Программа обеспечивает достижение выпускниками основного полного образования следующих личностных, метапредметных и предметных результатов:
Личностные результаты:
- Формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю россии; осознание своей этнической и национальной принадлежности, формирование ценностей много национального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций.
- Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.
- Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.
- Овладение навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.
- Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
- Развитие самостоятельности и личностной ответственности за свои поступки, в том числе и информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
- Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
- Развитие эстетических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей
- Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выход из спорных ситуаций.
- Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, мотивации к творческому труду, к работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты
- Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления.
- Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.
- Использование знаково-символических средств представления информации.
- Активное использование речевых средств и средств для решения коммуникативных и познавательных задач.
- Использование различных способов поиска (в справочных источниках), сбора, обработки, анализа, организации и передачи информации.
- Овладение навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целями и задачами: осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах.
- Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
- Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права иметь свою, излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценки событий.
- Определение общей цели и путей ее достижения; умения договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение6 окружающих.
- Готовность конструктивно разрешать конфликты посредствам учета интересов сторон и сотрудничества.
- Овладение сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык».
- Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
- Умение работать в материальной и информационной среде в соответствии с содержанием учебного предмета:
- уметь читать осмысленно и понимать прочитанное;
- уметь монологически высказываться;
- уметь вести учебный диалог;
- уметь ставить вопросы, формулировать проблемы;
- уметь заполнить и производить по памяти устный и письменный текст;
- уметь действовать по предписанной учителем инструкции, алгоритмы.
Предметные результаты
В результате изучения курса ученик должен:
Знать/ понимать
Иметь предусмотренные образовательным минимумом знания о фонетической, лексической и грамматической системах русского языка, о тексте и стилях речи;
- Владеть читательскими умениями, достаточными для продуктивной самостоятельной работы с литературой разных стилей и жанров;
- Уметь передавать содержание прочитанного близко к тексту, сжато, выборочно, с изменением последовательности содержания, с выделением элементов, отражающих идейный смысл произведения, с выражением собственных суждений о прочитанном, - в устной и письменной формах;
- Выявлять подтекст;
- Владеть орфографической, пунктуационной, речевой грамотностью;
- Производить фонетический, лексический, словообразовательный, морфологический, синтаксический, речеведческий разбор, анализ художественного текста;
- Уметь составлять план, тезисы, конспект художественного, научно-популярного, публицистического текста, устного сообщения, делать необходимые выписки;
- Пользоваться языковыми средствами точной передачи мысли при построении научно-учебного, научно-популярного высказывания, правильно употребляя термины, обеспечивая простоту и ясность предложений, структурную чёткость высказывания;
- Пользоваться общественно-политической лексикой, средствами публицистического стиля, эмоционального воздействия на слушателя, читателя;
- Писать очерк, эссе, строить устное высказывание очеркового типа;
- писать отзыв о художественном произведении, научно-популярной, публицистической статье;
- Иметь представление о социальной сущности языка, его функциях и структуре, о языковой норме и происходящих в русском языке изменениях, о его взаимосвязи с другими языками.
7.Содержание тем учебного курса
Основное содержание курса представлено следующими разделами:
Синтаксис и пунктуация - 16
Обобщающее повторение синтаксиса, грамматическая основа простого предложения, виды его осложнения, типы сложных предложений, предложения с прямой речью. Способы оформления чужой речи, цитирование.
Нормативное построение словосочетаний и предложений разных типов. Интонационное богатство русской речи.
Принципы и функции русской пунктуации. Смысловая роль знаков препинания. Роль пунктуации в письменном общении. Факультативные и альтернативные знаки препинания. Авторское употребление знаков препинания.
Синтаксическая синонимия как источник богатства и выразительности русской речи.
Синтаксический разбор словосочетаний, простого и сложного предложений, предложения с прямой речью.
Публицистический стиль речи - 15
Особенности публицистического стиля речи. Средства эмоциональной выразительности в публицистическом стиле.
Очерк, эссе.
Устное выступление. Дискуссия.
Использование публицистического стиля в собственной речи.
Художественный стиль речи - 9
Общая характеристика художественного стиля (языка художественной литературы): образность, широкое использование изобразительно-выразительных средств, использование языковых средств других стилей, выражение в нём эстетической функции национального языка.
Язык как элемент художественной литературы, один из элементов структуры художественного произведения.
Источники богатства и выразительности русской речи. Изобразительно-выразительные возможности морфологических форм и синтаксических конструкций. Стилистические функции порядка слов.
Основные виды тропов, их использование мастерами художественного слова. Стилистические фигуры, основанные на возможностях русского синтаксиса.
Анализ художественно-языковой формы произведений русской классической и современной литературы, развитие на этой основе восприимчивости художественной формы, образных средств, эмоционального и эстетического содержания произведения.
Общие сведения о языке - 4
Язык как система. Основные уровни языка.
Нормы современного русского литературного языка, их описание и закрепление в словарях, грамматиках, учебных пособиях, справочниках. Роль мастеров художественного слова в становлении, развитии и совершенствовании языковых норм.
Выдающиеся учёные-русисты.
Повторение (Разбор заданий части А и С) - 26
Систематизация знаний и умений по русскому языку. Подготовка к ЕГЭ.
- Календарно-тематическое планирование
Раздел программы | Характеристика деятельности обучающихся | Тема урока и программное содержание | № уро-ка | Кол- во часов | Дата проведения | ||
по пла-ну | по фак-ту | ||||||
Синтаксис и пунктуация Публицистический стиль речи Художественный стиль речи Общие сведения о языке Повторение Разбор заданий ЕГЭ (части 1, 2) | Знать:
Уметь:
.
Знать:
Уметь:
Знать:
Уметь:
Знать:
Уметь:
Знать:
Уметь:
| Принципы русской пунктуации. Обобщение и повторение синтаксиса и пунктуации. Смысловая роль знаков препинания. Роль пунктуации в письменном общении. Типы и виды словосочетаний. Основные признаки словосочетания. Основные виды словосочетаний по морфологическим свойствам главного слова: именные, глагольные, наречные. Виды связи слов в словосочетании: согласование, управление, примыкание. Простое предложение. Основные признаки предложения и его отличия от других языковых единиц. Грамматическая основа. Характеристика простого предложения. Контрольный диктант Способы выражения главных членов предложения. Виды односоставных предложений. Осложнённое предложение. Виды осложнения: однородные члены, обращения, вводные слова, обособленные обороты. Сложное предложение. Типы сложных предложений, их структура. Сложносочинённые предложения, бессоюзные сложные предложения. Прямая и косвенная речь. Знаки препинания при прямой речи, в сложноподчинённом предложении. Замена прямой речи косвенной. Способы оформления чужой речи, цитирование. Синтаксическая синонимия как источник богатства и выразительности русской речи. Перестройка сложных предложений в простые осложнённые и наоборот, сопоставление их, выявление смысловых оттенков. Нормативное построение предложений разных типов. Интонационное богатство русской речи. Авторская пунктуация Анализ отрывков из художественных текстов с особым применением знаков препинания. Виды синтаксического разбора РР Сочинение-миниатюра Контрольный тест и его анализ Основные признаки публицистического стиля речи. Особенности публицистического стиля. Лексические особенности публицистического стиля Средства эмоциональной выразительности в публицистическом стиле речи. Синтаксические особенности публицистического стиля речи. Жанры публицистического стиля речи. Путевой очерк, портретный очерк, проблемный очерк, эссе. Работа над одним из четырёх жанров по выбору учащихся. Устное выступление. Речи, доклады. Дискуссия. Правила деловой дискуссии, требования к её участникам, выбор темы, сбор материалов. РР Работа над редактированием текста Правила деловой дискуссии, требования к её участникам, выбор темы, сбор материалов. Зачетная работа за первое полугодие Контрольный диктант. РР Сочинение на основе публицистического стиля. Использование учащимися средств публицистического стиля речи в собственной речи. РР Работа над ошибками, редактирование. Общая характеристика художественного стиля. Образность, широкое использование изобразительно-выразительных средств и языковых средств других стилей. Выражение в нём эстетической функции русского национального языка. Язык как первоэлемент художественной литературы. Роль языка в художественном произведении (жанр, идейно-тематическое содержание, сюжет, композиция, образная система). Виды тропов и стилистических фигур. Наблюдение над морфологическими формами, порядком слов, синтаксическими конструкциями, выполняющими изобразительно-выразительную функцию, выступающими элементами художественной формы, передающими своеобразные оттенки мысли. РР Анализ художественного текста, лирического произведения (или отрывка). Индивидуально-языковой стиль писателя. Своеобразие лексики, синтаксиса, ритмов, интонаций, словесных образов в их связи с идейно-тематическим и эмоционально-образным содержанием произведения в целом; роль лексических средств и словесных образов в композиционной организации произведения. (По языку конкретных произведений М.Горького, М. Цветаевой, А.Блока и др. писателей) РР Сочинение на основе художественного стиля. Использование учащимися средств художественного стиля речи в собственной речи. (упр.550) КД Контрольный диктант и его анализ. Язык как система. Основные уровни языка. Нормы современного русского литературного языка. Орфоэпические, акцентологические, лексико-фразеологические, грамматические, стилистические, орфографические, пунктуационные. Роль мастеров художественного слова в становлении, развитии и совершенствовании языковой нормы. Выдающиеся учёные-русисты. Сообщения учащихся. Фонетика. Графика. Орфография. Трудные случаи орфографии. Разбор заданий ЕГЭ части А Морфемика и словообразование Разбор заданий ЕГЭ части Б Лексика и фразеология РР Разбор заданий ЕГЭ (языковые и грамматические нормы) РР Разбор заданий ЕГЭ (анализ текста, средства связи и выразительности) Морфология и орфография Повторение глагола, причастия и деепричастия (трудные случаи) Синтаксис и пунктуация Разбор заданий ЕГЭ (трудные случаи синтаксиса и пунктуации) РР Разбор заданий ЕГЭ части С Разбор заданий ЕГЭ КР Решение тестовых заданий РР Сочинение по прочитанному тексту КД Контрольный диктант с грамматическим заданием и его анализ РР Текст. Типы и стили речи. Особенности, средства выразительности Разбор заданий ЕГЭ Разбор заданий ЕГЭ Разбор заданий ЕГЭ Повторение и обобщение изученного Итоговое повторение | 1 2-3 4,5,6 7 8 9 10 11 12 13 14 15-16 17 18 19 20 21-22 23-24 25-26 27 28 29 30 31-32 33 34 35 36 37 38 39 40-41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61-62 63 64 65 66 67 68 69-70 | 16 1 2 3 1 1 1 1 1 1 1 1 2 15 1 1 1 1 2 2 2 1 1 1 1 2 1 8 1 1 1 1 1 1 2 4 1 1 1 1 26 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 2 1 1 1 1 1 1 2 |
|
|
- Планируемые результаты в конце изучения курса за 11 класс
В результате изучения русского языка на базовом уровне ученик будет
знать / понимать:
- связь языка и истории, культуры русского и других народов;
- смысл понятий: речевая ситуация и её компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи;
- основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь;
- орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка; нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения;
уметь:
- осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;
- анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;
- проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка;
аудирование и чтение
- использовать основные виды чтения (ознакомительно-изучающие, ознакомительно-реферативное и др.) в зависимости от коммуникативной задачи;
- извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, СМИ, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях. Воспринимать на слух художественные, научные, публицистические тексты, излагать устно и письменно.
говорение и письмо
- создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения;
- применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;
- соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка;
- соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем;
- использовать основные приёмы информационной переработки устного и письменного текста;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- осознания русского языка как духовной, нравственной и культурной ценности народа; приобщения к ценностям национальной и мировой культуры;
- развития интеллектуальных и творческих способностей, навыков самостоятельной деятельности; самореализации, самовыражения в различных областях человеческой деятельности;
- увеличения словарного запаса; расширения круга используемых языковых и речевых средств; совершенствования способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;
- совершенствования коммуникативных способностей; развития готовности к речевому взаимодействию, межличностному и межкультурному общению, сотрудничеству;
- самообразования и активного участия в производственной, культурной и общественной жизни государства.
10.Учебно-мтодическое и материально-техническое обеспечение
8.Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения | Примечание |
Программа по русскому языку для 10-11 классов Общеобразовательных учреждений под редакцией А.И.Власенкова, Л.М. Рыбченковой, 2013 | В программе определены цели и задачи курса «Русский язык», основное содержание курса, рассмотрены подходы к структурированию материала. |
Учебники
| В учебнике представлен материал, соответствующий программе и позволяющий сформировать систему знаний, необходимых для продолжения изучения математики ( или другого предмета, указать), представлена система учебных задач (заданий) на отработку УУД, на развитие логического мышления, и т. п. |
Рабочие тетради
| Рабочие тетради сориентированы на вычленение и тщательную отработку наиболее существенных элементов содержания учебника. В них содержатся задания, которые обучающиеся должны выполнить в течение учебного года. |
Проверочные работы
в комплекте: 15 шт (один на парту)
| Пособия содержат тесты для самостоятельных и проверочных работ с учетом уровня сложности. Тесты обеспечивают итоговую самопроверку знаний по всем изученным темам. |
Методические пособия
| В методических пособиях представлены поурочные разработки по курсу «Русский язык». В пособии даны разъяснения к трудным темам курса, приведены инструктивные карточки для самостоятельной работы, примерные вопросы для проведения бесед. Определен объем домашней работы с указанием заданий. |
Поурочные разработки
| В пособии представлены разработки уроков и методические рекомендации к ним. Раскрываются методические приемы, обеспечивающие развитие умений принимать учебные цели, следовать им, действовать по плану, контролировать процесс и оцениванвать результаты своей деятельности. |
Демонстрационные материалы
| Таблицы построены в контексте методической системы учебника. Имеют следующие назначения: - информационно-обобщающие; - проблемно-аналитические; - информационно-справочные и другие. |
Компьютерные и информационно-коммуникативные средства
| Электронные приложения дополняют и обогащают материал учебника мультимедийными объектами, видеоматериалами, справочной информацией, проверочными тестами разных уровней сложности. |
Технические средства обучения
|
|
Приложение к программе:
Сведения о контроле
Виды работ | I | II | III | IY |
Контрольные диктанты | 1 | 1 | 1 | 1 |
Развитие речи | - | - | 3 | 8 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
пояснительная записка к рабочей программе по русскому языку для 6 класса коррекционной школы 8 вида. Рабочая программа по русскому языку для 6 класса коррекционной школы 8 вида
Программа составлена для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья. Русский язык является одним из основных предметов в специальной школе. В зависимости от года обучения на овл...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 10 Ф (физико-математический профиль)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 10 Ф (физико-математический профиль) , Всего часов на учебный год – 34;Количество часов в неделю - 1 час Составлена в соответствии с ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 11 Е (естественнонаучный профиль)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языкуКласс – 11 Е ( естественнонаучный профиль) , Всего часов на учебный год – 34;Количество часов в неделю - 1 час;Составлена в соответствии с уч...
Пояснительная записка к рабочей программе. Предмет: русский язык. Класс: 6.УМК: Львова С.И. Пояснительная записка
Пояснительная записка к рабочей программе включает цели и задачи освоения курса, содержание курса, тематическое планирование, ЭОР, методическое обеспечение....
Рабочая программа по русскому языку класс по программе Ладыженской Т.А. и К.Т.П.
класс.Рабочая программа составленана основе программы Т.А, Ладыденской. и К.Т.П....
Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская
рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...
Рабочая программа по русскому языку для 7 класса разработана на основе примерной программы по русскому языку основного общего образования и рабочей программы по русскому языку М.Т.Баранова, Т.А. Ладыженской, Н.М.Шанского и др.
Рабочая программа адаптирована для школы надомного обучения для учащихся с ограниченными возможностями здоровья. И расчитана на 2 часа обучения русскому языку (в неделю)....