Подготовка к ЕГЭ по русскому языку. Сочинение.(Пошаговая инструкция: план, опорные слова, аргументы)
методическая разработка по русскому языку (11 класс) по теме

АРКАДОВА ЛЮБОВЬ ВАСИЛЬЕВНА

Данный материал содержит практические рекомендации к написанию сочинения-рассуждения: план, опорные слова, аргументы. Предназначен для подготовки выполнения задания "С" на ЕГЭ по русскому языку. "Пошаговая" инструкция может быть использована как учащимися при самостоятельной подготовке к экзамену, так и учителями на уроке или индивидуальной работе с выпускниками.

Скачать:


Предварительный просмотр:

В помощь выпускнику, выполняющему   задание  С  на  ЕГЭ  по  русскому языку.        

                             

                           Пошаговая инструкция.

                                         ЕГЭ  (часть С)

                                              Основные   части:

1. Определить    тему  текста,  выявить  и  сформулировать  одну  из  проблем,  поставленных  автором  текста.

2. Прокомментировать  эту  проблему.

3. Определить  и  сформулировать  позицию  автора  по  отношению  к этой          проблеме.

4. Сформулировать  и  аргументировать  собственное  отношение  к поставленной  проблеме.

                            Композиция  сочинения  части  С.

1.  Вступление.( сообщение  о  теме, авторе, положительном   впечатлении о тексте, именительный  темы, цитата, риторический  вопрос, риторическое  восклицание )

2.Основная  часть :                                                                                                                           --анализ  проблематики  текста( перечисление  проблем)                                                                     -выбрать  одну  из  рассматриваемых  проблем, чётко  её  сформулировать,  мотивировать  выбор;

-растолковать  проблему,  разъяснить, охарактеризовать  её,  сказав  об  отношении  общества  к  ней,  её актуальности,  новизне;  объяснить  интерес автора  к  проблеме,  ходе  его  мыслей;

--Формулирование  позиции  автора,  объяснение причины  такой  позиции.

-Изложение  собственного   мнения :

*выражение  согласия, несогласия  с  автором,  принятие  или  непринятие  его  позиции;

*формулирование  собственной  позиции;

*доказательство  справедливости  собственной  позиции(подобрать  не   менее 2х-доводов,  доказывающих  справедливость  тезиса;  подкрепить   доводы  конкретными  примерами ,  ссылками.

*вывод из  аргументации(сделать  вывод  о  верности  позиции,  справедливости  тезиса)

3.Концовка( нравственный  вывод, призыв, пословица,  пожелание  на  будущее,  риторическое  восклицание).

               

           С  чего  начать  сочинение?

1.Определение   темы  текста( возможное начало) :

«Автора  текста, который  я  прочитал(а) , привлекает  тема… Через весь текст проходит мысль о том ,что…»

*Сообщение  об  авторе:

« ФИО - настоящий  мастер  слова,  публицист, автор  многих  статей  на  нравственные  темы. Текст,  который  я  прочитал(а), заставил  меня  задуматься  о  …»

*Именительный  темы:

«Книга…   Кто  из  нас  не  задумывался о пользе  чтения?..»

«Сергей Есенин… Его можно назвать поэтом-волшебником , который открыл нам  дивный мир природы».

« Дружба- это одно из самых светлых чувств, которое  зачастую оказывается крепче  кровных родственных связей, так как в дружбе людей  связывает не биологическое родство , а духовная близость. «

*Риторический  вопрос:

«Человек и природа. Каково их влияние друг на друга? Как  необходимо человеку  относиться к окружающему миру , чтобы сохранить  его для будущих  поколений?  Эти вопросы волнуют …«

*Пословица:

«Народная  мудрость  гласит :»Не  имей  сто  рублей,  а  имей сто  друзей».  Справедливо  ли  это утверждение ? Поиску  ответа  на  данный  вопрос  посвящен  текст   писателя (ФИО)».

Сочинение  нежелательно  начинать  с  избитых  фраз  типа « Темой  текста  является..»,

«  В   этом  тексте  говорится…».  Вступление  должно  быть  ярким,   своеобразным,  говорить  об  индивидуальности  автора  сочинения,  свободе  его  мышления.

           

Обоснование  актуальности  темы  текста.  Используйте  фразы:

«Актуальность   темы  текста (ФИО)   определяется  тем  , что  …»                                    

«Текст (ФИО) посвящен   актуальной  теме…»

«Сегодня  актуальность  темы,  поднятой …  в  тексте, не ослабевает,  потому  что…»

« Всё  сказанное  определяет  актуальность темы  текста (ФИ писателя)»

«Тема… , которой  посвящен  текст  известного  писателя…,  актуальна, так  как…»

« … - вот  тема  рассуждений  писателя….  Её  актуальность   очевидна,  ведь  сегодня…»

«Тема , поднимаемая  автором, не  утратила  своей  актуальности  и сегодня в  связи  с  тем, что...»       

 2.  Вычленение    проблем  исходного  текста.

Проблема-  сложный  вопрос, требующий  разрешения, изучения.

Обычно  проблема  подсказана  темой,  вытекает  из неё, но далеко не  всегда  чётко  формулируется  самим  автором

Проблема  может  быть  сформулирована  в  виде  вопроса: « Что  такое счастье? Бывает ли человек абсолютно счастлив?», « Необходимо  ли  милосердие  в  нашей  жизни« Что заставляет человека  чувствовать себя одиноким« Как  взаимосвязаны  нравственные устои общества и  развитие страны в целом?» 

Или   как  сочетание  слова  «проблема»  с  существительным  в  родительном  падеже:  в тексте поднимается   проблема  милосердия, чести, исторической памяти, роли литературы в  духовной жизни современного общества, нравственного  выбора (между  чем  и  чем), социальной  справедливости, жестокого  отношения (к  чему  или  кому), одиночества,  экологии, взаимоотношения  «отцов и детей»,

цели  и  смысла  (жизни, писательского  труда  и  т.д),  сложности  жизни, роли  ( книг, музыки ,природы и т.п.)  в жизни  человека  и  др.

  Как  правило,  описанный  случай  для  автора -  иллюстрация  к  его  размышлениям о  проблеме.

Используйте  фразы:

»Автор  поднимает  важную  проблему…»

»Проблема,  которую  рассматривает  автор, заключается в  том, что…»

»Проблема, которую  поднимает  автор, волнует  умы…  ».

»Проблема…привлекает  внимание  многих  …   .  Задумался о ней и…»  »Обращение  к  тексту…заставило  меня   задуматься  о  проблеме… , которую  и  рассматривает  автор.

» Что  есть… ?  В  чем… ?  Эту  важную  для  каждого  проблему  поднимает автор  текста.»

»Волнующая    всех нас  проблема…  поднимается  известным  писателем …           

     

  3.     Определение  позиции   автора.

Ответьте  на  следующие  вопросы:

-что  хотел  сказать  своим  читателям  автор, создавая  текст?

-как  автор  оценивает описываемую конкретную  ситуацию , поступки  героев?

Используйте   фразы:

«    Рассуждения  автора  посвящены  проблеме…     Автор(ФИ)  придерживается  следующего  мнения…»

« Внимание  … привлекает  проблема…  .   Позиция  его  заключается  в  том,  что…»

«  Рассматривая  проблему… , автор  весьма  четко  формулирует  собственное  мнение:  он…»

«  Позиция  автора  заключается  в  том,  что… «

«Анализируя  проблему… ,  писатель  приходит  к  выводу  о том , что…»

«Рассуждения…  касаются  проблемы… .  Позиция  автора, заявленная  открыто, заключается  в  том,  что…»

«Автор  так  определяет  своё  отношение  к …

Если  автор  рассказывает  о  каком-то  событии,  не  вмешиваясь  в  повествование, и  его  позиция  не  обозначена  прямо, можно  написать  примерно  следующее:

«Писатель  не  высказывает  своего  отношения  к  происходящему, но  мы, читатели, прекрасно  понимаем , что  так  поступать  недопустимо, потому  что  это  влечёт  за  собой… «.

*Некоторые  авторы  говорят  от имени  героя-рассказчика. Что  делать  в  таких  случаях?

-Чаще  всего  ответ  надо  искать  в  речи  героя, его поступках, размышлениях, отношении к окружающим. Из этого можно  сделать  вывод  о  том, что  он   собой  представляет.

* Не  надо  ставить  знак  равенства  между  автором  и  героем-  рассказчиком.

*Если проблема  представлена  в  форме  вопроса, то  позиция  автора должна  звучать  как  ответ  на  этот  вопрос.  Если  по  формуле «проблема +существительное  в  родительном  падеже», то  это  существительное  должно  звучать в  обозначении  авторской  позиции.

4.Формулирование   собственной  позиции(собственное  мнение)

Не  должно быть  просто: «Я  согласен  с  автором, что…»

Нужно  писать  примерно  так: « Я  согласен/не согласен  с  автором , потому  что…  и  считаю…

«Думаю, что  следует  согласиться  с  автором  в том, что…»

«Я  одобряю  позицию  автора  и  вслед  за  ним  скажу, что…»

«Мне  близка  позиция  автора  относительно…    . Я  тоже  считаю, что…

«Я  разделяю  мнение  автора  и  считаю, что…»

«В  целом  разделяя  позицию  автора  относительно… , выскажу особое  мнение   о…  .  Я  считаю, что…»

« Нет  сомнения в  том, что  слова  автора  о …   заслуживают   одобрения.  По  моему  мнению, …    .»

«  Пожалуй,  я  соглашусь  с  автором  в  том , что…  .   Однако  на  вопрос  о     … у   меня  собственная  точка  зрения, которая  состоит  в  том,  что…».

                       Подбор  аргументов

1.Эпизоды  художественных   произведений.

2.Характеристика  литературных  героев.

3.Факты, события, выводы  науки(теории, гипотезы, аксиомы)

4.Статистические  данные.

5.Свидетельства  очевидцев.

6.Ссылки  на  авторитетных  людей, цитаты  из  их  трудов и  произведений.

7.Пословицы  и  поговорки, отражающие  народную  мудрость .

8.Обращение  к Библии.

Цитировать  нужно  осторожно  и  лучше  не  пользоваться  кавычками, а  давать  цитату  в  своём-  по  возможности точном-пересказе.

Вспомним встречу  И. Пущина  с  А.С.Пушкиным, находящимся под надзором полиции. И. Пущин  описывает свои чувства, вызванные неожиданной встречей с другом: «бегу, «выскакиваю», « тащу» , « целуемся».Друзей переполняет радость встречи. Мгновения  того памятного дня  как бы  оживают в наших глазах. И  невольно вспоминаются  пушкинские строчки, адресованные другу : « Мой первый друг -мой друг бесценный…»

                              Аргументы.

1.Пословицы:

 «Птицы сильны крыльями , а люди- дружбой»

 »Друзья познаются в беде»

«Без друга на сердце вьюга»

«Всякому мила своя сторона»

«Терпение и труд всё перетрут»

«Смерти бояться – на свете не жить»\

«Всяк человек своего счастья кузнец»

«Жизнь дана на добрые дела»

«Умную голову почитают смолоду»

«Грамоте учиться -всегда пригодится»

« Знание-сила»

« Книга -к мудрости ступенька»

« С лица воды не пить»

«Береги честь смолоду»

  Мысли мудрых людей

» Счастливая доля- гордиться друзьями»( В.Фёдоров)

«Человеку нельзя жить без Родины как нельзя жить без сердца» ( К.Паустовский)

«Труд облагораживает человека» (В.Г.Белинский)

«Праздность- корень зла всему»( А.Суворов)

 «Злые языки страшнее пистолета»(А.С.Грибоедов)

«Наша земля- наш родной дом»(С.Залыгин)

«Память- важнейшее свойство бытия. ( Д.С.Лихачев)

« Боль «младшего брата» прими как свою»(М.Пришвин)

«Надо верить в возможность счастья, чтьбы быть счастливым»( Л.Н.Толстой)

«Никогда не знает меры счастье» (Сенека)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по русскому языку в 10 классе «Обучение использованию литературных аргументов при написании части С в ЕГЭ».

Материал рассчитан на два урока, где учащиеся повторяют все композиционные элементы сочинения-рассуждения, которое является одним из основных видов творческого задания части С при написании ЕГЭ...

Проблемы и аргументы (для подготовки к ЕГЭ по русскому языку)

Проблемы и аргументы (для подготовки учащихся к ЕГЭ по русскому языку)....

Интенсивный курс подготовки к ЕГЭ по русскому языку на основе опорных схем, таблиц и алгоритмов

Подготовка к ЕГЭ по русскому языку требует от учителя использования самых эффективных приёмов в обучении, в основе которых прежде всего должен  лежать принцип интенсивности. А это позволит осущес...

Опорный конспект при подготовке к ОГЭ по русскому языку

Данный опорный конспект поможет вспомнить и обобщить необходимые сведения при подготовке  к ОГЭ...

Конспект урока по русскому языку в 6 классе План – конспект урока по русскому языку в 6 классе по теме : « Лексика. Слово и его лексическое значение».

Конспект урока по русскому языку в  6 классеПлан – конспект урока по русскому языку в 6 классе по теме : « Лексика. Слово и его лексическое значение»....

Работа с текстом при подготовке к ОГЭ по русскому языку. Подбор аргументов к сочинению 15.3 (сила духа, героизм, мечта)

Данное занятие целесобразно проводить в преддверии Дня космонавтики.Материалом для работы учащихся являются 3 текста (о Ю. Гагарине, В. Терешковой, Г. Гречко), примеры из которых могут послужить аргум...

Программа кружка «Русское слово» «Подготовка к ОГЭ по русскому языку»

Основная цель данного курса состоит в повышении грамотности учащихся, в развитии культуры письменной речи. Свободное владение орфографией и пунктуацией предполагает не только знание правил и умение по...