Тематическое планирование по русскому языку в 10 классе.Программа под ред. В.В.Бабайцевой
календарно-тематическое планирование по русскому языку (10 класс) на тему
Данная рабочая программа по русскому языку разработана для обучения в 10 классе с учетом:
- требований федерального государственного образовательного стандарта по русскому языку (базовый уровень);
- авторской программы Власенкова А.И. (Методические рекомендации к учебнику
« Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи.10-11 классы»/Книга для учителя.- М.: Просвещение, 2010 год );
- требований к уровню подготовки учащихся 10 класса;
-познавательных интересов учащихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
russkiy_10_k.docx | 31.83 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Данная рабочая программа по русскому языку разработана для обучения в 10 классе с учетом:
- требований федерального государственного образовательного стандарта по русскому языку (базовый уровень);
- авторской программы Власенкова А.И. (Методические рекомендации к учебнику
« Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи.10-11 классы»/Книга для учителя.- М.: Просвещение, 2010 год );
- требований к уровню подготовки учащихся 10 класса;
-познавательных интересов учащихся.
Рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического комплекта:
УМК по русскому языку
1 Программа для общеобразовательных учреждений .Русский язык. 10-11кл.,Москва,Просвещение . 2010г
2.Власенков А. И. Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи: Учеб. для 10-11 кл. общеобраз. учрежд. / А. И. Власенков, Л. М. Рыбченкова. - 13-е издание. - М.: Просвещение, 2010г
3.Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Методические рекомендации к учебному пособию «Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи. 10-11 классы». - М.: Просвещение, 2004.
4.Власенков АИ., Рыбченкова Л.М. Дидактические материалы к учебнику «Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи. 10-11 классы». - М.: Просвещение, 2011г.
5.Павлова С. А. Методика подготовки к ЕГЭ по русскому языку. Алгоритмы рассуждения при выборе правильного ответа.
Пособие для учащихся 10 -11 класс .М.:Просвещение, 2010г
При выборе системы обучения и учебно-методического комплекса по предмету для реализации рабочей программы учитывалось
- соответствие УМК возрастным и психологическим особенностям учащихся;
- соотнесённость с содержанием государственной итоговой аттестации;
- завершённость учебной линии;
- обеспеченность образовательного учреждения учебниками.
Изучение русского языка в 10 классе на базовом уровне среднего (полного) общего образования направлено на достижение следующих целей:
- воспитание гражданина и патриота; формирование представления о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание национального своеобразия русского языка; овладение культурой межнационального общения;
- развитие и совершенствование способности к речевому взаимодействию и социальной адаптации; информационных умений и навыков; навыков самоорганизации и саморазвития; готовности к трудовой деятельности, осознанному выбору профессии;
- освоение знаний о русском языке как многофункциональной знаковой системе и общественном явлении; языковой норме и ее разновидностях; нормах речевого поведения в различных сферах общения;
- овладение умениями опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности; различать функциональные разновидности языка и моделировать речевое поведение в соответствии с задачами общения;
- применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике; повышение уровня речевой культуры, орфографической и пунктуационной грамотности.
Содержание обучения русскому языку отобрано и структурировано на основе компетентностного подхода, т.е. достижение указанных целей осуществляется в процессе совершенствования коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой), культуроведческой компетенций.
Коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, умениями и навыками использования языка в различных сферах и ситуациях общения, соответствующих опыту, интересам, психологическим особенностям учащихся основной школы на разных ее этапах (V-VII, VIII-IX классы).
Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции – освоение знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; общих сведений о лингвистике как науке и ученых-русистах; овладение основными нормами русского литературного языка, обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов; умение пользоваться различными лингвистическими словарями.
Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.
Метапредметными задачами работы по русскому языку в школе являются: развитие логического мышления; обучение школьников умению самостоятельно пополнять знания по русскому языку; формирования общеучебных умений.
Наилучший результат обучения достигается лишь при комплексном применении различных методов и других дидактических средств.
Наиболее приемлемыми для учащихся данного класса являются следующие приемы и методы работы на уроке:
- информационная переработка устного и письменного текста:
составление плана текста;
пересказ текста по плану;
пересказ текста с использованием цитат;
продолжение текста;
составление тезисов;
редактирование текста;
- составление учащимися авторского текста в различных жанрах( подготовка реферата, доклада, написание анализа, рецензии, творческих работ в жанре эссе, очерка, рассказа и т.д);
- сочинения-рассуждения,
- сравнение текстов;
-взаиморецензирование;
- интеллектуально-лингвистические упражнения;
- коммуникативные и игровые ситуации.
- составление орфографических и пунктуационных упражнений самими учащимися;
- различные виды диктантов;
-различные виды разбора (фонетический, лексический, словообразовательный, морфологический, синтаксический,
лингвистический,
лексико-фразеологический, речеведческий);
- оценивание устных и письменных высказываний/текстов с точки зрения языкового оформления, уместности, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;
- наблюдение за речью окружающих, сбор соответствующего речевого материала с последующим его использованием по заданию учителя и т.д.;
-анализ языковых единиц с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;
-работа с различными информационными источниками: учебно-научными текстами, справочной литературой, средствами массовой информации ( в том числе представленных в электронном виде), конспектирование.
При реализации программы могут использоваться следующие формы обучения:
Урок коммуникация
урок-исследование
лекция,
семинар,
практикум,
комплексный анализ текста, подготовка к написанию сочинений)
Достижению целей программы обучения будет способствовать
использование элементов современных образовательных технологий:
технологии проблемного обучения, технологии интегрированного обучения,
технологии разноуровневого обучения, групповых технологий, игровых
технологий, информационных технологий.
Требования к уровню подготовки учащихся за курс 10 класса.
В результате изучения русского языка на базовом уровне ученик должен
знать/понимать
- связь языка и истории, культуры русского и других народов;
- смысл понятий: речевая ситуация и ее компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи;
- основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь;
- орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка; нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения;
уметь
- осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;
- анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;
- проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка;
аудирование и чтение
- использовать основные виды чтения (ознакомительно-изучающее, ознакомительно-реферативное и др.) в зависимости от коммуникативной задачи;
- извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях;
говорение и письмо
- создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения;
- применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;
- соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка;
- соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем;
- использовать основные приемы информационной переработки устного и письменного текста;
- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- осознания русского языка как духовной, нравственной и культурной ценности народа; приобщения к ценностям национальной и мировой культуры;
- развития интеллектуальных и творческих способностей, навыков самостоятельной деятельности; самореализации, самовыражения в различных областях человеческой деятельности;
- увеличения словарного запаса; расширения круга используемых языковых и речевых средств; совершенствования способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;
- совершенствования коммуникативных способностей; развития готовности к речевому взаимодействию, межличностному и межкультурному общению, сотрудничеству;
самообразования и активного участия в производственной, культурной и общественной жизни государства.
Объем часов учебной нагрузки, отведенных на освоение рабочей программы, соответствует Базисному учебному (образовательному) плану общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденному приказом Минобразования РФ № 1312 от 09.03.2004.
Программа рассчитана на 70 часов учебного времени
Поурочно-тематическое планирование
№ урока | Наименование разделов и тем, содержание урока | Количест во часов | При меча ние |
Общие сведения о языке (7ч.) | |||
1 | Язык и общество. Связь происхождения языка с возникновением человеческого общества. Основное предназначение языка | 1 | |
2 | Язык и культура. Понятие национальной культуры в широком ее значении, отражение культуры в языке. Язык и история народа. | 1 | |
3 | Три периода в истории русского языка | 1 | |
4 | Русский язык в современном мире. Функции русского языка как государственного. | 1 | |
5 | Русский язык в современном мире. Функции русского языка как государственного. | 1 | |
6 | Проблемы экологии языка. Культура речи. | 1 | |
7 | Контрольное тестирование по теме «Повторение изученного за курс основной школы». | 1 | |
Фонетика.Орфоэпия.Орфография. (5+1 ч) | |||
8 | Обобщение, систематизация и углубление ранее приобретенных знаний и умений по фонетике, графике, орфоэпии, орфографии. | 1 | |
9 | Понятие фонемы, открытого и закрытого слога. Особенности русского словесного ударения. Роль ударения в стихотворной речи | 1 | |
10 | Основные нормы современного литературного произношения и ударения в русском языке | 1 | |
11 | Принципы русской орфографии. | 1 | |
12 | Фонетический и орфоэпический разбор | 1 | |
13 | Р/р. Контрольное сочинение по тексту публицистического стиля. | 1 | |
Лексика и фразеология (8 ч) | |||
14 | Лексическая система русского языка. Многозначность слова. Омонимы. Синонимы. Антонимы. Паронимы. | 1 | |
15 | Русская лексика с точки зрения ее происхождения . | 1 | |
16 | Русская лексика с точки зрения ее употребления. Межстилевая лексика. | 1 | |
17-18 | Активный и пассивный словарный запас. Архаизмы, историзмы. Неологизмы. Индивидуальные новообразования, использование их в художественной речи. Лексические средства выразительности. | 2 | |
19 | Русская фразеология. Крылатые слова, пословицы и поговорки. Нормативное употребление слов и фразеологизмов в строгом соответствии с их значением и стилистическими свойствами. Лексические и фразеологические словари. | 1 | |
20-21 | Контрольный диктант и его анализ | 2 | |
Морфемика и словообразование (3+1 ч.) | |||
22 | Обобщающее повторение ранее изученного по теме «Морфемика и словообразование». | 1 | |
23 | Выразительные словообразовательные средства. | 1 | |
24 | Словообразовательный разбор. | 1 | |
25 | Р/р. Контрольное сочинение по тексту художественного стиля. | 1 | |
Морфология и орфография (14ч) | |||
26 | Обобщающее повторение морфологии. Общее грамматическое значение, грамматические формы и синтаксические функции частей речи. Нормативное употребление форм слова. | 1 | |
27 | Трудные вопросы правописания -н- и -нн- в суффиксах существительных,прилагательных и наречий.. | 1 | |
28-29 | Правописание -н- и -нн- в суффиксах причастий и отглагольных прилагательных. Трудные вопросы правописания окончаний разных частей речи | 2 | |
30-31 | Правописание не и ни с разными частями речи . Различение частиц НЕ и НИ | 2 | |
32 | Правописание наречий | 1 | |
33 | Мягкий знак на конце слов после шипящих | 1 | |
34 | Правописание глаголов | 1 | |
35 | Правописание причастий | 1 | |
36-37 | Обобщающее повторение.Слитное,раздельное и дефисное написания | 2 | |
38-39 | Контрольный диктант и его анализ | 2 | |
Синтаксис и пунктуация( 12ч) | |||
40 | Принципы русской пунктуации | 1 | |
41 | Типы и виды словосочетаний | 1 | |
42-43 | Простое предложение | 2 | |
44-45 | Осложнённое предложение | 2 | |
46-47 | Сложное предложение | 2 | |
48 | Прямая и косвенная речь | 1 | |
49 | Авторская пунктуация | 1 | |
50-51 | Контрольный диктант по теме «Синтаксис и пунктуация» и его анализ | 2 | |
Речь, функциональные стили речи (10+1) | |||
52 | Язык и речь. Основные требования к речи: правильность, точность, выразительность, уместность употребления языковых средств. | 1 | |
53 | Текст.Способы и средства связи между частями текста Абзац | 1 | |
54 | Типы речи .Повествование | 1 | |
55 | Описание | 1 | |
56 | Рассуждение | 1 | |
57-59 | Виды преобразования текста. Тезисы, конспект, выписки, реферат, аннотация.Рецензия. | 3 | |
60-61 | Функциональные стили речи, их общая характеристика. Анализ художественного текста | 2 | |
62 | Р/р. Контрольное сочинение по тексту художественного стиля | 1 | |
Научный стиль речи (8 ч) | |||
63 | Назначение научного стиля речи, его признаки и разновидности (подстили). | 1 | |
64-65 | Лексические особенности научного стиля. Нейтральная, общенаучная и специальная лексика. Термин и терминология | 2 | |
66 | Морфологические и синтаксические особенности научного стиля..Использование учащимися средств научного стиля. | 1 | |
67-68 | Обобщение изученного материала о текстах, видах их переработки и стилях речи | 2 | |
69 | Речеведческий анализ текста(зачёт) | 1 | |
70 | Обобщающий урок | 1 | |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Поурочно - тематическое планирование по русскому языку. 7 класс комплекс Бабайцевой.
Данное планирование по русскому языку рассчитано на 4 часа в неделю для учащихся 7 класса....
Календарно-тематическое планирование уроков русского языка в 9 классе (по программе Бабайцевой В. В.)
Календарно-тематическое планирование уроков русского языка в 9 классе составлено по программе под редакцией В. В. Бабайцевой...
Рабочая программа и тематическое планирование по русскому языку к УМК Бабайцевой 5 класс 210 часов
Рабочая учебная программа составлена на основе Федерального компонента Государственного образовательного стандарта базового уровня общего образования, утверждённого приказом МО РФ № 1312 о...
Учебно-тематическое планирование по русскому языку 6 класс (УМК Бабайцевой)
Программа расширенного уровня, рассчитанная на 210 часов....
Календарно-тематическое планирование по русскому языку для 6 класса (по программе В.В. Бабайцевой)
Данное календарно-тематическое планирование по русскому языку предназначено для учащихся 6 класса, которые занимаются по программе В.В. Бабайцевой (углубленный уровень)....
Календарно-тематическое планирование по русскому языку 10 класс. Программа Н.Г. Гольцовой
Календарно-тематическое планирование составлено на основе программы Н.Г. Гольцовой в соответствии с требованиями. Рассчитано на 70 часов. Базовый уровень...
Календарно-тематическое планирование по русскому языку 11 класс. Программа Н.Г. Гольцовой
Календарно-тематическое планирование по русскому языку составлено на основе программы Н.Г. Гольцовой в соответствии с требованиями. Базовый уровень...