Рабочая программа по русскому языку 9 класс
рабочая программа по русскому языку (9 класс) на тему

Солодякова Ольга Викторовна

Рабочая программа по русскому языку 9 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_po_russkomu_yazyku_9_klass.docx52.71 КБ

Предварительный просмотр:

«Рассмотрено»   Руководитель МО: ___________/_____________/

Протокол №_____ от«____»____________20____г

«Согласовано»    Заместитель директора по УР «МКОУ Кондинская СОШ»: Кузьмина Э.В. /___________/

«____»____________20____г

«Утверждаю»          Директор «МКОУ Кондинская СОШ»      Носова Н.Ф. /___________/ Приказ  №_____ от «____»____________20____г

       

                                                       Рабочая программа

                                              по русскому языку 9 класс

                                               2015 – 2016 учебный год

                                                                 

                                                                         Составила: Солодякова Ольга Викторовна     Кв. категория  1

     

                                  Г.п. Кондинское

                                                         2015

Пояснительная записка

          Рабочая  программа по русскому языку разработана на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования по русскому языку, примерной программы основного общего образования по русскому языку для 5 – 9 классов общеобразовательных учреждений, авторской программы для 5 – 9 классов под редакцией М.Т.Баранова, Т.А.Ладыженской, Н.М.Шанского (2011 г.)                                                                                                                                                                                                                                          Нормативно-правовые документы, обеспечивающие реализацию программы:                                                                                                                Федеральный закон «Об образовании в  Российской Федерации » (статья 28). Федеральный компонент Государственного образовательного стандарта, утвержденного приказом Минобразования РФ № 1089 от 5 марта 2004 года, и Федеральный базисный учебный план,  с учетом изменений,  внесенных приказами Министерства   образования и науки РФ.

Структура документа                                                                                                                                                                                                                     Программа по русскому языку для базового уровня представляет собой целостный документ, включающий: пояснительную записку, учебно-тематический план, основное содержание с примерным распределением учебных часов по основным разделам курса, требования к уровню подготовки обучающихся. Содержание курса русского языка представлено в программе в виде трех тематических блоков, обеспечивающих формирование коммуникативной, лингвистической (языковедческой), языковой и культуроведческой компетенций. В реальном учебном процессе формирование указанных компетенций должно происходить в тесной взаимосвязи. При этом последовательность изучения разделов и тем, включенных в тот или иной блок, может определяться в соответствии с избранной концепцией преподавания русского языка.

Цели обучения

воспитание  гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к русскому языку;                                 совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное овладение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования;обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;                                                                                                                                                                                                       освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о русском речевом этикете;                                                      формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию.

Эти цели обусловливают следующие задачи:                                                                                                                                                                                                изучение основ науки о языке, дающее определенный круг знаний из области фонетики, графики, орфографии, лексики,  морфемики, морфологии, синтаксиса, пунктуации, стилистики, а также некоторые сведения о роли языка в жизни общества, его развитии, о месте русского языка среди языков мира, а также умение применять эти знания на практике;                                                                                                       развитие речи учащихся: обогащение активного и пассивного запаса слов, грамматического строя речи учащихся; овладение умениями и навыками использования языка в различных сферах и ситуациях общения, основными нормами русского литературного языка;         формирование способностей к анализу и оценке языковых явлений и фактов; умение пользоваться различными лингвистическими словарями; совершенствование умений  и навыков письменной речи. 

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает обязательное изучение русского  языка в 9 классе – 70 часов ( 2 часа в неделю). Предусмотрены  часы на развитие письменной речи обучающихся.

Общая характеристика учебного предмета                                                                                                                                                                                                 Язык– по своей специфике и социальной значимости – явление уникальное: он является средством общения и формой передачи информации, средством хранения и усвоения знаний, частью духовной культуры русского народа, средством приобщения к богатствам русской культуры и литературы. Русский язык – государственный язык Российской Федерации, средство межнационального общения  и консолидации народов России. Свободное владение родным русским языком – надежная основа каждого русского человека в его жизни, труде, творческой деятельности. Для реализации этой цели необходимо поднять преподавание русского языка на новый качественный уровень, соответствующий условиям и потребностям современного общества, усилить практическую направленность обучения русскому языку, повысить эффективность каждого урока.  В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.                                                                                                          Содержание обучения русскому языку отобрано и структурировано на основе компетентностного подхода. Специальной целью преподавания русского языка в школе является формирование коммуникативной, языковой, лингвистической (языковедческой) и культуроведческой компетенций.

Коммуникативная компетенция (в рамках программы) предполагает овладение видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных сферах и ситуациях общения.                          Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции предполагают освоение необходимых знаний о языке как языковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; овладение основными нормами русского литературного языка; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формировании способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке и ученых-русистах; умение пользоваться различными лингвистическими словарями.                                                                                                                                                                                                             Культуроведчесая компетенция – осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.

         Изучение каждого раздела, каждой темы должно содействовать развитию логического мышления и речи учащихся. Развитие речи учащихся на уроках русского языка предполагает совершенствование всех видов речевой деятельности (говорения, аудирования, чтения и письма) и осуществляется в трех направлениях, составляющих единое целое.  Первое направление в развитии речи учащихся – овладение нормами русского литературного языка. Второе направление – обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся. Третье направление – формирование умений и навыков связного изложения мыслей в устной и письменной форме.

Формы организации образовательного процесса

Основная форма организации учебного процесса – урок. В планировании учебного материала, а также в зависимости от цели урока используются следующие типы и формы проведения уроков: урок изучения и первичного закрепления знаний  (урок-лекция); урок закрепления новых знаний и выработки умений урок обобщения и систематизации знаний (урок-практикум, урок-зачет);  урок проверки, оценки и контроля знаний (урок-семинар);  урок коррекции знаний;  комбинированный урок;  урок применения знаний (урок-исследование); урок развития речи.

Методы и формы обучения:  элементы диалоговой, игровой, проблемной технологий;  элементы развивающего обучения;  диалог, беседа, проблемные задания, наблюдение, рассказ, выполнение творческих работ, упражнения, практикумы, работа с текстом, работа с иллюстративным материалом, анализ языкового материала, разного рода конструирование, работа с алгоритмами, работа с таблицей, тренинг, проверочные, контрольные работы, работа с учебником, фронтальный опрос, грамматические разборы, работа с опорным материалом, работа со справочной литературой, разнообразные диктанты (словарный, схематический, лексический, распределительный, выборочный, объяснительный, цифровой…), сочинение (по картине, по данному сюжету, миниатюра…), изложение (сжатое, подробное, выборочное), тест.

Виды и формы контроля

Одно из требований принципа систематичности и последовательности предполагает необходимость осуществления контроля на всех этапах образовательного процесса по русскому языку. Этому способствует применение следующих видов контроля:                                              Предварительный – диагностика начального уровня знаний обучающихся с целью выявления ими важнейших элементов учебного содержания, полученных при изучении предшествующих разделов, необходимых для успешного усвоения нового материала (беседа; мозговой штурм; тестирование; зрительный, выборочный, комментированный, графический диктанты).                                                                Текущий (поурочный) – систематическая диагностика усвоения основных элементов содержания каждого урока по ходу изучения темы или раздела (беседа; индивидуальный опрос; предупредительный диктант; подготовка сообщений, докладов, проектов; работа по карточкам; составление схем, таблиц, рисунков, комплексный анализ текста).                                                                                                              Промежуточный– по ходу изучения темы, но по истечении нескольких уроков (если тема достаточно велика и в ней выделяют несколько логических фрагментов; тестирование).                                                                                                                                                                         Тематический– по окончании изучения темы (тестирование; оформление презентаций).                                                                                                      Итоговый – проводится по итогам изучения раздела курса русского языка с целью диагностирования усвоения обучающимися основных понятий раздела и понимания их взаимосвязи (контрольный диктант, контрольное тестирование).

Результаты изучения предмета

1.  Представление о русском языке как языке русского народа, государственном языке Российской Федерации, средстве межнационального общения, консолидации и единения народов России; о связи языка и культуры народа; роли русского языка в жизни человека и общества.

2.  Понимание определяющей роли языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности, при получении образования а также роли русского языка в процессе самообразования.

3.  Владение всеми видами речевой деятельности:

аудирование и чтение:

  • адекватное понимание информации устного и письменного сообщения(цели, темы текста, основной и дополнительной информации);
  • владение разными видами чтения (просмотровым, ознакомительным, изучающим) текстов разных стилей и жанров;
  • владение умениями информационной переработки прочитанного текста (план, тезисы); приемами работы с книгой, периодическими изданиями;
  • способность свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в Ом числе на электронных носителях;
  • адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров; владение различными видами аудирования(с полным пониманием текста, с понимание его основного содержания, с выборочным извлечением информации);
  • умение сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, принадлежности к определенной функциональной разновидности языка и использованных языковых средств;

 говорение и письмо:

  • умение воспроизводить в устной и письменной форме прослушанный и прочитанный текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ, тезисы);
  • способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме др.); адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;
  • умение создавать устные и письменные тексты разных типов и стилей речи с учетом замысла и ситуации общения; создавать тексты различных жанров (рассказ, отзыв, письмо, расписка, доверенность, заявление), осуществляя при этом осознанный выбор и организацию языковых средств в соответствии с коммуникативной задачей;
  • владение различными видами монолога и диалога; выступление перед аудиторией сверстников;
  • соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических и грамматических норм СРЛЯ; стилистически корректное использование лексики и фразеологии; соблюдение в практике письма основных правил орфографии и пунктуации;
  • способность участвовать в речевом общении с соблюдением норм речевого этикета; уместно пользоваться внеязыковыми средствами общения (жестами, мимикой) в различных ситуациях общения;
  • осуществление речевого самоконтроля; способность оценивать свою речь с точки зрения ее содержания, языкового оформления и эффективности коммуникативных задач; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их совершенствовать и редактировать собственные тексты.

4.  Усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц.

5.  Освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и ее основные разделы; язык и речевое общение, речь устная и письменная; монолог и диалог; ситуация речевого общения; функционально-смысловые типы речи; текст, основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи.

6.  Проведение различных видов анализа слова, синтаксического анализа словосочетания и предложения: анализ текста с точки зрения его содержания, основных признаков и структуры принадлежности к определенным функциональным разновидностям языка, особенностей оформления, использования выразительных средств языка.

7.  Осознание эстетической функции русского языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы.

Программа реализуется через учебное пособие «Русский язык. 9 класс». М.: Просвещение, под редакцией С.Г.Бархударова,С.Е.Крючкова, Л.Ю. Максимова и др., 2012 г.

Содержание тем учебного курса «Русский язык 9 класс» (70 ч)

Международное значение русского языка. (1ч)

Повторение пройденного в 5 - 8 классах (6ч+1ч)

Фонетика. Графика. Орфография. Лексика. Фразеология. Орфография. Морфемика. Словообразование. Орфография. Морфология. Орфография.

Синтаксис и пунктуация. Культура речи.

Сложные предложения(2ч)

Союзные сложные предложения

Сложносочиненные предложения (4ч + 2ч)

I. Сложносочиненное предложение и его особенности. Сложносочиненные предложения с союзами (соединительными, противительными, разделительными). Разделительные знаки препинания между частями сложносочиненного предложения. Синтаксические  синонимы  сложносочиненных  предложений, их текстообразующая роль. Авторское употребление знаков препинания.

II. Умение интонационно правильно произносить сложносочиненные предложения.

III. Рецензия на литературное произведение, спектакль, кинофильм.

Сложноподчиненные предложения (25ч + 6ч)

I. Сложноподчиненное предложение и его особенности. Главное и придаточные предложения. Союзы и союзные слова как средство связи придаточного с главным. Указательные слова в главном предложении. Место придаточного предложения по отношению к главному. Разделительные знаки препинания, между главным и придаточным предложениями. Виды придаточных предложений. Типичные речевые сферы применения сложноподчиненных предложений. Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными; знаки препинания в них. Синтаксические синонимы сложноподчиненных предложений, их текстообразующая  роль.

II. Умение использовать в речи сложноподчиненные предложения и простые   с   обособленными   второстепенными   членами   как   синтаксические синонимы.

III. Академическое красноречие и его виды, строение и языковые особенности. Сообщение на лингвистическую тему.

Бессоюзные сложные предложения (6ч + 3ч)

I. Бессоюзное сложное предложение и его особенности. Смысловые взаимоотношения между частями бессоюзного сложного предложения. Разделительные знаки препинания в бессоюзном сложном  предложении.

Синтаксические синонимы бессоюзных сложных предложений, их текстообразующая  роль.

II. Умение передавать с помощью интонации различные смысловые отношения между частями бессоюзного сложного предложения. Умение пользоваться синонимическими союзными и бессоюзными сложными предложениями.

III. Реферат небольшой статьи (фрагмента статьи) на лингвистическую тему.

Сложные предложения с разными видами связи (3ч)

I. Различные виды сложных предложений с союзной и бессоюзной связью; разделительные знаки препинания в них. Сочетание знаков препинания.

II. Умение правильно употреблять в речи сложные предложения с различными видами связи.

III.   Конспект статьи (фрагмента статьи) на лингвистическую тему.

Общие сведения о языке (3ч)

Итоговое повторение (4+2ч)

Учебно-тематический план по русскому языку для 9 класса

Содержание

Кол-во часов

Кол-во контрольных

Развитие речи

работ

Международное значение русского языка.

1

Повторение пройденного в 5-8 классах.

7

1

1

Синтаксис и пунктуация.                                         Сложное предложение

2

1

Сложные союзные предложения. Сложносочиненные предложения

7

1

2

Сложноподчиненные предложения.

31

2

6

Бессоюзные сложные предложения.

9

1

3

Сложные предложения с различными видами связи.

4

Общие сведения о языке.

3

Итоговое повторение.

6

1

2

ИТОГО

70

6

15

Календарно-тематическое планирование по русскому языку в 9 классе.

Наименование раздела

Тема урока.

Часы

Дата урока

Корректи-

ровка

Основные

понятия

Примечание

1.

1 четверть Введение.

Международное значение русского языка

1

07.09

Значение русского языка

2.

Повторение пройденного

Фонетика, графика, орфография  

1.

07.09

3.

в 5-8 классах (6+1 Р/р).

Лексика. Фразеология. Орфография.

1.

14.09

4.

Морфемика и словообразование

1.

14.09

5  6

Морфология

2

21.09 21.09

7

Контрольный диктант по теме «Повторение пройденного и 5-8 классах»

1.

28.09

Контроль знаний

8

Р/р Изложение

1.

28.09

Сжатие текста

9

Синтаксис сложного предложения

Сложное предложение. Основные виды сложных предложений

1.

05.10

Основные виды сложных предложений

10

2 четверть

Р/р Способы сжатого изложения содержания текста (тезисы, конспект)

1.

05.10

тезисы, конспект

11

Союзные сложные предложения.

Основные группы сложносочиненных предложений по значению и союзам. Знаки препинания в ССП

1.

12.10

Основные группы сложносочиненных предложений

1213

Сложносочиненные предложения (4+2 Р/р)

Сложносочиненные предложения.

2.

12.10 19.10

Сочинительная связь

14

Р/р Изложение (упр. 69)

1.

19.10

Сжатое изложение

15

Сложносочиненные предложения

1.

26.10

16

Контрольный диктант по теме «Сложносочиненные предложения»

1.

26.10

17

2 четверть

Р/р Рецензия

1.

09.11

1819

Сложноподчи-ненные предложения (25+6 Р/р)             2 четверть

Строение сложноподчиненного предложения. Знаки препинания в СПП

2.

09.11 16.11

20

СПП с придаточными определительными.

1

16.11

21

СПП с придаточными местоименно-определительными.

1

23.11

22

Р/р Изложение

1

30.11

2324

СПП с придаточными изъяснительными

2

30.11 25.11

25

Закрепление по теме «СПП с придаточными определительными и изъяснительными»

1

07.12

26

Контрольный диктант по теме «Сложноподчиненные предложения»

1.

07.12

2728

Репетиционный экзамен

2

09.02 09.02

29

СПП с придаточными обстоятельственными

1

14.12

30

Придаточные предложения образа действия и степени

1

14.12

31

Придаточные предложения места

1

21.12

32

Придаточные предложения времени

1

21.12

33

3 четверть

Придаточные предложения условные

1

11.01

3435

Р/р Сочинение-рассуждение о природе родного края

2

11.01 18.01

36

Придаточные предложения причины и цели

1

18.01

37

Придаточные предложения сравнительные

1

25.01

38

Придаточные предложения уступительные, следствия, присоединительные

1

25.01

39

Закрепление темы «Сложноподчиненные предложения»

1.

01.02

40

Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными

1

01.02

4142

Репетиционный экзамен

2

03.02 03.02

4344

Закрепление по теме «СПП с несколькими придаточными»

2

08.02 08.02

45

Контрольный диктант по теме «Сложноподчиненные предложения»

1

15.02

46

Р/р  Деловые бумаги

1

15.02

4748

Р/р Изложение

2

17.02 17.02

49

Бессоюзные сложные

Понятие о бессоюзном сложном предложении

1

20.02

50

предложения (6+3 Р/р)

Запятая и точка с запятой в бессоюзном сложном предложении

1

20.02

51

Двоеточие в бессоюзном сложном предложении

1

29.02

52

Тире в бессоюзном сложном предложении

1

29.02

53

Тире и двоеточие в БСП. Закрепление темы

1

14.03

54

Контрольный диктант по теме «Бессоюзные сложные предложения»

1

14.03

55

4 четверть

Р/р  Реферат

1

28.03

5657

Р/р Изложение с творческим заданием

2

28..03 04.04

585960

Сложные предложения с разными видами связи (4 часа)

Сложные предложения с разными видами связи

3

04.04  11.04    11.04

61

Авторские знаки препинания

1

18.04

62

Общие сведения о языке

Роль языка в жизни общества. Язык как исторически развивающееся явление

1

18.04

63

Русский литературный язык и его стили

1

25.04

64

Лингвистический анализ текста

1

25.04

6566

Итоговое повторение

Итоговый контрольный диктант и его анализ

2

04.05 11.05

Анализ ошибок

6768

Р/р Контрольное изложение

2

16.05 16.05

Приемы компрессии текста

6970

Подготовка к экзамену

2

23.05 23.05

                                               

                                                  Требования к уровню подготовки выпускников основной школы

В результате изучения русского языка ученик должен:                                                                                                                                              

знать / понимать:                                                                                                                                                                                                                             роль русского языка как национального языка русского народа, государственного языка Российской Федерации и средства межнационального общения;                                                                                                                                                                                                                                         смысл понятий: речь устная и письменная; монологи, диалог; сфера и ситуация речевого общения;                                                                               основные признаки разговорной речи, научного, публицистического, официально-делового стилей, языка художественной литературы; особенности основных жанров научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи;                                                                  признаки текста и его функционально-смысловых типов (повествования, описания, рассуждения);                                                                           основные единицы языка, их признаки;                                                                                                                                                                                       основные нормы русского литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные); нормы речевого этикета;                                                                                                                                                                                                                        

уметь:                                                                                                                                                                                                                                         РЕЧЕВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ: АУДИРОВАНИЕ:                                                                                                                                                                 фиксировать на письме информацию исходного текста в виде тезисов, конспектов, резюме, полного или сжатого пересказа;                               формулировать вопросы по содержанию текста;                                                                                                                                                                   замечать в собственной и чужой речи отступления от норм литературного языка;                                                                                                          ЧТЕНИЕ:                                                                                                                                                                                                                                     понимать коммуникативную тему, цель чтения текста и в соответствии с этим организовывать процесс чтения;                                                                                   составлять конспект прочитанного текста;                                                                                                                                                                             оценивать степень понимания содержания прочитанного текста;                                                                                                                                               прогнозировать возможное развитие основной мысли до чтения лингвистического и художественного текста;                                                         ГОВОРЕНИЕ:                                                                                                                                                                                                                              создавать   устные   монологические   высказывания   на   актуальные   социально-культурные, нравственно-этические, социально-бытовые, учебные темы;                                                                                                                                                                                                                               владеть основными нормами построения устного высказывания: соответствие теме и основной мысли, полнота раскрытия темы, достоверность фактического материала, последовательность изложения (развертывания содержания по плану), наличие грамматической связи предложений в тексте, владение правильной и выразительной интонацией, уместное использование невербальных средств (жестов, мимики); строить научное рассуждение по сложным вопросам школьного курса русского языка;                                                                                                 ПИСЬМО:                                                                                                                                                                                                                                        владеть основными нормами построения письменного высказывания: соответствие теме и основной мысли высказывания, полнота раскрытия темы; достоверность фактического материала, последовательность изложения (развертывание содержания по плану, правильность выделения абзацев в тексте, наличие грамматической связи предложений в тексте, владение нормами правописания);

писать изложения по публицистическим, художественным текстам, сохраняя композиционную форму, типологическое строение, характерные языковые средства;                                                                                                                                                                                                                       вводить в текст изложения элементы сочинения (рассуждение, описание, повествование);                                                                                              писать небольшие по объему сочинения на основе прочитанного или прослушанного текста;                                                                                     составлять тезисы и конспект небольшой статьи (или фрагмента большой статьи);                                                                                            совершенствовать написанное, исправляя недочеты в построении и содержании высказывания, речевые недочеты и грамматические ошибки;        ТЕКСТ:                                                                                                                                                                                                                                  проводить текстоведческий анализ текстов разных стилей и типов речи (тема, основная мысль, тип речи, стиль, языковые и речевые средства, средства связи предложений, строение текста);                                                                                                                                                                ФОНЕТИКА И ОРФОЭПИЯ:                                                                                                                                                                                              правильно произносить употребительные слова с учетом вариантов их произношения;                                                                                        анализировать и оценивать собственную и чужую речь с точки зрения соблюдения орфоэпических норм;                                                          МОРФЕМИКА И СЛОВООБРАЗОВАНИЕ:                                                                                                                                                                               владеть приемом морфемного разбора: от значения слова и способа его образования к морфемной структуре;                                                          толковать значение слова, исходя из его морфемного состава (в том числе и слов с иноязычными элементами типа -ЛОГ, ПОЛИ-, -ФОН и т.п.);                                                                                                                                                                                                                                        пользоваться разными видами морфемных, словообразовательных и этимологических словарей;                                                                                  опираться на морфемный разбор при проведении орфографического анализа и определении грамматических признаков слов;       ЛЕКСИКОЛОГИЯ И ФРАЗЕОЛОГИЯ:                                                                                                                                                                              разъяснять значение слов общественно-политической и морально-этической тематики, правильно их определять;                                          пользоваться разными видами толковых словарей;                                                                                                                                                                   верно использовать термины в текстах научного стиля;                                                                                                                                                      оценивать свою и чужую речь с точки зрения уместного и выразительного словоупотребления;                                                                            проводить элементарный анализ художественного текста, обнаруживая в нем изобразительно-выразительные приемы, основанные на лексических возможностях русского языка;                                                                                                                                                             МОРФОЛОГИЯ:                                                                                                                                                                                                                    распознавать части речи и их формы в трудных случаях;                                                                                                                                                  правильно образовывать формы слов с использованием словаря грамматических трудностей;                                                                                  определять синтаксическую роль слов разных частей речи;                                                                                                                                                 опираться на морфологическую характеристику слова при проведении орфографического и пунктуационного анализа;                                   ОРФОГРАФИЯ:                                                                                                                                                                                                                     применять орфографические правила, объяснять правописание слов с трудно проверяемыми орфограммами;                                                   пользоваться этимологической справкой при объяснении написания слов;                                                                                                                             проводить орфографический анализ текста;                                                                                                                                                                         СИНТАКСИС И ПУНКТУАЦИЯ:                                                                                                                                                                                           различать изученные виды простых и сложных предложений;                                                                                                                                            интонационно выразительно читать предложения изученных видов;                                                                                                                                   составлять схемы простых и сложных предложений разных видов и конструировать предложения по заданным схемам                                          уместно пользоваться синтаксическими синонимами;                                                                                                                                                       правильно употреблять в тексте прямую речь и цитаты, заменять прямую речь косвенной;                                                                                       проводить синтаксический и интонационный анализ сложного предложения;                                                                                                       устанавливать взаимосвязь смысловой, интонационной, грамматической и пунктуационной характеристики предложения;                             использовать различные синтаксические конструкции как средство усиления выразительности речи;                                                                     применять пунктуационные правила, объяснять постановку знаков препинания в простом и сложном предложениях, используя на письме специальные графические обозначения;                                                                                                                                                                                        строить пунктуационные схемы простых и сложных предложений;                                                                                                                           самостоятельно подбирать примеры на изученные пунктуационные правила;                                                                                                              проводить пунктуационный анализ текста;                                                                                                                                                                     аргументировать тезис о системном характере русской пунктуации.

Литература для учащихся:

М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Н.М.Шанский  Программа по русскому языку для 5 – 9 классов 2011.

С.Г.Бархударов, С.Е.Крючков, Л.Ю.Максимов и др. Русский язык. 9класс.М.: «Просвещение» 2012

Баранов М.Т. Школьный орфографический словарь русского языка/   М.Т.Баранов.- 10-е изд.- М.: Русский язык, 2005.

Лапатухин М.С. Школьный толковый словарь русского    языка/М.С.Лапатухин, Е.В.Скорлуповская, Г.П.Снетова; под ред.    Ф.П.Филина.- 2-е изд., дораб.- М.: Русский язык, 1998.

Тихонов А.Н. Школьный словообразовательный словарь русского    языка/А.Н.Тихонов.- 2-е изд., перераб.- М.: Русский язык, 1991.

Баранов М.Т. Русский язык: Справочные материалы/М.Т.Баранов,    Т.А.Костяева, А.В.Прудникова; под ред. Н.М.Шанского.-8-е изд., перераб.- М.: Русский язык, 2005.

ОГЭ -  2015. Русский язык: Сборник заданий: 9 класс / И.П.Цыбулько. – М.: Национальное образование, 2015.

Лидман-Орлова Г. К. Учимся писать изложения / Г. К.  Лидман-Орлова. - М.: Дрофа, 2011

Литература для учителя:

Граник.Г.Г. Дидактические карточки-задания по русскому языку. 5-9- кл./М.: АСТ: Астрель, 2003.

Розенталь Д.Э. Справочник по орфографии и пунктуации/Челябинск:    Юж.-Урал.кн.изд., 1994.

Розенталь Д.Э., Теленкова М.А. Словарь трудностей русского языка    /4-е изд.,- стереотип.- М.: Русский язык, 1985.

Богданова Г.А. Уроки русского языка в 9 классе: Кн. для учителя. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2000.

Егорова Н.В. Поурочные разработки по русскому языку: 9 класс. – М.: ВАКО, 2008.

Контрольно-измерительные материалы. Русский язык: 9 класс / Сост. Н.В. Егорова. – М.: ВАКО, 2010.

Изложения с элементами сочинения: 5-9 кл..: Кн для учителя / Е.К. Францман. – М.: Просвещение, 2008.

Сборник текстов для изложений с лингвистическим анализом: 5-11 кл.: Кн. Для учителя / В.И. Капинос. Н.Н. Сергеева, М.С. Соловейчик. Л.Л. Новоселова. –М.: Просвещение, 2006.

Тростенцова Л. А.   Обучение  русскому  языку  в  9  классе / Л. А. Тростенцова.  -М.: Просвещение, 2004.

Пучкова Л. И. Готовимся к единому государственному экзамену по русскому языку: Грамматика. Речь / Л. И. Пучкова, Ю. М. Гостева. - М.: Просвещение, 2012.  

Текучева И. В.   Русский   язык:   Контрольные   и   проверочные   работы:   9   кл. / И. В. Текучева. - М.: Астрель, 2008.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

пояснительная записка к рабочей программе по русскому языку для 6 класса коррекционной школы 8 вида. Рабочая программа по русскому языку для 6 класса коррекционной школы 8 вида

Программа составлена для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья. Русский язык является одним из основных предметов в специальной школе. В зависимости от года обучения на овл...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 10 Ф (физико-математический профиль)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 10 Ф (физико-математический профиль) ,  Всего часов на учебный год – 34;Количество часов в неделю - 1 час Составлена в соответствии с ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 11 Е (естественнонаучный профиль)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языкуКласс – 11 Е (  естественнонаучный профиль) ,  Всего часов на учебный год – 34;Количество часов в неделю - 1 час;Составлена в соответствии с уч...

Пояснительная записка к рабочей программе. Предмет: русский язык. Класс: 6.УМК: Львова С.И. Пояснительная записка

Пояснительная записка к рабочей программе включает цели и задачи освоения курса, содержание курса, тематическое планирование, ЭОР, методическое обеспечение....

Рабочая программа по русскому языку класс по программе Ладыженской Т.А. и К.Т.П.

класс.Рабочая программа составленана основе программы Т.А, Ладыденской.  и К.Т.П....

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа по русскому языку для 7 класса разработана на основе примерной программы по русскому языку основного общего образования и рабочей программы по русскому языку М.Т.Баранова, Т.А. Ладыженской, Н.М.Шанского и др.

Рабочая программа адаптирована для школы надомного обучения для учащихся с ограниченными возможностями здоровья. И расчитана на 2 часа обучения русскому языку (в неделю)....