Тематическое планирование по русскому языку в 10 классе.Программа под ред. В.В.Бабайцевой
календарно-тематическое планирование по русскому языку (10 класс) на тему

 

Данная рабочая программа по  русскому языку разработана для обучения в 10 классе    с учетом:

- требований федерального государственного образовательного стандарта по русскому языку (базовый уровень);

-  авторской программы Власенкова А.И. (Методические рекомендации к учебнику

« Русский язык.  Грамматика. Текст. Стили речи.10-11 классы»/Книга для учителя.- М.: Просвещение, 2010  год );

- требований к уровню подготовки учащихся 10 класса;

-познавательных интересов учащихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл russkiy_10_k.docx31.83 КБ

Предварительный просмотр:

     Пояснительная записка

Данная рабочая программа по  русскому языку разработана для обучения в 10 классе    с учетом:

- требований федерального государственного образовательного стандарта по русскому языку (базовый уровень);

-  авторской программы Власенкова А.И. (Методические рекомендации к учебнику

« Русский язык.  Грамматика. Текст. Стили речи.10-11 классы»/Книга для учителя.- М.: Просвещение, 2010  год );

- требований к уровню подготовки учащихся 10 класса;

-познавательных интересов учащихся.

Рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического комплекта:

УМК по русскому языку

1 Программа для общеобразовательных учреждений .Русский язык. 10-11кл.,Москва,Просвещение . 2010г

2.Власенков А. И. Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи: Учеб. для 10-11 кл. общеобраз. учрежд. / А. И. Власенков, Л. М. Рыбченкова. - 13-е издание. - М.: Просвещение, 2010г

3.Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Методические рекомендации к учебному пособию «Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи. 10-11 классы». - М.: Просвещение, 2004.

4.Власенков АИ., Рыбченкова Л.М. Дидактические материалы к учебнику «Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи. 10-11 классы». - М.: Просвещение, 2011г.

5.Павлова С. А.  Методика подготовки к ЕГЭ по русскому языку. Алгоритмы рассуждения при выборе правильного ответа.  

 Пособие для учащихся 10 -11 класс .М.:Просвещение,  2010г

  При выборе системы обучения и учебно-методического комплекса по предмету для реализации рабочей программы   учитывалось

  1. соответствие УМК возрастным и психологическим особенностям учащихся;
  2. соотнесённость с содержанием государственной итоговой аттестации;
  3. завершённость учебной линии;
  4. обеспеченность образовательного учреждения учебниками.

Изучение русского языка в 10 классе  на базовом уровне среднего (полного) общего образования направлено на достижение следующих целей:

  1. воспитание гражданина и патриота; формирование представления о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание национального своеобразия русского языка; овладение культурой межнационального общения;
  2. развитие и совершенствование способности к речевому взаимодействию и социальной адаптации; информационных умений и навыков; навыков самоорганизации и саморазвития; готовности к трудовой деятельности, осознанному выбору профессии;
  3. освоение знаний о русском языке как многофункциональной знаковой системе и общественном явлении; языковой норме и ее разновидностях; нормах речевого поведения в различных сферах общения;
  4. овладение умениями опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности; различать функциональные разновидности языка и моделировать речевое поведение в соответствии с задачами общения;
  5. применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике; повышение уровня речевой культуры, орфографической и пунктуационной грамотности.

Содержание обучения русскому языку   отобрано и структурировано на основе компетентностного подхода, т.е. достижение указанных целей осуществляется в процессе совершенствования коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой), культуроведческой компетенций.

Коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, умениями и навыками использования языка в различных сферах и ситуациях общения, соответствующих опыту, интересам, психологическим особенностям учащихся основной школы на разных ее этапах (V-VII, VIII-IX классы).

Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции – освоение знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; общих сведений о лингвистике как науке и ученых-русистах; овладение основными нормами русского литературного языка, обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов; умение пользоваться различными лингвистическими словарями.

Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.

Метапредметными задачами работы по русскому языку в школе являются: развитие логического мышления; обучение школьников умению самостоятельно пополнять знания по русскому языку; формирования общеучебных умений.

Наилучший результат обучения достигается лишь при комплексном применении различных методов и других дидактических средств.

Наиболее  приемлемыми для учащихся данного класса  являются следующие  приемы и методы работы на уроке:

- информационная переработка устного и письменного текста:

составление плана текста;

пересказ текста по плану;

пересказ текста с использованием цитат;

продолжение текста;

составление тезисов;

редактирование текста;

- составление учащимися авторского текста в различных жанрах( подготовка реферата, доклада, написание анализа, рецензии, творческих работ в жанре эссе, очерка, рассказа и т.д);

- сочинения-рассуждения,

- сравнение   текстов;

-взаиморецензирование;

- интеллектуально-лингвистические упражнения;

- коммуникативные и игровые ситуации.

- составление орфографических и пунктуационных упражнений самими учащимися;

- различные виды диктантов;

-различные виды разбора (фонетический, лексический, словообразовательный, морфологический, синтаксический,

лингвистический,

лексико-фразеологический, речеведческий);                                                                                                                                    

- оценивание устных и письменных высказываний/текстов с точки зрения языкового оформления, уместности, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;

-  наблюдение за речью окружающих, сбор соответствующего речевого материала с последующим его использованием по заданию учителя и т.д.;

-анализ языковых единиц с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;

-работа с различными информационными источниками: учебно-научными текстами, справочной литературой, средствами массовой информации ( в том числе представленных в электронном виде), конспектирование.

При реализации программы могут использоваться следующие формы обучения:

Урок коммуникация

урок-исследование                                              

лекция,                                                                                                                                          

семинар,                                                                                                                              

практикум,                                                                                                                                

 комплексный анализ текста, подготовка к написанию сочинений)

Достижению  целей программы обучения  будет способствовать

использование элементов современных образовательных технологий:

технологии проблемного обучения, технологии интегрированного обучения,

технологии разноуровневого обучения, групповых технологий, игровых

технологий, информационных технологий.

 

Требования к уровню подготовки учащихся за курс 10 класса.

В результате изучения русского языка на базовом уровне ученик должен

знать/понимать

  1. связь языка и истории, культуры русского и других народов;
  2. смысл понятий: речевая ситуация и ее компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи;
  3. основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь;
  4. орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка; нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения;

уметь

  1. осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;
  2. анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;
  3. проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка;

аудирование и чтение

  1. использовать основные виды чтения (ознакомительно-изучающее, ознакомительно-реферативное и др.) в зависимости от коммуникативной задачи;
  2. извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях;

говорение и письмо

  1. создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения;
  2. применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;
  3. соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка;
  4. соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем;
  5. использовать основные приемы информационной переработки устного и письменного текста;
  6. использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
  1. осознания русского языка как духовной, нравственной и культурной ценности народа; приобщения к ценностям национальной и мировой культуры;
  2. развития интеллектуальных и творческих способностей, навыков самостоятельной деятельности; самореализации, самовыражения в различных областях человеческой деятельности;
  3. увеличения словарного запаса; расширения круга используемых языковых и речевых средств; совершенствования способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;
  4. совершенствования коммуникативных способностей; развития готовности к речевому взаимодействию, межличностному и межкультурному общению, сотрудничеству;

самообразования и активного участия в производственной, культурной и общественной жизни государства.

Объем  часов учебной нагрузки,     отведенных на освоение рабочей программы,  соответствует Базисному учебному (образовательному) плану общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденному приказом Минобразования РФ № 1312 от 09.03.2004.

Программа рассчитана на  70 часов учебного времени

 

                         

  Поурочно-тематическое планирование

№ урока

Наименование разделов и тем, содержание урока

Количест

во часов

При

меча

ние

Общие сведения о языке (7ч.)

1

Язык и общество. Связь происхождения языка с возникновением человеческого общества. Основное предназначение языка

1

2

Язык и культура. Понятие национальной культуры в широком ее значении, отражение культуры в языке.

Язык и история народа.

1

3

Три периода в истории русского языка

1

4

Русский язык в современном мире. Функции русского языка как государственного.

1

5

Русский язык в современном мире. Функции русского языка как государственного.

1

6

Проблемы экологии языка. Культура речи.

1

7

Контрольное тестирование по теме «Повторение изученного за курс основной школы».

1

 Фонетика.Орфоэпия.Орфография. (5+1 ч)

8

Обобщение, систематизация и углубление ранее приобретенных знаний и умений по фонетике, графике, орфоэпии, орфографии.

1

9

Понятие фонемы, открытого и закрытого слога. Особенности русского словесного ударения. Роль ударения в стихотворной речи

1

10

Основные нормы современного литературного произношения и ударения в русском языке

1

11

Принципы русской орфографии.

1

12

Фонетический и орфоэпический разбор

1

13

Р/р. Контрольное сочинение по тексту публицистического  стиля.

1

Лексика и фразеология (8 ч)

14

Лексическая система русского языка. Многозначность слова. Омонимы. Синонимы. Антонимы. Паронимы.

1

15

Русская лексика с точки зрения ее происхождения .

1

16

Русская лексика с точки зрения ее употребления. Межстилевая лексика.

1

17-18

Активный и пассивный словарный запас. Архаизмы, историзмы. Неологизмы. Индивидуальные новообразования, использование их в художественной речи. Лексические средства выразительности.

2

19

Русская фразеология. Крылатые слова, пословицы и поговорки. Нормативное употребление слов и фразеологизмов в строгом соответствии с их значением и стилистическими свойствами. Лексические и фразеологические словари.

1

20-21

Контрольный диктант и его анализ

2

Морфемика и словообразование (3+1 ч.)

22

Обобщающее повторение ранее изученного по теме «Морфемика и словообразование».

1

23

Выразительные словообразовательные средства.

1

24

Словообразовательный разбор.

1

25

Р/р. Контрольное сочинение по тексту художественного стиля.

1

Морфология и орфография (14ч)

26

Обобщающее повторение морфологии. Общее грамматическое значение, грамматические формы и синтаксические функции частей речи. Нормативное употребление форм слова.

1

27

Трудные вопросы правописания -н-  и -нн- в суффиксах существительных,прилагательных и наречий..

1

28-29

Правописание -н- и -нн- в суффиксах причастий и отглагольных прилагательных. Трудные вопросы правописания окончаний разных частей речи

2

 30-31

Правописание не и ни с разными частями речи .

Различение частиц НЕ и НИ

2

32

Правописание наречий

1

33

Мягкий знак на конце слов после шипящих

1

34

Правописание глаголов

1

35

Правописание причастий

1

36-37

Обобщающее повторение.Слитное,раздельное и дефисное написания

2

38-39

 Контрольный диктант и его анализ

2

Синтаксис и пунктуация( 12ч)

40

Принципы русской пунктуации

1

41

Типы и виды словосочетаний

1

42-43

Простое предложение

2

44-45

Осложнённое предложение

2

46-47

Сложное предложение

2

48

Прямая и косвенная речь

1

49

Авторская пунктуация

1

50-51

Контрольный диктант по теме «Синтаксис и пунктуация» и его анализ

2

Речь, функциональные стили речи (10+1)

52

Язык и речь. Основные требования к речи: правильность, точность, выразительность, уместность употребления языковых средств.

1

53

 Текст.Способы и средства связи между частями текста Абзац

1

54

Типы речи .Повествование

1

55

Описание

1

56

Рассуждение

1

57-59

Виды преобразования текста. Тезисы, конспект, выписки, реферат, аннотация.Рецензия.

3

 60-61

Функциональные стили речи, их общая характеристика. Анализ художественного текста

2

62

Р/р. Контрольное сочинение по тексту художественного стиля

1

Научный стиль речи (8 ч)

63

Назначение научного стиля речи, его признаки и разновидности (подстили).

1

64-65

Лексические особенности научного стиля. Нейтральная, общенаучная и специальная лексика. Термин и терминология

2

66

Морфологические и синтаксические особенности научного стиля..Использование учащимися средств научного стиля.

1

67-68

Обобщение изученного материала о текстах, видах их переработки и стилях речи

2

69

Речеведческий анализ текста(зачёт)

1

70

Обобщающий урок

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Поурочно - тематическое планирование по русскому языку. 7 класс комплекс Бабайцевой.

Данное планирование по русскому языку  рассчитано на 4 часа в неделю для учащихся 7 класса....

Календарно-тематическое планирование уроков русского языка в 9 классе (по программе Бабайцевой В. В.)

Календарно-тематическое планирование уроков русского языка в 9 классе составлено по программе под редакцией В. В. Бабайцевой...

Рабочая программа и тематическое планирование по русскому языку к УМК Бабайцевой 5 класс 210 часов

Рабочая  учебная программа  составлена на основе Федерального компонента Государственного образовательного стандарта базового уровня общего образования, утверждённого приказом МО РФ № 1312 о...

Учебно-тематическое планирование по русскому языку 6 класс (УМК Бабайцевой)

Программа расширенного уровня, рассчитанная на 210 часов....

Календарно-тематическое планирование по русскому языку для 6 класса (по программе В.В. Бабайцевой)

Данное календарно-тематическое планирование по русскому языку предназначено для учащихся 6 класса, которые занимаются по программе В.В. Бабайцевой (углубленный уровень)....

Календарно-тематическое планирование по русскому языку 10 класс. Программа Н.Г. Гольцовой

Календарно-тематическое планирование составлено на основе программы Н.Г. Гольцовой в соответствии с требованиями. Рассчитано на 70 часов. Базовый уровень...

Календарно-тематическое планирование по русскому языку 11 класс. Программа Н.Г. Гольцовой

Календарно-тематическое планирование по русскому языку составлено на основе программы Н.Г. Гольцовой в соответствии с требованиями. Базовый уровень...