Описание внешности человека по репродукции картины В.А. Серова "Девочка с персиками" (подготовка к сочинению-описанию)
план-конспект урока по русскому языку (7 класс) по теме

Лякина Ирина Ивановна

Автобиографические данные В.А. Серова, история создания картины. Составление плана к письменной работе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Урок Серов246.02 КБ

Предварительный просмотр:

Урок

Лякиной Ирины Ивановны, учителя   русского языка  и литературы

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №2»

города Новомосковска Тульской области

по теме:

Описание внешности человека

по репродукции  картины В.А.Серова  «Девочка с персиками».

 (подготовка к написанию сочинения-описания)

Предмет, класс: русский язык ,7-Б класс.

Тип урока: урок развития речи.

Цель деятельности учителя: повторить правила написания, оформления сочинений, разработки плана; воспитывать интерес к тексту описательного характера, развивать культуру речи учащихся, научить описывать внешность человека по картине: наблюдать, выделять главное в портрете, использовать в высказывании «портретную» лексику; развивать у школьников чувство стиля, способность к описательной речи.

Формы работы: наблюдение над языком; эвристический метод фронтальная, индивидуальная, групповая.

Планируемые результаты урока

Личностные: осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самоусовершенствованию.

Метапредметные: способность осознания целей учебной деятельности и умение их пояснить; умение ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач.

Предметные: знать о роли деталей в художественном описании, о понятии «портрет»; уметь описывать внешность человека; создавать текст-описание.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор.

Наглядно-демонстрационный материал: словарь-таблица «портретной лексики», текст искусствоведа Г.С.Арбузова; презентация, выполненная учителем; орфографические словари.

Основные понятия: художественное описание портрета.

Ход урока

  1. Этап  мотивации к учебной деятельности.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Вступительное слово учителя.

-Здравствуйте, ребята! Мы как всегда рады видеть друг друга и готовы к совместной творческой работе.

- Сегодняшний урок я хочу начать следующими словами:

       Не то беда, что мы всегда чего-нибудь не знаем,

       А то беда, что иногда незнание скрываем.

       А если знаешь сам, чего не знаешь, не умеешь,

       Тогда добьешься своего, узнаешь, поумнеешь.

-Ребята, о чем я хотела сказать этими словами?

-Запишите в тетрадь дату, вид работы и тему урока.

( на доске записаны дата, вид работы (классная), тема урока «Описание внешности человека по репродукции  картины В.А.Серова  «Девочка с персиками»»).

Прослушивают стихотворение. Отвечают на вопросы. Размещают учебные материалы на рабочем месте, демонстрируют готовность к уроку.

Записывают дату, тему урока.

Методический комментарий.

  1. Этап актуализации знаний и пробного учебного действия.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

-Сегодня нам предстоит сложная, но увлекательная работа. Мы должны подготовиться к сочинению – описывать внешность человека, его портрет по картине В.А. Серова «Девочка с персиками».

 - Как называется произведение изобразительного искусства, содержащее изображение какого-либо определенного человека или группы людей? Описание внешности персонажа в литературном произведении?

- Как называют художника-специалиста в области портрета?

- Правильно. Сегодня на уроке развития речи мы будем учиться наблюдать, выделять главное в портрете.  С понятием «описание» мы уже знакомы.

- Вспомните, ребята, что значит описывать?

- Правильно, описать – значит указать, раскрыть признаки предмета или явления.

А какие виды описания нам уже известны?

- Определите, чем же они отличаются друг от друга?

Правильно, в описании деловом (научном) важно указать в определенном порядке главные, существенные признаки предмета. В таком описании всё должно быть точно, логично. Эти описания часто встречаются в учебниках  истории, природоведения, биологии. Художественное описание дает образное, яркое представление о предмете. В нем отражается восприятие автора, его настроения, мысли чувства.

- Чем же отличается художественное описание?

- Приведите примеры описаний, с которыми вы встречались, читая художественную литературу.

Описание внешности человека, так же, как и другие виды описания, может быть деловым, научным и художественным. Деловое описание используется, например, при розыске пропавших людей, в нем указывают особые приметы описываемого лица. Мы же будем работать над художественным описанием портрета.

  А сейчас, ребята, представьте, что  вы находитесь в Третьяковской галерее. Перед вами портреты, выполненные великим русским живописцем Валентином Александровичем Серовым.

Рассказывает о  художнике В.А. Серове. Демонстрирует слайды.

        В.А Серов (1865 – 1911) – художник конца 19 начала 20 столетия занимает выдающееся место в истории русского искусства. Родился 7 января 1865 года в интеллигентной семье. Его отец – А.Н. Серов был известным композитором и музыкальным критиком, мать – талантливой пианисткой, оставившей заметный след в истории русской культуры.

            Родители Серова были людьми высокого интеллекта  и чувства долга, безупречно чистыми, доброжелательными и бескорыстными. Мальчику исполнилось 6 лет, когда внезапно умер отец. Мать, увлеченная музыкой и распространением её в народе, часто оставляла сына у знакомых и родственников. Молчаливый и сдержанный по природе, маленький Серов, оставаясь один, начал рисовать; у него обнаружились большие художественные способности.

            С 10-летнего возраста талантливый ребенок обучался рисованию и живописи у великого художника И.Е. Репина, который развил у него творческие интересы. В 1880 г. Серов поступил в Академию художеств, где провел 5 лет и занимался под руководством Чистякова. В годы учёбы начали складываться художественные взгляды В.А. Серова. Он стремился в совершенстве овладеть средствами художественной выразительности, придавая особое значение композиции, цвету, светотени. Следовательно, уроки Репина в детстве, занятия в Академии художеств дали Серову серьёзную профессиональную подготовку.

Серов рано начал свой творческий путь. Он утвердил себя как зрелый художник 23-летним юношей, когда в 1888 г. на выставке в Москве появляются его полотна «Девочка с персиками» и «Девушка, освещенная солнцем».

Мощный стимул формированию его творчества давало пребывание в подмосковном имении Абрамцево, где собирались передовые деятели русской культуры. Именно в Абрамцеве были написаны эти портреты, которые принесли ему славу. Они полны лиризма, задушевности, тонко переданного чувства гармонии человека и окружающей среды.

В.А. Серов – великолепный портретист. Он глубоко понимал духовный мир детей и изображал их с большой любовью. Детские образы Серова пленяют простотой, бесхитростностью, непосредственностью. Художник проявляет глубокий интерес к внутренней жизни детей, передает серьёзность, сосредоточенность, независимость детского характера.

-Ребята, внимательно посмотрите на эти репродукции картин талантливого художника. Ваши одноклассники, выступив в роли экскурсоводов, подробно расскажут о каждой.

  

После сообщений учащихся о картинах Серова, учитель ставит им оценки.

- А теперь ответьте, ребята, что раскрывает художник, воспроизводя индивидуальный облик?

- Через какие внешние признаки художник раскрывает внутренний мир человека?

- Ребята, а вы почувствовали, как сам художник относится к изображаемому?

- Возьмите ручки и ответьте письменно на мои вопросы.

1) Кто такой Серов?

2) Кого изображает художник на своих полотнах? Как?

.

3) Назовите его картины.

.

- Давайте прочитаем то, что у вас получилось.

  Теперь, когда мы узнали, кто такой Серов, кого он рисовал на своих полотнах, как называются его картины, перейдем к нашей основной работе – описанию внешности человека по картине «Девочка с персиками».

 

-Ребята, что можно передать через описание внешности человека?

Мы уже начали с вами работу над «портретной» лексикой.

 Вспомните:

- Какими словами можно описать фигуру человека?

- Какими словами можно описать лицо человека?

- Какими словами можно описать глаза, волосы?

- Какими словами можно охарактеризовать человека по его одежде?

Воспринимают на слух информацию, принимают участие в диалоге с учителем.

Портрет

Портретист-

-Указывать на признаки предмета, раскрывать эти признаки.

Обдумывают ответы на вопросы.

- Деловые, научные, художественные

- В деловом и научном важно указать главные признаки предмета и обязательно в определенном порядке;

-Художественное описание отличается образностью, оно дает яркое представление о предмете;

- В художественном описании отражается настроение автора, его мысли чувства

- Образностью.

Приводят примеры из художественных произведений.

- В сказке «Царевна - лягушка» описание каравая, который испекла лягушка;

- В сказке о «Мертвой царевне…» описание яблока, горницы у богатырей;

- В «Снежной королеве» описание комнаты доброй колдуньи и залов в королевстве.

Воспринимают  на слух информацию, смотрят презентацию.

Слушают сообщения подготовленных учеников о картинах. Репродукции картин представлены на слайдах.

1-й ученик (рассказывает о картине «Девушка, освещенная солнцем»):

        Это портрет двоюродной сестры художника Маши Симонович, написанный им под Москвой в Домотканове в 1888 г. Свободно и непринужденно сидит, прислонясь к стволу старого и развесистого дерева, молодая девушка. Тишина и покой царят в окружающей её природе в этот тёплый солнечный день. Милое и приветливое лицо девушки тоже ясно, покойно.

        Серов уловил и передал сложные и разнообразные цветовые сочетания. Он показал, как обычная белая кофточка становится жемчужной, когда солнце, пробиваясь сквозь густую листву, бросает на нее многоцветные отсветы.

Как глубок и «тепел»  этот синий-синий цвет юбки, рядом с которой кажутся холодными тона незагоревших тонких рук девушки и её темно-русых небрежно прибранных волос. Серов передал бесчисленные оттенки зелени, яркой и теплой на открытом солнце и холодноватой, когда она уходит в тень. В картине «Девушка, освещенная солнцем» Серов передал нечто вечное, то, что было, есть и будет, - красоту жизни, молодость, радость бытия.

       

2-й ученик (рассказывает о картине «Дети»):

Небольшая картина «Дети» написана в 1899г. Она изображает 2-х сыновей Серова: Сашу и Юру на берегу холодного Балтийского моря. Мальчики помещены на переднем плане. Дети приближены к нам и даны крупным планом, во весь рост. Они не позируют, а стоят в живых естественных позах: один мальчик обернулся на минутку к нам лицом, другой любуется морем.

Серов сумел передать красоту неяркого серенького дня и красоту детей. Свет и воздух окутывает фигурки мальчиков, отчего их белые рубашки кажутся жемчужными, отливая серебристыми переливами. Темно-синие штаны и черные чулки контрастно выделяются на сероватом полу терраски. Картина построена на сочетании  золотистых тонов песка, серебристой воды, синего неба, покрытого тучами, сквозь которые прорываются неяркие солнечные лучи. Ветер треплет темные кудри мальчиков, доносит запахи моря, наполняет всю  картину ощущением свежести, какой-то особой свежести и воздушности. «Дети» - одно из самых поэтичных произведений Серова, волнующее красотой и правдивостью запечатленной в них жизни.

3-й ученик (рассказывает о картине «Мика Морозов»):

Особое место в творчестве Серова занимают портреты детей, очень правдивые, на редкость  тонко и верно и передающие детский характер. Таков его «Мика Морозов». Картина написана в 1991 г. 4-х летний мальчик как будто  на минутку присел на краешек деревянного креслица и с любопытством на что – то смотрит. Очень живо передан серьёзный, внимательный, сосредоточенный взгляд тёмных глаз мальчика. Разметавшиеся, вьющиеся волосы, полуоткрытый рот, устремленная вперед напряженная фигурка – всё говорит о натуре живой и беспокойной.

Мазки положены не гладко, спокойно, а стремительно, в соответствие с характером изображенного. Белый костюм мальчика красиво выделяется на темном сером фоне. Его белизна гармонирует с ясным и чистым душевным миром ребенка. «Мика Морозов» - произведение исключительно не только в русской, но и в мировой живописи. Трудно назвать другую картину, где ребенок был бы передан так правдиво и обаятельно.

Отвечают на вопросы. Определяют уровень приобретенных знаний.

- Внутренний мир человека; чувства, характер

-Через мимику, жест, движения…

- Чувствуется его личная симпатия к изображаемому;

- Изображает детей с любовью;

- Серов понимает духовный мир детей.

Учащиеся записывают ответы в тетрадь.

- Серов – художник-портретист;

- Известный мастер живописи;

- Великолепный портретист.

- На своих полотнах Серов изображает детей. Он глубоко понимал духовный мир детей и изображал их с большой любовью, симпатией.

Записывают название картин.

3-4 ученика читают свои записи. Одноклассники слушают и обсуждают ответы своих товарищей.

Подготовленый учащийся рассказывает об истории создания картины.

На картине изображён портрет Веры Мамонтовой, который писался в Абрамцеве. В.А. Серов был очарован при виде старшей дочери Мамонтовых, Веруши, которой давно уже не видел. Она так расцвела и похорошела, что он едва её узнал. Серов сразу решил её писать - в том платьице, в котором увидел, - в розовой кофточке, с черным бантом. На другой же день начались сеансы, продолжавшиеся непрерывно по несколько часов в день в течение  всего августа и половины сентября.

Давно уже нет на свете той девушки-подростка с таким чудесным, невыразимо русским лицом, что если бы и не было внизу серовской подписи, все же ни минуты нельзя было сомневаться в том, что дело происходит в России, в русской деревне.

Формулируют собственные мысли, высказывают и свою точку зрения.

 - Через описание внешности можно передать внутренний мир человека, выразить своё отношение к нему.

 

Описывая внешность, нужно отмечать яркое, особенное в нём.

После ответов учащихся их вниманию предлагается таблица «портретной лексики».

Методические комментарии.

  1.  Этап постановки проблемы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Рассмотрим внимательно портрет В.А. Серова «Девочка с персиками».

Перед вами картина, в центре которой изображена девочка.

1.  Что можно сказать о ней? Как вы думаете, она старше вас?

2. Что мы можем сказать о лице Веруши; глазах? Нравятся ли вам её волосы?

3. Что  прежде всего привлекает вас в портрете Веры Мамонтовой.?

4. А какой у неё характер?

5. В какой позе изображена девочка?

6. Какие предметы её окружают?

7. Какое значение имеет солнечный свет в портрете – картины?

8. Что вы чувствуете и о чём вы думаете, когда смотрите на этот портрет?

9. Как художник сумел пробудить у нас светлое, радостное настроение?

10. Какие краски использует художник, чтобы создать у нас радостное настроение?

11. Нравится ли вам образ девочки, созданный В.А. Серовым? Чем?

Чтение текста искусствоведа Г.С. Арбузова:

 А теперь послушайте, как описал портрет девочки известный искусствовед Г.С. Арбузов.

Портрет Веры Мамонтовой писался в Абрамцеве, подмосковном имении С.И. Мамонтова, куда Серов явился прямо из Италии, обуреваемый жаждой творчества. О необычайно приподнятом настроении, с которым Серов брался за портрет, говорит его письмо, написанное незадолго до того из Венеции: «В нынешнем веке пишу всё тяжелое, ничего отрадного. Я хочу, хочу отрадного и буду писать только отрадное».

Смуглое лицо девочки с проступающим сквозь загар румянцем, живой взгляд её карих глаз, небрежно брошенные со лба непокорные волосы, спокойно, но так трепетно и живо лежащие на столе руки, неповторимая чистота тонов – всё это прелестно, всё оставляет глубокий  след в душе каждого человека, любящего русское искусство.

Живопись необычайно проста. Художник передал всё:  девочка в розовой кофточке с черным бантом и красной гвоздикой сидит за столом, покрытым белой скатертью, лежит нож; персики и листья брошены нас тол; описаны все стулья; подсвечник на окне и фигурка игрушечного  солдата в глубине комнаты; фарфоровая тарелка на стене; за окном сад в поздние дни лета. И сколько в этой простоте глубины и цельности, как во всех этих «случайностях» сквозит неповторимая радость жизни!

С предельной выразительностью передан свет, льющийся серебристым потоком из окна и наполняющий комнату. Этот свет сияет на стене и фарфоровой тарелке, бликами отражается на спинках стульев, мягко ложится на скатерть, скользит по лицу и рукам. Обтекая фигуру и все предметы, он создаёт ту единую, органически цельную среду, которая была неотъемлемым свойством живописи Молодого Серова.

Физкультминутка.

Чтоб глаза твои зорче были,

Чтоб в очках тебе не ходить,

Эти легкие движенья

Предлагаю повторить.                                            

Вдаль посмотрим и под ноги,

Вправо, влево побыстрей.

Удивимся – что такое?

И закроем их скорей.

А теперь по кругу быстро,

Словно стрелочки часов,

Проведем глазами дружно,                                      

Ну, а дальше – будь здоров!

Теперь и вы все отдохнули,

Новая забота:

Нужно сделать на «отлично»

Новую работу.                                                                

Формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения.

В сотрудничестве с учителем и одноклассниками делают выводы.

Воспринимают на слух информацию.

Учащиеся выполняют упражнения.

Методический комментарий.

  1. Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Составление плана сочинения:

Из прочитанного видно, что Арбузов с большой любовью описал портрет Веры Мамонтовой,  который произвёл на него неизгладимое впечатление.

Картина нами рассмотрена.

- Давайте обсудим вопросы, которые помогут нам составить развернутый план сочинения.

- С чего нужно начать сочинение?

          

- Уместно ли указать в письменной работе, где создавалась картина? Как это можно озаглавить?

        

- Почему В.А. Серов решил написать портрет девочки? Как это прозвучит в нашем плане?

        

        

- Что необходимо учесть при описании внешности девочки?

        

- На что ещё нужно обратить внимание? Как мы это выразим в плане?

- Чем целесообразнее закончить сочинение?

План составляется коллективно, записывается  в тетрадях.

Формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения. Отвечают на вопросы.

В сотрудничестве с учителем и одноклассниками  составляют план работы над сочинением.

1. Серов и его картины.

2.Время и место работы над картиной «Девочка с персиками».

3.Мотив написания портрета.

(с обучающимися выясняем лексическое значение «мотив», если не знают, то необходимо объяснить).

4. Описание внешности девочки:

                а) поза

                б) лицо

                в) глаза

                г) волосы

                д) руки

                е) одежда

5. Описание обстановки вокруг девочки.

6. Краски, используемые художником.

7. Моё впечатление от картины.

Слайд.

Методический комментарий.

  1. Творческая практическая деятельность по реализации  построенного проекта.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

К сочинению мы готовы. Теперь только надо написать его красиво и грамотно.

Слайд.

- Какие слова и словосочетания здесь представлены?

- Совершенно верно.  

- А так как вы черновик сочинения будете писать дома, эти слова сейчас запишите в свои тетради. Написать их надо без ошибок. (Учитель диктует, комментируя орфограммы).

- Слова и словосочетания, которые можно использовать для написания сочинения.

Учащиеся выполняют словарную работу.

Абрамцево,  подмосковное имение С.И. Мамонтова, смуглое лицо, карие глаза, непокорные волосы, загар, живопись, розовая кофточка, черный бант, красная гвоздика, подсвечник, фигурка игрушечного солдатика, фарфоровая тарелка, серебристый свет, каштановые волосы, обаятельный образ, портрет-картина, неповторимая чистота тонов, девушка-подросток, золотой фонд русского искусства, художник  портретист.

Методические комментарии.

  1. Этап первичного закрепления во внешней речи.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

 Контролирует правильность выполнения задания.

-Для того чтобы сочинение получилось образным, чтобы его интересно было читать другим, подумайте сначала, что бы вы хотели написать, проговорите про себя предложение целиком и только потом записывайте.

Формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения.

Озаглавливают рассказ в соответствии с темой и основной мыслью сочинения.

Методические комментарии.

  1. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

-Неотъемлемой частью подготовки к хорошему сочинению является предупреждение ошибок. Для этого необходимо заранее подобрать слова, в правописании которых вы не уверены, и проверить по словарю.

Работают над предупреждением ошибок с помощью словарей и справочников.

Методические комментарии.

  1. Этап первичного включения нового знания в систему знаний и повторение нового знания.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Учитель просит учеников ответить на ряд вопросов, связанных с написанием сочинения:

  1. В каком стиле должно быть написано сочинение?
  2. Могут ли в тексте присутствовать большие фрагменты, различающиеся по стилевой окраске?
  3. Каким образом должен составляться план сочинения? Что он должен включать в себя? Из скольких пунктов состоять?
  4. Какие пункты может включать в себя описание портрета?

Отвечают на вопросы.

Определяют уровень приобретенных знаний.

Методические комментарии.

  1. Этап фиксации нового знания и оценки собственной деятельности.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

- Что нового узнали на уроке?

- Какие трудности у вас появлялись в процессе работы?

- Как вы их преодолевали?

- Достигли ли вы поставленной перед собой цели?   Какая информация отложилась у вас в памяти?

- Понравилось ли вам на уроке?

Отвечают на вопросы учителя.

Определяют свое эмоциональное состояние.

Методические комментарии.

  1. Этап домашнего задания

Деятельность учителя

Деятельность  учащихся

Домашнее задание:

 написать сочинение по плану.

Записывают домашнее задание в дневник.

Методические комментарии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сочинение-описание внешности человека по картине

Данная презентация содержит сведения о художнике, истории написания картины "Охотники на привале", вопросы и задания для учащихся, составление сложного плана, устное описание картины....

Конспект урока русского языка по развитию речи учащихся 7 класса «Подготовка к сочинению-описанию внешности человека на основе жизненных наблюдений»

Конспект урока разработан с использованием технологии развития критического мышления через чтение и письмо...

Конспект урока русского языка по развитию речи учащихся 7 класса «Подготовка к сочинению-описанию внешности человека на основе жизненных наблюдений»

Разработка урока по развитию речи для 7 класса с использованием современных технологий и методик для развития коммуникативных умений учащихся....

Сочинение «Описание внешности человека по личным наблюдениям»

Никакая внешняя прелесть Не может быть полной, если она Не оживлена внутренней красотой....

« КАК ПРОВЕСТИ УРОКИ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ПО ТЕМЕ: «УСТНОЕ ИЗЛОЖЕНИЕ ТЕКСТА ХУДОЖЕСТВЕННОГО СТИЛЯ И СОЧИНЕНИЕ – ОПИСАНИЕ ВНЕШНОСТИ ЧЕЛОВЕКА ПО ЛИЧНЫМ НАБЛЮДЕНИЯМ (НА ОСНОВАНИИ ЛИЧНОГО ОПЫТА). СИСТЕМА РАБОТЫ ПО ПОДГОТОВКЕ СОЗДАНИЯ ТЕКСТА СОЧИНЕНИЯ»

На сегодняшний день так складывается ситуация с преподаванием русского языка и литературы, что мы понимаем, как особенно необходимо обращать внимание на письменную и устную речь обучающихся, особенно ...

"Развитие речевых компетенций учащихся через систему работы над сочинениями-описаниями внешности человека"

В статье представлен педагогический опыт по подготовке учащихся к сочинению-описанию внешности человека...