Технологическая карта по теме "Бессоюзное сложное предложение"
план-конспект урока по русскому языку (9 класс) на тему
Технологическая карта по теме "Бессоюзное сложное предложение"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta._9_klass.docx | 38.24 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта.
Системно- деятельностный подход на уроке русского языка в 9 классе.
Учитель: Чернова Юлия Георгиевна
Тема урока: «Понятие о БСП. Интонация в БСП».
Тип урока: Урок открытия новых знаний
УУД
Л- личностные
П- познавательные
Р- регулятивные
К- коммуникативные
№ п\п | Этапы урока | Цель и содержание учебного материала. | Функции и виды деятельности учителя | Формы и виды деятельности учащихся | Планируемые результаты УУД | Оценка результатов деятельности ученика |
1 | Мотивация к учебной деятельности | Цель: выработать на личностно значимом уровне внутреннюю готовность к выполнению нормативов учебной деятельности –Здравствуйте, ребята! Проверьте, всё ли у вас готово к уроку: письменные принадлежности, учебник. - Готовы к работе? | Создаёт условия для возникновения внутренних потребностей включения в деятельность (хочу!) Активизирует требования к ученику со стороны учебной деятельности (- надо!) - устанавливает тематические рамки учебной деятельности (могу!) | Ученики встали, настроились на работу, проверили наличие учебных предметов, поделились эмоциями. | Самоопределение к деятельности – (Л); Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (К); | |
2 | Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии 1.Сравнительный анализ предложений. 2. Самопроверка | Цель: подготовить мышление учащихся и организовать осознание ими внутренних потребностей к построению нового способа действий - Ребята, сегодня на уроке нам предстоит открыть много нового. Этот материал включён в экзаменационные задания. А свои открытия я вам предлагаю начать с работы над ранее изученным материалом. (Слайд 2) Распределите предложения в зависимости от их вида: ПП, ССП, СПП. Какие из предложений не относятся ни к одной группе? Почему? - Проверьте себя. (Слайд 3) И оцените. | Активизирует все мыслительные операции, познавательные процессы (внимание, речь, память, мышление) и предоставляет индивидуальные задания на повторение изученного материала. Организует подготовку к изучению нового материала. | Воспроизводят и фиксируют ЗУНы, достаточные для построения нового способа действий. Актуализируют изученный ранее материал ( знаю, могу) Пытаются выполнить самостоятельно индивидуальные задания на повторение, необходимые для изучения нового материала на данном уроке. | -Мыслительные операции (обобщение, анализ, синтез, сравнение)-П; -осознанные и произвольные речевые высказывания – К; -волевая саморегуляция в затруднении – Р; -выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью – К; -аргументирование своего мнения и позиции в коммуникации- К . | Устная оценка учителя. Самооценка учащихся. |
3 | Выявление места и причины затруднения. | Цель: поставить цель учебной деятельности и на этой основе выбрать способ и средства её реализации Запишите эти предложения в тетрадь, подчеркните грамматические основы, обозначьте предикативные части. Как они связаны? - Сделайте вывод, какие предложения мы будем сегодня изучать на уроке?(Слайд 4) -сформулируйте свои, важные для вас, цели урока. Используйте опорные слова: 1)Познакомиться с … 2)Учиться …(Слайд 5) -Сообщение целей урока учителем. - Запишите тему урока в тетрадь. (Какое орфографическое правило надо повторить, чтобы правильно написать слово «бессоюзное»?) (Слайд 6) | Учитель выступает в роли организатора. После ответов детей уточняет цель и тему урока. | Выдвигают гипотезы решения задачи. Формулируют конкретную цель своих будущих, учебных действий, устраняющих причину возникшего затруднения(чему учиться) Предлагают и согласовывают тему урока. Ведут записи в тетради. | Самоопределение – Л; Смыслообразование –Л; Мыслительные операции – П; Самостоятельное выделение и формирование цели-Р; Выдвигают гипотезы и обосновывают их—П; Развитие монологической речи -К | |
4 | Построение проекта выхода из затруднения. Работа с теоретическим материалом учебника. Наблюдение над № 185 | Цель: построить новый способ действия и сформировать умение применять его при решении задачи, которая вызвала затруднение. - Где мы с вами можем получить более подробную информацию о БСП ? Из каких источников? ( из книги) - Я предлагаю вам поработать с теоретическим материалом учебника. (§§31,8). - Что вы будете выяснять? (что такое БСП). - Сравните два текста (№ 185) (Темп произнесения выделенных предложений) - Какой отрывок более эмоциональный? - Благодаря каким языковым средствам возникла разница в эмоциональной окрашенности текстов? (интонация) | Учитель выступает в роли организатора. Следит за хронометрией урока. | Учащиеся работают с теоретическим материалом учебника, используя знаковую систему. Пытаются решить причину затруднения. | Мыслительные операции – П; -поиск и выделение необходимой информации- П. Установление причинно – следственных связей -П; | Устная оценка учителя |
5 | Первоначальное закрепление с проговариванием во внешней речи. | Цель: определить роль интонации в БСП, реализовать новый способ действия и сформировать умение применять его как при решении задачи, которая вызвала затруднение, так и при решении задания такого же типа. - В БСП, как и в союзных, простые предложения объединены в одно сложное для того, чтобы между ними установить определённые смысловые отношения. -Преобразуйте простые предложения в сложное бессоюзное. Произнесите с разной интонацией.(слайд 7) Бабушка сердилась. Внучка не слушалась.(Слайд 8) Вывод: При бессоюзной связи смысловые отношения между частями СП не явно выражены и должны извлекаться адресатом речи из содержания частей с опорой на общие знания слушающего и говорящего. Схема: (Слайд 9)Виды интонации и смысловые отношения в БСП. Виды интонации и смысловые отношения в БСП перечислительная интонация при соединительных отношениях между частями БСП пояснительная интонация при причинно- пояснительных отношениях между частями БСП результативно-следственная интонация при противопоставлении или времени, условии и следствии | Учитель выступает в роли организатора. Организует процесс совместного творчества. Организует обсуждения учащихся. Следит за хронометрией урока Фиксирует новый способ действия (алгоритмы) на доске | На основе изученного учащимися материала они разрабатывают алгоритм применения нового знания, используя схемы, чертежи и др. Применяют новый способ действий к задаче, которая вызвала затруднения. Фиксируют преодоление возникшего раннее затруднения. Работают в группах. | Формирование критического и творческого мышления Умение сверять свои действия с целью- Р Развитие связной речи, умение отстаивать свою точку зрения, аргументируя ее, умение учиться подтверждать аргументы фактами- К Самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера | Устная оценка учителя |
6 | Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Формирование адекватной самооценки и самоконтроля. | Цель: усвоение учащимися новых способов действия. (Слайд 10) Алгоритм анализа БСП: • найти грамматические основы; • определить интонацию и определить смысловые отношения между частями БСП; • поставить необходимый знак препинания; • построить схему БСП. Для слабых учащихся: подписать карточку; • подчеркнуть грамматические основы, • построить схему, указав смысловые отношения между частями БСП. Для сильных учащихся: Заменить ССП и СПП БСП. (См. Приложение) | Организовывает работу на новый способ действия Организует самопроверку учебных решений по эталону. Создаёт (по возможности) ситуацию успеха для каждого ребёнка, для уч-ся допустивших ошибки. Предоставляет возможность выявления причин ошибок и их устранения (индивидуальная коррекционная деятельность) | Учащиеся пошагово проверяют свои действия самостоятельного задания. Оценивают свои результаты в освоении нового способа действия. Выполняют предложенные учителем задания. | Осознанные и произвольное речевые высказывания – К; Построение логической цепи рассуждений и доказательств- К,Р Умение преодолевать трудности в выполнении –Л. Мыслительные операции –П Все познавательные УУД + контроль, коррекция, оценка –Р + все ЛУУД : умение преодолевать трудности | Самооценка. Устная оценка учителя. |
7 | Включение в систему знаний и повторение. Задание, аналогичное В 9 (ГИА) Самопроверка. | Цель: включить новый способ действий в систему знаний, при этом повторить и закрепить раннее изученные способы подготовки к изучению следующих разделов. - Давайте подведём итог нашего урока. Какую тему мы изучили? Что мы пытались с вами выяснить на уроке? - Где нам может понадобиться эта тема? - А сейчас я вам предлагаю поработать над предложениями. (Слайды 11 -15) (СЛАЙД 16) - Какой вывод мы с вами можем сделать о проделанной работе? | Организует выполнение заданий, в которых новый способ действий связан с ранее изученными. Организует тренинг ЗУНов , раннее сформированных доведением их до автоматизма. | Выявляют и фиксируют границы применимости новых знаний. Выполняют предложенные учителем задания. Оценивают свои результаты в освоении нового способа действия. | Все познавательные УУД + контроль, коррекция, оценка –Р, формирование критического и творческого мышления, | Самооценка. |
8 | Домашнее задание | - Ребята, над чем вы будете работать дома? П.32, выписать из худож. текста 5 БСП с разными значениями или № 186 (слайд 17) | Инструктаж Определяет домашнее задание для самостоятельной работы с элементами выбора и творчества. | Выбор задания | Планирование, прогнозирование –Р Оценивание трудности выполнения –Л. | Самооценка |
9 | Рефлексия учебной деятельности 1.Обмен мнениями 2.Оценивание деятельности | Цель: оценка учащимися собственной учебной деятельности , осознание методов построения и границ применения нового способа действий - А теперь давайте поделимся впечатлениями от сегодняшнего урока. Я понял…. Я узнал…..и т.д. Что можно было сделать по-другому? - Ребята, в чём вы испытали затруднение? - Что у нас получилось лучше всего? (слайд 18) - А теперь я вам предлагаю подумать немножко и оценить свою работу на уроке. ( Листы оценивания на партах) - Кто получил 5? Почему? 4. Почему?...... | Организует рефлексию ( по вопросам) и самооценку собственной учебной деятельности. Какова была цель урока? Достиг ли урок цели? Что нового узнали? | Соотносят цель и результат учебной деятельности Фиксируют степень соответствия. Намечают цели дальнейшей деятельности. | Рефлексия способов и условий действий – П; Контроль и оценка способов своей деятельности -Р; Самооценка на основе критерий успешности-Л; Адекватное понимание успешности или неуспешности; Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью –К; Планирование успешного сотрудничества - К Следование моральным нормам и этическим требованиям - Л | Самооценка. Устная оценка учителя. |
Работа на карточках.
Фамилия, имя________________________________________________Вариант 1.
Прочитайте предложения. Подчеркните грамматические основы. Постройте схему предложения, определите смысловые отношения между частями БСП. Расставьте, где нужно, запятые.
ОБРАЗЕЦ: Наступил вечер, шел дождь, с севера прерывисто дул ветер.
последовательность событий
[ ], [ ], [ ].
1.Под окном зашумели птицы, туман ушёл из сада, всё кругом озарилось весенним светом.
2.Царь ступил на двор широкий, там, под ёлкою высокой, белка песенки поёт золотой орех грызёт.
3. За селом синел далёкий лес, рожь качалась, колос созревал.
4. Всю дорогу от станции до хутора молчали: говорить мешала тряская езда.
Фамилия, имя________________________________________________Вариант 2.
Прочитайте предложения. Подчеркните грамматические основы. Расставьте запятые. Постройте схему предложения, определите смысловые отношения между частями БСП.
ОБРАЗЕЦ: Наступил вечер, шел дождь, с севера прерывисто дул ветер.
(последовательность событий)
[ ], [ ], [ ].
- В глазах у меня потемнело голова закружилась.
- Трескался лед снег шуршал о каменную стену сторожки и скрипел под ногами.
- Снег слепил лицо порошил глаза ветер вертел его седыми вихрями вокруг труб миноносца.
4. Слабо шурша падали шишки вздыхая шумел лес.
Для сильных учащихся:
Заменить ССП и СПП БСП.
Фамилия, имя________________________________________________Вариант 3.
Прочитайте предложения. Определить их вид. Замените ССП и СПП бессоюзными сложными. Подумайте, какой знак нужно поставить между частями БСП.
Подчеркните грамматические основы в записанных предложениях, составьте схемы, укажите смысловые отношения между частями.
Образец: Если скучно тебе жить, займись чем-нибудь. (СПП ). - Скучно тебе жить – займись чем-нибудь. [ ] – [ ]. (Условие)
1.В глазах у меня потемнело, и голова закружилась.
2.Однако пора спать, потому что уже без четверти шесть.
3.Когда ехал сюда, рожь только начинала желтеть.
ЛИСТ ОЦЕНКИ___(фамилия, имя)_________________________________________________
1 задание: Распределить предложения по группам. | 2 задание: Индивидуальное задание. | 3 задание: Нахождение БСП. | За урок я поставлю себе оценку: « » | Сегодня на уроке: Я понял(а)………………………… ……………………………………… ………………………………………… ………………………………………….. Я узнал(а)…………………………. …………………………………………….. ……………………………………………………………………………………………. Лучше всего у меня получилось………………………….. ………………………………………………. ……………………………………………………………………………………………….. Я испытал(а) затруднение в… ……………………………………………………………………………………………… ……………………………………………………………………………………………… Думаю, что этот материал мне пригодится…………………………. ……………………………………………………………………………………………………………………………………………… |
Литература
- Учебник для 9 класса общеобразовательных учреждений. М., Просвещение, 2008.Авторы: Л.А.Тростенцова, Т.А.Ладыженская, А.Д.Дейкина, О.М.Александрова. Научный редактор: - академик РАО, доктор филологических наук Н.М.Шанский.
- Воителева А.Д. Русский язык. Дидактические материалы. 8-9 классы. - М.: Дрофа, 2005
- Г.А.Богданова. Уроки русского языка в 9 классе. М.: Просвещение, 2010г.
- Капинос В.И. и др. Сборник тестовых заданий для тематического итогового контроля по русскому языку 9 класс. - М.: Интеллект-Центр, 2000.
- Русский язык. Поурочные планы. 9 класс. Т. И. Ермоленко. Издательство «Учитель», Волгоград 2007
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока(ФГОС)"Сложные эфиры"
МАТЕРИАЛ СОДЕРЖИТ ТЕХНОЛОГИЧЕСКУЮ КАРТУ УРОКА "Сложные эфиры" в 10 классе по ФГОС...
Технологическая карта урока "Однородные члены предложения"
Технологическая карта урока "Однородные члены предложения"...
Технологическая карта урока "Второстепенные члены предложения. Обстоятельство. Виды обстоятельств" 5 класс
Технологическая карта урока "Второстепенные члены предложения. Обстотельство. Виды обстоятельств". УМК "Школа 2100". Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева. 5 класс...
Технологическая карта урока русского языка «Предложение»
Технологическая карта урока русского языка «Предложение»Тема урока: Предложение5 классЦель: познакомиться с определением предложения, понять отличие предложения от словосочетания;уме...
Конспект урока с технологической картой " Синтаксический разбор простого предложения"
Данный урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС. Составлена технологическая карта урока....
Технологическая карта урока "Правописание сложных прилагательных"
Технологическая карта урока "Правописание сложных прилагательных"....
Технологическая карта урока "Типы сложных предложений и средства связи между их частями" 9 класс
ТемаТипы сложных предложений и средства связи между их частями.КлассУчебник9 классРусский язык: учебник для 9 класса общеобразовательных организаций. / М. М. Разумовская, С. И. Львова, В. И. Капинос, ...