Опорный конспект при подготовке к ОГЭ по русскому языку
материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку (9 класс) на тему

Данный опорный конспект поможет вспомнить и обобщить необходимые сведения при подготовке  к ОГЭ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gotovimsya_k_oge.docx23.7 КБ

Предварительный просмотр:

А1– читай внимательно текст, ищи ответ в самом тексте!

А2- значение слова ищи в предложении, подставляя вместо предложенного слова все предложенные варианты. Наугад не выбирай!

А3-Изобразительные средства:

(используются все в переносном значении, не в прямом!)

Эпитеты-красочные определения : изумительный день

Сравнения – открытые сравнения одного с другим с помощью сравнительных союзов КАК, БУДТО, СЛОВНО, ТОЧНО :    Белый, точно снег

Метафоры-скрытые сравнения (без сравнительных союзов):

Белым снегом облетает черемуха

Олицетворения-неживые предметы действуют как живые: метель воет и свистит

Фразеологический оборот- устойчивое крылатое выражение: на край света, не солоно хлебавши…

A4 – фонетический(звуковой) анализ слова

1. Предыдущий согласный могут смягчать следующие буквы: Е, Ё, Ю, Я, И, Ь.
В некоторых словах гласная Е не смягчает  согласный (тест, модель).

2. Парные согл. по твердости-мягкости : [б-б'] [в-в'] [г-г'] [д-д'] [з-з'] [к-к'] [л-л'] [м-м'] [н-н'] [п-п'] [р-р'] [с-с'] [т-т'] [ф-ф'] [х-х']  

Эти согласные всегда твёрдыеЖ, Ш, Ц. А эти всегда мягкие[ Ч], [ Щ], [ Й]
Все глухие Согласные – Степка Фец, хочешь щец!

3. Парные по глухости-звонкости : [б-п] [ в-ф] [ г-к] [д-т] [ж-ш] [з-с]

Непарные звонкие (сонорные): [л] [л'] [м] [м'] [н] [н'] [р] [р'] [й']

Непарные глухие: [х] [х'] [ц] [ч'] [щ'] 

4. Звук [ Й]- согласный!  может скрываться в гласных Е, Ё, Ю, Я, если они стоят в начале слова (ёлка), после гласной (поют) и после Ь, Ъ (подъезд). Звук [ Й] также присутствует перед гласной И в словах такого типа: воробьи, соловьи и перед гласной О в иноязычных словах, оканчивающихся на -он: бульон, шампиньон, батальон и др.
5. Мягко звучат обе согласные в сочетаниях СТ, НТ, ЗД (мостик, бантик,)

6. Буквы Ь и Ъ звуков не обозначают звуков.

7. •стн = сн: грустный   рдц = рц: сердце  •здн = зн: звёздный    •лнц = нц: солнце

8. •ЧН = ШН: скучно, •ЧТ = ШТ: что,   •СЧ, ЖЧ, СЩ, ЗЩ, ЗЧ = Щ: расческа, без щетки

•СШ,ЗШ = Ш: бесшумный,  •ТС(я), ТЬС(я), ДС, ТЦ = Ц: учится, учиться, уродство, братцы  •ГК = ХК: лёгкий

 •В окончаниях прилагательных -ОГО-, -ЕГО- произносится звук В

А5- Гласная в корне бывает 3 видов:

ПРОВЕРЯЕМАЯ, НЕПРОВЕРЯЕМАЯ , ЧЕРЕДУЮЩАЯСЯ

Проверяемую проверяем ударением: гордилась-гОрдый, закалить – закАлка

Чередующиеся корни нужно выучить !!! и узнавать в словах

Чередующаяся гласная в корне

1.-гар – гор 

2.–зар-зор 

3.–кос – кас 

4. -лаг-лож-

5. –раст-ращ-рос-

6. –бер-бир,  -дер-дир,  -мер-мир,

    -пер-пир,   -тер-тир, -жиг – жег,

    -чит –чет.

7. –клан-клон-

8. -мак-мок-

9.– плав -, -плов -, -плыв-

10.-равн - ровн-

11.–скак-скач-

12–твар-твор-

А6- Правописание приставок зависит от того, к какой группе относится приставка

Группы приставок

1 группа

2 группа

3 группа

Ни от чего

не зависят

Приставки на З-, С-

Зависят от Глухости- звонкости последующего согласного

ПРИ-ПРЕ

Зависят от значения

От, под, на, над, вы, в

+ малышка С!

и т.д.  

(раз-рас, воз-вос, из-ис, вз-вс, и т.д.)

Издать-истратить

 (перед звонким-з, перед глухим-с)

При: приближение, присоединение, близость к чему-либо, неполнота действия

Пре: = пере, = очень

А7- Правописание суффиксов прилагательных, причастий, наречий

Здесь главное – уметь находить эти части речи и отличать друг от друга!!!

Прилагательное- какой? какая? чей? – утренний, медленный, торжественный

Краткое прилагательное- каков? Какова? – солнце медленно (каково?)

Не путай краткие прил. с НАРЕЧИЕМ!

НАРЕЧИЕ- как? Солнце садилось (как?) медленно

ПРИЧАСТИЕ – похоже на прилагательное, но т.к. образовано от глагола похоже и на глагол!!! Что делающий? Что сделанный?  

Подстриженный, сидящий, вымоченный и т.д.

ДЕЕПРИЧАСТИЕ – что делая? Что сделав?- сидя, подстригая, мокнувши

В1 Замена просторечных слов синонимами – близкими по значению литературными словами : «смахивать»-походить, «удирать»-убегать, «брехать»-врать

В2 Способы связи слов в словосочетании

Согласование

управление

примыкание

КАКОЙ? ЧЕЙ?

Падежные вопросы:

КОГО? ЧЕГО? КОМУ? ЧЕМУ? О КОМ? О ЧЕМ? КЕМ? ЧЕМ?

( может быть предлог)!

 

КАК? ГДЕ? КОГДА?и т.д.

Зависимое слово выражено наречием, деепричастием, н.ф.гл.

Белый снег

Иду по дороге

Петь громко

Богатство русского языка позволяет перестраивать словосочетания с одного типа связи на другой без изменения смысла:

Язык( кого?-управл.) собаки – собачий язык (какой?-соглас)

Утренняя пробежка (согл)  -  пробежка утром (примык)

Стол учителя – учительский стол

В3 Выписать грамматическую основу.

Грамматическая основа= подлежащее (кто?что?) + сказуемое(что делает? Каков?)

Часто подлежащее отсутствует, есть только сказуемое.

Сказуемое может быть 1) простым глаголом : бегает по полю

2) составным глагольным : начал бегать 

3) составное именное : буду строителем, был запас,

озеро теплое

Помни! В грамматическую основу не входят второстепенные члены!

Мне хочется спать ( мне – дополнение)

В4 Требуется найти обособленные члены предложения

Чаще всего-обособленные определения или обособленные обстоятельства.

Обособленные определения – это причастный оборот (причастие с зависимыми словами, выделенное запятыми) –Какой?что делающий?

Обособленное обстоятельство – это деепричастный оборот (деепричастие одиночное или с зависимыми словами ) – Что делая? Что сделав?

Собака, бегущая за хозяином, выбилась из сил

Собака, бегая по кругу, выбилась из сил

В5 Выписать цифры, обозначающие запятые при вводном слове

Группы вводных слов по значению

1. Уверенность

конечно, несомненно, безусловно, бесспорно, действительно и др.

2. Предположение, неуверенность

очевидно, вероятно, кажется, может быть, наверное, должно быть и др.

3. Чувство радости, огорчения, удивления

к счастью, к сожалению, к несчастью, к удивлению и др.

4. Источник мысли

по-моему, по-твоему, по словам, говорят, как говорят..,  по сообщению …и др.

5. Порядок изложения мыслей

во-первых, во-вторых, наконец и др.

6. Связь данной мысли с предыдущей

итак, следовательно, значит, таким образом, например, между прочим и др.

7. Вежливость, привлечение внимания собеседника

извините, простите, пожалуйста, позвольте, допустим и др.

В6 Количество грамматических основ считаем по количеству сказуемых, относящихся к разным объектам.

В7 В этом задании нужно хорошо знать сочинительные и подчинительные союзы.

Сочинительные союзы образуют сочинительную связь, подчинительные – подчинительную связь.

Сочинительные

Подчинительные

И, ДА(и, но), А, НО, ОДНАКО, ЗАТО, ИЛИ, ЛИБО не только… но и,

как.. так и,  то-то, не то- не то

 

чтобы(чтоб), что , как, потому что, так как, когда, если, лишь, пока, едва, раз, ли, будто, точно, словно, хотя, только, благодаря тому что, вследствии того что и т.д.

В8 Найти СПП с разными типами придаточных

последовательное

Каждое  следующее

предложение зависит от

предыдущего

(«вагончики»).

По радио сообщили (что?),что в бухте ещё держится лёд (что из этого следует?),

так что подсобные катера не могут выйти.

однородное

Оба  придаточных зависят  от  одного

главного, отвечают на

один вопрос, являются

однородными

Мне снился сон (какой?), что

сплю я беспробудно, что

умер я и в грёзы погружён.

неоднородное

Такое  подчинение

придаточных,  при

котором они относятся к

одному и тому же слову

в главном предложении,

но отвечают на разные

вопросы.

Я  должен  был  нанять

(зачем?  почему?)  быков,

чтобы  втащить  мою

тележку на эту проклятую

гору, потому что была уже

осень и гололедица.

параллельное

Подчинение

придаточных,  при

котором они относятся к

разным словам одного и

того  же  главного

предложения. Вопросы-разные.

(Когда?) Когда бричка была

уже  на  конце  деревни,

Чичиков  подозвал  к  себе

первого мужика (какого?),

который, поднявши где-то

на дороге толстое бревно,

тащил его на плече.

В9 Это задание на нахождение сложного предложения с разными видами связи – сочинительной, подчинительной, бессоюзной.

Приемы сжатия: Исключение   Слияние       Замещение


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Подготовка к ЕГЭ по русскому языку. Сочинение.(Пошаговая инструкция: план, опорные слова, аргументы)

Данный материал содержит практические рекомендации к написанию сочинения-рассуждения: план, опорные слова, аргументы. Предназначен для подготовки выполнения задания "С" на ЕГЭ по русскому языку. "Поша...

ПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В УСЛОВИЯХ ОЧНО-ЗАОЧНОЙ ШКОЛЫ в условиях очно-заочной школыПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В УСЛОВИЯХ ОЧНО-ЗАОЧНОЙ ШКОЛЫ Подготовка к ЕГЭ по русскому языку

ПОДГОТОВКА К ЕГЭ  ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В УСЛОВИЯХ ОЧНО-ЗАОЧНОЙ ШКОЛЫиз опыта работы Черкасовой Н.Д., учителя вечерней школы с. Тополево Хабаровского района Хабаровского края   ...

"Опорный конспект для сочинения-рассуждения ГИА по русскому языку"

Материал предназначен в помощь учащимся, которым предстоит сдавать ГИА.Рассматривается поэтапное выполнение задания 15 (написание сочинения-рассуждения)...

КОНСПЕКТ УРОКА русского языка в 9 классе Подготовка к написанию сочинения-рассуждения в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку (выполнение задания 15.3) Патриотизм.

КОНСПЕКТ УРОКАрусского языка в 9 классеПодготовка к написанию сочинения-рассуждения  в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку (выполнение задания 15.3)Патриотизм.  Этот урок – продол...

Интенсивный курс подготовки к ЕГЭ по русскому языку на основе опорных схем, таблиц и алгоритмов

Подготовка к ЕГЭ по русскому языку требует от учителя использования самых эффективных приёмов в обучении, в основе которых прежде всего должен  лежать принцип интенсивности. А это позволит осущес...

КОНСПЕКТ УРОКА русского языка в 9 классе «Подготовка к сочинению-рассуждению в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку (выполнение задания 15.3)»

Цели урока: - формирование у школьников навыков написания сочинения - рассуждения в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку в 9 классе (выполнение задания 15.3);- формирование умения учащихся н...

Конспект урока " Подготовка к ОГЭ по русскому языку. Работа над тестовой частью.

Конспект урока русского языка в 9 классе. Тема подготовка к ОГЭ по русскому языку. Работа над тестовой частью.Представленный конспект урока может быть полезным материалом для подготовки к выполнению т...