Подготовка к ЕГЭ по русскому языку. Сочинение.(Пошаговая инструкция: план, опорные слова, аргументы)
методическая разработка по русскому языку (11 класс) по теме
Данный материал содержит практические рекомендации к написанию сочинения-рассуждения: план, опорные слова, аргументы. Предназначен для подготовки выполнения задания "С" на ЕГЭ по русскому языку. "Пошаговая" инструкция может быть использована как учащимися при самостоятельной подготовке к экзамену, так и учителями на уроке или индивидуальной работе с выпускниками.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Пошаговая инструкция в помощь выпускнику на ЕГЭ по русскому языку. | 55 КБ |
Предварительный просмотр:
В помощь выпускнику, выполняющему задание С на ЕГЭ по русскому языку.
Пошаговая инструкция.
ЕГЭ (часть С)
Основные части:
1. Определить тему текста, выявить и сформулировать одну из проблем, поставленных автором текста.
2. Прокомментировать эту проблему.
3. Определить и сформулировать позицию автора по отношению к этой проблеме.
4. Сформулировать и аргументировать собственное отношение к поставленной проблеме.
Композиция сочинения части С.
1. Вступление.( сообщение о теме, авторе, положительном впечатлении о тексте, именительный темы, цитата, риторический вопрос, риторическое восклицание )
2.Основная часть : --анализ проблематики текста( перечисление проблем) -выбрать одну из рассматриваемых проблем, чётко её сформулировать, мотивировать выбор;
-растолковать проблему, разъяснить, охарактеризовать её, сказав об отношении общества к ней, её актуальности, новизне; объяснить интерес автора к проблеме, ходе его мыслей;
--Формулирование позиции автора, объяснение причины такой позиции.
-Изложение собственного мнения :
*выражение согласия, несогласия с автором, принятие или непринятие его позиции;
*формулирование собственной позиции;
*доказательство справедливости собственной позиции(подобрать не менее 2х-доводов, доказывающих справедливость тезиса; подкрепить доводы конкретными примерами , ссылками.
*вывод из аргументации(сделать вывод о верности позиции, справедливости тезиса)
3.Концовка( нравственный вывод, призыв, пословица, пожелание на будущее, риторическое восклицание).
С чего начать сочинение?
1.Определение темы текста( возможное начало) :
«Автора текста, который я прочитал(а) , привлекает тема… Через весь текст проходит мысль о том ,что…»
*Сообщение об авторе:
« ФИО - настоящий мастер слова, публицист, автор многих статей на нравственные темы. Текст, который я прочитал(а), заставил меня задуматься о …»
*Именительный темы:
«Книга… Кто из нас не задумывался о пользе чтения?..»
«Сергей Есенин… Его можно назвать поэтом-волшебником , который открыл нам дивный мир природы».
« Дружба- это одно из самых светлых чувств, которое зачастую оказывается крепче кровных родственных связей, так как в дружбе людей связывает не биологическое родство , а духовная близость. «
*Риторический вопрос:
«Человек и природа. Каково их влияние друг на друга? Как необходимо человеку относиться к окружающему миру , чтобы сохранить его для будущих поколений? Эти вопросы волнуют …«
*Пословица:
«Народная мудрость гласит :»Не имей сто рублей, а имей сто друзей». Справедливо ли это утверждение ? Поиску ответа на данный вопрос посвящен текст писателя (ФИО)».
Сочинение нежелательно начинать с избитых фраз типа « Темой текста является..»,
« В этом тексте говорится…». Вступление должно быть ярким, своеобразным, говорить об индивидуальности автора сочинения, свободе его мышления.
Обоснование актуальности темы текста. Используйте фразы:
«Актуальность темы текста (ФИО) определяется тем , что …»
«Текст (ФИО) посвящен актуальной теме…»
«Сегодня актуальность темы, поднятой … в тексте, не ослабевает, потому что…»
« Всё сказанное определяет актуальность темы текста (ФИ писателя)»
«Тема… , которой посвящен текст известного писателя…, актуальна, так как…»
« … - вот тема рассуждений писателя…. Её актуальность очевидна, ведь сегодня…»
«Тема , поднимаемая автором, не утратила своей актуальности и сегодня в связи с тем, что...»
2. Вычленение проблем исходного текста.
Проблема- сложный вопрос, требующий разрешения, изучения.
Обычно проблема подсказана темой, вытекает из неё, но далеко не всегда чётко формулируется самим автором
Проблема может быть сформулирована в виде вопроса: « Что такое счастье? Бывает ли человек абсолютно счастлив?», « Необходимо ли милосердие в нашей жизни?» « Что заставляет человека чувствовать себя одиноким?» « Как взаимосвязаны нравственные устои общества и развитие страны в целом?»
Или как сочетание слова «проблема» с существительным в родительном падеже: в тексте поднимается проблема милосердия, чести, исторической памяти, роли литературы в духовной жизни современного общества, нравственного выбора (между чем и чем), социальной справедливости, жестокого отношения (к чему или кому), одиночества, экологии, взаимоотношения «отцов и детей»,
цели и смысла (жизни, писательского труда и т.д), сложности жизни, роли ( книг, музыки ,природы и т.п.) в жизни человека и др.
Как правило, описанный случай для автора - иллюстрация к его размышлениям о проблеме.
Используйте фразы:
»Автор поднимает важную проблему…»
»Проблема, которую рассматривает автор, заключается в том, что…»
»Проблема, которую поднимает автор, волнует умы… ».
»Проблема…привлекает внимание многих … . Задумался о ней и…» »Обращение к тексту…заставило меня задуматься о проблеме… , которую и рассматривает автор.
» Что есть… ? В чем… ? Эту важную для каждого проблему поднимает автор текста.»
»Волнующая всех нас проблема… поднимается известным писателем …
3. Определение позиции автора.
Ответьте на следующие вопросы:
-что хотел сказать своим читателям автор, создавая текст?
-как автор оценивает описываемую конкретную ситуацию , поступки героев?
Используйте фразы:
« Рассуждения автора посвящены проблеме… Автор(ФИ) придерживается следующего мнения…»
« Внимание … привлекает проблема… . Позиция его заключается в том, что…»
« Рассматривая проблему… , автор весьма четко формулирует собственное мнение: он…»
« Позиция автора заключается в том, что… «
«Анализируя проблему… , писатель приходит к выводу о том , что…»
«Рассуждения… касаются проблемы… . Позиция автора, заявленная открыто, заключается в том, что…»
«Автор так определяет своё отношение к …
Если автор рассказывает о каком-то событии, не вмешиваясь в повествование, и его позиция не обозначена прямо, можно написать примерно следующее:
«Писатель не высказывает своего отношения к происходящему, но мы, читатели, прекрасно понимаем , что так поступать недопустимо, потому что это влечёт за собой… «.
*Некоторые авторы говорят от имени героя-рассказчика. Что делать в таких случаях?
-Чаще всего ответ надо искать в речи героя, его поступках, размышлениях, отношении к окружающим. Из этого можно сделать вывод о том, что он собой представляет.
* Не надо ставить знак равенства между автором и героем- рассказчиком.
*Если проблема представлена в форме вопроса, то позиция автора должна звучать как ответ на этот вопрос. Если по формуле «проблема +существительное в родительном падеже», то это существительное должно звучать в обозначении авторской позиции.
4.Формулирование собственной позиции(собственное мнение)
Не должно быть просто: «Я согласен с автором, что…»
Нужно писать примерно так: « Я согласен/не согласен с автором , потому что… и считаю…
«Думаю, что следует согласиться с автором в том, что…»
«Я одобряю позицию автора и вслед за ним скажу, что…»
«Мне близка позиция автора относительно… . Я тоже считаю, что…
«Я разделяю мнение автора и считаю, что…»
«В целом разделяя позицию автора относительно… , выскажу особое мнение о… . Я считаю, что…»
« Нет сомнения в том, что слова автора о … заслуживают одобрения. По моему мнению, … .»
« Пожалуй, я соглашусь с автором в том , что… . Однако на вопрос о … у меня собственная точка зрения, которая состоит в том, что…».
Подбор аргументов
1.Эпизоды художественных произведений.
2.Характеристика литературных героев.
3.Факты, события, выводы науки(теории, гипотезы, аксиомы)
4.Статистические данные.
5.Свидетельства очевидцев.
6.Ссылки на авторитетных людей, цитаты из их трудов и произведений.
7.Пословицы и поговорки, отражающие народную мудрость .
8.Обращение к Библии.
Цитировать нужно осторожно и лучше не пользоваться кавычками, а давать цитату в своём- по возможности точном-пересказе.
Вспомним встречу И. Пущина с А.С.Пушкиным, находящимся под надзором полиции. И. Пущин описывает свои чувства, вызванные неожиданной встречей с другом: «бегу, «выскакиваю», « тащу» , « целуемся».Друзей переполняет радость встречи. Мгновения того памятного дня как бы оживают в наших глазах. И невольно вспоминаются пушкинские строчки, адресованные другу : « Мой первый друг -мой друг бесценный…»
Аргументы.
1.Пословицы:
«Птицы сильны крыльями , а люди- дружбой»
»Друзья познаются в беде»
«Без друга на сердце вьюга»
«Всякому мила своя сторона»
«Терпение и труд всё перетрут»
«Смерти бояться – на свете не жить»\
«Всяк человек своего счастья кузнец»
«Жизнь дана на добрые дела»
«Умную голову почитают смолоду»
«Грамоте учиться -всегда пригодится»
« Знание-сила»
« Книга -к мудрости ступенька»
« С лица воды не пить»
«Береги честь смолоду»
Мысли мудрых людей
» Счастливая доля- гордиться друзьями»( В.Фёдоров)
«Человеку нельзя жить без Родины как нельзя жить без сердца» ( К.Паустовский)
«Труд облагораживает человека» (В.Г.Белинский)
«Праздность- корень зла всему»( А.Суворов)
«Злые языки страшнее пистолета»(А.С.Грибоедов)
«Наша земля- наш родной дом»(С.Залыгин)
«Память- важнейшее свойство бытия. ( Д.С.Лихачев)
« Боль «младшего брата» прими как свою»(М.Пришвин)
«Надо верить в возможность счастья, чтьбы быть счастливым»( Л.Н.Толстой)
«Никогда не знает меры счастье» (Сенека)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок по русскому языку в 10 классе «Обучение использованию литературных аргументов при написании части С в ЕГЭ».
Материал рассчитан на два урока, где учащиеся повторяют все композиционные элементы сочинения-рассуждения, которое является одним из основных видов творческого задания части С при написании ЕГЭ...
Проблемы и аргументы (для подготовки к ЕГЭ по русскому языку)
Проблемы и аргументы (для подготовки учащихся к ЕГЭ по русскому языку)....
Интенсивный курс подготовки к ЕГЭ по русскому языку на основе опорных схем, таблиц и алгоритмов
Подготовка к ЕГЭ по русскому языку требует от учителя использования самых эффективных приёмов в обучении, в основе которых прежде всего должен лежать принцип интенсивности. А это позволит осущес...
Опорный конспект при подготовке к ОГЭ по русскому языку
Данный опорный конспект поможет вспомнить и обобщить необходимые сведения при подготовке к ОГЭ...
Конспект урока по русскому языку в 6 классе План – конспект урока по русскому языку в 6 классе по теме : « Лексика. Слово и его лексическое значение».
Конспект урока по русскому языку в 6 классеПлан – конспект урока по русскому языку в 6 классе по теме : « Лексика. Слово и его лексическое значение»....
Работа с текстом при подготовке к ОГЭ по русскому языку. Подбор аргументов к сочинению 15.3 (сила духа, героизм, мечта)
Данное занятие целесобразно проводить в преддверии Дня космонавтики.Материалом для работы учащихся являются 3 текста (о Ю. Гагарине, В. Терешковой, Г. Гречко), примеры из которых могут послужить аргум...
Программа кружка «Русское слово» «Подготовка к ОГЭ по русскому языку»
Основная цель данного курса состоит в повышении грамотности учащихся, в развитии культуры письменной речи. Свободное владение орфографией и пунктуацией предполагает не только знание правил и умение по...