Элективный курс по русскому языку
календарно-тематическое планирование по русскому языку (9 класс) на тему

Гаделшина Эльмира Илдаровна

Освоение жанра эссе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл elektiv.docx17.08 КБ

Предварительный просмотр:

Программа элективного курса  «Учимся писать эссе»

Пояснительная записка

Современные условия развития образования, в том числе литературного, его гуманизация и гуманитаризация, выдвинули на первый план понятие «личности» ученика, новые подходы к современному литературному образованию предполагают выработку у учащихся собственной позиции, собственного отношения к прочитанному (соразмышления, сопереживания, сопряжения своего и авторского «Я»)

          В связи с этим уточняются и виды творческих письменных заданий, предлагаемых учащимся. В последние годы программы по литературе и русскому языку, современные учебники и учебные пособия включают те жанры, которые в большей степени направлены на самораскрытие личности, выявление её внутреннего своеобразия, среди них – письмо, исповедь, страницы из дневника, путевые заметки, лирические очерки, рецензии, эссе. Последний вид творческой работы в словесной культуре уже давно утвердился как жанр, нацеленный на познание многообразия мира и человека, на раскрытие его внутреннего «я», на «безграничные поиски нас самих» (М. Монтень)

        Ещё одно привлекательное качество эссе как жанра для образования школьников – его интегративное свойство, возможность объединять разные способы описания мира: и научный, и религиозный, и эстетический. Разновидности эссе (философские, духовные, исторические, литературно-критические и др.) позволяют говорить об интеграции в разных областях образования человека: духовной, научной, культурной.

        Цель курса: освоение нового жанра сочинения.

Задачи курса:

а) дать представление об особенностях и разновидностях жанра эссе, научить определять отличительные особенности эссе от других жанров;

б) сформировать умение работать в жанре эссе;

в) пополнить словарный запас учащихся новыми словами и понятиями;

г) познакомить 9-тиклассников со специфическими видами деятельности: лингвистическим анализом текста через систему лабораторных и практических работ, сопоставительной работой с разными видами справочной литературы, презентацией и защитой творческих работ;

д) развивать индивидуальные способности учащихся;

е) помочь определиться с дальнейшим профилем обучения на старшей ступни.

Курс рассчитан на 18 часов и реализуется в 9 классе в течение полугодия в качестве элективного в рамках предпрофильной подготовки 9-тиклассников.

Календарно-тематическое планирование.

Дата

Тема

Содержание занятия

1

Понятие о жанре эссе

Работа со словарями, сравнение различных определений жанра

2

История жанра эссе

История зарождения жанра на Западе, Русская эссеистика 18-19 веков, обращение к эссе писателей 20 века

3

Законы жанра эссе

Подчёркнуто выраженный индивидуальный взгляд автора, свободное владение темой, включение различных способов освоения действительности, воплощение в разных литературных формах.

4

Анализ образцов эссе

Обучение умению отличать эссе по жанровым признакам

5

Творческая работа

Написание сочинения-описания впечатлений от путешествий, встреч с новыми местами. Определение жанра своей работы

6

Сопоставление эссе с близкими по форме жанрами: письмом, беседой

Закрепление умения видеть содержательные, структурные особенности эссе, воплощённые в разных литературных формах, их особенностях, языковом оформлении

7-8

Подготовка к творческой работе в эпистолярном жанре, написание сочинения

Работа со справочными материалами, составление понятийного словаря. Написание сочинения

9

Анализ творческих работ учащихся в эпистолярном жанре

Представление и обсуждение работ

10

Зависимость формы эссе от адресата и задач автора

Упражнения на выявление зависимости формы эссе и его языкового воплощения от задачи и адресата автора

11

Эссе в стихах и в прозе

Сравнение примеров стихотворных и прозаических эссе

12

Эссе на одну и ту же тему, написанные разными авторами

Сопоставительный анализ эссе с целью показать творческие возможности в рамках одного жанра

13

Анализ литературно-критических эссе

Какие возможности открывает авторам жанр эссе?

14

Литературно-критические эссе, написанные в форме слова

Знакомство со словом как жанром ораторской прозы

15

Знакомство с приёмом ассоциации при создании эссе

Обучение школьников восприятию ассоциаций художников слова

16-17

Написание сочинения  в форме эссе, анализ сочинений

Анализ ученических сочинений – один из этапов обучения написанию эссе

18

Итоговое занятие


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа элективного курса по русскому языку «ГИА: курс подготовки к экзамену по русскому языку в новой форме. 9 класс»

Программа элективного курса по русскому языку позволяет эффективно подготовить учащихся 9 класса к экзамену по русскому языку в новой форме....

Рабочая программа элективного курса по русскому языку «Идеальная грамотность. Русский язык без правил и словарей» в 10-11 кассах

Предлагаемый элективный курс предназначен учителям русского языка, работающим в 10-11 классах общеобразовательных учреждений для подготовки учащихся к ЕГЭ, рассчитан на учащихся  10-11 клас...

Элективный курс по русскому языку "Практикум по русскому языку" для 11 класса

Рабочая программа элективного курса по русскому языку для 11 класса...

Элективный курс по русскому языку "Практическая стилистика в курсе русского языка"

Материал - Элективный курс по русскому в 9 классе "Практическая стилистика в курсе русского языка" содержит рабочую программу по курсу и календарно - тематическое планирование. Курс содержит 34 урока....

ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ «11 класс по подготовке к ЕГЭ» Всего – 17 часов. Автор: Учитель русского языка и литературы СОШ № 23 Лебедкова Любовь Михайловна

  Актуальность проведения данного курса несомненна, так как надо серьёзно подготовиться к новому типу испытаний-ЕГЭ.    Чтобы успешно сдать экзамен, необходимо многокр...

ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ «9 класс по подготовке к ГИА» Всего – 17 часов. Автор: Учитель русского языка и литературы СОШ № 23 Лебедкова Любовь Михайловна

ГИА – это новая форма итогового контроля,  определенный рубеж в изучении курса русского языка. Актуальна  в связи с переходом учащихся в старшее звено, является объективным основанием ...

Элективный курс по русскому языку «Практикум по русскому языку. Подготовка к ГИА»

Элективный курс русского языка «Практикум по русскому языку. Подготовка к ГИА» предназначен для обучающихся 8 класса.Цель изучения курса – формирование языковой и лингвистической компетенции при...