Элективный курс по русскому языку
календарно-тематическое планирование по русскому языку (9 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Программа элективного курса «Учимся писать эссе»
Пояснительная записка
Современные условия развития образования, в том числе литературного, его гуманизация и гуманитаризация, выдвинули на первый план понятие «личности» ученика, новые подходы к современному литературному образованию предполагают выработку у учащихся собственной позиции, собственного отношения к прочитанному (соразмышления, сопереживания, сопряжения своего и авторского «Я»)
В связи с этим уточняются и виды творческих письменных заданий, предлагаемых учащимся. В последние годы программы по литературе и русскому языку, современные учебники и учебные пособия включают те жанры, которые в большей степени направлены на самораскрытие личности, выявление её внутреннего своеобразия, среди них – письмо, исповедь, страницы из дневника, путевые заметки, лирические очерки, рецензии, эссе. Последний вид творческой работы в словесной культуре уже давно утвердился как жанр, нацеленный на познание многообразия мира и человека, на раскрытие его внутреннего «я», на «безграничные поиски нас самих» (М. Монтень)
Ещё одно привлекательное качество эссе как жанра для образования школьников – его интегративное свойство, возможность объединять разные способы описания мира: и научный, и религиозный, и эстетический. Разновидности эссе (философские, духовные, исторические, литературно-критические и др.) позволяют говорить об интеграции в разных областях образования человека: духовной, научной, культурной.
Цель курса: освоение нового жанра сочинения.
Задачи курса:
а) дать представление об особенностях и разновидностях жанра эссе, научить определять отличительные особенности эссе от других жанров;
б) сформировать умение работать в жанре эссе;
в) пополнить словарный запас учащихся новыми словами и понятиями;
г) познакомить 9-тиклассников со специфическими видами деятельности: лингвистическим анализом текста через систему лабораторных и практических работ, сопоставительной работой с разными видами справочной литературы, презентацией и защитой творческих работ;
д) развивать индивидуальные способности учащихся;
е) помочь определиться с дальнейшим профилем обучения на старшей ступни.
Курс рассчитан на 18 часов и реализуется в 9 классе в течение полугодия в качестве элективного в рамках предпрофильной подготовки 9-тиклассников.
Календарно-тематическое планирование.
Дата | № | Тема | Содержание занятия |
1 | Понятие о жанре эссе | Работа со словарями, сравнение различных определений жанра | |
2 | История жанра эссе | История зарождения жанра на Западе, Русская эссеистика 18-19 веков, обращение к эссе писателей 20 века | |
3 | Законы жанра эссе | Подчёркнуто выраженный индивидуальный взгляд автора, свободное владение темой, включение различных способов освоения действительности, воплощение в разных литературных формах. | |
4 | Анализ образцов эссе | Обучение умению отличать эссе по жанровым признакам | |
5 | Творческая работа | Написание сочинения-описания впечатлений от путешествий, встреч с новыми местами. Определение жанра своей работы | |
6 | Сопоставление эссе с близкими по форме жанрами: письмом, беседой | Закрепление умения видеть содержательные, структурные особенности эссе, воплощённые в разных литературных формах, их особенностях, языковом оформлении | |
7-8 | Подготовка к творческой работе в эпистолярном жанре, написание сочинения | Работа со справочными материалами, составление понятийного словаря. Написание сочинения | |
9 | Анализ творческих работ учащихся в эпистолярном жанре | Представление и обсуждение работ | |
10 | Зависимость формы эссе от адресата и задач автора | Упражнения на выявление зависимости формы эссе и его языкового воплощения от задачи и адресата автора | |
11 | Эссе в стихах и в прозе | Сравнение примеров стихотворных и прозаических эссе | |
12 | Эссе на одну и ту же тему, написанные разными авторами | Сопоставительный анализ эссе с целью показать творческие возможности в рамках одного жанра | |
13 | Анализ литературно-критических эссе | Какие возможности открывает авторам жанр эссе? | |
14 | Литературно-критические эссе, написанные в форме слова | Знакомство со словом как жанром ораторской прозы | |
15 | Знакомство с приёмом ассоциации при создании эссе | Обучение школьников восприятию ассоциаций художников слова | |
16-17 | Написание сочинения в форме эссе, анализ сочинений | Анализ ученических сочинений – один из этапов обучения написанию эссе | |
18 | Итоговое занятие |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа элективного курса по русскому языку «ГИА: курс подготовки к экзамену по русскому языку в новой форме. 9 класс»
Программа элективного курса по русскому языку позволяет эффективно подготовить учащихся 9 класса к экзамену по русскому языку в новой форме....
Рабочая программа элективного курса по русскому языку «Идеальная грамотность. Русский язык без правил и словарей» в 10-11 кассах
Предлагаемый элективный курс предназначен учителям русского языка, работающим в 10-11 классах общеобразовательных учреждений для подготовки учащихся к ЕГЭ, рассчитан на учащихся 10-11 клас...
Элективный курс по русскому языку "Практикум по русскому языку" для 11 класса
Рабочая программа элективного курса по русскому языку для 11 класса...
Элективный курс по русскому языку "Практическая стилистика в курсе русского языка"
Материал - Элективный курс по русскому в 9 классе "Практическая стилистика в курсе русского языка" содержит рабочую программу по курсу и календарно - тематическое планирование. Курс содержит 34 урока....
ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ «11 класс по подготовке к ЕГЭ» Всего – 17 часов. Автор: Учитель русского языка и литературы СОШ № 23 Лебедкова Любовь Михайловна
Актуальность проведения данного курса несомненна, так как надо серьёзно подготовиться к новому типу испытаний-ЕГЭ. Чтобы успешно сдать экзамен, необходимо многокр...
ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ «9 класс по подготовке к ГИА» Всего – 17 часов. Автор: Учитель русского языка и литературы СОШ № 23 Лебедкова Любовь Михайловна
ГИА – это новая форма итогового контроля, определенный рубеж в изучении курса русского языка. Актуальна в связи с переходом учащихся в старшее звено, является объективным основанием ...
Элективный курс по русскому языку «Практикум по русскому языку. Подготовка к ГИА»
Элективный курс русского языка «Практикум по русскому языку. Подготовка к ГИА» предназначен для обучающихся 8 класса.Цель изучения курса – формирование языковой и лингвистической компетенции при...