Раочая программа по русскому языку (11 класс)
рабочая программа по русскому языку (11 класс) на тему

Рабочая программа составлена на основе программы курса "Русский язык. 10-11 классы" Гольцовой. Рассчитана на 2 часа  в неделю.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon russkiy_yazyk_11_klass.doc170.5 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Рабочая программа по русскому языку для 11 класса составлена на основе  нормативных
документов:

  • Федерального компонента государственного образовательного стандарта начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования (Приказ Министерства образования РФ от 05.03.2004 № 1089);
  • Примерной программы среднего (полного) общего образования по русскому языку, рекомендованной Министерством образования и науки Российской Федерации;
  • Программы курса «Русский язык. 10-11 классы»  Гольцовой  Н.Г. – М., «Русское слово», 2005 г.

Курс русского языка направлен на достижение следующих целей, обеспечивающих реализацию личностно-ориентированного, когнитивно-коммуникативного, деятельностного подходов к обучению родному языку:

  • развитие мышления и речи учащихся, их эмоционально-волевой сферы; логического мышления;
  • формирование представления о роли языка в жизни людей и богатстве русского языка;
  • формирование потребности в речевом самосовершенствовании;
  • совершенствование языковой, коммуникативной компетенций, необходимых для успешной учебной и трудовой  деятельности;
  • совершенствование основных общеучебных умений и универсальных мыслительных операций:  коммуникативных (владение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для учащихся сферах и ситуациях общения), интеллектуальных (умение сравнивать и сопоставлять, анализировать и синтезировать, абстрагировать и обобщать, оценивать и классифицировать), информационных (умение осуществлять библиографический поиск, извлекать информацию из различных источников, умение работать с текстом), организационных (умение формулировать цель деятельности, планировать ее, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию).

            Общая характеристика учебного предмета

В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.

Коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения.

Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции– освоение необходимых знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; овладение основными нормами русского литературного языка; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке и ученых-русистах; умение пользоваться различными лингвистическими словарями.

Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.

Учитывая то, что сегодня обучение русскому языку происходит в сложных условиях, когда снижается общая культура населения, расшатываются нормы литературного языка, в программе усилен аспект культуры речи. Содержание обучения ориентировано на развитие личности ученика, воспитание культурного человека, владеющего нормами литературного языка, способного свободно выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, соблюдать этические нормы общения. Рабочая  программа предусматривает формирование таких жизненно важных умений, как различные виды чтения, информационная переработка текстов, поиск информации в различных источниках, а также способность передавать ее в соответствии с условиями общения.

Доминирующей идеей курса является интенсивное речевое и интеллектуальное развитие учащихся. Таким образом, программа создает условия для реализации деятельностного подхода к изучению русского языка в школе.

Программа реализует идею межпредметных связей при обучении русскому языку, что способствует развитию умения устанавливать логическую взаимосвязь между явлениями и закономерностями, которые изучаются в школе на уроках по разным предметам;  идею дифференцированного подхода к обучению, это выражается прежде всего в выделении дополнительного материала, расширяющего основное содержание программы; культуроведческий аспект в обучении русскому языку, что проявляется в достаточно широком использовании сведений по истории языка и русистики, информации о русских ученых-лингвистах, материалов по этимологии.

Программа составлена с учетом принципа преемственности между основными ступенями обучения: начальной, основной и полной средней школой.  

Место предмета в учебном плане

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает обязательное изучение русского языка в 11 классе – 68 часов, 2 часа в неделю (1 час из регионального компонента).

Программой предусмотрено следующее количество контрольных работ и часов по развитию речи:

Диктанты- 4

Развитие речи: 12 ч.

                          Сочинения -3

                          Изложения – 3

        Характеристика содержания календарно-тематического планирования

        Календарно-тематическое планирование по русскому языку в 11 классе соответствует программе Н.Г. Гольцовой. Однако с учетом индивидуальных особенностей учащихся класса, в соответствии с базисным учебным планом для общеобразовательных учреждений Брянской области из регионального компонента базисного учебного плана добавлен 1 час на изучение русского языка с целью подготовки учащихся 11-го класса к ЕГЭ по русскому языку: уроки развития речи, уроки-практикумы; работа с материалами КИМов и заданиями Открытого банка ЕГЭ.

         Дополнительное учебное время отводится на повторение, обобщение и систематизацию знаний по русскому языку, повышение орфографической  и пунктуационной грамотности, культуры речи. Особое внимание уделяется трудным вопросам синтаксиса, синтаксической синонимии, заданиям, направленным на предупреждение грамматических ошибок в речи учащихся.

           При совпадении текущих тематических контрольных работ и контрольных административных работ для снижения нагрузки, соблюдения нормативов предусмотрено проведение работы, включающей в себя пройденный на данном этапе материал с тематическими заданиями изученного раздела.

Требования к уровню подготовки обучающихся по предмету

Основные умения и навыки

 Информационно-смысловая переработка текста в процессе  чтения и аудирования. Адекватно воспринимать информацию  и понимать читаемый и аудируемый текст, комментировать и  оценивать информацию исходного текста; определять позицию  автора; использовать основные виды чтения (просмотровое, ознакомительно-изучающее, ознакомительно-реферативное, сканирование и др.) в зависимости от коммуникативной задачи; осознавать коммуникативную цель слушания текста и в соответствии  с этим организовывать процесс аудирования; осознавать языковые, графические особенности текста, трудности его восприятия  и самостоятельно организовывать процесс чтения в зависимости  от коммуникативной задачи; извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе  представленных в электронном виде на различных информационных носителях; использовать интернет-ресурсы, опираясь  при этом на специфические возможности гипертекста; свободно | пользоваться справочной литературой по русскому языку; передавать содержание прослушанного или прочитанного текста в  виде развернутых и сжатых планов, полного или сжатого пересказа, схем, таблиц, тезисов, резюме, конспектов, аннотаций,  сообщений, докладов, рефератов; уместно употреблять цитирование; использовать информацию исходного текста в других видах деятельности (например, при составлении рабочих материалов  при выполнении проектных заданий, подготовке докладов, рефератов).

 Создание устного и письменного речевого высказывания.  Создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной, социально-культурной и деловой сферах общения; формулировать основную мысль (коммуникативное намерение) своего высказывания; развивать эту мысль, убедительно аргументировать свою точку зрения; выстраивать композицию письменного высказывания, обеспечивая последовательность и связность изложения; выбирать нужный стиль и тип речи; отбирать языковые средства, обеспечивающие правильность, точность и выразительность речи; высказывать свою позицию по вопросу, затронутому в прочитанном или прослушанном тексте, давать оценку художественным достоинствам исходного текста; владеть основными жанрами публицистики (эссе, рецензия); создавать собственные письменные тексты проблемного характера на актуальные социально-культурные, нравственно-этические, социально-бытовые темы; писать сочинения различных функциональных стилей с использованием разных функционально-смысловых типов речи и их комбинаций; использовать в собственной речи многообразие грамматических форм и лексическое богатство языка; создавать устные высказывания на лингвистические темы общего характера (основные функции языка; связь языка и истории, культуры русского и других народов и т. п.); в устной и письменной форме объяснять смысл лингвистических понятий (речевая ситуация и ее компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи и т. д.); строить рассуждения на лингвистические темы, характеризуя основные закономерности языка (например, взаимосвязь единиц языка); владеть приемами редактирования текста, используя возможности лексической и грамматической синонимии; оценивать речевые высказывания (устные и письменные) с опорой на полученные речеведческие знания.

Анализ текста и языковых единиц. Проводить разные виды языкового разбора (фонетический, орфоэпический, морфемно-словообразовательный, лексический, морфологический, синтаксический, текстоведческий); опознавать и анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления; анализировать тексты различных функциональных стилей и разновидностей языка с точки зрения содержания, структуры, стилевых особенностей, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач и использования изобразительно-выразительных средств языка.

Соблюдение языковых норм и правил речевого поведения. Применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка; соблюдать в процессе письма изученные орфографические и пунктуационные нормы; эффективно использовать языковые единицы в речи; соблюдать нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения; участвовать в спорах, диспутах, дискуссиях, владеть умениями доказывать, отстаивать свою точку зрения, соглашаться или не соглашаться с мнением оппонента в соответствии с этикой речевого взаимодействия; фиксировать замеченные нарушения норм в процессе аудирования, различать грамматические ошибки и речевые недочеты, тактично реагировать на речевые погрешности в высказывании собеседников.


Календарно-тематическое планирование по русскому языку в 11 классе

п/п уро-ка

№ уро-ка в теме

Тема урока

Кол-во ча-сов

Дата

Примечание

План.

Факт.

Ⅰчетверть = 18 ч.          Р.р. - 3 ч.         К.р. -  1ч.

Повторение изученного в 10 классе (3 ч.)

1

1

Повторение  и обобщение пройденного  в 10 классе.

1

2

2

Повторение. Орфография, пунктуация. Текст

1

3

3

Диагностический диктант №1

1

Синтаксис и пунктуация  (1 ч.)

4

1

Синтаксис и пунктуация. Основные принципы русской пунктуации

1

Словосочетание (3 ч.)

5

2

Словосочетание

1

6

3

Виды синтаксической связи

1

7

4

Виды синтаксической связи (продолжение)

1

Предложение (4 ч.)

8

5

Р.р. Лингвистический анализ текста

1

9

6

Р.р. Сочинение №1 по исходному тексту (открытый банк ЕГЭ)

1

10

7

Предложение как синтаксическая единица

1

11

8

Предложение как синтаксическая единица ( про-должение)

1

Простое неосложненное предложение (4 ч.)

12

9

Виды предложений

1

13

10

Постановка тире в простом предложении

1

14

11

Постановка тире в простом предложении ( про-должение)

1

15

12

Р.р. Изложение №1 с творческим заданием

1

Простое осложненное предложение

18

16

13

Простое осложненное предложение

1

17

14

Предложения с однородными членами

1

18

15

Знаки препинания при однородных членах предложения

1

Ⅱчетверть = 14ч.        Р.р. -  2 ч.       К.р. –1  ч.

19

16

Знаки препинания при однородных членах предложения с обобщающим словом

1

20

17

Обособленные определения

1

21

18

Необособленные  определения

1

22

19

Обособленные приложения

1

23

20

Р.р. Изложение №2

1

24

21

Обособленные обстоятельства. Работа с материалами КИМов

1

25

22

Обособленные дополнения

1

26

23

Уточняющие, пояснительные и присоединительные члены предложения

1

27

24

Знаки препинания при сравнительном обороте

1

28

25

Знаки препинания при обращениях

1

29

26

Р.р. Вводные слова и конструкции

1

30

27

Обособление вводных слов и конструкций

1

31

28

Диктант №2  по теме «Обособленные члены предложения»

1

32

29

Междометия. Утвердительные, отрицательные, вопросительно-восклицательные слова

1

Ⅲ четверть= 20 ч.         Р.р. – 3 ч.         К.р. - 2 ч.

33

30

Р.р. Комплексный анализ текста. Работа с материалами ЕГЭ

1

Сложное предложение (11 ч.)

34

31

Сложное предложение. Знаки препинания в сложносочиненном предложении

1

35

32

Знаки препинания в сложноподчиненном предложении с одним придаточным

1

36

33

Р.р. Изложение №3

1

37

34

Знаки препинания в сложноподчиненном предложении с одним придаточным.

1

38

35

 Знаки препинания в сложноподчиненном предложении с несколькими придаточными.

1

39

36

Знаки препинания в сложноподчиненном предложении с несколькими придаточными

1

40

37

Диктант №3  по теме «Сложное предложение»

1

41

38

Знаки препинания (запятая, точка с запятой) в бессоюзном сложном предложении

1

42

39

Знаки препинания (тире, двоеточие) в бессоюзном сложном предложении

1

43

40

Сложные предложения с разными видами связи. Работа с материалами ЕГЭ

1

44

41

Сложные предложения с разными видами связи (продолжение)

1

Предложения с чужой речью (3 ч.)

45

42

Способы передачи чужой речи

1

46

43

Знаки препинания при цитатах

1

47

44

Р.р. Сочинение №2

1

Употребление знаков препинания (3 ч.)

48

45

Сочетание знаков препинания

1

49

46

Авторская пунктуация

1

50

47

Диктант №4 по теме  «Синтаксис и пунктуация»

1

Культура речи  (4ч.)

51

1

Культура речи. Язык и речь

1

52

2

Правильность русской речи. Типы норм русского языка

1

Ⅳ четверть = 16 ч.         Р.р. - 4 ч.           К.р. –1 ч.

53

3

О качествах хорошей речи

1

54

4

Р.р. Ораторская речь. Устное выступление

1

Стилистика  (8 ч.)

55

1

Р.р. Функциональные стили речи. Научный и официально-деловой стиль речи

1

56

2

Пробный ЕГЭ

1

57

3

Р.р. Публицистический стиль

1

58

4

Комплексный анализ текстов публицистическо-го стиля

1

59

5

Р.р. Сочинение №3 по исходному тексту (открытый банк ЕГЭ)

1

60

6

Разговорный стиль

1

61

7

 Особенности литературно-художественной речи

1

62

8

Р.р. Комплексный анализ текстов художественной литературы

1

Обобщение и систематизация пройденного  (6 ч.)

63

1

Фонетика, морфемика, орфография.

1

64

2

Словообразование, лексикология, орфография. Решение тестовых заданий (материалы КИМов)

1

65

3

Морфология и орфография

1

66

4

Морфология, пунктуация

1

67

5

Итоговая контрольная работа. Тестирование

1

68

6

Подведение итогов

 1


Содержание обучения

Повторение изученного в 10 классе (3ч.)

Основные единицы языка и их особенности (звуки, морфемы, слова, словосочетания, предложения). Лексическое и грамматическое значение слова. Части речи и их смысловые, морфологические и синтаксические признаки. Основные правила правописания.

Синтаксис и пунктуация (47 ч.)

Основные понятия синтаксиса и пунктуации. Основные синтаксические единицы. Основные принципы русской пунктуации. Пунктуационный анализ. (1ч.)

Словосочетание (3 ч.).Классификация словосочетаний. Виды синтаксической связи. Синтаксический разбор словосочетания.

Предложение (4ч.)

Понятие о предложении. Основные признаки предложения. Классификация предложений. Предложения простые и сложные.

Простое неосложненное предложение (4 ч.)

Виды простых предложений по цели высказывания. Виды предложений по эмоциональной окраске. Предложения утвердительные и отрицательные.

Виды предложений по структуре. Двусоставные и односоставные предложения. Главные члены предложения. Тире между подлежащим и сказуемым. Распространенное и нераспространенное предложения. Второстепенные члены предложения. Полные и неполные предложения. Тире в простом предложении. Соединительное тире. Интонационное тире.

Порядок слов в простом предложении. Инверсия. Синонимия разных типов простого предложения. Простые осложненные и неосложненные предложения.

Простое осложненное предложение  (18 ч.)

Однородные члены предложения. Знаки препинания в предложениях с однородными членами. Знаки препинания при однородных и неоднородных определениях. Знаки препинания при однородных и неоднородных приложениях. Знаки препинания при однородных членах, соединенных неповторяющимися союзами. Знаки препинания при однородных членах, соединенных повторяющимися и парными союзами.

Обобщающие слова при однородных членах предложения. Знаки препинания при обобщающих словах.

Обособленные члены предложения. Знаки препинания при обособленных членах предложения. Обособленные и необособленные определения. Обособленные приложения. Обособленные обстоятельства. Обособленные дополнения. Уточняющие, пояснительные и присоединительные члены предложения.

Параллельные синтаксические конструкции.

Знаки препинания при сравнительных оборотах.

Знаки препинания при словах и конструкциях, грамматически не связанных с предложением. Знаки препинания при обращениях. Знаки препинания при вводных словах и словосочетаниях. Знаки препинания при вводных конструкциях. Знаки препинания при междометиях, утвердительных, отрицательных, вопросительно-восклицательных словах.

Сложное предложение (11 ч.)

Понятие о сложном предложении. Главные и придаточные предложения. Типы придаточных предложений.

Сложносочиненные предложения. Знаки препинания в сложносочиненном предложении. Синтаксический разбор сложносочиненного предложения.

Сложноподчиненное предложение с несколькими придаточными. Синтаксический разбор сложноподчиненного предложения с несколькими придаточными.

Бессоюзное сложное предложение. Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении. Запятая и точка с запятой в бессоюзном сложном предложении. Двоеточие в бессоюзном сложном предложении. Тире в бессоюзном сложном предложении. Синтаксический разбор бессоюзного сложного предложения.

Период. Знаки препинания в периоде. Сложное синтаксическое целое и абзац. Синонимия разных типов сложного предложения.

Предложения с чужой речью (3 ч.). Способы передачи чужой речи. Знаки препинания при прямой речи. Знаки препинания при диалоге. Знаки препинания при цитатах.

Употребление знаков препинания. Сочетание знаков препинания. Вопросительный и восклицательный знаки. Запятая и тире. Многоточие и другие знаки препинания. Скобки и другие знаки препинания. Кавычки и другие знаки препинания. Факультативные знаки препинания. Авторская пунктуация.

Культура речи (4 ч.)

Язык и речь. Культура речи как раздел науки о языке, изучающий правильность и чистоту речи.

Правильность речи. Норма литературного языка. Нормы литературного языка: орфоэпические, акцентологические, словообразовательные, лексические, морфологические, синтаксические, стилистические. Орфографические и пунктуационные нормы. Речевая ошибка. Качества хорошей речи: чистота, выразительность, уместность, точность, богатство. Виды и роды ораторского красноречия. Ораторская речь и такт.

Стилистика (8 ч.)

Стилистика как раздел науки о языке, изучающий стили языка и стили речи, а также изобразительно-выразительные средства. Стиль. Классификация функциональных стилей. Научный стиль. Официально-деловой стиль. Публицистический стиль. Разговорный стиль. Художественный стиль. Текст. Основные признаки текста. Функционально-смысловые типы речи: повествование, описание, рассуждение. Анализ текстов разных стилей и жанров.

Обобщение и систематизация пройденного  (6 ч.)

Трудные случаи орфографии и пунктуации. Способы словообразования.

Учебно-методическое обеспечение

  • Гольцова  Н.Г., Шамшин И.В. Русский язык. 10-11 классы. – М.: Русское слово, 2007 (2011 г.- электронная версия).
  • Будникова Н.Н., Дмитриева Н.И., Холявина Т.Г.   Поурочные разработки по русскому языку: 10-11 классы. – М.:ВАКО, 2012.
  • Гольцова Н.Г. , Шамшин И.В. Русский язык. Трудные вопросы морфологии. 10-11 классы. - М.: «Русское слово», 2006.
  • Гольцова Н.Г., Мищерина М.А. Русский язык. 10-11 классы. Профильный уровень. Базовый уровень: Поурочное планирование. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2007.
  • Гольцова Н.Г., Мищерина М.А. Русский язык. 10-11 классы: Книга для учителя.- М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2006.
  • Русский язык. 5-11 классы: конспекты нетрадиционных и интегрированных уроков. Формирование межпредметных связей на уроках/ авт.-сост.  Н.А.Шарова. – Волгоград: Учитель, 2008.
  • Махонина М.Н., Девятова Н.М, Сборник контрольно-тренировочных и тестовых заданий. Русский язык . 10-11 классы.- М.: Интеллект-Центр,2009.
  • Сенина Н.А..  Русский язык. Подготовка к ЕГЭ. -Ростов н/Дону: Легион, 2008.

  • Диск « Тесты по русскому языку. Готовимся к ЕГЭ».
  • Диск «Репетитор по русскому языку. Виртуальная школа Кирилла и Мефодия».
  • Диск «Русский язык.5-11 классы. Справочник школьника».
  • Диск «Интерактивный курс подготовки к ЕГЭ. Русский язык.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МОДИФИЦИРОВАННАЯ ПРОГРАММА по русскому языку 5 класс МОДИФИЦИРОВАННАЯ ПРОГРАММА по русскому языку 5 класс под редакцией С.И.Львовой

Данная программа составлена на основе программы по русскому языку под редакцией С.И.Львовой, рекомендована Министерством образования РФ.Традиционно программа 5 класса рассчитана на шестичасовую ...

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа по русскому языку 9 класс(на 3 часа) .Программа: Русский язык. 5—9 классы общеобразовательных организаций / Л. О. Савчук ; под ред. Е. Я. Шмелёвой. — М. : Вентана-Граф, 2017. — 154 с.

Предлагаемая рабочая программа для учащихся 9-а  класса  составлена создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, требований к результата...

Рабочая программа по русскому языку 8 класс на 105 часов. Программа «Русский язык. 5–9 классы общеобразовательных учреждений". Савчук Л.О. / под ред. Е.Я. Шмелёвой. — М. : Вентана-Граф, 2013

Предлагаемая рабочая программа для учащихся 8-в  класса  составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования, Требований к результатам основного общего образования, пред...

Рабочая программа по русскому языку 7 класс (144 часа). Программа Савчук Л.О. «Русский язык. 5–9 классы общеобразовательных учреждений» под ред. Е.Я. Шмелёвой. — М. : Вентана-Граф, 2013.

Предлагаемая рабочая программа для учащихся 7-б  класса  составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования, требований к результатам основного общего образования, пред...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку.5 класс.Программа создана на основе ФГОС, программы основного общего образования « Русский язык: 5-9 класс» под. ред. А.Д. Шмелева.М.: Вентана-Граф

Программа создана на основе ФГОС ООО, Требований к результатам ООО и Примерной программы по русскому языку для основной школы. Программа имеет экспертное заключение кафедры филологии,журналистики и ме...

ФГОС. Рабочая программа по русскому языку 6 класс , составленная на основе коплексной программы по русскому языку под редакцией М.М.Разумовской, С.И.Львовой, В.И.Капинос, В.В.Львова

ФГОС. Рабочая программа по русскому языку 6 класс, составленная на основе комплексной программы по русскому языку под редакцией М.М.Разумовской, С.И.Львовой, В.И.Капинос, В.В. Львова...