Опорный конспект при подготовке к ОГЭ по русскому языку
материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку (9 класс) на тему
Данный опорный конспект поможет вспомнить и обобщить необходимые сведения при подготовке к ОГЭ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
gotovimsya_k_oge.docx | 23.7 КБ |
Предварительный просмотр:
А1– читай внимательно текст, ищи ответ в самом тексте!
А2- значение слова ищи в предложении, подставляя вместо предложенного слова все предложенные варианты. Наугад не выбирай!
А3-Изобразительные средства:
(используются все в переносном значении, не в прямом!)
Эпитеты-красочные определения : изумительный день
Сравнения – открытые сравнения одного с другим с помощью сравнительных союзов КАК, БУДТО, СЛОВНО, ТОЧНО : Белый, точно снег
Метафоры-скрытые сравнения (без сравнительных союзов):
Белым снегом облетает черемуха
Олицетворения-неживые предметы действуют как живые: метель воет и свистит
Фразеологический оборот- устойчивое крылатое выражение: на край света, не солоно хлебавши…
A4 – фонетический(звуковой) анализ слова
1. Предыдущий согласный могут смягчать следующие буквы: Е, Ё, Ю, Я, И, Ь.
В некоторых словах гласная Е не смягчает согласный (тест, модель).
2. Парные согл. по твердости-мягкости : [б-б'] [в-в'] [г-г'] [д-д'] [з-з'] [к-к'] [л-л'] [м-м'] [н-н'] [п-п'] [р-р'] [с-с'] [т-т'] [ф-ф'] [х-х']
Эти согласные всегда твёрдые: Ж, Ш, Ц. А эти всегда мягкие: [ Ч’], [ Щ’], [ Й’]
Все глухие Согласные – Степка Фец, хочешь щец!
3. Парные по глухости-звонкости : [б-п] [ в-ф] [ г-к] [д-т] [ж-ш] [з-с]
Непарные звонкие (сонорные): [л] [л'] [м] [м'] [н] [н'] [р] [р'] [й']
Непарные глухие: [х] [х'] [ц] [ч'] [щ']
4. Звук [ Й’]- согласный! может скрываться в гласных Е, Ё, Ю, Я, если они стоят в начале слова (ёлка), после гласной (поют) и после Ь, Ъ (подъезд). Звук [ Й’] также присутствует перед гласной И в словах такого типа: воробьи, соловьи и перед гласной О в иноязычных словах, оканчивающихся на -он: бульон, шампиньон, батальон и др.
5. Мягко звучат обе согласные в сочетаниях СТ, НТ, ЗД (мостик, бантик,)
6. Буквы Ь и Ъ звуков не обозначают звуков.
7. •стн = сн: грустный рдц = рц: сердце •здн = зн: звёздный •лнц = нц: солнце
8. •ЧН = ШН: скучно, •ЧТ = ШТ: что, •СЧ, ЖЧ, СЩ, ЗЩ, ЗЧ = Щ: расческа, без щетки
•СШ,ЗШ = Ш: бесшумный, •ТС(я), ТЬС(я), ДС, ТЦ = Ц: учится, учиться, уродство, братцы •ГК = ХК: лёгкий
•В окончаниях прилагательных -ОГО-, -ЕГО- произносится звук В
А5- Гласная в корне бывает 3 видов:
ПРОВЕРЯЕМАЯ, НЕПРОВЕРЯЕМАЯ , ЧЕРЕДУЮЩАЯСЯ
Проверяемую проверяем ударением: гордилась-гОрдый, закалить – закАлка
Чередующиеся корни нужно выучить !!! и узнавать в словах
Чередующаяся гласная в корне
1.-гар – гор 2.–зар-зор 3.–кос – кас 4. -лаг-лож- 5. –раст-ращ-рос- 6. –бер-бир, -дер-дир, -мер-мир, -пер-пир, -тер-тир, -жиг – жег, -чит –чет. | 7. –клан-клон- 8. -мак-мок- 9.– плав -, -плов -, -плыв- 10.-равн - ровн- 11.–скак-скач- 12–твар-твор- |
А6- Правописание приставок зависит от того, к какой группе относится приставка
Группы приставок
1 группа | 2 группа | 3 группа |
Ни от чего не зависят | Приставки на З-, С- Зависят от Глухости- звонкости последующего согласного | ПРИ-ПРЕ Зависят от значения |
От, под, на, над, вы, в + малышка С! и т.д. | (раз-рас, воз-вос, из-ис, вз-вс, и т.д.) Издать-истратить (перед звонким-з, перед глухим-с) | При: приближение, присоединение, близость к чему-либо, неполнота действия Пре: = пере, = очень |
А7- Правописание суффиксов прилагательных, причастий, наречий
Здесь главное – уметь находить эти части речи и отличать друг от друга!!!
Прилагательное- какой? какая? чей? – утренний, медленный, торжественный
Краткое прилагательное- каков? Какова? – солнце медленно (каково?)
Не путай краткие прил. с НАРЕЧИЕМ!
НАРЕЧИЕ- как? Солнце садилось (как?) медленно
ПРИЧАСТИЕ – похоже на прилагательное, но т.к. образовано от глагола похоже и на глагол!!! Что делающий? Что сделанный?
Подстриженный, сидящий, вымоченный и т.д.
ДЕЕПРИЧАСТИЕ – что делая? Что сделав?- сидя, подстригая, мокнувши
В1 Замена просторечных слов синонимами – близкими по значению литературными словами : «смахивать»-походить, «удирать»-убегать, «брехать»-врать
В2 Способы связи слов в словосочетании
Согласование | управление | примыкание |
КАКОЙ? ЧЕЙ? | Падежные вопросы: КОГО? ЧЕГО? КОМУ? ЧЕМУ? О КОМ? О ЧЕМ? КЕМ? ЧЕМ? ( может быть предлог)! |
КАК? ГДЕ? КОГДА?и т.д. Зависимое слово выражено наречием, деепричастием, н.ф.гл. |
Белый снег | Иду по дороге | Петь громко |
Богатство русского языка позволяет перестраивать словосочетания с одного типа связи на другой без изменения смысла:
Язык( кого?-управл.) собаки – собачий язык (какой?-соглас)
Утренняя пробежка (согл) - пробежка утром (примык)
Стол учителя – учительский стол
В3 Выписать грамматическую основу.
Грамматическая основа= подлежащее (кто?что?) + сказуемое(что делает? Каков?)
Часто подлежащее отсутствует, есть только сказуемое.
Сказуемое может быть 1) простым глаголом : бегает по полю
2) составным глагольным : начал бегать
3) составное именное : буду строителем, был запас,
озеро теплое
Помни! В грамматическую основу не входят второстепенные члены!
Мне хочется спать ( мне – дополнение)
В4 Требуется найти обособленные члены предложения
Чаще всего-обособленные определения или обособленные обстоятельства.
Обособленные определения – это причастный оборот (причастие с зависимыми словами, выделенное запятыми) –Какой?что делающий? | Обособленное обстоятельство – это деепричастный оборот (деепричастие одиночное или с зависимыми словами ) – Что делая? Что сделав? |
Собака, бегущая за хозяином, выбилась из сил | Собака, бегая по кругу, выбилась из сил |
В5 Выписать цифры, обозначающие запятые при вводном слове
Группы вводных слов по значению
1. Уверенность | конечно, несомненно, безусловно, бесспорно, действительно и др. |
2. Предположение, неуверенность | очевидно, вероятно, кажется, может быть, наверное, должно быть и др. |
3. Чувство радости, огорчения, удивления | к счастью, к сожалению, к несчастью, к удивлению и др. |
4. Источник мысли | по-моему, по-твоему, по словам, говорят, как говорят.., по сообщению …и др. |
5. Порядок изложения мыслей | во-первых, во-вторых, наконец и др. |
6. Связь данной мысли с предыдущей | итак, следовательно, значит, таким образом, например, между прочим и др. |
7. Вежливость, привлечение внимания собеседника | извините, простите, пожалуйста, позвольте, допустим и др. |
В6 Количество грамматических основ считаем по количеству сказуемых, относящихся к разным объектам.
В7 В этом задании нужно хорошо знать сочинительные и подчинительные союзы.
Сочинительные союзы образуют сочинительную связь, подчинительные – подчинительную связь.
Сочинительные | Подчинительные |
И, ДА(и, но), А, НО, ОДНАКО, ЗАТО, ИЛИ, ЛИБО не только… но и, как.. так и, то-то, не то- не то
| чтобы(чтоб), что , как, потому что, так как, когда, если, лишь, пока, едва, раз, ли, будто, точно, словно, хотя, только, благодаря тому что, вследствии того что и т.д. |
В8 Найти СПП с разными типами придаточных
последовательное | Каждое следующее предложение зависит от предыдущего («вагончики»). | По радио сообщили (что?),что в бухте ещё держится лёд (что из этого следует?), так что подсобные катера не могут выйти. |
однородное | Оба придаточных зависят от одного главного, отвечают на один вопрос, являются однородными | Мне снился сон (какой?), что сплю я беспробудно, что умер я и в грёзы погружён. |
неоднородное | Такое подчинение придаточных, при котором они относятся к одному и тому же слову в главном предложении, но отвечают на разные вопросы. | Я должен был нанять (зачем? почему?) быков, чтобы втащить мою тележку на эту проклятую гору, потому что была уже осень и гололедица. |
параллельное | Подчинение придаточных, при котором они относятся к разным словам одного и того же главного предложения. Вопросы-разные. | (Когда?) Когда бричка была уже на конце деревни, Чичиков подозвал к себе первого мужика (какого?), который, поднявши где-то на дороге толстое бревно, тащил его на плече. |
В9 Это задание на нахождение сложного предложения с разными видами связи – сочинительной, подчинительной, бессоюзной.
Приемы сжатия: Исключение Слияние Замещение
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Подготовка к ЕГЭ по русскому языку. Сочинение.(Пошаговая инструкция: план, опорные слова, аргументы)
Данный материал содержит практические рекомендации к написанию сочинения-рассуждения: план, опорные слова, аргументы. Предназначен для подготовки выполнения задания "С" на ЕГЭ по русскому языку. "Поша...
ПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В УСЛОВИЯХ ОЧНО-ЗАОЧНОЙ ШКОЛЫ в условиях очно-заочной школыПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В УСЛОВИЯХ ОЧНО-ЗАОЧНОЙ ШКОЛЫ Подготовка к ЕГЭ по русскому языку
ПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В УСЛОВИЯХ ОЧНО-ЗАОЧНОЙ ШКОЛЫиз опыта работы Черкасовой Н.Д., учителя вечерней школы с. Тополево Хабаровского района Хабаровского края ...
"Опорный конспект для сочинения-рассуждения ГИА по русскому языку"
Материал предназначен в помощь учащимся, которым предстоит сдавать ГИА.Рассматривается поэтапное выполнение задания 15 (написание сочинения-рассуждения)...
КОНСПЕКТ УРОКА русского языка в 9 классе Подготовка к написанию сочинения-рассуждения в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку (выполнение задания 15.3) Патриотизм.
КОНСПЕКТ УРОКАрусского языка в 9 классеПодготовка к написанию сочинения-рассуждения в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку (выполнение задания 15.3)Патриотизм. Этот урок – продол...
Интенсивный курс подготовки к ЕГЭ по русскому языку на основе опорных схем, таблиц и алгоритмов
Подготовка к ЕГЭ по русскому языку требует от учителя использования самых эффективных приёмов в обучении, в основе которых прежде всего должен лежать принцип интенсивности. А это позволит осущес...
КОНСПЕКТ УРОКА русского языка в 9 классе «Подготовка к сочинению-рассуждению в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку (выполнение задания 15.3)»
Цели урока: - формирование у школьников навыков написания сочинения - рассуждения в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку в 9 классе (выполнение задания 15.3);- формирование умения учащихся н...
Конспект урока " Подготовка к ОГЭ по русскому языку. Работа над тестовой частью.
Конспект урока русского языка в 9 классе. Тема подготовка к ОГЭ по русскому языку. Работа над тестовой частью.Представленный конспект урока может быть полезным материалом для подготовки к выполнению т...