разработка урока русского языка
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему
Разработка урока содержит презентацию, конспект и приложение. Урок "Орфографическая зоркость" разработан с опорой на УМК под редакцией Г.Г.Граник.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok.rar | 2.35 МБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока по русскому языку.
5 класс.
Цель: организовать деятельность учащихся по изучению и первичному закреплению знаний по теме «Орфографическая зоркость», по отработке умений с различными источниками информации
Задачи:
1. Получить теоретическое и практическое представление об орфографической зоркости.
2. Развивать практические умения работать с учебником, дополнительными материалами
3. Развивать языковую компетентность, умение оценивать себя и товарища.
Предполагаемые результаты
Личностные | Метапредметные | Предметные |
Инициатива, находчивость, активность при решении проблем Умение контролировать процесс и результат учебной деятельности. Сотрудничество со сверстниками и учителем | Умение самостоятельно ставить цели, находить пути решения учебных проблем. Умение ясно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи. Работать с информацией. | Знание об орфографической зоркости, орфограмме. Применение изученного для решения задач практического характера: грамотного письма. |
Ход урока
Этап урока | Время этапа | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Эмоциональный настрой | -Здравствуйте, ребята! Присаживайтесь. Давайте вначале урока проведем зарядку для успешности. Пожелайте себе успеха и скажите шепотом: «Я буду внимательным! Буду думать! Буду сосредоточенно размышлять! Буду догадлив и старателен!» | Дети повторяют | |
Актуализация знаний Цель этапа: создание ситуации успеха. Повторение изученного материала, необходимого для обобщения знаний | -Давайте вспомним то, что мы уже знаем. 2 человека пойдут работать по карточкам. Задания для карточек: Карточка №1.
П…ю, сем…я, об…яснение, бул…он, ин…екция, ател…е, об…ект, в…га, почтал…он.
Карточка №2.
Зимой воробьи клюют зернышки из кормушек.
- А мы вспомним материал прошлого урока и проверим, сможете ли вы отличить «безошибочные» слова от слов, в которых могут «вырасти» ошибки. На партах вы видите распечатанные слова, вы их должны разделить на две группы. Слова: дуб, вековой, глаза, корни, дерево, говорит, вижу, век, эти, труды, плод, сохнет. - Из какого произведения взяты эти слова? (басня Крылова «Свинья под дубом») -Какие человеческие пороки высмеивает Иван Андреевич в этой басне? (людское невежество). (СЛАЙД 1) -Откройте тетради, запишите число (СЛАЙД 2) и оставьте 1 строчку под тему урока. | Работают по карточкам. Работа в парах. Отвечают на вопросы. | |
Постановка цели. Создание ситуации понимания необходимости новых знаний для решения учебных задач. | - Ребята, в русском языке много слов, в которых могут «вырасти» ошибки. От них не всегда спасает знание правила. Все как будто знаешь, а ошибки растут как грибы после дождя. Видимо, нужно еще что-то. А что же? На этот вопрос мы постараемся сегодня ответить. А что же нужно еще, чтобы видеть слова, в которых «растут» ошибки, мы узнаем, если правильно вставим пропущенные буквы слова из «Копилки». Запишите слова в тетрадь. Из вставленных в слова букв вы соберете слово. (СЛАЙД 3) СЛОВА ИЗ КОПИЛКИ: обезьяна, коридор, происшествие, анекдот, тротуар, искусство, мотоциклист, торопиться. -Какое слово получилось? (ЗОРКОСТЬ). -Как вы понимаете это слово? (зоркость – это значит хорошо и далеко видеть). -Кому нужна зоркость? (СЛАЙД 4) (моряку, ястребу, охотнику, снайперу, пограничнику) -Ребята, а какие инструменты люди изобрели, чтобы зорко видеть? (СЛАЙД 5) (очки, бинокль, подзорная труба, микроскоп, телескоп). | Записывают слова, разгадывают зашифрованное слово. Отвечают на вопросы. | |
Изучение нового материала | Работа с учебником. -Давайте обратимся к учебнику и посмотрим, что же еще бывает зорким? Задание 250, стр. 189. (СЛАЙД 6) -В сказке французского летчика и писателя Антуана де Сент Экзюпери «Маленький принц» рассказывается о дружбе взрослого летчика с маленьким принцем. Вот как произошла их встреча. С помощью мысленного экрана постарайтесь представить себе эту встречу. (Чтение учителем текста на фоне музыки). -Почему Маленький принц приручил Лиса? (он был одиноким; у него не было друзей) -Как вы понимаете слова Лиса: «Не забывай: ты навсегда в ответе за всех, кого приручил»? (Нельзя купить дружбу товарища, с которым навсегда связали нас пережитые испытания). -Так что же еще может быть зорким? (сердце) -Как вы это понимаете? (добрым, отзывчивым) -Давайте поработаем с этим текстом. Работа по группам: 1 группа: выписать из текста предложения с прямой речью. 2 группа: из 4 абзаца выписать сложноподчиненные предложения. 3 группа: из 3 и 4 абзацев выписать слова, в которых одно буква обозначает две фонемы. 4 группа: из 1 и 2 абзацев выписать слова, в которых две буквы (согласная + Ь) передают одну мягкую согласную фонему. 5 группа: из 3 абзаца выписать сложносочиненное предложение, подчеркнуть сказуемые, указать их вид. -Хорошо, мы с вами вспомнили, что мы знаем по составу предложения, что мы знаем с вами о фонемах. -А я открою вам еще один секрет: зорким бывает еще и ум. Подробнее об этом вы узнаете на стр.190-191 учебника. (СЛАЙД 7) Прочитайте и ответьте на вопросы: 1. Для чего нужен зоркий ум? 2. Что такое орфографическая зоркость? 3. Как иначе называется «ошибкоопасное» место в слове? -Запишем тему урока в пропущенную строчку (СЛАЙД 8) «Орфографическая зоркость» | Слушают текст, представляют встречу. Отвечают на вопросы Работают в тетрадях по группам. Читают текст учебника, отвечают на вопросы. | |
Закрепление полученных знаний | Проверим, сможете ли вы разглядеть «ошибкоопасные» места в словах. На доске вы видите текст. (СЛАЙД 9) Прочитайте его. -К какому жанру УНТ относится? (загадка) -Можете найти отгадку? (река) -Запишите текст, подчеркивая место орфограммы. Чуть дрожит на ветерке Лента на просторе. Узкий кончик - в роднике, А широкий – в море. (СЛАЙД 10) Проверка Ч(у/ю)ть др(о/а)жит (на)в(и/е)т(е/и)рке Лента (на)пр(а/о)сторе. У(с/з)кий кончик - (в)р(о/а)днике, А ш(е/ы/и)рокий - (в)море. -А чтобы лучше видеть «ошибкоопасные места», надо узнать у фонемы ее тайну. | Записывают текст, проверяют. | |
Итог урока (рефлексия деятельности) Цель этапа: осознание уч-ся своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса | -Что мы с вами вспомнили на уроке? Что нового узнали? -Перед собой вы видите листы самооценки. Отметьте, что вас порадовало или огорчило на уроке. | Дают эмоциональную оценку своей деятельности и | |
Домашнее задание | Дифференцированное домашнее задание. (Распечатки) На «5» Запиши текст, исправь допущенные ошибки (текст в приложении) На «4»: Спишите текст, подчеркните слова с непроизносимыми согласными. Конец октября – грустное время в деревне. В саду шумит мокрый ветер. Дорогу размыло. Окрестность окутана туманом. В ненастную погоду хорошо сидеть дома. Но вот засияло яркое солнце. Пришел первый зимний день с легким морозцем. Мы спустились к лесному озеру. | Фиксируют домашнее задание в дневник |
Приложение
Исправь допущенные ошибки.
Лета стаяло халодное и даждливое. Солнышко свитило очинь ретко. В лису было холадна и сыра. В аврагах шумели ручйи. Резвыи пушыстыи белочьки изчезли в сваих гнёздах. Густая мокрая лества и высокии травы скрывали птиц и насекомых. Скучьным и непреятным был лес.
Исправь допущенные ошибки.
В зимнию стужу в ельнике стаит тишына. От лютава холада по пряталось всё жывое. Вдрук паявилась стайка севирных гастей. С шумам пранеслись Ани над тихай палянкай. Птицы облепили виршыну махнатой ели. Цепкими коктями птицы стали тоскать вкусные симена.
Исправь допущенные ошибки:
Пришол синтябрь. Па апушкам лисов ещё растут гребы: падасиновики, сыроешки, душыстые рыжыки. Чист и прозрачен воздух. Улители многие прицы: ласточьки, стрежи. В золотые асенние дни гатовяца к атлёту журовли. Пакружылись они над рикой, над радным балотам и потинулись в дальнии теплыи кроя. Через лиса, через паля… Вот горот на пути. И через горот литят журовли.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока русского языка в 10 классе "Духовно-нравственное воспитание на уроке русского языка "
Данная разработка содержит материал из романа Д.Гранина "Мой лейтенант"...
Разработка урока русского языка в 10 классе "Лексические нормы русского литературного языка"
Данный урок помогает привить навык точной, ясной, грамотной речи; расширить словарный запас учащихся; помогает подготовиться к ЕГЭ по русскому языку; воспитывает стремление к правильности и точности р...
Методическая разработка урока русского языка в 7 классе (Опыт исследовательской работы на уроках русского языка)
Урок русского языка в 7 классе "Одна и две буквы Н в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и отглагольных ...
Методическая разработка урока русского языка в 5 классе по теме "Сочинение по картине П.П. Кончаловского «Сирень в корзине» (межпредметные связи: русский язык, литература, ИЗО, музыка)
Осуществляется тесная связь между предметами гуманитарного цикла: русским языком, литературой, ИЗО и музыкой. При развитии творческого мышления эффективной оказывается ра...
Методическая разработка урока русского языка в 5 классе по теме "Как пополняется словарный состав русского языка" (УМК Разумовская)
Данная методическая разработка относится к разделу "Лексика", изучаемому в 5 классе, поэтому конспект урока может быть использован педагогами, работающими по другим УМК....
Методическая разработка урока русского языка "Жемчужины" русского языка"
Предлагаемый урок по теме «Жемчужины» русского языка» разработан для учащихся 6 класса (М.Т.Баранов, Т.А. Ладыженская «Русский язык» 6 класс). Урок рассчитан на 1 академический час. Данный...
Учебно-методическая разработка урока русского языка Тема: Склонение числительных, обозначающих целые числа (Опыт моделирования учебной информации на уроках русского языка в 6 классе)
В разработке представлен опыт моделирования учебной информации при изучении особенностей склонения количественных числительных, обозначающих целые числа.В основе работы на уроке лежи...