Конспект урока по русскому языку в 6 классе коррекционной школы по теме " Понятие об имени прилагательном"
план-конспект урока (6 класс) на тему
Материал урока помогает учащимся расширить и закрепить знания об имени прилагательном.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_russkogo_yazyka_v_6_klasse.docx | 23.47 КБ |
prezentatsiya_k_uroku_po_teme_ponyatie_ob_imeni_prilagatelnom_6_kl.pptx | 1.04 МБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока русского языка в 6 классе
Тема : Понятие об имени прилагательном.
Цель : уточнить и расширить знания и практические навыки учащихся об имени прилагательном.
Задачи:
- Пополнить практический опыт учащихся в определении и употреблении имён прилагательных в словосочетаниях, предложениях, связном тексте, обратить внимание на роль прилагательных в речи;
- Развивать мыслительную и творческую деятельность , орфографическую зоркость , через работу над коррекционно- развивающими упражнениями ;
- Воспитывать у учащихся интерес к предмету, через занимательные методы обучения, воспитывать бережное отношение к своему здоровью,
- Способствовать сохранению и укреплению здоровья учащихся , через применение в течении урока комплекса здоровьесберегающих упражнений.
Оборудование : 1) учебник русского языка для 6 класса коррекционной школы VIII вида , Н.Г. Галунчикова, Э.В. Якубовская 2004 г.
2) презентация « Имя прилагательное»
3) тест « Имя прилагательное»
4) цветовые сигнальные карточки
5) индивидуальные карточки-опоры « Части речи»
Ход урока:
I Организационный момент.
Приветствие.
Встали ровно , повернулись
И друг другу улыбнулись.
Прозвенел для нас звонок , начинается урок.
Сядем прямо , не согнёмся , за работу все возьмёмся!
В начале урока для активизации умственных и физических возможностей учащихся выполняются упражнения:
Чтобы нам работалось легко, мы выполним несколько полезных упражнений:
1. Быстро потрите друг о друга пальцами ладони
2. Щёки быстро потрите вверх-вниз (5сек)
3. Потрите уши
4. Пальчиками побарабанить по голове
5. Погладить осторожно шею спереди ниже кадыка
спереди, с боков, сзади сверху вниз.
II Чистописание
- Ребята, назовите какое сейчас время года?
- Сегодня мы побываем в зимнем лесу , у него очень много тайн и загадок
( слайд 1)
- Попробуем их разгадать?
- В лесу много следов на снегу ( слайд 2) , угадайте кто их оставил? ( слайд ребусы 3)
- Запишите число , классная работа и минутку чистописания в тетради.
- Не забудьте , что от предыдущей работы нужно отступить 3 строчки, при письме сидим прямо, тетрадь наклонно ( чистописание на доске)
III Постановка темы урока
Посмотрите на экран : прочтите слова ( слайд 4 – солнце , лес, неяркое, зимний , волк , лиса, голодный , хитрая ) выделите из них имена существительные и выпишите их в столбик ( работа по цепочке у доски и в тетрадях)
- На какие вопросы они отвечают? ( проверка со слайда 5-
что? -солнце
что? - лес
кто? -волк
кто?- лиса
Вывод: - существительные нарицательные, в ед.ч. , солнце, лес – неодуш.
Лиса, волк – одуш.
- Прочтите оставшиеся слова ( неяркое , зимний, голодный , хитрая)
- Подберите и запишите к каждому существительному подходящие по смыслу слова ( слайд 6-проверка)
Солнце неяркое
Лес зимний
Волк голодный
Лиса хитрая
- На какие вопросы отвечают подобранные слова?
Ответы детей
( слайд 7- проверка)
Солнце (какое?) неяркое
Лес ( какой?) зимний
волк ( какой?) голодный
Лиса хитрая ( какая?)
- Что обозначают слова , отвечающие на вопросы Какой? Какая? Какое?
( признаки предметов)
Вывод: Слова , обозначающие признаки предметов и, отвечающие на вопросы Какой? Какая? Какое? – называют ИМЕНЕМ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫМ в предложении связано с именем существительным , у прилагательного так же как и у существительного определяют род , число и падеж.
( слайд 8 - схема)
IV Сообщение темы и целей урока.
- Сегодня мы будем работать с именами прилагательными . Наша задача научиться находить прилагательные в речи, задавать вопросы к ним.
Работа по учебнику – дополните правило в учебнике стр. 121 ,опираясь на схему на слайде.
Гимнастика для глаз ( тренажёр Еремеева ) – немного отдохнём и опять за работу – внимание на экран)
V Работа по теме урока.
- Прочтите текст на экране ( слайд 9 )
Светит солнце. Застыл лес. Крадётся лиса. Прячется под кустом заяц.
- Дополните текст прилагательными , подобрав их по смыслу к существительным в предложениях.
- Запишем на доске ( работа по цепочке ).
- О чём получился текст?
- Озаглавьте его и запишите в тетрадь , прилагательные подчеркните волнистой линией.
- Сравните текст на экране и на доске. Какой текст получился интереснее и красочнее? Какие слова помогли украсить наш рассказ?
Вывод: прилагательные делают нашу речь богаче и красочнее.
VI Динамическая пауза (слайд 10 )
Потребность в двигательной активности учащихся на уроке может реализовываться посредством проведения физкультминутки.
А теперь.
Дружно встали, улыбнулись, хорошенько потянулись
Спинки дружно все прогнули – вот и мышцы отдохнули.
Нашей матушке – землице в пояс надо поклониться.
Повернулись вправо, влево – стало гибким наше тело.
Поднимаемся всё выше – выше дома, крыши выше.
Руки к солнцу протянули, опустили и встряхнули.
Носом воздух мы вдыхаем и на месте пошагаем.
Мы размялись хорошо, завтра повторим ещё.
Всем здоровья пожелаем и учиться продолжаем.
VII Закрепление по теме урока:
- Работа по учебнику : Упр. 196 стр. 122
- Прочтите 1 строчку , назовите какой частью речи является каждое слово.
- Запишите слова , подчеркните имена прилагательные ( работа в тетради , один ученик у доски)
- Что общего в словах каждой группы? ( однокоренные)
- Самостоятельная работа с тестом « Имя прилагательное» ( проверка со слайда 11 , самооценка)
- Подчеркните верный ответ:
Тест
- Что обозначает имя прилагательное ?
А) предмет ; б) признак предмета
- На какие вопросы отвечают имена прилагательные?
А) какой? Какая? Какое? Б) кто? Что?
3. Подчеркните имя прилагательное:
А) холодная б) зима
4. Как подчёркиваем имена прилагательные в предложении?
А) прямой линией б) волнистой линией
VIII Итог урока:
- Итоговая беседа:
- О какой части речи говорили сегодня?
- Как вы думаете , научились ли мы находить имена прилагательные , ставить к ним вопросы , выделять их?
- Для чего нужны прилагательные в речи?
( слайд -12 )
Имя прилагательное,
Мы с тобой дружны.
Признаки предметов называешь ты.
Солнечное лето,
Праздничная ель,
Вкусная конфета,
Звонкая капель!
- Попробуйте сами оценить свою работу.
Если довольны своей работой, покажите карточку зелёного цвета.
Если не очень довольны – белого цвета.
Если не довольны, покажите карточку красного цвета.
Домашнее задание :
А) Дописать Упр. 196 на стр. 122
Б) Учить правило стр.121
Самоанализ урока
По типу это урок сообщения нового по теме «Имя прилагательное».
Применялись разные приёмы и методы для повторения пройденного материала, осуществлялась связь с жизнью и другими предметами.
Применялись игровые ситуации «Разгадай ребус», Создание ситуации загадочности путешествия в зимний лес, способствовали повышению интереса к предмету, разнообразили урок, развивали объём внимания, активизировали учащихся, снимали утомляемость.
Ставились проблемные вопросы, создавались проблемные ситуации и учащиеся пытались делать доказательные суждения и делать выводы.
В работе над сложными заданиями для учащихся использовались карточки-опоры.
При подведении итогов урока использовалась самооценка.
На уроке реализовывались следующие принципы:
-принцип целостности содержания образования ( на уроке прослеживалась связь с темами предыдущих уроков);
-принцип психологической комфортности (создавалась атмосфера творчества и доверия).
На уроке подавался учебный материал на все каналы восприятия.
Благодаря этому, дети находились в равных условиях и не испытывали дискомфорта. Читали, проговаривали, слушали, писали, составляли предложения, рассуждали, делали выводы.
Для профилактики зрительного переутомления проведена гимнастика для глаз, упражнения для снятия усталости.
Проведена физкультминутка-игра, перед началом работы проделали упражнения для активизации умственных и физических способностей.
Учитывалась динамика активности обучающихся на уроке (врабатываемость в урок, 5-20 мин.высокая работоспособность - сложная работа; 21-35- снижение работоспособности; 35-40 полное утомление –подведение итогов, дом зад.)
Осуществлялась организация обучения в режиме «динамических поз» (дети периодически переводились из положения «сидя» в положение «стоя»).
Главным здесь является не столько длительность стояния, сколько сам факт смены поз. Учащиеся работали с интересом, давали полные и обоснованные ответы.
Развивающая и воспитательная цели решались в единстве с образовательной.
Спасибо за урок , всем удачи!
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Солнце , лес, неяркое , зимний , лиса , голодный , хитрая, волк.
существительные Что? солнце Что? лес Кто? лиса Кто? волк
Солнце, лес, лиса, волк Неяркое , зимний, голодный, хитрая
Солнце (…………) неяркое Лес (……………) зимний Волк (………….) голодный Лиса (…………..) хитрая
Солнце (какое?) неяркое Лес (какой?) зимний Волк (какой?) голодный Лиса (какая?) хитрая
Новая тема: 1.Объяснение темы: Имя прилагательное часть речи Обозначает признак предмета Отвечает на вопросы Какой ? Какая? Какое? Какие? В предложении является второстепенным членом предложения и подчёркивается волнистой линией
Род, число, падеж прилагательных Имена прилагательные зависят от существительных: ставятся в том же падеже, числе, роде, что и существительные, к которым они относятся. Ж.р. ж.р. Сладкая ягода
Дополните правило на стр. 121 учебника
Разминка для глазок!
Светит солнце . Застыл лес. По лесу рыщет волк. Крадётся лиса.
Вывод: Имена прилагательные делают нашу речь точной, выразительной, образной, богатой.
Физкультминутка! Дружно встали, улыбнулись, хорошенько потянулись Спинки дружно все прогнули – вот и мышцы отдохнули. Нашей матушке – землице в пояс надо поклониться. Повернулись вправо, влево – стало гибким наше тело. Поднимаемся всё выше – выше дома, крыши выше. Руки к солнцу протянули, опустили и встряхнули. Носом воздух мы вдыхаем и на месте пошагаем. Мы размялись хорошо, завтра повторим ещё. Всем здоровья пожелаем и учиться продолжаем.
Работа по учебнику: Упражнение №196 стр.122 – прочтите , назовите , какой частью речи является каждое слово. - Спишите , подчеркните прилагательные. - Что общего в словах каждой группы?
Тест « Имя прилагательное» Ключ: 1) Б 2) А 3) А 4) Б
Имя прилагательное, Мы с тобой дружны. Признаки предметов называешь ты. Солнечное лето, Праздничная ель, Вкусная конфета, Звонкая капель!
- - довольны собой - не очень довольны - не довольны
Домашнее задание : Дописать Упр.196 стр .122 Учить правило стр. 121.
Спасибо за урок , всем удачи!
Шаблон «Зима» автор Коровина Ирина Николаевна у читель начальных классов МБОУ «СОШ №9» г.Сафоново Смоленской области Использованы ресурсы: http://www.allgrafica.ru/photoshop/ramki/27889-zametel.html http :// arhangel-ok.ru/load/grafika_dlja_sajtov/fajl_snezhinki_3/8-1-0-314
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка (конспект) урока по русскому языку. 4 класс. Программа "Школа России".
Тема урока: Повторение. Главные и второстепенные члены предложения.Методическая разработка (конспект) урока по русскому языку. 4 класс. Программа "Школа России"....
конспект урока по русскому языку 6 класс словообразование имен прилагательных
урок усвоения новых знаний...
Конспект урока по русскому языку ( 4 класс). Автор учебника - Рамзаева. Тема урока - " Имя прилагательное". Тип урока - открытие новых знаний.
Конспект урока по русскому языку ( 4 класс). Автор учебника - Рамзаева. Тема урока - " Имя прилагательное". Тип урока - открытие новых знаний....
Конспект урока русского языка, 6 класс коррекционная школа, тема "Имя прилагательное"
Конспект урока русского языка, 6 класс коррекционная школа, тема "Имя прилагательное". Урок в форме игры №Что? Где?Когда?"...
План-конспект урока по русскому языку 6 класс. Тема: «Изменение имен прилагательных по родам».
Тема: Изменение имён прилагательных по родам.Цель: Развивать познавательную активность, умение определять род имён прилагательных, правильно писать окончания.Задачи:1) формировать умение определять ро...
Конспект урока по русскому языку 6 класс коррекционной школы. Тема: Однородные члены предложения без союзов.
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА педагога ГБОУ школы-интерната № 16 Пушкинского района Санкт-Петербурга Гребенькова Олега МихайловичаПредмет: русский язык.Тема: Однородные члены предложения без с...
Конспект урока по русскому языку 6 класс на тему: "НЕ с именами прилагательными"
повторение пройденного, изучение нового материала, работа с учебником...
- Мне нравится (1)