Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Центр образования №1» Методическое объединение гуманитарного цикла
Рабочая учебная программа по русскому языку для обучающихся 9 класса Составлена на основе примерной программы курса «Программы для общеобразовательных учреждений. Русский язык. 5-9кл.» Москва, «Дрофа». 2008, авторы: В.В.Бабайцева, А.Ю.Купалова, Е.И.Никитина, Ю.С.Пичугов.
Автор – Попова Галина Анатольевна,
учитель русского языка и литературы
УТВЕРЖДАЮ Директор МБОУ «ЦО №1»:
___________________ С.В.Лукьянова
«___»________________ 20___ г. |
РЕКОМЕНДОВАНА к утверждению на заседании методического объединения гуманитарного цикла
МБОУ «ЦО№1»: «___»_________________20___ г.
________________ А.С.Мухина
|
г. Донской. 2015год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Количество часов: - всего – 105. часов, в неделю – 3 часа
Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента Государственного стандарта основного общего образования 2004 года, Программы по русскому языку для общеобразовательных учреждений. 5-9 классы. /Автор-составитель В.В.Бабайцева – М.: Дрофа. 2009 и обеспечивает реализацию минимума содержания образования. Настоящая программа составлена на 105 часов в соответствии с учебным планом школы, рассчитана на 1 год обучения и является программой базового уровня обучения. Русский язык является важнейшей частью национальной культуры русского народа. Как учебная дисциплина он имеет первостепенное значение, так как является не только предметом изучения, но и важнейшим средством познания других наук, средством интеллектуального, духовного, эстетического развития учащихся. В процессе обучения русскому языку учащиеся должны приобрести в рамках программы умения и навыки анализа (разбора) языкового материала, орфографические и пунктуационные навыки, умения и навыки связной речи, а также овладеть нормами литературного языка. При изучении сложных предложений больше внимания уделяется их строению и значению, наличию в языке синтаксических синонимов, возможности выражения мысли разными типами простых и сложных предложений. Типы придаточных даны в соотношении с членами предложения (подлежащные, сказуемные, определительные, дополнительные, обстоятельственные), что упрощает усвоение типологии сложноподчиненного предложения и открывает широкий простор для упражнений по синтаксической синонимике.
Основные цели: - формирование у учащихся на базе усвоения ими определенной системы знаний о языке, умений и навыков полноценно, грамотно (в широком значении этого слова) пользоваться богатыми ресурсами родного языка в своей речевой практике, - воспитание бережного отношения к языку, стремления к самосовершенствованию в области языковой подготовки и культуры речевого общения.
Эти цели обуславливают следующие задачи: - дать учащимся представление о роли языка в жизни общества, о языке как развивающемся явлении, о месте русского языка в современном мире, о его богатстве и выразительности; - обеспечить усвоение определенного круга знаний из области фонетики, графики, орфоэпии, орфографии, лексики, морфемики, словообразования, морфологии, синтаксиса, пунктуации, стилистики; формировать умения применять эти знания на практике; - развивать речь учащихся: обогащать их активный и пассивный запас слов, грамматический строй речи; - способствовать усвоению норм литературного языка, формированию и совершенствованию умений и навыков грамотного и свободного владения устной и письменной речью во всех основных видах речевой деятельности; - формировать и совершенствовать орфографические и пунктуационные знания и навыки.
По окончании 9 класса учащиеся должны уметь:
- составлять схемы сложных предложений разных типов; - различать смысловые отношения между частями сложных предложений; - правильно ставить знаки препинания; - строить схемы предложений разных типов, особенно сложноподчиненных; - употреблять сложные предложения в речи, учитывая синонимические значения разных типов; - соотносить члены предложения и придаточные предложения; - производить синтаксический анализ сложных предложений разных типов; - различать стилистическую окраску средств связи и правильно их употреблять в зависимости от стиля речи; - строить связное аргументированное высказывание на лингвистическую тему по материалу, изученному на уроках русского языка; - составлять деловые бумаги (заявление, расписку, характеристику, автобиографию); - писать сочинение на литературоведческую тему по изученному произведению; - писать сочинение на свободную тему в разных жанрах и стилях речи; - различать разговорную речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы; - определять тему, тип и стиль речи, анализировать структуру и языковые особенности текста; - опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа; - соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации; - соблюдать нормы русского речевого этикета, уместно использовать паралингвистические (неязыковые) средства общения; - осуществлять речевой самоконтроль, оценивать свою речь с точки зрения ее правильности, находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их, совершенствовать и редактировать собственные тексты.
Межпредметные связи Сближение курса русского языка с литературой, выход на изобразительно- выразительные средства,чем обеспечивается более высокий уровень восприятия учащимися художественной формы произведения, более глубокое проникновение в его идейно- образное эстетическое, нравственное содержание.
Особенности организации учебного процесса Формами контроля, выявляющего подготовку учащихся по русскому языку, служат соответствующие виды разбора, устные сообщения учащихся, письменные работы, сжатые изложения (подготовка к ГИА), сочинения разнообразных жанров ,составление схем, таблиц, тестовые работы и т.д.
Для реализации рабочей программы используется учебно-методический комплект, включающий в себя: Учебники: № п/п | Автор | Название, класс | Год издательства | Издательство | 1 | В.В.Бабайцева, Л.Д.Чеснокова | Русский язык. Теория. 5-9 классы | 2009. | Москва, «Дрофа», | 2 | Ю.С.Пичугов | Русский язык. Практика. 9 класс | 2009. | Москва, «Дрофа», | 3 | Е.И.Никитина | Русская речь. 9 класс | 2009. | Москва, «Дрофа», |
Методические пособия для учителя: № п/п | Автор | Название, класс | Год издательства | Издательство | 1. | А.Ю.Купалова, Т.М.Пахнова, С.Н.Пименова, Ю.С.Пичугов | Поурочное планирование к учебному комплексу под редакцией В.В.Бабайцевой. 5-9 классы | 2005 | Волгоград «Учитель» | 2. | Т.И.Ермоленко | Русский язык. Поурочные планы по учебному комплексу под редакцией В.В.Бабайцевой. 9 класс | 2007 | «Учитель» | 3. | Н.В.Егорова | Поурочные разработки по русскому языку. 9 кл | 2004 | М., «Вако» | 4. | Т.А.Захарова, Л.Н.Чурсина, Е.С.Юрьева | Уроки русского языка с применением информационных технологий. 9 класс. | 2011 | «Планета» | 5. | Е.С.Симакова | Русский язык. Экспресс-репетитор для подготовк к ГИА. «Сочинение»9 класс | 2009 | АСТ.Астрель | 6. | С.И.Львова | Работа с морфемными моделями слов на уроках русского языка в 5-9 классах | 2012 | «Мнемозина» |
Пособия для подготовки к ЕГЭ: № п/п | Автор | Название, класс | Год издательства | Издательство | 1 | Н.А.Сенина | Русский язык Вступительные испытания.9 класс | 2015 | Ростов-на-Дону, «Легион» | 2 | С.Ю.Иванова | Русский язык. Типовые тестовые задания 10 вариантов. 9 класс | 2015 | М., «Экзамен» |
| И.П.Цыбулько | Русский язык. Типовые тестовые задания. 28 вариантов | 2015 | М., «Национальное образование» |
|
|
|
|
|
Электронные пособия (диски): № п/п | Название, класс | 1 | Русский язык. Редактор тестов. Тематические тесты.9 класс | 2 | Репетитор. Весь школьный курс. Для старшеклассников, абитуриентов и учителей | 3 | Библиотека Кирилла и Мефодия. Русский язык 2009 | 4 | Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия. Справочник 2007г |
| Репетитор Для старшеклассников, абитуриентов и учителей |
|
|
|
|
|
|
|
|
КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ № | Тема урока | Кол-во часов | примечание |
| Введение и повторение изученного (5 ч.) |
|
| 1 | Введение. Богатство, образность, точность русского языка. | 1 |
| 2-5 | Повторение изученного в 8 классе. Лексико-орфографическая работа | 4 | Тесты ГИА |
| Синтаксис и пунктуация(1ч.+ 4ч) |
|
| 6 | Основные виды сложных предложений | 1 |
| 7-8 | РРТекст. Композиционные формы сочинений. Рецензия на книгу. | 2 |
| 9-10 | РР Сжатое изложение. Подготовка к ГИА | 2 |
|
| Сложносочиненное предложение (10 ч. + 2ч.)
|
|
| 11 | Сложносочинённые предложения. Смысловые отношения между частями ССП | 1 |
| 12-13 | Интонация и сочинительные союзы как средство связи его частей. Значения сочинительных союзов. | 2 | Тесты ГИА | 14-15 | Знаки препинания в сложносочинённом предложении. | 2 | Тесты ГИА | 16-17 | Обобщение по теме «Сложносочинённое предложение» | 2 | Практикум. | 18 | Контрольная работа по теме «Сложносочиненные предложения». | 1 | Варианты: зачет, тест, диктант | 19 | Анализ контрольной работы. Повторение орфографии. | 1 |
| 20 | Повторение орфографии. | 1 | Тесты ГИА | 21-22 | Р.Р Обучающее сочинение – рассуждение. С2.2. Подготовка к ГИА | 2 | Текст- по выбору учителя |
| Сложноподчиненные предложения (19ч.+ 9ч.) |
|
| 23 | Строение сложноподчинённого предложения. Главное и придаточное предложения. | 1 |
| 24-25 | Интонация, подчинительные союзы и союзные слова. | 2 | Тесты ГИА | 26-27 | РР Стили речи (обобщение изученного). Углубленное понятие о научном стиле и стиле художественной литературы. | 2 |
| 28 | РР Аннотация. | 1 |
| 29 | Роль указательных слов в подчинении предложений. Особенности присоединения придаточных предложений к главному. | 1 |
| 30-31 | Сложносочинённые предложения с несколькими придаточными. Запятая в СПП с несколькими придаточными. | 2 | Тесты ГИА | 32 | Виды придаточных предложений | 1 | Презентация | 33 | РР Портретный очерк. | 1 |
| 34-35 | Придаточные подлежащные. Придаточные сказуемные. | 2 | Презентация | 36-37 | Р.Р. Контрольное сочинение - рассуждение | 2 |
| 38 | Р.Р. Анализ контрольного сочинения. Обучение редактированию |
|
| 39 | Сложноподчинённые предложения с придаточными определительными. | 1 | Презентация | 40 | Придаточные дополнительные | 1 |
| 41-43 | Сложноподчинённые предложения с придаточными обстоятельственными. | 3 | Тесты ГИА | 44-45 | Р.Р Деловые документы. (Автобиография, заявление и т.д.). | 2 | Документы | 46 | Синонимика простых предложений СПП. | 1 |
| 47-48 | Обобщение и систематизация знаний о сложноподчинённом предложении. Подготовка к контрольной работе | 2 | Тесты ГИА | 49-50 | Контрольный диктант по теме «Сложноподчиненные предложения» и его анализ | 2 | Варианты: зачет, тест, диктант. |
| Бессоюзные сложные предложения ( 12ч.+1ч.) |
|
| 51 | Значения сложных бессоюзных предложений. Интонационные средства их выражения | 1 | Презентация | 52 | Запятая в бессоюзном сложном предложении. | 1 | Презентация | 53 | Точка с запятой в бессоюзном сложном предложении. | 1 |
| 54-55 | Тире в бессоюзном сложном предложении. | 2 | Презентация | 56-57 | Двоеточие в бессоюзном сложном предложении | 2 | Презентация | 58 | Р.Р. Обучающее сочинение – рассуждение по тезису. ГИА. С2.1 | 1 | | 59-60 | Обобщение и систематизация знаний о бессоюзном сложном предложении. | 1 | Анализ текста задания части В | 61-62 | Контрольная работа по теме «Бессоюзные сложные предложения» и её анализ. |
|
| 63 | Повторим орфографию | 1 |
|
| Сложные предложения с различными видами связи (7 ч. + 2ч.) |
|
| 64-65 | Понятие о сложных предложениях с различными видами союзной и бессоюзной связи и пунктуация в них. | 2 | Тесты ГИА | 66-67 | Сложные предложения с различными видами связи. Запятая при стечении сочинительных и подчинительных союзов | 2 |
| 68 | Повторение изученного по теме «Сложные предложения с различными видами связи». | 1 | Практикум. | 69 | Контрольная работа по теме «Сложные предложения с различными видами связи» | 1 | Варианты: зачет, тест, диктант. | 70 | Анализ контрольной работы
| 1 |
| 71-72 | Р.Р. Работа с текстом. (План, тезисный план, реферат, конспект). | 2 | Приемы сжатия текста |
| Способы передачи чужой речи(7ч.) |
|
| 73 | Способы передачи чужой речи. | 1 |
| 74-75 | Предложения с прямой речью. Знаки препинания в предложениях с прямой речью. | 1 | Презентация | 76-77 | Предложения с косвенной речью. Синонимия предложений с прямой и косвенной речью. Знаки препинания в предложениях с косвенной речью. | 1 | Тесты ГИА | 78-79 | Цитаты. Способы цитирования. Знаки препинания в предложениях при цитатах. | 1 |
|
| Общие сведения о языке (3 ч.) |
|
| 80 | Роль языка в жизни общества. Язык как исторически развивающееся явление. | 1 | Презентация | 81 | Русский язык в современном мире. Русский язык – государственный язык Российской Федерации и язык межнационального общения. Русский язык среди других славянских языков. | 1 |
| 82 | Русский язык как первоэлемент великой русской литературы. | 1 |
|
| Систематизация и обобщение изученного в 5-9 классах (21ч.+1 ч) |
|
| 83-84 | Систематизация знаний по фонетике. Правописание гласных в корнях. Правописание гласных в корнях и приставках. | 2 | Тесты ГИА | 85-86 | Систематизация и обобщение изученного по морфемике. | 2 | Тесты ГИА | 87-90 | Систематизация и обобщение изученного по морфологии. | 4 | Тесты ГИА | 91-94 | Систематизация и обобщение изученного по орфографии и пунктуации | 4 |
| 95 | Систематизация и обобщение изученного по лексике и фразеологии | 1 | Средства речевой выразительности | 96 | Систематизация и обобщение изученного по культуре речи | 1 |
| 97 | РР Предэкзаменационное сжатое изложение. | 1 | Текст аудио | 98-99 | Итоговая контрольная работа в формате ГИА-9 | 2 | Тестирование | 100 | Анализ контрольной работы | 1 |
| 101-102 | Комплексный анализ текста | 1 | Функции знаков препинания | 103-105 | Резервные уроки | 3 |
|
|
|
|
|
|
Комментарии
Спасибо за замечательное
Спасибо за замечательное планирование. Успехов Вам в нелёгком труде.